Присутствие своего мини-трактора в домашнем хозяйстве значительно упрощает осуществление большого объёма домашних задач. Один из основных его плюсов — это экономия и мобильность в управлении на ограниченной местности. Достаточно оснастить свой самодельный трактор всеми дополнительными устройствами, и он будет незаменимым помощником при обработке не очень больших земельных площадей.

В условиях ведения своего бизнеса, сопряжённого с производством сельскохозяйственных товаров на приусадебных участках, трактор является эффективной техникой. Так как приобрести новую спецтехнику на начальном этапе развития бизнеса не каждый может позволить, а соорудить свой самодельный мини-трактор и все к нему из подручных деталей абсолютно под силу тем, кто обладает базовыми знаниями слесарного искусства.

При помощи своего самодельного мини-трактора 4х2 можно реализовывать весь перечень специфичных работ:

  • уборку снега;
  • перевозку не очень больших грузов;
  • уборку домашнего мусора, а также разной растительности;
  • заготовку сена;
  • посадку и выкопку овощей и т.д.

Вариантов производства самодельных минитракторов довольно много. Некоторые самодельные вещи сконструированы на основе моторов со старых отечественных либо иностранных авто и мотоциклов. Прочие подобраны с существующей техники типа минитрактор.

Создание самодельного мини-трактора

Трактор своими руками включает в себя сложный комплекс конструкций и элементов непосредственно взаимозависимых между собой. Прежде, чем начать работу следует определиться с конструкцией самоделки, о чем можно почитать на форуме. Следовательно, присутствие под рукой чертёжных материалов значительно облегчит его производство.

Чтобы реализовать производство на должном уровне , от умельца потребуется:

  • изучение базисных знаний приспособления;
  • присутствие единого ряда узлов (коробки, силового агрегата) и механизмов.

Кроме этого, присутствие макета и чертежей послужит ориентиром в направлении формирования самодельного приспособления.

Конструкция мини-трактора

Описываемая конструкция была изобретена и испробована на практике, о чем можно почитать на форуме. Произвести своими руками такой минитрактор допускается с утиля : разных узлов и элементов с прежних серийных автомобилей, выпускаемых отечественной промышленностью.

Агрегат может быть оснащён огромным комплектом вставных прицепных и подвесных орудий. Благодаря этому мини-трактор можно считать многоцелевым помощником в приусадебном хозяйстве. Его допускается использовать с целью вспашки и боронования, культивации и окучивания, а, кроме того, с целью других действий, связанных с обрабатыванием земли и уходом за растениями.

Этот трактор допускается, кроме того, использовать в сцепке с одноосной телегой , чтобы транспортировать разные домашние грузы, мусор с места, грунт, песок. Для этого выполняется небольшая модификация трактора, и водитель располагается на сидении впереди телеги.

Из чего будет минитрактор?

Первое, что необходимо совершить перед тем, как собрать технику – это сориентироваться, с каких узлов она состоит, о чем можно почитать на форуме.

Наипростейшее приспособление компактного трактора включает следующие элементы:

  • гидромотор (в роли мотора может выступать мотоблок либо мотоцикл);
  • силовую раму, в которой закрепляются все другие установки;
  • тормозную систему;
  • сборку с тормозными дисками;
  • ходовую часть, включающую колёсные оси и колеса;
  • систему крепления подвесного оснащения;
  • рулевую колонку;
  • комфортное кресло для оператора;
  • задние и передние фонари.

Каждую из упомянутых частей необходимо купить, найти и собирать отталкиваясь из чёткого всеобщего чертежа, для того чтобы не нарушить пропорции агрегата.

Как сделать самодельный мини-трактор?

С целью конструирования такой техники применяют множество методов, однако, как правило, алгоритм следующий:

Чертежи на мини-трактора можно найти в интернете, подобрав правильный вид либо разработать лично, в случае если есть знания механика.

Виды подвесного оснащения

Чтобы увеличить интервал перспектив это приспособление можно в дополнение оснастить подвесным оборудованием, что можно сделать при помощи существующих подручных средств.

Так, самостоятельно сделать можно следующие типы подвесного оснащения:

  • многообразные сеялки;
  • окучники и рыхлители земли;
  • плуги одно-, двухкорпусные, простые и поворотные;
  • разборные сенокосилки для заготовок корма и другое.

Со временем такого рода трактор, можно модернизировать, определив вспомогательные устройства, что увеличат комфортабельность и безопасность управления. Помимо этого, такой агрегат согласно собственным персональным полезным и многофункциональным отличительным чертам во многом обгонит большинство промышленных модификаций.


Для частного сектора трактор – вещь более чем необходимая. Мешки с сельхозпродукцией, заготовленное сено, те же стройматериалы - все это необходимо как-то перемещать. Вручную не наносишься, а небольшой железный «помощник», так в самый раз.

Получить для своего подворья мини трактор можно двумя способами: или купить, если денег достаточно, и заботы не для вас, или собрать «железного коня» из подручных материалов. Покупку, как люди практичные, рассматривать не будем, а с одним из вариантов самостоятельной сборки трактора ознакомимся.

В качестве исходного материала будущего транспортного средства возьмем где-нибудь на свалке «народный» автомобиль ЛуАЗ. Или прикупим у соседа.


Что из всей этой кучи металлолома нам понадобиться? Оставляем:
- коробку передач;
- мосты;
- электрику;
- колесные редукторы;
- рулевой механизм, и руль не забыть.

Остальное продаем на металлолом, получая двойную выгоду – и денежек заработаем, и от хлама избавимся.

Теперь необходимо решить вопрос с двигателем. Как вариант, покупаем Sadko DE-300 от мотоблока плюс колеса (4 штуки 6x12).


Обороты нашего двигателя «хорошие», но для трактора несколько завышены. Это ведь не гоночная машина. Поэтому снижаем их в 3.5 раза, установив соответствующие шкивы.

Передачу крутящего момента с двигателя на КПП можно организовать при помощи ремня профиля В. Устанавливать лучше сразу два.

Рама – главная несущая конструкция. Ее можно сварить из профиля 40x40. Будет вполне приемлемо, но слабовато, как для перевозки тяжелых вещей. Поэтому есть смысл сразу брать профиль не 40x40, а 40x80. Запас прочности не помешает.






После того как все вышеперечисленное будет собрано в одну конструкцию, мы увидим перед собой плоды собственного героического труда.


Гидравлика – состоит из гидроцилиндра 75x100, распределителя Р80, насоса НШ-10.

Рабочий режим насоса – это 1000-1100 об/мин. Вал насоса – исходящий вал от маховика сцепления. Но в связи с тем, что постоянная работа насоса требуется не всегда, для него целесообразно сделать отключаемый привод. Для этого берем коробку передач от мотоцикла Урал. Снимаем нужное: вал, шлицевую муфту, вилку переключения, две шестеренки, цепь.


На снятый вал нам нужно будет надеть звездочку, но перед этим вал необходимо доработать. Сначала вал обрезаем, затем на 5 сантиметров наращиваем так, чтобы звездочку можно было установить на свое место.

Корпус привода делаем сами, сварив его из уголка 40x40. Привод – узел, требующий постоянной смазки, а значить, в нем должно быть залито масло. Это понятно? Тогда не забудем сделать его герметичным и установить на вал сальник.

Все готово, теперь может посмотреть на включенный насос.


И выключенный.


В сборе.

В заключение, два слова по гидравлике. Центральная секция работает с навеской. Выведенная муфта вперед с поворотным валом, выведенная назад с гидроцилиндром для косилки, самосвала и т.п.

«Вживую» посмотреть работу гидравлики и наше «детище» в полностью собранном состоянии можно на предоставленном видео.

Сегодня мы поговорим о том, как самому сделать минитрактор из мотоблока, мотокультиватора или других агрегатов и подручных средств своими руками в домашних условиях. Так же рассмотрим технологии, схемы и чертежи самостоятельной сборки минитракторов с наглядными иллюстрациями

Модернизация отечественных мотоблоков с их последующим усовершенствованием до небольшого мини-трактора предполагает изготовление и установку дополнительного модуля (адаптера) или, проще говоря, водительского посадочного места, узла управления с рулевым механизмом и сцепкой для навесного оборудования. В результате такой нехитрой модернизации из мотоблока получается бюджетный минитрактор, способный работать с различным навесным оборудованием (плуг, окучник, борона, грузовая телега, косилка, снегоуборщик и пр.), и который его владелец имеет возможность собирать переделывать своими руками.

Посадочно-рулевой прицеп-адаптер пригоден для ведения небольшого фермерского хозяйства или для работ на дачном участке площадью, примерно, до 2 Га. Управление, получившимся сельскохозяйственным транспортным средством, осуществляется при помощи рулевой колонки и педали сцепления. Модульный прицеп быстро собирается и разбирается, удобно и легко транспортируется, занимая немного пространства во время хранения. При цене модуля около $700, вы получаете небольшой минитрактор, в любой момент который можно своими силами инвертировать в обычный мотоблок.

Мотоблочный посадочный прицеп дает ответ на простой, но емкий вопрос, который часто задают счастливые обладатели мотоблоков – как самому сделать минитрактор из мотоблока? Это устройство подходит для любого отечественного мотоблока российского производства. Способ сцепки рулевого модуля с мотоблоком осуществляется простым стандартным соединением при помощи трех сцепляющих болтов, как и в случае сцепки с любым навесным оборудованием. С таким посадочно-прицепной модульной приставкой, получившийся из мотоблока, минитрактор, может развивать скорость до 40 км/ч.

Адаптер имеет удобное управление, в состав которого входит рычаг переднего хода, руль, педали газа и заднего хода. Изготовлено прицепное устройство полностью из стандартных запчастей отечественного производства. Его можно купить в комплекте с мотоблоком, уже в собранном виде, или отдельно, как приставку, которую несложно присоединить к мотоблоку самостоятельно. Также производитель готов за определенную стоимость переделать посадочно-рулевой адаптер под ваш мотоблок, изготовив крепления под навесное оборудование любого вида.

Управляется такой минитрактор посредством поворота задних колес. Минимальный радиус поворота составляет 3.5 м, но за счет наличия заднего хода это значение снижается вдвое. Такой садовый трактор из мотоблока, по заверениям производителя, имеет устойчиво-положительные отзывы, он очень компактный и маневренный, а значит и эффективен на небольшом дачном участке. На заднюю часть рулевого адаптера устанавливается любое навесное оборудование, а рулевой механизм удобен в процессе движения минитрактора, существенно упрощая его эксплуатацию.

Собран минитрактор из мотоблока или мотокультиватора (далее МТ) в основном из серийных узлов и агрегатов отслужившей свое техники. Все их пришлось, естественно, перебрать, подновить износившиеся детали. Причем старалсв коренной переделке используемые серийные узлы и агрегаты не подвергать. Во-первых, потому что в случае выхода любого из них из строя замена уже особых трудностей не представит. Во-вторых, убедился: переделки, на которые охотно идут некоторые любители-конструкторы, грозвт подчас снижением прочности и надежности того, что переделывается.

Взять, к примеру, первичный вал коробки передач от автомобиля ГАЗ-51. Используя в КП-51 в конструкции самодельного минитрактора, трудно удержаться от соблазна укоротить именно его. Но ведь, обрезая вал, удаляют самое, пожалуй, ценное — шлицы. И теперь уже для закрепления на валу звездочки, шестерни и т. п. приходится сверлить в нем отверстие под болт или протачивать канавку под шпонку. Лишняя, на мой взгляд, работа! Кроме того, болт — не шлицы: при большой нагрузке его может попросту срезать. А будь самодельщин благоразумнее, не укорачивай, побереги вал — никаких проблем не возникнет. На шлицы ведь легко надевается диск сцепления с удаленными накладками, к которому можно прикрепить элементарно любую деталь: фланец, звездочку и т. п. Вдобавок на валу остается достаточно места, чтобы установить дополнительные приспособления по отбору мощности для других агрегатов: водяного насоса, сенокосилки, циркулярной липы...

Никаких переделок, доработок нет и у силового агрегата, в качестве которого использован практически безотказный двигатель от автомашины ГАЗ-69 мощностью 55 л. с, вместе со своей коробкой передач (имеющей три скорости вперед и одну назад) и сцеплением. Крутящий момент с КП-69, являющейся в данном случае первичной коробкой передач, передается на КП-51 непосредственно, без «мягких» соединений, благодаря фланцам, скреп-пенным наглухо болтами. Аналогичным образом осуществляется также связь КП-51 с фланцем кардана, установпенного на ведущей шестерне главной передачи. Перекосы здесь, естественно, недопустимы.


Точный центр продольной линии установки последовательно соединенных узлов силовой передачи от двигателя до колес заднего моста удается соблюсти, если саму предварительную сборку вести, как говорится, на весу, располагая все на подставках так, чтобы узлы находились в одной горизонтальной плоскости. Добившись отсутствия биений, болты на фланцах (муфтах) жестко фиксируют. Потом переносят конструкцию на раму мини-трактора, представляющую собой равнобедренную трапецию (высотой 2400 мм, с основаниями 680 мм и SS0 мм), выполненную из швеллера 120X50 мм на сварке, широкой попкой наружу.

Силовые и ходовые узпы крепят «по месту», производя окончательную доводку кинематики (чтобы нигде не возникало перекосов). Затем опробуют всю конструкцию. Пусть двигатель некоторое время поработает вхолостую, для чего приподнимают задние колеса над землей на козлах. Убедившись, что все в порядке, устанавливают на свои места остальные узлы и детали. Вообще-то я не сторонник слепого копирования чьей-либо, пусть даже самой удачной, разработки.

Убежден: рациональнее лишь ориентироваться на выбранную в качестве прототипа схему, используя в своей конструкции те детали и возможности, которые у данного самодельщина имеются. Поэтому, рассказывая о МТ-7, сознательно опускаю описание и конкретные размеры кронштейнов, распорок и прочих «мелочей», особенности крепления тех или иных деталей, узлов. Каждый в меру своих сил и способностей сам решит возникающие при изготовлении мини-трактора вопросы, в том числе — о замене, скажем, второй, дополнительной коробки передач от автомобиля ГАЗ-SI с коробкой отбора мощности и маслонасосом НШ (которых, допустим, у вас не оказалось под рукой) на аналогичные, взятые от другой техники. Компонуя их в единое целое, надо лишь не забывать: у КП-51 зубья шестерен прямые, мелкие; у других же зубьв да и шаг их нарезки иные. Значит, нужны и соответствующие им коробки отбора мощности.

Гидронасос соединен бензо- и масло-стойкими бронированными стандартными шпангами с маслораспредепителем (любого типа) и гидробачком, силовым цилиндром для подъема навесных агрегатов, бульдозерной лопатой, а также механизмом опрокидывания кузова прицепа.
Щиток приборов — комбинированный. Панель взята от автомобиля КрАЗ, приборы-указатели — от других машин с 12-вольтовым напряжением.
На правом переднем крыле МТ-7 вырезано прямоугольное отверстие — для того, чтобы видеть положение колеса при контроле его хода во время окучивания.

«Изюминкой» в конструкции МТ-7 является трансформирующийся передний мост. Использование данного технического решения позволяет легко и быстро менять ширину копей мини-трактора, который становится действительно надежным механическим помощником не только при вспашке поля, огорода, выполнении других (привычных для машин такого рода) операций; можно отлично обрабатывать муждурядьв, сажать и окучивать картофель, другие корнеплоды с учетом рекомендаций науки и практики.
В основе предложенной мною идеи — телескопически вдвигающиеся друг в друга конструкционные элементы. При этом размеры самой конструкции существенно изменяются. Например, при окучивании картофеля передние колеса МТ-7 отодвигаются друг от друга, и ширина колеи становится равной не 1080 мм, как обычно, а 1400 мм. Для грядок, нарезанных через каждые 700 мм, это оптимальный вариант.

А достигается столь выгодное новшество весьма просто. Вместо единой поперечной бапки берется два швеллера: 120X50 мм и 100X50 мм, скрепленные друг с другом тремя болтами Ml2. Длина швеллеров соответственно 680 мм и 730 мм. При расширении колеи бопты отвинчиваются. Верхний швеллер, легко скользя по нижнему, выдвигается на требуемое расстояние (в данном случае 320 мм). Затем оба швеллера вновь скрепляются болтами.
Естественно, при раздвижке переднего моста необходимо увеличивать и длину поперечной тяги. Последняя составлена из двух отрезков стальных уголков, вложенных друг в друга и скрепленных между собой тремя болтами М8. При изменении копей болты откручивают. Раздвинув поперечную тягу на требуемую длину, вновь скрепляют уголки болтами.

Особенности выполнения остальных узлов и элементов переднего моста ясны из иллюстраций. Отмечу лишь, что снизу, посередине поперечной балки-швеллера 120X50 мм, приварена втулка, представляющая собой отрезок стальной бесшовной трубы 30X5 мм (ГОСТ 8734-75) длиной 120 мм. Во втулку вставляется ось в виде болта М20, проходящего через отверстия в двух поперечных кронштейнах (изготовленных из уголка 50X50 мм), привинченных к раме мини-трактора симметрично относительно составной поперечной балки. Последняя балансирует на оси-болте, поворачиваясь при езде по неровной почве на угол, ограниченный с обеих сторон упорами из уголка 45X45 мм. Кронштейны для более жесткой фиксации дополнительно укреплены двумя расчалками, соединенными с рамой мини-трактора.

Рулевая колонка — от автомобиля УАЗ-452. У моего механического помощника она располагается с правой стороны. Поэтому и крепление рулевого механизма с рулевым приводом на МТ-7 само по себе особой сложности не представляет. Что касается рычага, то его снимают со шлицов и потом, повернув, снова насаживают, но уже в вертикальном положении.


Поперечная рулевая тяга! При всей необычности ее раздвижной, конспективно изложенной выше конструкции изготовить это важное звено не так уж и трудно. Особенно для того, кто хорошо знаком с газоэпектросваркой. Ведь требуется всего-навсего приварить наконечники с шаровыми пальцами к элементарной системе из двух скользящих друг по другу уголков 30x30 мм, скрепляемых тремя болтами М8..

Итак, при окучивании, скажем, картофеля переднее левое колесо выдвигается вместе со швеллером 100Х 50 мм и уголком 30X30 мм вбок на 320 мм. Колея по переднему мосту становится равной 1400 мм. Увеличивается на соответствующую величину и колея по заднему мосту. Но не за счет трансформации последнего, а путем установки на месте левого заднего колеса другого: специального, имеющего особую конструкцию.

Нетрудно заметить, что от обычного это съемное, используемое лишь при работе с расширенной колеей, колесо отличается приварной ступицей. Располагаясь между «основной» и «кольцевой» частями разрезанного автогеном диска, последняя как бы увеличивает длину задней балки. И вместо стандартной для МТ-7 колеи по заднему мосту — 1000 мм — получается (с учетом «автомобильного» способа крепления данного колеса) 1400 мм.

В отличие от передних колес, имеющих шины 6,5-16 (от автомобиля «Волга»), задние копеса у МТ-7 — с шинами от трактора МТЗ-52, типоразмер которых (6,5-20) позволяет легко монтировать их на дисках копес от автомобиля ГАЗ-51. Съемное колесо здесь также не является исключением.

Но продолжим дальше:
Рисунок протектора — «в елочку». Для увеличения сцепной массы мини-трактора можно рекомендовать привертывание съемных грузов или заполнение камеры через вентиль примерно на 2Д объема водой (с наступлением низких температур — 25%-ным водным раствором хлористого кальция, замерзающим при минус 32°С). При повышении влажности почвы, когда взаимная связь ее частиц нарушается, повышение силы тяги указанным выше приемом не обеспечивается. В этих случаях целесообразно снижать давление в шинах.
Задний мост от автомобиля ГАЗ-51 привлекателен для многих самодеятельных конструкторов мини-техники. Своей надежностью, доступностью, наконец. Но вот длина...

На чулках ЗМ острым зубилом срезают шляпки заклепок и с помощью пробойника «утапливают» их внутрь, чтобы потом кувалдой осторожно выбить чулки из корпуса. В случае необходимости порой приходится посадочные места прогреть паяльной лампой. А чтобы впоследствии не мучиться при сборке, добиваясь точного совмещения взаимосопрягаемых деталей друг с другом,— позаботиться о своевременном нанесении на чулках и корпусе дифференциала специальных рисок (зубилом, до разъединения составных частей).

Чулки протачиваются по диаметру посадочной поверхности до подушки рессор, после чего левый резцом укорачивают на 180 мм, а правый — на 235 мм со стороны дифференциала. Обрезанные чулки вставляются назад, в свои посадочные гнезда. А чтобы их основательно закрепить, через старые отверстия в дифференциале, где прежде находились выбитые внутрь заклепки, просверливаются в чупках новые. Прежние (или изготовленные специально с диаметром на 0,1 мм большим) заклепки вбиваются в эти отверстия и завариваются заподлицо электросваркой. После сборки всего моста он устанавливается на мини-трактор. К раме этот ЗМ крепится на болтах Ml2, проходящих через отверстия, предусмотрительно проделанные в нужных местах. Размер А выбирается таким, чтобы минимальная ширина колеи по заднему мосту составляла 1000 мм.
Что касается полуосей, то они засверливаются со стороны фланцев строго по центру на глубину, равную толщине самого этого фланца. Диаметр сверла — чуть меньше диаметра полуоси. Далее полуось протачивают по диаметру сверла на соответствующую длину (см. рис., размер Б). Для правой полуоси это будет 235 мм. а для левой — 180 мм. Каждая вставляется в свой фланец и с обеих сторон основательно заваривается (применять электросварку, не автоген!]. Чтобы металл лри этом не «отпускался», периодически охлаждают полуось с фланцем водой. Затем полуоси укорачивают, убирая резцом на токарном станке все лишнее.

Еще к системе электропитания купил новый аккумулятор. Воздушный фильтр решил оставить тракторный. Он, конечно, большегабаритный и требует обслуживания, но зато очень эффективный. Теперь о вновь изготовленной раме. Она хотя и пространственная, но довольно простая. Ее основу составляют два лонжерона, выполненных из стального равнополочного уголка № 4 (40x40x4 мм).

Но уголки при этом состыкованы по длине кромками полок и сварены в квадратную трубу. Лонжероны сделаны составными, поскольку на их протяжении пришлось и изменять расстояние между ними, и поднимать заднюю часть над передней. Передняя часть рамы поуже, чем задняя, — для возможности поворота направляющих колес. Кроме того, она двухъярусная. Это вызвано необходимостью подгонки рамы одновременно к разнородным агрегатам — москвичовскому двигателю и китайским узлам трансмиссии, а также к подвеске балки переднего моста.

При этом балка к раме подвешена посредством переходной плиты, использованной от того же китайского мини-трактора, но доработанной. Часть плиты просто отрезана за ненадобностью, а в ушках оставшейся части просверлены новые крепежные отверстия. Чтобы балка не болталась на центральном шкворне и не стучала о раму, к лонжеронам в этих местах прикрепил толстые резиновые амортизирующие прокладки.


Задняя часть рамы тоже пространственная, но здесь лонжероны просто загнуты вверх под крутым углом, а затем опять направлены в горизонтальной плоскости. Такой изгиб потребовался для того, чтобы пристыковать, и прикрепить раму к балке заднего моста сверху — там уже были резьбовые отверстия М12. С их помощью здесь раньше (в штатном варианте) к балке крепились крылья через довольно высокие втулки-проставки.

Теперь же место проставок заняли трубы лонжеронов да еще прокладки из твердой резины. Поперечных элементов у рамы немного — две траверсы да подмоторная поперечина. Все они находятся в передней ее части. В задней же части связующим звеном у рамы является балка заднего моста. Бампер можно считать тоже частью рамы, но он изготовлен как отдельный элемент и крепится к ней четырьмя болтами М12. Бампер я сделал новый — помассивнее и габаритнее, чем штатный, предполагая в будущем навесить на него ковш мехлопаты.

Надо отметить, что отверстия в раме для крепежа узлов и агрегатов сверлились в основном по месту, после тщательной выверки положения последних. Задний мост использован полностью «китайский», а вот колеса здесь пришлось приспособить от трактора «Беларусь», хотя шины на них тоже штатные. Навеска для подсоединения почвообрабатывающих орудий вместе с однолемешным плугом была в комплекте (а точнее в «недокомплекте») смини-трактором.

Но поскольку двигатель установил более мощный, для увеличения производительности при пахоте сделал еще один лемех по образцу и подобию первого и дополнительный узел для его крепления на плуге. А чтобы машина не буксовала из-за недостатка массы при таких усилиях, на колеса закреплял тяжелые чугунные диски. Поскольку с самого начала мини-трактор предполагал использовать в качестве тягача грузового прицепа от легкового автомобиля, то для сцепки с ним изготовил шаровой форкоп.
Но в этом узле самодельный лишь стыковочный элемент, а шар — промышленного изготовления. У прицепа (он самодельный) сцепное устройство тоже промышленного изготовления. Технические требования запрещают использовать кустарные изделия в устройствах подобного типа.

Правда, форкоп препятствует свободному доступу к валу отбора мощности (ВОМ), но пока этот механизм у меня остался незадействованным и прикрыт пластмассовым колпачком. Надо отметить, что большинство органов управления: рулевой механизм, тормозная система, сцепление были у мини-трактора в порядке и я использовал их практически без переделок. Только в связи с увеличившимся расстоянием до переднего моста пришлось удлинить продольную рулевую тягу.

Здесь стоит отметить, что рулевое управление трактора довольно простое и не имеет трапеции. Поворотные рычаги на цапфах колес соединены между собой одной поперечной тягой. В системе гидравлики отсутствовали насос и фильтр тонкой очистки масла.

Данные агрегаты подошли без подгонки и переделок от отечественных тракторов. Этот факт косвенно подтвердил услышанную на рынке версию о том, что трактор был спроектирован в нашей стране. Приборов световой сигнализации в приобретенных узлах не было, а потому их пришлось приобретать и монтировать заново. Передние фары — от сельскохозяйственной техники, огни поворотов — от автомобиля «Нива», задние блоки сигнальных фонарей — от «Волги» ГАЗ-24.

Двигатель для этого мини-трактора использован от мотороллера «Вятка-150 М». Подойдет и от не менее популярного среди самодельщиков «Туриста». Мощность его составляет 7 п. с. Как показала практика, этого вполне достаточно для универсальной мини-машины, основное предназначение которой — механизация различного рода работ на пришкольном участке, а также очистка территории от снега и транспортировке грузов на (тоже самодельном) прицепе.
Надежное охлаждение двигателю обеспечивает принудительный обдув. Запуск осуществляется съемным кикстартером по типу автомобильного. На выходном валу двигателя установлена втулочная муфта (соединение Эв. 32X1, 5X20). Другим концом муфта передает крутящий момент (соединение шлицевое 8X32x38) на не столь уж дефицитную коробку передач от автомобиля ГАЗ-69.

Выходной вал КП соединен жестким карданным шарниром с главной передачей заднего моста. В качестве последнего использован соответствующий блок от списанного электрокара. Блок этот передает крутящий момент (благодаря четырехзаходному червяку) с i=12:1 на ведущие колеса. В итоге вся конструкция имеет 12 передач: 3 из них — назад, а все остальные — вперед, что позволяет выбрать оптимальный режим работы двигателя в запроектированном диапазоне скоростей «Гномика»: от 0.5 до 15 км ч. Для обеспечения трактору крутых поворотов, а также удержания его на стоянках, подъемах и уклонах служит ленточный тормоз.

Причем конструкция данного тормоза имеет много общего с аналогичными устройствами, нашедшими широкое применение в сельхозтехнике промышленного изготовления. А особенность в том, что использованная от списанного комбайна «Нива» стальная лента с приклепанными к ней фрикционными накладками охватывает самодельный (Ст45) тормозной барабан.

Диаметр его рабочей поверхности 200 мм, ширина — 60 мм. При нажатии на педаль тормоза рычаг стягивает ленту вокруг барабана, осуществляя торможение трактора. Для установки изначального зазора между тормозным барабаном и лентой предусмотрено регулировочное приспособление. Рама мини-трактора— сварная, прямоугольной формы.

Изготовляется из отрезков стального швеллера №8. Поперечины служат одновременно и кронштейнами для установки двигателя, коробки передач, других не менее ответственных узлов конструкции трактора. На стремянках крепится к ней (на иллюстрациях не показано) и задний мост от уже упоминавшегося электрокара. А впереди, на приваренных щечках-косынках из стального листа (Ст45 толщиной 15—20 мм), в которых выполнены отверстия диаметром 30 мм (на рисунке отсутствуют),— ось качания переднего моста.

Последний — самодельный. Конструкция его тоже сварная. Выполнена из отрезков толстостенных стальных водогазопроводных труб соответствующего диаметра и по внешнему виду напоминает передний мост трактора «Беларусь». Вертикальные втулки снабжены бронзовыми гильзами — подшипниками скольжения. Рулевой механизм используется от списанного польского автомобиля «Жук», обеспечивая достаточную маневренность, легкость в управлении, столь необходимые для школьного мини-трактора.

Машина имеет возможность без каких-либо сложностей развернуться даже на «пятачке» радиусом чуть больше двух метров. Передние колеса мини трактора со ступицами взяты от отслуживших свое тракторных граблей. Размер шин 5,00X9". Можно использовать и другие колеса. Скажем, от мотоколяски СЗА, имеющие шины 5.00Х 10". Задние же — от ведомых колес трактора Т-16 с последующим нарезанием протектора. Вполне приемлемы в качестве ведущих и ведомые колеса от другой техники при типоразмерах шин от 6,5X16" до 9,00X16".

Например, от комбайна СК-4, тракторов Т 28, Т-40. Топливный бак самодельный. Можно воспользоваться также и готовым — от выпускаемой промышленностью печи «Дымок», соответствующим образом приспособив его. Емкость — 6,7 л, что позволяет мини-трактору без дополнительной заправки непрерывно трудиться (в зависимости от вида выполняемой работы] в течение 3—4 часов.
.
Облицовка — из листовой стали толщиной 1,5 мм. Покрыта защитной автоэмалью ярких, радующих глаз и удовлетворяющих требованием технической эстетики расцветок. Хорошо смотрится, например, сочетание желтого с оранжевым или красным. Особенно если применена для защитной окраски польская эмаль. Сиденье использовано от списанной «Нивы».
Предусмотрена регулировка его по всем эргономическим параметрам, чтобы обеспечить удобство в работе водителю. Спереди на раме трактора располагается противовес из распиленных пополам двух балластных блоков от ДТ-20. Размеры каждой такой половины: 140х50x220 мм. Крепление — на болтах M12, с внутренней стороны рамы.
Конструкция школьного мини-трактора такова, что практически исключает случайное прикосновение к вращающимся и другим представляющим во время работы повышенную опасность деталям. Там, где это необходимо, предусмотрены дополнительные кожухи и щитки ограждения. Из иных особенностей конструкции обращает на себя внимание техническое решение, позволяющее осуществлять ручное и ножное управление дросселями с помощью одного тросика.


Присоединенная к рычажку внешняя оболочка служит для ручного управления (рукоятка газа), а пропущенный через отверстие в муфте стальной канатик выполняет функцию гибкой тяги от педали. Не является шаблонным, по мнению специалистов, и выполнение рычага переключателя скорости. Корпусом служит здесь ручка газа от спортивного мотоцикла «Ява».
А в качестве шкива, на который наматывается стальной канатик тросика, используется сточенный до соответствующих размеров (внешний диаметр 45 мм, глубина канавки 6 мм| ролик переключения передач от «Вятки» любых модификаций. Шпиц у ролика убран. Вместо него — отверстие под ось диаметром 14 мм. В щечке сделаны прорези, заканчивающиеся отверстиями диаметром 6 мм под зажимаемые внутрь (как у бобины-катушки с магнитофонной лентой) концы канатика.
Что касается прицепа, плуга, других навесных орудий, то они для читателей «М-К», можно сказать, традиционны. Рама прицепа, в частности, выполнена из отрезков стальной толстостенной водогазопроводной трубы. Подвеска — на укороченных до 650 мм рессорах от автомобиля ГАЗ-69. Колеса в цепях большей унификации конструкции взяты опять-таки от списанных тракторных граблей. Плуг мало чем отличается от того, чертеж и описание которого приводится, например, в №7 журнала за 1981 год.
Основой конструкции может быть предплужник от старого навесного плуга с приваренным к отвалу отражателем, снабженный опорной плитой из высококачественной конструкционной стали. Долото же и окучник рекомендуем использовать заводского изготовления. Скажем, от списанного культиватора. Снегоотвал, которым может оснащаться мини-трактор,— это, по сути своей, устанавливаемая на специальных жестких тягах лопата мини-бульдозера. Изготавливается из 8-мм чуть изогнутого в вертикальной плоскости стального листа (СтЗ) размерами 550X1100 мм, усиленного снизу пластиной-ножом шириной 75 мм (от зиловской, пришедшей в негодность рессоры]. Не исключена возможность использования бороны, других прицепных орудий. А для разуплотнения верхнего слоя почвы — и плоскореза. На раме имеются для этого (и иных целей] буксирный узел.
Взят он от списанного грузового автомобиля (марка в данном случае роли не играет]. Укреплен сзади, на поперечине. Мини-трактор «Гномик» интенсивно эксплуатируется в школе уже не первый год. Поломок, иных неисправностей за все это время в нем не возникало. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНИ-ТРАКТОРА «ГНОМИК»
Габариты, мм.......1000X1965X1300
База, мм..............1300
Ширина колеи, мм...........850
Минимальный радиус поворота, мм.....2500
Дорожный просвет, мм..........280
Двигатель — бензиновый, двухтактный, с принудительным воздушным охлаждением, «Вятка-150 М»
Мощность двигателя, л. с..... .... 7,0
Число передач.........12 (3 — назад)
Максимальная транспортная скорость, км/ч. 15
Минимальная рабочая скорость, км/ч.....0,5
Конструктивная масса, кг.........550
Грузоподъемность прицепа, кг.......1000

Чтобы мини-трактор не стоял без дела, надо позаботиться о комплекте разнообразных навесных и прицепных сельхозорудий. И прежде всего для качественной вспашки, механизированной посадки (скажем, того же картофеля, других ценных культур), междурядной обработки и уборки выращенного урожая.
Рекомендую для вспашки обзавестись одно- и полутораконными плугами, которые можно сделать своими силами. Устанавливаются эти почвообрабатывающие орудия в гнездах специальной рамы: сварной, из швеллера 80Х Х40 мм (см. иллюстрации), специальный регулировочный механизм, обрезиненное колесо и исполнительный механизм гидропривода подвески. А так как у МТ-7 при вспашке правые колеса идут по борозде, то плуги заранее устанавливаются с таким отклонением от вертикали вправо, чтобы во время работы они приняли перпендикулярное положение (компенсацию дает сам наклон корпуса мини-трактора).

Соответственно и носок у каждого плуга необходимо развернуть на 1—2 градуса, но уже влево. Тогда сопротивление земли, «выбрав» все зазоры, развернет машину (опять же вправо), и оба орудия окажутся в продольной плоскости мини-трактора.
Нарезка гряд осуществляется тремя окучниками (см. соответствующую иллюстрацию). При посадке клубней окучники переставляются соответственно в другие гнезда, и при одном заходе мини-трактора высаженные в готовую борозду клубни засыпаются с двух сторон окучниками. Одновременно с этим третий окучник, установленный левее второго на 350 мм и чуть позади его, нарезает новую борозду для посадки клубней следующей грядки. То есть за один проход МТ-7 выполняет и заваливание предыдущей, и подготовку новой борозды.

При окучивании же картофеля передний мост, как уже говорилось ранее, раздвигается с одной, левой стороны до колеи 1400 мм. Заднее левое колесо заменяется на другое — специальное, с приваренной удлиненной ступицей. И повреждений у обрабатываемого картофеля не возникает.

При ведении частного хозяйства просто не обойтись без трактора, хотя с самыми маленькими габаритами.

Особенно, если кто-то постоянно проживает за городом. Именно миниатюрные разновидности техники станут лучшим решением для данной задачи. Можно приобрести технику от известного производителя, но вариант создания самодельных мини тракторов для домашнего хозяйства своими руками проще. Это позволит сэкономить на денежных тратах.

Какой вариант лучше подходит для самодельного минитрактора

Машина с ломаной рамой многими признаётся как оптимальный вариант. В таком агрегате всего две части:

  • Задняя
  • Передняя.

Сцепление осуществляется при помощи специального шарнирного механизма. Все механизмы управления располагаются спереди. То же касается ходовой части. Рулевое колесо и гидроцилиндры становятся основными конструкциями, принимающими участие в управлении. На шарнире конструкция отлично изгибается.

Из-за чего меняется взаимное расположение обеих частей у трактора. Такое устройство позволит сэкономить на приобретении деталей, без которых монтаж невозможен.

По сравнению с передней, задняя часть такого комбайна имеет более простое устройство. Одной из главных деталей становится задний мост. Его закрепляют своими руками в ложементах, на лонжеронах у полуоси.

Потом эта конструкция используется, чтобы установить сиденье водителя. Здесь же находится приспособление для крепления навесных разновидностей оборудования.

Сами полуоси вместе с дифференциалом можно взять от погрузчиков, даже если они уже были в употреблении. Допускается и создание подвески для задней части, но не всегда это решение будет оправданным. Маленького давления в колёсах хватает для того, чтобы создать амортизацию.

Такой трактор для домашнего хозяйства отличаются не только простой конструкцией, но и другими преимуществами:

  1. Низкая стоимость сборки агрегатов. Можно применять конструктивные элементы с гораздо более доступной ценой, чем то, что собирается в заводских условиях.
  2. Малое потребление топлива. Показатель определяется конструктивными особенностями каждой конкретной модели, но чаще он сохраняет низкий уровень.
  3. Способность развернуться, даже если площадь минимальна. Ломаная конструкция рамы способствует минимальному радиусу разворота. Практически на одном месте техника может развернуться на 360 градусов. При вспашке земли это свойство принесёт особенно много пользы.
  4. Высокая производственная мощность.

Собираем маленький трактор из мотоблока

Самодельный минитрактор 4 на 2 сантиметра уже может справляться с большинством необходимых функций. Достаточно будет подготовки таких деталей, как:

  • Водительское сиденье небольших размеров.
  • Сигнальные фонари.
  • Ступицы.
  • Тяги.
  • Колёса.
  • Рама. Сооружается из металлических уголков, либо профильных труб.

Простого гидравлического навесного механизма хватит, чтобы обеспечить бесперебойную работу техники. Она даёт возможность добавить навесное оборудование. Которое выбирается в зависимости от проведения тех или иных видов работ.

Когда сами детали готовы, можно переходить к непосредственному процессу сборки своими руками. Из дополнительных инструментов понадобятся устройство для сварки вместе с электрической дрелью, гаечным ключом и молотком. Процесс сборки отнимет не больше нескольких дней.

Какие ещё детали можно использовать в работе

Можно использовать детали от старых автомобилей, если необходимость в них отпадает. Не важно, идёт речь об отечественных или зарубежных производителях.

Конструкция может быть оснащена большим количеством навесного, прицепного оборудования. Именно по данной причине мотоблоки считаются универсальными помощниками в хозяйстве. Его можно применять для любых работ, связанных с обработкой земли.


Возможна эксплуатация трактора совместно с телегой, у которой только одна ось. Тогда можно будет заниматься перевозкой различных материалов, включая песок или почву, строительный и другой мусор небольших габаритов. Водитель находится на сиденье с рессорами, в передней части тележки.

В тракторах-самоделках данного типа есть такие детали:

  • Прицепной механизм.
  • Приспособления, с помощью которых осуществляется управление.
  • Механизм в ходовой части.
  • Устройство, позволяющее регулировать мощность.
  • Трансмиссия.
  • Электрический двигатель, доступный в серии ВП-150М.

На раме квадратной формы своими руками размещаются практически все элементы. Саму раму можно соорудить, используя швеллер. Электродвигатели от мотороллеров отечественных производителей станут лучшими вариантами мотоблоков. Допустимо применение аналогов, имеющих мощность до 5,5 кВт. Главное, чтобы само устройство было одноцилиндровое.

У таких моделей есть встроенная коробка передач, которую устанавливают заранее. Обязательным элементом конструкции становится муфта сцепления вместе с зажиганием электронного типа. Центробежный вентилятор дополняет общую картину. Двигатели без этого устройства требуют постоянного охлаждения вручную.

О чертежах

На первом этапе нужно тщательно подумать о том, какой конструкцией будет обладать трактор. Схема сцепления частей так же не допускает ошибок. Основой основ поэтому становятся чертежи, составленные согласно всем правилам.

Лучше воспользоваться посторонними источниками для поиска подходящих вариантов. Но только в том случае, если достоверность информации не вызывает никаких сомнений.

Все элементы надо расположить так, чтобы они могли качественно взаимодействовать друг с другом. Место водителя вместе с основными узлами наносится своими руками на чертежи, в первую очередь. Помощь слесаря не будет лишней, если кто-то сомневается в своих навыках.

Есть три группы запчастей, требующих повышенного внимания: коробка передач, ходовая часть и двигатель. Лучше всего снимать их все с одного и того же вида техники. Тогда не возникнет необходимости в подгонке.

Трансмиссия и двигатель: правильный выбор

Выбор владельцу представляется небольшой. Требуется найти то, что лучше всего подходит согласно имеющимся характеристикам. Есть две разновидности двигателя, которые будут оптимальным решением, по экономическим показателям и производительности:

  1. УД-2.
  2. УД-4.

Но допустимо применение любого двигателя, у которого есть один цилиндр. Максимально допустимое их количество в конструкции – два. Если удастся найти вариант М67, то рекомендуется применять его. Основная характеристика – длительный срок службы, хотя затраты на обслуживание и ремонт остаются минимальными. Это один из ответов на вопрос, как сделать мини технику для обслуживания хозяйства.

Свой двигатель надо модернизировать перед тем, как начать установку. Это необходимо для увеличения передаточных чисел, создания грамотной системы охлаждения. Ведь изначально она отсутствует . Охлаждение осуществляется с помощью вентилятора, который закрепляется на коленвале, и снабжается подведённым кожухом, направляющим поток воздуха.

Моторы от старых Москвичей с Жигулями тоже могут стать силовыми агрегатами для подобных устройств. Если двигатели извлекаются из автомобилей, то одновременно производится съём коробки передач с трансмиссией. Тогда не придётся искать подходящие детали, делать подгонку.

Колёса надо выбирать в зависимости от целей, с которыми используется транспорт. Диски на 16 дюймов подходят тем, кто планирует перевозить грузы, проводить перетягивание и так далее. А вот с полевыми работами лучше справляются более массивные конструкции, до 18-24 дюймов. Такие характеристики улучшают сцепление с дорогой.

В заключение: некоторые особенности монтажа

Снабжение гидроцилиндрами обязательно для системы управления, которой снабжается минитрактор. В этом случае транспортное средство не доставит хлопот при эксплуатации. Максимум внимания требует и регулирование такого показателя, как передаточное число. Его рекомендуется выставлять с небольшими оборотами. Иначе трактор может развить слишком большую скорость.

Для всех колёс используют жёсткую, независимую подвеску. Лучше предусмотреть возможность вращения для рамы, минимум в пределах 15 градусов. Тогда при прохождении сложной части колёса не будут провисать, ни спереди, ни сзади. В ломающуюся систему для этого можно внедрить вертлюг от УАЗа. Его устанавливают в передней части полурамы. Ограничитель поможет защититься от ненужных переворотов.

Получаем машину с максимальной практичностью. Способную решить любые задачи, возникающие при ведении домашнего хозяйства. Полезной окажется возможность цеплять дополнительные устройства.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png