Как появилось первое такси?
Сейчас услугой такси никого не удивишь. Кажется, что она была всегда. Кто нам
поможет, если мы опаздываем на работу, задержались допоздна у друзей или
находимся на вокзале с большим багажом? Конечно же, в голову сразу приходит
такси.
Появление услуги по перевозке.
Где же впервые появилось такси? Кто первый придумал такую услугу? Об этом
спорят между собой Франция и Англия. И если Франция указывает появление
платных перевозок примерно 17 век, то Англия точно знает дату. В 1639 году
была получена первая лицензия на извоз.
Эти страны так и развивали услугу практически одновременно. Сначала
осуществляли конные перевозки людей и грузов. Во Франции их называли
«фиакрами», от названия церкви Святого Фиакра, рядом с которой находился
первый парк конных экипажей. В Англии сначала их называли «хекни», что
переводится как «разъездная лошадь», затем такой транспорт стали называть
кабриолетами, из-за устройства самой кабины, и позднее народ сократил
название до «Кэб».
Лошади больше не в моде.
С развитием технического прогресса в конце 19 века лошадей сменили
автомобили. Но встала проблема, как считать плату за проезд. И вот, в начале
20го века, постоянные разногласия пассажиров и водителей в вопросах стоимости
проезда, повлияли на создание первого таксометра. Он автоматически определял
цену за проезд, учитывая расстояние и время в пути.
Это разом решило все существующие расхождения.
После этого, все автомобили, которые занимались извозом стали оборудоваться
такими устройствами. Отсюда и появилось название «такси», но в консервативной
Англии так и осталось название «кэб».
«Рено» всех опередил.
Копания Renault поняв, каким большим спросом стала пользоваться эта услуга,
первой запустила выпуск машин специально для такси. Оснащая их всем
необходимым. А для того, чтобы они отличались от других автомобилей,
производитель выкрашивал их в зеленый и красный цвет. Скорость первых такси
была 20 км/ч. Кабина выглядела следующих образом: места для пассажиров были
отдельно от водителя и защищены кабинкой от непогоды. Водителю же приходилось
одевать специальную униформу, чтобы защитить себя от дождя и снега. Такая
ситуация очень не нравилась водителям. Они тоже хотели тепла и уюта. И вот
для всеобщего комфорта появились такси с полностью закрытой кабиной, где
водителя от пассажиров стала отделять стеклянная перегородка.
Такие такси стала закупать не только Европа, но и Америка.
Россиянам тоже захотелось ездить на такси.
Перенесемся в Россию. Здесь история такси началась в 1907 году с человека,
который первый повесил на своем автомобиле рекламный слоган «Извозчик. О цене
договоримся». Случилось это в Москве, на одном из вокзалов. Так как это место
большого скопления багажа и народа, услуга стала пользоваться популярностью.
И уже через 10 лет появилось множество автомобилей занимающихся извозом за
определенную плату.
Как обычно свои коррективы внесла революция 1917года. Революционеры признали
такси излишней роскошью и запретили его.
И только в 1924г., было принято решение возобновить платные перевозки на автомобилях, но взять это под контроль государства. Поэтому Коммунхоз Моссовета в 1925 г. закупил небольшой парк машин «Рено» и «Фиат». С этого времени индустрия такси в России стала развиваться большими темпами.
Современное такси.
Сейчас услуги такси все еще продолжают развиваться. Борьба за клиентов
заставляет придумывать все новые и новые дополнительные услуги и понижать
цену. От такой конкурентной борьбы клиенты только выигрывают. Повышается
комфорт и снижается цена.
22 марта — Всемирный день такси. Журналист портала Юга.ру изучил историю возникновения такси в России и трансформацию этого бизнеса под влиянием новых технологий.
XVII- XIX столетия: конный экипаж
Первые организованные платные перевозки пассажиров в конных экипажах появились в Великобритании в XVII веке. Именно здесь в 1639 году была оформлена первая лицензия на извоз.
В царской России Москва стояла в центре пересечения торговых путей. В городе было несколько вокзалов, с каждым годом росло количество извозчиков, тарифы и заказы уже нужно было регулировать, организовывать стоянки. Так в ХIХ веке возник российский прообраз системы такси.
XX век: бензиновый двигатель
Появление бензиновых двигателей навсегда изменило пассажирские перевозки. С 1905 года такси-бум начался во всем мире. Таксомоторы заполонили улицы крупнейших городов Европы и Америки. Первый в России наемный автомобиль со счетчиком-таксометром был зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 1906 году.
В 1917 году, после революции, количество такси в Москве резко сократилось, таксисты почти исчезли как профессиональное сообщество. В 1924 году Моссовет закупил 200 новых автомобилей марки Renault и Fiat для использования их в качестве такси.
Частных извозчиков тогда не было, роль собственника и управляющего таксопарком исполняло государство, поэтому не было и конкуренции. Качество обслуживания страдало, вызвать такси было невозможно, не хватало автомобилей. Но таксомоторные перевозки приносили хорошую прибыль в городской бюджет, и эти недостатки стремились устранить. В середине 30-х годов в Москве начали появляться первые легковые ГАЗы, таксопарк вырос в несколько раз, заказать такси стало проще. Чуть позже начался выпуск легковых ЗИСов, а в послевоенные годы основными автомобилями такси стали автомобили «Победа».
В период позднего Советского Союза главным автомобилем такси был ГАЗ-24 — «Волга» желтого цвета с шашечками, производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1967 по 1985 год. Зеленый фонарик на лобовом стекле сигнализировал о том, что машина свободна. Впрочем, ездить на такси все равно было дорого и не всегда удобно. К примеру, чтобы добраться до аэропорта, заказывать такси нужно было заблаговременно, чуть ли не за полсуток до вылета. А в период перестроечного «сухого закона» и дефицита спиртного у таксистов всегда можно было нелегально купить водку по двойной цене, это знали все.
Все изменилось с исчезновением СССР. В современной России появилось частное предпринимательство, в том числе множество фирм, оказывающих услуги такси. Многие давно сошли со сцены, но есть компании, чей бизнес процветает. Хороший пример — Fasten, представленный на рынке брендами «Сатурн», RedTaxi и рядом других. Компания родом из Краснодарского края менялась с появлением новых технологий и к настоящему моменту выросла в крупного оператора, который работает на территории России и за рубежом.
В 1998 году Евгений Львов основал в Тимашевске «Такси Сатурн». Он начал с собственного автопарка из четырех автомобилей, оборудованных рациями. Существовали определенные технические ограничения — радиоканал вмещал не более ста водителей, и масштабировать это было сложно. Это неудобство полностью проявилось, когда компания вышла на большой рынок Краснодара.
XXI век: смартфоны, Java , мобильные приложения
Технологический скачок, существенно повлиявший на отрасль пассажирских перевозок, — повсеместное распространение сотовой связи в ХХI веке. Индустрия такси начала использовать специальные программные продукты для мобильных телефонов, созданные на языке Java. Эта технология обеспечивает связь между диспетчерами и водителями по сотовым телефонам или КПК. Java помогла разгрузить радиоэфир, избавить службу от раций и ускорить раздачу заказов. Теперь операторы и водители смогли обмениваться друг с другом шаблонными сообщениями через особый канал связи. Оказалось, так в несколько раз быстрее, чем когда водитель и оператор объясняются друг с другом на словах.
«Такси Сатурн» ввело в своей работе технологию Java в 2006 году. Диспетчер и водитель смогли быть на связи на больших расстояниях, кратно вырос поток клиентов. «Такси Сатурн» начало оказывать услуги на курортах Кубани и за пределами края, на территории ЮФО.
Еще одна революция в отрасли произошла с распространением смартфонов в конце нулевых. Таксопарки ушли в прошлое, а такси превратились в высокотехнологичные компании, построенные на логистике и эффективности. Созданное в Краснодарском крае «Такси Сатурн» ежедневно обеспечивает десятки тысяч поездок более чем в 40 городах, при этом не имея ни одного собственного автомобиля или штатного водителя. Мобильное приложение обеспечивает необходимый контакт и рассчитывает стоимость заказа. Таксист, который, по сути, сам является клиентом, платит определенную абонентскую плату или фиксированную сумму от каждого рейса за безлимитный допуск к базе заказов. Затем «самозанятый» водитель — партнер компании на личном автомобиле выходит на линию в удобное для себя время. Все в выигрыше — пассажир, который платит недорого и привыкает к мысли об удобстве перемещений на такси; водитель, для которого такси может служить как подработкой, так и основной работой; город, где люди меньше пользуются личным автотранспортом.
Выход бизнеса, созданного в Краснодарском крае, на федеральный и даже международный уровень стал приятной традицией. Компания «Тандер» за несколько лет стала одним из крупнейших ретейлеров мира. Созданная в небольшом городке служба «Такси Сатурн» переросла в международный сервис Fasten, работающий не только в России, но и на Украине и в США.
За три с лишним века такси полностью изменилось. Вместо конных экипажей — комфортабельные автомобили, вместо стоянок такси — вызов за 20 секунд по мобильному, вместо «торговли» с «шефом» — удобные и прозрачные тарифы и круглосуточные службы поддержки. Но центральной фигурой был и остается простой водитель.
Подключенные к платформе водители — наш главный актив. Поздравляю с профессиональным праздником и желаю «ни гвоздя, ни жезла»— а много выгодных заказов мы обеспечим!
основатель «Сатурна» и RedTaxi Евгений Львов
По некоторым историческим сведениям, таксистами-первопроходцами были древние римляне. Транспортом в те времена были колесницы, а в качестве «таксометра» использовали таз, закрепленный на оси повозки. В него, после каждых 200 метров падал камешек. Оплата за проезд равнялась количеству камешков в тазу по прибытии.
Первые признаки полноценного такси начали появляться во Франции в середине XVIII века. «Фиакры» прозванные в честь святого Фиакра, были первыми в мире общественными экипажами. Со временем, экипажи с лошадьми были вытеснены прогрессирующей техникой. Фиакры снабдили двигателем и рычагами для управления. Новоизобретенный таксометр был также интегрирован в такси. Это способствовало росту популярности у населения частного извоза.
Компания «Рено» первыми начала выпуск автомобилей заточенных под такси. Своей формой они походили на «фиакр», водитель находился спереди в открытой части машины, а пассажиры в задней, закрытые и защищенные от внешней среды. Благодаря яркой расцветке такси выделялось среди остального автотранспорта города. Никакой службы приема заказов и вызовов не было, таксисты просто ездили по городу, привлекая внимание громкими сигналами.
В 1907 году в Англии и России появились первые частные извозчики. Теперь этот год считают днем рождения такси. В России зарождение такси, как отдельного вида транспорта началось из-за напряженной ситуации с людьми, приехавшими в столицу. Большое количество путешествующих нуждалось в доставке их с багажом в нужное место, а спрос на транспорт при этом был очень высок.
Начиная с 1924 года Моссовет начал массово закупать автомобили марки «Рено» и «Фиат». На улицах Москвы первые такси появились в 1925 году. В то время все автомобили принадлежали государству, частников не было. Качество обслуживание при этом было низким, автомобилей катастрофически не хватало. В связи с высокой доходностью для казны, правительство желало устранить эти недочеты. Пополнение автопарка машинами «ГАЗ» и «ЗИС» сделало такси общедоступным транспортом. В послевоенное время основным авто для такси стала «Победа».
В 1948 году на такси повесили «шашечки», чтоб отличать их от потока других автомобилей на улице. С тех пор уже мало что изменилось. Лишь только сильно возросла необходимость в большом количестве такси в городах и деревнях. Поэтому, если вам нужно недорогое и удобное такси в Казани, выбирайте
Мы все давно уже привыкли к такому популярному городскому виду транспорта, как такси. В отличие от самого автомобиля, понятие о подобных общественных перевозках существовало еще тысячи лет назад. Вы удивитесь, но оказывается, что на такси-колесницах разъезжали еще в Древнем Риме.
Конечно, древнеримские колесницы нельзя сравнивать с современными комфортными такси больших мегаполисов, но и они имели счетчики, по которым пассажир оплачивал свой проезд. Таксометр на такси-колеснице представлял собой таз с камешками, которые выпадали из него через приблизительно каждые 200 метров поездки. По окончании пути пассажир оплачивал проезд по числу находившихся в тазу камешков – просто и довольно практично.
Первые прототипы современных такси появились в 1636-м году в Лондоне, когда местным кучерам была выдана лицензия на извоз. Через год подобные лицензии получили и кучера Парижа. В 1890 во Франции появились фиакры, которые использовались в качестве наемного городского транспорта вплоть до появления автомобилей.
Современные автотранспортные компании предлагают такую удобную услугу, как аренда любых марок авто. Например, есть прокат микроавтобуса без водителя в Краснодаре //krasnodar.carbooking.ru/arenda_mikroavtobusa/ во всероссийской онлайновой сети аренды автомобилей CarBooking.ru.
Сперва фиакры не пользовались особой популярностью, поскольку не имели единого тарифа на перевозку и для большинства проезд в них был не по карману. Но уже в 1891-м году немец Вильгельм Брюн изобрел прибор для определения стоимости проезда, который получил название Таксометр, от французского слова Taximètre, «счетчик цены».
После того, как в 1907-м году на улицах Лондона появились первые таксомоторы, популярность такси быстро возросла. , что само слово «такси» так же происходит от французского Taximètre. Уже очень скоро машины со встроенными таксометрами стала выпускать французская автомобильная компания Рено. Активное развитие служб такси в СССР началось в 30-50-е годы, когда в стране стали появляться первые отечественные автомобили.
Современное такси в разных странах выглядит по-разному. Широкую известность во всем мире получили знаменитые желтые такси Нью-Йорка, которые можно увидеть чуть ли не в каждом голливудском фильме. В странах Азии для такси не всегда предусмотрены единые стандарты и, чтобы привлечь клиентов, таксисты могут украшать свои машины любым способом. Кроме такси в виде автомобилей в некоторых странах существуют вело-такси и байк-такси. Причем байк-такси можно увидеть даже в крупных городах России, где они пользуются популярностью из-за больших пробок на дорогах.
Англичане и французы спорят об этом уже почти 400 лет
Говорят, история такси началась еще в Древнем Риме. Тогда это были колесницы, на оси которых изобретательные римляне крепили «таксометр» — довольно сложный механический счетчик, состоявший из двух зубчатых колец с отверстиями, и ящичка, прикрепленного к колесной оси. Когда отверстия колец совпадали, а это происходило через каждую милю, то в ящик падал камушек. В конце поездки камни подсчитывали и исходя из их количества оплачивали проезд. К сожалению, после падения Римской империи «такси» (как, впрочем, и многие другие изобретения) забыли на долгие века.
Кабриолет или фиакр?
Повторное изобретение такси произошло в XVII веке. Эту честь оспаривают друг у друга старинные соперники - Англия и Франция. Причем Англия готова назвать конкретную дату - 1639 год. Именно в этом году корпорация коучменов (местных кучеров) получила лицензию на извоз - и на улицы страны выехали четырехколесные экипажи под названием «хэкни» (hackney - «разъездная лошадь»). В 1840 - 1850 годах неповоротливые кареты заменили двухколесные открытые повозки - кабриолеты. Впрочем, англичане быстро сократили название до кэба. С 1907 года производители автомобилей взялись за разработку моделей, которые можно было бы использовать в качестве таксомоторов. Традиционным цветом лондонских такси стал черный, символизирующий честь и достоинство. С начала прошлого века «блэк кэбы» стали таким же узнаваемым атрибутом Лондона, как Биг-Бен или Тауэрский мост.
Первенство англичан оспаривают французы, причем не без оснований. Ведь даже слово «такси» происходит от французского taximиtre - «счетчик цены». Соотечественники д`Артаньяна утверждают, что первое такси появилось именно во Франции, в городе Мо. На одном из постоялых дворов возле часовни Святого Фиакра предприимчивый горожанин по фамилии Соваж организовал парк двухместных конных экипажей и открыл компанию по перевозке местных жителей. Каждая повозка была украшена изображением святого, поэтому вскоре этот вид транспорта стали называть «фиакрами». Кстати, символ Святого Фиакра - лопата, отсюда и выражение: «Таксисты лопатой деньги гребут». Экипажи Соважа имели большой успех, дело развивалось, а в 1896 году лошадей на повозках заменил бензиновый двигатель. Моторизованные фиакры продолжали развозить пассажиров, но плата за проезд по старинке оговаривалась заранее, что было весьма неудобно.
Плачу два счетчика
В 1891 году немецкий ученый Вильгельм Брюн изобрел первый таксометр, и ситуация изменилась. В 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оборудованные таксометрами, их стали называть таксомоторами, или просто такси.
Оценив востребованность этого вида транспорта, производители наладили выпуск специальных машин, и тут французы вырвались вперед - первой стала компания Renault. Такси отличались цветом - чтобы выделяться в общем потоке движения - и конструкцией кузова. Первые «Рено» напоминали знаменитые фиакры - пассажирская часть была похожа на закрытую карету, а шофер находился в открытой дождю и ветру передней части. Поэтому униформой таксистов стал длинный непромокаемый плащ и фуражка военного образца. К счастью, вскоре машины начали делать полностью закрытыми, в них появилась подвижная стеклянная перегородка, отделяющая водителя от салона с пассажирами.
Эх, голуби!
Такси в России было представлено извозчиками. Самые дешевые экипажи - ваньки - приезжали из деревень. Их клиентурой в основном были мелкие чиновники, небогатые мещане и приказчики. Другая категория - лихачи - имели хороших, справных лошадей и лакированные коляски на шинах-дутиках. Их услугами пользовались купцы, офицеры и кавалеры с дамами. Своих клиентов лихачи поджидали возле театров, гостиниц и ресторанов. Аристократией среди извозчиков были «голуби со звоном», или «голубчики». На своих экипажах они устанавливали поддужные мелодичные колокольчики. Название же пошло от знаменитого выкрика кучера: «Эх, голуби!»
У каждого извозчика имелся номер. Сначала он крепился на спине, потом его стали прибивать к облучку. Извозчик должен был иметь спецодежду: синий или красный (в зависимости от разряда экипажа) кафтан, невысокий цилиндр. Все экипажи делились на три разряда. Каждому был предписан цвет коляски и ночного фонаря. Первый разряд: рессорные крытые экипажи на дутых резиновых шинах - красный цвет. Второй: такие же экипажи, но без воздушных шин - синий. Все остальные экипажи - третий разряд.
Существовали и дорожные правила. Извозчиков обязали держаться правой стороны и ездить умеренной рысью - до десяти-двенадцати километров в час. С наступлением сумерек на экипажах зажигали специальные фонари. Нельзя было оставлять пролетку на улице без присмотра - извозчик должен был постоянно находиться на облучке. А ставить вдоль тротуаров пролетки можно было только в один ряд.
В 1907 году газета «Голос Москвы» известила читателей о том, что в городе появился первый извозчик на автомобиле. Его примером воспользовались и другие шоферы, и вскоре появилось множество машин, специализирующихся на извозе за оговоренную плату. Революция и Гражданская война прервали развитие сервиса, но в декабре 1924 года Моссовет принял решение о создании парка советского такси. Планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat, и с июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы города. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек.
В 1934 году начался выпуск отечественных легковых автомобилей, благодаря чему парк таксомоторов увеличился более чем в 6 раз. После войны большую часть машин такси составляли ГАЗ-М20 «Победа», а вскоре, в 1948 году, на борту кузова появилась знаменитая шахматная полоса и зеленый огонек, сигнализирующей о том, что такси свободно.