В прошлую пятницу в ЦДХ для членов и друзей клуба Prime Concept приоткрылся XXXV Российский антикварный салон, для всех остальных посетителей он начал работать в субботу. Возможностью первыми увидеть, какое именно искусство пошло в этот раз на продажу, традиционно не пренебрегли известные коллекционеры предприниматель Давид Якобашвили и главный исполнительный директор Дойче-банка в России Павел Теплухин. Но куда больше галеристы оценили появление адвоката Анатолия Кучерены, пришедшего на ярмарку с сугубо прагматическими задачами.


Традиционно в ЦДХ осенью проходят две больших арт-ярмарки: в сентябре на "Арт Москве" продают современное искусство, а спустя месяц открывается Антикварный салон (причем знатоки считают осенний более ценным, поскольку антиквары на нем в определенном смысле представляют отчет о том, как они провели лето). Совершенно неважно, в какой фазе находится тренд любить современное искусство, активной или пассивной, потому что до антиквариата охотников всегда больше. Что и понятно, условные "стулья из дворца", будь то действительно стулья или же малые голландцы, намного проще мысленно вписать в интерьер, чем объекты contemporary art. Вот господин Кучерена, которого явным образом притягивали золотые рамы, честно признался, что сделал ремонт у себя в офисе и теперь хочет что-то такое подобрать. С профессиональной въедливостью он внимательно и последовательно осмотрел все, что было представлено в экспозиции салона. Антиквары, конечно, радовались ему как родному. Господину Якобашвили они, конечно, радовались тоже, но совсем иначе, не надеясь на то, что он уйдет с покупкой. Кажется, господин Якобашвили, который вот-вот достроит собственный музей на Солянке, приходит в ЦДХ, чтобы просто удостовериться, что никакого действительно ценного серебра не пропустил. Другие известные коллекционеры владельцы Unident Тамаз и Ивета Манашеровы (выставка Оскара Рабина из их частной коллекции несколько лет назад проходила в Третьяковке) особое внимание уделили галерее "Элизиум", которая представила несколько работ Натальи Гончаровой, объединив их под названием "Прима русского Парижа". Прямо сейчас в ГТГ на Крымском Валу идет ее большая персональная выставка, так что интерес к творчеству этой и так самой дорогой художницы арт-рынка разогрет до предела. Пришедшего на Антикварный салон замминистра культуры Григория Ивлева тут же взял на себя куратор галереи "Старые мастера" Михаил Перченко, ну и конечно, они направились смотреть специальную экспозицию в рамках салона "Малые голландцы", собранную из московских частных коллекций. В этом зале вроде бы ничего не было выставлено на продажу, однако, по слухам, уже по итогам prime preview пара полотен поменяла владельцев.

Заместитель главы финансово-промышленного холдинга "Газкомплектсервис" Михаил Оппенгейм, любитель всевозможного антиквариата и регулярный участник ретрогонки L.U.C. Chopard Classic Weekend Rally, прошел по салону стремительно, но с вниманием к экспонатам, а вот совладелец "Адаманта" Владимир Голубев, кажется, предпочитал показывать себя. Он ходил по ЦДХ в таком плотном и многолюдном окружении помощников и охранников, что разглядеть что-то вокруг себя ему точно было непросто. Также среди неожиданных гостей мероприятия можно назвать специализирующегося на современном искусстве галериста Марата Гельмана и депутата Госдумы Анатолия Карпова — известно, что он собирает марки (несколько лет назад его коллекция была оценена в €13 млн), но в ЦДХ никакого специального раздолья для филателиста не наблюдалось.

Итоги prime preview галеристы подводили с удовлетворением, но полушепотом: якобы основными покупателями в этот день были все-таки чиновники.

В минувший четверг, 19 сентября, на трассе Moscow Raceway состоялось историческое, во всех смыслах этого слова, событие - первые в России кольцевые гонки на исторических автомобилях Moscow Classic Grand Prix 2013, организатором которых выступила московская компания «Старое Время», лидер российского рынка услуг по импорту и обслуживанию исторических автомобилей, при поддержке event-агентства «Автоэкзотика», более известного широкой публике по организации одноименного автомобильного шоу.

П ри подготовке к проведению мероприятия организаторам пришлось преодолеть немало трудностей, ведь в нашей стране, в отличие от Европы или Америки, практически отсутствует собственный опыт проведения кольцевых гонок на исторических автомобилях, не хватает подготовленных автомобилей и пилотов. И, тем не менее, на старт парных гонок (по одному кругу каждый с каждым, наподобие велосипедных гонок преследования на треке, когда старт участникам дается из двух равноудаленных точек) вышли 24 экипажа на специально подготовленных ретромобилях, разделенных в зависимости от возраста и места производства на пять зачетных групп:

  • Veteran (автомобили, выпущенные до 1945 года);
  • Oldtimer (1946 - 1970 г.г.);
  • Youngtimer (1971 - 1980 г.г.);
  • Mini (автомобили марки MINI, произведенные до 1990 года);
  • Sovtrans (отечественные автомобили не старше 1980 года выпуска).

С амым старым автомобилем, принявшим участие в гонках, стал Aston Martin 15/98 Sports Tourer 1938 под управлением Михаила Опенгейма, которому удалось победить в зачете Veteran. Пересев потом в Lotus Elan 1964 года, Михаил сумел также опередить всех конкурентов в категории Oldtimer и стать в итоге абсолютным победителем Летнего Гоночного Кубка компании «Старое Время» 2013 года, состоявшего в этом году из 3-этапов.

П редставляем призеров гонок во всех категориях:

Veteran 1. Опенгейм Михаил (Aston Martin 15/98 ST 1938) 2. Смирнов Александр (MG TA 1938)

Oldtimer 1. Опенгейм Михаил (Lotus Elan 1964) 2. Кашин Григорий (Chevrolet Camaro SS 1968) 3. Ильин Александр (Jaguar ХК 140 1956)

Youngtimer 1. Тюрин Михаил (Porsche 911 ST 1971) 2. Душкин Вячеслав (Datsun 280 Z 1977) 3. Гергоков Евгений/Попов Владимир (Audi Quattro 1978)

Mini 1. Смирнов Александр (Austin Mini 1964)

Sovtrans 1. Гергоков Евгений/Попов Владимир (ВАЗ 2105 1979) 2. Попов Владимир/Гергоков Евгений (ВАЗ 2103 1975) 3. Могилевский Лев (Москвич 408 1968).

П обедителями Летнего Кубка компании «Старое Время» 2013 по результатам 3-х этапов стали:

  1. Опенгейм Михаил (Lotus Elan 1964)
  2. Ильин Александр/Петухов Игорь (Jaguar XK 140 1956)
  3. Смирнов Александр/Назаркин Сергей (Jaguar XK 150 1959).

О рганизаторы Moscow Classic Grand Prix с оптимизмом смотрят в будущее, считая, что на фоне роста интереса россиян к исторической технике, а также появлением в России трасс международного уровня и ростом популярности автоспорта, будет расти интерес и к гонкам на исторических автомобилях. В следующем году, помимо гонок Moscow Classic Grand Prix 2014 на трассе Moscow Raceway, которые будут посвящены 100-летнему юбилею отечественных кольцевых гонок, организаторы планируют провести также и зимнее мероприятие для исторических автомобилей на трассе Тушинского аэродрома.

коллекционеры Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян. Фото: Майи и Владимира Опара.

В октябре 2014 года в Старопименовском переулке д.14 открылась галерея ARTSTORY, в основу которой легли произведения из собрания Михаила Опенгейма и Люсинэ Петросян, в большинстве своем относимые к так называемой "второй волне" авангарда или неофициальному искусству.

В коллекции ARTSTORY находятся произведения различных авторов, включая таких как: Евгений Рухин , Николай Ситников, Ольга Булгакова , Леонид Пурыгин, Анатолий Зверев , Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова. За последние 3 года галерея представила московской публике насыщенную выставочную программу, в том числе с привлечением произведений из крупных частных коллекций и музейных собраний.

сайт побеседовал с коллекционерами о том, как создавалась галерея и какие ориентиры в искусстве актуальны ее создателям по сей день.

сайт: Расскажите пожалуйста о том, как давно вы начали собирать коллекцию, и с чем это решение было связано? Кого вы привлекали в качестве экспертов или какие другие факторы были для вас определяющими в подборе собрания?

Михаил Опенгейм: Самую первую картину, я приобрел больше 20 лет назад, но коллекционером стал гораздо позднее.

Критериями покупки тех или иных работ, для меня всегда было одно: нравится или не нравится произведение искусства. Чье бы ни было мнение или совет, для меня особо роли не играло.


Вход в вашу галерею традиционно бесплатный, 3 года назад вы открыли это пространство в том числе для того, чтобы показать людям вашу коллекцию. Повлияла ли деятельность галереи и выставки, которые вы делаете, на ваше собственное видение коллекции и понимание ее дальнейшего развития? Обращаете ли вы внимание на современных авторов и если да, то какими критериями оперируете?

М.О.: Мы открыли галерею как раз в то время, когда многие закрывались и ощущался дефицит достойных выставочных пространств. Мы хотели иметь свою качественную площадку на которой художники, творчество которых нам близко, могли бы показывать людям своё творчество. И этому принципу мы следуем до сих пор.

Люсинэ Петросян: Мы обращаем внимание то что сделано с душой, вне зависимости от возраста автора либо произведения.

Главный критерий - это эмоция, которая остаётся после увиденного.



Василий Шульженко. "Писательские дачи". 2013. Холст, масло.

Безусловно, мы очень ценим в нашей истории искусства имена, которые входят в ваше собрание. Но насколько инвестиционно оправдано коллекционирование неофициальных художников. Их время на рынке уже сейчас или еще предстоит?

Л.П.: Мы не рассматриваем себя как инвесторов в искусство и никогда не рассматривали. Никто не может знать, что нас ждет впереди. Коллекционер должен в первую очередь руководствоваться тем, что он чувствует, приобретая картину, а не кажущейся инвестиционной привлекательностью. На наш взгляд, пока у нас нет сложившегося арт-рынка со всеми его механизмами.

М.О.: Этот вопрос опять же находится в области инвестирования, и он не про коллекционирование.Потому что коллекционирование, - это покупка того, что тебе действительно нравится и без чего ты не хотел бы оставаться. А расстаться с такой вещью даже на пике популярности художника всегда жалко.

Каждый коллекционер хочет иметь у себя шедевры. Вопрос лишь в том, что является шедевром, а что нет, и у каждого на это может быть свой взгляд.



"Коллекция историй - 2" выставка к 3-х летию галереи ARTSTORY. Фрагмент экспозиции.

Если отбросить инвестиционные моменты, конечно, собрав вашу коллекцию, вы стали владельцами кусочка истории, что, безусловно, очень важно. Большинство художников из вашей коллекции начали работать в период брежневского застоя и перестройки, какие истории их произведения рассказывают нам сегодня и какие уроки мы можем из этого вынести?

Л.П.: Я считаю, что нам с Михаилом повезло, потому что многие из тех художников, кого мы любим, - живы. У нас есть возможность с ними общаться и получать от этого удовольствие. Потому что огромное значение имеет твое личное отношение к автору, хотя творческая составляющая все-таки находится на первом плане. Всегда приятно, когда автор оказывается не просто большим художником, но еще и достойным человеком.

М.О.: Главный урок, - это то, что художественные произведения могут быть актуальны вне зависимости от времени их создания. То есть искусство - вечно.

Напоследок, расскажите какую-нибудь самую запоминающуюся историю, приключившуюся в рамках вашей собирательской деятельности?

Л.П.: У нас, конечно, накопилось немало интересных историй, потому что мы работаем с творческими людьми. Ну, вот, к примеру, была у меня была незабываемая история с Наттой Конышевой. Когда-то я делала выставку с участием ее работ. До открытия оставались считанные минуты, приехало телевидение, и пришла Натта Конышева. Я очень обрадовалась увидев ее и подумала, что она хочет дать интервью.

Вместо этого она достала фломастер из сумки и стала рисовать на уже не принадлежавшей ей работе. Я была в шоке, пыталась увести Натту от картины, но это было бесполезно.

Натта Конышева. «Дама с Единорогом в метро». Оргалит, масло, 55х61 см.

В результате картину пришлось снять с выставки, и спрятать от автора, желающего ее переписать…

Более 100 произведений из коллекций Люсинэ Петросян и Михаила Опенгейма экспонируются сейчас в галерее ARTSTORY на выставке «Коллекция историй - 2». Составить собственное мнение о тех или иных работах и коллекции в этой ее части, попытаться отгадать арт-квест подготовленный специально к проекту (среди призов обещают картины!) - можно до 10 января 2018г. Вход свободный (18+).

В преддверии нового выставочного сезона Cultobzor.ru взял интервью у владельца и сооснователя Галереи ARTSTORY М.Д.Опенгейма.

Михаил Давидович, что для Вас мир искусства – бизнес, объект для инвестиций, приятный отдых, образ жизни, что-то еще?

Точно не бизнес, и точно не инвестиции. Скорее сейчас это именно образ жизни. В любой сфере бизнеса есть шкала риска, так вот в современном искусстве уровень этого риска просто запредельный. Поэтому никому не могу посоветовать выбрать именно рынок современного искусства как поле для инвестиций.

Тем более в России, в нынешней совершенно неопределенной ситуации, когда никто не знает что будет завтра, а уж тем более послезавтра. Рынка произведений искусства в России нет как такового, я его могу охарактеризовать как «блошиный» – настолько здесь его объем ничтожный и случайный.

Разница в отношении к изобразительному искусству в России и в Европе колоссальная, желание приобрести картину идёт, дай бог, двадцать пятым по списку приоритетов, если вообще у человека есть такая потребность. А откуда она могла взяться, если жить где-нибудь в хрущовке или в коммуналке, где на стене в лучшем случае висит картинка из журнала?

Культура восприятия произведений искусства не может появиться массово и сразу, это долгий процесс, на который уйдет несколько поколений. И пусть этот процесс произойдет хотя бы на уровне бытовых привычек, например, человек съездил заграницу, увидел в гостинице в номере репродукции картин, ему понравилось, возможно, у него возникнет желание что-то купить. Это всё будет накапливаться при нормальной ситуации в стране.

Далее, в России нет принятой заграницей модели отношений художник – галерея – покупатель. Галереям чрезвычайно сложно вести одного определенного художника, приобретать эксклюзивные права, вкладываться в него. Каждый хочет получить выгоду здесь и сейчас, и обычно всё это сводится к схеме «случайный покупатель» – «случайный художник». Выстроить цивилизованный рынок на такой модели невозможно.

Поэтому, повторюсь, искусство для меня – это образ жизни, это то, что по-настоящему нравится.

Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – основатели Галереи ARTSTORY

А что Вам нравится? Какие фамилии Вы могли бы назвать?

Художников, которые нравятся, много. Это мой любимый Моисей Фейгин, это Наталия Нестерова, это Олег Целков, особенно ранние произведения. В последнее время меня очень увлекло творчество Леонида Пурыгина. Мне интересен Владимир Мигачёв, который является художником нашей галереи и выставку которого мы провели в свой первый сезон. Планируем и новую его экспозицию.

Намеренно называю очень разных художников, потому что для меня главное – чтобы картины чем-то зацепили, не оставили равнодушным. Это главное, что привлекает моё внимание и вызывает интерес к творчеству художника, желание приобрести его работы.

Выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» в Галерее ARTSTORY

Охватывает ли Вас азарт коллекционера, когда не спишь ночами и стремишься любой ценой приобрести понравившуюся картину?

Спокойствие оно бывает внешнее и внутреннее. Внешне, как видите, я всегда спокоен. Что касается внутреннего азарта… Я всегда внимательно изучаю цены, слежу за творчеством интересующих меня мастеров, знаю ситуацию на рынке. И не вижу необходимости переплачивать втридорога.

И хочу отметить такой момент – я могу купить, например, даже на блошином рынке, картину неизвестного художника, но если она мне лично нравится, чем-то зацепила, то она принесет мне больше эстетического удовольствия, нежели работа художника с раскрученным именем, но чуждого мне по взглядам на искусство.

Я не гонюсь за именами, у меня есть ясное и четкое понимание, что и когда нужно делать, кого мне нужно приобретать.

Выставка Владимира Титова «Последний маргинал» в Галерее ARTSTORY

Еще одно Ваше увлечение – это старинные автомобили, Вы участвуете и не просто участвуете, а побеждаете в различных престижных гонках. Это проявление страсти к скорости, к ярким эмоциям, к риску?

Первоначально в основе всего этого лежала красота. Классические ретро-машины удивительно красивы, они обладают тем, чего напрочь лишены изделия современного автопрома – стилем, элегантностью, эксклюзивностью.

Автомобили класса luxury той блестящей эпохи сродни произведениям искусства – настолько они уникальны в своей индивидуальности. Тогда никто не ломал линию кузова просто ради лучшей аэродинамики. В салоне главной была не эргономика, а роскошь, не показная, а подлинная, внутренний аристократизм в характере каждого автомобиля.

Потом уже ко мне пришло понимание, что на этих машинах можно и ездить, можно участвовать в гонках, и, честно признаюсь, выходя на старт, стараюсь если не выигрывать, то приезжать в призах. Но, еще раз хочу подчеркнуть, первоначальным стимулом была красота.

Здесь у меня напрашивается сравнение этих роскошных автомобилей с вашими выставками. Любой проект галереи ARTSTORY – отточен, выверен, эксклюзивен и безумно интересен.

Не буду скрывать, в душе я перфекционист, в основе всего того что я делаю, лежит очень простой принцип – если делать, то хорошо, иначе лучше вообще ничего не делать. И я благодарен всем сотрудникам галереи за понимание и поддержку этого принципа.

Поэтому мы сидим перед выставками ночами напролет, вызывая справедливые нарекания наших близких. Поэтому мы можем всей галереей на два дня перед сдачей каталога, как это было перед выставкой Фейгина, уехать под Тверь и на полиграфическом комбинате каждую страницу поштучно принимать к тиражу, выверяя цвет и все детали.

Зачастую бывает так – приходишь на какую-то выставку, видно, что вложены большие деньги, что участвуют хорошие художники, а целостности нет, проект не состоялся. Есть просто набор отдельных произведений.

Я же подхожу к разработке концепции любого проекта нашей галереи с одним очень простым вопросом – с каким впечатлением должен уйти зритель с выставки.

А потом уже от желаемого нами результата мы по цепочке начинаем придумывать, что для этого нужно сделать – выбор произведений, архитектура экспозиции, каталог, всё, что должно по нашему мнению сопровождать выставку.

На открытии выставки «Война участвует во мне…»

Прошел первый, очень важный и трудный выставочный сезон галереи. Какое получилось лицо у ARTSTORY, какое место она заняла на арт-карте Москвы, удалось ли достичь тех целей, которые Вы ставили перед собой, открывая галерею?

Лицом галереи, и прекрасным лицом, является её директор и сооснователь Люсинэ Петросян, без которой просто ничего бы не было.

Какое место мы занимаем, как мы воспринимаемся в арт-сообществе – наверное, нам изнутри трудно об этом судить. Мы просто честно и качественно делаем свою работу, как мы её понимаем. Но мы, мне кажется, можем гордиться и ставить самим себе на будущее в пример такие реализованные нами проекты, как выставка Моисея Фейгина «Неистовый Орфей» и экспозиция «Война участвует во мне…» к 70-летию Победы.

Нашей целью было создать своего рода галерею-клуб, что бы ARTSTORY стал местом, в котором уютно всем любящим искусство. Поэтому вход на выставки у нас свободный, и это принципиальная позиция – наши выставки должны быть доступны для всех. Мы проводим лекции, мастер-классы и творческие вечера. Творческая атмосфера и пространство любви к изобразительному искусству – вот что такое в моём понимании наша галерея.

Творческий вечер «Василий Ситников и его «Академия художеств» в Галерее ARTSTORY

С каким выставочным планом ARTSTORY начинает свой второй сезон?

Уже 9 сентября открывается ретроспективная выставка известного московского художника-графика Бориса Маркевича. Сюрпризом, который мы подготовили для наших посетителей, является издание книги рассказов Михаила Зощенко с иллюстрациями художника.

Книга должна была выйти в 1971 году, но … В последний момент была дана команда сверху «не пущать». И вот через 44 года мы восстанавливаем тончайшую и точнейшую линию Зощенко –Маркевич.

Следующая экспозиция представит избранные произведения из коллекции галереи. К выставке мы готовим своего рода энциклопедию с обширным биографическим и искусствоведческим материалом по каждому из наших художников. Это будет академическое издание объемом около четырехсот страниц!

Далее планируем выставку Льва Табенкина, на которой представим неизвестные ранее полотна художника 1980-х годов, которые мы привезли из Америки, где они пролежали почти тридцать лет в свернутом виде. Многие из них нам пришлось тщательно реставрировать, но это потрясающие работы, я уверен, что эта выставка станет большим событием и откроет Льва Табенкина современным зрителям с совершенно незнакомой стороны.

Мы запускаем новую версию сайта, готовим программы мастер-классов и образовательных лекций. В планах ряд проектов в поддержку молодых художников. И мы всегда рады видеть всех любителей искусства в стенах нашей галереи!

Рабочий момент. Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян – обсуждение будущей экспозиции



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png