Все владельцы автомобильного транспорта имеют представление о предназначении и принципе работы аккумуляторной батареи. Однако не многие знакомы с методами восстановления работоспособности аккумуляторов.

Конструкция и принцип работы

Согласно картинке выше, аккумулятор состоит:

  1. Крышка аккумулятора;
  2. Межэлементное соединение;
  3. Вентиляционная пробка;
  4. Соединяющий мостик;
  5. Полюсный вывод;
  6. Борн;
  7. Катод – отрицательный электрод (Pb);
  8. Сепаратор;
  9. Анод – положительный электрод (PbO2);
  10. Полимерный моноблок;
  11. Опорная призма;
  12. Межбаночная перегородка.

Под конструкцией аккумулятора понимается сосуд с раствором электролита и со свинцовыми электродами внутри. Электролитом является смесь кислоты H2SO4 и очищенной воды H2O. Одна из пластин выполнена из губчатого свинца Pb и является катодом, а другая – из диоксида свинца PbO2, является анодом.

Свинец, будучи легкоокисляющимся металлом, обладает свойством электролитического растворения, путем перехода положительных ионов металла в раствор. В процессе опускания свинцовых пластин в раствор электролита от нее начнут отсоединяться положительные ионы свинца и переноситься в раствор, при этом электрод будет иметь отрицательный потенциал.

С увеличением разницы в потенциалах данный процесс замедляется до момента наступления баланса между силой, выталкивающей ионы в раствор, и силами электростатического поля и избыточного гидростатического давления на раствор.

При погружении электрода из двуокиси свинца в раствор серной кислоты происходит процесс его перехода в раствор, где он, соединяясь с водой, преобразуется в ионы свинца Pb4+ и ионы гидроксила ОН. Ионы Pb4+, оседая на электроде, формируют на нем положительный потенциал, а кислота создает только ионы ОН+ и HSO4. Соответственно, при разряде аккумулятора используется серная кислота, образовывается вода, и происходит образование на двух пластинах сульфата свинца. При заряде АКБ процессы проходят в противоположном направлении.

Возможные неисправности аккумуляторов

Среди возникающих неисправностей аккумуляторов основными являются:

  • Переполюсовка аккумулятора. Данный процесс характеризуется тем, что при работе аккумулятора в циклическом режиме на «заряд-разряд» со временем может падать емкость некоторых аккумуляторных батарей в аккумуляторе. Такой дисбаланс может привести к тому, что просевшая батарея начнет заряжаться от соседних исправных батарей, но заряд будет проходить в обратном направлении, образуется так называемая обратная полярность. Поскольку зарядное напряжение практически в 2 раза выше разрядного, переполюсовка может привести к выходу из строя нескольких аккумуляторных батарей. Как последствие возможно разрушение аккумулятора ввиду сильного газовыделения и нагрева;
  • Сульфатация аккумуляторных пластин. Процесс образования сульфата свинца –явление обычное для всех свинцовых аккумуляторов. Образовавшиеся мелкие кристаллы сульфата свинца при заряде аккумулятора растворяются и не доставляют проблем. Однако ненормальная сульфатация, в виде крупнокристаллического сульфата свинца, не растворяется при заряде и со временем покрывает всю активную часть электродов, мешая заряду аккумулятора.

Факторами, указывающими то, что аккумулятор переполюсованный и имеет глубокую сульфатацию, являются:

  • Большое отличие плотности электролита в разных банках;
  • Маленькая емкость АКБ по сравнению с гарантированной документацией;
  • Резкое повышение напряжения в начале заряда аккумулятора;
  • Стремительное повышение температуры электролита;
  • Очень медленный рост плотности электролита при заряде;
  • Раннее закипание раствора электролита по сравнению с нормальным временем.

Причины неисправностей и методы устранения

Основными причинами неисправностей являются:

  1. Нахождение аккумуляторов в разряженном или недозаряженном состояниях длительное время;
  2. Регулярная зарядка завышенными токами;
  3. Частые абсолютные разряды;
  4. Низкий уровень электролита;
  5. Увеличенная плотность электролита;
  6. Перепады температуры.

Для восстановления нормальной работы аккумулятора при наличии ненормальной сульфатации необходимо:

  1. Длительный перезаряд аккумулятора на протяжении 3 часов;
  2. Восстановление аккумулятора переполюсовкой.

Понимание в полной мере процессов, происходящих в аккумуляторе, и методов по устранению неисправностей позволит не допускать поломок и максимально продлить жизнь аккумулятору.

Видео

Правильное обслуживание авто необходимо, чтобы транспортное средство работало безотказно. Но даже при правильном уходе автомобильный аккумулятор теряет емкость. Если причиной неисправности является осадок сульфата свинца на поверхности пластин, спасти может переполюсовка, как крайняя операция по восстановлению. Специалисты утверждают, что шоковая операция может привести к полному внутреннему разрушению или частичному восстановлению емкости.

Ваш аккумулятор не принимает заряд, через 3-4 минуты начинает кипеть, а разряжается за считанные минуты автомобильной лампочкой? Если электролит светлый, в нем нет мути, а на свинцовых пластинах виден белый налет – произошла сульфатация. Нерастворимый осадок не позволяет ионам подойти к пластине, зарядить ее. Вы пытались разрушить накипь всеми известными способами, не получилось?

Осталось сдать отработанную батарею на утилизацию. Только когда все способы десульфатации исчерпаны применяется переполюсовка – смена соединения ЗУ с плюсовой клеммы на минусовую. При этом свинцовая пластина аккумулятора получает положительный заряд, а диоксид свинца отрицательный. У новых бюджетных моделей АКБ свинцовые пластины тонкие, они могут разрушиться, прежде чем растворится сульфат. Переполюсовка аккумулятора может иметь дурные последствия, если есть банки с коротким замыканием или осыпавшейся активной массой.

Чем опасна переполюсовка при прикуривании

Не всегда провода для прикуривания имеют маркировку для соединения плюса и минуса аккумулятора. В темноте, тесноте, спешке перепутать их можно. Это единственная причина переполюсовки при прикуривании автомобиля. Поэтому во всех инструкциях есть пункт, проверить соединение дополнительно.

Перепутанные провода соединят 2 батареи последовательно, выдав напряжение 24 В. На выходе перемычка – организовано короткое замыкание. Последствия – ожоги рук, возгорание. В этот момент может взорваться аккумулятор меньшей мощности.

Часто, вопреки инструкции, при этом еще включен автомобиль донор, у обеих машин может отказать ЭБУ, сгореть диодный мост. Но если спохватиться и снять провода быстро, обойдется несколькими предохранителями. Аккумулятор автомобиля после обнаружения ошибки необходимо быстро разрядить, проверить состояние и правильно зарядить от сети. В современных авто предусмотрена защита аккумулятора и бортовой сети от переполюсовки.

Как сделать переполюсовку аккумулятору

Любой аккумулятор, отработав 2-3 года, теряет емкость по разным причинам. Какая-то из ячеек может сесть из-за осыпавшейся массы. Случится короткое замыкание, и банку нужно менять. Иногда электролит становится черным от окислившейся пластины, иногда высокое сопротивление токам зарядки создает твердый осадок белого цвета на пластинах. Сульфатирование убирают разными способами, но если налет на пластинах остается, крайний способ – переполюсовка. Нельзя использовать метод, если в банках мало электролита, нужно добавить. Старые модели аккумуляторов имеют толстые свинцовые пластины и лучше других выдерживают смену полярности.

Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы чистят от сульфатирования импульсными токами. Переполюсовка для них противопоказана – нельзя выполнять глубокий разряд и организовать «кипение». Даже замер плотности электролита в необслуживаемом устройстве проблематичен.

К чему может привести переполюсовка литиевого аккумулятора? Такие АКБ требовательны к эксплуатации, не переносят перенапряжения и глубокого разряда. Аккумуляторы работают с балансирами и специальными контроллерами защиты, предупреждающими выход за режим безопасности. Сульфатации устройства не подвержены, переполюсовка недопустима.

Порядок действий при переполюсовке аккумулятора

Операция проводится в вентилируемом помещении. Необходимо контролировать процесс, придерживаясь рекомендаций. Перед зарядкой убедиться, что пробки на банках сняты. Выделяющаяся при реакции смесь взрывоопасна.

Предлагается схема переполюсовки аккумулятора от специалистов.

  1. В первую очередь аккумулятор разряжается в ноль внешним сопротивлением, в чем следует убедиться, и для верности даже перемкнуть контакты.
  2. Подключаем батарею к зарядному устройству, изменив полярность – красный провод к минусу, черный к плюсу.
  3. Устанавливаем напряжение 14,2 -14,8 В, ток 2 А. Аккумулятор заряжается, при этом температура в банках растет. Не следует допускать нагрева выше 60 0 , снижая ток зарядки и напряжение.

Процесс может идти несколько суток. За это время нерастворимый осадок постепенно диссоциирует ионы свинца в раствор электролита, его плотность повышается. В конце зарядки ареометр покажет рабочие параметры, пластины очистятся. Этот процесс называют переполюсовкой, и оставляют аккумулятор работать так после восстановления емкости.

Двойная переполюсовка аккумулятора — процесс, когда после снятия первого заряда любым сопротивлением, прибор снова ставят на зарядку, но в прямом направлении. В этот момент возвращается классическая полярность, и восстановленный переполюсовкой автомобильный аккумулятор сохранит работоспособность на годы.

Предлагаем посмотреть видео о порядке восстановления аккумулятора методом переполюсовки.

Аккумулятор – переполюсовка своими руками

Прежде чем делать переполюсовку аккумулятора самостоятельно, нужно попытаться провести растворение сульфата свинца другими способами. Опасность процесса в конструкции АКБ. Российские европейские производители ставят более толстые свинцовые пластины, они выдерживают нагрузку переполюсовки. Но замыкание банок и в них не исключено. Поэтому набивать руку следует на аккумуляторе, подготовленном на утилизацию по причине сульфатирования.

В процессе не нужно использовать большой ток зарядки, ускоряя процесс. Лучше, если кипение будет мелкими пузырьками, при температуре 50 0 . Соблюдайте личную безопасность, работайте в защитных очках и резиновых перчатках.

Результаты восстановления аккумулятора переполюсовкой получаются разными. Отзывы на эту операцию противоречивые, но сводятся к тому, что лучше купить новый аккумулятор, чем вздрагивать каждый раз, когда запуск мотора авто затрудняется.

Переполюсовка аккумулятора, восстановление – видео

Предлагаем посмотреть доступное объяснение специалиста, нужно ли и как реанимировать аккумулятор переплюсовкой. Автор просто излагает пошаговую инструкцию с собственными рекомендациями.

После того как ваш АКБ полностью вышел из строя, то есть он уже не берет заряда и начинает кипеть после 3 – 5 минут подключения к зарядному устройству, а обычная автомобильная лампочка разряжает его за пару минут в ноль. Перед вами встает выбор, либо , либо попробовать его как-то оживить. Сейчас существует много различных методик и одна из них это переполюсовка вашего аккумулятора. А что, вы ничего не теряете …


Нужно признать мера эта критическая, когда вообще ничего уже не осталось! Например, настолько сильная, что ее уже не удается разрушить никакими методами ! Однако если методы эти срабатывают, я вам советую не увлекаться переполюсовкой, все же иногда это может добить вашу батарею.

Итак, начнем с определения

Переполюсовка – это смена полюсов АКБ, методом полного разряда (что говорится в ноль) и затем заряда под другими полюсами. Делается для восстановления работоспособности батареи, увеличения емкости.

То есть простыми словами вы меняете плюс и минус местами, плюсовая клемма становится минусовой, а соответственно минусовая плюсовой.

Как нам известно – минусовые пластины делаются из свинца, а вот плюсовые из его диоксида.

Для чего делается?

Да все просто – это банально борьба с сульфатацией пластин и восстановлением емкости, зачастую сульфаты очень сильно закупоривают плюсовые пластины. Чтобы их разрушить, нужно из плюсовых пластин сделать минусовые! Это как раз и делается путем переполюсовки.

То есть вы можете из нерабочей полностью «мертвой» батареи, сделать еще способный хоть на что-то АКБ! Вполне возможно на летний период времени его хватит, зимой скорее всего нет.

Метод, как я уже говорил сверху — критический, то есть если нет острой необходимости в этом, например батарея потеряла всего 10 — 20% емкости – НЕ СТОИТ ЕГО ПРОВОДИТЬ! Позже объясню почему.

Как делается, принцип восстановления?

Не смотря на «мудреные» слова, метод действительно прост дальше не куда. Берется пациент, обычно это батарея которая уже «сдохла» (как считают многие):

  • Не берет зарядку
  • Быстро закипает, буквально через несколько минут
  • Быстро разряжается, даже слабыми источниками энергии
  • Емкость примерно от 10 до 30% от номинала

Понятно, что такая батарея не сможет запустить двигатель автомобиля, просто не хватит сил. Поэтому переполюсовка уже ей не повредит, пробуем:

  • Нам нужно разрядить аккумулятор в ноль, то есть совсем. Что делаем – вешаем какую-либо нагрузку на клеммы, обычно хватит автомобильной лампочки. Если напряжение никак не хочет падать, то уже у разряженного АКБ можно перемкнуть клеммы.
  • Дальше нам нужно поменять клеммы от зарядного устройства, то есть минусовой провод подключаем к плюсовой клемме! Соответственно минусовую – к плюсовой.
  • Заряжаем. Аккумулятор, как ни странно начнет брать заряд, причем активно, правда начнется очень сильной нагрев АКБ, это говорит нам что батарея начинает преображать «полюсы», меняются и пластины внутри.
  • Вначале можно дать большой ток, скажем 10 процентов от емкости, но дальше стоит заряжать током в 2 Ампера. Также советую повесить дополнительное сопротивление, чтобы оно взяло на себя основной нагрев. Хватит небольшого резистора.
  • Ждем до закипания банок, при слабом токе.

После этого, если ваш АКБ исправен, то он переполюсуется и наберет емкость. В лучших случаях можно восстановить до 90% от номинала.

Собственно это весь процесс, как видите он достаточно легкий. Но не всегда он может вам помочь.

Последствия или почему не всегда стоит делать

Смотрите – переполюсовка это не панацея от всех проблем АКБ! Она поможет только тогда когда у вас есть сульфатация пластин, и то не всегда. Например многие «говенные» аккумуляторы, банально могут не выдержать этого процесса, из-за того что их пластины очень тонкие, буквально как фольга и этот процесс их просто убьет.

В каких моментах этот процесс не поможет:

  • Если осыпались пластины и .
  • Если одна банка замкнула
  • Нет нужной плотности внутри АКБ

Поэтому перед процессом, вам нужно убедиться, что действительно у вас нет проблем в банках, то есть они все чистые и прозрачные, только виден белый налет на поверхности. Тогда проводить стоит.

Последствия могут быть неоднозначными:

Во-первых , как я уже писал, если у вас замкнуло банку или осыпались пластины, вы просто добьете свой АКБ! Хотя уже хуже «осыпания» ничего быть не может. По любому сдаем перекупам.

Во-вторых , если пластины тонкие и «хреновые», переполюсовка может их просто убить, причем сразу же! Через непродолжительное время вы сможете увидеть осыпание активного вещества в банки.

Третье , не всегда плюсовые пластины могут выдержать этот процесс, все дело в том, что плюсовые делаются из диоксида свинца и роль минусовых пластин не всегда им подходит. То есть после процесса восстановления, проработать может не долго.

Так что я всем советую для начала попробовать сделать десульфатацию (ссылка есть сверху) и уже после пытаться реанимировать этим способом.

Двойная переполюсовка или процесс работает

Знаете на старых советских аккумуляторах, где пластины были толстые и качественные, я пару раз делал двойную переполюсовку. Аккумуляторы были просто категорически разряжены и стояли несколько недель в этом состоянии – сульфатация была просто огромной. Так как эти АКБ раньше выделялись на авто по распределению, а старые списывались, я их урвал для экспериментов.

В общем суть какая – для начала делаем переполюсовку, как я описал выше. То есть минус становится плюсом и наоборот. Но согласитесь, это реально неудобно! Причем конкретно!

Поэтому я делал еще один процесс, сразу же. То есть возвращал плюс и минус в нормальное состояние. И знаете все работало, емкость восстанавливалась на 77 и 83% соответственно. Белый налет уходил, проблема была решена.

Сейчас я не могу вам советовать даже одинарный процесс, ибо как описал выше, это может убить некачественный аккумулятор.

Никогда не помешает понять, что конкретно с ней произошло и можно ли восстановить ее. Нередко оказывается так, что АКБ можно возвратить к жизни тем или иным способом, и она может работать еще долгое время. Безусловно, всегда важно помнить о том, что восстановление аккумуляторов - процесс, требующий конкретных навыков с соблюдением определенной техники безопасности. Но если самостоятельно этому научиться, можно значительно сократить свои денежные расходы. Чтобы разобраться с тем, как проводится , нужно понять, как они функционируют.

Устройство и принцип работы

Содержимое автомобильных аккумуляторов помещено в прочный пластиковый корпус. Внутри него есть две свинцовые пластины, имеющие заряды со знаками «плюс» и «минус», а также жидкий электролит в виде . Материалом для изготовления пластин может служить не только свинец. Например, во многих современных батареях они изготовлены из сплавов никеля или кадмия.

Когда к батарее подается ток определенной величины, она начинает накапливать энергию и преобразовывать ее в электрическую. При достижении предела емкости аккумулятор становится накопителем энергии с напряжением на выходе 12 В.

Почему аккумулятор перестает работать

При каждом цикле «заряд-разряд» пластины АКБ постепенно повреждаются вследствие интенсивных электрохимических процессов внутри автомобильных аккумуляторов. Кроме того, автоаккумулятор не любит глубокого разряда и постоянного использования при высоком напряжении. И в том, и в другом случае происходит процесс, который называется сульфатация. Иными словами, на пластинах (если они свинцовые) образуется труднорастворимый сульфат свинца, который, в конечном итоге, и становится главной причиной выхода батареи из строя. Если пластины батареи целые, на них можно увидеть белый налет. В таком случае показана .

Когда восстановление невозможно

Если электролит внутри оказался черного или буро-коричневого цвета, вероятнее всего, восстановление АКБ уже невозможно. Если батарея разбухла и вздулась, ее сразу следует утилизовать.

Пластины могут осыпаться или рассыпаться вообще, вследствие чего в батарее может произойти замыкание одной или нескольких «банок». После замыкания восстановление автомобильного аккумулятора также проводить не рекомендуется. Поэтому всегда нужно смотреть, что произошло внутри АКБ, прежде чем заниматься ее восстановлением - разумеется, соблюдая возможную технику безопасности.

Чтобы не доводить источник питания до такого состояния, соблюдайте .

Восстановление автомобильного аккумулятора

Несмотря на то, что никаких пошаговых руководств по восстановлению аккумуляторных батарей нет, многие автолюбители уже давно проводят восстановление своими руками.

В популярных изданиях и даже на улице до сих пор часто мелькают объявления о том, что кто-то занимается скупкой старых кислотных аккумуляторов. Обычно такие скупщики сами «реанимируют» старые АКБ, а потом продают их по умеренным ценам.

Есть много способов, как провести самостоятельное восстановление аккумулятора автомобиля. Один из самых надежных и популярных - с помощью специальной присадки. Перед началом процесса старый электролит из батареи сливается, а внутренность тщательно промывается дистилированной водой. Заодно, по ходу дела, оценивается и состояние аккумулятора: как выглядят пластины, насколько хорошо сохранился пластиковый корпус, и так далее.

В электролите, имеющем плотность 1,28 гр/см 3 , растворяется десульфатизирующая присадка, и раствор оставляется в таком состоянии на два дня. Все необходимые пропорции указаны в руководстве по использованию присадки. Электролит заливается в батарею с обязательной проверкой его плотности. Пробки «банок» АКБ вывинчиваются, и включается зарядное устройство. Проводится несколько циклов «заряда-разрядки» батареи для поднятия уровня ее емкости. Весь процесс зарядки проводится током с показателями 10% от максимального.

Аккумулятор не должен сильно нагреваться, нельзя допускать его «закипания». Следить за показателем напряжения: при его стабилизации от 13,8 до 14,4 В уменьшить подачу тока до 5%. Ждать около двух часов, контролировать показатель плотности в электролите. Если в течение этого времени она остается неизменной, батарея зарядилась, и можно прекращать процесс зарядки.

Если плотность электролита выше требуемой, ее нужно скорректировать с помощью дистилированной воды, а если она, наоборот, выше, долить в батарею электролит более высокой плотности.

Теперь необходимо снова разрядить АКБ путем подключения нагрузки в виде небольшой лампочки. Ток подавать небольшой, 1 А для 12-вольтовой батареи, либо 0,5 А для 6-вольтовой. Контролировать напряжение до его понижения: 10,2 В для АКБ в 12 В, либо 5,1 В для АКБ в 6 В. Засечь время и вычислить емкость, приобретенную аккумулятором после восстановления. Для этого ток разряда умножается на его время. Если емкость небольшая, цикл повторяется.

В заключение долить в батарею небольшое количество десульфатизирующей присадки и завинтить пробки обратно. Как показывает практика, такой аккумулятор будет работать еще несколько лет.

Восстановление методом переполюсовки

Немного из курса химии и о качестве аккумуляторных пластин

Прежде чем проводить восстановление свинцовых аккумуляторов с помощью переполюсовки, необходимо еще раз напомнить себе о том, что две свинцовые пластины внутри него содержат разные заряды: одна, состоящая непосредственно из свинца, «минусовая», а другая, из диоксида свинца - «плюсовая». Обычно наиболее жесткому процессу десульфатации подвержена именно диоксидовая пластина. Это хорошо видно на примерах некоторых аккумуляторов китайского производства, которые могут быть неважного качества.

Если речь заходит о таком методе восстановления, как переполюсовка аккумулятора, опытные автомобилисты в один голос утверждают, что качество любого старого аккумулятора советского производства отличается завидной прочностью свинцовых пластин, и поэтому даже самый «махровый» экземпляр теоретически подлежит восстановлению таким способом. В практике встречались случаи, когда батарея, простоявшая где-нибудь в гараже 20 лет и более, неплохо поддавалась процессу восстановления. Рассказывают, что емкость в подобных случаях удавалось возвращать на 70%.

Процесс переполюсовки: меняем полярность

Аккумулятор разряжается до нулевых показателей напряжения, что контролируется замерами вольтметром на его полюсах. Чтобы разрядка осуществилась быстрее, к батарее подключается нагрузка в виде небольшой лампочки. Обычно, если емкость батареи низкая, то она разряжается быстро, и лампочка перестает гореть. Затем меняется полярность АКБ: плюсовые пластины становятся минусовыми, а минусовые - плюсовыми. Зарядку аккумулятора проводить уже с этой переполюсовкой.

Переполюсованный аккумулятор: заряжаем правильно

Очень важно помнить о том, что показатель тока при зарядке переполюсованной АКБ не должен превышать 2 А. Если ток будет больше, и без того ослабленные пластины, особенно плюсовые из диоксида свинца, могут совсем разрушиться. Переполюсованный аккумулятор начнет очень сильно и быстро нагреваться. Максимальная температура его нагрева - 50°С, при этом, 60°С - это уже верхняя, критическая отметка. Напряжение - 14,2-14,4 В.

Если температура нагрева становится выше 60°С, следует сразу уменьшить ток до 1,5А следующим образом: снизить напряжение до 14,2 или даже 14 В, но не ниже 13,8 В. Далее заряжать аккумулятор при таких показателях. Зарядиться он должен, как обычно, до 12,7 В. Если переполюсовывается батарея неизвестного, сомнительно производства, лучше сразу снизить показатель тока до 1,5 А, потому что 2 А - это довольно большое напряжение.

Конечно, во время процесса зарядки после переполюсовки напряжение будет расти, а банки аккумулятора нагреваться. Когда банки начнут «кипеть», а напряжение достигнет 14 В и выше, аккумулятор нужно снять с зарядки и проверить . Как правило, все сульфаты при таких интенсивных процессах кипения растворяются, и переполюсованный аккумулятор восстанавливает свою емкость примерно до 80 %.

Метод двойной переполюсовки: батарею следует вновь разрядить лампочкой и перенести клеммы на прежние места. Затем опять разрядить аккумулятор «в ноль» и зарядить снова. После такой переполюсовки аккумулятора может полноценно работать 2-3 года.

Восстановление АКБ, не подлежащих обслуживанию

Таким образом, каждый из предложенных методов восстановления автомобильных аккумуляторов требует определенных усилий, внимательности и осторожности, но если эти способы будут освоены и применены на практике, можно на какое-то время избавиться от необходимости дополнительных финансовых расходов.

Что такое убитая аккумуляторная батарея, никому пояснять не нужно. Как правило, ее дальнейшая судьба – к приемщику б/у аккумуляторов (рублей за 350 – 450) или на свалку. Но если знать способы восстановления аккумулятора (а их существует несколько), то его жизнь можно продлить и использовать или по назначению (на авто), или в иных целях.

Например, для питания какой-либо низковольтной цепи освещения. С одной из технологий восстановления аккумулятора, называемой переполюсовкой, познакомит эта статья.

Аккумулятор состоит из отдельных емкостей, которые раньше в просторечии именовали банками. Все они соединяются последовательно и дают суммарное напряжение 12,6 (у хорошего АКБ), которое обеспечивает нормальное функционирование бортовой сети авто (). В случае если в одной из них емкость значительно понизилась (ее именуют «отстающей»), вплоть до нуля по сравнению с остальными, при прохождения зарядного тока (от ЗУ или генератора) полюса «меняются» местами. Это приводит к цепной реакции, инициирующей выход из строя соседних двух-трех банок. Решение лишь одно – попробовать привести неисправную емкость в нормальное состояние, то есть восстановить.

Переполюсовка как метод восстановления применяется лишь по отношению к аккумуляторам кислотным. Для гелиевых, щелочных, литий-ионных и иных она не подходит.

Причины естественной переполюсовки

Как уже отмечено, ее последствия – самые негативные. Чтобы этого не допустить, необходимо знать, чем может быть вызвана переполюсовка.

  • Ненормальная (то есть невосстанавливаемая) сульфатация.
  • Неправильное включение аккумулятора. Это нередко случается, когда плюсовой и минусовой выводы зарядного устройства присоединяются не к тем клеммам АКБ, а само ЗУ старой модификации, без схемы защиты от возможной переполюсовки.
  • Несоблюдения правил ухода и обслуживания аккумулятора (грязь на корпусе провоцирует саморазряд), отсутствие контроля над степенью разряда батареи.
  • Некорректная работа генератора и ряд других, зависящих от особенностей эл/схемы автомобиля той или иной модификации.

Специфика переполюсовки аккумулятора

Эта методика из разряда «варварских», но если батарея безнадежно убита, то попробовать ее восстановить таким способом можно. Терять-то все равно нечего.

Что сделать:

  • Замерить во всех банках. Выявить хорошие, «подозрительные» и с глубоким разрядом.
  • Присоединить к аккумулятору провода от зарядного устройства, но с обратной полярностью. То есть плюсовой – к клемме «–», минусовой – к «+». По большому счету, приводить в норму нужно лишь 1 – 2 банки, с их подключением к ЗУ, не затрагивая остальные, исправные. Но современные АКБ являются неразборными, их корпус литой, поэтому в процессе восстановления аккумулятора приходится задействовать все емкости, соединенные последовательно.
  • В цепь «плюс» необходимо (то есть в разрыв) включить балластное сопротивление. Как вариант – СПЗ на 50 кОм. Иначе между аккумулятором и ЗУ, учитывая смену полярности, произойдет короткое замыкание.

Порядок действий по переполюсовке

  • В процессе заряда следует постоянно контролировать плотность во всех банках аккумулятора. Примерное выравнивание значений свидетельствует о том, что ЗУ нужно отключить. По сути, при обратном заряде плотность в хороших емкостях должна резко снизиться, в убитых наоборот – она повышается.
  • Далее – контрольный разряд. Достаточно замкнуть накоротко клеммы «+» и «–» аккумулятора.
  • После этого , но уже с правильным подключением к ЗУ. То есть плюсовая клемма присоединяется к выводу «+», минусовая – к «–».

Остается лишь контролировать зарядный ток и изменение значения плотности в банках. Во всех она должна постепенно повышаться.

Чтобы действительно восстановить аккумулятор, его полную переполюсовку желательно сделать не менее двух раз.

Если эта методика не помогает восстановлению работоспособности батареи, то ей одна дорога – в утиль. В отличие от аккумуляторов старых модификаций, заменить отдельную банку в новых невозможно. Кстати, многие автомобилисты с большим стажем считают это одним из главных недостатков современных АКБ. По сути, они «одноразовые», и вариантов самостоятельного ремонта аккумуляторов на поверку не так уж и много.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png