С приходом холодов часто востребованной в автомобиле становится печка. Теплый уютный салон, в котором можно защититься от осенней и зимней непогоды – мечта любого водителя и пассажира. Но, иногда печка в машине греет слабо настолько, что о том, чтобы обогреться не идет и речи. Если автомобиль еще и стоял без движения какое-то время, то что делать потом с сильно обмороженными окнами – серьезный вопрос. Из-за чего же периодически начинаются проблемы с отоплением автомобиля и ? Для того, чтобы лучше разобраться в этом, надо поближе познакомиться со всей системой отопления.

Для того, чтобы печка работала в полном режиме и без сбоев необходимо исправное состояние всех ее запчастей. Устроена она достаточно просто и состоит из непосредственно радиатора, специального устройства для регулирования движения жидкости, патрубков, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, воздушных заслонок и воздуховода. Также в систему отопления автомобиля входит вентилятор. Печка будет работать, если нет сбоев в работе каждой отдельной ее части.

Основные составные печки автомобиля. Печка и её неисправности.

Основные причины отказа работы печки

  1. Система отопления не будет работать в нормальном режиме, если в нее попал воздух в момент замены охлаждающей жидкости.
  2. Воздух может попадать в систему отопления, если имеются повреждения основного блока цилиндров .
  3. Может заклинить термостат в открытом положении. Если при достаточно быстром движении, Ваша печка не справляется с отоплением, а на малых скоростях греет хорошо, то, скорее всего, проблема именно в этом.
  4. Также система отопления – охлаждения не может работать на 100%, если забит радиатор печки . Это может случиться по нескольким причинам. В радиатор попадают насекомые, листья и пылью. Либо в радиатор мог попасть герметик. Возникнет проблема, если в радиатор попала вода или некачественный тосол.
  5. К сбоям в отоплении может привести и салонный фильтр в случае сильного загрязнения.
  6. Достаточно частой поломкой является поломка самого вентилятора . Подшипники или щетки могут выйти из строя, и это приведет к нестабильной работе всей системы. Могут возникать и проблемы непосредственно связанные с электроникой.

Это несколько наиболее распространенных проблем. Иногда, система отопления выходит из строя из-за повреждений радиаторной заслонки . Воздух может не попадать в систему или попадать в недостаточном количестве.

Плохо работающие заслонки радиатора и дефлекторы часто становятся причиной плохой работы печки.

Немного по-другому обстоит дело, если речь идет об отечественных автомобилях. Выделим несколько причин, по которым , в этих автомобилях может не работать система отопления.

  1. Рычаг крана отопителя сработался . Могли пересохнуть резинки или сам рычаг закисает. В этом случае следует заменить его на новый вместе с радиатором самой печки.
  2. Сломался верхний патрубок . Из-за его расположения в автомобиле, этот патрубок очень легко нечаянно задеть. Он ломается и совершенно не пригоден для ремонта. Его также следует заменить на новый, после чего работа печки должна нормализоваться.
  3. Мог выйти из строя блок управления печкой , он же контролер отопителя. Это станет заметно, если вентилятор будет плохо работать в положении 1 и 2. К сбоям в работе системы отопления может привести неисправный датчик температуры воздуха в салоне автомобиля.

Сильно засоренный или поврежденный радиатор отопителя является одной из основных причин плохо греющей печки.

Для того, чтобы печка всегда находилась в рабочем состоянии и не подвела в нужный момент, необходимо следовать нескольким простым советам:

  1. Необходимо регулярно чистить радиаторы от различного вида засорений. Внешний радиатор можно очистить потоками сжатого воздуха, а при необходимости его можно снять и вымыть под струями воды. Внутренней радиатор очистится и пылесосом, если уровень загрязнения не очень велик.
  2. При использовании не оригинального или просто не совсем качественного тосола не избежать наростов внутри каналов патрубков. Можно легко очистить радиатор не снимая его. Нужно просто поменять местами верхние и нижние патрубки и дать машине немного поработать. Также произвести очистку можно бытовой лимонной кислотой или использовать специальную промывающую жидкость. Чтобы такая проблема не возникала вовсе, рекомендуется менять антифриз не реже одного раза в год.
  3. Срочной замене подлежит неисправный термостат . Если он заклинил в открытом состоянии, то печка не сможет полностью прогреть салон, а сам автомобиль будет греться дольше. Если же термостат заклинил в открытом состоянии, то это может привести к перегреву всего автомобиля, что повлечет за собой большой ремонт.
  4. Если воздух из печки горячий, но его поток очень слабый, то, скорее всего, забился салонный фильтр . Использовать автомобиль без салонного фильтра не рекомендуется, так как вся пыль и микробы с улицы будут попадать напрямую в салон. Поэтому фильтр следует заменить на новый.
  5. Система отопления будет работать плохо, если в ней образовались пузырьки воздуха. Это не страшная проблема, решить ее можно. Для начала следует попробовать выгнать воздух при заглушенном двигателе. Открыть пробку расширительного бочка, найти шланг от бочка к радиатору и попробовать переливать антифриз вручную. Если этот способ не подходит, то необходимо дать автомобилю поработать на холостом ходу.
  6. Также нужно обращать внимание на рычаги управления заслонками самой печки. Если соскочил тросик или кран отопителя, это может быть причиной плохой работы всей системы.
  7. Периодически следует смазывать подшипники на вентиляторе печки , а также очищать ее от пыли.

Если при температуре воздуха на улице -25 градусов, печка Вашего автомобиля прогревает салон до +16 градусов снизу и +10 градусов сверху, печка может считаться вполне исправной. Температура на задних сидениях автомобиля при этом должна составлять приблизительно +15 градусов. Наличие такого заметного перепада между температурой внизу салона и температурой вверху обеспечит комфортную поездку, как водителю, так и пассажиру.

Во избежание подобных проблем рекомендуется вовремя и тщательно проводить все профилактические мероприятия. Это позволит Вам наслаждаться спокойным передвижением в хорошо прогретом автомобиле. Вы защитите стекла от намерзшего слоя, благодаря чему передвижение станет более безопасным. Чем больше срок службы автомобиля, тем больше внимания требует его система отопления. Это касается всех автомобилей, независимо от страны – производителя.

С наступлением осенних холодов все автомобилисты начинают включать отопитель салона, чтобы согреться в машине. При этом некоторые сталкиваются с проблемой, когда плохо греет печка. С чем это может быть связано, как выявить причину неисправности и исправить ее постараемся подробно разобраться далее.

С чего начинать поиск поломки?

Подавляющая часть автомобилей на дорогах общего пользования оснащены системой водяного охлаждения, которая работает по определенному принципу: горячая охлаждающая жидкость, которая разогревается двигателем, попадает в маленький радиатор печки в салоне, отдавая тепло за счет работы вентилятора. Подогретые потоки воздуха распределяются по специальным воздуховодам.

Таким образом, чтобы разогреть салон машины, нужно запустить двигатель и подождать прогрева антифриза или тосола, проходящего через радиатор печки. В данной схеме не исключены сбои, из-за которых плохо греет печка. В данной ситуации требуется комплексная диагностика для выявления причины неисправной работы системы.

Уровень ОЖ

Когда не греет печка, причины могут быть в недостаточном уровне охлаждающей жидкости, поэтому начинать проверку нужно именно с него. Если в расширительном бачке уровень ниже минимальной отметки, долейте ОЖ до нормы. Проблема может исчезнуть, а в противном случае придется проверить работоспособность термостата.

Проверка термостата

Когда не греет печка или работает плохо, нужно проверить термостат, который нередко становится причиной проблемы. Он представляет собой клапан, работающий за счет изменений температуры ОЖ в системе. Стандартно при прогреве мотора термостат закрыт, чтобы агрегат быстрее разогревался в холодное время, после чего он открывается и охлаждающая жидкость идет по большому кругу через радиатор охлаждения. Иногда термостат клинит в открытом положении, и в этом случае ОЖ всегда циркулирует по большому кругу. В таком случае печка будет работать при езде на малой скорости или когда машина будет стоять на месте, а при движении антифриз будет охлаждаться при помощи основного радиатора, а из воздуховодов в салоне будет дуть холодный воздух. Таким образом, когда слабо греет печка из-за термостата, его придется заменить новым.

Другие причины

Если термостат и уровень охлаждающей жидкости вы проверили, и они в норме, а печка плохо греет, придется углубиться в поиск неисправности. Иногда при замене антифриза в системе остается воздух, а также дело может быть в радиаторной заслонке или повреждении блока цилиндров. В редких случаях проблема связана с загрязнением фильтра салона или радиатора.

Воздух в системе

При замене охлаждающей жидкости имеется риск попадания воздуха, в результате чего начинает плохо греть отопитель. Когда такое происходит, нужно поскорее выгнать воздушную пробку.

Существуют разные методы выгнать воздух из системы охлаждения. Некоторые автомобилисты советуют загнать авто передними колесами на подъем и погазовать, а другие уверены, что выгнать воздух можно, хорошенько прогрев мотор, а затем оставив авто охлаждаться. Также можно попробовать после прогрева мотора (не до рабочей температуры, чтобы не обжечься), и слегка ослабить хомут на верхнем подводящем шланге. Затем шланг нужно слегка снять с патрубка, чтобы через щель вышла воздушная пробка.

Повреждение блока

Серьезной причиной, почему плохо греет печка, может быть повреждение блока цилиндров, из-за которого внутрь системы попадает воздух. Такое бывает достаточно редко, но исключать проблему нельзя.

Неисправность заслонки радиатора

Отопитель салона в авто может не работать из-за повреждения радиаторной заслонки, мешающей воздуху проникать в систему воздуховодов. Это достаточно редкая неисправность, которая сама по себе обычно не проявляется. В зависимости от модели автомобиля, вам придется разобрать часть салона (обычно заслонка находится за бардачком) и восстановить работу механизма.

Забит радиатор

Когда не греет печка в салоне или греет недостаточно хорошо, причина может быть в забитости радиатора отопителя. Он может забиться дорожной пылью, пухом, песком и другой грязью, попадающей снаружи. Когда радиатор сильно забьется, он перестанет нормально работать, а печка будет дуть слегка теплым воздухом.

Также иногда радиатор засоряется внутри, а не снаружи. Это более серьезная проблема, требующая демонтажа детали с последующей тщательной промывкой под давлением с использованием очистителей или подручных средств.

Загрязнение фильтра

Почему плохо греет печка мы почти разобрались, но осталась еще одна неявная причина, которую многие не замечают. Она связана с загрязнением салонного фильтра. Исправить ситуацию нетрудно: нужно купить в магазине новый фильтрующий элемент и заменить его.

Как предотвратить неисправности?

Чтобы не столкнуться с проблемой, когда плохо греет печка в автомобиле, нужно периодически выполнять профилактические действия. Прежде всего, нужно регулярно чистить радиатор. Для чистки основного нужно просто обдавать его струей воды, промывая соты, но не переусердствуйте, чтобы их не повредить. Для очистки внутреннего радиатора понадобится пылесос, если нет существенных загрязнений.

Летом многие автомобилисты поддерживают комфортный климат в салоне при помощи кондиционера или хотя бы открытыми окнами. Но зимний период значительно сложнее для владельцев авто, и очень важно, чтобы в салоне авто было комфортабельно и тепло.

За все это отвечает система обогрева салона автомобиля. А как говориться – «готовь сани летом», следует летом проверить состояние этой системы, особенно если отмечено, что печка плохо греет. Лучше сейчас потратить время и сделать так, чтобы печка в салоне работала в нормальном режиме, чем зимой мерзнуть. Поэтому мы попробуем разобраться, что может стать причиной уменьшения производительности системы обогрева салона.

Устройство системы обогрева салона

Общее устройство системы отопления в автомобиле

Вначале пройдемся по устройству системы обогрева салона. Получить тепло в салоне при минимальных конструктивных изменениях позволяет жидкостная система охлаждения силовой установки. Оптимальной температурой для двигателя является 80-90 град. С, именно в этом диапазоне поддерживает ее система охлаждения за счет отвода излишков тепла при помощи жидкости. При этом антифриз, залитый в систему, достаточно сильно разогревается, и для его охлаждения его пропускают через , отводящий тепло в окружающую среду.

По принципу отвода чрезмерной температуры из двигателя и пошли при установке в салоне системы отопления. Конструкторы просто взяли и добавили еще один небольшой радиатор в систему охлаждения и установили его в салоне под передней панелью. Получилось, что жидкость, циркулируя по системе, поступает в радиатор, установленный в салоне, где и частично отдает тепло.

Чтобы повысить производительность печки, под этот радиатор установили электродвигатель с крыльчаткой, который принудительно прогоняет воздух через соты радиатора, чтобы он больше взял тепла и передал его в салон.

Это две основных составляющих системы обогрева салона – радиатор и . Но печка должна греть только когда надо, а не постоянно. Для решения этой проблемы пошли двумя путями – установкой перекрывающих кранов или заслонки, которая отгораживает радиатор от салона.

При этом нужно еще и управлять системой обогрева – увеличивать интенсивность подачи воздуха, перенаправлять горячие потоки в необходимые зоны, включать и отключать обогрев. Для этого в систему включены механизмы управления обогревателем, которые выведены на переднюю панель.

1 – рычаг заслонки управления отопителем; 2 – левый кожух отопителя; 3 – тяга заслонки обогрева ног; 4 – прокладка радиатора; 5 – радиатор; 6 – прокладка отопителя; 7 – электродвигатель; 8 – кожухи вентилятора; 9 – рабочее колесо вентилятора; 10 – заслонка обогрева ветрового стекла; 11 – воздухопровод обогрева ветрового стекла; 12 – воздухопровод бокового сопла; 13 – боковое сопло; 14 – тяга заслонки обогрева ветрового стекла; 15 – центральное сопло; 16 – заслонка обогрева ног;
17 – правый кожух отопителя; 18 – рукоятка управления отопителем; 19 – тяга управления краном; 20 – тяга заслонки управления отопителем; 21 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла; 22 – рукоятка управления заслонкой обогрева ног; 23 – кронштейн рычагов управления; 24 – скоба крепления кожухов отопителя; 25 – воздухопровод внутренней вентиляции; 26 – окно подачи воздуха в ноги водителя; 27 – заслонка управления отопителем; 28 – рычаг заслонки обогрева ног

Это и вся конструкция печки:

  1. радиатор;
  2. вентилятор;
  3. воздуховоды, по которым воздушные потоки движутся в определенные зоны;
  4. механизмы управления.

Стоит отметить, что не только неисправности системы обогрева внутри автомобиля могут дать такой результат, повлиять на плохую работу печки могут и другие системы. Но начнем мы с радиатора печки.

Основные причины по которым автомобильная печка плохо греет можно разделить на три группы:

  1. Проблемы с радиатором печки.
  2. Неисправности в механизме управления печкой.
  3. Проблемы с системой вентиляции и охлаждения.

Рассмотрим эти неисправности более детально.

Неисправности радиатора печки

Радиатор печки – один из главных элементов системы обогрева, и одна из самых частых причин слабой производительности. Сам радиатор – небольшой по размерам, а значит, и его трубки, по которым движется охлаждающая жидкость, небольшого диаметра. При этом в них часто устанавливаются кавитационные ленты, которые хоть и обеспечивают лучшую теплоотдачу, но уменьшают пропускную способность.

1. Засорение радиатора

Конструкция радиатора простая и с ним, по сути, ничего не может произойти, кроме пробития. Но жидкость в системе охлаждения, двигаясь по кругу, контактирует с разными поверхностями, и вступает с ними в реакцию, результат которой — появление осадка. А он уже будет оседать везде, и особенно там, где движение жидкости замедляется, то есть в радиаторе печки, поскольку пропускная способность его небольшая. В итоге, сильная загрязненность системы охлаждения является причиной того, что радиатор , жидкость уже не в состоянии проходить по нему, поэтому она и не может отдать тепло.

Решить проблему можно двумя путями – попытаться промыть радиатор или же просто заменить его. Но для того, чтобы промыть его, лучше обратиться к специалистам. Дело в том, что зачастую радиатор изготавливают из меди или латуни, а составные части его спаивают между собой. Для качественной же промывки необходимо разобрать его, чтобы тщательно промыть трубки, а потом заново спаять.

Поменять же радиатор вроде и проще, но оригинальные латунный или медный радиатор печки обычно стоит очень дорого.

Видео: Почему плохо греет печка в автомобиле?

2. Завоздушивание системы

Вторая причина по которой печка плохо греет – воздушные пузыри в радиаторе. Обычно такое явление появляется после смены охлаждающей жидкости. Дело в том, что радиатор – наивысшая точка в системе охлаждения и при замене антифриза не всегда удается выгнать воздух из него.

Для решения проблемы на некоторых авто устанавливается специальная заливная пробка, расположенная выше радиатора печки. То есть, после замены тосола достаточно через эту пробку долить жидкость в радиатор и выпустить воздух из него, а после прогнать весь антифриз по системе, дав несколько минут поработать двигателю.

Если же такой заливной пробки нет, то можно попытаться выгнать воздух из радиатора путем установки передка авто на подъем, чтобы моторный отсек находился выше уровня радиатора печки с последующей интенсивной прогонкой жидкости по системе.

Неисправности в механизмах управления печкой

Частая проблема с плохо работающей печкой возникает из-за крана перекрытия подачи антифриза в радиатор. Он просто может заклинить в закрытом или полуоткрытом положении, из-за чего жидкость не будет доходить к радиатору.

В процессе обслуживания системы обогрева салона обязательно следует проверить работоспособность крана. Если же он заклинил, его можно попробовать разработать или же просто заменить.

Немного по механизму управления. При помощи рычагов или ползунков на панели посредством тросов осуществляется открытие и закрытие крана или заслонки, а также перенаправляются потоки воздуха. Так вот, если наконечник троса соскочит с крана или заслонки, то нарушается управление. Устранить все можно, просто установив наконечник обратно.

Видео: Плохо дует печка?

Система вентиляции и охлаждения

Пройдемся по тем системам, которые могут повлиять на производительность печки. Первой из них является система вентиляции салона.

В зимний период при помощи заслонок перекрывается подача воздуха в салон извне. Но со временем уплотнители этих заслонок изнашиваются, из-за чего они начинают пропускать холодный воздух. А поскольку он проходит по тем же воздуховодам, что разогретый от радиатора печки воздух, то эти потоки смешиваются. В результате воздух сильно охлаждается. Решается эта проблема просто заменой уплотнителей на заслонках системы вентиляции салона.

На работу обогревателя салона в значительной мере влияет система охлаждения силовой установки, поскольку она обеспечивает печку носителем тепла.

Значительно снизить эффективность системы обогрева салона может . Если он заклинит в открытом положении, то жидкость будет постоянно циркулировать по большому кругу. При низкой температуре окружающей среды, охлаждение антифриза будет проходить очень быстро. То есть, жидкость просто не сможет разогреться до высокой температуры, а значит, и отдать большое количество тепла в салон у нее не получится. Из-за этого печка будет дуть слабо разогретым воздухом.

Проверить работоспособность термостата несложно. Проверка делается на холодном двигателе. Его нужно запустить, и сразу же пойти взяться за патрубок, ведущий к радиатору от термостата. При исправном термостате жидкость на радиатор пойдет только после достижения оптимальной температуры мотора. Если же тепло в патрубке чувствуется еще до прогрева установки, термостат, скорее всего, заклинил в открытом положении.

Бывает так, что печка не греет из-за воздушных пробок. Но после их удаления печка через некоторое время снова начинает дуть холодным воздухом из-за тех же пробок. Это является сигналом серьезной проблемы с двигателем – пробоем прокладки ГБЦ, из-за чего антифриз попадает в цилиндры. А поскольку радиатор – наивысшая точка в системе, то в первую очередь оттуда уйдет жидкость и появятся пробки. Решается все это только заменой прокладки.

Здесь мы попытались рассмотреть все основные причины того, что печка греет слабо. И если вы отметили, что эффективность работы обогревателя вашего авто снизилась, то лучше уже сейчас приступать к поиску причины этой неисправности и ее устранению, ведь зимой это сделать будет значительно хуже.

С наступлением холодов исправная система отопления автомобиля приобретает особую актуальность, ведь как бы хорошо вы ни одевались, но обеспечить себе комфортное передвижение на автомобиле вряд ли удастся. Поэтому важно знать о причинах выхода из строя печки транспортного средства, а также о методах их устранения и профилактики неисправностей.

Куда заглянуть в первую очередь

Большинство автомобилей, которые встречаются на современных дорогах, имеют водяное охлаждение, действующее по единому принципу во всех современных транспортных средствах: горячая охлаждающая жидкость, нагревающаяся за счет выделяемого двигателем тепла, переходит в небольшой радиатор печки, где передает это тепло поступающему с улицы воздуху. Затем подогретые воздушные потоки попадают в салон через специальные воздуховоды.

То есть можно сказать, что для подогрева салона автомобиля необходимо сначала завести мотор и подождать, пока нагреется антифриз и прогреет холодный воздух, который проходит сквозь радиатор печки. В этой схеме возможны некоторые сбои, из-за чего «отопитель» отказывается выполнять возложенные на него функции. В такой ситуации приходится проводить комплексную диагностику отопительной системы машины и искать причину подобного состояния.

Обратите внимание на уровень охлаждающей жидкости

Если вы сели в автомобиль и неожиданно обнаружили, что в вашей машине очень холодно и плохо греет печка, тогда в первую очередь стоит проверить уровень охлаждающей жидкости (антифриза). В том случае, когда ее уровень в находится ниже минимального значения, необходимо долить жидкость до нормального значения. Кроме того, не забудьте проверить исправность термостата, так как именно он является самой частой причиной неисправности салонного обогрева транспортного средства.

Проверьте исправность термостата

По своей сути, термостат – это обычный клапан, работа которого зависит от температуры антифриза в системе. Согласно стандартным настройкам охладительной системы автомобиля, во время прогрева двигателя термостат пребывает в закрытом положении, что и способствует быстрому прогреву силового агрегата в холодное время года. Если устройство заклинило в открытом положении, то охлаждающая жидкость будет постоянно курсировать по кругу.

Поэтому, когда автомобиль стоит в «пробке» или же перемещается с небольшой скоростью по улицам города, печка в салоне еще будет работать, но как только вы выедете на широкую трассу, где на большой скорости машины ветер будет охлаждать ее радиатор, отопитель снова начнет плохо работать. Устранить эту неисправность поможет только полная замена термостата.

Основные причины, или что делать, если поверхностная диагностика не дала результата

Бывают случаи, когда поверхностная диагностика не приносит желаемого результата, и ответить на вопрос «почему же не греет или плохо греет салонная печка?» сразу не удается. Здесь уже придется разбираться в указанной проблеме более детально. Возможно, при замене антифриза в систему попал воздух, поврежден основной блок цилиндров или радиаторная заслонка. Также причиной неисправности отопителя автомобиля нередко становится загрязненный салонный фильтр или забитый радиатор.

Попадание воздуха в систему отопления при замене жидкости

Заменяя охлаждающую жидкость, всегда существует вероятность попадания воздуха в систему. Если такое приключилось и с вами, тогда необходимо удалить его оттуда как можно скорее. Как это сделать?

Во-первых, стоит отметить, что методы у всех разные: одни водители советуют припарковать автомобиль на уклоне («носом вверх») и хорошенько погазовать, другие считают, что «выгнать» воздух поможет хороший прогрев двигателя с последующим его полным охлаждением, но лучше всего слегка прогреть мотор (до состояния, когда можно будет его перебрать, не обжигая при этом руки) и слегка ослабить хомут на шланге. Затем нужно убрать шланг с трубки, причем таким образом, чтобы получилась небольшая щель, которая и выпустит на свободу воздушную пробку.

Помните! Если в печке образовался воздушный пузырь, то сам он уже не сможет выйти, так как радиатор имеет достаточно узкие трубки, а антифриз течет очень слабым потоком, не способным вытеснить воздушную пробку.

Повреждения основного блока цилиндров причина попадания воздуха

Не на последнем месте среди возможных причин появления проблемы неработающей печки находится повреждение основного блока цилиндров. В результате образования трещин система отопления начинает всасывать воздух, который и мешает последующему качественному нагреву охлаждающей жидкости.

Повреждение радиаторной заслонки

Еще одной причиной холода в салоне из-за плохо работающей печки является поврежденная радиаторная заслонка, которая мешает воздуху поступать в систему, или же он поступает в нее в недостаточном количестве. Если диагностика подтвердила ваши догадки, и печка действительно не работает из-за вышеуказанных повреждений, тогда придется менять вышедшие из строя элементы и заделывать все дыры.

Забитость радиатора печки

В тех случаях, когда плохая работа отопителя никак не связана с вышеуказанными проблемами, стоит проверить «чистоту» самого радиатора печки. Так, главными врагами любого такого устройства являются дорожная пыль, пух, песок и прочая грязь, которая попадает внутрь с улицы. Если эти загрязняющие вещества полностью перекрывают радиатор, то печка никак не сможет работать на полную мощность, а температура в салоне сможет подняться всего на несколько градусов (вместо того, чтобы проходить через решетку, поступающий с улицы воздух будет просто обдувать радиатор по краям).

Надо отметить, что это один из худших вариантов поломки, так как в большинстве случаев решение проблемы требует полноценного ремонта отопителя. В отдельных случаях справиться с засорами помогает перестановка местами патрубков на радиаторе. Таким действием вы поменяете направление потока, и осадок сможет вымыться из системы. Однако следует понимать, что эффективность указанного метода зависит от плотности и серьезности засора.

Загрязняться может не только радиатор, но и салонный фильтр, что является еще одной причиной того, что печка не греет. Единственным способом решения указанной проблемы является замена забитого фильтра. Некоторые автолюбители просто выбрасывают испорченную деталь, но она еще может пригодиться (если в ней скопилось немного пыли, то можно попробовать ее вытряхнуть).

На место штатного фильтра лучше установить неоригинальный, угольный аналог, который хоть и стоит дешевле, но все же способен хорошо защитить салон машины не только от пыли, но и от различных посторонних запахов.

Печка, не подведи: поддерживаем отопительную систему в рабочем состоянии

Чтобы печка вашего автомобиля никогда вас не подводила и всегда находилась в рабочем состоянии, необходимо выполнять определенные профилактические мероприятия. Прежде всего, запомните: радиатор нуждается в регулярной очистке. Внешнюю деталь можно очистить при помощи потоков сжатого воздуха, а в случае острой необходимости нелишним будет обдать ее струей воды.

Внутренний радиатор очищается пылесосом, конечно, если загрязнения не слишком существенны. Во-вторых, используйте только качественную охлаждающую жидкость, так как применение неоригинального или низкокачественного состава чревато появлением наростов внутри каналов патрубков. Произвести очистку радиатора можно и не снимая его с машины.

Как уже говорилось выше, достаточно просто поменять местами верхние и нижние патрубки, дав машине немного поработать. В качестве средства для очистки можно использовать бытовую лимонную кислоту или специальную промывочную жидкость. Чтобы избежать повторного появления проблемы, специалисты советуют менять антифриз не реже одного раза в год.

Кроме того, не забывайте вовремя менять поврежденные детали, в частности, срочной замене подлежит сломанный термостат. Если он заклинит в открытом положении, то отопитель не сможет быстро прогреть салон, а значит, автомобиль будет греться дольше. Вклинивание термостата в закрытом положении способно вызвать перегрев транспортного средства и последующий дорогостоящий ремонт.

Всегда используйте салонный фильтр, так как в противном случае весь мусор и пыль с улицы будут попадать сразу в салон. Если же вы заметили, что поток горячего воздуха из печки стал очень слабым – это свидетельствует о забитости салонного фильтра и необходимости его замены.

Следует обращать внимание и на рычаги управления заслонками самого отопителя. Если соскочили тросик или кран печки – это отрицательно скажется на работе всей системы. Также необходимо периодически смазывать подшипники вентилятора отопителя и очищать его от пыли. Выполняя все вышеуказанные рекомендации, вам не придется часто задаваться вопросом «почему может не работать печка в машине?».

А знаете ли вы? Для комфортного пребывания водителя в салоне автомобиля, а также для нормального функционирования самой машины температура в салоне при -25°C на улице должна составлять не меньше +16°C.

Статья о том, почему может не греть печка в салоне автомобиля, и как это исправить. Важные советы. В конце статьи - видео о том, почему в машине не греет печка.


Содержание статьи:

Наступают первые морозы, и многие автовладельцы столкнулись с проблемой отопления машины – в салоне печка греет либо слабо, либо не работает совсем. Данная неисправность приносит дискомфорт, поскольку в автомобиле холодно, а также негативно влияет на безопасность движения – стекла замерзают и видимость значительно ухудшается.

Причины некачественной работы печки


Причин, по которой печка работает неудовлетворительно, может быть несколько, рассмотрим основные из них.

Перед началом поиска неисправности необходимо внимательно ознакомиться с устройством и принципом работы системы отопления автомобиля. Устройство отопителя салона на всех машинах практически одинаковое, состоит он из основных элементов:

  • мотор-вентилятор;
  • система воздуховодов;
  • подводящий и отводящий патрубки;
  • теплообменник печки;
  • кран для регулировки подачи охлаждающей жидкости;
  • блок управления работой отопителя;
  • заслонки с механическим или электрическим приводом.
Как правило, причина кроется в одном из этих элементов:

Неисправность блока управления работой отопителя

Неисправный блок управления (контроллер) выявляется нестабильной работой вентилятора в определенных режимах. Некорретно работающий датчик температуры воздуха в салоне машины также может влиять на работу блока – он будет давать неверные команды, и обеспечить комфортную температуру в автомобиле будет невозможно.

Выход из строя крана подачи антифриза

Данная неисправность очень часто встречается в автомобилях российского производства. Происходит механическая выработка или закисание крана, передавливаются или пересыхают уплотнительные резиновые элементы.

В этом случае кран подлежит замене, причем замену желательно производить вместе с радиатором.

Салонный фильтр

Многие автолюбители пренебрежительно относятся к салонному фильтру - его либо никогда не меняет, либо просто выбрасывают. Но не стоит забывать, что забитый салонный фильтр может стать препятствием для поступления теплого воздуха в салон автомобиля.

Неисправность вентилятора

Бывает, что выходит из строя моторчик вентилятора. Это может выражаться в свисте при его работе, постоянном изменении скорости вращения от минимального до максимального и наоборот. При такой поломке радиатор отопителя может быть горячим, но этого будет недостаточно для обогрева салона.

Основные причины такой работы мотора – стирание графитовых щеток коллектора, выход из строя подшипника вала. Если мотор не работает вообще, необходимо проверить предохранитель или реле в электрической цепи питания.

Термостат


Это устройство непосредственно участвует в регулировании кругов циркуляции охлаждающей жидкости. При прогреве двигателя сразу после запуска циркуляция антифриза происходит по малому кругу, в котором участвует рубашка охлаждения двигателя и печной радиатор.

При достижении двигателем рабочей температуры открывается большой круг циркуляции, в который добавляется главный радиатор системы охлаждения.

Неисправный термостат будет непосредственно влиять на температуру в салоне машины. Он имеет два рабочих положения: отрытый и закрытый. Выход его из строя характеризуется заклиниванием в одном из этих положений.

  • Если термостат заклинило в открытом положении, то это становится понятно по температуре охлаждающей жидкости. При езде на высоких передачах она будет ниже нормы, соответственно, температура воздуха в машине будет низкой. При езде на низких передачах с частыми остановками и разгонами температура жидкости будет нормальной.
  • При заклинивании термостата в закрытом положении температура охлаждающей жидкости будет в норме, если ездить на 4-й и 5-й передачах. Но езда в городском режиме вызовет повышение температуры антифриза, поднимется и температура воздуха внутри автомобиля. Но из-за высокой температуры охлаждающей жидкости возможен перегрев двигателя, что чревато выходом его из строя.

Забит теплообменник отопителя

Со временем внутри радиатора образуются отложения, состоящие из грязи и посторонних примесей, так или иначе присутствующих в системе охлаждения. Также причиной таких наростов в патрубках может быть сам антифриз, если он некачественный.

Также внутренние полости теплообменника могут забиваться из-за неправильного смешивания антифриза. Например, категорически запрещено к антифризу марки G13 добавлять G11. Образовавшийся осадок вскоре выведет из строя радиатор.

Кроме того, снаружи теплообменник может забиваться пылью, грязью, насекомыми, опавшей листвой.

Завоздушенная система охлаждения

Если в систему охлаждения мотора машины попал воздух, печка не сможет полноценно выполнять свою функцию.

Воздух может попадать из-за негерметичности головки блока цилиндров, которая устраняется путем установки новой прокладки.

Завоздушить систему можно и выполняя техническое обслуживание автомобиля, когда меняется охлаждающая жидкость. Рекомендации по развоздушиванию системы охлаждения можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.


Следует также проверить и уровень антифриза. Если в системе его недостаточно, радиатор печки не сможет прогреться до необходимой температуры. В салон воздух будет поступать, но он будет либо чуть теплый, либо холодный.

В этом случае необходимо довести антифриз до нормы, залив его в расширительный бачок. Если уровень вновь снижается – проверить все шланги и патрубки на наличие течи.

Следует также осмотреть основной радиатор и печной. При наличии течи радиатор меняется. Хотя в продаже имеется большой ассортимент специальных герметиков для радиаторов, не рекомендуется их использовать, поскольку надежность таких средств обычно низкая.

Неисправная помпа

Помпа (водяной насос) предназначена для принудительной циркуляции антифриза по системе охлаждения двигателя, в том числе для обеспечения работы печки.

Помпа – это металлический цилиндр, внутри которого установлена крыльчатка, насаженная на шкив. При вращении шкива крыльчатка проталкивает жидкость от блока двигателя по патрубкам к радиаторам.

Помпа обычно приводится во вращение через ременной передачу, хотя иногда встречается и электрический привод.

Основные неисправности помпы:

  • Износ внутренней части крыльчатки. Плохое качество металла либо агрессивное воздействие охлаждающей жидкости приводят к тому, что при фактическом вращении шкива помпы циркуляция антифриза очень слабая, соответственно, печка работать не будет.
  • Обрыв ремня от коленчатого вала двигателя. В этом случае вращение помпы будет невозможно – в результате печка не работает, а двигатель перегревается.
  • Механическое заклинивание. Помпа просто не вращается, циркуляции антифриза нет.
При всех этих поломках поможет только замена. Причем «умирающую» помпу можно диагностировать по характерному свисту под капотом при работающем двигателе и по температуре шлангов: если шланг до помпы горячий, а после нее холодный, то следует произвести замену, не дожидаясь ее полного выхода из строя.

Профилактика работы печки в салоне


Чтобы печка не подвела в самое неподходящее время, необходимо соблюдать простые правила:
  • Качественный антифриз. От его свойств зависит работа не только печки, но и двигателя. Необходимо использовать только хороший антифриз и регулярно производить его замену согласно требованиям производителя авто.
  • Чистый радиатор. Снаружи грязь и насекомых на радиаторе можно устранить с помощью пылесоса. Внутренние полости можно очистить с помощью специальных средств для промывки системы охлаждения двигателя.
  • Салонный фильтр. Грязный салонный фильтр ухудшает не только интенсивность нагрева салона, но и в целом систему вентиляции и кондиционирования. А поскольку в забитом фильтре часто содержится пыльца различных растений, то езда в такой машине для аллергиков может закончится обострением заболевания.

Когда считать работу печки ненормальной

Считается, что если на улице -25 градусов, то исправно действующая система отопления должна обеспечивать температуру не менее +16 градусов снизу салона и +10 у его потолка. Если эти значения ниже, то печка неисправна.

Следует помнить, что чем больше лет автомобилю, тем больше внимания следует уделять обслуживанию системы отопления. Соблюдение всех вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет поддерживать ее в исправном состоянии, независимо от года выпуска и марки машины.

Видео о том, почему не греет печка в салоне автомобиля:



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png