ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Двигатель внутреннего сгорания необходимо охлаждать для обеспечения нормального теплового режима работы его узлов и деталей. Наиболее распространены системы охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости. В процессе работы она может нагреваться до 100°C и иногда выше, а на стоянке остывать до температуры окружающего воздуха. От свойств жидкости во многом зависит эффективность системы охлаждения, надежность и долговечность двигателя. Она должна иметь высокую теплоемкость, теплопроводность, температуру кипения, подвижность, а также низкую температуру кристаллизации и коэффициент объемного расширения. Охлаждающая жидкость не должна вызывать коррозию металлов, разрушать резину уплотнений и вспениваться в процессе работы.
Вода обладает наибольшей охлаждающей способностью, имеет максимальную теплоемкость, пожаробезопасна, нетоксична и дешевая. Но вода имеет сравнительно низкую температуру кипения и относительно быстро испаряется, а если при этом она жесткая (содержит минеральные примеси и растворенные соли), то активно образуется накипь. При температуре ниже 0°C вода замерзает и превращается в лед (кристаллизуется) со значительным, до 10%-ным увеличением объема. Это приводит к «размораживанию» двигателя – разрушению его основных деталей и узлов. Поэтому ее нельзя использовать в холодное время года без слива из автомобиля при длительной стоянке вне теплого гаража.
Низкозамерзающие охлаждающие жидкости – антифризы (от англ. «antifreeze» – незамерзающий) заменили воду в системах охлаждения двигателей современных автомобилей. Наиболее широкое распространение получили низкозамерзающие жидкости на гликолевой основе, представляющие собой смесь этиленгликоля с водой. Иногда встречаются жидкости на основе пропиленгликоля – их нельзя смешивать с этиленгликолевыми.

СОСТАВ И СВОЙСТВА АНТИФРИЗА

Этиленгликоль (моноэтиленгликоль) – маслянистая желтоватая жидкость без запаха, умеренно вязкая, с плотностью 1,112-1,113 г/см3 (при 20°С), температурой кипения 197°С и кристаллизации -11,5°С. При нагревании этиленгликоль и его водные растворы сильно расширяются. Для предотвращения выброса жидкости из системы охлаждения ее снабжают расширительным бачком и заполняют на 92–94% от общего объема.
Водный раствор этиленгликоля химически агрессивен и вызывает коррозию стальных, чугунных, алюминиевых, медных и латунных деталей системы охлаждения, а также припоев, используемых для пайки ее узлов. Кроме того, этиленгликоль очень токсичен.
Пропиленгликоль – по свойствам аналогичен этиленгликолю и менее токсичен, но примерно в 10 раз дороже. При низких температурах он более вязкий, чем этиленгликоль, и в связи с этим прокачиваемость у него хуже.
Смесь этиленгликоля с водой характерна тем, что температура ее кристаллизации зависит от соотношения этих двух составляющих. У смеси она значительно ниже, чем по отдельности у воды и этиленгликоля. При различных пропорциях можно получить растворы с температурой кристаллизации от 0 до -75°С. Температура кристаллизации и кипения, а также плотность смеси этиленгликоля и воды в зависимости от содержания в ней этиленгликоля представлены на рисунке. Самое низкое значение температуры замерзания соответствует составу, в котором этиленгликоля 66,7% и воды 33,3%. В других случаях одну и ту же температуру замерзания можно получить при двух значениях соотношений этиленгликоля и воды. Экономически выгодно использовать вариант с большим количеством воды.
Определение соотношения этиленгликоля и воды в антифризе осуществляют по плотности, измеренной с помощью ареометра или гидрометра. На специальных приборах для удобства вместо шкалы плотности применяется двойная шкала, одновременно показывающая содержание этиленгликоля в процентах и температуру кристаллизации. При проверке нужно учитывать температурные поправки к показаниям прибора, указанные в инструкции к нему.

Комплекс присадок включает в себя противокоррозионные, антивспенивающие, стабилизирующие и красящие вещества. Антифризы не должны содержать в своем составе нитрит-нитраты, которые, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенны (провоцируют онкологические заболевания).
Требования к антифризам в России установлены по ГОСТу 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия». Стандарт нормирует основные показатели охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля: внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т. д. Обязательной сертификации охлаждающие жидкости не подлежат.
Определенные марки антифризов, готовых к использованию, и концентратов, требующих разбавления дистиллированной водой перед применением, производят по техническим условиям, где оговаривается состав и наличие присадок, смешиваемость жидкостей и их цвет. Изготовители присваивают им различные названия, например «Тосол», «Лена», «Лада» «Антифриз G-48» и (или) указывают температуру кристаллизации: ОЖ-40, ОЖ-65, А-40.
«ТОСОЛ» – одно из названий антифриза, образованное из двух частей:
«ТОС» - «Технология органического синтеза» (наименование отдела ГосНИИОХТ, создавшего антифриз);
«ОЛ» – окончание, характерное для спиртов (этанол, бутинол, метанол).
Этот антифриз был разработан в 1971 г. в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) для автомобилей ВАЗ взамен итальянского «ПАРАФЛЮ». Торговая марка «ТОСОЛ» не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители охлаждающих жидкостей. Но эксплуатационные свойства «тосолов» могут быть разными, поскольку определяются используемыми присадками, а они отличаются у различных производителей.
Совместимость охлаждающих жидкостей определяется техническими условиями. Изготовленные по разным техническим условиям жидкости часто несовместимы, так как содержащиеся в них присадки могут вступить в реакцию друг с другом и утратить свои полезные свойства. Поэтому при необходимости восстановить уровень охлаждающей жидкости лучше доливать дистиллированную воду.
Требования к антифризам зарубежного производства , как правило, определяются стандартами ASTM (Американская ассоциация по испытанию материалов) и SAE (Общество автомобильных инженеров США). Эти стандарты регламентируют свойства концентратов и антифризов исходя из их основы (этиленгликоля или пропиленгликоля) и условий эксплуатации. Например, этиленгликолевые жидкости предназначены: по ASTM D 3306 и ASTM D 4656 – для легковых автомобилей и малых грузовиков;
по ASTM D 4985 и ASTM D 5345 – для двигателей, работающих в тяжелых условиях: длительно эксплуатируемых в режимах, близких к максимальной мощности, на внедорожной технике, больших грузовиках, в стационарных силовых установках и т.п. Эти жидкости отличаются тем, что перед использованием в них необходимо добавлять специальную присадку.
Импортные антифризы по ASTM D 3306 можно использовать для отечественных легковых автомобилей.
Спецификации производителей автомобилей могут содержать дополнительные требования. Например, нормы General Motors USA – Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или нормы G концерна Volkswagen запрещают использовать в антифризе ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты и оговаривают предельно допустимые концентрации силикатов, буры, хлоридов. Это позволяет уменьшить отложение накипи, увеличить срок службы уплотнений, улучшить защиту от коррозии.

ЗАМЕНА АНТИФРИЗА

Плановая замена необходима потому, что даже при нормальной эксплуатации в антифризе постепенно уменьшается содержание присадок и коррозия деталей двигателя усиливается. Жидкость больше пенится, следовательно, хуже передает тепло и мотор может перегреваться. Как правило, плановую замену рекомендуется осуществлять через два года, а при интенсивной эксплуатации – каждые 60 тыс. км. пробега автомобиля.
Досрочная замена может потребоваться при попадании в систему охлаждения выхлопных газов, например, через неисправную прокладку головки блока, или воздуха в местах утечки, что приводит к ускоренному старению жидкости. Признаками необходимости этого может являться:
- на внутренней поверхности расширительного бачка образуется желеобразная масса;
- при легком морозе (до -15°С) антифриз становится кашицеобразным и в бачке обнаруживается осадок;
- электровентилятор радиатора системы охлаждения срабатывает все чаще.
В аварийной ситуации , например при замене в дальней дороге лопнувшего шланга, в систему охлаждения приходится заливать воду из случайного источника. Жесткая с примесями вода активизирует коррозию и вызывает образование посторонней взвеси, что тормозит циркуляцию жидкости и может затруднить работу водяного насоса. Кроме того, в местах сильного нагрева образуется накипь, ухудшающая работу системы охлаждения. Если антифриз стал бурым, значит, происходит активная коррозия деталей системы охлаждения. Разбавленную некачественной водой охлаждающую жидкость следует при первой возможности заменить с обязательной промывкой системы охлаждения.

Порядок замены охлаждающей жидкости (осуществляется на холодном двигателе) :
- снимают крышку расширительного бачка и (или) радиатора;
- открывают кран радиатора отопителя, чтобы в нем или в подводящих шлангах не осталось жидкости;
- отворачивают пробки в радиаторе и блоке цилиндров двигателя, сливают старую охлаждающую жидкость в подставленную емкость, затем пробки сливных отверстий устанавливают обратно;
- медленно тонкой струйкой заливают новую охлаждающую жидкость через расширительный бачок и закрывают его крышку;
- пускают двигатель, прогревают его, затем останавливают и после остывания по необходимости доливают жидкость до нужного уровня.

ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

При плановой замене антифриза достаточно один раз промыть систему дистиллированной или в крайнем случае хорошо прокипяченной, талой или дождевой водой.
При переходе с воды на антифриз , замене бурой или с признаками досрочного старения охлаждающей жидкости необходимо удалить накипь и продукты коррозии. Это можно сделать только с использованием специальных моющих средств в соответствии с инструкцией к ним. Промывки представляют собой водные растворы слабых кислот – муравьиной, щавелевой, соляной с добавлением ингибиторов коррозии. Затем следует удалить остатки моющего состава, промыв систему, как минимум, один раз дистиллированной водой.

Порядок промывки системы охлаждения :
- сливают охлаждающую жидкость и заливают вместо нее промывочную, так же, как это делается при замене жидкости;
- дают поработать двигателю от 20 до 60 мин - чем грязнее была слитая охлаждающая жидкость, тем больше требуется времени для промывки системы;
- останавливают двигатель, сливают моющую жидкость, промывают систему дистиллированной водой и заливают свежий антифриз.

Уровень антифриза в расширительном бачке может стать меньше нормы из-за испарения из него воды или из-за негерметичности системы. В первом случае нужно доливать дистиллированную, а если ее нет – прокипяченную в течение 30 мин воду. При утечках следует доливать охлаждающую жидкость, желательно той же марки.
Приобретать для долива или замены следует охлаждающую жидкость, одобренную изготовителем автомобиля, и лучше в магазинах, а не с временного лотка на улице.
Концентраты применять в системе охлаждения двигателя нельзя – они состоят из этиленгликоля с присадками и небольшим количеством воды, поэтому имеют температуру кристаллизации -11,5°C или чуть ниже. Они предназначены только для приготовления антифриза путем разбавления концентрата дистиллированной водой. Сколько ее добавить, чтобы получить нужную температуру замерзания охлаждающей жидкости, должно быть указано в инструкции.
Канистра с антифризом должна внушать доверие к изготовителю. Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» – ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке – плотно контактировать с горловиной. Герметичность канистры можно проверить, перевернув или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра не упругая (шипит выходящий воздух), лучше такое не покупать. Полупрозрачные канистры хороши тем, что можно рассмотреть их содержимое. Мутную охлаждающую жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата – через пять.
Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация – полная, не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температура кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой изготовления и т. д.

Внимание! Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм даже через кожу. Он сладковат на вкус, и его надо держать в месте, недоступном для детей. Разлитый этиленгликоль представляет определенную опасность для животных. При приеме внутрь смертельная доза для человека может составлять всего 35 см 3 .

Антифриз – специальная жидкость предназначенная для системы охлаждения автомобиля. Особенность данного вещества заключается в том, что оно не замерзает даже при низких температурах. А возможен такой эффект благодаря специальному составу жидкости — этиленгликолю и воде, которые в совокупности образуют двухатомный спирт. В составе антифриза также имеются и так называемые ингибиторы – вещества замедляющие процесс коррозии.

Для бесперебойной эксплуатации автомобиля крайне важно и своевременно произвести замену антифриза. с автомобиля мы уже рассказывали, но а как в систему охлаждения заливать новый антифриз мы подробно расскажем в данной статье.

Содержание статьи:

Сроки замены антифриза

Точный срок службы расходного материала нельзя назвать просто так - здесь все зависит от производителя хладагента, состава охлаждающей жидкости и присадок, добавленных в нее. На сегодняшний день на отечественном рынке можно найти охлаждающие жидкости изготовленные на основе силиката или карбоксилата.

Например, охлаждающая жидкость зарубежного производства, которые содержат силикат, необходимо заменять не реже чем через 3 года, или же один раз в 100 – 150 тыс. км. пробега. Антифризы на основе карбоксилата в идеальных условиях функционирования двигателя и охладительной системы могут работать не менее пяти лет или 250 тыс. км пробега.

Как заливать антифриз в систему охлаждения?

Новый антифриз рекомендуется заливать только в чистую охлаждающую систему. Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде.

Чтобы избежать образования воздушных пробок в системе, ставим автомобиль в строго горизонтальное положение.

1) . Отсоединяем самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (как правило, он расположен в районе впускного коллектора).

2) . Новый антифриз заливаем через горловину расширительного бачка, что удобней всего делать с применением воронки.

3) . Заливаем до тех пор, пока он не начнет вытекать из отсоединенного патрубка, после чего патрубок ставим на место и зажимаем его в месте соединения хомутом.

4) . Оптимальный уровень, который необходимо залить – между отметками «MIN» и «MAX».

5) . После заливки плотно закрываем пробку бачка, заводим автомобиль и прогреваем до срабатывания вентилятора.

7) . При необходимости доливаем. Еще раз хочу отметить, последний пункт выполняем только при холодном двигателе.

Как заливать антифриз в систему охлаждения (Видео)

Видео №1

Видео №2

Сколько нужно заливать антифриза?

Количество антифриза которую необходимо залить в охлаждающую систему автомобиля, как правило указывается в руководстве по эксплуатации к той или иной модели. Но в среднем эта цифра составляем 6-8 литров.

Ориентироваться можно при помощи отметок «MIN» и «MAX» на расширительном бачке. То есть как уже было отмечено выше, уровень жидкости в бачке должен находиться между этими отметками.

Как правильно доливать антифриз в систему охлаждения?

Следует выяснить марку, тип жидкости и дополнить до необходимого уровня содержимое идентичным составом. Работу следует выполнять только при холодном двигателе.

Предварительно приоткрываем крышку расширительного бачка, что позволит устранить избыточное давление, после чего полностью крышку откручиваем и доливаем антифриз (ориентируемся по отметкам «MIN» и «MAX»).

Не нужно доливать антифриз под завязку, что чревато выплескиванием излишков и попаданием их на рабочие части силового агрегата в прогретом состоянии.

Какой антифриз можно заливать?

Какими они бывают? По своему составу они делятся на:

  • Силикатные;
  • Карбоксилатные;
  • Гибридные.

Каждый вид имеет свои особенности и характеристики.

Силикатные . Содержат соли неорганических кислот – основные присадки данного типа охлаждающей жидкости. Отрицательной характеристикой подобной жидкости является образование налета. Соли со временем образуют тонкую пленку налета. Она оседает и не дает системе полноценно работать, что может привести к нагреванию двигателя автомобиля. Следовательно и к большему потреблению им масла, топлива.

Карбоксилатные . Содержит органические кислоты. Данный вид антифриза имеет следующие обозначения: G12 или G12+. Органические кислоты в отличие от неорганических не образуют накипи и налета. Отличаются антикоррозийными и антикавитационными свойствами.

Гибридные . Содержит как органические, так и неорганические кислоты. Данный тип имеет следующее обозначение: G11. Комбинирует в себе положительные и отрицательные свойства двух предыдущих видов.

Новинкой среди охлаждающих средств является лобрид антифриз - G12++ и G13 с содержанием органических основ и минеральных добавок. Благодаря уникальному составу это вещество способно прослужить до 100 000 км пробега.

Самый распространенный и популярный вариант, хотя и не очень качественный – «Традиционный антифриз». Срок его службы не более 2 лет. Этот тип не выдерживает высокой температуры. Он начинает кипеть при 105 градусах по Цельсию. Из «Традиционных антифризов» наиболее известен тосол.

Правила выбора . При выборе охлаждающей жидкости следует руководствоваться качественными особенностями каждого вида. Наличие различных присадок значительно влияет на качество и на срок службы жидкости. На качество и срок службы также влияет наличие различных присадок.

Наименьший процент присадок в охлаждающих средствах G11, что влияет на качество продукции. Она не способна защитить от накипи и коррозии. Срок службы этого типа вещества не более 2 лет. В случае больших пробегов может сократиться и до 6-и месяцев.

Более долгим сроком службы отличаются антифриза охлаждающие жидкости типа G12. Как правило он у них составляет от 4-х до 5-и лет.

Карбоновые охлаждающие жидкости без замены могут прослужить как минимум 5 лет.

Особенности и предостережения . Иногда возникает необходимость в доливании охлаждающей жидкости. Для этого следует приобрести новый антифриз именно того же типа, что уже залит в автомобиль. Следует остерегаться смешивания разного типа жидкостей, даже если они одного цвета. Крайне запрещено смешивать антифризы G12 и G11. Они несовместимы.

Жидкости G12+ допускают смешивание с двумя иными типами.

Можно ли заливать воду в антифриз?

Если передать суть рекомендаций завода-производителя, то категорически запрещается добавлять воду в антифриз. Этот запрет обосновывается тем, что охлаждающая жидкость обогащена соответствующими добавками, благоприятно воздействующими на систему охлаждения. Они способствуют отличному смазыванию и ускоренному остыванию двигателя.

Как узнать что залито, тосол или антифриз?

Как правило, автомобилисты знают, что залито в их охладительные системы. Но это в том случае, если речь идет о постоянном владельце авто. На самом деле причин, по которым автомобилист хочет узнать, что именно залито в расширительный бачок его авто, может быть очень много.

Как определить, что залито? Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф. Да и нужно быть осторожным при «дегустации» - химические вещества, входящие в состав охлаждающей жидкости, чрезвычайно ядовиты.

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах . Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу . Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет - то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой . Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности . Но для этого вам понадобится ареометр - специальный прибор для проверки плотности охлаждающей жидкости. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.

Если вы впервые решили поменять охлаждающую жидкость, то вам определенно следует знать, сколько антифриза в системе охлаждения двигателя. Своевременная и правильная замена охлаждающей жидкости гарантирует исправную работу двигателя на протяжении долгого времени, поэтому не стоит пренебрегать этим вопросом. Чтобы дать полный ответ, нужно разобраться, что такое система охлаждения ДВС, как она работает и, наконец, сколько литров антифриза заливается в систему охлаждения.

Для чего нужна система охлаждения двигателя?

Собственно, не нужно быть экспертом, чтобы раскрыть предназначение системы охлаждения ДВС. Ответ кроется в самом названии. Система охлаждения нужна, чтобы защитить двигатель внутреннего сгорания от перегрева. Во время работы ДВС выделяется большое количество тепловой энергии, которое без исправного функционирования системы охлаждения обязательно приведет к перегреву двигателя и, соответственно, к его поломке.

Но помимо своего прямого предназначения, система охлаждения активно участвует еще в некоторых процессах работы автомобиля. Например, в работе кондиционера или в процессе охлаждения масла. Поэтому несвоевременная замена антифриза (а для правильной замены нужно знать, сколько антифриза в системе охлаждения) может вывести из строя не только мотор вашего автомобиля, но еще и некоторые его важные составляющие.

Конструкция системы охлаждения

Независимо от того, на каком топливе работает ДВС, система охлаждения состоит из одних и тех же элементов. Конструкция системы включает в себя:

  • радиатор;
  • вентилятор;
  • блок управления;
  • теплообменник;
  • термостат;
  • расширительный бачок;
  • водяной насос (помпа);
  • соединительные трубки и клапаны.

Охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок, который, в свою очередь, компенсирует возможные изменения количества жидкости в охлаждающей системе. Далее антифриз подается в систему под давлением, которое образуется при помощи насоса. Задача охлаждающей жидкости - пройти через плоскости блока цилиндров и в конечном счете попасть в радиатор.

Охлаждающая жидкость

Есть три термина, которыми пользуются автовладельцы в разговоре о системах охлаждения: антифриз, тосол и охлаждающая жидкость. Поэтому прежде, чем выяснять, сколько антифриза в системе охлаждения, стоит разобраться, что из них лучше.

На самом деле, все эти три термина означают одно и то же. Охлаждающая жидкость - это синоним слова «антифриз». Раньше для охлаждения ДВС использовали воду, что в наших климатических условиях не совсем удобно, так как вода имеет свойство замерзать. Антифриз же выдерживает снижения температуры воздуха до -50 о С. А тосол - это название антифриза, которое плотно засело в лексиконе автолюбителей. Поэтому, размышляя о том, сколько антифриза в системе охлаждения, не сомневайтесь, что вы собираетесь залить туда именно то, что нужно.

Как часто нужно менять антифриз?

Чтобы защитить головки цилиндров и радиатор системы охлаждения от образования ржавчины, специалисты рекомендуют производить замену антифриза примерно раз в два года. Но правда ли это? На самом деле, точные рекомендации по замене охлаждающей жидкости может дать только завод-производитель. Например, отечественный завод по производству автомобилей дает достаточно точные указания о том, как часто нужно менять жидкость, и сколько антифриза в системе охлаждения ВАЗа. Специалисты рекомендуют производить замену охлаждающей жидкости каждые 75000 км пробега.

Правда, рекомендации производителей подразумевают, что автовладелец будет заливать антифриз той же марки, с которой автомобиль сошел с конвейера. Марка антифриза прописывается в сервисной книжке машины вместе с остальными рекомендациями. Если вы не намерены ими руководствоваться, тогда стоит все же производить замену охлаждающей жидкости не реже одного раза в два года.

Объем антифриза в системе

Чтобы ответить на вопрос, которому посвящена эта статья, сравним два автомобиля - «Рено-Логан» и ВАЗ-2110. Все составляющие охлаждающей системы ДВС идентичны, поэтому сравнение будет справедливым. Итак, сколько антифриза в системе охлаждения ВАЗ-2110? Производитель рекомендует заливать в расширительный бочок от 7 до 8 литров жидкости. Сначала это может показаться достаточно большим объемом для такого автомобиля. Но не стоит экономить, ремонт двигателя выйдет гораздо дороже, чем лишняя бутылка антифриза.

Теперь очередь автомобиля «Рено-Логан». Сколько антифриза в системе охлаждения? «Логан» имеет объем двигателя 1,4 или 1,6, поэтому рекомендуется заполнить расширительный бочок 5,5 литрами антифриза. Как видите, объем охлаждающей жидкости в этой машине на 2,5 литра меньше, чем в автомобиле ВАЗ-2110. Причем производители «Рено» советуют использовать в качестве охлаждающей жидкости не готовый антифриз, а разбавленный. Продукт разводится с дистиллированной водой в пропорции 1:1 и только потом заливается в систему охлаждения ДВС. Получается, что для плановой замены антифриза владельцу «Рено» достаточно приобрести три литровых бутылки концентрата, самостоятельно развести его до нужной пропорции и залить в систему охлаждения.

Как менять антифриз?

После того как мы выяснили, сколько антифриза в системе охлаждения двигателя, осталось его только заменить. Всю работу по замене охлаждающей жидкости можно разделить на несколько основных этапов:

  • Дождитесь, пока ДВС полностью остынет. Менять антифриз при нагретом двигателе очень опасно, так как температура охлаждающей жидкости составляет 95-100 о С.
  • Поставьте под сливную пробку радиатора пустую емкость и откройте ее.
  • Слейте старый антифриз.
  • Промойте систему охлаждения, предварительно проверив все шланги на предмет механических повреждений.
  • Многие не знают, сколько литров антифриза в системе охлаждения. Залейте столько жидкости, на сколько литров предназначен расширительный бачок.
  • Заведите автомобиль и включите в салоне печку, чтобы антифриз равномерно распределился по системе.

Как видите, ничего сложного в замене охлаждающей жидкости автомобиля нет. Обратите внимание, что если в старом антифризе присутствуют следы ржавчины, следует в ближайшее время обратиться с этой проблемой в автосервис.

О жидкостях, потребляемых охлаждающей системой, информации написано достаточно много. Но вот о том, как правильно заливать и доливать эти жидкости в систему охлаждения, разговор пойдет впервые.

Основные правила по доливке антифриза

Напомним, что смешивание различных хладагентов недопустимо в большинстве случаев, так как на выходе смешенный коктейль может выпасть в осадок, который сам по себе не исчезнет, а начнет методично закоксовывать тонкие трубки радиатора и прочие нежные детали системы охлаждения. Поэтому стоит заливать только показанные к применению жидкости, которые получили одобрение производителя автомобиля, а доливать только тот же компонент, который наполняет своей основой уже действующую СОД.

Вопрос о том, как ведет себя антифриз или тосол при доливе в обычную воду можно оставить открытым. Концентраты этих веществ дают прекрасные показатели с водой в определенных допустимых пропорциях, опять же если залита дистиллированная вода, а не композиция из хлора, натрия, магния и калия, что чаще выходит из водопроводного крана.

Опять же напоминаем, что цвет охлаждающей жидкости никак не влияет на ее состав, — совместимы между собой могут быть зеленые, синие, красные жидкости, когда одинаковые по цвету, к примеру, желтые, могут иметь совершенно разную структуру, присадки и основу.

Как заливать антифриз в систему охлаждения?

В современных автомобилях в основном используется антифриз, на его примере мы расскажем, как правильно заливать и доливать это вещество для нормальной работы системы охлаждения.

Самая распространенная ошибка — это налив жидкости в раструб радиатора. Действительно, наливное отверстие у данного агрегата существует, но только в тех моделях, которые подлежат разбору.

Намертво спаянная система радиатора не предполагает налития и долития напрямую, антифриз в нее поступает через расширительный бачок, в который в основном и наливается хладагент, поступая затем равномерно во все узлы охлаждающей системы.

Кстати, когда ОЖ меняется полностью, основная причина которого является в простой смене марки или же замена старой на новую, то разборные модели радиатора сливаются отдельно, собственным нижним отверстием, а остальная жидкость стекает через дополнительную пробку, которая иногда прикрыта на днище защитой.

В данном вопросе инструкция всегда в помощь, так как различные модели авто могут иметь собственные модификации системы охлаждения и нестандартные сливные и заливные отверстия, особенно это качается автомашин английского производства. В остальном процедуру залива антифриза и прочих охлаждающих жидкостей можно разделить на несколько простых этапов. Сложного в этом ничего нет, поэтому смена хладагента может происходить самостоятельно.

Пошаговая инструкция по замене антифриза

1. Купить нужный качественный антифриз (характеристики и показания смотрим в инструкции по использовании авто, сверяя с этикеткой производителя).

2. Завести машину и дать ей поработать без нагрузок 10 минут, после чего перевести или выставить отопитель салона в предельно максимальное положение, иными словами на полную катушку включить печку. После этого заглушить двигатель.

3. Слить старый антифриз со всей системы охлаждения.

Для этого лучше выставить автомобиль так, чтобы передняя его часть была ниже задней, тогда ОЖ будет активнее стекать изо всех укромных уголков. Потом необходимо повернуть пробку расширительного бочка для того, что бы излишки давления нашли выход (в некоторых моделях необходимо провернуть пробку на радиаторе, а иногда требуется поворот двух пробок сразу). После того, как жидкость в системе не будет нагнетаться, она быстро остынет и не даст возможности обжечься. Как только до пробки можно будет дотронуться незащищенной рукой, ее следует открыть полностью. Затем так же открыть сливной выход внизу радиатора, предварительно подставив ненужные емкости, в которых позже можно будет произвести утилизацию отработанного антифриза.

4. Промывка системы.

После того. как вся ОЖ слита полностью, необходимо осуществить промывку системы охлаждения.

Делается это только при переходе на новые марки антифриза или же в том случае, когда система долго не проходила профилактику. Дистиллированная вода отлично смывает коррозийный налет, убирает накипь. Если же грязь накопившаяся, то следует воспользоваться специальными промывками для системы охлаждения, которые помогут выгнать грязь.

Если принято решение использовать обычную воду, то процедуру эту придется повторить два или три раза. А именно…залить промывку, закрыть краны, сделать эту операцию только на холодный двигатель. Затем закрыть все пробки и запустить на 10 — 15 минут промывку (или как указанно в инструкции) для очистки системы. После чего выполнить первых два действия в том же порядке, что и при сливе отработанного антифриза. Если хотите сэкономить, то первую промывку очень грязной системы охлаждения можно проводить под напором обычной воды, а уже потом использовать спецсредства или дистиллированную воду. В среднем трех очередей на мытье вполне хватает для того, что бы СОД стала, как новая. Да, еще момент. Именно в это время стоит проверить все прокладки, штуцеры и патрубки на предмет износа и заменить их при необходимости.

После очистки системы заливается свежий рабочий антифриз, который был приобретен ранее.

Залитие происходит в горловину радиатора (только для разборных моделей), а в основном в расширительный бачок. Кстати стоит внимательно выполнять эти действия и не перепутать расширительный бачок с омывательным, расположены они, как правило рядом, и очень похожи друг на друга.

Заливать антифриз следует без спешки, но и без остановок, которые могут вызвать попадание воздуха в систему, потом придется долго прокачивать.

Так же необходимо следить за уровнем жидкости при заливе антифриза:

  • для радиатора — это нижняя отметка (риска);
  • для сливного бочка — максимум, так как жидкость потом будет расходится по всем уголкам системы охлаждения и объем ее в бачке уменьшится.

6. Стравить воздух. Когда закачка антифриза завершена, следует стравить воздух из системы.

Делается это посредством крана — винта, расположенного на блоке цилиндров двигателя. Как только появятся первые капли жидкости — это будет сигналом к тому, что весь воздух ушел, и кран можно опять завернуть до упора.

После этой конечной процедуры необходимо вновь завести двигатель машины и дать ему поработать, допуская через пять минут после старта подгазовку. После чего заново заглушить авто, подождать несколько минут и проверить уровень антифриза в расширительном бачке. При необходимости произвести долив жидкости до нормы. Так же после полной замены антифриз стоит проверять на протяжении недели ежедневно, так как именно в это время могут быть выявлены скрытые неполадки в системе, которые ранее были незаметны.

Как правильно доливать антифриз?

Любой долив антифриза в систему охлаждения и прочих хладагентов происходит только через отверстие расширительного бачка.

Для этого необходимо снять крышку и проверить наличие жидкости. Уровень минимум должен насторожить, а максимум на протяжении месяца то же выходит из рамок нормы, поэтому лучше, что бы была золотая середина.

Как уже говорилось выше, доливать антифриз можно только таким же составом не взирая на цвет, но лучше использовать одинакового производителя, так как существует разница в присадках даже у совершенно одинаковых ОЖ, в зависимости от партии.

Доливы осуществляются наиболее часто в зимнее время года. Сопряжено это с потерей жидкости во время остывания и нагревания (простой машины, завод на холостую). Такие доливы нормальны и пугаться их не стоит. Если расход антифриза становится велик, а проверка системы не показала неисправностей, то стоит подумать над сменой хладагента с более устойчивой формулой к замерзанию и расширению.

Согласно требований заводской инструкции по эксплуатации, в системе охлаждения автомобилей УАЗ должна всесезонно применяться охлаждающая жидкость марок ОЖ-40 и ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ А-40М, ТОСОЛ А-65М, или ОЖ-40 и ОЖ-65 ТОСОЛ-ТС.

Следовать требованиям завода-изготовителя конечно же необходимо, однако в современных реалиях, когда выбор на прилавках магазинов различных тосолов и антифризов достаточно велик, для системы охлаждения своего автомобиля при желании всегда можно подобрать более технологичную и совершенную охлаждающую жидкость.

В специализированных магазинах продаются готовые к применению охлаждающие жидкости с названиями Тосол и Антифриз. Все они, за очень редким исключением, подходят для применения в автомобилей УАЗ. Не смотря на разные названия, Антифриз, это как правило, тот же Тосол, только с несколько лучшими эксплуатационными характеристиками. Более подробно они будут рассмотрены ниже.

Заправочный объем системы охлаждения автомобилей УАЗ.

— Уаз Патриот, Уаз Пикап и Уаз Карго с двигателем ЗМЗ-409 — 12,0 литров.
— Уаз Патриот, Уаз Пикап и Уаз Карго с двигателем ЗМЗ-409, ЗМЗ-51432 CRS и радиатором с горизонтальными трубками, а также с двигателем Iveco F1A — 14,0 литров.
— Уаз Хантер моделей УАЗ-315195 и УАЗ-315148 — 12,5 литров.
— Уаз Хантер модели УАЗ-315143 — 16 литров.
— УАЗ-3153, УАЗ-31519, УАЗ-315194 — 11,5 литров.
— Фургон УАЗ-374195 и грузовой автомобиль с двухместной кабиной и деревянной грузовой платформой УАЗ-330395 — 12,7 литров.
— Санитарные автомобили и УАЗ-396255, УАЗ-390995 Фермер и автобус УАЗ-220695 — 13,7 литров.
— Грузовой автомобиль с увеличенной базой УАЗ-330365 и грузопассажирский автомобиль с увеличенной базой УАЗ-390945 — 13,6 литров.

Интервал замены охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей УАЗ, повторное использование слитого из системы тосола или антифриза.

Согласно данным сервисной книжки за 2015 год, завод изготовитель рекомендует полностью заменять охлаждающую жидкость через каждые 60 000 километров пробега или через 4 года, смотря что наступит раньше. На самом деле, интервал замены стоит рассчитывать учитывая эксплуатационные свойства залитого тосола или антифриза. В случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, интервал замены охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей УАЗ рекомендуется сократить. К тяжелым условиям завод относит:

— буксировку ,
— по большей части, короткие поездки в 4-5 километров или поездки на большие расстояния с малой скоростью,
— постоянная эксплуатация в крупных городах,
— постоянная эксплуатация в местностях, в которых температура воздуха часто выходит за рамки диапазона от минус 15 до плюс 30 градусов Цельсия,
— частая эксплуатация на грязных и пыльных дорогах, а также дорогах на которых используются химические реактивы для обработки полотна.

Кроме того, потребность в замене охлаждающей жидкости наступает, если:

— Ее срок службы достиг или превысил указанные производителем сроки.
— Были утечки или охлаждающей жидкости, после чего в систему охлаждения добавлялась вода или жидкость другого производителя.
— При изменении цвета или оттенка охлаждающей жидкости, что является первыми признаками потери работоспособности присадок.
— При попадании в охлаждающую жидкость других жидкостей, например из системы смазки двигателя.

При ремонте двигателя или системы охлаждения, когда охлаждающая жидкость сливается, ее повторное применение допускается, если для слива и хранения использовались чистые воронка и тара. Перед повторным применением охлаждающую жидкость желательно отфильтровать.

Антифриз — типы и состав.

Термин «Antifreeze» (Антифриз) возник за рубежом. Его использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя автомобиля. Однако этот термин тогда принимал во внимание только холодозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью.

Сейчас название Антифриз подразумевает не только холодозащитные свойства продукта, но и отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы всесезонно предохранять систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждений во всех эксплуатационных условиях.

Автомобильные антифризы состоят, как правило, из этиленгликоля, реже - пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже, воды и присадок. Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм человека через кожу. Наиболее опасен, если его выпить.

Раствор этиленгликоля достаточно агрессивен к материалам деталей — стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою. Поэтому в антифриз добавляют комплекс присадок, придающих ему антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства. Этиленгликоль, помимо понижения температуры замерзания, приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в теплое время года.

В антифризы также добавляют красители, придающие им тот или иной цвет, который не имеет никакого отношения к его эксплуатационным свойствам. Цвет в основном необходим для отличия одной жидкости от другой, определения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также чтобы отличать подтеки охлаждающей жидкости от подтеков других эксплуатационных жидкостей.

В настоящее время антифризы по составу функциональных присадок условно делятся на четыре типа: карбоксилатный (OAT), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional). Карбоксилатные антифризы G-12, G-12+ содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот и обладают самым большим сроком службы — более 5 лет.

Гибридные антифризы G-11 содержат, кроме органических (карбоксилатных) ингибиторов, также и неорганические ингибиторы - силикаты, нитриты или фосфаты. Срок службы 3-5 лет. Лобрид антифризы G-12++, G-13 — относительно новый вид охлаждающей жидкости, в которой органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов.

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества - силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Антифризы этого типа уже считаются морально устаревшими из-за небольшого срока службы около 2 лет и не способности длительно выдерживать высокие, более 105 градусов, температуры. Тосол и его многочисленные модификации как раз и относятся к традиционному типу антифризов .

Стандарты антифризов.

Единых стандартов для антифризов не существует, но есть наиболее признанные. Например, американские — ASTM D 3306, D 4340, D 4985 и SAE J1034, английские — BS 6580, B55117, японские — JIS K 2234, французские — AFNOR NF R 15-601, и немецкие — FVV HEFT R 443.

Как и в случае с моторными маслами, некоторые автопроизводители могут указывать для антифриза свои допуски. Например, для Audi, Seat, Skoda и VW это TL 774D (G12), F (G12+), для Mercedes-Benz — 325.3, для Renault и Ford — WSS-M97B44-D.

Тосол — типы и состав.

ТОСОЛ – это название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 году для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа — Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии. Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов — этанол, бутанол, метанол. По другой версии, «ОЛ» - это сокращение Отдельной Лаборатории, разработавшей тосол.

Торговая марка ТОСОЛ не была зарегистрирована, поэтому ее широко используют все производители охлаждающей жидкости. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от их состава. Тосол, так же как и антифриз, представляет собой раствор из этиленгликоля, воды и различных присадок.

ТОСОЛ А-40М состоит из 44% воды и 56% этиленгликоля, и обеспечивает температуру кипения при нормальном атмосферном давлении — не менее 108 градусов. Его рекомендуется использовать в районах с температурой окружающей среды не ниже минус 40 градусов. ТОСОЛ А-65М состоит из 35% воды и 65% этиленгликоля, и кипит, при нормальном атмосферном давлении, при температуре не менее 110 градусов. Его рекомендуется использовать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Внешне стандартный ТОСОЛ А-40М чаще всего представляет собой жидкость голубого цвета, а ТОСОЛ А-65М — красного цвета. Изменение цвета тосола в процессе эксплуатации сигнализирует о потере его эксплуатационных свойств. В частности выработке ингибиторов коррозии, и необходимости замены. Например голубой ТОСОЛ А-40М по мере старения сначала становится сине-зеленым, затем зеленым, потом желтым и может совсем обесцветится.

Скорость старения и изменения цвета тосола зависит от рабочей температуры охлаждающей жидкости. В частности при работе двигателя с постоянными перегревами, порядка 100-105 градусов и выше, тосол может пожелтеть и потерять свои качества уже после нескольких сотен часов работы двигателя.

Состарившийся тосол, из-за выработки присадок, может стать причиной образования толстого слоя накипи в системе. Это может привести к деформации деталей, местному и чрезмерному тепловому расширению, коррозии алюминиевых блоков и головок блоков цилиндров.

Совместимость охлаждающих жидкостей, можно ли смешивать тосол и антифриз.

В процессе эксплуатации автомобиля уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек. В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, то отфильтрованную и прокипяченную воду. Во втором – тосол или антифриз той же марки.

Тосол и антифриз произведенные разными изготовителями по одним и тем же техническим условиям, смешивать допустимо. Однако если номера технических условий не одинаковы, то лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. В крайнем случае, при больших потерях охлаждающей жидкости, лучше всего долить в систему охлаждения воду, а потом, как можно скорее, полностью заменить всю жидкость в системе охлаждения.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png