Соковых Надежда Николаевна

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

2) Дата написания - 4 июня 1901г., время, когда поэт находился под влиянием философии Вл. Соловьёва о Вечной Женственности, о Мировой Душе.
3) Место в творчестве: это одно из самых ярких стихотворений, написанных в духе СИМВОЛИЗМА.
4) Тема: Ожидание встречи с НЕЙ.
5) Проблема: Сомнение лирического героя в том, что может узнать ЕЁ, так как облик ЕЁ , обретя земное воплощение, может измениться и утратить свою индивидуальность.
6)Какие слова передают это переживание?
«Года проходят мимо»,
«Молча жду, тоскуя и любя».

«Страшно мне: изменишь облик ТЫ».
«О, как паду и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты…»

7)Как изменяется настроение лирического героя от начала к концу стихотворения?
(от трепетного ожидания встречи с НЕЙ и всё возрастающей тревоги до отчаяния в надежде на встречу, что для лирического героя равносильно смерти).
8)Какими художественными приёмами создаётся облик ЕЁ? (Наблюдения над лексикой, символикой, стилистикой).
- Всё, что связано с представлениями о НЕЙ, передано цветовой символикой:
«весь небосвод в огне - и ясен нестерпимо», « лучезарность близко», т.е. в воображении лирического героя ЕЁ появление соотносится с ярким преображением окружающего мира, при этом автор использует приём анафоры: «весь горизонт в огне», «как ясен горизонт» - возникает образ ДЕВЫ -ЗАРИ,КУПИНЫ.
Чувство надежды на появление ЕЁ передано возвышенной лексикой:
«предчувствую», « в облике», «как паду горестно и низко» « не одолев смертельныя мечты».
Обращение к НЕЙ: ТЫ, ТЕБЯ - с заглавной буквы выражает одновременно и глубокое поклонение перед появлением Божественного, Величавого и в то же время близкого и желанного.
Поэт не создаёт в стихотворении мира реального, но нам понятно, отчего может измениться ЕЁ лучезарный облик - от соприкосновения с миром хаоса. На этой тревожной ноте и заканчивается стихотворение.

Анализ стихотворения «Вхожу я в тёмные храмы…»

1) Выразительное чтение стихотворения.
2) Дата написания 25 октября 1902 г. ,
3) Тема: « Ожидание появления Прекрасной Дамы».
4) Какое чувство положено в основу стихотворения?
(Ответы: Напряжённое, страстное чувство ожидания встречи с НЕЙ и преображения окружающего мира с ЕЁ появлением.)
5) Какими словами передано это переживание?
(Ответы: «вхожу в храмы», «совершаю обряд», « жду», «дрожу от скрипа дверей»).
6) С помощью каких средств передан образ Прекрасной Дамы?
(Ответы: Он создан силой воображения лирического героя и передан метафорами, такими как: «улыбки, сказки и сны», которые бегут «высоко» по карнизам.
Этот образ может показаться странным, но он передаёт непосредственность переживаний человека. Чувства и восприятие лирического героя так обострены, что для него они обретают видимость и реальность конкретного образа: « Милая», « Величавая», « Святая»… « Вечная Жена» хотя и предстаёт в неясном, туманном облике: «…Образ - лишь сон о НЕЙ», - но этот «озарённый» Образ, ЕЁ « отрадные черты» передают благоговейное поклонение и трепет, которые испытывает лирический герой.)
7) С помощью какой символики подчёркивается « небесное» в облике Прекрасной Дамы?
(Ответы: « Мерцанье красных лампад», «ризы», « озарённый Образ», «ласковы свечи» - всё это соединяет символический образ Прекрасной Дамы с образом религиозным: Богоматери, животворящего начала. Всё, что касается Прекрасной Дамы, написано с заглавной буквы, и за НЕЙ закрепляется определённое пространство - « высота».)
8) Как же в этом стихотворении выразилось мировоззрение А.Блока о Мировой Душе?
(Ответы: В стихотворении выражено ожидание гармонии мира. Вера в его преображение подчёркнута в заключительных строчках: « Мне не слышны ни вздохи, ни речи,/ Но я верю: Милая - Ты.»).

Анализ стихотворения « Мы встречались с тобой на закате…».
1) Время написания стихотворения:13 мая 1902года.
2) Тема стихотворения: « О любви к женщине и встречах с ней».
3) Можем ли мы сказать что в этом стихотворении гораздо меньше символических «знаков», нежели в двух предыдущих стихотворениях?
(Стихотворение не исключает реальных примет и признаков окружающей жизни, здесь мы находим подлинные очертания «зримого мира»: залив, весло, рябь, камыш, белое платье. И всё - таки есть символика, связанная с НЕЙ: «вечерние свечи», «бледная краса», «лазурная тишь».)
4) Каким предстаёт перед нами в этом стихотворении лирический герой?
(Мы улавливаем противоречивость чувств героя: с одной стороны, « всё померкло, прошло, отошло»…, - и его влечёт земная женщина, а с другой - он с грустью говорит о том, что утратил « утончённость мечты».)
5) Каков основной мотив этого стихотворения?
(Это скорее всего мотив пробуждения лирического героя от мистических видений и томительных снов, мотив возвращения к реальной жизни. Победила человеческая влюблённость: «белое платье», « белый стан» - приметы молодой женщины, в которой угадывается Л.Д. Менделеева. Белый цвет - символ чистоты, святости, а « золотое весло» в её руках - знак очень дорогого, ценного.)

Анализ стихотворения « Я и молод, и свеж, и влюблён…»
1) Время написания стихотворения:31 июля 1902 г.
2) Тема стихотворения: « Ожидание свидания с любимой женщиной».
3) Какие слова в стихотворении передают это чувство?
(Ответы: « я влюблён, в тревоге, в тоске и в мольбе», « неизменно склонённый к тебе» - передано молитвенно - трепетное ожидание встречи с НЕЙ. « Неизменно» - т.е. навсегда - звучит как клятва).
4) С помощью каких художественных средств передано это чувство ожидания?
(Ответы: Любовь героя к героине и ожидание свидания с ней представлены в метафорической форме: « склонённый клён» - влюблённый «я» , « широкий шатёр», « в зелёной тени».)
5) Каким предстаёт образ ЕЁ ?
(лицо, обращённое к «звёздам» - символическое художественное пространство, отведённое Прекрасной Даме, « ароматные слёзы хвалы» - чувство радости, счастья, блаженства, ГАРМОНИИ - того, к чему стремится душа лирического героя.)

Анализ стихотворения «Я отрок, зажигаю свечи…»
1) Время написания стихотворения: 7 июля 1902 г.
2) Тема стихотворения: « Ожидание встречи с НЕЙ».
3) В каком облике предстаёт лирический герой?
(Герой - отрок, принадлежит к нижнему миру, отдаёт себя ожиданию ЕЁ - своего идеала, ему приданы черты послушника, земного человека, трепещущего
в ожидании явления возлюбленной.)
4)Как изображена ОНА, Прекрасная Дама?
(Героиня, как и во многих стихотворениях, навеянных ЕЁ образом, невидима и
неслышима, вся принадлежит идеальному, неземному миру: «ОНА без мысли и без речи//На ТОМ смеётся берегу». ЕЁ сфера - «тот берег» - свидетельство неземной сущности бытия, соотнесённость ЕЁ с высшей реальностью. С НЕЮ связано ощущение недосказанности: «сумрак мутно - голубой, « туманная завеса», что подчёркивает ЕЁ бесплотность, «непостижимость»)
4) Можно ли сказать, что данный лирический сюжет - поэтическое воплощение идеи Владимира Соловьёва о двоемирии?
(Ответы: Да, в данном стихотворении выражена мечта о необходимости синтеза земного и небесного через любовь к женщине для преодолении мира хаоса и установления гармонии.)

«Я, отрок, зажигаю свечи…» Александр Блок

Имеющий непесту есть жених; а
друг жениха, стоящий и внимаю-
щий ему, радосгью радуется,
слыша голос жениха.
От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

Анализ стихотворения Блока «Я, отрок, зажигаю свечи…»

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу - чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Встреча семнадцатилетнего с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение , написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу - чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:

Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.

Стихотворение А. Блока «Я, отрок, зажигаю свечи» было написано летом 1902 года, когда поэт увлекался мистицизмом и философией. Данное произведение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чувства, испытываемые в Любови Менделеевой, Блок выразил в этом стихотворении.

Композиция такова: стихотворение четко разделено на четыре одинаковые строфы. В первой строфе поэт показывает нам лирического героя, который зажигает свечи, и женский образ, смеющийся на противоположном берегу реки. Во втором четверостишье Блок рисует вечерний пейзаж: предзакатное небо, белая церковь, мутно-голубая река. В третьей строфе герой любуется Ее ярким образом, на фоне которого природа блекнет, поклоняется ей, бросая белые цветы за ограду.

В четвертом же четверостишье настает рассвет на фоне туманной завесы.

В «Я, отрок, зажигаю свечи» читателю представлен образ лирического героя, его внутренне состояние: он поклоняется светлому женственному образу. Этот женский образ недосягаем для героя, однако на протяжении всего стихотворения он не перестает любоваться и восхищаться ним.

В произведении преобладает мотив сна, который передается через неяркие размытые образы. Это создает таинственное мистическое ощущение.

В произведении большую роль играет цветопись. Символика белого цвета в стихотворении не случайна. Эпитеты цвета («белая церковь», «сумрак мутно-голубой», «белые цветы») олицетворяют непорочность и чистоту женского образа, перед которым преклоняется герой. В христианской символике белый цвет означает веру в силы Бога.

Главная героиня – недосягаемый, нематериальный образ. Любовь лирического героя к ней – всего лишь символ, который не воплощен в реальность, он доступен лишь душе и чувствам. Она принадлежит неземному, идеальному миру, поэтому лирический герой не встретит Ее никогда.

В стихотворении поэт использовал ассонанс. Звуки «о», а», «е» придают стихотворению особое распевное и мелодичное звучание. Они передают мягкость, женственность и красоту главной героине.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» - это отклик на философское учение о Душе Мира, которым увлекался поэт, воплощение идей Соловьева о сочетании материального и духовного через систему символов, о «двоемирии».

Александр Александрович Блок

Имеющий невесту есть жених; а
друг жениха, стоящий и внимаю-
щий ему, радостью радуется,
слыша голос жениха.
От Иоанна, III, 29

Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

Любовь Дмитриевна Менделеева и Александр Блок, 1903 год

Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих. Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным. Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки. Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.

В стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» отражено преданное поклонение лирического героя Ее образу — чистому, прекрасному, женственному, вечному. Важное место здесь отведено белому (цветы, церковь). По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любови Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.

Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:

Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Присутствуют в стихотворении «Я, отрок, зажигаю свечи…» и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом. По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.

«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png