Тахометр является устройством, которое активно используется на бензиновых и дизельных автомобилях. Данный прибор служит для измерения скорости вращения (оборотов) коленчатого вала или генератора. Большинство современных транспортных средств оснащаются штатным тахометром прямо с завода.

Потребность самостоятельно установить тахометр на дизельном двигателе может возникнуть по разным причинам. Следует отметить, что схема подключения тахометра на дизеле несколько отличается от аналогичного решения для бензиновых ДВС. В процессе выбора тахометра для дизеля необходимо учитывать данную особенность, так как тахометр для бензиновых двигателей на дизельный мотор не подойдет.

Читайте в этой статье

Откуда берет сигнал тахометр на дизельный двигатель

Сегодня для дизельных двигателей в продаже представлены электронные, цифровые и аналоговые тахометры, схема подключения которых предполагает ряд особенностей. Дело в том, что местом подключения тахометра для дизеля в подавляющем большинстве случаев выступает генератор.

Для реализации подключения к генератору необходимо иметь сам тахометр, провод с изоляцией и сопроводительную инструкцию по установке и эксплуатации автомобильного тахометра.

Подключение устройства

В основе принципа работы электронного тахометра лежит считывание электрических импульсов. В бензиновых агрегатах считываются импульсы, которые в определенном количестве подаются на катушку зажигания. Что касается дизельного мотора, то считывание осуществляется со специальной клеммы, которая находится в корпусе генератора.

Читайте также

Почему дизельный двигатель не нужно крутить так, как бензиновый мотор. Особенности и отличия дизельных ДВС в сравнении с бензиновыми. Оптимальные обороты.

  • Обороты и мотресурс двигателя. Недостатки езды на низких и высоких оборотах. На каком количестве оборотов мотора ездить лучше всего. Советы и рекомендации.


  • Каждый современный водитель должен иметь хотя бы общее представление о том, как подключить тахометр. Несмотря на то, что данное устройство не является обязательным оборудованием, его использование позволяет значительно продлить эксплуатационный срок двигателя, избежав дорогостоящего ремонта или преждевременной замены мотора.

    Преимущества использования тахометра

    Тахометр непрерывно информирует водителя о скорости вращения коленчатого вала, тем самым помогая подобрать оптимальное время для переключения передачи. Также показания тахометра позволяют автолюбителю выполнить точную регулировку карбюратора и прочих важных устройств транспортного средства во время работы ДВС при неподвижно стоящей машине.

    Виды тахометров

    Тахометры делятся на два вида:

    • Штатные тахометры. Монтируются в приборную панель машины на заводе-изготовителе. Большинство автомобилей оснащено именно таким типом приборов.
    • Выносные тахометры. В подавляющем большинстве случаев служат альтернативой отсутствующему штатному измерительному прибору, реже используются как элемент тюнинга. Выносные тахометры устанавливаются непосредственно на приборную панель транспортного средства.

    Как самостоятельно установить тахометр

    Процесс установки тахометра на автомобиль с бензиновым двигателем отличается от монтажа данного контрольно-измерительного прибора на машину с дизельным мотором. Исходя из этого, в статье будут рассмотрены оба способа установки.

    Монтаж тахометра на транспортное средство с бензиновым ДВС

    Если к прибору прилагается схема подключения тахометра, то настоятельно рекомендуется детально ее изучить и производить подключение согласно сопровождающей документации. В случае отсутствия схемы установка прибора осуществляется в несколько этапов:

    1. Прибор, в зависимости от вида, закрепляется либо в соответствующее посадочное место на приборной панели, либо на ее поверхности.
    2. Провод, имеющий черный цвет, подключается к корпусу (массе) транспортного средства.
    3. Красный провод соединяется с клеммой замка зажигания, которая будет подавать напряжение 12 В при включенной системе зажигания.
    4. Третий провод прибора может быть окрашен в любой цвет. Его необходимо подключать с учетом того, какая система зажигания установлена на автомобиле. Если система контактная – тахометр должен быть соединен с прерывателем трамблера. При бесконтактной системе зажигания прибор соединяется с коммутатором напряжения.
    5. Для обеспечения подсветки дисплея, если она предусмотрена производителем, прибор следует подключить к предназначенной для этого клемме на замке зажигания.

    Монтаж тахометра на транспортное средство с дизельным ДВС

    Подключать прибор следует к генератору, поэтому монтаж тахометра лучше всего проводить на смотровой яме или эстакаде. Перед началом работ осуществляется демонтаж защиты генератора. Далее на генераторе нужно отыскать клемму с латинской буквой «w» и осуществить подключение к ней выходного провода тахометра.

    На следующем этапе замыкается контакт, который отходит от масляного насоса. Выполняется данное действие для того, чтобы тахометр выдавал достоверные показания.

    Следует отметить, что иногда отыскать клемму генератора с латинской буквой «w» не представляется возможным. В этом случае нужно разобрать генератор, соединить один из трех проводов, которые соединяют обмотку и выпрямитель, с кабелем тахометра и хорошо заизолировать место соединения. После этого генератор собирается в обратной последовательности.

    В заключение надо отметить, что установка тахометра – не очень сложная работа, однако категорически не рекомендуется приступать к ее выполнению без теоретических знаний и некоторого практического опыта, связанного с ремонтом автомобиля. Без твердой уверенности в собственных возможностях лучше всего предоставить автомобиль в распоряжение квалифицированных работников специализированной станции, которые в кратчайшие сроки смогут установить тахометр на ваше транспортное средство.

    Видео

    Порядок установки тахометра от ВАЗ 2106 в ВАЗ 2105:

    Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни 2101, ни 2102 такого прибора не имели. Тахометр служит для измерения частоты вращения коленвала. Он является счётчиком оборотов, показывая их количество посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. Также тахометр незаменим при настройке карбюратора — его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.

    Схема подключения тахометра ВАЗ-2106

    «Шестёрки» комплектовались тахометром модели ТХ-193. Такой тахометр состоит из:

    • пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
    • шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
    • лампы подсветки;
    • миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
    • электронной печатной платы.

    Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза. Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается. Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.

    Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106

    Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки»

    В бесконтактной системе зажигания тахометр подключается не к катушке, а к коммутатору

    Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ

    Нужно учитывать, что цвета проводов и их назначение может отличаться в зависимости от производителя девайса, но для стандартного устройства «TX-193», которое обычно используется в «шестерках», схема такова:

    • Кабель белого цвета необходимо для соединения подсветки.
    • Провод красного цвета подключается к замку зажигания, для этого используется предохранитель, этот кабель подает питание при активированном зажигании.
    • Кабель белого цвета с черной поломкой необходим для подключения к кузову авто.
    • Коричневый проводок подключается к выводу К+ на катушке.
    • Проводок черного цвета подключается к реле индикатора зарядного тока. Последний, в свою очередь, установлен справа в моторном отсеке.
    • Серо-черный кабель необходим для соединения с регулятором давления моторной жидкости, установленным слева от мотора.

    Схема подключения тахометра ВАЗ-2108 и 2109

    Сразу отметим, что здесь не играет особой роли система подачи топлива – инжектор или карбюратор. Как известно, в настоящее время наиболее распространенными являются автомобили со следующими типами двигателя: бензиновые или дизельные. В зависимости от этого и подбирается тахометр, если, конечно, он не идет в стоковой версии. Все дело в том, что на бензиновых двигателях тахометр считывает данные с катушки зажигания, вернее, возникающие здесь импульсы. Однако конструкция дизельных силовых установок не предусматривает этого узла. Соответственно, здесь тахометр считывает импульсы не с катушки зажигания (за неимением таковой), а генератора.

    Первые два провода (12-вольтовый и Сигнал) – к контактам «Б» и «К» катушки зажигания соответственно. Осталось закрепить массу в любом удобном месте.

    Схема подключения тахометра ВАЗ-2110

    1. тахометр ВАЗ;
    2. маршрутный компьютер;
    3. контроллер ЭСУД;
    4. датчик положения коленвала;
    5. модуль зажигания.

    Тахометр ВАЗ 2110 – с четырьмя выводами: если он стоит на машине с впрыском, то подключен не к зажиганию (вх. 2), а к контроллеру ЭСУД предусмотренным для этого дополнительным выводом (вх. 1) – и в этом случае считывает количество импульсов оборотов непосредственно с контроллера. Он получает сигнал о положении вала.

    Принципиальная схема электроники тахометра

    Подключение современных электронных тахометров:

    Тахометр, предназначенный для 4-х цилиндрового двигателя, поставить на другой нельзя, потому что показания будут ложными. Поэтому подбирайте тахометр в соответствии с маркой автомобиля и количеством цилиндров.

    Про датчик тахометра ДПКВ

    У тахометра есть датчик (датчик положения коленчатого вала — ДПКВ). Это устройство служит не только для того, чтобы считать обороты коленвала, но и определять его положение в определённый момент, что необходимо электронному блоку управления для обеспечения правильной работы силового агрегата. При прохождении рядом с сердечником датчика металлического предмета в нём образуется электрический импульс, который передаётся на электронный блок управления двигателем. Роль такого предмета в силовом агрегате авто играет зубчатая шестерня коленвала.

    Почему прыгает тахометр ВАЗ

    Очень часто случается такое, что стрелка начинает дергаться. Если автомобиль инжекторный, то поиск неисправности заключается в том, чтобы подключить диагностический сканер и проверить системы двигателя. Скачки стрелки ТХ-193 в большинстве случаев также являются симптомом неисправностей, связанных с его электрической цепью. Причинами такого поведения прибора могут быть:

    1. отсутствие хорошего контакта на минусовой клемме аккумулятора;
    2. окисление или подгорание коричневого провода на катушке зажигания;
    3. подгорание или износ контактов крышки распределителя зажигания, или бегунка;
    4. износ подшипника вала трамблёра;
    5. замыкание красного провода, питающего прибор, на «массу» автомобиля;
    6. неисправность датчика положения коленчатого вала (для инжекторных двигателей).

    Решается подобная проблема путём зачистки контактов, замены крышки распределителя зажигания, бегунка, опорного подшипника, восстановления целостности изоляции питающего провода прибора, замены датчика коленвала.

    Ещё скачок может быть обусловлен неработоспособностью конденсатора, расположенном в нижней части прерывателя. Конденсатор может быть пробитым либо его контакт очень слабый.

    Если не работает тахометр на ВАЗ

    Обычно, отсутствие реакции стрелки связано с нарушением контакта в разъёмах основных проводов его подключения, или же повреждением проводки цепи. Первым делом следует:

    • Осмотреть крепление проводника в изоляции коричневого цвета к выводу «К» на катушке зажигания. При выявлении плохого контакта, следов окисления, подгорания провода или вывода, устранить проблему путём зачистки проблемных участков, обработки их антикоррозионной жидкостью, подтягивания гайки крепления.
    • Проверить надёжность соединения чёрно-белого провода с «массой» автомобиля. В случае обнаружения нарушения контакта, зачистить провод и поверхность, к которой он крепится.
    • При помощи тестера определить, поступает ли напряжение при включённом зажигании на красный провод. Если напряжения нет, проверить исправность предохранителя F-9, отвечающего за целостность цепи панели приборов, а также состояние контактов замка зажигания.
    • Разобрать панель приборов и проверить соединения контактов в колодке жгута проводов тахометра. «Прозвонить» тестером все провода, идущие к прибору.

    Ну нет в моей машине тахометра, нет! Возможно, японцы посчитали, что 86 лошадиных сил это маленькая мощность для машины массой 840 кг, и поэтому тахометр не нужен, а быть может, просто удешевили. Зря они так. Тахометр очень даже нужен, особенно, если коробка переключения передач механическая. Даже если водитель не гонщЕГ. Это мелкое недоразумение исправить не просто, а очень просто. Для этого нужно купить самый простой цифровой тахометр и подключить три провода в правильные места.

    Сразу оговорюсь, речь идет о праворульной Toyota Corolla-II с двигателем 4E-FE, объемом 1,3 в кузове EL-51. Я нашел два способа подключения: через диагностический разъем, который находится под капотом; напрямую, в компьютер, он же ECU. Для себя я выбрал второй метод. Преимущество его в том, что не нужно тянуть и без того короткие и тонкие провода тахометра в подкапотное пространство, да и в момент установки на улице шел дождь, что, откровенно говоря, и стало решающим фактором выбора метода подключения. Итак, займемся установкой тахометра. Для начала, давайте найдем место, где расположен компьютер, он же мозг автомобиля. Находится он за бардачком. Чтобы добраться до заветной коробочки, бардачок снимать не надо. Достаточно сдавить его крепко по бокам и он добровольно сам все вам расскажет и даст доступ.

    Теперь надо определиться, куда именно разместить само табло электронного тахометра. Я решил положить его рядом со штатными часами. И провода наращивать не надо, и отверстие не нужно делать лишнее, и видно хорошо с водительского места.

    Теперь я расскажу, как прилаживал провода. Цифровой тахометр имеет три провода: красный (питание «+»), серый (питание «-») и белый - сигнальный. «Минус» цепляем на массу - его можно зажать ближайшим болтом. «Плюс» и сигнальный подключил к компьютеру через фишку-разъем (фишка помечена красным цветом).

    Конечно, перед тем, как подключать провода, я изучил распиновку разъемов и нашел, где находится нужные провода. Теперь я расскажу эту тайну и вам… Конечно, прежде чем вынимать фишку из компьютера, необходимо скинуть плюсовую клемму с аккумулятора, но вы же понимаете, что на улице идет дождь? Ну да ладно… Вот фишка, два правильных провода отгорожены моим указательным пальцем.

    Черный - это сигнальный, зеленый - «плюсовый». Задача можно сказать решена. Осталось решить, как именно подцепить провода. И снова есть два варианта! Первый - убрать изоляцию и скрутить провода. Можно обезопасить еще и изолентой. Но, как вы уже поняли, мне больше по душе второй метод. Суть его в том, чтобы вытащить клемму из фишки, слегка раскрыть крепление клеммы и запрессовать в нее наш провод. Здорово, да? А теперь попробуйте достать клемму из фишки. Дудки!! Либо поломаете фишку, либо оторвете провод. Но, японцы не дураки. Впрочем, как и мы, россияне, тоже не позади восточных братьев по разуму (в некоторых областях). Фишка многоразовая и разбирается. Поглядите внимательно на обе фотографии. Чувствуете разницу?

    Да, эта «панелька» поднимается. Но и после этого клеммы не вываливаются пачками из фишки. Надо аккуратно нажать тупым шилом на пластиковое крепление нужной клеммы внутри самого разъема.

    И только после этого клемма поддается. Вы думаете я такой умный, что сразу до всего этого допер? Неет. Это я такой упертый. Я вертел фишку в руках и дергал за клеммы минут сорок. Итак, клемма на свободе! Аккуратно при помощи ножа раздвигаем металлическое крепления провода и просовываем нужный провод. Получается как-то вот так:

    После этого зажимаю всё «взад» пассатижами. Вставляю клемму на место. То же проделываю и для второго провода:

    «Собираю» фишку, «вжимаю» волшебную панельку, которая позволила разобрать фишку, вставляю разъем в компьютер. Внимание! Испытание! Прогреваю двигатель. О чудо!

    Показания электронного тахометра 590 оборотов в минуту, что есть в пределах нормы для агрегата с механической коробкой переключения передач при выключенных потребителях (габариты, фары, вентилятор, кондиционер, …). Вот теперь, глядя на этот нехитрый прибор можно крутить двигатель с умом. Вас съели? Не беда. И здесь у вас есть два… выхода.

    Тахометр в автомобиле информирует водителя о частоте вращения коленвала и помогает ему правильно выбрать передачу. Как результат, удается продлить ресурс двигателя и максимально отдалить необходимость его ремонта.

    В большинстве машин, устанавливаются тахометры аналогового типа, которые представляют собой устройство с циферблатом и стрелкой. Когда указатель приближается красной зоне, водитель переключает передачу на одну ступень вверх. К сожалению, необходимый тип прибора устанавливается не на всех машинах, что вынуждает автовладельца действовать самостоятельно. Ниже рассмотрим, как установить и подключить тахометр своими руками.

    Виды приборов

    В автомобилях устанавливается два типа тахометров - аналоговые и цифровые. Первые имеют простую конструкцию, а основными элементами является циферблат и стрелка. Что касается цифровых устройств, они выполнены в виде небольшого экрана, где отображается текущее число оборотов.

    Кроме того, тахометры бывают:

    • Выносными. Такие приборы, как правило, устанавливаются самим автовладельцем и крепятся на приборной панели машины. Для фиксации, предусмотрен специальный кронштейн. Выносные цифровые тахометры считаются лучшим вариантом, для контроля оборотов коленвала на ХХ. Их преимущество заключается в меньшей погрешности. Цифровые тахометры часто применяются, для проверки штатного устройства. Кроме того, они выглядят оригинально и придают машине оригинальности.
    • Штатными. Эти тахометры предусматриваются производителем и монтируются в приборной панели машины. Удобство в том, что водитель воспринимает информацию, по движению одной стрелки. Ему не нужно отвлекаться на оценку сразу нескольких показателей. Чаще всего, на автомобилях применяется именно стрелочный тахометр, а электронные приборы, как правило, выпускаются в выносном формате и предназначены для самостоятельной установки.

    В машинах с инжекторным двигателем, подключить тахометр через зажигание не получится. Лучшим решением будет подсоединение устройства к контроллеру ЭБУ двигателем. Работа производится в несколько этапов. Для начала, подключите массу к кузову машины, а «плюсовой» проводник к «плюсу» зажигания. У тахометра имеется два выхода - на датчик положения коленвала (ДПКВ) и на блок управления. Устройство, которое подключено к ЭБУ, фиксирует импульсы прямо с контроллера управляющего блока.


    На схеме показано, как подключить тахометр к ЭБУ

    Как подключить тахометр на машинах с бензиновым мотором

    Перед установкой тахометра, на автомобиль с карбюратором, прочтите инструкцию (идет вместе с прибором). При ее отсутствии, сделайте следующие шаги:

    • Закрепите тахометр на выбранном месте, которое определяется с учетом типа механизма.
    • Подключите к кузову машины черный провод.
    • Красный провод посадите на клемму замка зажигания, через которую подается 12 Вольт, при срабатывании системы зажигания.
    • Третий провод может иметь различное цветовое исполнение. Стоит отметить, что система зажигания в машине бывает двух типов - бесконтактная и контактная. В первом случае, подключите тахометр (его третий провод) к коммутатору напряжения, а во втором - к прерывателю трамблера


    На схеме показано, как подключить тахометр к бензиновому двигателю

    Как подключить тахометр в машине с дизельным мотором

    Для начала, разберемся с принципом работы прибора на дизельных машинах. Он заключается в считывании импульсов, которые посылаются расположенной в генераторе клеммой. Этот процесс сложный, поэтому все работы лучше производить из смотровой ямы. Процесс состоит из следующих этапов:

    • Снимите защитный кожух с генератора. Действуйте осторожно, чтобы избежать попадания в механизм грязи.
    • Выполните установку тахометра и подключите его к генератору. Для этого, на кожухе источника питания, отыщите клемму с обозначением «W», после чего подсоедините к ней выход устройства.

    Бывают случаи, когда найти упомянутую клемму не удается. В таком случае, для подключения тахометра, придется разобрать генератор. Берите один провод, который соединяет между собой выпрямительный узел и обмотку, после чего соедините его с проводом тахометра. Выполните изоляцию места соединения, а после этого, соберите генератор по обратному алгоритму.

    Установка тахометра занимает минимум времени. Но при отсутствии минимальных знаний о конструкции дизеля, принципах его работы, а также особенностях тахометра на машинах с дизельным мотором, лучше довериться профессионалам.

    Как проверить правильность работы устройства

    Допустим, вам удалось подключить тахометр, на машине с дизельным или бензиновым мотором. Но для дальнейшей эксплуатации, важно знать причины выхода из строя прибора. К примеру, стрелка тахометра может начать прыгать или «вылезут» другие проблемы. В целом, можно выделить следующие причины поломок:

    • Появление вибрации, при продолжительной работе мотора, что может привести к повреждению дисплея.
    • Окисление контактов, отсоединение наконечников или нарушение целостности изоляции.

    Рассмотренные выше неисправности можно выявить и устранить самостоятельно. Если вышел из строя датчик, требуется его замена. В наиболее сложных случаях, когда диагностика не дала результатов, стоит обратиться на СТО.

    Видео: Схема подключения цифрового тахометра Digital Division

    Если видео не показывает, обновите страницу или



    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png