Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином - маслами для бензиновых двигателей.

ГОСТ 17479.1-85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам.

Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1-85, представлены в таблице 1, а группы по назначению и эксплуатационным свойствам - в таблице 2. Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4з/8-В2Г1 - моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) - моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом.

Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85)

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, ммІ/с, при температуре

18°С, не более

С 5,6 до 7,0 вкл.

В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения ("цс" означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) - моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) - применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.

Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85)

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Малофорсированные дизели

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2.

Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и принятых ранее в нормативных документах.

Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров - SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 2.4 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100 °С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и API

Класс вязкости

*Эти классы АРI не имеют аналогов в отечественной классификации

Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: "S" (Service) - масла для бензиновых двигателей и "С" (Commerсial) - масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел.

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем "строже" проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. В соответствии с изменением №3 к ГОСТ 17479.1-85, введенным с 01.01.2000 г. классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.

В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.

На отечественном рынке имеется широкий ассортимент моторных масел, имеющих обозначение по классам API.

Однако большинство из них не проходило соответствующих испытаний и не имеет сертификата, выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства масел.

Класс масла по API может быть подтвержден только сертификатом, выданным API.

Российские моторные масла классифицируются согласно ГОСТ 17479.1-85 . Основное разделение по вязкости. Также масла делятся на группы по их назначению и эксплуатационным свойствам.

Обозначение состоит из знаков:

  1. Всегда буква М - обозначает что масло М оторное;
  2. Цифры, характеризующие вязкость;
  3. Буквы обозначают принадлежность к группе по свойствам масла.

Классы вязкости масел ГОСТ 17479.1-85

По вязкости масла делятся на классы. Всесезонные классы обозначаются дробью у которой числитель - зимний класс, а знаменатель - летний.
В таблице буква з рядом с цифрой обозначает зиму. Лето не обозначается буквой.

Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм при температуре
+100°С не более -18°С
не менее 3,8 1250
» » 4,1 2600
» » 5,6 6000
» » 5,6 10400
6 от 5,6 до 7,0 включительно -
8 » 7,0 » 9,3 » -
10 » 9,3 » 11,5 » -
12 » 11,5 » 12,5 » -
14 » 12,5 » 14,5 » -
16 » 14,5 » 16,3 » -
20 » 16,3 » 21,9 » -
24 » 21,9 » 26,1 » -
3з/8 » 7,0 » 9,3 » 1250
4з/6 » 5,6 » 7,0 » 2600
4з/8 » 7,0 » 9,3 » 2600
4з/10 » 9,3 » 11,5 » 2600
5з/10 » 9,3 » 11,5 » 6000
5з/12 » 11,5 » 12,5 » 6000
5з/14 » 12,5 » 14,5 » 6000
6з/10 » 9,3 » 11,5 » 10400
6з/14 » 12,5 » 14,5 » 10400
6з/16 » 12,5 » 14,5 » 10400

Группы масел по их назначению ГОСТ 17479.1-85

Прописная буква, в названии масла обозначает принадлежность к той или иной группе по свойствам.

Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели.
Группа Рекомендуемая область применения
А
Б Б1 Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, высоких температур, в результате чего в них накапливаются отложения, а также ржавеют подшипники.
Б2 Малофорсированные дизельные двигатели.
В В1 Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, при которых часто окисляется масло и образуются все типы отложений.
В2 Среднефорсированные дизельные двигатели с повышенными требованиями к антикоррозионным и противоизносным свойствам моторных масел. Способность масла блокировать образование высокотемпературных отложений.
Г Г1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, вследствие которых масло окисляется, образуя ржавчину и все виды отложений.
Г2 Высокофорсированные дизельные двигатели с умеренным наддувом или вовсе без наддува, работающие в условиях при которых образуются высокотемпературные отложения.
Д Д1 Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, ещё более тяжелых, чем двигатели масел группы Г1.
Д2 Высокофорсированные дизельные двигатели с наддувом, работающие в тяжелых условиях. Также это двигатели у которых топливо требует масло с высокой нейтрализующей способностью, малой склонностью к образованию разных отложений, также с противоизносными и антикоррозионными свойствами.
Е Е1 Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в условиях ещё более тяжелых, чем двигатели для масел групп Д1 и Д2. Повышенная рассеивающая способность и лучшими противоизносные свойства
Е2

Пример использования ГОСТ 17479.1-85

Пример этикетки моторного масла. Обозначение М-14В2 соответственно обозначает: Масло - летнее, 14 класс вязкости, предназначено для среднефорсированных дизельных двигателей.

Масло М-14В2 по своим свойствам соответствует SAE 40 .

Соответствие ГОСТ 17479.1-85 и SAE

ГОСТ 17479.1-85 SAE
5W
10W
15W
20W
6 20
8 20
10 30
12 30
14 40
16 40
20 50
24 60
3з/8 5W-20
4з/6 10W-20
4з/8 10W-20
4з/10 10W-30

Наш интернет-магазин специализируется на продаже автомобильных масел. Мы сотрудничаем только с проверенными поставщиками. Исключены подделки. Доставка масла возможна в любую точку России.


(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу приложения 4.

Таблица 1


Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре

18 °С, не более *

Не менее 3,8

Св. 5,6 до 7,0 включ.

» 7,0 » 9,3 »

» 9,3 » 11,5 »

» 11,5 » 12,5 »

» 12,5 » 14,5 »

» 14,5 » 16,3 »

» 16,3 » 21,9 »

» 21,9 » 26,1 »

» 7,0 » 9,3 »

» 5,6 » 7,0 »

» 7,0 » 9,3 »

» 9,3 » 11,5 »

» 9,3 » 11,5 »

» 11,5 » 12,5 »

» 12,5 » 14,5 »

» 9,3 » 11,5 »

» 12,5 » 14,5 »

» 14,5 » 16,3 »

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.


4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Малофорсированные дизели

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:


В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;

М-4 3 /8-В 2 Г 1 ,

где М - моторное масло, 4 3 /8 - класс вязкости (табл. 1),

В 2 Г 1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В 2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1);

М-14-Д (цл20),


т - трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

1. Образование отложений:

при высоких температурах

По ГОСТ 20991

при низких температурах

По ГОСТ 20994

2. Антиокислительные свойства

По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1

3. Коррозионная активность

Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1

или по методу Д-245К

4. Моющие свойства

По ГОСТ 20303

метод Д-240

метод Д-245

Примечания:

1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».


2. Моторные свойства для масел групп Д, Д 1 , Е, Е 1 , Е 2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1 - 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту

Принятое обозначение масла

Нормативно-техническая документация

МТЗ-10П(М-6 3 /10Б 2)

М-16ИХП-3(М-16В 2)

М-10-Г 2 (цс)

ТУ 38.401-58-21

М-8-Г 2 (ки)

М-10-Г 2 (ки)

М-14-Г 2 (цс)

М-16-Г 2 (цс)

М-10-Д 2 (цл 20)

М-14-Д 2 (цл 20)

М-14-Д 2 (цл 30)

ТУ 38.401-58-21

М-6/14-Д 2 (м)

ТУ 38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс вязкости

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справочное

Ориентировочное соответствие групп моторных масел по эксплуатационным свойствам

ПРИЛОЖЕНИЯ 3. (Измененная редакция, Изм. № 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справочное

Классы SAE по вязкости для моторных масел

Классы SAE по вязкости

Вязкость (см. примечание 1), мПа?с, при температуре, °С, макс.

Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс.

Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм 2 /с, при 100 °С

Не менее 3,8

Св. 5,6 до 9,3 включ.

» 9,3 » 12,5 »

» 12,5 » 16,3 »

» 16,3 » 21,9 »

» 21,9 » 26,1 »

Примечания:

1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).

2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.

Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.

3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. (Введено дополнительно, Изм. № 3).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 . РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Госстандарт Украины

3 . ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72

4 . ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

ГОСТ 6360-83

Приложение 1

ГОСТ 8581-78

ГОСТ 10541-78

ГОСТ 12337-84

ГОСТ 20303-74

ГОСТ 20457-75

ГОСТ 20991-75

ГОСТ 20994-75

ГОСТ 23497-79

Приложение 1

ГОСТ 25770-83

ТУ 38.101264-72

ТУ 38.101265-88

ТУ 38.101277-85

ТУ 38.1011278-89

ТУ 38.401-58-21-91

ТУ 38.401-58-98-94

ТУ 38.401595-86

ТУ 38.401682-88

ТУ 38.401699-88

ТУ 38.401-938-92

5 . Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6 . ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)

Моторные масла, производимые в РФ, обозначаются по ГОСТ 17479.1-85. «Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные».

Первая буква "М" означает, что масло является моторным . Основные показатели для классификации масел по ГОСТ 17479.1-85 - тип двигателя, эксплуатационные условия, форсирование двигателя, по которым масла разделяются на эксплуатационные группы, обозначаемые заглавными буквами:

· А - для нефорсированных двигателей;

· Б - для низкофорсированных двигателей;

· В - для среднефорсированных двигателей;

· Г - для высокофорсированных двигателей;

· Д - для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых усло­виях эксплуатации;

· Е - для тихоходных дизелей, работающих на топливе с высоким содер­жанием серы (до 3,5%); масла этой группы на тракторах и автомобилях не применя­ются.

Вторым показателем является тип двигателя, который обозначается индексом, сле­дующим за обозначением группы: для бензинового двигателя - 1 (например, Г 1), для дизель­ного - 2 (например, Г 2); когда масло подходит и для бензинового, и для дизельного двига­теля индекс опускается (например, Г).

Для тяжелых условий работы нужны особые свойства масла. В частности, свойства масла улучшаются при введении присадок, поэтому содержание присадок в масле может служить некоторым показателем его качества и назначения (см. табл.1).

Группы масла и содержание присадок

Таблица 1

Автомобильные и тракторные дизели по условиям работы масла раз­деляются на три группы:

· двигатели первой группы работают в легких условиях, для них рекомендуется при­менять масла группы В;

· двигатели второй группы - режим работы средней тяжести, рекомендуется приме­нять масла группы Г;

· двигатели третьей группы - режим работы тяжелый, рекомендуется применять мас­ла группы Д.

Бензиновые (карбюраторные) автомобильные двигатели разделяются на две группы:

· двигатели с режимом работы средней тяжести, для них применяются масла группы В;

· двигатели с тяжелым режимом работы, для них применяются масла группы Г.

В маркировке масел по ГОСТ 17479.1-85 после буквы назначения масла (М - мо­торное), следует цифровой символ класса вязкости, численное значение которого приблизительно равно вязкости масла (в мм 2 /с или в сантиСтоксах (сСт) * при температуре 100 °С) – 6; 8; 10 и т.д., или Зз/8; 4з/6 и т.д. Буквенный индекс «з» указывает, что в масло введены загустители, увеличивающие индекс вязкости масла (уменьшающие зависимость вязкости масла от тем­пературы ), т.е. масло может применяться как всесезонное. Далее следует буква (А, Б, В и т.д.), обозначающая степень форсирования двигателя, с индексом (1 или 2), указывающим тип двигателя, (бензиновый, дизельный).

(*1мм 2 /с = 1 сСт -сантиСтоксу).

Примеры полного обозначения масел:

· масло М-10-Г 2 - моторное (М) сезонное масло с вязкостью (при температуре 100°С) примерно 1ОсСт (10), предназначенное для высокофорсированных (Г) дизельных (2) двигателей;

· масло М- 6з/10-В -моторное (М), всесезонное масло (6з/10), вязкость которого повышена (при температуре 100°С) с 6 сСт (6) введением загустителей (з) до 10 сСт (10), предназначенное для среднефорсированных (В) бензиновых и дизельных двигателей (без индекса);

· масло М - 8 - В 2 Г 1 - моторное (М), вязкость которого (при температуре 100°С) 8 сСт (8), предназначенное для среднефорсированных (В) дизельных (2) и высокофорсированных (Г) бензиновых (1) двигателей.

После такого обозначения марки масла могут быть дополнительные индексы, характеризующие специальные свойства, состав или назначение масла. Например, в обозначении марки масла М-8-Г 2 (к), буква «к» означает, что масло предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей автомобилей КамАЗ и тракторов К-701 (это «зимнее КамАЗовское»масло); М-10-Г 2 к- «летнее КамАЗовское»масло; в обозначении марки М- 10-Г (и), буква «и» означает, что в масло введены импортные присадки; в обозначении марки М - 8-В 2 (т), буква «т» означает, что масло пригодно и для трансмиссии ; в обозначении марки М-10-Д(м),буква «м» означает, что масло малозольное. Масла М-8-Д(м)и М-10-Д(м)оптимизированы для применения в двигателях с турбонаддувом.

Дата введения 01.01.87

1. Настоящий стандарт устанавливает классификацию и обозначение моторных масел, применяемых в автомобилях, тракторах, тепловозах, сельскохозяйственной, дорожной, судовой и другой технике.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2. Обозначение моторных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается буквой М (моторное) и не зависит от состава и свойств масла; вторая - цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости; третья - прописными буквами и обозначает принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам.

3. В зависимости от кинематической вязкости моторные масла делят на классы (табл. 1). Для всесезонных классов (обозначение дробью) указывают принадлежность к одному из зимних (числитель дроби) и одному из летних (знаменатель дроби) классов.

При классификации моторных масел в соответствии с международными требованиями следует использовать таблицу .

Таблица 1

Класс вязкости

Кинематическая вязкость, мм 2 /с (сСт), при температуре

100 °С

18 °С, не более*

Не менее 3,8

1250

»»4,1

2600

»»5,6

6000

»»5,6

10400

Св. 5,6 до 7,0 включ.

»7,0»9,3»

»9,3»11,5»

»11,5 »12,5 »

»12,5 »14,5 »

»14,5 »16,3 »

»16,3 »21,9 »

»21,9 »26,1 »

3 3 /8

»7,0»9,3 »

1250

4 3 /6

»5,6»7,0 »

2600

4 3 /8

»7,0»9,3 »

2600

4 3 /10

»9,3»11,5 »

2600

5 3 /10

»9,3»11,5 »

6000

5 3 /12

»11,5 »12,5 »

6000

5 3 /14

»12,5 »14,5 »

6000

6 3 /10

»9,3»11,5 »

10400

6 3 /14

»12,5 »14,5 »

10400

6 3 /16

»14,5 »16,3 »

10400

* Определяется по номограмме до введения в действие стандарта на определение динамической вязкости при температурах ниже 0 °С.

(Измененная редакция, Изм. № 3 ).

4. В зависимости от области применения моторные масла делят на группы А, Б, В, Г, Д, Е (табл. 2).

Таблица 2

Группа масла по эксплуатационным свойствам

Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели

Б 1

Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников

Б 2

Малофорсированные дизели

В 1

Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

в 2

Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и склонности к образованию высокотемпературных отложений

г 1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии и ржавлению

г 2

Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

Д 1

Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых чем для масел группы Г 1

Д 2

Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений

Е 1

Высокофорсированные бензиновые и дизельные двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел групп Д 1 и Д 2 . Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Е 2

Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - для дизелей. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковой буквой, табл. 2), индекса в обозначении не имеют. Универсальные моторные масла, принадлежащие к разным группам, должны иметь двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла при применении в дизелях, второе - в бензиновых двигателях.

Примеры обозначения моторных масел:

М-8-В 1 ,

где М - моторное масло, 8 - класс вязкости (),

В 1 - масло для среднефорсированных бензиновых двигателей;

М-6 3 /10-В,

где М - моторное масло, 6 3 /10 - класс вязкости (),

В - универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей;

М-4 3 /8-В 2 Г 1 ,

В 2 Г 1 - масло для использования как в среднефорсированных дизелях (В 2), так и в высокофорсированных бензиновых двигателях (Г 1);

М-14-Д(цл20),

где М - моторное масло, 14 - класс вязкости (),

Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, цл 20 - масло может быть использовано в циркуляционных и лубрикаторных системах смазки и имеет щелочность около 20 мг КОН/г;

М-4 3 /8-Д(т),

где М - моторное масло, 4 3 /8 - класс вязкости (),

Д - масло для высокофорсированных дизелей с наддувом,

т - трансмиссионное масло.

(Измененная редакция, Изм. № 2, 3 ).

4.1. Группу моторных масел устанавливают при разработке новых масел, постановке их на производство и сертификации товарных масел по результатам моторных испытаний, предусмотренных табл. 3.

Таблица 3

Определяемое свойство

Группа масла

Метод испытания

в 1

в 2

г 1

г 2

д 2

1. Образование отложений:

при высоких температурах

По ГОСТ 20991

при низких температурах

По ГОСТ 20994

2. Антиокислительные свойства

По ГОСТ 20457 или методу ИКМ-40Р (загущенные масла) или по методике Питтер W-1

3. Коррозионная активность

Метод ИКМ-40К или по методике Питтер W-1

или по методу Д-245К

4. Моющие свойства

По ГОСТ 20303

метод Д-240

метод Д-245

Примечания:

1. Проведение испытаний по данному показателю обозначено знаком «+».

2. Моторные свойства для масел групп Д, Д 1 , Е, Е 1 Е 2 не нормируются до завершения работ по установлению их эксплуатационных характеристик (после чего вышеуказанные группы масел будут включены в таблицу).

(Измененная редакция, Изм. № 3 ).

5. Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации и зарубежным классификациям приведено в приложениях 1-.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Соответствие обозначений моторных масел по настоящему стандарту принятым в нормативно-технической документации

Обозначение масла по настоящему стандарту

Принятое обозначение масла

Нормативно-техническая документация

М-8-В

М-8В

ГОСТ 10541

М-4 3 /6-В 1

М-4 3 /6В 1

ГОСТ 10541

М-6 3 /10-В

М-6/10В

ГОСТ 10541

М-5 3 /10-Г,

М-5 3 /10Г 1

ГОСТ 10541

М-6 3 /12-Г,

М-6 3 /12Г 1

ГОСТ 10541

М-20-А

МС-20П

ТУ 38.101265

М-16-Б 2 (т)

МТ-16П

ГОСТ 6360

М-8-А(т)

Мт-8П

ТУ 38.101277

М-6 3 /10-Б 2

МТЗ-10П(М-6 3 /10Б 2)

ГОСТ 25770

М-14-Б 2

М-14Б

ТУ 38.101264

М-10-В 2

М-10В 2

ГОСТ 8581

М-8-В 2

М-8В 2 С

ТУ 38.401595

М-10-В 2 (с)

М-10В 2 С

ГОСТ 12337

М-14-В 2

М-14В 2

ГОСТ 12337

М-14-В 2 (з)

М-14В 2 3

ГОСТ 23497

М-16-В 2

М-16ИХП-3(М-16В 2)

ГОСТ 25770

М-20-В 2

М-20В 2

ГОСТ 23497

М-20-В 2 (ф)

М-20В 2 Ф

ГОСТ 12337

М-10-Г 2 (цс)

М-10Г 2 ЦС

ГОСТ 12337

М-8-Г 2

М-8Г 2

ГОСТ 8581

М-10-Г 2

М-10Г 2

ГОСТ 8581

М-8-Г 2 (к)

М-8Г 2 к

ГОСТ 8581

М-10-Г 2 (к)

М-10Г 2 к

ГОСТ 8581

М-10-Г 2 (у)

М-10Г 2 У

ТУ 38.401-58-21

М-8-Г 2 (ки)

М-8Г 2 КИ

ТУ 38.1011278

М-10-Г 2 (ки)

М-10Г 2 КИ

ТУ 38.1011278

М-14-Г 2 (цс)

М-14Г 2 ЦС

ГОСТ 12337

М-14-Г 2

М-14Г 2

ГОСТ 12337

М-16-Г 2 (цс)

М-16Г 2 ЦС

ГОСТ 12337

М-20-Г 2

М-20Г,

ГОСТ 12337

М-10-Д 2 (м)

м-10дм

ГОСТ 8581

М-8-Д 2 (м)

М-8ДМ

ГОСТ 8581

М-14-Д 2 (м)

М-МДМ

ТУ 38.401682

М-10-Д 2 (цл20)

М-10ДЦЛ-20

ГОСТ 12337

М-14-Д 2 (цл20)

М-14ДЦЛ-20

ГОСТ 12337

М-14-Д 2 (цл30)

М-14ДЦЛ-30

ГОСТ 12337

М-16-Д 2 (р)

М-16ДР

ГОСТ 12337

М-4/8Г(рк)

М-4 3 /8ГРК

ТУ 38.401699

М-8-Г 2 (У)

М-8Г 2 У

ТУ 38.401-58-21

М-6/14-Д 2 (м)

М-6/14ДМ

ТУ 38.401-938

М-14-Г 2 (к)

М-14Г 2 К

ТУ 38.401-58-98

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел настоящего стандарта классификации SAE J 300 JUN 87

Класс вязкости

Класс вязкости

3 3 /8

5W-20

4 3 /6

10W-20

4 3 /8

10W-20

4 3 /10

10W-30

5 3 /10

15W-30

5 3 /12

15W-30

5 3 /14

15W-40

6 3 /10

20W-30

6 3 /14

20W-40

6 3 /16

20W-40

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2. (Измененная редакция, Изм. № 2, 3 ).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

Классы SAE по вязкости

Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при температуре, °С, макс.

Температура прокачиваемости (см. примечание 2), °С, макс.

Вязкость (см. примечания 3 и 4), мм 2 /с, при 100 °С

3250 при-30

Не менее 3,8

3500 » -25

»»3,8

3500 » -20

»»4,1

3500 » - 15

»»5,6

4500 » - 10

»»5,6

6000 » - 5

»»9,3

Св. 5,6 до 9,3 включ.

»9,3»12,5»

»12,5 »16,3»

»16,3 »21,9»

»21,9 »26,1»

Примечания:

1. Динамическую вязкость определяют по методу ASTM D 2602 «Метод определения кажущейся вязкости моторных масел в диапазоне от минус 40 °С до 0 °С на имитаторе холодного пуска (CCS).

2. Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 0W, 20W, 25W используют метод ASTM D 3829 или СЕС L-32-T-82.

Для определения предельной температуры прокачиваемости моторных масел SAE 5W, 10W и 15W используют метод ASTM D 4684.

3. Кинематическую вязкость определяют в капиллярном вискозиметре по методу ASTM D 445.

4. Некоторые изготовители двигателей рекомендуют также пределы вязкости, измеренной при температуре 150 °С и скорости сдвига 10 6 с -1 .

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 . (Введено дополнительно, Изм. № 3 ).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.85 № 4380

Изменение № 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 17479-72

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта, приложения

ГОСТ 6360-83

Приложение 1

ГОСТ 8581-78

То же

ГОСТ 10541-78

ГОСТ 12337-84

ГОСТ 20303-74

ГОСТ 20457-75

ГОСТ 20991-75

ГОСТ 20994-75

ГОСТ 23497-79

Приложение 1

ГОСТ 25770-83

То же

ТУ 38.101264-72

ТУ 38.101265-88

ТУ 38.101277-85

ТУ 38.1011278-89

ТУ 38.401-58-21-91

ТУ 38.401-58-98-94

ТУ 38.401595-86

ТУ 38.401682-88

ТУ 38.401699-88

ТУ 38.401-938-92

5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.91 № 1931

6. ИЗДАНИЕ с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., декабре 1991 г., августе 1999 г. (ИУС 3-88, 3-92, 11-99)



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png