Сейчас практически вся Европа имеет привычное нам правостороннее движение транспорта. Из Беларуси мало кто доезжает на своей машине до «левосторонних» стран, поэтому автомобильные путешествия для нас не составляют трудностей в плане ПДД. Сегодня уже мало кто помнит, но некоторые страны Европы (в том числе континентальной) имели «английскую» схему автомобильного движения. Венгрия, Австрия, Португалия и Швеция когда-то были «левосторонними», что кроме всего прочего связано (не удивляйтесь) с противостоянием наполеоновской армии. Венгрия, Австрия (частично) и Португалия перешли на правостороннее движение еще в те времена, когда количество машин на улицах было минимальным, поэтому «рокировка» не вызвала трудностей. А вот Швеция «дотерпела» аж до 1967 года, когда на тысячу жителей в крупных городах приходилось более двух сотен автомобилей. 3 сентября 1967-го местные водители (да и пешеходы) запомнили на всю жизнь. Это был день «H» (Höger - это «право» по-шведски).

О проблеме заговорили еще в 1927-м

В Швеции еще до изобретения автомобиля было принято, что конные экипажи разъезжаются «левыми бортами» (т. е. было правостороннее движение). Впрочем, четкого закона не существовало, да и проблем особых не было - интенсивность движения и скорость повозок позволяли разъехаться всем даже вечером 30 декабря. Первые автомобили поехали по стране уже слева. Корни этого действительно уходят глубоко в историю и связаны с Французской революцией, Наполеоном и другими факторами. Не будем сильно углубляться и перенесемся в 1927 год. Именно тогда в Швеции впервые заговорили о необходимости перейти на правостороннее движение, которым пользовались все соседи: Дания, Финляндия и Норвегия.

Стоит ли говорить, что при пересечении шведских границ автомобилисты испытывали серьезные трудности. Особенно те, кто покидал страну нечасто. И если основные магистрали имели соответствующие развязки, меняющие местами полосы движения, то в крохотных пограничных переходах между Швецией и Норвегией порой даже не была обозначена граница. То есть водители сами должны были перестраиваться на встречную полосу, не прозевав при этом момент въезда на территорию другой страны. Смена полос движения на границах становилась причиной десятков аварий ежемесячно.

Интенсивный рост автомобилизации в Швеции и в целом по Европе увеличивал масштабы проблемы. Но в конце 1920-х правительство посчитало, что переход на правостороннее движение - слишком затратная процедура, и идею об «инверсии» полос забросили, предложив водителям быть более внимательными на границах.

Машины в Швеции всегда были с левым рулем

Парадоксально, но более 90% автомобилей в самой Швеции были леворульными (т. е. предназначенными для стран с правосторонним движением). Значительную долю машин в стране занимали американские модели, и в США не собирались переделывать заводы под выпуск партий с правым расположением руля для такого маленького рынка, как Швеция.

Абсолютно все импортные автомобили в стране были леворульными - даже многие британские модели. Да и шведские производители продавали у себя на родине такие же модельные линейки, как в Норвегии, т. е. особо не переживая по поводу расположения «баранки». Тем более сами водители привыкли сидеть «не на своем месте».

Проблема стоимостью 340 миллионов долларов

С 1934 по 1954 год Риксдаг минимум семь раз возвращался к теме смены полос движения. В эти десятилетия автомобильные парки в Швеции и Норвегии многократно увеличились, и меняющиеся местами потоки транспорта на границах создавали целый коллапс. Еще одной проблемой стали опасные обгоны на загородных трассах. Как известно, левое расположение руля не позволяет водителю безопасно «заглянуть» на встречную полосу во время таких маневров при левостороннем движении.

В дело включились Северный совет и Совет Европы. Представители организаций выразили пожелание создать единую систему автомобильного движения для всей континентальной Европы. Эксперты выяснили, что переход на правостороннее движение обойдется Швеции в 340 миллионов долларов (эквивалентно нынешним 0,5 миллиарда долларов).

В 1955 году был проведен так называемый консультативный референдум, на котором 82,9% населения проголосовали против перехода на правостороннее движение. Тем не менее в 1961-м в Риксдаге заявили, что с каждым годом масштабы грядущей «дорожной революции» только увеличиваются, поэтому переход на общепринятое в континентальной Европе правостороннее движение транспорта уже был неизбежным.

10 мая 1963 года было официально объявлено о «4-летней готовности» к переходу, после чего началась подготовка к самой важной реформе в истории автомобильной Швеции. Парламент образовал целую Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens högertrafikkommission, или просто HTK), которой поручили разработать и воплотить комплекс мер для безопасной смены полос на общественных дорогах. Дедлайн - 3 сентября 1967 года.

Трудности перехода

За четыре года выявилось огромное количество трудностей, связанных со сменой направлений движения в целой стране. Вся инфраструктура (к слову, достаточно развитая) была заточена под левостороннее движение. К революции были не готовы светофоры, знаки, разметка, пункты оплаты, даже придорожные кафе, съезды и заезды к которым были «левыми».

Но больше всего вопросов вызвал общественный транспорт. Мало того что все остановки были расположены слева по ходу движения и далеко не всех их можно было оставить для новой схемы, так еще и все автобусы в стране были оборудованы пассажирскими дверями только с левой стороны. Для решения этой проблемы почти все такие транспортные средства получили дополнительные двери справа. Те, что остались «леводверными», были проданы в Пакистан.

Подготовка страны

HTK, щедро тратя государственный бюджет, четыре года разрабатывала различные меры по подготовке страны к переходу на «зеркальное» движение по полосам. Как уже говорилось выше, автопарк, за исключением общественного транспорта, был готов - большинство машин в Швеции всегда были леворульными. Дело оставалось за инфраструктурой и самым главным - информированием людей. Ведь знаки, разметка, светофоры и прочее - это дело простое. А вот заставить миллионы людей мыслить «зеркально» в и без того опасном процессе дорожного движения - куда более трудоемкий процесс.


Было задействовано все. Школы, общественные организации, телевидение, радио, газеты и журналы… НТК объявила конкурс на лучшую «правую песню», где победила композиция «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») группы Telstars. Ее крутили по радио, чтобы напоминать водителям о приближении дня Х. Точнее, дня «H». Начиная с октября 1966 года по телевидению периодически показывали программы с видеороликами, посвященными особенностям правостороннего движения. В автошколах поменялась программа. Водителям раздавали перчатки разного цвета: левая была красной, а правая - зеленой. Был выпущен 30-страничный буклет с подробной инструкцией по переходу.

Летом 1967 года на дорогах начали устанавливать новые знаки дорожного движения, которые завешивали черной тряпкой до сентября. Некоторые трудности вызвали односторонние улицы, которые пришлось переделывать, как и многочисленные перекрестки. В Стокгольме установили больше новых знаков, чем было старых. Водителей обязали отрегулировать фары, а желтую (как в США) разметку заменили на привычную для европейцев белую. К августу на дорогах все стрелки с направлениями движения были «правосторонними», но водителям велели «пока не обращать на них внимания». Кроме того, возле пешеходных переходов разместили надписи, призывающие людей, пересекающих проезжую часть, сначала смотреть налево. К сентябрю Швеция была готова поменять «лево» на «право»!

День «H» и его последствия

3 сентября в час ночи движение автомобилей в Швеции полностью остановилось (за исключением машин различных служб). Запрет действовал до шести утра. За это время дорожные службы расчехлили новые знаки, активировали необходимые светофоры, убрали атрибуты «левосторонней» дорожной инфраструктуры. Рук не хватало, и для «перевода» была привлечена армия. В крупных городах движение транспорта было закрыто более чем на сутки. В Стокгольме, например, выезжать на дорогу нельзя было с 10 часов утра 2 сентября до 3 часов дня 3 сентября.

Предпосылки

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе , использующей левостороннее движение. Все соседние скандинавские страны (Дания , Финляндия , Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией . К тому же бо́льшая часть автомобилей (даже шведского производства) была оборудована левым рулём: сначала американцы не хотели делать особенных машин для такого маленького рынка, как Швеция, и продавали леворульные машины под предлогом «хорошо видной обочины», затем в дело пошёл консерватизм .

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений.

Торопиться приходилось и потому, что на большинстве автомобилей того времени стояли типовые дешёвые круглые фары . В Европе началась тенденция к переходу на прямоугольные блок-фары, специфичные для той или иной марки и значительно более дорогие - так что каждый упущенный год превратился бы в дополнительные затраты.

Подготовка

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип . Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson» ).

Переход

День H был назначен на 5:00 в воскресенье, 3 сентября 1967 года . В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали экстренные службы, коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет был дольше: например, в Стокгольме - с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки - общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат .

В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

Последствия

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного смертельного ДТП - как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». В первые месяцы после Дня H наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.

Улица в Швеции, на следующий день после того как левостороннее движение поменяли на правостороннее.

В Швеции — правостороннее движение. Но так было на всегда. Лишь в 1967 году Швеция перешла с левостороннего (как в Англии) на правостороннее автомобильное движение (как в России).

К этому времени Швеция оставалась последней страной в континентальной Eвропе, использующей левостороннее движение. Да, левосторонне движение было и остаётся до сих пор в Англии, например, или в Японии, но это — островные государства! А все соседние с сухопутной Швецией страны (Дания, Финляндия, Норвегия) пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы Швеции. Представь: переезжаешь через границу на машине и оказываешься на встречной полосе! Кстати, большая часть шведских автомобилей была оборудована левым рулём.

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. Еще одной статёй затрат стала необходимость замены фар и педальных узлов для автомобилей. Машины с левым рулем имели левую фару, освещающую обочину. После перехода она стала слепить встречные машины, а обочина оставалась без дополнительных пучков света.

Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо используемой ранее жёлтой.

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения шведские автомобильные компании выпустили 8000 «переходных» моделей автобусов, которые имели двери с двух сторон.

За 4 (!) года до дня Н шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Замечу - это была не комиссия, которая нанимала подконтрольные фирмы и фирмочки для отмытия денег нацпроекта. Люди хотели снизить дискомфорт своих граждан при общении с соседями: норвеги, финны и датчане уже давно ездили по правой стороне. И делали именно это.

Нужно было повесить новые знаки, светофоры, переоборудовать перекрестки (шведы стали использовать белую разметку вместо желтой, используемой ранее). Отдельно стоит отметить общественный транспорт переносить остановки нужно было только на дорогах с односторонним движением, а вот автобусы нужно было переделать. И фабрики по производству автобусов (внимание!) разработали и выпустили около 8 тысяч переходных моделей автобусов с дверями с обоих сторон (это стало самой затратной частью всего проекта перехода для государства).

3 сентября Стокгольм лишился трамваев - от них давно хотели отказаться из-за тесных улочек. Другие трамвайные системы в Гетеборге и Норкопинге стали правосторонними. Комбинацию педалей на старых машинах «сцепление - газ - тормоз» надлежало изменить на «сцепление - тормоз - газ». В Швеции, привыкшей делать все конкретно, просто не разрешали эксплуатацию машин, не прошедших модернизацию.

В ночь на день перехода и до 6 утра личному транспорту ездить запретили. В Стокгольме и Мальмо перекрыли движение еще в субботу и практически до вечера воскресения - проводили последние работы по демонтажу знаков и организации движения. Некоторые города так же расширили время действия ограничений.

Большое внимание уделялось и информации для населения. »День перемен» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года.

В «День перемен» в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. Не было зарегистрировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, напрямую связанного с переходом. В первые месяцы после «Дня перемен» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности, потому что все ездили очень аккуратно и строго следили за знаками и дорогой.

Немногие пробки являются настолько организованными и скоординированными, как те, которые имели место быть на улицах на территории всей Швеции утром 3 сентября 1967 года. В тот день, ровно в пять часов утра, движение на дорогах было остановлено. Затем медленно и осторожно автомобилисты, мотоциклисты и велосипедисты направили свои автомобили, мотоциклы и велосипеды через дорогу, на другую сторону. Швеция решила, что она больше не будет ездить по левой стороне.

Хаос воцарился по всей стране, когда миллионы автомобилистов, которые всю жизнь ездили не по той стороне дороги, пытались приспособиться к новым правилам. Ежедневные поездки на работу и обратно стали совершенно непривычными. Труднее всего было перестроить мышечную память, которая обеспечивает большую часть вождения.

Неудивительно, что шведы начали протестовать, когда предложение перейти на правостороннее движение было выдвинуто в начале 1950-х годов. В 1955 году был проведён референдум, и 83% голосовавших выступили против этой идеи. Несмотря на это, правительство выступило за перемены, чтобы Швеция не отставала от своих европейских соседей.

Большая часть мира ездит по правой стороне дороги, хотя в прошлом римляне и греки, а значит, и большая часть Европы, ходили или ездили по левой. Это позволяло всадникам держать поводья левой рукой, а мечи – правой, когда они сталкивались с разбойниками. Смена движения с левостороннего на правостороннее в США произошло тогда, когда погонщики начали использовать огромные грузовые тележки, заряжённые несколькими парами лошадей. На тележке не было место для погонщика, поэтому он сидел на левой задней лошади и держал хлыст в правой руке, что позволяло ему управлять всеми лошадьми. Сидевший слева погонщик, естественно, хотел, чтобы другие повозки проезжали мимо слева от него, дабы быть уверенным, что он не попадёт под колёса приближающихся тележек. По этой причине он ехал по правой стороне дороги. Англичане придерживались левостороннего движения, поскольку их тележки не были столько огромными, следовательно, они не испытывали никаких трудностей с поддержанием традиции. Страны, ставшие частью Британской империи, переняли левостороннее движение. Некоторые государства, такие как Канада, в конечном счёте изменили правила, чтобы облегчить пересечение границы с США.

У Швеции имелись похожие причины – все её соседи, включая Норвегию и Финляндию, с которой Швеция делила сухопутную границу – ездили по правой стороне. Однако самым насущным вопросом была безопасность. У 90 процентов автомобилей на дорогах руль располагался с левой стороны, поскольку большинство из них были импортированы из Соединённых Штатов. Любопытно, что многие шведские автопроизводители, такие как Volvo, выпускали автомобили, которые предназначались для езды по правой стороне дороги даже для внутреннего рынка. В результате было слишком много дородно-транспортных происшествий.

В 1963 году шведское правительство постановило, что страна перейдет на правостороннее движение. 3 сентября 1967 года было назначено днём перехода. Это событие вошло в историю как День «Н» (сокращённо от Högertrafikomläggningen – «правостороннее движение»).

Подготовка страны и её почти 8 миллионов жителей к массовому переходу была дорогостоящей и сложной задачей. Изменения коснулись светофоров, дорожных знаков, перекрёстков, разметки, автобусов и автобусных остановок. Многие из этих модификаций были начаты за несколько месяцев и завершены непосредственно перед Днём «Н». Новые светофоры оставались обёрнутыми в чёрный пластик до последнего момента. Аналогичным образом, новые линии, нарисованные на дорогах, были покрыты чёрной лентой. Около 360 тысяч знаков по всей стране были заменены почти за один день.


Была проведена масштабная пиар-кампания, призванная примирить общественность с этими изменениями и ознакомить её с тем, как они будут осуществляться. Был разработан логотип в виде большой буквы «Н» со стрелкой, показывающей на изменение движения. Он стал появляться на всех продуктах, от молочных пакетов до нижнего белья. Правительство выпустило специальные товары, такие как цветные перчатки и новые фары, чтобы напоминать водителям, что они должны ехать справа. Шведская телевизионная станция даже провела конкурс на лучшую песню, чтобы помочь людям не забыть о предстоящем изменении. Мелодия-победительница, Håll dig till höger, Svensson («Держись справа, Свенссон»), была выбрана путём национального голосования и заняла пятое место в шведском хит-параде. Знаменитости появлялись на популярных теле-шоу, чтобы рассказать о Дне «Н». Граждан также информировали при помощи радио, газет и рекламных щитов.

В часы, предшествовавшие переходу, царила едва ли не праздничная атмосфера. В утреннем свете начали собираться толпы. Были фейерверки и пение. Большинство автомобилей убрали с дороги, чтобы облегчить работу рабочих. В 4:50 утра раздался гудок, и громкоговоритель объявил: «Настало время перехода!» На дороге появились новые знаки, и автомобили перестроились на другую сторону.


Благодаря тщательному планированию масштабный переход прошёл прекрасно, не считая неизбежных пробок и нескольких мелких аварий, которые обошлись без жертв. Десятки журналистов, собравшихся на улицах в ожидании кровопролития, были разочарованы.

В течение нескольких месяцев после перехода количество дорожно-транспортных происшествий резко сократилось ввиду особой осторожности, в которой люди водили транспортные средства. Конечно, как только люди привыкли к новым правилам, примерно три года спустя, уровень аварий и смертности вернулся к прежним показателям.

В целом проект обошёлся шведским налогоплательщикам в 628 миллионов крон, что эквивалентно примерно 2,6 миллиардам крон (216 миллионов долларов) в переводе на современные деньги. Но если сравнивать с масштабами проекта, эта цифра была относительно небольшой, как утверждает историк-экономист Ларс Магнуссон.


По словам Питера Кронборга, автора книги о Дне «Н» под названием Håll dig till höger Svensson, говорит, что в современных условиях такой проект является практически неосуществимым. Шведская общественность сильно возмутилась бы, если бы политики продолжили настаивать на своём вопреки результатам референдума. К тому же, средства массовой информации в то время были менее критичными и докладывали лишь о том, что говорили им эксперты.

На момент проведения Дня «Н» существовали только один телеканал и одна радиостанция, и «все смотрели и слушали только их». Но, учитывая сегодняшнее разнообразие медиа-каналов, включая социальные сети, охватить всё население было бы гораздо сложнее.

Шведская дорожная сеть также более развита, чем пятьдесят лет назад, и на дорогах во много раз больше автомобилей, что увеличило бы финансовые затраты в десять раз. Нынешние транспортные стратеги Швеции утверждают, что эквивалент Дня «Н» вряд ли прошёл бы сегодня так же гладко, как в 1967 году.

В 1997 году Швеция выступила с ещё одной инициативой в области дорожного движения под названием Vision Zero. Проект был направлен на ликвидацию всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом и серьёзными травмами, особенно на автомагистралях. С того момента страна сменила фокус со скорости и удобств на безопасность при строительстве дорог. Низкие ограничения скорости в пределах города, пешеходные зоны и барьеры, отделяющие автомобили от велосипедистов и встречного движения, снизили смертность на дорогах. Швеция также является пионером системы дорог 2+1, при которой двусторонняя полоса становится трёхполосной каждые несколько сотен метров, чтобы быстро движущиеся автомобили могли безопасно обгонять медленных водителей. В настоящее время такие дороги проложены на большей части территории Европы, а также в некоторых местах в Канаде и Австралии. Сегодня Швеция имеет один из самых низких в мире показателей смертности на дорогах – 270 смертей в 2016 году, по сравнению с 1313 в 1966 году, за год до того, как произошёл День «Н».

Несмотря на то, что большинство мировых государств давно приняли правостороннее движение, такие крупные страны, как Австралия, Индия, Япония, ЮАР, Великобритания по сей день используют левую сторону автомобильной дороги. Швеция также долго каталась по левой стороне, пока не наступил судьбоносный Dagen H, что можно перевести как “день перехода на правую сторону дороги”.

Интересные статьи


Соседи скандинавы уже перешли на правостороннее движение, большая часть Европы также ездила по правой, руль на автомобилях местного и иностранного производства находился слева, но Швеция продолжала занимать левую полосу, следуя результатом всенародного референдума 1955-го, когда 83% населения высказалось за сохранение левостороннего движения. Спустя двенадцать лет и бесчисленное количество аварий терпение правительства лопнуло и было принято волевое решение поступить вопреки народной воле. Долгое время шведские кареты, повозки, а с конца девятнадцатого века автомобили передвигались согласно изначальным левосторонним правилам. Но спустя два с половиной века архаизм стал не просто неудобным, но и весьма опасным, что отлично показывали сравнения количества аварий в Швеции с соседних скандинавскими странами. Поэтому 3 сентября 1967 в воскресенье в 4.50 автомобили медленно и осторожно переехали на противоположную сторону и замерли, чтобы в пять утра начать двигаться по-новому – по правой стороне дороги.

Шведское правительство решило осуществить переход в выходной день, чтобы избежать массовых заторов, пробок и аварийно-опасных ситуаций, но от хаоса спастись не удалось. В чем легко можно убедиться благодаря серии фотографий, как Швеция перешла на правостороннее автомобильное движение или Dagen H 3 сентября 1967. В будущем ситуация наладится, процент аварий упадет и шведы признают правоту своих политиков, которые заставили их переехать на противоположную полосу и приобщили к прогрессивному человечеству.





Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png