Вторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста , а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.
Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего - от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.
«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», - рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.
Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки . Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.
«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль . И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», - комментирует Денис Еременко.
Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.
Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто» , по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей . Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.
Иномарки не первой свежести
В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки . Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%) .
25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России (данные «Автостата»)
№ | Модель | Сентябрь 2016 г. | Изм., % | Январь-сентябрь 2016 г. | Изм., % |
1. | Lada 2114 | 13 659 | -6,8 | 115 588 | 1,2 |
2. | Lada 2107 | 12 519 | -16,4 | 109 640 | -10,7 |
3. | Ford Focus | 11 738 | -0,3 | 94 969 | 12,6 |
4. | Lada 2110 | 10 992 | -10,1 | 92 107 | -6,8 |
5. | Toyota Corolla | 9 191 | 1,7 | 77 450 | 10,9 |
6. | Lada 2170 | 8 873 | 6,1 | 72 725 | 13,5 |
7. | Lada 4x4 | 8 630 | -4,1 | 71 565 | 1 |
8. | Lada 2112 | 8 092 | -5,9 | 66 711 | -3,8 |
9. | Lada 2115 | 7 782 | -5,4 | 64 734 | -1,6 |
10. | Lada 2109 | 7 005 | -20,6 | 61 229 | -17 |
11. | Toyota Camry | 6 327 | 24,6 | 52 277 | 30,6 |
12. | Hyundai Solaris | 6 065 | 51,4 | 44 599 | 59,6 |
13. | Daewoo Nexia | 6 023 | -2,3 | 49 652 | 2,1 |
14. | Chevrolet Niva | 5 853 | 6,1 | 48 528 | 16 |
15. | Renault Logan | 5 825 | -2,7 | 49 425 | 7,8 |
16. | Opel Astra | 5 611 | 6,2 | 44 494 | 18,1 |
17. | Lada 2106 | 5 557 | -24,3 | 48 816 | -20,7 |
18. | Lada 21099 | 5 494 | -20,3 | 49 084 | -16,4 |
19. | Volkswagen Passat | 5 266 | 3,4 | 42 693 | 8 |
20. | Mitsubishi Lancer | 4 980 | 3,7 | 41 482 | 10,5 |
21. | Kia Rio | 4 939 | 23,2 | 38 530 | 39,7 |
22. | Lada 2190 | 4 816 | 28,4 | 37 670 | 48,2 |
23. | Lada 2172 | 4 694 | 1,5 | 38 810 | 11,2 |
24. | Daewoo Matiz | 4 223 | -3,1 | 33 751 | 5,5 |
25. | Skoda Octavia | 3 798 | 8,3 | 30 462 | 21,3 |
Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто - доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок , и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.
Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста - их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», - констатирует Денис Еременко.
А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo - на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», - отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене - от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.
По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины , но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила - реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.
Российские автовладельцы на фоне падения доходов все активнее уходят на вторичный авторынок. По прогнозу PwC и "Avito Авто", в ближайшие годы продажи подержанных машин будут расти примерно на 7% в год, есть и более оптимистичные оценки — до 10% роста. Объем этого рынка уже в 2016 году может превысить 2 трлн руб. Но предложение самого востребованного сегмента, машин возрастом до пять лет, будет сокращаться, а цены на них соответственно расти — это следствие падения продаж новых автомобилей, длящегося с марта 2013 года.
За первые девять месяцев этого года вторичный рынок автомобилей в РФ вырос на 7%, до 3,8 млн машин, отмечается в исследовании PwC совместно с "Avito Авто". Но с июля темп роста продаж замедлился: еще в мае положительная динамика год к году достигала 17%, но в июле продажи выросли лишь на 1%, в августе — на 4%, в сентябре остались стабильными. Из исследования следует, что торможение частью связано с "высокой базой" 2015 года — тогда динамика рынка коррелировала с курсом рубля с лагом около месяца: "Потребители отслеживали изменения курсов и стремились приобрести товары до подорожания".
По итогам 2016 года эксперты ожидают рост вторичного авторынка на 7%, тогда как продажи новых машин упадут на 14%. Соотношение продаж машин с пробегом и новых вырастет до 4,1 — максимума за последние восемь лет (в 2015 году — 3,3). Среднегодовые темпы роста сектора в ближайшие пять лет составят 7%, в 2016 году объем "вторички", по ожиданиям экспертов, достигнет 5,3 млн машин, в 2020 году — 6,8 млн штук. В денежном выражении рынок новых автомобилей в 2016 году вырастет на 2%, до 1,78 трлн руб., а машин с пробегом — на 10%, до 2 трлн руб. При этом за два года средневзвешенная цена новых машин вырастет на 43,7% против 13,2% на "вторичке".
По мнению главы "Avito Авто" Сергея Литвиненко, одним из ключевых драйверов рынка в ближайшие годы будет развитие онлайн-технологий продаж авто с пробегом, что приведет к снижению трансакционных издержек и увеличению оборачиваемости. Он также отмечает тенденцию к повышению прозрачности рынка и росту доли профессиональных игроков. По предварительным данным, в 2016 году доля официальных дилеров в сегменте вырастет на 3 п. п., до 11%. Но хотя объем парка будет расти, доля автомобилей возрастом до пяти лет будет сокращаться — из-за низких продаж новых автомобилей с 2013 года, подчеркивает Сергей Литвиненко, что в перспективе может привести к росту цен. На фоне снижения доходов населения тенденция ухода потребителей от новых к подержанным автомобилям сохраняется, говорят в "Авто.ру", поэтому на вторичном рынке немного снижается популярность машин до 500 тыс. руб. в пользу более дорогих — 0,5-1 млн руб. По данным портала, в августе и сентябре по просмотрам лидировала Lada (9,9% и 10%), далее в сентябре шли Volkswagen (8%), BMW (7,4%), Ford (6,9%) и Mercedes (6,5%). Руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев настроен оптимистичнее PwC и "Avito Авто" и рассчитывает, что вторичный авторынок может вырасти в 2016 году в пределах 10%.
Для дилеров "вторичка" стала альтернативой падающему спросу на новые автомобили (за январь--сентябрь на 14%, до 1,02 млн машин). В "Автоспеццентре" отмечают, что чуть меньше трети продаж машин с пробегом через официальных дилеров приходится на Москву и Московскую область, но ожидают, что в ближайшие годы эти продажи начнут расти и в регионах. Директор по маркам компании Александр Зиновьев прогнозирует, что объем продаж на вторичном рынке может "даже несколько превысить прогнозы экспертов". В "Автоспеццентре" в первом полугодии 23,5% продаж пришлось на trade-in, в "Рольфе" продажи машин с пробегом за девять месяцев выросли на 41% (в октябре — на 60%). План "Рольфа" по году — нарастить продажи "вторички" вдвое, а в перспективе довести соотношение сегментов подержанных и новых машин до "50/50". В компании замечают рост внутреннего trade-in — "обмен б/у на б/у": его доля составляет 12-14%.
Легко ли продать подержанный автомобиль на вторичном рынке в мае 2016? Растут или снижаются продажи машин с пробегом? Что пользуется наибольшим спросом на вторичке? Рассмотрим это в настоящем обзоре.
Увеличение спроса на подержанные автомобили обусловлено падением продаж новых автомобилей. Рост цен на новые машины, наблюдающийся в последнее время, не делает их более привлекательными по сравнению c б/у авто, тем более что вторичка традиционно превосходит по объемам продаж рынок новых машин, а в условиях кризиса такое опережение будет только увеличиваться. В первом полугодии 2016 года в Российской Федерации на каждый проданный новый легковой автомобиль приходилось четыре с пробегом. А низкий курс рубля, делающий новые авто еще дороже и отсутствие роста реальных доходов населения, вынуждают покупателей обращаться на вторичный рынок. Вместе с тем, автоэксперты полагают, что если продажи новых машин начнут увеличиваться, то вслед за ними еще быстрее пойдет в рост и рынок подержанных автомобилей, так как предложение на вторичке вырастет.
В настоящее время многие россияне заметно увеличили сроки эксплуатации своих автомобилей – из-за невыгодного курса рубля многие не могут позволить себе новый автомобиль и, соответственно уходят на вторичный рынок; очень часто автовладельцы выставляют на продажу свою машину для того, чтобы приобрести более престижный, но такой же подержанный автомобиль.
Статистика свидетельствует, что наблюдающийся рост объемов продаж на вторичке обеспечивается за счет иномарок в отличие от продукции отечественного автопрома. По данным авторитетных источников в 2016 году продажи иномарок увеличились на 12% и составили более семисот семидесяти тысяч штук. Продажи российских машин сократились и составили немногим более трехсот сорока тысяч штук, притом, что российские автомобили считаются более привлекательными по цене, хотя и менее надежными.
По-прежнему лидерами роста объемов продаж на вторичном рынке являются подержанные Hyundai Solaris и Kia Rio – они особенно привлекательны для бывших клиентов автосалонов. Традиционно очень востребована продукция АВТОВАЗа – по данным автоэкспертов на ее долю приходится более 25%. В 2016 году вазовскую классику уверенно потеснили пятидверные хэтчбэки семейства Samara, неплохо обстоят дела у хита среди новых автомобилей – Lada Granta, хотя и объемы продаж Гранты с пробегом уступают объемам реализации и .
Наибольшее падение спроса отмечается на продукцию советских брендов, которые уже не производятся, но которые все еще можно встретить на авторынках.
Удивительно, но даже несмотря на то, что качество новых машин зачастую оставляет желать лучшего, отмечается рост спроса на б/у автомобили китайского производства. Лидируют автомобили Chery. И опять единственным фактором увеличения спроса на продукцию китайского автопрома является слабый рубль и невысокие доходы населения.
Итак, если вам необходимо продать в Москве свой автомобиль с пробегом, компания «Продавай-авто.ру» рекомендует вам не заниматься его продажей самостоятельно, а воспользоваться помощью специалистов, даже в условиях роста вторичного рынка. «Продавай-авто.ру» – это команда профессионалов, работающая для вас!
Мы обладаем солидным опытом в купле-продаже автомобилей в Москве, в чем не раз убеждались наши клиенты!
Позвоните нам, оставьте заявку на сайте и мы предложим вам достойную цену за ваш автомобиль, даже если он не вошел в список самых продаваемых в России авто с пробегом!
В 2016 году объем вторичного рынка легковых автомобилей в России составил 5 293 236 единиц (+6%), а в декабре он снизился относительно того же месяца 2015 года на 0,7%,до 440 754 шт., сообщает агентство «Автостат» .
В декабре прошлого года на российском авторынке подержанных автомобилей традиционно лидировала Lada - всего было продано 119 626 шт. (-8,7%). На второй строчке - Toyota с результатом 50 656 шт . (+0,6%), в десятку наиболее популярных брендов вошли также Nissan - 23611 шт. (+4,3%), Chevrolet - 18978 шт. (+0,8%), Hyundai - 18952 шт . (+7,6%), Ford - 17278 шт. (+1,3%), Volkswagen - 16653 шт. (+4,3%),Kia - 15343 шт. (+10%), Renault - 14372 шт. (+3%) и Mitsubishi - 13971 шт. (-0,1%).
Отрицательную динамику в ведущей десятке показали лишь Lada и Mitsubishi . На рынке б/у автомобилей в последнем месяце прошлого года особенно выросли продажи у марок: Lifan - плюс 34,1% (1415 проданных машин), Geely - плюс 17,4% (1047 шт.), Land Rover - плюс 17% (2749 шт.), Citroen - плюс 12,3% (2364 шт.) и Skoda - плюс 11,9% (6741 шт.).
Топ-10 моделей рынка б/у автомобилей выстроился следующим образом (декабрь, 2016 г.):
- Lada 2114 - 13542 шт. (-4,7%)
- Lada 2107 - 11 303 шт. (-16,1%)
- Ford Focus - 11 032 шт. (+1,6%)
- Lada 2110 - 10 473 шт. (-13,2%)
- Lada 2170 - 8828 шт. (+4,3%)
- Lada 4x4 - 8585 шт. (-8,7%)
- Toyota Corolla - 8566 шт. (-6,5%)
- Lada 2112 - 7590 шт. (-11,2%)
- Lada 2115 - 7313 шт. (-10,2%)
- Toyota Camry - 6299 шт. (+13,4%).
На рынке автомобилей с пробегом наибольший рост в декабре прошлого года продемонстрировали Lada 2190 (+34,9%) и Hyundai Solaris (+32,8%). Самую сильную отрицательную динамику рынка (более 10%) в декабре показали уже снятые с производства вазовские модели: Lada 2106 (-24,4%; 4428 шт.), Lada 2109 (-24,4%; 6087 шт.), Lada 21099 (-17,4%; 5231 шт.), Lada 2107 (-16,1%; 11 303 шт.) и Lada 2110 (-13,2%; 10 473 шт.).
- Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей, согласно , в 2016 году просел на 11%, до 1 425 791 шт., в декабре падение составило 1% (145 668 шт.).
- Недавно статистку через интернет за последний квартал прошедшего года предоставил сайт автомобильных объявлений «Avito Авто». Согласно этому исследованию, спрос (количество запрошенных контактов по объявлениям) на подержанные легковые автомобили с октября по декабрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 18%.
Топ-40 марок легковых автомобилей с пробегом в России за периоды декабрь 2016/2015 гг. и январь-декабрь 2016/2015 гг.
Топ-25 моделей легковых автомобилей с пробегом в России за периоды декабрь 2016/2015 гг. и январь-декабрь 2016/2015 гг.