Ремонт усилителя звука — Как правило ремонт усилителя мощности звука,мастер с большим опытом работы в сфере радиоэлектронике начинает с визуального осмотра печатных плат прибора с целью выявления сгоревших или потемневших электронных компонентов.Искать вышедшую из строя деталь лучше всего покаскадно,то-есть сначала нужно выявить не рабочий каскад,а затем уже выявлять компонент ставший причиной неработоспособности усилителя.Начинать проверку следует с выходного каскада,во время осмотра не применяя пока измерительных приборов типа мультиметра,а просто при включенном питании усилителя и присутствующим входном сигнале,нужно прикоснуться сухим пальцем к мощным транзисторам оконечного каскада или же выходной микросхеме и определить температуру корпуса детали.

Если выходные транзисторы вообще холодные,то это говорит о том,что в цепи нет проходящего тока,который должен греть эти компоненты в обычном штатном режиме,или наоборот,если деталь разогрета так что невозможно удерживать палец на ней,то это тоже следствие неисправности .Таким-же методом проверяется и стабилизатор напряжения,в частности электролитические конденсаторы большой ёмкости,если они греются или имеются следы подтёков и вздутия то их нужно менять,в общем это относится ко всем электролитам установленных в схеме.Также при визуальном осмотре с целью выявления плохого контакта на печатной плате,нужно осторожно рукояткой отвёртки простучать плату,исчезающий контакт выявится посторонними звуками и треском в динамиках.

Далее нужно проверить мультиметром значения переменного и постоянного напряжения транзисторов и микросхем.После нахождения неисправного элемента очень важно определить,из за чего эта деталь могла выйти из строя,чтобы в дальнейшем исключить подобное явление.После проделанных действий,можно приступать к замене компонента на точно такую же деталь или его аналог.Поиск дефектов в блоке питания стоит проводить с осмотра сетевого провода и проверке предохранителей,если здесь всё нормально и сетевое напряжение подаваемое на первичную обмотку трансформатора присутствует,а на выходной вторичной обмотки отсутствует,то возможно в трансформаторе на первичной обмотке установлен предохранитель,который и стал причиной отсутствия напряжения во вторичной цепи,а если нет установленного предохранителя то значит имеется обрыв в первичной обмотки,в таком случае транс придётся перематывать или искать подходящий по и выходным напряжениям.

Ещё одной из причин неработоспособности усилителя может быть обыкновенное короткое замыкание выходной цепи на корпус или на общий провод.В усилителях построенных на микросхемах в качестве выходного каскада усиления,то при неисправности микросхемы просто меняется на другую заведомо исправную,а если не удаётся найти подходящую по параметрам то можно вместо сгоревшей поставить обыкновенный усилитель низкой частоты типа TDA,который не требует обвязки дополнительными элементами,поэтому замена любого неисправного усилителя мощности на микросхему серии TDA не составит труда.

Инструкция

Выясните причину неисправности музыкального центра. Самые частые и очевидные поломки могут быть связаны с нарушением его параметров или отсутствием звука как такового. Проверьте звуковые колонки (динамики) тестером на наличие напряжения.

Используйте работоспособную колонку от другой техники, чтобы убедиться, что причина пропажи звука кроется не в самом центре. Если после подключения исправных колонок, звука по-прежнему нет – неполадка в самом музыкальном устройстве.

Разберите корпус музыкального центра. Для этого выкрутите все крепежные шурупы крестовой отверткой и снимите заднюю защитную крышку устройства. Так вы доберетесь до основной платы и сможете ее осмотреть.

Осмотрите соединение входного разъема и медных контактных дорожек на основной плате музыкального центра. Паяльником восстановите пайку в тех местах, где она повреждена. Для этого лучше использовать низкотемпературные припои, плавящиеся при 100 градусах, или вообще токопроводящий клей, чтобы не нарушить целостность мелких деталей платы.

Проиграйте музыкальный центр во всех возможных режимах (радио, кассеты, проигрыватель MP3) и проверьте нарушения. Если во всех режимах звук воспроизводится с одинаковыми помехами, значит дело в выходном тракте усиления. Поломка в усилителе мощности. Чтобы ее устранить, замените испорченную микросхему усилителя на работоспособную.

После устранения неисправности еще раз внимательно осмотрите основную плату. На ней могут быть плохо пропаянные места, вздувшиеся конденсаторы, потемневшие дорожки и другие дефекты, которые могут в скором времени дать о себе знать. Замените все «подозрительные» детали. Таким образом, вы предотвратите очередную поломку вашего музыкального центра и продлите жизнь своей технике.

Источники:

  • Музыкальный центр FIRSTaustria TCD
  • Ремонт музыкального центра

Иногда в музыкальном центре нет функции MP3, а в карманном плеере она есть. Но плеер, в отличие от музыкального центра, не способен звучать громко. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо соединить плеер и центр между собой.

Инструкция

Вначале проверьте музыкальный центр на наличие на передней панели входных гнезд типа RCA, обозначенных как AUX или PHONO. Не перепутайте их с разъемами для наушников или микрофонов - они не только выполнены по другому стандарту, но и предназначены для другого.

Если вы не обнаружили таких гнезд, то осторожно, чтобы не оторвать никакие кабели, разверните музыкальный центр задней стенкой к себе. Там такие гнезда вы наверняка обнаружите. Не перепутайте их с гнездами другого назначения, которые также могут быть выполнены по стандарту RCA.

Теперь возьмите ненужные наушники. Отрежьте от них звукоизлучатели. Приобретите два штекера типа RCA. Зачистите провода, которые шли к звукоизлучателем. Одна из пар состоит из бесцветного (или желтого) и красного (или оранжевого) проводников, а в другой вместо красного или оранжевого провода имеется синий или зеленый. Все бесцветные или желтые провода подключите к кольцевым контактам штекеров, а красные (оранжевые) и синие (зеленые) - к штыревым.

Подключите кабель к плееру и музыкальному центру. На последнем выберите режим под названием AUX или PHONO. Если входов у него несколько, они могут иметь обозначения AUX1, AUX2 и подобные. Осуществляя поиск входа, установите как на плеере, так и на центре небольшую громкость. В дальнейшем установите на плеере такую громкость, чтобы предварительный усилитель центра не перегружался, а затем регулировку осуществляйте со стороны центра.

Чтобы аккумулятор плеера не разряжался, подключите аппарат к специальному блоку питания, эмулирующему USB-порт. Можно также использовать USB-хаб с питанием, который к блоку подключен, а к компьютеру - нет. Помните, что если плеер питается не от аккумулятора, а от батарейки, зарядка последней любым способом не допускается. Использование музыкального центра совместно с плеером не исключает возможности переключения его при необходимости и в другие режимы.

Некоторые начинающие радиолюбители не горят желанием браться за ремонт достаточно сложных электронных устройств, таких как CD или MP3 плееры, компьютеры или музыкальные центры. На самом же деле большинство неисправностей того же музыкального центра достаточно просто устранить, имея минимальные познания в области электроники и небольшой опыт обращения с техникой.

Вам понадобится

  • - паяльник;
  • - припой;
  • - флюс;
  • - наушники;
  • - исправный динамик.

Инструкция

Определите, какой вид неисправности вам предстоит устранить. Охватить все неполадки музыкальных центров достаточно сложно. Наиболее часто приходится иметь дело с отсутствием звука или нарушением его параметров (тембра, усиления сигнала, частотных характеристик).

Начните поиск причины неисправности звука с проверки динамиков (звуковых колонок). Подключите для проверки другую колонку (динамик) с сопротивлением 4-8Ом. Можно использовать работоспособный динамик от старого телевизора или магнитофона. Обычно значение сопротивления нагрузки указывается на задней стенке корпуса устройства рядом с соответствующим разъемом.

Если после подключения исправного динамика звук появился или качество его восстановилось, неисправность следует искать в колонках. В противном случае придется смотреть во внутренних цепях музыкального центра.

Если при воспроизведении слышатся хрипы, а звук то появляется, то пропадает, причину неисправности ищите в нарушении соединения входного разъема и контактных медных дорожек на основной плате проигрывающего устройства. Восстановите пайку в местах, где она нарушена.

Проверьте работу музыкального центра во всех режимах: в режиме приемника, кассетной деки, MP3-проигрывателя. Если нарушение звука проявляется во всех трех случаях, поломка, вероятнее всего, связана с выходным трактом усиления, а именно с усилителем мощности звуковой частоты. Чтобы окончательно в этом убедиться, подключите наушники к разъему “Phone”, не забыв убавить громкость. Отсутствие звука в этом случае указывает на выход из строя указанного усилителя. Замените микросхему усилителя на исправную.

Даже если описанные действия позволили устранить неисправность, осмотрите печатную плату, чтобы выявить плохо пропаянные места, «вспученность» электролитических конденсаторов, потемневшие дорожки и другие дефектные элементы монтажа. Выявленные неисправные элементы замените. Такая профилактика позволит предотвратить более крупные неисправности при дальнейшей эксплуатации музыкального центра.

Программы прошивки периодически выпускаются в отдельности для каждой модели оборудования. Обновление программного обеспечения необходимо в случаях возникновения неисправностей в работе или устаревания предыдущей версии прошивки.

Здравствуйте дорогие читатели моего сайта!
В этой статье мы будем ремонтировать активную акустическую колонку китайского производства.
Данная аппаратура бывает разная на вид, но нутро, в большинстве случаев, далеко не оригинально.
Итак, поступила в ремонт активная акустическая система.
Проблема заключалась в следующем: один канал работал без претензий, а вот другой издавал хриплые звуки.
Ну, первое действие мастера перед диагностикой аппарата – это его разборка, что было и сделано. Разбирается эта акустика довольно просто – откручивается задняя стенка и уголки. После разбора колонка выглядела вот так:

Исходя из характеристики неисправности, было очевидно, что неисправен усилитель мощности звука .
Аудио усилитель мощности был отсоединён и, вместе с задней стенкой, перемещён на ремонтный стол, для более удобного диагностирования.
При визуальном осмотре ничего не обнаружилось. Тогда было принято решение проверить радиоэлементы. Были проверены входные и выходные конденсаторы, диоды и транзисторы – ничего подозрительного выявлено не было. Теперь пришла очередь проверки ключевых транзисторов.
Данный аудио усилитель мощности звука был собран на четырёх ключевых транзисторах D718.

Транзисторы нужно было выпаять, чтобы произвести точную проверку.
Транзистор D718 – NPN, 8A, 120V, 80W.
После проверки всех четырёх элементов, было выявлено, что у одного из них был перегоревший переход Б-Э (база-эмитер).
Ну что же, причина хрипоты одного из каналов была определена. Теперь осталось только заменить вышедший из строя транзистор на заведомо исправный.
Да, это был бы самый лёгкий вариант решения проблемы, но … Ну, в общем, таких же транзисторов в наличии не оказалось. Тогда был подобран аналог, подходящий по параметрам и им оказался транзистор КТ819БМ.

По параметрам данный радиокомпонент подходил отлично, но по размеру совсем нет.

Тогда я нашёл радиатор, подходящий для этого транзистора, закрепил на нём, собственно, сам транзистор и закрепил всю эту конструкцию на стенке нашей колонки. Так как транзистор КТ819БМ коллектором соприкасается с радиатором, то данный радиатор был закреплён так, чтобы он не касался радиатора, на котором были закреплены транзисторы D718, так как этот радиатор определялся в схеме как корпус.


Затем, с помощью проводков, были припаяны контакты заменённого транзистора на плату. Производя это действие, было учтено расположение выводов обоих транзисторов (база к базе, коллектор к коллектору и эмитер к эмитеру).
Теперь оставалось присоединить отключенные при разборке шлейфы к плате усилителя звука и произвести пробное включение и проверить работоспособность нашего усилителя для колонок , что и было сделано.

Конечно, охватить все случаи, встречающиеся в практике ремонта, не представляется возможным, однако, если следовать определенному алгоритму, то в подавляющем большинстве случаев удается восстановить работоспособность устройства за вполне приемлемое время. Данный алгоритм был выработан мною по опыту ремонта около полусотни различных УМЗЧ, от простейших, на несколько ватт или десятков ватт, до концертных «монстров» по 1…2 кВт на канал, большинство из которых поступало на ремонт без принципиальных схем .

Главной задачей ремонта любого УМЗЧ является локализация вышедшего из строя элемента, повлекшего за собой неработоспособность как всей схемы, так и выход из строя других каскадов. Поскольку в электротехнике бывает всего 2 типа дефектов:

  1. Наличие контакта там, где его быть не должно;
  2. Отсутствие контакта там, где он должен быть,

то «сверхзадачей» ремонта является нахождение пробитого или оборванного элемента. А для этого – отыскать тот каскад, где он находится. Дальше – «дело техники». Как говорят врачи: «Правильный диагноз - половина лечения».

Перечень оборудования и инструментов, необходимых (или по крайней мере крайне желательных) при ремонте:

  1. Отвертки, бокорезы, пассатижи, скальпель (нож), пинцет, лупа – т.е., минимальный обязательный набор обычного монтажного инструмента.
  2. Тестер (мультиметр).
  3. Осциллограф.
  4. Набор ламп накаливания на различные напряжения – от 220 В до 12 В (по 2 шт.).
  5. Низкочастотный генератор синусоидального напряжения (весьма желательно).
  6. Двухполярный регулируемый источник питания на 15…25(35) В с ограничением выходного тока (весьма желательно).
  7. Измеритель емкости и эквивалентного последовательного сопротивления (ESR ) конденсаторов (весьма желательно).
  8. И, наконец, самый главный инструмент – голова на плечах (обязательно!).

Рассмотрим данный алгоритм на примере ремонта гипотетического транзисторного УМЗЧ с биполярными транзисторами в выходных каскадах (рис.1), не слишком примитивного, но и не очень сложного. Такая схема является наиболее распространенной «классикой жанра». Функционально он состоит из следующих блоков и узлов:

  • двухполярный источник питания (не показан);
  • входной дифференциальный каскад на транзисторах VT 2, VT 5 с токовым зеркалом на транзисторах VT 1 и VT 4 в их коллекторных нагрузках и стабилизатором их эмиттерного тока на VT 3;
  • усилитель напряжения на VT 6 и VT 8 в каскодном включении, с нагрузкой в виде генератора тока на VT 7;
  • узел термостабилизации тока покоя на транзисторе VT 9;
  • узел защиты выходных транзисторов от перегрузки по току на транзисторах VT 10 и VT 11;
  • усилитель тока на комплементарных тройках транзисторов, включенных по схеме Дарлингтона в каждом плече (VT 12 VT 14 VT 16 и VT 13 VT 15 VT 17).
  1. Первым пунктом любого ремонта является внешний осмотр сабжа и его обнюхивание (!). Уже одно это позволяет иногда хотя бы предположить сущность дефекта. Если пахнет паленым – значит, что-то явно горело.
  2. Проверка наличия сетевого напряжения на входе: тупо перегорел сетевой предо­хранитель, разболталось крепление проводов сетевого шнура в вилке, обрыв в сетевом шнуре и т.п. Этап – банальнейший по своей сущности, но на котором ремонт заканчивается примерно в 10% случаев.
  3. Ищем схему на усилитель. В инструкции, в Интернете, у знакомых, друзей и т.п. К сожалению, все чаше и чаще в последнее время – безуспешно. Не нашли – тяжко вздыхаем, посыпаем голову пеплом и принимаемся за вырисовывание схемы по плате. Можно этот этап и пропустить. Если неважен результат. Но лучше не пропускать. Муторно, долго, противно, но – «Надо, Федя, надо…» ((С) «Операция «Ы»…).
  4. Вскрываем сабж и производим внешний осмотр его «потрохов». Применяем лупу, если нужно. Можно увидеть разрушенные корпуса п/п приборов, потемневшие, обуглившиеся или разрушенные резисторы, вздутые электролитические конденсаторы или потеки электролита из них, оборванные проводники, дорожки печатной платы и т.п. Если таковое найдено – это еще не повод для радости: разрушенные детали могут быть следствием выхода из строя какой-нибудь «блошки», которая визуально цела.
  5. Проверяем блок питания. Отпаиваем провода, идущие от БП к схеме (или отсоединяем разъем, если он есть) . Вынимаем сетевой предохранитель и к контактам его держателя подпаиваем лампу на 220 В (60…100 Вт). Она ограничит ток первичной обмотки трансформатора, равно как и токи во вторичных обмотках.

Включаем усилитель. Лампа должна мигнуть (на время зарядки конденсаторов фильтра) и погаснуть (допускается слабое свечение нити). Это значит, что К.З. по первичной обмотке сетевого трансформатора нет, как нет явного К.З. в его вторичных обмотках. Тестером на режиме переменного напряжения измеряем напряжение на первичной обмотке трансформатора и на лампе. Их сумма должна быть равна сетевому. Измеряем напряжения на вторичных обмотках. Они должны быть пропорциональными тому, что измерено фактически на первичной обмотке (относительно номинального). Лампу можно отключать, ставить предохранитель на место и включать усилитель прямо в сеть. Повторяем проверку напряжений на первичной и вторичной обмотках. Соотношение (пропорция) между ними должно быть таким же, как при измерении с лампой.

Лампа горит постоянно в полный накал – значит, имеем К.З. в первичной цепи: проверяем целостность изоляции проводов, идущих от сетевого разъема, тумблер питания, держатель предохранителя. Отпаиваем один из поводов, идущих на первичную обмотку трансформатора. Лампа погасла – скорее всего вышла из строя первичная обмотка (или межвитковое замыкание).

Лампа горит постоянно в неполный накал – скорее всего, дефект во вторичных обмотках или в подключенных к ним цепях. Отпаиваем по одному проводу, идущему от вторичных обмоток к выпрямителя(м). Не перепутать, Кулибин! Чтобы потом не было мучительно больно от неправильной подпайки назад (промар­кировать, например, с помощью кусочков липкой малярной ленты). Лампа погасла – значит, с трансформатором все в порядке. Горит – снова тяжко вздыхаем и либо ищем ему замену, либо перематываем.

6. Определились, что трансформатор в порядке, а дефект в выпрямителях или конденсаторах фильтра. Прозваниваем диоды (желательно отпаять под одному проводу идущему к их выводам, либо выпаять, если это интегральный мост) тестером в режиме омметра на минимальном пределе. Цифровые тестеры в этом режиме часто врут, поэтому желательно использовать стрелочный прибор. Лично я давно пользуюсь прозвонкой-«пищалкой» (рис. 2, 3). Диоды (мост) пробиты или оборваны – меняем. Целые – «звоним» конденсаторы фильтра. Перед измерением их надо разрядить (!!!) через 2-ваттный резистор сопротивлением около 100 Ом. Иначе можно сжечь тестер. Если конденсатор цел – при замыкании стрелка сначала отклоняется до максимума, а потом довольно медленно (по мере заряда конденсатора) «ползет» влево. Меняем подключение щупов. Стрелка сначала зашкаливает вправо (на конденсаторе остался заряд от предыдущего измерения) а потом опять ползет влево. Если есть измеритель емкости и ESR , то весьма желательно использовать его. Пробитые или оборванные конденсаторы меняем.


7. Выпрямители и конденсаторы целые, но на выходе блока питания стои́т стабилизатор напряжения? Не беда. Между выходом выпрямителя(ей) и входом(ами) стабилизатора(ов) включаем лампу(ы) (цепочку(и) ламп) на суммарное напряжение близкое к указанному на корпусе конденсатора фильтра. Лампа загорелась – дефект в стабилизаторе (если он интегральный), либо в цепи формирования опорного напряжения (если он на дискретных элементах), либо пробит конденсатор на его выходе. Пробитый регулирующий транзистор определяется прозваниванием его выводов (выпаять!).

8. С блоком питания все в порядке (напряжения на его выходе симметричные и номинальные)? Переходим к самому главному – собственно усилителю. Подбираем лампу (или цепочки ламп) на суммарное напряжение, не ниже номинального с выхода БП и через нее (них) подключаем плату усилителя. Причем, желательно к каждому из каналов по отдельности. Включаем. Загорелись обе лампы – пробиты оба плеча выходных каскадов. Только одна – одно из плеч. Хотя и не факт.

9. Лампы не горят или горит только одна из них. Значит, выходные каскады, скорее всего, целые. К выходу подключаем резистор на 10…20 Ом. Включаем. Лампы должны мигнуть (на плате обычно есть еще конденсаторы по питанию). Подаем на вход сигнал от генератора (регулятор усиления – на максимум). Лампы (обе!) зажглись. Значит, усилитель что-то усиливает, (хотя хрипит, фонит и т.п.) и дальнейший ремонт заключается в поиске элемента, выводящего его из режима. Об этом – ниже.

10. Для дальнейшей проверки лично я не использую штатный блок питания усилителя, а применяю 2-полярный стабилизированный БП с ограничением тока на уровне 0,5 А. Если такового нет – можно использовать и БП усилителя, подключенный, как было указано, через лампы накаливания. Только нужно тщательно изолировать их цоколи, чтобы случайно не вызвать КЗ и быть аккуратным, чтобы не разбить колбы. Но внешний БП – лучше. Заодно виден и потребляемый ток. Грамотно спроектированный УМЗЧ допускает колебания питающих напряжений в довольно больших пределах. Нам ведь не нужны при ремонте его супер-пупер параметры, достаточно просто работоспособности.

11. Итак, с БП всё в порядке. Переходим к плате усилителя (рис. 4). Перво-наперво надо локализовать каскад(ы) с пробитым(и)/оборванным(и) компонентом(ами). Для этого крайне желательно иметь осциллограф. Без него эффективность ремонта падает в разы. Хотя и с тестером можно тоже много чего сделать. Почти все измерения производятся без нагрузки (на холостом ходу). Допустим, что на выходе у нас «перекос» выходного напряжения от нескольких вольт до полного напряжения питания.

12. Для начала отключаем узел защиты, для чего выпаиваем из платы правые выводы диодов VD 6 и VD 7 (у меня в практике было три случая, когда причиной неработо­способности был выход из строя именно этого узла). Смотрим напряжение не выходе. Если нормализовалось (может быть остаточный перекос в несколько милливольт – это норма), прозваниваем VD 6, VD 7 и VT 10, VT 11. Могут быть обрывы и пробои пассивных элементов. Нашли пробитый элемент – меняем и восстанавливаем подключение диодов. На выходе ноль? Выходной сигнал (при подаче на вход сигнала от генератора) присутствует? Ремонт закончен.


Рис. 4.

Ничего с сигналом на выходе не изменилось? Оставляем диоды отключенными и идем дальше.

13. Выпаиваем из платы правый вывод резистора ООС (R 12 вместе с правым выводом C 6), а также левые выводы R 23 и R 24, которые соединяем проволочной пере­мычкой (показана на рис. 4 красным) и через дополнительный резистор (без нумерации, порядка 10 кОм) соединяем с общим проводом. Перемыкаем проволочной перемычкой (красный цвет) коллекторы VT 8 и VT 7, исключая конденсатор С8 и узел термостабилизации тока покоя. В итоге усилитель разъединяется на два самостоятельных узла (входной каскад с усилителем напряжения и каскад выходных повторителей), которые должны работать самостоятельно.

Смотрим, что имеем на выходе. Перекос напряжения остался? Значит, пробит(ы) транзистор(ы) «перекошенного» плеча. Выпаиваем, звоним, заменяем. Заодно проверяем и пассивные компоненты (резисторы). Наиболее частый вариант дефекта, однако должен заметить, что очень часто он является следствием выхода из строя какого-то элемента в предыдущих каскадах (включая узел защиты!). Поэтому последующие пункты все-таки желательно выполнить.

Перекоса нет? Значит, выходной каскад предположительно цел. На всякий случай подаем сигнал от генератора амплитудой 3…5 В в точку «Б» (соединения резисторов R 23 и R 24). На выходе должна быть синусоида с хорошо выраженной «ступенькой», верхняя и нижняя полуволны которой симметричны. Если они не симметричны – значит, «подгорел» (потерял параметры) какой-то из транзисторов плеча, где она ниже. Выпаиваем, звоним. Заодно проверяем и пассивные компоненты (резисторы).

Сигнала на выходе нет вообще? Значит, вылетели силовые транзисторы обоих плеч «насквозь». Печально, но придется выпаивать все и прозванивать с последующей заменой.

Не исключены и обрывы компонентов. Тут уж нужно включать «8-й инструмент». Проверяем, заменяем…

14. Добились симметричного повторения на выходе (со ступенькой) входного сигнала? Выходной каскад отремонтирован. А теперь нужно проверить работоспособность узла термостабилизации тока покоя (транзистор VT 9). Иногда наблюдается нарушение контакта движка переменного резистора R 22 с резистивной дорожкой. Если он включен в эмиттерной цепи, как показано на приведенной схеме, ничего страшного с выходным каскадом при этом произойти не может, т.к. в точке подключения базы VT 9 к делителю R 20– R 22 R 21 напряжение просто повышается, он приоткрывается больше и, соответственно, снижается падение напряжения между его коллектором и эмиттером. В выходном сигнале простоя появится ярко выраженная «ступенька».

Однако (очень даже нередко), подстроечный резистор ставится между коллектором и базой VT9. Крайне «дураконезащищенный» вариант! Тогда при потере контакта движка с резистивной дорожкой напряжение на базе VT9 снижается, он призакрывается и, соответственно, повышается падение напряжения между его коллектором и эмиттером, что ведет к резкому возрастанию тока покоя выходных транзисторов, их перегреву и, естественно, тепловому пробою. Еще более дурацкий вариант выполнения этого каскада – если база VT9 соединена только с движком переменного резистора. Тогда при потере контакта на ней может быть все, что угодно, с соответствующими последствиями для выходных каскадов.

Если есть возможность, сто́ит переставить R 22 в базо-эмиттерную цепь. Правда, при этом регулировка тока покоя станет выражено нелинейной от угла поворота движка, но IMHO это не такая уж и большая плата за надежность. Можно просто заменить транзистор VT 9 на другой, с обратным типом проводимости, если позволяет разводка дорожек на плате. На работу узла термостабилизации это никак не повлияет, т.к. он является двухполюсником и не зависит от типа проводимости транзистора.

Проверка этого каскада осложняется тем, что, как правило, соединения с коллекторами VT 8 и VT 7 сделаны печатными проводниками. Придется поднимать ножки резисторов и делать соединения проводочками (на рис. 4 показаны разрывы проводников). Между шинами положительного и отрицательного напряжений питания и, соответственно, коллектором и эмиттером VT 9 включаются резисторы примерно по 10 кОм (без нумерации, показаны красным) и замеряется падение напряжения на транзисторе VT 9 при вращении движка подстроечного резистора R 22. В зависимости от количества каскадов повторителей оно должно изменяться в пределах примерно 3…5 В (для «троек, как на схеме) или 2,5… 3,5 В (для «двоек»).

15. Вот и добрались мы до самого интересного, но и самого сложного – дифкаскада с усилителем напряжения. Они работают только совместно и разделить их на отдельные узлы принципиально невозможно.

Перемыкаем правый вывод резистора ООС R 12 с коллекторами VT 8 и VT 7 (точка « А », являющаяся теперь его «выходом»). Получаем «урезанный» (без выходных каскадов) маломощный ОУ, вполне работоспособный на холостом ходе (без нагрузки). Подаем на вход сигнал амплитудой от 0,01 до 1 В и смотрим, что будет в точке А . Если наблюдаем усиленный сигнал симметричной относительно земли формы, без искажений, значит данный каскад цел.

16. Сигнал резко снижен по амплитуде (мало усиление) – в первую очередь проверить емкость конденсатора(ов) С3 (С4, т.к. производители для экономии очень часто ставят только один полярный конденсатор на напряжение 50 В и больше, рассчитывая, что в обратной полярности он все равно будет работать, что не есть гут). При его подсыхании или пробое резко снижается коэффициент усиления. Если нет измерителя емкости – проверяем просто путем замены на заведомо исправный.

Сигнал перекошен – в первую очередь проверить емкость конденсаторов С5 и С9, шунтирующих шины питания предусилительной части после резисторов R17 и R19 (если эти RC-фильтры вообще есть, т.к. нередко они не ставятся).

На схеме приведены два распространенных варианта симметрирования нулевого уровня: резистором R 6 или R 7 (могут быть, конечно же, и другие), при нарушении контакта движка которых тоже может быть перекос выходного напряжения. Проверить вращением движка (хотя, если контакт нарушен «капитально», это может и не дать результата). Тогда попробовать перемкнуть пинцетом их крайние выводы с выводом движка.

Сигнал вообще отсутствует – смотрим, а есть ли он вообще на входе (обрыв R3 или С1, К.З. в R1, R2, С2 и т.п.). Только сначала нужно выпаять базу VT2, т.к. на ней сигнал будет очень маленьким и смотреть на правом выводе резистора R3. Конечно, входные цепи могут сильно отличаться от приведенных на рисунке – включать «8-й инструмент». Помогает.

17. Естественно, описать все возможные причинно-следственные варианты дефектов мало реально. Поэтому дальше просто изложу, как проверять узлы и компоненты данного каскада.

Стабилизаторы тока VT 3 и VT 7. В них возможны пробои или обрывы. Из платы выпаиваются коллекторы и замеряется ток между ними и землей. Естественно, сначала нужно рассчитать по напряжению на их базах и номиналам эмиттерных резисторов, каким он должен быть. (N . B .! В моей практике был случай самовозбуждения усилителя из-за чрезмерно большого номинала резистора R 10, поставленного изготовителем. Помогла подстройка его номинала на полностью работающем усилителе – без указанного выше разделения на каскады).

Аналогично можно проверить и транзистор VT 8: если перемкнуть коллектор-эмиттер транзистора VT 6, он также тупо превращается в генератор тока.

Транзисторы дифкаскада VT 2 V 5 T и токового зеркала VT 1 VT 4, а также VT 6 проверяются их прозвонкой после отпайки. Лучше замерить коэффициент усиления (если тестер – с такой функцией). Желательно подобрать с одинаковыми коэффициентами усиления.

18. Пару слов «не для протокола». Почему-то в подавляющем большинстве случаев в каждый последующий каскад ставят транзисторы все бо́льшей и бо́льшей мощности. В этой зависимости есть одно исключение: на транзисторах каскада усиления напряжения (VT 8 и VT 7) рассеивается в 3…4 раза бо́льшая мощность , чем на предрайверных VT 12 и VT 23 (!!!). Поэтому, если есть такая возможность, их сто́ит сразу же заменить на транзисторы средней мощности. Неплохим вариантом будет КТ940/КТ9115 или аналогичные импортные.

19. Довольно нередкими дефектами в моей практике были непропаи («холодная» пайка к дорожкам/«пятачкам» или плохое облуживание выводов перед пайкой) ножек компонентов и обломы выводов транзисторов (особенно в пластмассовом корпусе) непосред­ственно возле корпуса, которые очень трудно было увидеть визуально. Пошатать транзисторы, внимательно наблюдая за их выводами. В крайнем случае – выпаять и впаять заново.

Если проверили все активные компоненты, а дефект сохраняется – нужно (опять же, с тяжким вздохом), выпаять из платы хоть по одной ножке и проверить тестером номиналы пассивных компонентов. Нередки случаи обрывов постоянных резисторов без каких-либо внешних проявлений. Неэлектролитические конденса­торы, как правило, не пробиваются/обрываются, но всякое бывает…

20. Опять же, по опыту ремонта: если на плате видны потемневшие/обугленные резисторы, причем симметрично в обеих плечах, сто́ит пересчитать выделяемую на нем мощность. В житомирском усилителе «Dominator » производитель поставил в одном из каскадов резисторы по 0,25 Вт, которые регулярно горели (до меня было 3 ремонта). Когда я просчитал их необходимую мощность – чуть не упал со стула: оказалось, что на них должно рассеиваться по 3 (три!) ватта…

21. Наконец, все заработало… Восстанавливаем все «порушенные» соединения. Совет вроде бы и банальнейший, но сколько раз забываемый!!! Восстанавливаем в обратной последовательности и после каждого соединения проверяем усилитель на работоспособность. Нередко покаскадная проверка, вроде бы, показала, что все исправно, а после восстанов­ления соединений дефект опять «выползал». Последними подпаиваем диоды каскада токовой защиты.

22. Выставляем ток покоя. Между БП и платой усилителя включаем (если они были отключены ранее) «гирлянду» ламп накаливания на соответствующее суммарное напряжение. Подключаем к выходу УМЗЧ эквивалент нагрузки (резистор на 4 или 8 Ом). Движок подстроечного резистора R 22 устанавливаем в нижнее по схеме положение и на вход подаем сигнал от генератора частотой 10…20 кГц (!!!) такой амплитуды, чтобы на выходе выл сигнал не более 0,5…1 В. При таких уровне и частоте сигнала хорошо заметна «ступенька», которую трудно заметить на большом сигнале и малой частоте. Вращением движка R22 добиваемся ее устранения. При этом нити накала ламп должны немного светиться. Можно проконтролировать ток и амперметром, включив его параллельно каждой гирлянде ламп. Не сто́ит удивляться, если он будет заметно (но не более, чем в 1,5…2 раза в бо́льшую сторону) отличаться от того, что указано в рекомендациях по настройке – нам ведь важно не «соблюдение рекомендаций», а качество звучания! Как правило, в «рекомендациях» ток покоя значительно завышается, для гарантированного достижения запланированных параметров («по худшему»). Перемыкаем «гирлянды» перемычкой, повышаем уровень выходного сигнала до уровня 0,7 от максимального (когда начинается амплитудное ограничение выходного сигнала) и даем усилителю прогреться 20…30 минут. Этот режим является наиболее тяжелым для транзисторов выходного каскада – на них при этом рассеивается максимальная мощность. Если «ступенька» не появилась (при малом уровне сигнала), а ток покоя возрос не более, чем в 2 раза, настройку считаем законченной, иначе убираем «ступеньку» снова (как было указано выше).

23. Убираем все временные соединения (не забывать!!!), собираем усилитель окончательно, закрываем корпус и наливаем чарку, которую с чувством глубокого удовлетворения проделанной работой, выпиваем. А то работать не будет!

Конечно же, в рамках данной статьи не описаны нюансы ремонта усилителей с «экзотическими» каскадами, с ОУ на входе, с выходными транзисторами, включенными с ОЭ, с «двухэтажными» выходными каскадами и многое другое…

Поэтому ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Ответ мастера:

Опытные в ремонте радиоэлектроники мастера проверку устройств, в частности усилителей звука, выполняют в определённой последовательности. Как следует поступить и вам. Так что для начала вам нужно выявить нерабочий каскад в устройстве и отыскать именно в каскаде неисправные элементы. После этого проанализируйте причину поломки элемента, а уже потом подберите и замените элемент. Ремонт завершите проверкой и регулировкой каскадов в устройстве.

Итак, если ваш усилитель звуковой частоты отказывается работать, то вам нужно для начала определить, прикоснувшись кончиком пальца к выходным транзисторам или микросхемам их температуру. Холодные элементы при нормальном питающем напряжении и входном сигнале свидетельствуют об отсутствии тока, который должен их разогреть в обычных условиях. Излишне горячие радиодетали тоже являются причиной неисправности. Также прикосновением проверяется стабилизатор. Замене подлежат нагревающиеся конденсаторы-электролиты со значительной ёмкостью фильтров или с видимыми признаками пробоя.

Во время визуального осмотра усилителя, слегка постучите по плате рукоятью отвертки. Пропадающий контакт определится потрескиванием и шорохами в звучании музыки. Чтобы выявить неисправность, измерьте режим работы микросхем и транзисторов по переменному и постоянному току.

Прежде, чем искать дефект в источнике питания, нужно осмотреть и проверить кабель сетевого питания и предохранители. В случае полной целостности предохранителей и наличию напряжения сети подаваемого на первичную обмотку встроенного трансформатора, на его выходе напряжение отсутствует, то, скорее всего, в трансформаторе встроен предохранитель, который крепится сверху первичной обмотки. Трансформатор непременно подлежит замене, если нет предохранителя, а обрыв находится в первичной обмотке.

Согласно установленных производителем усилителя параметров вторичного напряжения, подберите и установите трансформатор. В отсутствии оного можно поставить 2 трансформатора. Напряжение, подающееся в цепь вторичной обмотки, можно узнать по паспортным данным микросхемы вывода. Не менее полезными для вас окажутся указания вольтажа на конденсаторе фильтра питания: вольтаж указывается с 30-ти процентным запасом.

Частой причиной поломки усилителя звука является банальное замыкание выхода устройства на корпус или общий провод. Последние модификации усилителей звука работают на микросхемах, и поэтому ремонт заключается в обычной замене неисправной микросхемы. Но если подобную микросхему по каким-то причинам найти не удалось, то произвести ремонт УНЧ можно, если вместо испорченной микросхемы установить обычный УНЧ TDA 1552 - TDA 1558. Данным микросхемам не требуется навесные элементы, а потому заменить любой из неисправных усилителей мощности на микросхему будет довольно просто.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png