ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ЦЕПЯМ

Одинаковы ли цепи, применяемые в велосипедах?

Нет. В современных велосипедах применяются разнообразные цепи. Меняя цепь, вы должны учитывать, на какое количество звезд в кассете (кол-во передач) рассчитана данная цепь.

У меня велосипед с 9 звездами в кассете, какую цепь я могу поставить?

Только рассчитанную на 9 звезд (9, 18, 27 передач). Применять такие цепи на кассетах с меньшим числом звезд не рекомендуется, так как звезды там толще и, в некоторых случаях, возможно разжимание ими пластин цепи.

У меня велосипед с 8 (7, 6) звездами в кассете (трещетке), какую цепь я могу поставить?

Если у вас в кассете 8 звезд, то только цепи, рассчитанные на 8 звезд, если 7 - цепи на 7 или 8 звезд, если 6 или менее - цепь на соответствующее или большее (до 8) количество звезд.

На какое количество передач рассчитаны цепи Shimano HG?

Существует два варианта цепей Shimano HG (HyperGlide): на 7-8 передач - Narrow HG (например, цепь CN-HG50 группы Acera / Alivio) и 9 передач - Super narrow HG (например, цепь CN-HG92, группы Deore XT).

Какое количество звеньев является стандартным для цепи?

Цепи, продаваемые в коробках, обычно имеют длину 114 (Shimano) или 116 (KMC) звеньев. И если для шоссейных велосипедов или гибридов обычно необходимо использование всей или почти всей длины цепи, то для горных необходимо лишь 106-108 звеньев.

Поставил новую цепь, а она как-то слабо натянута, что делать?

Необходимо укоротить цепь на несколько звеньев. В случае, если используется задний переключатель необходимой емкости (например, с емкостью 43 звена, при системе 42-32-22 и кассете 11-32 - всего 41 зуб), для выбора необходимой длины цепи следует проделать следующее. Установить цепь на самые большие звезды спереди и сзади и укоротить цепь настолько, чтобы рамка натяжителя цепи была направлена почти горизонтально вперед и дать запас еще в 2 звена. При положении цепи на самых малых звездах, рамка заднего переключателя будет направлена под углом назад.

В случае использования заднего переключателя с короткой рамкой, можно укоротить цепь еще на несколько звеньев. Но в этом случае цепь и переключатель могут быть повреждены, так что следует очень внимательно подходить к выбору передач (не рекомендуется, так как всегда есть шанс ошибиться). Наилучший же вариант - заменить задний переключатель переключателем с необходимой емкостью.

Если у вас двухподвесочный велосипед, то подбирать длину цепи необходимо в том положении задней подвески, в котором звезды системы и звезды кассеты максимально удалены друг от друга.

Купил выжимку. Как менять цепь на велосипеде?

Установив цепь в направляющие, не забывайте поджать ее сзади упором. В первый момент усилие на ручке достаточно большое, затем, когда пин начнет выдавливаться, оно падает. Выдавливать пин целиком не следует, чтобы не было проблем при установке цепи в другой раз, хорошо, когда он остается в задней щечке цепи. При повторной установке цепи, ее переворачивают так, чтобы пин был на внешней стороне - это и удобнее, и зоны износа будут находиться немного в стороне.

ВОПРОСЫ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЦЕПЕЙ

Нужно ли чистить и смазывать цепь?

Любое устройство работает лучше и дольше, если регулярно чистится и смазывается, и велосипедные цепи - не исключение. Начинать всегда следует с чистки цепи, а смазывать, по возможности, только чистую цепь.

Нужно ли смывать с новой цепи заводскую смазку?

Новые цепи смазаны пластичной смазкой. Ее роль двояка. Во-первых, она необходима для консервации цепи при длительном хранении, во-вторых, это рабочая пластичная смазка наподобие графитовой. Я рекомендую удалить ее с внешней поверхности цепи сухой тряпкой, чтобы грязь не налипала на нее, но не рекомендую промывать цепь перед использованием в растворителях.

Как определить, нужно ли смазывать цепь?

Момент, когда цепь уже необходимо смазывать определяется на слух. Если цепь начала "стрекотать" при вращении педалей под нагрузкой, значит, она нуждается в смазке, если идет мягко и тихо, стоит отложить. В случае предварительной проварки цепи в пластичной смазке, не стоит лишний раз смазывать цепь, разжижая ее цепным маслом до тех пор, пока смазка не потребуется в явном виде. В обычных условиях, одной смазки жидким маслом достаточно раз в 100-150 км. Графитовая смазка держится заметно дольше. При езде в дождь, смазка вымывается много быстрее.

Какое масло лучше подходит для смазки цепи?

В общем случае, цепь можно смазывать любым жидким маслом. Но лучше воспользоваться специальным маслом для смазки цепей, например, Finish Line, White lightning или маслами фирмы Pedro"s, так как специальные масла отталкивают грязь, в то время как моторные, обладают моющими присадками, собирая всю грязь на себе, что является главным их минусом. Кроме жидких масел можно использовать смазки, которые после нанесения загустевают. Возможен вариант проварки цепи в пластичной, например графитовой, смазке, но сам процесс весьма трудоемок.

Как смазывать цепь наиболее эффективно?

Перед смазкой необходимо как можно лучше очистить цепь. Саму цепь стоит смазывать по зазору между боковыми пластинами и роликами с обеих сторон. Я использую для этих целей одноразовый медицинский шприц - у меня уходит 0,5...1 куб. см. на одну смазку. Кто-то смазывает каждый пин отдельно, но я не люблю такую возню и просто держу иглу около зазора, крутя цепь педалями. После смазки стоит прокрутить цепь полминуты и вытереть насухо. Многие дополнительно вытирают цепь после нескольких километров движения. Не стоит заливать цепь огромным количеством масла, не вытирая его - дольше цепь от этого работать не будет.

Почему цепь должна быть чистой и сухой сверху?

На замасленную цепь очень быстро налипает много пыли и грязи, которая смалывается и, перемешиваясь с маслом, превращается в хорошую притирочную пасту, быстро разъедающую цепь. Сухая снаружи цепь вовсе не обязательно будет сухой изнутри.

А что насчет смазки звезд кассеты и системы?

При набегании цепи на звезды, ролики цепи обкатывают зубья звезд. Трения между ними практически не возникает, поэтому смазывать звезды нет никакого смысла, исключая случай консервационной смазки для длительного хранения.

Чем и как лучше чистить цепь?

Самый простой способ - сухая чистка обычной тряпкой. Но такой способ не очень эффективен. Можно предварительно опрыскать цепь смазкой-смывкой: например, WD-40, AB-80, Weldtite TF-2 , или их более дешевым аналогом российского производства ВТ-100. Большего эффекта можно достичь, чистя цепь при помощи специальных щеток и скребков или, на худой конец, старой зубной щетки. При этом, можно использовать какой-либо растворитель, например, керосин. Наиболее передовым способом чистки является использование специальных машинок для чистки цепи .

Надо ли зимой использовать какое-то более жидкое или специальное масло?

Любое масло с понижением температуры густеет, хотя, современные масла имеют довольно пологую температурно-вязкостную характеристику. Чем гуще масло, тем лучше оно работает в паре трения, но тем труднее его доставить в узкие зазоры между деталями цепи. Поэтому, я считаю, что зимой вполне можно использовать обычное масло для цепей, но смазку, по возможности, проводить в тепле.

Слышал, что цепи на байках надо менять, как часто это надо делать?

Подробно о цепях вы можете почитать . А если коротко, то цепь современного велосипеда по ряду причин служит не очень долго, по мере работы она удлиняется. Сильно изношенная цепь в свою очередь начинает быстро изнашивать звездочки. В результате, через 3000-5000 км придется менять и то, и другое. С другой стороны, для минимизации затрат на замену звездочек, стоит купить 2-3 цепи и через каждые 500-1000 км менять их местами, что позволит существенно продлить срок службы звездочек, сохраняя общий срок службы цепей примерно на том же уровне

Это, например, если она растянулась и Вам нужно демонтировать одно или несколько звеньев. Или Вы просто ее решили хорошенько очистить от грязи (чем мы сегодня и займемся). И это не сложно, если у нее есть специальный съемный замок цепи, но вот что делать с цепью, у которой его нет? Сегодня мы рассмотрим, как снять цепь на примере.

Составные элементы цепи

Прежде чем мы поговорим о том, как снять цепь, необходимо, чтобы Вы понимали, о чем идет речь. Для этого, ниже, мы приведем поясняющую картинку с составными элементами.

Очищаем цепь перед снятием

Ставим цепь на средние звезды (например, 2 - 5). Берем старую грязную тряпку. Обматываем цепь и вращаем педали назад. Добиться идеальной очистки не удастся, ведь часть масла и грязи находятся на звездах и при вращении она опять налипает на цепь. Поэтому прекращаем вращать педали, и очищаем небольшой промежуток (10-20 см) между звездами. На этом участке мы и будем разъединять велосипедную цепь.

Выдавливаем пин выжимкой

Я использую самую дешевую выжимку цепи (цена около 4$) и она прекрасно справляется со своими задачами.


Вставляем звено в пазы (как на картинке), поджимаем зажимным болтом (у него в середине есть подпружиненный стержень, куда и вылезет пин) и выдавливаем пин. Следует действовать аккуратно, чтобы выжимной стержень попал четко в пин. Не стоит спешить и в случае неудачи, следует поправить цепь и повторить процедуру.


После того как Вы все правильно выставили начинаем аккуратно вращать ручку по часовой стрелке. Если Вам не нужно демонтировать звено, а требуется просто разъединить цепь, то пин следует выдавливать не полностью. Изначально будет тугой ход, затем чуть легче, а под конец снова тугой. Вот на последнем этапе следует замедлиться и действовать аккуратно, чтобы не выдавить пин полностью (вставить назад будет проблематично). Вы смело можете снять выжимку и посмотреть, сколько еще требуется вращать ручку.


После этого разъединяем цепь (следует помнить, что цепь под натяжением, и чтобы она не улетела, и не поцарапала вам перья велосипеда, следует ее удерживать).


Чистка цепи, передних и задних звезд

После того как Вы сняли цепь ее смело можно придавать различным водным процедурам. Если используется мыльный раствор (сюда так же относятся и другие моющие/чистящие средства) после очистки ее хорошенько следует промыть чистой водой. По завершению стадии очистки отправляем ее на сушку. С чисткой звезд особых проблем тоже нет. Обращаем внимание на следующее, если у Вашего велосипеда дисковые тормоза, то диск предварительно необходимо снять с колеса, чтобы при очистке кассеты на него не летели масло и грязь (если этого не сделать, то придется еще вдобавок обезжиривать тормозной диск). Промываем все чистой водой и ждем, пока не высохнет.

Ставим цепь обратно

Продеваем цепь между роликами заднего переключателя и не забываем про рамку переднего. На картинке мы покажем, как должна находиться велосипедная цепь.

Вставляем звенья друг в друга (если на этапе разъединения все было сделано правильно, то цепь должна держаться).



После этого осматриваем место соединения. Пин должен равномерно выходить с обеих сторон цепи. Проверяем звено, оно должно двигаться без каких либо усилий (как и все остальные). После этого остается только смазать цепь и наслаждаться от езды на велосипеде.

Заключение

В данной статье Вы в полной мере узнали, как снять цепь велосипеда, у которой отсутствует замок. Выполнив все операции, Вы смело можете демонтировать цепь, не опасаясь неправильных действий.

Поломка цепи на велосипеде – явление довольно редкое, но чтобы оно не застало вас врасплох, в пути, лучше всего вооружиться специальным инструментом. Он позволит быстро и безболезненно справиться с проблемой.

Ремонт цепи велосипеда в дороге

Чаще всего поломка цепи связана с разрывом звеньев, это происходит по двум основным причинам:
Большой износ;
Разрыв по причине переключения передачи на высокой скорости.

Причины поломки

За состоянием цепи нужно постоянно следить, дабы износ не застал вас во время долгого пути. Чтобы определить износ достаточно проверить натяжение – если оно ослабло, пора задуматься о замене. Ни в коем случает не стоит отправляться в дальнюю дорогу, если вы обнаружили сильный износ детали. Разрыв звеньев происходит и по причине неправильной эксплуатации. Чаще всего это происходит, когда выполняется переключение передней передачи на высокой скорости. Соединительные элементы могут просто не выдержать сильного давления и разлететься. Существует масса других причин, по которым вам может понадобиться ремонт цепи велосипеда. Но таковые случаются крайне редко, можно сказать, 1 на 1000 случаев. К примеру, попадание камня или другого постороннего предмета в цепь.
Причина ремонта - на велосипеде очень часто стала слетать цепь.

Осматривая цепь проверяем исправность замка цепи. Всё ОК

Ремонт

Ремонт цепи велосипеда можно выполнить инструментами, которые есть в любом доме. Для этого используется молоток, зубило и плоскогубцы. Это классический вариант. Но в дороге он не актуален. Разместить в велосипедном бардачке все это просто невозможно и не целесообразно. Сегодня в комплекте с двухколесным транспортным средством поставляется определенный набор инструментов, среди которых и специальный инструмент для ремонта цепи (выжимка). Его можно приобрести и отдельно. Преимущества в использовании такого механизма очевидны:
  • Высокая скорость ремонта;
  • Чистая работа;
  • Небольшие размеры;
  • Простота в использовании.

Находим неисправное звено, но разъединять будем не это звено, а замок.

вот находим неисправное звено

Разъединение звеньев

Перед тем, как приступить к ремонтным работам, после обнаружения поломки, переверните велосипед. Осмотрите место повреждения: один конец цепи нуждается в замене (реже - два). С поврежденного необходимо снять сразу два звена. Это нужно для того, чтобы вы смогли соединить два различных по типу звена. У велосипедной цепи типы звеньев чередуются, и два одинаковых соединить не удастся. То место, которое нуждается в ремонте, необходимо поместить в паз инструмента для монтажа. Для выталкивания пина, проверните ручку приспособления. До конца его выталкивать не нужно. Достаточно расстояния, которое позволит разъединить звенья.


Замок цепи велосипеда состоит из трёх частей:

  • основная часть
  • сдвоенная шайба
  • разрезная шайба

Проверка растяжения цепи

На самом деле цепь не растягивается, просто вырабатываются звенья. Но если взять, сложенную в двое цепь и приподнять её горизонтально, то будет казаться что цепь вытянулась. Наша старая цепь имеет не большой прогиб (по сравнении с новой) поэтому её можно будет использовать в дальнейшм.

проверка растяжки цепи (новая) изгиб минимален, можно использовать

Проверяем звенья новой цепи


сравниваем длинны цепей (сколько надо отрезать)


а

b

Соединение звеньев

Соединение необходимо проводить только с надетой цепью. Для того чтобы завершить ремонт цепи велосипеда, вам необходимо сомкнуть её. Делать это лучше всего с напарником ведь во время монтажа необходимо сильно натягивать сам элемент, при этом следить за симметрией. Пин должен четко войти в пазы без скосов. Сам монтаж завершается в обратном порядке, по отношению к демонтажу: устройством для ремонта цепи пин вкручивается до отказа. Важно не переусердствовать, чтобы не сломать его.

У того, кто уже менял цепь на горном велосипеде наверняка мелькнула мысль: а нельзя ее делать по-долговечнее? Как были на советских велосипедах. И действительно, на первый взгляд цепь на них не знала износа, а на МТБ хватает на год (кто редко катается, тот юзает ее конечно дольше). В этой статье мы расскажем почему так обстоят дела, а также как определить износ цепи, как ее поменять и как выбрать новую.

Во-первых почему на велосипедах используется цепь , а не ременной или карданный привод? Вообще используется (см. картинку), существуют даже более необычные решения, но это не тема данной статьи. Минусы цепного привода очевидны: достаточно быстрый износ и необходимость в частой. Но цепь используется потому, что это достаточно прочный и жесткий тип привода, обладающий малыми механическими потерями. И что самое главное – достаточно просто организовать переключение передач.

Почему на советских велосипедах цепь служила дольше? Большинство советских велосипедов были односкоростные, и цепь всегда находилась в параллельной плоскости со звездами. А чем больше изгиб цепи относительно параллели, тем больше ее износ. У горного велосипеда на каждую из звезд системы приходится от 3 до 5 звезд кассеты! Система обычно имеет 2 или 3 звезды, а кассета до 10 звезд, поэтому перекосы неизбежны.

Но были и советские велосипеды со скоростями и цепи на них служили дольше. Почему же так происходило? А вы вспомните как они переключали скорости. Для переключения надо было сдвинуть цепь немного дальше звезды, а затем вернуть назад. А как переключается сейчас – щелчек и цепь четко встала куда надо, не говоря уже и возможности сброса по 3-4 скорости сразу (естественно при правильной). Для такой четкой работы современных индексных переключателей пришлось пожертвовать высотой зубцов звезд. На советских они были такой же высоты как и звенья цепи, а на маунтинбайках они еле дотягивают до ее середины. Отсюда и максимальное растяжение (к которому мы вернемся ниже) цепи, при котором она начитает проскакивать по зубцам звезд: для советских велосипедов составляет 6-8 мм на 24 звена, а для МТБ начиная от 3 мм уже ездить невозможно.

Современные цепи прочнее и надежнее, но из-за всего перечисленного выше, а также того, в какой грязи порой приходится работать цепи горного велосипеда, их срок службы ниже чем у советских велосипедов.

Что собой представляется современная цепь? Это однорядная роликовая цепь с шагом 12,7 мм, каждое звено состоит из двух пластин, звенья соединяются между собой пинами с роликом (см. картинку). В зависимости от количества звезд в кассете, цепь может быть разной ширины. Соответственно когда встанет вопрос о замене цепи, выбирать нужно цепь под установленную на горном велосипеде кассету. Наиболее известные производители цепей, SRAM и KMC. Все они взаимозаменяемы, т.е. если у байка, к примеру, кассета Shimano, то не обязательно ставить цепь этого же производителя. Нужно только, как уже говорилось, для кассеты 7-8 звезд, брать цепь под 8 передач, для кассеты на 9 звезд – цепь под 9 передач и для 10 – 10. Что касается качества цепей, то у каждого производителя есть цепи как высокого, так и низкого уровня. Но по грубым прикидкам среди цепей низкого и среднего ценового диапазона лучшие Sram, а хуже всего KMC, высокого уровня цепи всех производителей отличного качества.

Чтобы вам было проще выбрать новую цепь , приводим маркировку цепей (на 2011 год) каждого из упомянутых производителей. Для каждой фирмы и под каждую кассету перечисление идет от более простых, к более совершенным. Практически у всех фирм качество цепи заложено в 2-х последних цифрах в названии: чем это число больше, тем цепь лучше (и соответственно дороже). Цепи KMC к тому же имеют цветовые отличия: нижнего и среднего уровня серые и серебристые цвета, а высокого (серия X) – золотой цвет (кроме цепи X8 на 8 передач).

Цепи Shimano
на 7-8 передач: CN-HG40, CN-HG50, CN-IG70, CN-HG70, CN-HG91
(есть еще цепи серии CN-UG** – но они совсем низкого качества)
на 9 передач: CN-HG53, CN-HG73, CN-HG93 и CN-7701
на 10 передач: CN-HG74, CN-HG94 CN-5600, CN-5701, CN-6600, CN-6701, CN-7901 и CN-M980

Цепи SRAM
на 7-8 передач: PC-830, PC-850, PC-870 и PC-890
на 9 передач: PC-951, PC-971, PC-991 Cross step и PC-991 Hollow pin
на 10 передач: PC-1031, PC-1051, PC-1071, PC-1091 и PC-1091R

Цепи KMC
на 7 передач: Z50, Z51, Z51RB
на 8 передач: Z72, Z82, Z92, Z7, Z8, Z8RB, Z92RB и X8
на 9 передач: Z99RB, Z99, X9, X9L и X9SL
на 10 передач: X10, X10L, X10EL и X10SL
на 11 передач: X11L, X11SL

Зачем нужно уметь определять износ цепи ? Цепь изнашивается равномерно на всем протяжении своей службы, но ее ресурс примерно в 3 меньше ресурса кассеты (блока звезд на заднем колесе). И если цепь изношена сильно, то она быстро «убъет» кассету, а возможно еще и 1 или все звезды системы. И тогда придется менять их все и соответственно сильно потратиться. Чтобы этого не допустить нужно не пропускать время

Определять ресурс цепи по километражу (который можно посмотреть на) – неправильно, т.к. одна покатушка по бродам и грязям, равносильна в несколько раз большему пробегу по асфальту. Есть и другие факторы сокращающие ресурс цепи. Поэтому используется более точный способ – измерение длины 24 звеньев цепи (расстояние L на рисунке). У новой цепи это расстояние составляет ровно 12 дюмов (304,8 мм). Мерить нужно немного натянутую цепь и лучше использовать не линейку, а более точный инструмент – штангенциркуль спецкалибра. По результатам измерений можно сделать одно из следующих заключений:



Теперь о том как снять и поставить цепь. Сейчас почти на всех цепях есть специальное соединительное звено. Для цепей Shimano раньше нужно было покупать его отдельно, да и сейчас только некоторые их цепи укомплектованы им. Если его нет, то для установки цепи потребуется специальный инструмент – выжимка. Вообще он по-любому понадобится при установки новой цепи, которую надо будет укоротить до того же количества звеньев, сколько было у старой. При помощи выжимки один из пинов (см. картинку выше) выпресовывается из цепи – таким образом цепь разъединяется. Для соединения впрессовывается новый усиленный соединительный пин reinforced pin (идут в комплекте с новыми цепями Shimano). Но при следующем снятии цепи выпресовывать нужно обычный пин! Reinforced pin немного расширяет отверстие в звене цепи, и при его выпресовке цепь цепь будет ослаблена в этом месте (возможен разрыв). Есть мнение, что лучше вообще не использовать reinforced pin, а впрессовывать обычный пин, который был вынут. Или использовать соединительное звено и все будет намного проще.

Как бы хорошо вы не ухаживали за своим байком, рано или поздно все его компоненты начинают изнашиваться. Поэтому периодически нам предстоит производить различное техническое обслуживание . В данной статье мы затронем тему - как натянуть цепь на велосипеде со скоростями и обычном, как ее снять и укоротить в случае необходимости, и что нам потребуется для этого в домашних условиях.

Для того чтобы более или менее понимать о чем идет речь, следует рассмотреть разновидности велоцепей, а также их конструктивные особенности. На данный момент на всех видах велосипедов используются роликовые однорядные цепи с шагом 12,7 мм. Каждое звено состоит из внешних и внутренних пластин, пинов, валиков и роликов.

В зависимости от количества скоростей меняется ширина, чем больше звездочек, тем уже цепь. Ниже будет приведена таблица с зависимостью ширины от количества звезд в кассете.

Количество задних звезд Возможная ширина цепи, мм
1 от 8,7 до 11
4 - 5 8,7
6 7,8
7 7,3
8 от 7,05 до 7,1
9 6,6
10 от 5,85 до 6,2
11 5,5

Еще чем они могут отличаться – наличие или отсутствие замка. Замок предназначен для более простого демонтажа и установки цепи.


Как натянуть цепь на простом велосипеде

Под понятием «простой» мы подразумеваем велосипед с одной задней ведомой звездой. Это может быть как классическая схема односкоростного велосипеда, у которого одна звезда спереди и одна сзади, и нет возможности изменять передаточные числа, так и велосипеды с планетарной втулкой. Хотя у последних такая же конструкция (с одной ведущей и ведомой звездочкой), но за счет сложного механизма задней втулки, которая, по сути, является аналогом коробки передач автомобиля, можно переключать скорости. Общего в данных схемах одно, цепь можно натягивать путем смещения оси задней втулки. Об этом далее.

  • Как понять, что цепь необходимо подтягивать

На байках, которые не имеют переключателей скоростей или с планетарной втулкой проверить степень растяжения цепи довольно просто. Натяните ее пальцами вниз до упора. Расстояние, которое она прошла не должно превышать 10-15 мм.


Но следует заострить внимание, что цепь не должна быть перетянутой. Поэтому, если при оттягивании вниз ход велоцепи составляет менее 5 мм, ее следует послабить. Чрезмерное натяжение приводит к большим усилиям при педалировании и повышенному износу трансмиссии, а чересчур послабленное - к тому, что она может слететь с передних или задних звезд.

  • Процедура натяжения

Переворачиваем велосипед вверх колесами. Послабляем болты или эксцентрики, фиксирующие заднее колесо в пазах (дропаутах) и натягиваем или послабляем натяжение цепи путем смещения колеса дальше или ближе от ведущей звезды. Не забываем, что она не должна быть перетянута. После того, как мы отрегулировали необходимое натяжение, проверяем перпендикулярное положение оси задней втулки относительно продольной оси велосипеда. Затягиваем фиксирующие болты или эксцентрики.


Бывают случаи, что уже нет возможности отодвинуть втулку назад. Это говорит нам о том, что цепь велосипеда слишком растянулась и желательно бы ее заменить. Но есть еще один выход. Для этого нам потребуется выжимка. Это устройство предназначено для разъединения звеньев цепочки. Благодаря ему можно удалить несколько звеньев, тем самым укоротить цепь. Если у вас подобный случай, то ниже по статье отдельным пунктом будет краткая инструкция как удалить лишние звенья.

Как натянуть цепь на велосипеде со скоростями

Натяжение велоцепи горного, шоссейного или другого велосипеда, на котором для переключения скоростей используется принцип перекидывания цепки на звезды с разным количеством зубцов отличается от описанного выше. Отличие заключается в том, что она не имеет фиксированного положения, а ее натяжение обеспечивает пружина заднего переключателя скоростей. Но следить за степенью растяжения все же следует. Если цепь будет слишком длинной, то заднему переключателю будет сложнее компенсировать провисание при езде по неровностям, и она будет с большой интенсивность стучать вам по перу. Конечно можно купить или сделать защиту пера велосипеда самому. Но это не спасет от ускоренного износа трансмиссии. Но и перетягивать цепь на скоростном велосипеде так же не стоит. Это приведет к плохой четкости переключения передач, и повышенному износу звезд и других компонентов.

  • Как узнать когда цепь необходимо натянуть

Есть несколько способов:

Выставляем положение скоростей, когда цепка находиться на самой большой передней звезде и самой большой задней. Далее берем ее внизу передней звезды (как показано картинке) и натягиваем в сторону переднего колеса до того момента, пока задний переключатель не достигнет упора. Если у вас осталось около двух «лишних» звеньев, значит длинна цепи в норме.


Второй способ немного проще. Выставляем положение, в котором используется самая большая передняя и самая маленькая задняя звезды. В таком положении направляющий ролик и ролик натяжителя задней перекидки должны быть соосны и перпендикулярны относительно земли.


На двухподвесах воспользуемся следующим методом определения необходимой длины. Надавим на маятник пока передняя кассета звезд не удалиться на максимальное расстояние от трещотки. Это и есть оптимальное расстояние, по которому замеряется необходимая длина цепи.

  • Процедура подтягивания

В отличии от односкоростных или с планетарной втулкой на велосипедах с перекидками нельзя натянуть цепь путем смещения заднего колеса. Поэтому единственный способ – удаление звеньев цепи. Так как этот метод является общим для этих разновидностей велосипедов, мы вынесли его в отдельный раздел, который расположен ниже.

Как удалить лишние звенья цепи велосипеда

В данной статье мы не будем рассматривать «дедовские» способы удаления звеньев. Как нам кажется, нет абсолютно никаких проблем в приобретении необходимого инструмента, а конкретнее выжимки. Цена ее не велика (около 4$), а профита гораздо больше. Она позволит без особого труда как разъединить и снять цепь или удалить лишние звенья, так и собрать ее обратно. Данный инструмент обладает двумя пазами: одно для выжимки пина, а второй для его впресовки.


Далее все относительно просто. Отсчитав количество подлежащих к удалению звеньев, разъединяем и снимаем цепь. Для этого вставляем ее в выжимку, поджимаем фиксатором, и не спеша крутим вороток по часовой стрелке.


Важно все делать предельно внимательно и следить, чтобы стержень выжимки попал точно в пин цепи. Пин следует выдавливать не полностью, для этого следует обращать внимание на усилие вращения. В начале будет наблюдаться тугой ход, затем чуть легче, и под конец снова тугой. На последнем этапе действуем предельно аккуратно. Затем разъединяем и снимаем цепь. Пин остается на внешней пластине. После отмеряем количество ненужных звеньев в сторону цепи, где отсутствует пин (см. рисунок).


Удаляем звенья тем же способом и соединяем цепку обратно. Для этого при помощи все того же инструмента вдавливаем пин обратно.


После требуется тщательно осмотреть место нового соединения. Пин должен равномерно выходить с обеих сторон, а место сочленения двигаться легко, так же как и остальные звенья.

Подробнее о применении выжимки вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Как определить когда цепь подлежит замене

Метод основан на измерении длины 24 звеньев. Как нам известно, длина одного звена 12,7 мм, соответственно на новой цепи длина 24-х равна 304,8 мм. Если длина данного участка превышает 307,3 мм, то желательна замена цепи. Так же можно воспользоваться специальным инструментом, представленным на картинке ниже.

Заключение

Ухаживать за байком чрезвычайно важно. Как написал один из наших читателей «Как за техникой смотришь, - так она тебя и возит!» Прочитав данную статью вы в полной мере узнали, как натянуть цепь на велосипеде. Следите за своим двухколесным другом, и он вас будет долго радовать своей четкой и долговечной работой.

Неожиданная поломка этой детали способна омрачить впечатление от велопрогулки. И, если на велосипедах отечественных, где участки этого элемента разъемные, без труда разъединяют замки, то в моделях спортивных этого сделать невозможно, поскольку элемент этот представляет собой неразборную конструкцию, снять которую можно с только помощью специальных приспособлений.

Поскольку элемент относится к важному, от которого зависит адекватная работа байка, то и подход к нему требуется особый.

Когда требуется снимать цепь

Снять деталь нужно, когда требуется ее укоротить или нарастить, т.е. снять или добавить зубья, а, кроме этого, чтобы:

  • почистить (помыть);
  • смазать;
  • заменить, при невозможности отремонтировать.

Как снять цепь самостоятельно с помощью выжимки


Даже неразъемную, ее несложно снять с помощью выжимки.

Выполняют действия в ниже приведенной последовательности:

  • выбрать участок, который требуется разъединить. Если разбирался элемент не раз, выбирают неремонтируемое ранее звено;
  • в выжимку вставляют звено так, чтобы оказались напротив ось зажимная и пин;
  • деталь в выжимке цепи фиксируют винтом;
  • чтобы пин выдавить наружу, вращают ручку устройства;
  • когда пин выпрессован, убирают звенья;
  • крайние из них соединяют, следя, чтобы наружу смотрел штифт, который расположен «в щечке», т.е. «смотрит» он на мастера, производящего ремонт. Деталь проводят вначале через переключатели, после чего, одно на другое накладывают два звена, контролируя, чтобы с втулкой совпадал пин;
  • «щечки» разжимают плоскогубцами. Штифт, выходящий наружу, не позволяет звеньям разъединиться, когда они займут свое место;
  • для запрессовки в отверстие пина, выжимку вставляют в звено так, чтобы идеально совпадали оси штока и пина, и проворачивают воронок;
  • далее, проверяют, чтобы симметричными были «щечки» звеньев штифта. Если это не так, их придется подкорректировать;
  • соединенные звенья проверяют на подвижность. Если они неподвижны, положение исправляют с помощью плоскогубцев.

Важно: при установке этой детали на транспорт скоростной, ее расположить требуется, как показано в схеме протяжки на роликах выключателя заднего. Рекомендуется замок ставить так, чтобы была возможность неоднократной замены.

Как ремонт выполнить без выжимки

Выжимка цепи, замок цепи – полезные приспособления, облегчающие обслуживание важной детали байка и ее ремонт. Но, под рукой может их не оказаться. Как поступать в таком случае? Выходов два: «тащить» нерабочий байк на себе или снять деталь без специального устройства. Оставаться за тысячи километров от цивилизации с неработающим транспортом – перспектива не привлекательная. Значит, выбираем вариант второй, т.е. снимаем самостоятельно неработающую деталь без выжимки. Понятно, что сделать это сложно, но возможно. Известно несколько способов разборки без выжимки.

Байки, оснащенные замками


Проверить, имеется ли замок цепи, несложно. Требуется осмотреть звенья. Если обнаружено одно, отличающееся от остальных, значит, он имеется. Разъединяется замок цепи при смещении пинов на звеньях. Выполняется процедура руками или с использованием пассатижей. Действия при сборке проводят в обратной разборке последовательности.

Байки без замка цепи

Без выжимки провести съем в этом случае сложнее, а результаты окажутся непредсказуемыми. Однако, при отсутствии выбора, попробовать придется.

Чтобы деталь снять, используют подручные средства, выполняя следующие манипуляции:

  • закрепить на столе обычные тиски;
  • цепь в них фиксируют, подложив с одной стороны гайку так, чтобы соотносились отверстие гайки и пин;
  • шуруп прикрепляют шляпкой с противоположной стороны;
  • пин проталкивают в гаечное отверстие при зажимании тисков шариком.

Совет: чтобы снять деталь, недостаточно разомкнуть только одну сторону. Требуется звено отодвинуть, чтобы ее извлечь или продолжать попытки, добавив шар.

После удачной попытке (или неудачной), велосипедист понимает, насколько незаменимой является выжимка: если цепь с замком, которая требует ремонта, с велосипеда можно снять, то, касательно этой детали без замка, сделать это крайне сложно без выжимки. Приведенные инструкции в форс-мажорных ситуациях выручат, но потрудиться нужно изрядно.

Видео: Как разъединить, расклепать, разомкнуть, велосипедную цепь. Снять замок.

Обслуживание: ремонт велосипедной цепи своими руками

Навыки ремонта двухколесного транспорта помогут любителям езды быстро и эффективно справляться с трудными вопросами. Наиболее часто волнует вопрос, как снять цепь с велосипеда. В любое время могут возникнуть непредвиденные ситуации или потребность обслуживания техники и поэтому несколько рекомендаций окажут помощь.

В каких случаях это необходимо?

Данная процедура может понадобиться при следующих моментах:

  • Замена старой детали на новую;
  • Установка на транспорт новых переключателей скоростей;
  • Для того чтобы сделать цепь короче;
  • Для чистки элемента.

Процесс работы

Снятие элемента с замком не займет много времени и сил. На сегодняшний день существует несколько разновидностей этого приспособления велосипедной цепи , но принцип их открывания схож. Необходимо сомкнуть оси и снять крышку. Для удобства можно применить пассатижи, также хорошо если есть под рукой клещи для размыкания. Таким образом, вся процедура не займет много времени и можно будет быстро удалить неисправность, поменять деталь или снять цепь с велосипеда.

Если замок отсутствует, то нужно приложить определенные усилия. Для работы понадобится специальная выжимка. Она представляет собой инструмент, с помощью которого очень удобно и легко выдавливать пин. Для работы необходимо разместить звено цепи так, чтобы выжимная ось находилась прямо напротив пина. Затем нужно покрутить ручку и выдавить непосредственно сам пин. Очень важно не допустить его выскакивание, иначе вставить пин на место правильно будет очень трудно. Далее цепь велосипеда можно заменять либо ремонтировать.

Есть и некоторые моменты, которые следует учесть при работе. Например, происходило неоднократное снятие одно и той же велосипедной цепи, то в следующий раз необходимо размыкать другое звено и сегмент, ведь после этого процесса оно немного расшатывается. Также некоторые модели выжимки могут иметь два посадочных места и нужно крепить звено аккуратно, правильно и внимательно.

Современные модели техники имеют в своей конструкции специальный замок, который упрощает процедуру. Для некоторых же цепей понадобится специальный инструмент - выжимка. Она обеспечит удобство при удалении лишних или поврежденных звеньев и позволит правильно снять велосипедную цепь. Без использования подобного приспособления снять цепь с велосипеда достаточно сложно, хотя возможно.

Конструкция и ее особенности

Цепь велосипеда представляет собой достаточно простую металлическую конструкцию, которая предназначена для передачи трансмиссии от ведущей звезды к ведомой. Составляющие элементы:

  • Пластина наружная;
  • Внутренняя пластина;
  • Пин (валик);
  • Ролик;
  • Втулка.

Главным отличием между разными видами является расстояние между валиками и ширина. У некоторых видов транспорта эта деталь может быть частью системы переключения скоростей. Эта деталь важна и требует особого внимания.

Для качественного функционирования велосипедной цепи требуется регулярное обслуживание, чистка и ремонт. Периодическая смазка и промывка обеспечат хорошую работу техники, а каждые несколько тысяч километров цепь нужно заменять на новую. Существует и определенный показатель степени удлинения (0,5%), то есть поры, когда нужна новая деталь. Без специальных инструментов для измерения можно определить степень изношенности следующим образом: нужно установить элемент на самую большую звезду (ведущую) и оттянуть ее, сдвигая в сторону от зубьев. Если в получившееся пространство вмещается более 4 зубьев, то велосипедную деталь необходимо срочно заменить.

После долгого использования велосипеда без обслуживания цепь нередко начинает провисать. Как укоротить цепь велосипеда в домашних условиях? Что требуется для определения ее правильной длины? Поиском ответов на эти и другие вопросы займемся в представленном материале.

Какие факторы сказываются на удлинении велосипедной цепи?

К износу осей, так называемых пинов, велосипедной цепи приводит целый ряд моментов. Во-первых, между элементами конструкции скапливаются отложения в виде старого масла, на которое налипает пыль и мелкие загрязнения. Кроме того, растяжение может вызвать чрезмерная нагрузка на цепь в случае преодоления крутых подъемов на велосипеде. Другая причина - окончание срока службы цепи, разрушение ее элементов в результате ударов, коррозии металла. Чтобы избежать дискомфорта в ходе эксплуатации байка, нужно разобраться,

Как определить оптимальную длину?

Прежде чем разобраться, можно ли укоротить цепь на велосипеде собственными руками, нужно выяснить, какую длину она должна иметь для комфортного передвижения. Чтобы разобраться в этом вопросе, достаточно перекинуть цепь на наиболее крупные звезды как в области задней, так и передней ходовой части байка. Далее необходимо разомкнуть одно из звеньев. В завершение следует максимально стянуть цепь. К полученной длине достаточно добавить пару сантиметров, чтобы цепь не находилась в чрезмерном перенапряжении в ходе езды.

Подготовка к демонтажу

Чтобы было легче работать с цепью, стоит предварительно выполнить ее очистку. Простейший способ - протереть ее обычным отрезком материала, пропитанным керосином. Также можно воспользоваться специальной смывкой, в частности жидкостью AB-80 или WD-40.

Инструменты

Как укоротить цепь на скоростном велосипеде либо горном байке? Чтобы разъединить звенья, можно воспользоваться несколькими инструментами. Прежде всего стоит обратить внимание на специальную выжимку. Последняя представляет собой несложное приспособление, напоминающее ручную станину со штоком, что осуществляет давление на оси (пины) звеньев. Купить такой инструмент можно в любой точке по продаже спортивного инвентаря. Обойдется его приобретение в сумму от 500 до 1000 рублей.

Если же нет возможности купить выжимку, в таком случае придется воспользоваться подручными средствами. Речь здесь идет о молотке и металлическом прутке, который послужит пробойником для извлечения осей звеньев. Также понадобится пара гаек, что будут подкладываться под звенья цепи.

Как укоротить цепь на велосипеде с помощью выжимки?

Чтобы сделать работу, прибегая к эксплуатации специального инструмента, нужно выполнить такую последовательность действий:

  1. Установить выжимку в положение, при котором ее стержень будет находиться по центру оси звена цепи.
  2. Выполнять вращательные движения инструментом, пока ось практически полностью не выйдет из звена.
  3. Разъединить цепь и при необходимости произвести аналогичные операции с ее оставшимися участками.
  4. Убрать ненужные звенья и соединить конструкцию.

Разобравшись, как укоротить цепь на велосипеде, нужно выяснить, как ее соединить. Узкое полузвено необходимо вставить между щечками широкого. Затем ось должна полностью войти в отверстие втулки. Далее необходимо оценить подвижность звеньев. Если она недостаточна в месте соединения, шарнир можно разработать при помощи плоскогубцев.

Как укоротить цепь на велосипеде без выжимки?

Отсутствие специализированного инструмента, предназначенного для разъединения звеньев цепи, не является критическим моментом. Как уже упоминалось выше, альтернативой выжимке может послужить металлический штырь, гвоздь, прочее. Также здесь потребуется молоток, с помощью которого оси будут выбиваться из звеньев.

При таком подходе к делу главное - соблюдать осторожность. Ведь неаккуратные, слишком сильные удары могут привести к деформации пластин звеньев. Чтобы этого не происходило, под элементы цепи нужно заблаговременно подложить обычные гайки.

Тем, кто впервые прибегает к укорачиванию велосипедной цепи без применения специальной выжимки, рекомендуется предварительно потренироваться. В этих целях стоит использовать старую цепь либо отдельные, ненужные звенья. Такая работа требует определенной сноровки. Поэтому перед воздействием на исправную цепь с помощью молотка и пробойника нужно выполнить вышеуказанные действия несколько раз и оценить результат собственных трудов.

В заключение

Вот мы и выяснили, как укоротить велосипедную цепь. Как видно, справиться с такой задачей можно не только при помощи специальной выжимки. Для выполнения работы иногда достаточно воспользоваться подручными средствами, которые найдутся в каждом доме.

Отредактировано: 10.03.2017

В прошлой статье мы рассматривали вопрос о том, как .

Один из способов предполагал снятие цепи с велосипеда. Возникает естественный вопрос - как быстро и просто снять цепь с велосипеда.

Первое о чем хочется сказать сразу это то, что работать с цепью лучще всего в перчатках - меньше шансов перепачкать руки маслом и потом их долго отмывать. Но, в общем-то, этот совет на любителя.

Тут нужно понимать следующее: цепи бывают со специальным замком и цепи без замка.

Замки и цепей отличаются типом блокировки. В многоскоростной цепи заклепки практически не должны выдаваться над боковыми пластинами, иначе они будут мешать . Замковое звено для многоскоростной цепи состоит из двух половинок, каждая из которых - это щечка с запрессованным с одной стороны штифтом.

Даже если на вашей цепи изначально нет замка, лучше его поставить при первом снятии цепи, когда решите ее помыть. Поверьте, так будет значительно легче в будущем снимать и ставить цепь. В интернете продается много отдельно замков для самых разных цепей, как для односкоростных, так и для многоскоростных моделей.

Снятие цепи, на которой есть специальный замок

Снимать такие цепи легко и просто, занимает это 1-2 минуты. Вы просто разжимаете замок и цепь снята.

Существуют даже специальные инструменты для этого и их можно приобрести в интернете или в специализированных велосипедных магазинах. Они работают как на разжатие, так и на сжатие, чтобы ими можно было снять и поставить замок.

Но наш человек не ищет легких путей, а тратиться на такие инструменты не каждый любитель велосипедов согласен, так что все это можно проделать и с помощью обычных плоскогубцев или круглогубцев с узкими носиками.

Если замок тугой и не поддается просто так, можно попробовать снять его с помощью старого тросика от тормозов или переключения передач, крепкой веревки или проволочки. Для этого проволочку продевают между замковыми звеньями, как показано на рисунке. Парой плоскогубцев беремся за оба края и резко дергаем в противоположные края, разжимая замок.

Видео как снять замок цепи с помощью веревки

Некоторые цепи снимаются вообще вручную. Как это делается показано в этом видео.

Снятие цепи без замка с использованием выжимки цепи

Здесь уже все не так просто, как в предыдущем случае, хотя это то же не представляет больших сложностей.

В этом случае помогает специальный инструмент, который называется выжимка цепи (веловыжимка) . Они бывают как в отдельном исполнении, так и в виде , что значительно удобнее в поездке или дома.

Как пользоваться выжимкой цепи мы сейчас рассмотрим.

Для начала выбираем звено, которое будем разбирать. Если цепь разбирается впервые - это может быть любое звено, но лучше поискать то звено, которым цепь собиралась на заводе при сборке велосипеда. Обычно этот пин выделяется среди остальных. Если цепь таким способом уже разбиралась, то лучше выбрать другое звено, а не то, что было в прошлый раз. Это связано с тем, что выжимка немного расшатывает пин.

Теперь просто не спеша крутим ручку, выдавливая пин. И вот здесь самое главное: постоянно проверяйте, чтобы пин не выскочил полностью. Если он выскочит - вставить его обратно очень сложно (даже используя все возможности великого и могучего русского языка).

Еще один маленький момент: следите, чтобы не потерять ролик из звена, в котором выдавили пин. Иначе потом будут проблемы.

Сборка цепи после происходит в обратном порядке. Вы соединяете звенья, вставляете пин, не забывая про ролик, и винтом выжимки вдавливаете пин обратно.

Видео как снять цепь с помощью выжимки цепи.

Можно ли снять цепь велосипеда без выжимки?

Конечно можно. Нет для нашего человека ничего не возможного. В далеком детстве, когда не было всех этих приспособлений и инструментов для того чтобы снять цепь или звено с цепи велосипеда мы пользовались обычным молотком и тоненьким болтом или гвоздем.

Цепь клали на гайку или так, чтобы ось оказалась в узкой щелочке между камнями на бордюре (чтобы ей было куда выдавливаться), приставляли гвоздь к оси и, потихоньку постукивая по нему молотком или просто другим камнем, выбивали пин. Главное было не выбить пин полностью. Так же цепь собирали обратно.

Такое обращение выдерживали советские , но вряд ли выдержат современные цепи для моделей. Слишком они нежные для этого. Можно просто погнуть звено цепи. Так что лучше пользуйтесь выжимкой цепи для всех этих работ.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png