Шапошник (древне-русское мужское имя)

Тимофей Шапошник, посадский смоленский. 1609. А. И. II, 310. Олеша Шапошник, тихвинский посадский. 1650. А. Ю. 290. Иван Шапошник, верхотурский стрелец. А. К. II, 824.


Словарь древне-русских личных собственных имен. - С.Петербург: Типография И.Н. Скороходова . Тупиков Н.М. . 1903 .

Смотреть что такое "Шапошник" в других словарях:

    ШАПОШНИК - Тимофей Шапошник, посадский смоленский. 1609. А. И. II, 310. Олеша Шапошник, тихвинский посадский. 1650. А. Ю. 290. Иван Шапошник, верхотурский стрелец. А. К. II, 824 … Биографический словарь

    ШАПОШНИК Борис Львович - (1902 85), российский инженер, конструктор грузовых автомобилей и специальной техники. С 1929 работал на АМО ЗИС (см. АМО) , где еще в предвоенные годы выпустил серийно ЗИС 32. Главный инженер УАЗа в 1942 46. С 1949 начальник конструкторского… … Энциклопедический словарь

    Шапошник, Борис Львович - Род. 1902, ум. 1985. Инженер, конструктор грузовых автомобилей и специальной техники. Среди разработок ЗИС 32, МАЗ 525, МАЗ 530, тягачи для ракет СКАД и др. Лауреат Государственной премии (1968). Герой Социалистического Труда (1973) …

    Шапошник, Игорь Иосифович - Заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Челябинской государственной медицинской академии с 1992 г., главный кардиолог г. Челябинска с 1988 г.; родился 1 ноября 1949 г. в г. Бендеры Молдавской ССР; окончил Челябинский государственный… … Большая биографическая энциклопедия

    Шапошник, Юрий Петрович - Генеральный директор АО "Апатит"; родился в 1951 г.; окончил Ленинградский горный институт; с 1975 г. работает на предприятии "Апатит"; женат, имеет двоих сыновей; увлекается горными лыжами … Большая биографическая энциклопедия

    шапошниківський - прикметник … Орфографічний словник української мови

    Гипертрофическая кардиомиопатия - МКБ 10 I42.142.1 I42.242.2 МКБ 9 425.4 … Википедия

    Коммуна (газета) - Газета «Коммуна» Тип общественно политическое издание, с 1993 года независимое, частное Формат … Википедия

    Еврейские фамилии (профессии) - Немецкие и еврейские фамилии, значение которых связано с профессиями список фамилий, связанных с профессиональной деятельностью … Википедия

    МАЗ-7907 - МАЗ 7907 … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (Ш) - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «Ш». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

Книги

  • Иван Грозный. Первый русский царь , Вячеслав Шапошник. Развернутое жизнеописание первого русского венчанного царя Ивана IV принадлежит известному историку, профессору Санкт-Петербургского государственного университета В. В. Шапошнику.…

Окончил в 1930 Московское Высшее Техническое Училище имени Н. Э. Баумана (МВТУ). Более 10 лет, до 1941, проработал на заводе АМО (с 1931 – ЗИС) инженером-конструктором, начальником конструкторского отдела, главным конструктором. При его участии завод осваивал и выпускал грузовые автомобили ЗИС-5, ЗИС-6 (1933-1941) и др., легковой автомобиль ЗИС-101 (1936-1941), автобус ЗИС-16 (1938-1941). В годы Великой Отечественной войны Шапошник возглавлял (с 1941) конструкторское бюро Ульяновского завода (УАЗ), где с весны 1942 выпускались грузовые автомобили ЗИС-5В. После войны в Новосибирске, куда в 1946 был переведен конструкторский отдел УАЗ, предполагалось производить новый грузовой автомобиль – ЗИС-253. Однако из-за трудностей с освоением выпуска трехцилиндрового двухтактного дизеля этот автомобиль так и не был поставлен на производство.

С 1949 Шапошник работал на Минском автозаводе (МАЗ) начальником конструкторского бюро карьерных самосвалов большой грузоподъемности. В короткие сроки были разработаны двухосный МАЗ-525 (грузоподъемность 25 т) и трехосный МАЗ-530 (грузоподъемность 40 т). Выпуск первого начался в 1951, второго – в 1960, но Борис Львович в это время был уже на другой работе. МАЗ-525 был первым советским грузовым автомобилем с гидроусилителем рулевого управления и планетарными колесными редукторами ведущих колес. Этот автомобиль в 1951 был самым крупным из отечественных грузовых автомобилей-самосвалов. Следом за ним шел ЯАЗ-210Е (грузоподъемность 10 т, начало выпуска 1950). Компоновка и внешний вид МАЗ-525 соответствовали распространенным в то время в отечественной промышленности, но передние колеса сдвинуты ближе к кабине (у МАЗ-530 они расположены под кабиной). Расположение кабины над двигателем впервые (в 1958) применил УАЗ, а затем и МАЗ. На МАЗ-530 в трансмиссии был установлен гидротрансформатор и трехступенчатая коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. С 1960 производство этих автомобилей было передано на Белорусский завод (БелАЗ) в г. Жодино, где на смену им в 1965 пришли БелАЗ-540 и БелАЗ-548 грузоподъемностью 27 и 40 т соответственно. В 1954 по инициативе маршала Г. К. Жукова на ЗИЛе и МАЗе были созданы СКБ по разработке колесных артиллерийских тягачей высокой проходимости. С 1954 Б. Л. Шапошник – главный конструктор СКБ МАЗ. Под его руководством была создана гамма колесных артиллерийских тягачей с колесной формулой 8х8, а затем серия шасси для самоходных пусковых установок большой мощности. В гамму тягачей входили два тягача для буксирования прицепов – МАЗ-535А и МАЗ-537А и два седельных тягача – МАЗ-535В и МАЗ-537, у которых два задних моста имели балансирную подвеску вместо независимой. Степень унификации всех четырех машин была очень высокой, даже двигатель был использован один и тот же (Д12А), хотя и в двух модификациях разной мощности (375 и 525 л. с.). У МАЗ-535А была четырехместная кабина перед двигателем, мостовая схема трансмиссии, независимая подвеска всех колес. Колеса размерности 1500х 500-635 с регулируемым от 0, 38 до 0, 18 МПа давлением в шинах. Коробка передач гидромеханическая (ГМП) неавтоматическая трехступенчатая и двухступенчатая раздаточная коробка.

В 1968 Б. Л. Шапошнику и группе его соратников за создание этого семейства автомобилей-тягачей была присуждена Государственная премия. Однако уже в конце 50-х годов, кроме мощных тягачей, способных перевозить многотонные ракеты, возникла потребность в больших самоходных колесных шасси, предназначенных для ракетных пусковых установок. Такие шасси были созданы в СКБ ЗИЛ, а Шапошник получил задание на разработку более крупного шасси. Он прибыл на ЗИЛ, где совместно с главным конструктором СКБ ЗИЛ В. А. Грачевым проанализировал возможные решения. Анализ показал, что варианты компоновок «носовая часть ракеты над кабиной» (как у ЗИЛ-135Е и ЗИЛ-135ЛМ) и «ракета за кабиной» (как у ЗИЛ-135К) не проходят: слишком длинной оказалась новая ракета. В результате была предложена компоновка шасси с кабиной, разделенной на две части, между которыми располагалась носовая часть ракеты. Таким образом, длина шасси вместе с пусковой установкой получалась практически равной длине ракеты. Резко снизилась и габаритная высота. Вскоре самоходное шасси МАЗ-543 грузоподъемностью 20 т пошло в серийное производство. Это шасси было почти полностью унифицировано с шасси седельного тягача МАЗ-537, отличаясь от него кабиной, разделенной на две двухместные, с сиденьями «друг за другом» и увеличенной до 7, 7 м колесной базой. МАЗ-543 получилась мощной, подвижной, компактной (габаритные размеры 11, 7х3, 0х3, 0 м), обладающей высокой проходимостью, пригодной к эксплуатации при температурах от –40 до +50 о С. Производство гаммы 535-х и 537-х тягачей было передано на Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ). Разрабатывая для Советской Армии специальные автомобили высокой проходимости и грузоподъемности, СКБ МАЗ создавало также и модификации этих автомобилей, предназначенные для народного хозяйства. В качестве примеров можно привести тягач МАЗ-537Г (1960) с двухосным полуприцепом 5247Г, трубовоз МАЗ-7910 на шасси МАЗ-543М с одной двухместной кабиной (1973), МАЗ-7310 с грузовой платформой грузоподъемностью 20 т и др.

В 1973 за заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности Б. Л. Шапошнику присвоено звание Героя Социалистического труда. Под руководством конструктора велись и другие разработки. Например, был создан инженерный колесный тягач КЗКТ-538Д, унифицированный по агрегатам с тягачами 535 и 537, но с колесной формулой 4х4. Он имел двигатель 375 л. с., массу 18 т, максимальную скорость 45 км/ч и мог работать с различным навесным оборудованием. Следующие разработки более мощных шасси для пусковых установок повторяли компоновку МАЗ-543. Так появилось семейство «Оплот», внешне похожее на МАЗ-543, но отличавшееся большей грузоподъемностью, более мощным двигателем (650 л. с.) и другими изменениями. Затем появилось шасси МАЗ-547 грузоподъемностью 50 т также с разделенной кабиной, мостовой тележечной схемой трансмиссии и управляемыми колесами передних мостов. Но увеличилось количество мостов – их стало шесть – колесная формула 12х12, увеличилась и колесная база (с 7, 7 до 10, 9 м), применены более крупные шины (размером 1600х600-685 вместо 1500х500-635). Мощнее стал двигатель (550 кВт или 748 л. с.). Это пусковая установка средней дальности РСД-10 (комплекс «Пионер») или СС-20 как ее именуют за рубежом. Разработка МАЗ-547 Шапошника была отмечена Ленинской премией (1976). Еще внушительнее выглядит более мощный ракетный комплекс «Тополь» на шасси МАЗ-7917 с колесной формулой 14х12, созданный в 80-х годах.

В 1985 Борис Львович ушел из жизни. Но заложенные им традиции живут - их продолжает коллектив, который стал основой созданного вместо СКБ МАЗ в 1992 Минского завода колесных тягачей (МЗКТ).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Санкт-Петербург 2007

ÁÁÊ 63.2+26.8ã Ø-25

Ð å ö å í ç å í ò û:

докт. истор. наук, проф. В. И. Хрисанфов (С.-Петерб. гос. ун-т), канд. истор. наук А. А. Мещенина (С.-Петерб. гос. ун-т)

Печатается по постановлению Ученого совета исторического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

Шапошник В. В., Соколов Р. А.

Ш-25 История российских географических открытий: Методиче- ские указания и программа курса для студентов исторического факультета. - СПб., 2007. – 48 с.

Рассмотрены основные проблемы истории российских географи- ческих исследований на широком хронологическом отрезке, начиная от проникновения восточнославянских племен на Восточно-Европейскую равнину до современности. Приведены факты, даты, события и имена российских первооткрывателей. Освещены наиболее сложные для усвоения студентами аспекты курса «История российских географических открытий».

Для студентов кафедры исторического регионоведения истори- ческого факультета СПбГУ и всех интересующихся данной проблематикой.

ÁÁÊ 63.2+26.8ã

© В. В. Шапошник, Р. А. Соколов, 2007

© С.-Петербургский государственный университет, 2007

 â å ä å í è å

Курс «История российских географических открытий» является частью учебного плана студентов кафедры исторического регионоведения исторического факультета СПбГУ, обучающихся по специальности «История» (специализации «Историческое регионоведение» и «Исто- рико-культурный туризм»). Изучение дисциплины предусматривает знакомство учащихся со значительной по объему информацией, при этом работу серьезно затрудняет отсутствие специального учебного пособия. В такой ситуации особое значение приобретает содержание односеместрового лекционного курса, разработанного авторами настоящего издания. Основная цель данных методических указаний – помощь в структурировании полученных студентами знаний, выстраивании их в систему, что, в свою очередь, должно способствовать не только запоминанию, но и пониманию особенностей географических исследований в разные эпохи.

Это тем более важно, учитывая то, что ознакомление с историей российских географических открытий на широком хронологическом отрезке – от раннего средневековья до современности – и развитие на- учного представления об основных этапах становления географических знаний в России помогают подготовиться к восприятию многих других исторических дисциплин, изучение которых предусмотрено учебным планом, в частности «Отечественной истории», «Исторической географии России», а также курсов по истории регионов нашей страны.

Требования к уровню освоения студентами дисциплины «История российских географических открытий» заключаются в необходимости знать ее содержание и иметь полное представление об основных фактах, датах, событиях и именах российских первооткрывателей.

Предлагаемая вниманию читателей работа состоит из двух частей: собственно методических указаний, а также авторской программы курса. Кроме того, приведены примерный перечень контрольных вопросов по курсу, список источников и рекомендованной литературы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 â î ä í î å ç à í ÿ ò è å

Начиная со времени заселения восточно-славянскими племенами территорий Русской равнины происходило знакомство наших предков с новыми землями. «История России есть история страны, которая колонизуется», – эти слова В. О. Ключевского как нельзя более точно определили магистральный путь развития российской государственности (Клю- чевский В. О. Сочинения: В 9 т. М., 1987. Т. 1. С. 50). Вперед, на восток, «встречь Солнцу» влекли нетронутые природные богатства, поиск луч- шей жизни и государева служба. Но одновременно с освоением новых земель и присоединением их к России первопроходцы совершали и географические открытия, конкретные сведения о которых иногда забывались по прошествии некоторого периода времени. Расширяли кругозор населения и путешествия купцов, дипломатов и паломников, описания которых впоследствии расходились во множестве списков.

Так продолжалось вплоть до эпохи Петра Великого, когда в России начались собственно научные географические исследования, обусловленные, впрочем, в большинстве случаев все же сугубо утилитарными целями (нуждами экономики, флота или военными планами). В тот же период в полной мере наладился обмен информацией между европейскими и отечественными учеными-географами. Преемники Петра продолжили дело, начатое первым российским императором, организовав множество экспедиций в океанские дали и во внутренние пространства государства.

В XIX столетии совершаются кругосветные путешествия русских моряков. Происходит величайшее открытие, совершенное отечественными исследователями, – найден шестой континент – Антарктида. Продолжались исследования и по другим направлениям.

В начале XX в., несмотря на несколько трагически закончившихся экспедиций, были достигнуты важные результаты в изучении северных полярных широт. После перерыва, вызванного Первой мировой войной и революцией, научные географические работы были возобновлены. В советские годы весомых успехов удалось добиться в изучении Центральной Арктики, был освоен Северный морской путь, начались планомерные отечественные исследования в Антарктиде. Плодотворными оказались масштабные мероприятия по описанию рельефа дна Мирового океана.

Космическая эра и пилотируемые полеты в космос открыли перед географией совершенно новые горизонты, потенциал которых поистине неисчерпаем.

Географические знания в начальный период русской истории

Главный источник для восстановления картины расселения славян на Восточно-Европейской (Русской) равнине – «Повесть временных лет». Летописный памятник зафиксировал местоположение восточнославянских племен в VIII–IX вв. Помимо этого, с его помощью возможно получить достаточно полное представление о географических знаниях Древней Руси в целом: рассуждая о «разделении» Земли после всемирного потопа потомками Ноя, летописец рассказывает о весьма отдаленных территориях1 , упоминает географические объекты собственно русских земель (крупные реки, озера), а также дает описания важнейших торговых путей той эпохи. Обращает на себя внимание тот факт, что чем дальше был расположен регион от Руси, тем более общие сведения о нем содержатся в «Повести...». Важно учитывать, что летописец использовал в своей работе достаточно широкий круг источников, в том числе иностранного происхождения (недошедший до нас Начальный свод, Библия, Хроника Георгия Амартола и др.).

1 В «Повести временных лет» часто приводятся устаревшие географические названия, а потому для подготовки к экзамену и зачету целесообразно использовать академи- ческое издание, снабженное необходимыми пояснениями (Повесть временных лет / Подгот. текста, пер. и коммент. Д. С. Лихачева; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. СПб., 1999).

В домонгольский период началось проникновение русских, прежде всего жителей Новгородской земли, в северо-восточные районы Европы – к Белому морю. Вероятно, это произошло около XI в. Существовало несколько маршрутов продвижения в данном направлении: р. Волхов – Ладожское озеро – р. Свирь – Онежское озеро – р. Вытегра – озеро Лача – р. Онега; р. Водла – Кенозеро – р. Онега – волок – р. Емца – Северная Двина; Выгозеро – Онежская губа; город Корела – Кемь – берег Белого моря. В конце XI в. появились первые туманные сведения о существовании гор на северо-востоке (Урала). В ХII в. русские уже знали о Кольском полуострове и бывали на его территории.

Важным источником пополнения географических знаний являлись военные походы (прежде всего по Черному и Каспийскому морям). Среди них выделяются походы Олега (907 г.), Игоря (941 и 944 гг.), а также многочисленные экспедиции Святослава Игоревича.

Существенно расширяли представления об иных землях паломничества русских пилигримов, рассказы которых фиксировались в памятниках особого жанра – хождениях (например, «Хождение игумена Даниила» (начало XII в.), «Книга Паломник» Добрыни Ядрейковича (около 1200 г.)). Такие путешествия к святым местам считались благим делом, а их описания привлекали к себе пристальное внимание читателей.

Географические представления в XIII–ХVI вв.

Расширение географических знаний на Руси в ХIII–ХVI вв. во многом связано с процессом колонизации. Главный вектор продвижения на неизведанные земли в эту эпоху был направлен на северо-восток Европы, к Уралу и через него в Сибирь. Одновременно продолжались походы к Белому морю и Ледовитому океану. Видимо, уже в XIII в. новгородцы оказались за Уралом. Под 1364 г. летопись упоминает о том, что их отряды воевали по течению р. Обь до Северного Ледовитого океана2 . Наиболее доступный путь за Урал в ту эпоху был следующим: р. Сухо-

2 Полное собрание русских летописей. Т. IV, ч. 1: Новгородская Четвертая летопись. М., 2000. С. 291.

на – Великий Устюг – р. Вычегда – р. Печора вверх по течению – волок через Урал – левые притоки р. Обь.

Достаточно подробные сведения географического характера о се- веро-востоке Европы содержатся в Житии епископа Стефана Пермского (христианского просветителя коми-пермяков), автором которого является Епифаний Премудрый (начало XV в.).

Важно отметить, что деятельность новгородцев на севере была связана не только с периодическими походами для сбора дани, но и с появлением постоянных поселений, в том числе по берегу Белого моря.

В XIII в. после установления зависимости Руси от монголов расширение представлений о странах Азии происходило в результате вынужденных путешествий русских князей в Каракорум (Монголия). В более поздний период подобные поездки часто совершались в столицу Золотой Орды Сарай (Нижняя Волга).

С образованием единого Русского государства в XV в. дальнейшее проникновение русских на восток было связано непосредственно с политикой центрального московского правительства. Так, при Иване III организуется несколько походов за «Камень», т. е. за Уральские горы (1483, 1499–1500 гг.).

Широкие возможности для освоения Зауралья открылись с присоединением Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.). В 1581 (1582?)– 1585 гг. состоялась экспедиция Ермака3 , после которой были освоены новые пути за Урал. Среди них – Чердынский путь: Соль Камская – Чердынь – р. Вишера – волок – р. Лозьва – р. Тавда – р. Тобол – р. Иртыш – р. Обь; Чусовской путь: Казань – р. Кама – р. Чусовая – р. Серебрянка – волок Тагильский – р. Жеравля – р. Баронча – р. Тагил – р. Тура. В конце XVI в. соликамский посадский человек Артемий Бабинов нашел удобный сухопутный путь от Соли Камской до р. Тура (Бабиновская дорога), примерно в тот же период первопроходцы достигли берегов Енисея.

Русские мореплаватели совершали путешествия и по морям Ледовитого океана. Сведения об этом можно почерпнуть и из отечественных источников, и из сообщений иностранцев. Вообще, во второй половине XV–XVI вв. информация о русских открытиях и путешествиях

3 О походе Ермака см.: Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1986.

стала проникать в Западную Европу, их результаты входили в европейский научный оборот. Это касается, в частности известий о северных и восточных районах Европы (Павел Иовий (1525), Рафаэль Барберини (1565), Даниил Принц (1577), Генрих Штаден (1578), Герард Меркатор (1580), Антон Марш (1584), Джилс Флетчер (1591) и др.). Особую ценность представляют «Записки о Московии» (1549) – сочинение Сигизмунда Герберштейна, дважды посетившего Россию (1517 и 1526 гг.), знавшего русский язык, пользовавшегося летописным материалом и «до- рожником»-путеводителем, содержавшим сведения о пути в Сибирь.

Существовала и «обратная связь» – о европейских географических открытиях узнавали в России. Самым известным произведением такого рода является труд Максимилиана Трансильвана о плавании Магеллана (1519–1521 гг.), русский перевод которого появился не позднее середины ХVI в.

Поступали на Русь сведения от русских путешественников о Европе («Хождение» на Флорентийский собор (после 1439 г.), «Хождение» Стефана Новгородца в Константинополь (1348 или 1349 г.)).

Самым знаменитым отечественным сочинением о восточных странах стало «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1472–1475 гг.). Особенность этого памятника – его неофициальный характер, некоторые мысли путешественник записывал по-тюркски и персидски. Афанасий Никитин – один из первых европейцев, побывавших в Персии и Индии.

Важнейший источник по географии собственно русских земель – писцовые описания. Широкий масштаб они приобрели при Иване III и Иване IV (Грозном). Результатом деятельности писцов стали книги, в которых фиксировались населенные пункты, владельцы земли, количе- ство крестьян и т. д. Еще один вид географических материалов – «дорожники» – описания маршрутов движения. Одним из них пользовался С. Герберштейн. Существовали и другие, о них упоминает сохранившаяся до наших дней Опись царского архива.

В Русском государстве ХVI в. создавались и карты, которые назывались «чертежи». Они не имели градусной сетки, системы условных знаков, отсутствовали масштаб и точная ориентировка по сторонам света. Вершиной русского картографического искусства ХVI в. стал Большой Чертеж (время Федора Ивановича или Бориса Годунова, менее ве-

роятно – Ивана Грозного), с которого в 1627 г. была снята копия и сделано его словесное описание – дошедшая до нас «Книга Большому Чертежу».

Великие российские географические открытия XVII в.

 конце XVI в. за Уральскими горами, на огромных пространствах Сибири проживали около двухсот тысяч коренных жителей. Основными их занятиями являлись охота и рыболовство, хотя в некоторых регионах было развито скотоводство, а кое-где даже культивировалось земледелие (Даурия). В горных районах выплавляли из руды железо, но производство его было развито крайне слабо. Племена часто платили дань более сильным соседям. В зачаточных формах существовала меновая торговля. Необходимо подчеркнуть, что для коренного населения вхождение в состав России имело немалые позитивные последствия. Русские переселенцы принесли в Сибирь земледельческую культуру, более совершенные орудия труда, кроме того, с их приходом прекратились распри и был положен конец истощавшей экономические ресурсы вооруженной борьбе как внутри этнических групп, так и между отдельными народами.

 административном отношении управлением Сибирью ведал сна- чала Посольский приказ, затем Приказ Казанского дворца. В 1637 г. был образован специальный Сибирский приказ. Зависимость местных жителей от русских властей выражалась прежде всего в уплате ежегодной подати – ясака, и поиски новых плательщиков этого налога были главным стимулом для правительственной колонизации региона. Особенное внимание необходимо обратить на то, что с увеличением русского населения Сибири обострялась проблема снабжения. Помимо прочего, это заставляло стремиться к приведению в покорность земледельческих народов.

 начале XVII в. продолжалось начавшееся сразу после похода Ермака строительство новых городов за Уралом. Так, в это время были основаны: в 1604 г. – Томск, в 1607 г. – Туруханск, в 1617 г. – Кузнецк, в 1618 г. – Енисейск, в 1628 г. – Красноярск. Во втором десятилетии XVII в. были получены сведения о существовании еще одной великой сибирской реки – Лены. Около 1625 г. землепроходцы достигли ее берегов. В

1632 г. был заложен Якутский острог, ставший базой для дальнейшего продвижения русских к берегам Тихого океана, а с 1642 г. и центром вновь организованного Якутского воеводства.

Важнейшим этапом освоения просторов Евразии стал выход к Тихому океану. Сделать это удалось Ивану Юрьевичу Москвитину в 1639– 1641 гг. Его экспедиция прошла по маршруту р. Лена – р. Алдан –

ð. Мая – р. Нюдымь – перевал через хр. Джугджур – р. Улья – Охотское море. Далее было исследовано побережье от устья р. Охоты до Амурского лимана. Затем прежним путем путешественники вернулись в Якутск.

 июле 1643 г. снаряжается экспедиция в Даурию, на Амур под началом Василия Даниловича Пояркова. Его отряд двигался следующим путем: р. Лена – р. Алдан – р. Учур – р. Гонам – Становой хребет – р. Брянта – р. Зея – р. Амур. Затем по течению Амура первопроходцы спустились к Охотскому морю, достигли р. Ульи и вернулись в Якутск в 1646 г. по пути, разведанному И. Ю. Москвитиным. Результатом экспедиции стало открытие неизвестных ранее рек, а самое главное было изучено течение Амура от Зеи до устья и получена достоверная информация о земледельческом народе – даурах.

Дальнейшее освоение этого края связано с именем Ерофея Павловича Хабарова. Осенью 1649 г. он отправился в поход, имея задачу привести под власть России земли по течению Амура. Его путь проходил от Якутска вверх по рекам Лена и Олекма до устья Тунгира, затем вверх по Тунгиру до Олекминского Становика. Весной 1650 г. отряд вышел к р. Урка (приток Амура). В 1650–1653 гг. Е. П. Хабаров предпринимал активные действия по обложению ясаком населения, жившего в бассейне Амура.

Однако самым значительным с точки зрения географических открытий стало морское путешествие Семена Ивановича Дежнева через пролив, отделяющий Евразию от Америки. В 1644 г. в нижнем течении

ð. Колыма был основан Нижнеколымский острог, ставший базой для дальнейшего океанского перехода С. И. Дежнева. Здесь землепроходцы получили сведения о существовании на востоке племен, которые занимались промыслом моржей и не платили податей, а также о богатой природными ресурсами реке (Анадырь), достижение которой являлось главной целью снаряженной в 1648 г. экспедиции, возглавляемой С. И. Дежневым и Федотом Алексеевичем Поповым. В октябре

1648 г. корабль Дежнева, оставив позади себя пролив между континентами, пристал к берегу намного южнее Анадыря (остальные шесть судов вместе с Федотом Поповым погибли). До устья реки пришлось добираться пешим порядком и зимовать там в тяжелейших условиях. Весной 1649 г. в среднем течении Анадыря был построен Анадырский острог, а вскоре сухим путем пришла помощь из Нижнеколымского острога. К сожалению, в XVII в. сведения об этом великом открытии не стали достоянием научной общественности, и оно было забыто. Лишь в XVIII в. Г.-Ф. Миллер обнаружил в Якутском архиве подлинные документы об этом путешествии.

 XVII столетии продолжались поездки русских паломников к святыням Ближнего Востока. Помимо частной инициативы, дополнительным мотивом теперь являлась необходимость «книжной справы» – консультаций с восточными иерархами относительно правильности русских богослужебных обрядов. В 1634–1637 гг. в Палестине и Египте путешествовал Василий Яковлевич Гагара. В 1649–1652 гг. в Святой Земле побывал иеродиакон Троице-Сергиевой лавры Иона. Свою поездку он совершил вместе с Иерусалимским патриархом Паисием. Еще один выдающийся путешественник – Арсений Суханов – в 40–50-х годах XVII в. ходил на Афон (Эгейское море) и Святую Землю.

 России имелись достаточно подробные сведения об Османской империи (Турции). Этому способствовало то, что любые связи с Константинопольским патриархом неизбежно вели к контактам с турецкой администрацией. Кроме того, существовали и непосредственные дипломатические отношения между Россией и Турцией.

Еще до начала Смуты в России установился регулярный обмен посольствами с Ираном. Бывали в Иране и русские купцы (например, Федот Котов в 1623–1624 гг.). Было известно и о других государствах Центральной Азии, в частности об Индии, купцы из которой торговали на рынках русских городов.

 ХVII в. в России появились и достоверные сведения о Китае, в который было отправлено несколько посольств (И. Петлина (1618 г.),

Ô. Байкова (1654–1658 гг.), Н. Спафария (1675–1676 гг.)). Отношения между странами отчасти урегулировало заключение Нерчинского мирного договора (1689 г.), невыгодного для России из-за территориальных уступок, но позволившего нормализовать обострившуюся ситуацию в

Забайкалье. Связи с Китаем помогли получить и некоторые сведения о Японских островах.

В XVII в. продолжалось составление карт-«чертежей», в первую очередь это касается вновь приобретенных территорий Сибири. Наиболее значимая работа – «Чертежная книга Сибири» Семена Ульяновича Ремезова (1701 г.).

Российская географическая наука в правление Петра Великого

Эпоха Петра I, помимо прочего, характеризуется тем, что европейские географические открытия очень быстро становились известными в России, при этом и результаты российских экспедиций также быстро входили в европейский научный оборот. Государь в самых разных регионах осуществлял проекты, невозможные без предварительных науч- ных географических изысканий (создание флота, строительство промышленных предприятий, возведение гидросооружений и т. д.). Все это способствовало развитию отечественной географии на совершенно новом, подлинно научном уровне. Однако еще долгое время, особенно в Сибири, расширение географических знаний шло и по-старому: землепроходцы продолжали открывать и присоединять к России новые земли, будучи побуждаемы к этому сугубо утилитарными причинами – сбором ясака и добычей «мягкой рухляди» – ценного меха.

Наиболее примечательной экспедицией, снаряженной как раз с этой целью, стало путешествие на Камчатку Владимира Васильевича Атласова, прошедшего от Анадырского острога через весь полуостров (1697– 1699 гг.).

Строительство флота и масштабные геополитические замыслы заставляли задуматься о развитии картографии, а также о съемке побережья морей, омывающих Россию. Для этого Петр I организовал работы на Азовском, Черном и Каспийском морях. На смену прежним «чертежам» в конце XVII – начале XVIII вв. окончательно приходят правильно составленные карты.

Петр I пытался утвердиться в Средней Азии, причем не только на морском побережье, но и во внутренних районах, снаряжая полувоенные экспедиции. Наиболее известная из них – трагически закончившийся

поход А. Бековича-Черкасского, участники которого были убиты хивинцами в 1717 г.

При Петре I продолжалось исследование уже известных земель, в первую очередь Сибири. Так, была организована экспедиция Даниила Готлиба Мессершмидта.

В тот же период расширялись географические сведения о Китае. Большую роль в этом сыграла Русская духовная миссия, впервые прибывшая в Пекин в январе 1716 г.

Географические исследования XVIII в.

Уже в самом конце своего правления Петр I сделал распоряжение об организации Камчатской экспедиции (1725–1730 гг.), которая должна была выяснить, существует ли пролив между Евразией и Америкой (о путешествии С. И. Дежнева, напомним, к тому времени информации не было). Во главе ее стоял Витус Беринг, однако ему не удалось ответить на вопрос, волновавший и европейских ученых.

 1732 г. Михаил Гвоздев и Иван Федоров сумели достигнуть берега Аляски – мыса Принца Уэльского.

 это же время в Петербурге был утвержден окончательный план Второй Камчатской экспедиции. В ее работе участвовали около 600 че- ловек. Кроме того, транспортировкой грузов занимались еще 5000 че- ловек. Программа экспедиции не ограничивалась только лишь изуче- нием Камчатки и поисками путей в Америку, а была гораздо шире: в ходе ее проведения обследовались и другие малоизвестные районы России, потому экспедиция получила также название Великой Северной.

Задачи, которые были перед нею поставлены, заключались в следующем: исследование северных берегов Сибири; поиск путей в Японию и описание Курильских островов; отыскание пути с Камчатки в Америку. Кроме того, необходимо было изучить русские владения в центральных районах Сибири. Продолжалась экспедиция десять лет – с февраля 1733 г. до сентября 1743 г. Общее руководство было вновь поруче- но В. Берингу. Все участники предприятия были разделены на семь отрядов во главе с особыми начальниками. Первый отряд должен был описать побережье Ледовитого океана от Архангельска до устья Оби. Задачей второго являлось исследование берега океана от устья р. Обь

до Енисея. Третий отряд шел от Енисея на восток. Четвертый двигался от устья Лены на запад к Таймыру. Пятый должен был изучать побережье океана от Лены до Чукотки. Шестому предстояло исследовать Курильские острова и найти пути в Японию. Наконец, седьмой отряд, находившийся под непосредственным командованием В. Беринга и Алексея Ильича Чирикова, должен был открыть острова в северной части Тихого океана и выйти к Северной Америке.

Кроме этих семи отрядов в состав экспедиции входила еще специальная академическая группа. Ее задачей стало исследование внутренних районов Сибири и Дальнего Востока. Наиболее известными участниками группы были Г.-Ф. Миллер, И.-Г. Гмелин, С. П. Крашенинников.

Результаты этой, наверное, самой значительной географической экспедиции в истории России оказались выдающимися: удалось описать большую часть побережья Северного Ледовитого океана, были исследованы многие внутренние районы Сибири и Дальнего Востока, открыты Командорские и Алеутские острова, найден путь к побережью Северной Америки.

Большое значение для освоения открытых русскими островов Тихого океана и Аляски имела деятельность Григория Ивановича Шелихова. По его инициативе в 1784 г. было устроено постоянное поселение на острове Кадьяк – Павловская пристань. Позже основываются поселения Якутат и Ситка (Новоархангельск), последняя стала центром русских владений в Америке. Разумеется, наличие постоянных поселений на Аляске облегчало ее исследование. В 1799 г. была оформлена Рос- сийско-Американская компания, сыгравшая впоследствии большую роль

â организации русских кругосветных экспедиций.

 XVIII в. велись интенсивные картографические исследования. Наиболее выдающиеся из них связаны с именами Федора Ивановича Соймонова, особенно отличившегося при картографировании Каспия, и Ивана Кирилловича Кириллова, издавшего в 1734 г. атлас, в который входили 14 карт отдельных областей и общая карта империи.

На новом, научном уровне велось теперь изучение Арктики. В этот период возникла мысль о возможности выхода в Тихий океан через Северный полюс. С этой целью была организована экспедиция Василия Яковлевича Чичагова (1765–1766 гг.), инструкцию для которой написал

М. В. Ломоносов. Конечно, в ту эпоху увенчаться успехом подобное предприятие не могло.

Во второй половине XVIII в. Академия наук организовала пять экспедиций для комплексного изучения внутренних районов Европейской (в основном) России. Все они объединялись схожими целями, одинаковыми планами и инструкциями. Каждую экспедицию возглавлял квалифицированный ученый, в ее состав входили три-четыре гимназиста (из учебных заведений при Академии), чучельник, живописец, егерь. Экспедициями руководили: П.-С. Паллас, И.-П. Фальк, И. И. Лепехин, С.-Г. Гмелин, И.-А. Гильденштедт.

Расширялись научные знания и о странах Центральной Азии. В 1764–1765 гг. поездку в Афганистан совершил Богдан Асланов. Основными его целями были установление дипломатических отношений с правителем Афганистана Ахмад-шахом Дуррани и разведка возможных путей для торговли с Индией. Асланову не удалось выполнить поставленные перед ним задачи, но он привез ценные сведения об Афганистане.

Немало известий об Индии оказалось в России благодаря деятельности Герасима Степановича Лебедева (1749–1817). Он жил там с 1785 по 1797 г., собирая ценные научные материалы. Он в совершенстве овладел санскритом, хинди и бенгальским языками.

В ХVIII в. в России побывало несколько официальных китайских посольств. Русские в этот период посещали Китай в основном в составе Русской духовной миссии, которая была фактически неофициальным представительством нашей страны в Поднебесной империи. В составе второй миссии (с 1729 г.) находился Илларион Калинович Рассохин, один из основоположников российского китаеведения. Всего в ХVIII в. в Китае, сменяя друг друга, работали восемь составов Русской духовной миссии.

Русские путешествия первой половины ХIХ в.

В первой половине ХIХ в. одним из важных направлений внешней политики России стало усиление влияния в Дальневосточном регионе. Вместе с тем в начале века русское присутствие здесь было незначи- тельным, прежде всего из-за трудности доставки грузов из Европей-

ской России. В то же время поселения в Северной Америке нуждались в большом количестве необходимых припасов. В первую очередь с этой целью и были организованы кругосветные экспедиции русского флота.

Первой из них стало плавание под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева» в 1803–1806 гг. При этом, помимо решения чисто практических задач, моряки совершали и важные географические открытия. Так, в ходе путешествия было доказано, что некоторые острова, нанесенные на европейские географические карты, на самом деле не существуют; уточнено географическое положение многих пунктов; проведены эксперименты для выяснения физических свойств воды на различных глубинах; собраны данные об атмосферном давлении, приливах и отливах в разных районах Мирового океана. Кроме того, были составлены карты части побережья Сахалина, Русской Америки, островов Хоккайдо и Тихого океана. Были открыты остров Лисянского, рифы Нева и Крузенштерна. В 1809–1812 гг. И. Ф. Крузенштерн опубликовал трехтомное сочинение о своем плавании «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”». В 1813 г. им был подготовлен и напечатан «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». В 20-е годы ХIХ в. им был издан «Атлас Южного моря», которым пользовались моряки всего мира еще долгие десятилетия.

В 1807–1813 гг. кругосветный поход совершил шлюп «Диана», капитан которого Василий Михайлович Головнин на острове Кунашир попал в плен к японцам и провел полтора года в заключении.

Впоследствии В. М. Головнин командовал еще одним Тихоокеанским походом (1817–1819 гг., шлюп «Камчатка»). В 1813–1816 гг. под руководством Михаила Петровича Лазарева было организовано плавание корабля «Суворов»; в 1815–1818 гг. Землю обогнул бриг «Рюрик» (капитан – Отто Евстафьевич Коцебу); в 1819–1822 гг. на Дальний Восток и к Русской Америке отправилось сразу два корабля – «Открытие» и «Благонамеренный» (капитаны – М. Н. Васильев и Г. С. Шишмарев).

Самым замечательным географическим открытием за время русских кругосветных путешествий первой половины XIX в. является обнаружение Антарктиды. Инициаторами организации плавания в южные полярные широты стали И. Ф. Крузенштерн и О. Е. Коцебу. Подготовка экспедиции началась в феврале 1819 г. В ее состав были включены шлюпы «Восток» (капитан – Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен) и «Мирный»

(капитан – М. П. Лазарев). Плавание продолжалось с 4 июля 1819 г. по 24 июля 1821 г. Эта экспедиция по своим результатам – величайшая в ХIX в. Мореплаватели открыли новую часть света, шестой континент – Антарктиду. В общей сложности русские моряки подходили к ее побережью девять раз, причем четыре раза на расстояние от 3 до 15 км. Впервые были даны характеристики водных акваторий, примыкающих к новому материку, описаны и классифицированы льды Антарктики, изучен ее климат. Помимо этого на карту было нанесено 29 ранее неизвестных науке островов. Описание экспедиции было сделано Ф. Ф. Беллинсгаузеном в работе «Двухкратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света» (1831 г.).

В 1822–1825 гг. М. П. Лазарев совершил еще один поход в Тихий океан на фрегате «Крейсер». Значительными по научным итогам кругосветными экспедициями стали плавания О. Е. Коцебу в 1823–1826 гг. на шлюпе «Предприятие», а также Михаила Николаевича Станюкови- ча и Федора Петровича Литке на кораблях «Моллер» и «Сенявин» в 1826–1829 гг. Суда российского флота продолжали совершать подобные дальние походы вплоть до продажи Русской Америки Северо-Аме- риканским Соединенным Штатам в 1867 г., после чего практическая надобность в их организации отпала, и кругосветные плавания становятся редкостью.

Тем не менее русские исследователи внесли большой вклад в изу- чение Северной Америки. Очень много для этого сделал в начале ХIХ в. главный правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов, представлявший здесь русскую власть с 1799 до 1818 г. При нем в 1812 г. было основано самое южное русское поселение на американском континенте – форт Росс (на территории современного штата Калифорния вблизи города Сан-Франциско, продан американцам в 1841 г.). Изуча- лась и основная часть русских владений в Северной Америке.

На исходе первой половины XIX в. на Дальнем Востоке было совершено еще одно важное открытие – получено доказательство того, что Сахалин является островом, а не полуостровом. Вообще, этот факт был известен русским первопроходцам еще в XVII в. Однако в 1787 г. французский мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз, пытаясь с юга пройти между материком и Сахалином, столкнулся с резким уменьшением глубин и предположил, что далее будет перешеек, который соединяет Сахалин с Азией. В начале ХIХ в. проверить его данные пытался И. Ф. Крузен-

штерн и получил сходные результаты. Он плыл с севера и также обнаружил резкое уменьшение глубины пролива. С тех пор утвердилось проч- ное мнение, что Сахалин является полуостровом. Наконец, в 1849 г. Геннадий Иванович Невельской, капитан прибывшей на Дальний Восток шхуны «Байкал», сумел доказать, что между материком и Сахалином все же отсутствует перешеек.

Помимо пространств Северной Америки внимание отечественных исследователей привлекала и южная ее часть. В 1822–1829 гг. в Бразилии работала экспедиция под руководством Григория Ивановича Лангсдорфа.

Продолжалось исследование и собственно российской территории. Огромное значение имело описание побережья и островов Северного Ледовитого океана, в частности Новой Земли. Проблемой ее изучения занимался Ф. П. Литке, организовывая в 1821–1824 гг. плавания на бриге «Новая Земля». Но самым известным исследователем этого архипелага стал Петр Кузьмич Пахтусов. В 1832–1833 гг. на двух карбасах «Новая Земля» и «Енисей» (второе судно погибло во время похода вместе с капитаном Кротовым) он совершил путешествие к этим островам и организовал на них зимовку. В 1834–1835 гг. П. К. Пахтусов опять подошел к Новой Земле на двух судах – «Кротов» и «Казаков» – и вновь провел зимовку на архипелаге.

На побережье Сибири по-прежнему заметную роль продолжали играть промышленники, которые совершали дальние путешествия для поисков новых охотничьих угодий. Одним из самых известных среди них был Яков Санников. В начале XIX в. он стал одним из первооткрывателей Новосибирских островов (между морями Лаптевых и Восточ- но-Сибирским). Для их описания была организована в 1808–1812 гг. экспедиция во главе М. М. Геденштремом, и одним из ее основных участников был Я. Санников. Результатом экспедиции стало появление так называемой «Земли Санникова», которую увидел Я. Санников, совершая исследования на Новосибирском архипелаге. Несмотря на усиленные поиски, предпринимавшиеся на протяжении длительного времени, найти ее так и не удалось. Видимо, появление этого фантома связано с оптическим обманом. (Окончательно выяснилось, что «Земля Санникова» не существует лишь в конце 30-х годов ХХ в.).

В начале 20-х годов ХIХ в. проводятся новые экспедиции для изу- чения северного побережья Восточной Сибири и поиска неизвестных

островов. Руководили ими Петр Федорович Анжу (Устьянская экспедиция, 1821–1823 гг.) и Фердинанд Петрович Врангель (Колымская экспедиция, 1820–1824 гг.).

Осуществлялись исследования и в северных районах Европейской России. В частности, в Печорском крае и на Северном Урале работали экспедиции А. И. Шренка (1837 г.) и А. А. Кейзерлинга (1843 г.). Последний, помимо прочего, обнаружил Тиманский кряж и описал Ухтинский нефтеносный район.

 1810–1816 и 1828 гг. исследования на территории современной Восточной Украины проводил Евграф Петрович Ковалевский. Он стал научным первооткрывателем Донецкого угольного бассейна.

 первой половине ХIХ в. было организовано несколько научных путешествий по Алтаю. В 1826 г. здесь занималась исследованиями экспедиция К.-Ф. Ледебура и А. А. Бунге. В 1832 г. А. А. Бунге проследил течение р. Чуя и описал Чуйскую степь. Еще один выдающийся исследователь Алтая – врач Ф. Геблер – в 1833–1835 гг. открыл алтайские ледники, некоторые хребты, проследил их направление и высоты. Он же установил и определил высшую точку Алтая – гору Белуха. В 1842 г. на Алтае и в Саянах работал Петр Александрович Чихачев.

 1842–1845 гг. состоялась крупнейшая за всю первую половину XIX в. экспедиция в Сибирь. Ее возглавлял Александр Федорович Миддендорф. Основными задачами путешественников были изучение Таймыра и исследование вечной мерзлоты. Вернувшись с Таймыра в Якутск

â 1844 г., А. Ф. Миддендорф отправился к побережью Охотского моря, а затем по Амуру добрался до слияния Шилки и Аргуни и проследовал

â Иркутск.

Продолжалось изучение Туркестана. В 1819–1821 гг. здесь работал Николай Николаевич Муравьев. Его миссия была дипломатической: посольство в Хиву. Результатом поездки стало первое за 100 лет исследование туркменских степей и части восточного берега Каспийского моря. В 1820 и 1825 гг. в Каракоруме и Кызылкуме побывал Э. А. Эверсман. В 1832 и 1836 гг. восточное и юго-восточное побережье Каспийского моря изучал Г. С. Карелин. В 1841–1842 гг. районы Средней Азии обследовала экспедиция А. Лемана и Я. Яковлева. А. И. Бутаков в 1848– 1849 гг. составил карты Аральского моря (в составе этой экспедиции в качестве живописца участвовал Т. Г. Шевченко).

Шапошник И.И. родился в 1949 году. В 1972 г. окончил с отличием лечебный факультет Челябинского государственного медицинского института, являлся Ленинским стипендиатом. Затем обучался в клинической ординатуре на кафедре пропедевтики внутренних болезней по специальности «терапия», в аспирантуре - по специальности «кардиология». В 1974-79 гг. работал ординатором, врачом-реаниматологом, заведующим кардиологическим отделением Челябинской городской клинической больницы № 1. В 1979 г. под руководством своего Учителя, профессора Гладышева Павла Леонидовича, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Диагностическое значение исследования электрического поля сердца при остром инфаркте миокарда» в Институте кардиологии им. А.Л. Мясникова АМН СССР (г. Москва).

С 1979 по 1987 гг. работал ассистентом кафедры пропедевтики внутренних болезней, с 1987 по 1992 гг. - доцентом той же кафедры, с 1992 г. по настоящее время - заведующий кафедрой. В 1994 г. при научной консультации директора НИИ кардиологии академика РАМН и чл.-корр. РАН профессора Ю.Н. Беленкова защитил докторскую диссертацию на тему «Изучение взаимосвязей основных патогенетических факторов при кардиомиопатиях». В 1995 г. за заслуги, связанные с выявлением существенных закономерностей при длительном наблюдении за больными кардиомиопатиями, избран действительным членом Нью-Йоркской академии наук.

Шапошник И.И. является высококвалифицированным врачом - терапевтом, уделяющим основное внимание вопросам кардиологии. Ему присвоена высшая квалификационная категория по специальностям «терапия», «кардиология» и «функциональная диагностика». Он является научно-практическим руководителем терапевтической службы Челябинской городской клинической больницы № 1 и кардиологического реабилитационного Центра «Гарвей», главным кардиологом Управления здравоохранения администрации г. Челябинска (с 1988 г.). В 1975 г. впервые внедрил в г. Челябинске исследование фермента креатинфосфокиназы и регистрацию множественных отведений ЭКГ при остром инфаркте миокарда. В 1981 г. впервые на Урале освоил и внедрил метод двухмерной эхокардиографии (совместно с проф. П.Л. Гладышевым и к.м.н. Е.Б. Исуповым).

В 1990 г. создал и возглавил на базе ЧГКБ № 1 Центр некоронарогенных поражений миокарда. Является автором методических рекомендаций «Диспансеризация больных кардиомиопатиями», изданных на федеральном уровне (совместно с к.м.н. Н.В. Жуковой). С 2007 г. на базе терапевтического корпуса ЧГКБ № 1 под руководством профессора И.И. Шапошника функционирует созданный одним из первых в России кардиологический реабилитационный Центр «Гарвей» (директор - к.м.н. А.О. Салашенко).

Шапошник И.И. является автором свыше 150 научных работ, многие из которых опубликованы в центральной печати и за рубежом. Под его руководством и научной консультации защищены 1 докторская и 23 кандидатские диссертации. Неоднократно выступал с докладами на Всероссийских и международных научных форумах. За последние 10 лет принимал участие во многих международных кардиологических конгрессах (Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Женева, Барселона и др.).

С 1973 г. Шапошник И.И. ведёт активную педагогическую деятельность. По результатам анкетирования студентов является одним из лучших лекторов Челябинской государственной медицинской академии. Под его руководством изданы 8 методических пособий для студентов, на федеральном уровне - пособие «Вопросы ревматологии» (2002 г.). Для усовершенствования учебного процесса им подготовлено свыше 100 слайдов, создан учебный фильм «Физические методы исследования», 26 видеосюжетов. В рамках выполнения российско-американской программы по высшему медицинскому образованию в 1997 г. Шапошником И.И. впервые в России внедрен в преподавание курс «Введение в клиническую медицину», в 2002 г. - курс «Введение в специальность». Данные курсы основаны на принципиально новом комплексном подходе к изложению дисциплины.

В качестве главного кардиолога г. Челябинска Шапошник И.И. регулярно проводит семинары, круглые столы, конференции для врачей-кардиологов и терапевтов как в г. Челябинске, так и в городах области (Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Сатка, Троицк, Озёрск, Снежинск, Трёхгорный и др.).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png