Сейчас на рынке смазочных материалов существует много видов масел. Тип двигателя, температура его работы, а также температура окружающего воздуха и многое другое определяют тот или иной тип масла. Постараемся в них разобраться.

Вязкость является основополагающим свойством моторных масел. Она дифференцируется по классификации SAE (США). Вместе с их классификацией, которая выступает общепринятой, используются и другие ‒ эксплуатационные классификации. Эти классификации разработаны международными автомобильными организациями. Они выставляют дополнительные условия к маслам автомобилей, учитывая результаты многочисленных испытаний и советы автопроизводителей и производителей автомобильных двигателей.

Расшифровка обозначений моторного масла

К основным таким классификациям относятся:

  • классификация API – разработана Американским нефтяным институтом. Им установлены пределы разнообразных параметров (степень чистоты поршня, закоксовка двигателя и др.) при помощи многообразия испытательных установок (двигателей);
  • классификация ACEA. Она ставит более жесткие рамки, нежели классификация API. Также ACEA адаптирована к европейским автомобилям и местным эксплуатационным условиям, свойственным Еврозоне;
  • классификация ILSAC, является результатом сложения усилий нескольких международных организаций и представляет собой категории классификации API.

Вид масла определяется как его вязкостью, так и её изменением при изменении температуры. Исходя из этого выделяют следующие масла:

  • ЗИМНЕЕ ‒ малая вязкость зимнего масла облегчает “холодный” пуск двигателя при отрицательных (и не выше 0) температурах. Минусом такого вида являются плохие смазывающие свойства при повышенной температуре (в летний период);
  • ЛЕТНЕЕ ‒ относительно высокий уровень вязкости позволяет обеспечивать смазочными качествами при повышенных температурах (в т.ч. в летний период). Минусом данного масля является отягощение эксплуатации двигателя в холодный период;
  • ВСЕСЕЗОННОЕ ‒ обладает наилучшими вязкостными свойствами, благодаря улучшенному составу. В холодное время проявляет качества зимних масел, а в летний период – летних.

На сегодняшний день именно оно всё сильнее и сильнее захватывает рынок, поскольку этот тип масла не требует постоянной нужды в “сезонной” замене перед зимой или летом.

Однако не только вязкость характеризует масло, оно также определяется своими чистящими (омывающими) свойствами, предотвращением окисления и коррозии. При наличии каких-либо добавок (очищающих, антикоррозийных и т.п.) меняется итоговая стоимость моторных масел.

Классификация SAE

Виды моторных масел

Масла в зависимости от вязкости разделяют на:

  • ЗИМНЕЕ : SAE O – 25W (шаг 5)
  • ЛЕТНИЕ : SAE 20 – 60 (шаг 10)

Буква “W” в индексе зимнего показателя применения указывает на период использования масла, от английского Winter ‒ зима.

Рассмотрим на примере масел 5W30 и 5W40, что означает классификация SAE и чем отличаются эти масла.

Во-первых, определимся с тем, что если масло имеет в обозначении показатель летнего применения (например: 5W) и показатель зимнего применения (например: 30), то такое масло является всесезонным.

Отсюда получается, что оба масла всесезонные, в чем же отличие 5в30 и 5в40 ?

5в30 или 5в40, что лучше?

Сравнив два выбранных масла, получается, что у масла 5W40 индекс показателя летнего применения выше (40>30), чем у 5W30. Это означает, что защитная плёнка, образуемая моторным маслом 5W40, будет лучше сохраняться при повышении температуры двигателя в летний период эксплуатации. При повышенной температуре масла вязкость 5W40 в 1.5 раз больше, чем у 5W30, что положительно сказывается на работе с двигателями с более высокой тепловой напряжённостью, так как оно хорошо при этом сохраняет свои свойства.

А в свою очередь, интервал температур 5W30 сдвинут ниже в сравнении с 5W40. Это показывает, что масло имеет меньшую вязкость. Потому оно предпочтительно для применения при запуске двигателя в холодную погоду, а при высоких температурах оно становится чересчур жидким, сопровождая потерей смазочных свойств.

Кстати, и не стоит пренебрегать индексом зимнего применения всесезонных моторных масел.

А потому при подборе моторного масла следует руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля, а также предполагаемой температурой эксплуатации авто. В случае сравнения масел 5w30 и 5W40 они одинаково подходят для работы двигателя в зимних условиях при температурах до -25 ºС, однако при повышении температуры использования летом выигрывает масло 5w40.

Чем отличаются моторные масла 5w - 30 и 5w - 40? Многие автолюбители сталкиваются с ситуацией: заводы-изготовители указывают несколько типов автомобильных жидкостей, применимых для определенной марки авто. Поэтому хочется знать, какая из моторных смесей лучше, отличаются ли они своими свойствами, ведь есть существенная разница в цене. Давайте, разберемся.

Маркировка смесей по SAE означает:

  1. 5w - зимнее, (буква w от англ. слова winter - зима). Температура проворачивания составляет -30 0 С, а прокачки- 35 0 С. Эти параметры обеспечивают пуск двигателя без прогрева, прокачивание жидкости по системе смазки.
  2. 30 - показатель текучести, составляет до 12,6 мм 2 /с, обеспечивает образование защитной пленки на элементах мотора при температуре до +20 0 С.
  3. 40 - показатель текучести, равен до 16,3 мм 2 /с, обеспечивает образование защитной пленки на деталях силового агрегата при температуре до +35 0 С.

Эти масла всесезонные, 5w- 40 отличается большей вязкостью, имеет густую консистенцию и меньшую текучесть.

Масла обладают разными свойствами из-за отличий в показателях вязкости, этот нюанс нужно учитывать при их выборе.

Применение жидкостей для новых и старых авто.

Для авто не старше 3 лет, с пробегом до 70 тыс. км. лучше заливать 5w - 30. Такое решение объясняется наличием зазоров между парами трения (коленвал-вкладыш, поршень-цилиндр). У новых авто зазоры минимальные (измеряются микронами), заполнить их можно маслом с небольшой вязкостью, которое, образовав защитную пленку защитит детали от сухого трения.

Длительная эксплуатация машины приводит к износу составных частей силового агрегата, увеличению зазоров между парами трения. Если транспортное средство проехало больше 100 тыс. км, заливается 5w - 40. Жидкость с меньшей вязкостью не сможет обеспечить нужную толщину масляной пленки, что приведет к попаданию большого количества масла к камере сгорания и увеличит расход. В отличие от нее, густая жидкость обеспечит нормальную толщину защитной пленки.

Характеристики, влияющие на разницу толщины защитной пленки можно узнать из видео

Как температура окружающей среды влияет на выбор автомобильной жидкости?

Моторное масло 5w - 30 и 5w - 40 в чем разница их использования в летний и зимний период? Допустимая рабочая температура силового агрегата равна 86 0 С. При высокой температуре за бортом авто (летом), или если машина долго находится в пробке, двигатель нагревается до 150 0 С. При этом текучесть смеси увеличивается, она начинает разжижаться (густая - будет менять свою консистенцию медленнее, в отличие от жидкой, поэтому сможет обеспечить надежную работу силового агрегата).

5w - 30 обладает меньшей вязкостью, обеспечивает быстрый запуск мотора без прогрева при минусовых температурах. На некоторых моделях эта жидкость плохо работает при высоких оборотах, ее лучше заменить на более густую смесь.

Итог

Отвечая на вопрос: «Чем отличаются моторные масла 5w - 30 и 5w - 40?», мы сравнили характеристики жидкостей и сделали выводы:

  1. Если двигатель изношен, то лить в него синтетику с малой вязкостью бесполезно.
  2. Разница между показателями вязкости жидкостей составляет полтора процента.
  3. Жидкая смесь лучше работает зимой, густая - летом.
  4. Отличаются они показателем текучести при высоких температурах.

Выбирая моторную жидкость, учитывайте рекомендации завода-изготовителя, техническое состояние двигателя, температуру окружающей среды (разница температурно-вязкостных характеристик влияет на стабильность работы мотора, образование защитной пленки). Перед покупкой посоветуйтесь с дилером. Приобретайте сертифицированную продукцию, маркировка 5в - 40, 5в - 30 указывает на подделку.

Несмотря на расписанные регламентные работы, которые включают в себя замену масла в ДВС по достижению определенного пробега или через год эксплуатации. Некоторые автолюбители и профессионалы предпочитают выполнять сезонную смену. Автолюбители объясняют двукратную замену высокой температурной разницей в летний и зимний периоды эксплуатации.

При подготовке к зимней эксплуатации встает вопрос: «Какое масло лучше 5w30 или 5w40?».

Чем отличается масло 5w40 от 5w30

Чтобы понять, чем отличается масло 5w40 от 5w30, необходимо разобраться в значении цифр и буквы в маркировке. Во-первых, это общепринятое обозначение, которое указывает температурные условия и вязкость технической жидкости согласно стандартам, принятых международной ассоциацией автомобильных инженеров (SAE).

При выборе продукта следует учитывать, что SAE - это не название производителя, а лишь наименование единого международного стандарта, способствующего продвижению моторных масел различных компаний.

Расшифровка этих четырех знаков в обозначении позволит определиться, что лучше лить в двигатель для его зимней эксплуатации. Хороший вариант определения с выбором указан в инструкции по эксплуатации автомобиля. В этой книге, идущей со всеми новыми автомобилями, более конкретно указано, что следует заливать в картер, и облегчает выбор между 5w40 и 5w30, а иногда и не оставляя выбора.

Итак, первая группа цифр, которая может иметь значение 0, 5, 10, 15 и 20, означает температурный режим, при котором возможен запуск двигателя. Буква W означает, что температурный режим определен для зимней эксплуатации. Вторая группа цифр означает максимальную температуру наружного воздуха, при котором содержимое канистры сохраняет свои свойства.

Соответственно разница между 5w30 и 5w40 кроется в возможности летней эксплуатации масла.

Основное отличие заложено в химическом составе масла. Базовая основа у одного и того же производителя для масел 5w30 или 5w40 одинакова.

Физические свойства готового коммерческого продукта изменяются за счет применения различных присадок, которые влияют на состояние контактирующей жидкой пленки между трущимися частями при различных температурах.

Масло 5w30 или 5w40 имеют присадки, которые не позволяют схватиться трущимся деталям при температурах до −30С.

5w30 или 5w40

Использование масла 5w30 или 5w40 определяется климатическими характеристиками того региона, где в основном используется автомобиль.

Работа масла при зимней эксплуатации

Различие между маслами с точки зрения зимней эксплуатации отсутствует. Расшифровка обозначения показывает, что оба рассматриваемых варианта отлично себя ведут при пуске двигателя до температуры −30С. И сохраняют свои смазывающие свойства при работе до столь низких температур.

В момент пуска двигателя в работу включаются множество систем. Сопрягаемые детали при контакте в момент пуска создают достаточное сопротивление, и поэтому зимний режим требует достаточно мощную аккумуляторную батарею для приведения в действие всего механизма.

5w30 и 5w40 рассчитаны на пуск двигателя при температурах не ниже −30С. В этих температурных ограничениях производитель гарантирует, что сила трения, возникающая в сопрягаемых поверхностях, останется приемлемой и не выйдет за технические параметры, заложенные конструктором двигателя.

Эксплуатация этих масел при более низких температурах также возможна. При запуске при более низких температурах следует учитывать, что жидкость будет более густой и для запуска двигателя потребуется более мощный источник электроэнергии, способный провернуть мотор.

Масляная жидкость с зимним индексом 5 имеет температуру полного замерзания от −45 до −55С. Требуется отметить, что этот показатель мало что имеет общего с предельными низкими температурными показателями запуска. При температуре около −35С происходят явления, влияющие на эксплуатационную надежность двигателя в целом. В сопрягаемых деталях возникает так называемый «масляный клин».

Жидкость перестает быть текучей, а переходит в гелеобразную форму близкой к состоянию пластичной смазки, имеющей повышенный коэффициент трения. При запуске двигателя при столь низких температурах абсолютно не важно, какое из этих двух масел залито 5w30 или 5w40 их характеристики не могут отличаться при низких температурах.

Работа масла при летней эксплуатации.

При запуске двигателя летом при высоких температурах также важны параметры вязкости. Если оно будет слишком жидкое, и не рассчитанное на работу при высоких температурах, то возможно истончение пленки, что приведет к общему масляному голоданию двигателя, и скажется на повышенном износе движущихся частей агрегата.

Для летней эксплуатации желательно более густое масло, которое обладает большей вязкостью и лучшими смазывающими свойствами. Жидкая смазка, разработанная для высоких летних температур, не допускает образование фазы, достаточной по вязкости для стекания с верхних поверхностей частей и вытекания из нижней части сопрягаемых пар.

Моторное масло 5w30 и 5w40 в чем разница летней эксплуатации? При летних температурах воздуха не превышающих +30С никакой разницы не существует. Обе смазывающих жидкости работают одинаково и обладают всеми заявленными свойствами. Если же температура превышает +30С, при этом, не переступая пороговое значение +35С, то предпочтительнее использовать 5w40.

Эта небольшая разница не очень сильно влияет на конечные результаты эксплуатации. Дело в том, что летом двигатель очень быстро разогревается и достигает рабочих температур. Непосредственно после пуска двигателя в работу включается масляный насос, который обеспечивает подачу смазывающей жидкости под давлением. Поэтому голодание двигателя возможно только в первые секунды работы двигателя.

Эту особенность летней эксплуатации двигателя внутреннего сгорания необходимо учитывать при частых пусках двигателя на стоянке с целью включения кондиционера. Экономический эффект от экономии топлива может быть перечеркнут стоимостью устранения неисправностей.

Работа масел при перегревах двигателя.

При перегревах выше 90С даже на 10 градусов могут меняться физико-химические свойства смазки. При таких перегревах происходит ускоренное окисление масла, что снижает его общий срок эксплуатации. При «закипании» двигателя необходимо выполнить замену масла в самые кратчайшие сроки. Особенно это относится к минеральным и полусинтетическим основам.

Для синтетических масел 5w30 или 5w40 перегрев не особо страшен. Синтетическое масло за счет имеющихся присадок и синтетической основы не подвержено окислению в течение всего срока эксплуатации при условии не достижения критической температуры 150С. Поэтому смазка на синтетической основе рекомендована для использования в двигателях, испытывающих повышенные нагрузки.

Особенно это актуально для малотоннажных грузовиков, которые часто работают с превышением паспортной коммерческой нагрузки.

Масло на зиму

Так какое масло лучше 5w30 или 5w40 зимой? С точки зрения зимней эксплуатации никакой разницы нет. Так как этот тип масел является универсальным и подходит для всесезонного использования при выборе конкретной марки по вязкости необходимо ориентироваться на показатели летней температуры.

При среднегодовом пробеге более 30 000 км и замене масла исключительно для зимней эксплуатации с экономической точки зрения более рационально использовать масла стандарта 5w30. Если взять одного производителя, то разница в стоимости литровой упаковки с разными цифрами во второй группе обозначения может быть от 80 до 150 рублей.

При среднегодовом пробеге близком к 15 000 км, что соответствует интервалу замены масла на современных двигателей, более предпочтительно использовать на зиму масла типа 5w40, как имеющее более высокие смазывающие свойства при температурах более +30С в летний период, что можно понять при расшифровке кода.

Работу любых трущихся деталей невозможно представить без смазки, задача которой состоит в уменьшении износа сопрягаемых поверхностей и отводе тепла из зоны трения. Двигатель внутреннего сгорания, устанавливаемый на большинство современных автомобилей, как никакой другой механизм чувствителен к характеристикам применяемых для его нормального функционирования смазочных материалов. Это обусловлено высокими скоростями вращения деталей и микроскопическими зазорами между деталями. Плюс к этому силовые установки вынуждены работать в широком диапазоне температур, которые, как известно, оказывают существенное влияние на свойства материалов, и в том числе смазочных.

Международными системами классификации предусмотрена градация моторных масел по ряду показателей. Важнейшим среди них является показатель вязкости, регламентируемый спецификацией SAE. В настоящее время одними из самых ходовых являются масла с определенными этим стандартом обозначениями 5w-30 и 5w-40. Мы уже подробно знакомились с и методиками, с помощью которых устанавливаются вязкостно-температурные свойства смазочных материалов. Приведенная в той статье информация понадобится для сравнения характеристик рассматриваемых масел.

Моторные масла 5w30 и 5w40: отличие вязкостно-температурных свойств

Итак, маркировка масел 5w-30 и 5w-40 начинается с одного и того же индекса 5w, который указывает на низкотемпературную вязкость, влияющую на холодный пуск двигателя и его работу при отрицательных температурах. Этот параметр нам будет неинтересен, так как он одинаков в обоих случаях, а, значит, в этой части различий нет. А вот вторая цифра у сравниваемых масел отличается. Она определяет высокотемпературные свойства, характеризуемые двумя показателями – кинематической вязкостью при 100 °С и динамической вязкостью при 150 °С. Если мы сравним значения этих параметров для масел 5w30 и 5w40, то обнаружим, что во втором случае оно будет больше, т.е. масло 5w-40 более вязкое. На практике это означает, что смазочный материал обладает более густой консистенцией и, соответственно, меньшей текучестью. В каких случаях это будет полезным для двигателя, а в каких навредит ему? Будем разбираться.

Как известно, зазоры между парами трения в двигателе (например, коленвал-вкладыши или поршень-цилиндр) измеряются тысячными долями миллиметра (микронами). Точные значения определяются разработчиками силового агрегата. Образуемые зазоры должны заполниться смазывающим веществом так, чтобы исключить возможность сухого трения на каких-то участках контактирующих поверхностей. Какое масло способно сделать это оптимальным образом знает только производитель двигателя, как правило, подвергающий собранные силовые агрегаты длительным сериям тестов. Рекомендации по использованию смазочных материалов можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля. Именно этими, и никакими другими, данными должен оперировать владелец машины, выбирая конкретную марку масла.

Чем может быть чревато использование не соответствующих требованиям моторных масел? Тут все будет зависеть от того, большую или меньшую вязкость, чем рекомендуемая, имеет заливаемое в двигатель масло. Если применяется масло с большей высокотемпературной вязкостью, то на каких-то режимах работы мотора толщина образующейся между трущимися деталями пленки может не соответствовать необходимым значениям. В худшем случае в отдельные зоны смазка кратковременно может вообще не поступать. Это чревато повышением температуры двигателя и ускоренным износом деталей. Наоборот, использование масла с меньшей вязкостью не создает подобных угроз, так как оно более текучее и поэтому быстро заполнит зазоры. Если разбирать наш случай, то при наличии рекомендаций производителя использовать исключительно масло 5w30 заливать масло 5w40 нельзя. Обратную рокировку произвести можно, но нежелательно, иначе 5w-30 также присутствовало бы в списке разрешенных.

Особенности сезонного применения масел 5w30 и 5w40

Бывает такая ситуация, что производитель допускает применение любого из двух рассматриваемых типов моторных масел, при этом часто оговаривая, что 5w-40 предпочтительно использовать в условиях высоких температур окружающего воздуха. На чем же основаны такие рекомендации? Мы уже отмечали, что за зимнюю эксплуатацию ответственно обозначение 5w, характеризующее низкотемпературную вязкость. Так как оно одинаково для обоих типов масел, то отличий в работе двигателя при низких температурах не будет. А вот при сильном нагреве мотора имеют место определенные особенности.

Для большинства автолюбителей не является секретом, что нормальная рабочая температура двигателя составляет 86 °С, и отклонения от этого значения минимальны. Показания берутся с датчика, встроенного в охлаждающий контур силового агрегата, т.е. температура двигателя – это не что иное, как температура охлаждающей жидкости. Казалось бы, масло не должно нагреваться сильнее. Однако на самом деле температура моторного масла при определенных условиях может достигать 150 °С, и одним из факторов, влияющих на максимальный показатель, является температура воздуха на улице. Так, движение в жаркую погоду на малых скоростях (стояние в пробке) совершенно точно способствует более интенсивному нагреву моторного масла, чем, например, езда на средней скорости в прохладную погоду. Это связано с менее активным обтеканием силовой установки воздушными потоками, способствующими охлаждению. Не случайно спецификация SAE в части высокотемпературных характеристик указывает значения вязкости при 100 и 150 °С. Таким образом, густое масло 5w-40 при более высоких температурах окружающей среды в прогретом двигателе приобретает более жидкую консистенцию, чем в той ситуации, если бы «за бортом» было холоднее. Это позволяет ему образовывать пленку требуемой толщины, что учитывается производителем, допускающим возможность применения данного типа масла.

Использование масел 5w-30 и 5w-40 в зависимости от состояния двигателя

В ходе длительной эксплуатации автомобиля неминуемо происходит износ деталей двигателя, в результате чего зазоры между ними увеличиваются. Соответственно, толщина необходимой для пар трения масляной «прослойки» также становится больше. До определенного момента увеличение зазоров не сказывается на функционировании силового агрегата, однако рано или поздно износ деталей становится чрезмерным, значительно превышая установленные производителем допуски. В этой ситуации жидкое масло, рассчитанное на совсем иные зазоры, не способно сформировать качественную защитную пленку в зоне сопряжения трущихся поверхностей, что ускоряет их деградацию. Еще одной проблемой может стать попадание большего количества масла в камеру сгорания и вытекающий отсюда его повышенный расход. Это как раз тот случай, когда залив в двигатель масла 5w-40 вместо 5w-30 является оправданным шагом. Его более густая консистенция обеспечит нормальное смазывание, она же не позволит так легко просачиваться через увеличенные зазоры цилиндро-поршневой группы или газораспределительного механизма. Недаром после определенного пробега многие автодилеры советует переходить на масла с увеличенными показателями высокотемпературной вязкости.

Пожалуй, это все, о чем мы хотели рассказать в данной статье. Надеемся, что изложенная информация станет полезной в плане более четкого понимания разницы между свойствами моторных масел 5w-30 и 5w-40, оказывающими влияние на выбор в конкретной ситуации того или иного варианта.

Зимняя эксплуатация автомобиля – тяжелое испытание для двигателя. И правильный выбор моторного масла зачастую определяет, насколько гладко и безопасно пройдет зимний период для двигателя.

Автолюбители осенью частенько задумываются о том, какое масло лучше зимой, 5W30 или 5W40? Одни говорят, что за зимние качества смазки отвечает только первая часть индекса, то есть 5W.

И так, как она в обоих случаях одинаковая – разницы между смазочными материалами нет. Другие не согласны и говорят, что многое зависит не только от зимней маркировки по SAE. А как дела обстоят на самом деле – мы разберемся ниже и во всех подробностях.

Особенности работы двигателя в зимний период

Для более полного понимания ситуации с выбором зимнего масла, попробуем зайти издалека. То есть разберемся с теми процессами, которые происходят в двигателе при зимней эксплуатации автомобиля.

Прокачивание смазки по системе масляным насосом

Одновременно с проворотом коленчатого вала стартером, масляный насос стремится засосать масло из поддона и загнать его в магистраль.

Самые высоконагруженные и ответственные контактирующие поверхности в ДВС смазываются принудительно под давлением (коренные и шатунные вкладыши, пальцы поршней, постели распределительных валов).

И если смазка чересчур густая, то насос может попросту не создать достаточно большого давления, чтобы протолкнуть масло по узким магистралям и разнести его ко всем трущимся поверхностям.

В таких условиях двигатель не сможет проработать долго. Шейки валов и вкладыши получат критичные повреждения до того, как двигатель разогреется, и ток смазки по системе нормализуется.

Работа сверхтонкого слоя смазки во вкладышах

Если масло застывает до пластичного состояния, то оно теряет способность создавать так называемый масляный клин и нормально защищать шейки двигателя.

При попытке запуска часто происходит так, что коленчатый вал попросту не прокручивается. Многие автомобилисты ошибочно полагают, что противовесы коленвала (так называемые щеки) увязают в густой смазке, находящейся в поддоне.

На самом деле противовесы в современных моторах не касаются масла в поддоне в принципе никогда в спокойном состоянии, то есть в момент пуска (если уровень не превышен).

Стенки цилиндра смазываются масляным туманом в картере и за счет подачи и разбрызгивания масла через каналы в шатунах, а также при подхватывании его противовесами в движении.

Все дело в застывшем до пластичного состояния смазочном материале между вкладышами и шейками и, соответственно, увеличении сопротивления провороту. Для более старых моторов ситуация усугубляется еще и частичным погружением щек в масло.

Температурное увеличение зазоров

Здесь играет роль не только сам факт увеличения зазора между поршнем и цилиндром и сопутствующем прорыве раскаленных газов и жидкого топлива в картер, но и образовываемые ударные нагрузки.

Поршень уже не так плотно сидит в цилиндре, распираемый компрессионными кольцами, а болтается с довольно большой по меркам столь точно подогнанных деталей амплитудой. Это вызовет лавинообразный износ, если стенки цилиндров не будут своевременно и в достаточно мере смазываться.

Летом эти факторы минимальны или вообще отсутствуют. Двигатель сразу со старта нормально защищен, если смазка хорошая. Поэтому к выбору масла на зиму лучше подходить вдумчиво и с пониманием дела.

Требования, предъявляемые к маслам зимой

Именно особенности зимней эксплуатации авто вызвали необходимость создания системы особых требования для этого периода. Рассмотрим только самые основные параметры, которые учитываются при оценке зимних качеств моторного масла.


Это основные требования, завязанные именно на показателе вязкости по SAE. Кажется, что теоретически нет разницы, что заливать зимой в двигатель: 5W30 или 5W40.

Но на самом деле разница есть. Заключается она в том, насколько улучшил производитель показатели смазки относительно номинальных, требуемых по стандарту.

Ведь одним маслам для получения индекса 0W не хватает пару-тройку процентов, в то время как другие с трудом дотянули до 5W. И в первом варианте масло будет предпочтительнее для зимней эксплуатации.

В чем разница между маслами 5W30 или 5W40 для зимнего использования

Многие автомобилисты ошибочно полагают, что на эксплуатационные характеристики масла в зимний период влияет исключительно часть индекса по SAE, отвечающая за зимние свойства.

Отчего и делают неправильный вывод: заливать в двигатель зимой, если позволяет температура в регионе, можно любое из рассматриваемых масел.

Так называемая летняя часть индекса (на самом деле указывающая рабочую вязкость при температуре 100 °C, которая приблизительно одинакова и летом, и зимой) также влияет на работу смазки в холодное время года.

И здесь, в первую очередь, нужно знать требования автопроизводителя к маслу. Если в документации к авто указано, что нужно лить смазку с летним индексом SAE 40 – льем это масло. Если SAE 30 – соответственно, подбираем смазочный материал вязкостью SAE 5W30.

Здесь есть небольшие отступления от правил. Если мотор уже имеет солидный пробег, и вы проживаете в регионе с амплитудными колебаниями годовой температуры (зимой – холодно, летом – жарко) лучше брать более густую смазку по летнему индексу.

Пример разницы между маслом 5w30 и 5w40

То есть зимой лучше лить SAE 5W40, так как может получиться так, что придется долго ездить на залитом перед зимой масле. А более густая смазка для мотора с износом, из-за увеличенных зазоров в парах трения, предпочтительнее.

Какие параметры масла, кроме вязкости, влияют на работу мотора зимой

Помимо показателя вязкости по SAE, есть у моторного масла еще несколько параметров, влияющих на характере его работы в двигателе зимой.

  • Индекс вязкости (ИВ). Показывает, насколько масло зависимо от скачков температуры. Традиционно ИВ выше у смазок SAE 5W40.
  • Точка потери текучести. Не закладывается напрямую в показатель SAE. Обычно указывается на канистре с тыльной стороны в таблице с дополнительными характеристиками.Смазки с более низкой температурой застывания дадут больше шансов, что в сильные морозы масло останется текучим и позволит беспроблемно запустить двигатель.
  • Типа базы и используемые присадки. Чем качественнее и база и более технологичные присадки использованы для создания масла, тем больше разбежка между индексами. Например, подавляющее большинство моторных масел класса 5W40 по SAE – это синтетика. А смазки 5W30 часто встречаются в полусинтетическом варианте. Синтетика в целом лучше для любых режимов эксплуатации авто.
Наглядный пример разницы в маслах одного производителя
Марка Класс SAE
Кинематическая вязкость
при 40/100 °C, мм2/с
Плотность при 15°C, кг/м3 Температура, °C
Вспышки в открытом тигле Застывания
Shell Helix Ultra VX 5W-30 73,1/11,9 848 200 -39
Shell Helix Ultra AB 5W-30 64,7/11,4 848 204 -42
Shell Helix Ultra AG 5W-30 69,5/11,7 854 230 -36
Shell Helix Ultra 5W-40 72/13,1 853 206 -48
Shell Helix F 5W-40 57,4/9,5 857 192 -45
Shell Helix Plus 5W-40 82,9/14,8 850 230 -36
Shell Helix Diesel Ultra 5W-40 79,5/13,9 854 228 -48
Shell Helix VA Diesel Plus 5W-40 89,1/13,8 856 226 -51
Получается, что при прочих равных по вязкости лучше заливать зимой моторные масла класса 5W40. Но это только в случае приблизительно одинакового качества смазки.

Подводя итог

Как понятно из всего вышесказанного, ответ на вопрос, какое масло лучше заливать на зиму, 5w30 или 5w40, комплексный. Кратко соберем все критерии, которые помогут определиться с выбором.

Требования автопроизводителя

Сегодня многие автопроизводители не пишут только одно подходящее масло на все случаи жизни, а дают рекомендации по подбору, которые предусматривают различные условия эксплуатации авто.

Если для вашего климатического района и с вашим уровнем нагрузки на двигатель завод-изготовитель авто требует заливать 5W-30 – не нужно пренебрегать его предписаниями.

Если же допускается использовать оба варианта, то лучше залить более густое масло. Это, возможно, незначительно увеличит потребление топлива из-за повышенного вязкостного трения, но гораздо в большей степени скажется на повышении защитных свойств смазки.

  1. Климат. Для северных регионов, где летняя температура редко превышает +20 °C, можно смело лить смазку 5W-30, если производитель рекомендует именно ее или допускает к использованию два варианта.
  2. Степень износа мотора . Для двигателей с пробегом более 300 тысяч км, даже если это не указано в инструкции по эксплуатации, не будет ошибкой использовать масло большей вязкости. То есть при рекомендованном классе 5W30 по SAE можно заливать 5W40.
  3. Другие характеристики масла . Если есть сомнения в плане выбора, например, для средней полосы, при относительно новом моторе и разрешением от автопроизводителя на использование в двигателе этих двух классов по вязкости, нужно рассмотреть другие свойства имеющихся моторных масел.

Предпочтение стоит отдать смазкам, у которых:

  • выше индекс вязкости;
  • ниже точка застывания;
  • более качественная база и технологичный пакет присадок;
  • есть другие положительные свойства, наподобие энергосбережения или повышенной защиты пятен контакта.

Помимо использования качественных моторных масел, на ресурс двигателя при езде зимой сильно влияет характер эксплуатации авто.

Если давать двигателю хотя бы минимальный прогрев перед началом движения, не раскручивать его на холодную до высоких оборотов, вовремя менять масло и фильтры – проблем после зимней эксплуатации возникнуть не должно.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png