В июле прошлого года в России заработали адресные госпрограммы льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». «Вау, скидка!», - воскликнули граждане и понеслись штурмовать автосалоны, чтобы в большинстве случаев уйти из них несолоно хлебавши. Почему приобретать машины при поддержке государства оказалось не так уж и выгодно?

Виктория Базылева
Русский человек любит «халяву» - это неоспоримый факт. И если покупка новой машины за 1 400 000 рублей для многих, вроде как, непозволительная роскошь, то ценник в 1 260 000 целковых словно развязывает руки и кошельки. Ослепленные невиданной щедростью властей, автомобилисты торопятся урвать свою скидку, напрочь забывая о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А ведь и у программ господдержки есть несколько подводных камней, о которых покупателям стоило бы знать.

Но обо всем по порядку. Согласно условиям госпрограмм, льготы по «первому» и «семейному» автомобилям предоставляются тем, кто покупает машину впервые, а также семьям, воспитывающим не менее двух несовершеннолетних детей. Другими словами, вы можете рассчитывать на скидку в размере 10%, если ранее на вас не было оформлено ни одно авто, либо в случае, когда вы взращиваете двух или более детей, чей возраст не превышает 18 лет.

Увы, на новый Jaguar XJ, ценник которого слегка переваливает за 6 млн. рублей, 600 000 не скинут. Под программы строго подпадают модели стоимостью не более 1 450 000 «деревянных». Кроме того, машина должна обязательно производиться в России. Так что сэкономить на, скажем, Mazda3, поставляемой в нашу страну из-за границы, тоже не получится. И еще помните, что помимо прайса и места «прописки», важна и дата выпуска - только 2018 год. О том, что льготы даются исключительно на новые машины напоминать, полагаю, излишне.

«Вот он, мой шанс купить вожделенный KIA Rio по супернизкой цене!», - думаете вы. Но что же делать дальше? Все просто: после того, как вы убедились, что авто проходит по всем критериям, нужно узнать, участвует ли производитель в этих программах. Можно позвонить на горячую линию российского представительства марки или какому-либо конкретному дилеру. Лучше - сразу в автосалон.

Определившись с конкретной машиной, узнав у продавца ее окончательную стоимость со всеми дилерскими скидками и дополнительным оборудованием, обратитесь в отдел страхования и кредитования. Скажите милым девушкам о том, что желаете воспользоваться программой «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль». В большинстве своем с условиями предоставления субсидий они ознакомлены, и потому подсчитать, в какую сумму с учетом льгот вам встанет транспортное средство, им не составит никакого труда.

А теперь внимание! Да, по факту столь привлекательные госпрограммы подразумевают скидку в размере 10% от общей стоимости автомобиля. Но достигается она не путем прямого «срезания» ценника, а за счет льготы на кредит. Кредит! Вам в любом случае придется взять в долг некую сумму. Сколько именно - уточните у той самой симпатичной сотрудницы отдела. У каждого дилера или банка условия разные - один автосалон потребует занять 150 000 рублей, другой - все 500 000.

Главная проблема заключается в том, что при оформлении автокредита дилеры навязывают клиентам расширенное КАСКО, защищающее чуть ли не от нашествия инопланетян, а также страхование от нечаянной гибели, потери работы и сломанного пальца на ноге. То есть накидывают к вашему чеку еще тысяч, эдак, сто. Выходит, что честно выделенная государством субсидия уходит не на погашение основного долга, а на дополнительные кому-то вовсе и ненужные услуги.

Так что прежде, чем подписываться на «тяжелый» автокредит, приправленный сладенькими соусами «Первый автомобиль» или «Семейный автомобиль», как следует и не один раз все просчитайте. Уже просчитали? Сделайте это снова! А вообще, если вам не хватает пары сотен тысяч на желанное авто, выгоднее взять не автокредит в салоне у дилера, а ссуду на личные нужды в банке - проценты у последних куда более гуманные.

Однако, если вы пришли к выводу, что госпрограммы все же уберегут ваш кошелек, несмотря на поборы в виде дополнительных услуг, поторопитесь! В прошлом году квоты закончились раньше, чем автомобилисты узнали о существовании субсидий - десятипроцентную скидку раздавали всего на протяжении двух-трех месяцев. И учитывая прошлогодний опыт, можно предположить, что нынешние «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» вряд ли «дотянут» даже до лета.

Правительство РФ разработало мероприятия, направленные на стимулирование продаж транспортных средств (ТС). Программа поддержки «Первый автомобиль» придумана для людей, ранее не владевших личным авто. В ее условиях есть строгое правило об отсутствии регистрации машины на участника.

Помощь покупателю приходит из федерального бюджета. Авто по программе «Первый автомобиль» обходится на 10% дешевле. Однако мероприятия имеют и ряд недостатков. Так, участника обязывают брать автокредит, что повышает его расходы. Разберем все выгоды госпрограммы, а также целевую аудиторию таковой.

Нормативная база

Стартовала госпрограмма помощи на приобретение первой машины с первого июля 2017 года . Регулируются мероприятия Постановлением Правительства РФ № 808 от 07.07.17. В документе описаны условия и методы работы контрагентов, участвующих в реализации данной госпрограммы.

Скачать для просмотра и печати:

Суть мероприятий состоит в следующем:

  1. Правительство берет на себя обязательство выделять помощь гражданам, подпадающим под определенные критерии.
  2. Финансирование выделяется банкам, которые обязуются кредитовать покупателей.
  3. Производители транспорта предоставляют результаты производства и торговые центры для работы банков с клиентами.
  4. Сделка гарантируется государством через региональные органы и финансистами.
Важно: средства госпомощи не выдаются на руки и не переводятся на счет получателя. Они направляются кредитору, помогающему приобрести первый автомобиль. Важно: с 01.01.2018 в нормативной базе произошли изменения. Так, предельная стоимость автотранспортного средства была увеличена до полутора миллионов рублей. А сумму поддержки не включают в базу налогообложения.

О целях госпрограммы


Усилия Правительства РФ направлены на комплексное воздействие на рынок с целью стимулирования его активности. Финансовые активы чиновники стараются использовать так, чтобы подстегивать одновременно несколько экономических сегментов. Госпрограммы поддержки покупателей авто (их несколько) составлены таким образом, чтобы стимулировать:

  • население для использования финансовых ресурсов и улучшения жизни;
  • банковских учреждений;
  • отечественных производителей автотранспорта;
  • предприятий, осуществляющих обучение водительским навыкам.

Таким образом, бюджетные деньги влияют на экономику в целом. Люди берут кредиты, банки и предприятия получают прибыль. Кроме того, есть еще одна важная цель. Она состоит в обновлении автопарка и снижении аварийной опасности на дорогах . Правительство рассчитало, что небольшая безвозмездная субсидия из бюджета поможет тысячам людей купить первую машину. А испытав удовольствие и комфорт от его использования, граждане будут и далее выделять средства на транспорт.

Условия участия в госпрограмме

Многонаправленные мероприятия содержат критерии для всех участников. Таковые предполагаются целевыми направлениями их разработки. Так, к автотранспортным средствам (ТС) предъявляются такие требования:

  • производство должно быть локализовано на территории России не менее, чем на 50%;
  • машина должна быть выпущена за год до совершения сделки купли-продажи.
Внимание: господдержку нельзя использовать для приобретения подержанного ТС. Авто должно быть новым.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кто может воспользоваться привилегией

К участникам также предъявляются жесткие требования. Госпомощь по законам страны выделяется исключительно гражданам России. Иностранцы воспользоваться бюджетными средствами не смогут, даже если являются резидентами РФ. Кроме того, разработчики Постановления внесли такие критерии для участия в госпрограмме в отношении претендентов:

  • наличие водительского удостоверения;
  • отсутствие иного автокредита в год обращения.

Водительское удостоверение претендента гарантирует, что кредит не будет оформлен на несовершеннолетнего. Таковым права не выдаются. А требование об отсутствии иного кредита гарантирует погашение займа в срок. Таким способом государство и банки защищают себя от потери средств.

В какие банки обращаться

Согласно правилам реализации госпрограммы в полномочия госструктур входит достижение договоренности с финансистами. Банки включаются в работу после подписания контракта со структурой, на которую возложено реализация мероприятий на местах. На практике это означает следующее:

  1. Необходимо интересоваться в салонах о предложениях с госучастием.
  2. При оформлении автокредита в банке также спрашивать, участвует ли учреждение в госпрограмме по приобретению первой машины.

Конкретный перечень финучреждений, с которыми работает бюджет, зависит от региона проживания. Кроме того, договоренности меняются постоянно. Нужно спрашивать о действующих на момент обращения предложениях, указывая госпрограмму для покупки первого ТС.

Подсказка: договора составляются как с большими банками с госучастием (Сбербанк, ВТБ-24), так и с малыми региональными учреждениями.

Алгоритм действий претендента на госпомощь


Претендент на бюджетные средства должен понимать, что выделяются таковые исключительно на основании нормативных документов. Принимать решение о финансировании будут госслужащие. А они действуют строго по инструкции:

  1. В правительственном постановлении перечислены нормативные требования, которые расшифрованы во внутренних актах.
  2. Госслужащий обязан выполнить каждый пункт. Что означает изучение документации на соответствие требованиям.
  3. Положительное решение принимается в том случае, если претендент полностью соответствует нормам актов.
Внимание: соответствие требованиям необходимо доказать документально.

Какие документы потребуются

Перечень конкретных бумаг логично вытекает из перечисленных нормативных критериев. Придется предоставить:

  • копию паспорта (доказывает наличие гражданства РФ);
  • копию водительского удостоверения;
  • справку об отсутствии обязательств по иным кредитам на текущий год;
  • сведения из ГИБДД о том, что ранее транспорт на претендента не регистрировался.
Внимание: вышеперечисленные бумаги нужны только для оформления субсидии из бюджета.

Кроме того, банковские учреждения требуют предоставления документов на оформление кредита. У каждой структуры собственный перечень. Но паспорт потребуется обязательно. Еще часто требуют подтверждения платежеспособности в виде справок о доходах. Некоторые финучреждения страхуются согласием супруга на оформление займа.

Подсказка: банк потребует справку из бюро кредитных историй. Естественно, в ней должна быть только положительная информация.

В чем заключается помощь государства


Госструктуры берут на себя следующие обязательства:

  • оплатить 10% стоимости ТС в качестве первоначального взноса ;
  • повлиять на банк с целью понижения ставки по займу, максимум составляет 11,3% (условие прописывается в договоре между контрагентами).
Подсказка: заем оформляется на период, не превышающие 36 месяцев.

На практике происходит следующим образом:

  1. Претендент подает заявление о выделении субсидии, подтвержденное документально (оформляется в финучреждении).
  2. Госслужащие проводят проверочные мероприятия и принимают решение, соответствующее действующему законодательству.
  3. Гражданина оповещают письменно или по телефону.
  4. В случае принятия положительного решения деньги переводят на счет кредитора.
Внимание: отказать могут в случае несоответствия претендента нормативным требованиям или предоставления недостоверных сведений.

Какую машину можно купить


К транспортному средству также предъявляются определенные требования. Они таковы:

  • стоимость (вместе со страховкой) - не более 1,5 млн руб. (в 2017 году ограничивалось 1,45 млн руб.);
  • масса не должна превышать 3,5 т;
  • год выпуска - 2017 и 2018;
  • сборка российской локализации не менее, чем на 50%.

Под описанные критерии подпадает множество автомашин. К примеру, претенденты могут интересоваться такими моделями:

  • Лада;
  • Nissan X-Trail;
  • Ford Kuga;
  • Mazda CX-5;
  • Kia (некоторые комплектации: Rio, Cerato или Sorento);
  • Chevrolet Niva;
  • Skoda;
  • Ford;
  • Hyundai (Creta и Solaris);
  • Nissan;
  • Datsun;
  • Renault;
  • Toyota;
  • Brilliance H230;
  • Geely Emgrand 7 и другие.
Для сведения: Правительство РФ рассчитывает, что большая часть продаж придется на отечественных производителей (УАЗ, Лада).

Инструкция для покупателя первой машины


Подведем итог всего сказанного в виде краткой инструкции по использованию преимуществ госпрограммы.
Претенденту предстоит сделать следующее:

  1. Выбрать модель, соответствующую требованиям Правительства и собственным вкусам.
  2. Подобрать путем опроса банковское учреждение с наиболее выгодными условиями, участвующее в госпрограмме.
  3. Собрать необходимые документы.
  4. Оформить контракт на автокредитование и подать заявку на выделение госсубсидии.
  5. Подождать ответа.
  6. Оформить приобретение.
  7. Зарегистрировать транспортное средство в ГИБДД.
  8. Аккуратно выплачивать кредит.

Выгодно или нет


Мероприятия действовали половину 2017 года. За период, по расчетам специалистов из правительства, воспользоваться предложением должно было 58 тыс. человек. На практике продано 48 000 автомобилей с госучастием. Граждане отметили такие выгоды госпрограммы:

  • финансирование 10% стоимости, что снижает затраты;
  • льготная кредитная ставка также уменьшает траты человека;
  • банковские учреждения не включают в договор кредитования дополнительных «хитрых» пунктов, так как подконтрольны властям;
  • оформить субсидию проще, чем казалось на предварительном этапе.

Но есть и критики такого вложения бюджетных средств. Так, некоторые граждане все равно недовольны тем, что от них требуют брать заем. Понятно, что кредитование приводит к переплате. Однако субсидию можно получить только после оформления займа.

Некоторые финансисты выдвигают непомерные требования к клиентам. Например, первоначальный взнос может достигать 95% стоимости авто. А это не подходит молодежи, для которой разработана госпрограмма. Практика реализации мероприятий выявила ошибки и шероховатости. Они будут исправляться на местах.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Программа продлена на 2019 год.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Видео о том, как будет работать программа льготного автокредитования в 2018 году

5 апреля 2018, 17:34 Мар 3, 2019 13:36



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png