От правильной настройки системы зажигания напрямую зависит работа двигателя, его экономичность и надежность.
В данной статье мы рассмотрим устройство и компоненты системы зажигания ЗМЗ 402, а также порядок установки угла опережения зажигания

Элементы системы зажигания

Одной из основных систем, необходимых для удачного пуска двигателя, является система зажигания. Для бензиновых двигателей принципиальная конструкция систем зажигания отличается совсем незначительно – существуют два вида:
Контактная система
Бесконтактная система


Система зажигания состоит из следующих компонентов:
1. Катушка
2. Распределитель-прерыватель искры (трамблер)
3. Коммутатор
4. Свечи зажигания
5. Замок зажигания
6. Стартер
7. Добавочное сопротивление (в отдельных случаях)

Порядок работы системы зажигания

Для ЗМЗ 402 модели этот порядок выглядит так:

Запуск мотора автомобиля производится при повороте ключа в замке зажигания – в этот момент заряд с аккумуляторной батареи поступает на стартер, который начинает вращать коленчатый вал, приводя в действие трамблер (через привод). В этот самый момент электрический ток поступает на катушку, затем через коммутатор заряд поступает на распределитель искры (трамблер), а тот в свою очередь распределяет ток через провода на свечи цилиндров.

ВАЖНО знать, что коммутатор являет собой блок из транзисторных ключей, служащий для управления токами, которые проходят через катушку индуктивности.

Раннее зажигание

Одной из наиболее часто встречающихся проблем с системой зажигания является слишком ранний угол опережения зажигания – это когда при подаче топлива в цилиндр двигателя, рабочая смесь из бензина и воздуха в камере сгорания воспламеняется гораздо раньше подхода поршня к верхней мёртвой точке. Если начальный угол опережения зажигания установлен слишком рано, тогда могут возникнуть проблемы с работой автомобиля. Чтобы избежать этого стоит обратить внимание на признаки раннего зажигания. А это:
Двигатель не запускается с первого раза (имеет место проворачивание коленчатого вала в обратную сторону при пуске двигателя)
Неустойчивая работа мотора на холостом ходу
Детонация несгоревшего топлива (появляется стрекочущий звук, который не исчезает при увеличении оборотов)
Нагар на свечах зажигания (полностью не сгоревшее топливо оседает на свече)
Выстрелы в глушитель (топливо сгорает из-за пропуска в работе зажигания)
Черный дым из глушителя (догорает топливо не сгоревшее в камере сгорания)
Повышенный расход топлива

Позднее зажигание

На двигателях с карбюраторной системой питания, позднее зажигание являет собой воспламенение топливной смеси в тот момент, когда поршень уже достиг верхней мертвой точки или уже прошёл ее. При такой работе двигателя увеличивается расход топлива, ухудшаются мощность и приемистость. Основными признаками позднего зажигания являются:
Проблема с запуском мотора (Нужно несколько попыток)
Вялая динамика автомобиля на ходу (двигатель глохнет, когда увеличиваются обороты)
Свечи зажигания светло-серого или белого цвета
Выстрелы в карбюратор (происходит догорание топлива во впускном коллекторе)
Перегрев двигателя (догорание смеси происходит при такте расширения, что способствует перегреву мотора)

Порядок регулировки системы зажигания

Для правильной установки зажигания на двигателе ЗМЗ 402, нужно учитывать следующие факторы:
Порядок работы двигателя 1-2-4-3
Ротор трамблера вращается против часовой стрелки
Люфт на свече зажигания должен быть не более 0,8мм
Значение сопротивления резистора на трамблере должен быть от 5 до 8кОм
Значение сопротивления на свече зажигания колеблется от 4 до 7кОм
Сопротивление обмотки статора варьируется от 0,45кОм до 0,5кОм

Сопоставление меток

Для начала установки правильного угла опережения зажигания нужно провернуть коленчатый вал в положение, которое обозначает 5 градусов. Это делается следующим образом – нужно выставить первый цилиндр в верхней мертвой точке (окончание такта сжатия). Для этого требуется совместить среднюю метку на шкиву коленчатого вала с меткой на головке блока цилиндров.

ВНИМАНИЕ. Такт сжатия на первом цилиндре можно установить, если до этого не был демонтирован трамблер – открыв его крышку бегунок будет стоять напротив внутреннего контакта провода, соединяющегося со свечей зажигания первого цилиндра.

Если таким образом определить такт сжатия не получается, то необходимо вывернуть свечу из первого цилиндра и заткнуть отверстие ветошью или бумагой. Затем следует начать проворачивать коленчатый вал до того момента, когда пробка в виде бумаги не будет удалена при помощи воздуха, создаваемым внутри цилиндра. Это и будет момент сжатия.

Регулировка угла опережения

Далее необходимо ослабить болт октан-корректора, который находится на трамблере. Здесь пригодится гаечный ключ на 10. Затем угол опережения выставляется примерно посередине шкалы (это будет нулевой показатель).
Далее все тем же ключом на 10 нужно ослабить болт-фиксатор пластинок
корректор-октана.
Следующим делом следует провернуть корпус распределителя таким образом, чтобы обе метки совпали – красная метка на головке ротора и метка на статоре. Когда корпус будет установлен в нужном положении, необходимо зафиксировать корпус трамблера одной рукой, а второй заворачивать болт.

Проверка правильности установки зажигания

Правильность установленного угла опережения зажигания проверяется на ходу автомобиля – на скорости 50-60км\ч резко нажимается педаль газа, должна последовать кратковременная детонация (1-3сек). Если детонация после этого времени пропала, то момент выбран правильно. Более точно выставить зажигание можно при помощи стробоскопа.

Данное краткое руководство поможет своими руками выставить зажигание не прибегая к помощи специалистов в домашних условиях.

В общем случае диагностирование системы зажигания проводят в следующей последовательности:
проверка первичной цепи (цепи низкого напряжения);
проверка временных и угловых параметров электронного коммутатора и датчика-распределителя;

проверка угла опережения зажигания;


проверка вторичной цепи (цепи высокого напряжения).

Проверка первичной цепи системы зажигания

Диагностирование первичной цепи системы зажигания проводят по напряжению на клемме "К" катушки зажигания (Uк), подключенной к батарее, и по напряжению на клемме катушки зажигания (U), подключенной к электронному коммутатору (рис. 3).

Диагностический параметр U характеризует падение напряжения на силовом транзисторе коммутатора.

На режиме самостоятельного холостого хода двигателя (n = 550...650 мин-1) напряжение Uк должно быть в пределах 12,2...13,9 В, а падение напряжения U= 1,3...1,7 В.

Установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 2000...3000 мин-1. Напряжение Uк должно быть 12,8...14,1 В, а падение напряжения U = 1,3...1,7 В.

Если система электроснабжения автомобиля находится в исправном состоянии, а напряжение Uк ниже нормы, то первичная цепь системы зажигания обладает повышенным переходным сопротивлением: от зажима "+" батареи до клеммы "К" катушки зажигания (см. рис. 3). Для обнаружения плохого контакта в соединениях первичной цепи надо измерить напряжение от клеммы "К" катушки зажигания до зажима "+" аккумуляторной батареи. Большая разность напряжения между последующими точками укажет на неисправный участок первичной цепи.

Если падение напряжения U выше нормы, проверить надежность соединения электронного коммутатора с "массой".

Проверка временных и угловых параметров электронного коммутатора и датчика-распределителя

В электронных системах зажигания нормируется время накопления энергии th в катушке зажигания, т.е. время протекания первичного тока. Этому времени соответствует определенный угол поворота валика датчика-распределителя "а". К угловым параметрам также относятся отклонение угла "а" по цилиндрам двигателя (дельта "а") и асинхронизм искрообразования "у".

При частоте вращения коленчатого вала двигателя 1000±100 мин-1 время накопления энергии должно находиться в пределах 5,5...8,5 мс, что соответствует углу поворота валика датчика-распределителя "а" = 16...26°. Изменение угла "а" по цилиндрам двигателя не должно превышать 3°. Асинхронизм искрообразования не должен быть больше 3°.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя до 2000...3000 мин-1 время накопления уменьшается до 3,5...5 мс, а угол "а" увеличивается до 32...45°. Параметры дельта "а" и "у" не должны превышать 3°.

Если время накопления энергии в катушке зажигания не соответствует нормативным значениям или соответствующий угол поворота датчика-распределителя остается неизменным при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя, то неисправен электронный коммутатор.

Причинами, вызывающими увеличение параметров дельта "а" и "у", могут быть следующие неисправности:
неисправность вакуумного или центробежного регуляторов;
износ деталей привода распределителя;
ослабление крепления датчика-распределителя;
износ шарикоподшипников датчика-распределителя.

Проверка и регулировка угла опережения зажигания

Данная проверка проводится с помощью стробоскопа. При необходимости протирают или обозначают мелом контрольные метки на двигателе для лучшей видимости (рис. 4).

Запустить двигатель и установить частоту вращения холостого хода (n = 550...650 мин-1). Отсоединить трубку вакуумного регулятора. Осветить контрольные метки на двигателе осветителем стробоскопа. При этом в результате стробоскопического эффекта вращающиеся метки 2, 3 и 4 будут казаться неподвижными. Поворачивая ручку регулятора стробоскопа, совместить вращающуюся метку ВМТ 2 с ребром-указателем 1 на крышке распределительных шестерен (см. рис. 4). Начальный угол опережения зажигания (УОЗ) должен быть 5...12° у двигателей с системой рециркуляции отработавших газов и 2,5.8,5° у двигателей без системы рециркуляции отработавших газов.

Если начальный УОЗ не соответствует норме, произвести его установку. Для этого, поворачивая ручку регулятора стробоскопа, установить на его индикаторе нормативное значение начального УОЗ. Осветить метки на двигателе и, поворачивая корпус датчика-распределителя, предварительно ослабив болт крепления пластины октан-корректора к приводу, добиться совмещения подвижной метки 2 с ребром-указателем 1. Для увеличения УОЗ корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения - по часовой стрелке. После установки начального УОЗ необходимо проверить частоту вращения холостого хода двигателя и при необходимости выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора.

Осветить метки на двигателе. Плавно увеличивать частоту вращения коленчатого вала и зафиксировать частоту, при которой вращающаяся метка 2 плавно без рывков сдвинется относительно ребра-указателя 1, что свидетельствует о начале работы центробежного регулятора. Центробежный регулятор датчика-распредилителя должен вступить в работу при частоте вращения коленчатого вала 400...700 мин-1.

Установить частоту вращения коленчатого вала 1000 мин-1 и осветителем стробоскопа добиться совпадения контрольных меток 1 и 2 на двигателе. Считать показание угла с индикатора стробоскопа. Вычитая из полученного показания значение начального УОЗ, определить УОЗ, создаваемый центробежным регулятором. При частоте вращения коленчатого вала 1000 мин-1 УОЗ, создаваемый центробежным регулятором, должен быть 9...15°. Повторить проверку при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1. В этом случае УОЗ, создаваемый центробежным регулятором, должен быть 22...28°.

Присоединить трубку вакуумного регулятора. Установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 и осветителем стробоскопа добиться совпадения контрольных меток 1 и 2 на двигателе. Зафиксировать показание суммарного УОЗ с индикатора стробоскопа.

Отсоединить трубку вакуумного регулятора. Если при этом частота вращения коленчатого вала двигателя снизится, то вакуумный регулятор работоспособен. Если же частота вращения не изменится, то вакуумный регулятор неисправен или имеют место неплотности трубки вакуумного регулятора и ее соединителей, засорение отверстий в карбюраторе или в трубке вакуумного регулятора.

Вновь установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 (без вакуумного регулятора) и с помощью осветителя стробоскопа добиться совпадения контрольных меток 1 и 2 на двигателе. Считать показание с индикатора стробоскопа, которое должно быть на 15...21° меньше суммарного УОЗ при данной частоте вращения с вакуумным регулятором. Угол поворота коленчатого вала двигателя, равный 15...21°, - есть максимальный УОЗ, создаваемый вакуумным регулятором.

При частоте вращения коленчатого вала двигателя 3000 мин-1 УОЗ, создаваемый центробежным регулятором, должен быть 26...31°.

Если характеристика центробежного регулятора не соответствует нормативным данным, то необходимо подобрать новые пружины грузиков или заменить распределитель.

Характеристику центробежного регулятора приводят в норму путем подгибания стоек подвески пружин:
до 1300 мин-1 по коленчатому валу - подгибают стойку тонкой пружины;
свыше 1300 мин-1 - подгибают стойку толстой пружины.

Для уменьшения УОЗ, создаваемого центробежным регулятором, необходимо увеличивать натяжение пружин, а для увеличения УОЗ - уменьшить натяжение пружин. Тонкая пружина центробежного регулятора должна иметь в исходном состоянии предварительный натяг, так как отсутствие натяга приводит при работе двигателя на малой частоте вращения к произвольному изменению УОЗ.

При необходимости характеристику вакуумного регулятора регулируют подбором регулировочных шайб между пружиной и штуцером вакуумного регулятора.

Кроме того, при проведении данной проверки можно выявить следующие неисправности. Если осветитель стробоскопа работает с пропусками вспышек, а показания частоты вращения вала двигателя на индикаторе стробоскопа нестабильны, то имеют место пропуски зажигания в 1-м цилиндре из-за неисправности свечи зажигания, обрыва провода высокого напряжения 1-го цилиндра, пробоя крышки распределителя, неисправности катушки зажигания, плохого контакта датчика-распределителя, катушки зажигания или электронного коммутатора с "массой", а также из-за наличия загрязнений на элементах вторичной цепи системы зажигания.

Если положения контрольных меток 2, 3 и 4 на демпфере крутильных колебаний двигателя нестабильны, то возможны следующие причины:
износ деталей привода датчика-распределителя;
износ втулок и валика распределителя;
неисправность вакуумного или центробежного регулятора;
неисправность шарикоподшипников датчика-распределителя.

Проверка вторичной цепи системы зажигания

Проверку вторичной цепи системы зажигания проводят по пробивному напряжению между электродами свечи зажигания, длительности и напряжению горения дуги в искровом промежутке свечей . Пробивные напряжения свечей зажигания в режиме холостого хода двигателя (n = 550...650 мин-1) должны быть 8...14 кВ и отличаться друг от друга не более, чем на 3 кВ.

Установить частоту вращения коленчатого вала 2000...3000 мин-1.

Пробивные напряжения свечей зажигания должны быть 5...9 кВ.

Если пробивные напряжения во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
перегорание помехоподавительного резистора в бегунке распределителя (пробивные напряжения не уменьшаются при увеличении частоты вращения коленчатого вала; двигатель на повышенной частоте вращения работает неустойчиво или останавливается);
перегорание контактного уголька в крышке распределителя, его зависание или отсутствие;
недосыл центрального провода высокого напряжения в гнездо крышки распределителя или в гнездо катушки зажигания ;
обрыв центрального провода высокого напряжения;
большое падение напряжения в распределителе (окисление или подгорание гнезд в крышке распределителя, загрязнение бегунка распределителя, износ электрода бегунка или боковых электродов крышки распределителя);
бедная смесь (в том числе из-за подсоса воздуха);
износ электродов или большой зазор между электродами свечей зажигания .

Исправность помехоподавительного резистора в бегунке распределителя определяют омметром. Сопротивление резистора должно быть 5,0...6,2 кОм.

Помехоподавительное сопротивление контактного уголька должно быть 8...13 кОм.
Падение напряжения в распределителе определяют путем закорачивания на корпус по очереди всех свечей зажигания. Если падение напряжения больше 4 кВ, то возможны следующие неисправности:
окисление или подгорание гнезд в крышке распределителя;
загрязнение или износ электрода бегунка распределителя;
износ боковых электродов крышки распределителя;
обрыв провода высокого напряжения свечи зажигания.

Если пробивные напряжения во всех цилиндрах ниже нормы, возможны следующие неисправности:
зазоры между электродами свечей зажигания ниже нормы;
переобогащенная смесь (неисправен карбюратор);
неправильная установка УОЗ;
недостаточная компрессия во всех цилиндрах двигателя;
прогар крышки распределителя, пробой на "массу" крышки катушки зажигания или бегунка распределителя (пробивные напряжения свечей ниже нормы при частоте вращения коленчатого вала 2000...3000 мин-1).

Если пробивные напряжения в отдельных цилиндрах отличаются более чем на 3 кВ, возможны следующие неисправности:
разные зазоры между электродами свечей зажигания (у свечи с большим зазором между электродами пробивное напряжение выше);
обрыв или недосыл свечного провода высокого напряжения (пробивное напряжение выше нормы при n = 2000...3000 мин-1);
нагар на тепловом конусе свечи зажигания (низкое пробивное напряжение);
пробой между боковыми электродами крышки распределителя (высокое пробивное напряжение);
перегорание помехоподавительного резистора в наконечнике свечи или в самой свече (высокое пробивное напряжение);
недостаточная компрессия в одном из цилиндров (низкое пробивное напряжение);
бедная смесь в одном или нескольких цилиндрах, вызванная подсосом воздуха (высокое пробивное напряжение);
установлены свечи зажигания с разными калильными числами. Значение длительности горения дуги в диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя от самостоятельного холостого хода до 2000...3000 мин-1 должно быть 1,1...2,5 мс.

Если значения длительности горения дуги во всех цилиндрах ниже нормы, то возможны следующие неисправности:

износ электродов или большой зазор между электродами свечей зажигания; перегорание помехоподавительного резистора в бегунке распределителя;
перегорание или отсутствие контактного уголька в крышке распределителя;
пониженное напряжение на клемме "К" катушки зажигания;
дефектная катушка зажигания.

Если значения длительности горения дуги во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
малая величина зазора между электродами свечей зажигания. Значения напряжения горения дуги в диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя от самостоятельного холостого хода до 2000...3000 мин-1 должны находиться в пределах 1,1...2,1 кВ.

Если значения напряжения горения дуги во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
недосыл или повышенное сопротивление центрального провода высокого напряжения;
износ электрода бегунка или боковых электродов крышки распределителя;
перегорание помехоподавительного резистора в бегунке распределителя;
перегорание или отсутствие контактного уголька в крышке распределителя.

Если значения напряжения горения дуги во всех цилиндрах ниже нормы, то возможны следующие неисправности:
черный нагар на тепловом конусе свечей зажигания (переобогащенная смесь);
прогар крышки распределителя;
малая величина зазора между электродами свечей зажигания.

Если параметры горения дуги в отдельных цилиндрах выходят за нормативные значения, то возможны следующие неисправности:
дефектная свеча зажигания (маленькая длительность и высокое напряжение горения дуги в режиме самостоятельного холостого хода двигателя);
нагар на тепловом конусе свечи зажигания (низкое пробивное напряжение на любой частоте вращения коленчатого вала, высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода, большая длительность горения дуги при n = 2000 мин-1);
перегорание помехоподавительного резистора в наконечнике свечи зажигания или в самой свече (высокое пробивное напряжение и маленькая длительность горения дуги на любой частоте вращения коленчатого вала, высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода двигателя);
большой зазор между электродами свечи зажигания (высокое пробивное напряжение и напряжение горения дуги в режиме холостого хода, маленькая длительность и низкое напряжение горения дуги при n = 2000 мин-1);
маленький зазор между электродами свечи зажигания (большая длительность и низкое напряжение горения дуги в режиме холостого хода, высокое напряжение горения дуги при n = 2000 мин-1);
пробой крышки распределителя между боковыми электродами (высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода);
перебои в искрообразовании в отдельном цилиндре (высокое пробивное напряжение при n = 2000 мин-1, маленькая длительность и высокое напряжение горения дуги в режиме холостого хода). При перебоях в искрообразовании осветитель стробоскопа работает с пропусками вспышек, если датчик 1-го цилиндра присоединен на свечной провод проверяемой свечи зажигания. Причиной перебоев в искрообразовании может быть искаженная форма импульсов электронного коммутатора.

Если значения пробивных напряжений и напряжений горения дуги индицируются со знаком "+", то это указывает на неправильную полярность подключения катушки зажигания (немаркированный вывод подключен к аккумуляторной батарее, а клемма "К" - к электронному коммутатору).

Если значения пробивных напряжений во всех цилиндрах индицируются со знаком "+" и они значительно ниже нормы, а напряжения горения дуги имеют знак "-", то неисправен электронный коммутатор.

Техническое состояние катушки зажигания, помехоподавительных резисторов в свечах зажигания или в свечных наконечниках и высоковольтных проводов можно определить с помощью омметра.
Сопротивление первичной обмотки катушки зажигания, измеренное омметром между клеммой "К" и немаркированным выводом, должно быть 0,65...0,79 Ом.

Сопротивление вторичной обмотки, измеренное омметром между немаркированным выводом и высоковольтным гнездом катушки зажигания, должно быть 15,6...16,5 кОм.*
Сопротивление помехоподавительных резисторов в свечах зажигания и свечных наконечниках должно быть 5,0...6,2 кОм.

Сопротивление между наконечниками центрального провода высокого напряжения должно быть не более 500 Ом. Сопротивление свечных проводов должно быть не более: 1-го цилиндра 900 Ом, 2-го - 700 Ом, 3-го и 4-го - по 520 Ом.

Диагностирование системы зажигания при отказе пуска двигателя

Особый случай: двигатель легко пускается, но при возвращении ключа зажигания в положение "I" ("Зажигание") двигатель немедленно глохнет. Причиной является неисправность выключателя зажигания (при включенном зажигании отсутствует напряжение на контакте "15/1"
*У ранее выпускаемых катушек Б116 с трансформаторной связью между обмотками сопротивление вторичной обмотки измеряется между корпусом и высоковольтным гнездом .
и не работают контрольно-измерительные приборы на автомобиле).

Основными причинами, вызывающими отказ пуска двигателя по вине системы зажигания, могут быть:
неисправность первичной цепи;
неисправность вторичной цепи;
неправильная установка начального УОЗ.
Выявление причины отказа пуска двигателя целесообразно вести с проверки цепей системы зажигания. При этом возможны следующие случаи при включенном зажигании.

Приборы на автомобиле не работают, отсутствует напряжение на клеммах катушки зажигания (Uк=D U=0).

Возможны следующие неисправности:
неисправен выключатель зажигания;
обрыв в проводке электрической цепи от вывода "К" катушки зажигания до аккумуляторной батареи;
ослабление крепления или окисление контактов проводов;
перегорание плавкой вставки на 60 А.

Для обнаружения места обрыва в цепи необходимо с помощью вольтметра или контрольной лампы определить напряжения от вывода "К" катушки зажигания до клеммы "+" аккумуляторной батареи (см. рис. 3).

Приборы на автомобиле работают, напряжения на клеммах катушки зажигания, равные приблизительно напряжению батареи, устанавливаются не позднее, чем через 3 с после включения зажигания (Uk=D U > U бат)

В этом случае отказ пуска двигателя может быть вызван межвитковым замыканием первичной обмотки катушки зажигания. Сопротивление такой обмотки будет меньше 0,6 Ом.

Если первичная обмотка катушки зажигания исправна, необходимо проверить:
состояние магнитоэлектрического датчика;
на обрыв черный провод между датчиком-распределителем и электронным коммутатором (см. рис. 3);
состояние электронного коммутатора;
на обрыв провода между катушкой зажигания и коммутатором (см. рис. 3).

Техническое состояние магнитоэлектрического датчика и обрыв проводов определяют с помощью омметра.
Сопротивление обмотки датчика должно быть 280...470 Ом.
Если магнитоэлектрический датчик и провода исправны, проверить электронный коммутатор. Для этого отсоединить высоковольтный провод от центрального вывода крышки распределителя и присоединить его к искровому разряднику или к запасной свече зажигания, корпус которой надежно соединен с "массой" двигателя. Включить зажигание и соединить дополнительным проводом выводы "+" и "Д" коммутатора. В момент отсоединения дополнительного провода между электродами искрового разрядника или запасной свечи должна проскакивать искра. Если искры нет, то коммутатор неисправен.

Приборы на автомобиле работают, напряжение на клемме "К" катушки зажигания равно напряжению батареи Uк » Uбат, а напряжение на немаркированном выводе катушки равно нулю (D U=0).

В первичной обмотке катушки зажигания имеется обрыв. Сопротивление такой обмотки, измеренное омметром, равно "бесконечности".

Приборы на автомобиле работают, напряжения Uк » Uбат, а D U

. В этом случае неисправен электронный коммутатор из-за пробоя выходного транзистора.

Если первичная цепь системы зажигания находится в исправном состоянии, то проверяют вторичную цепь на наличие искрообразования на свечах зажигания. Прежде всего надо осмотреть высоковольтные провода, свечи зажигания, катушку зажигания и крышку распределителя. Они должны быть сухими и чистыми. Работоспособность вторичной цепи можно проверить при по мощи высоковольтного искрового разрядника или запасной свечи зажигания, корпус которой надежно закреплен с "массой" двигателя.

Для проверки катушки зажигания вынуть центральный провод высокого напряжения из гнезда крышки распределителя и присоединить его к электроду разрядника или к запасной свече. При использовании разрядника воздушный зазор между его электродами должен быть 7...10 мм. Если при вращении коленчатого вала двигателя стартером между электродами разрядника или запасной свечи наблюдается бесперебойное искрообразование, то катушка зажигания и центральный провод высокого напряжения исправны.

Если искры между электродами разрядника или запасной свечи нет или она не регулярна при зазоре менее 4 мм, то неисправна катушка зажигания (пробой изоляции, межвитковое замыкание или обрыв вторичной обмотки, течь масла) или имеет место обрыв центрального высоковольтного провода.

Сопротивление вторичной обмотки, измеренное омметром между немаркированным выводом и высоковольтным гнездом, с замкнутыми витками будет меньше 15,6 кОм. При наличии обрыва во вторичной обмотке катушки зажигания или высоковольтном проводе показания омметра будут равны "бесконечности".

Убедившись в исправности катушки зажигания и центрального высоковольтного провода, проверить состояние изоляции бегунка распределителя, помехоподавительного резистора бегунка и контактного уголька крышки распределителя. Для этого снять крышку распределителя и расположить наконечник центрального высоковольтного провода с зазором от электрода бегунка распределителя. Включить стартер: если в зазоре будет искрообразование, то бегунок распределителя неисправен (пробой изоляции). Отсутствие искры свидетельствует об исправности изоляции бегунка распределителя.

Проверить, нет ли заедания пружины контактного уголька в крышке распределителя, который должен свободно перемещаться в гнезде крышки. Измерить омметром сопротивление контактного уголька, которое должно быть 8...13 кОм. При зависании контактного уголька из-за износа или обнаружения следов выгорания производят его замену.
Убедившись в исправности бегунка распределителя, проверяют состояние крышки распределителя и свечных проводов высокого напряжения.

Для этого установить крышку распределителя с высоковольтными проводами на место и поочередно подсоединять к искровому разряднику или запасной свече высоковольтные провода, ведущие к свечам зажигания. При включении стартера наблюдать за искрообразованием в зазорах. Если искры нет при подключении всех свечных проводов, то неисправна крышка распределителя. Если искры нет при подключении одного или нескольких свечных проводов, то необходимо проверить с помощью омметра соответствующий провод высокого напряжения на обрыв.

Бесперебойное искрообразование при подключении всех свечных проводов свидетельствует об исправности крышки распределителя и свечных проводов. В этом случае необходимо проверить сопротивление помехоподавительных резисторов наконечников свечей зажигания. Сопротивление помехоподавительных резисторов должно быть 5,0...6,2 кОм.

Если свечные наконечники исправны, вывернуть все свечи зажигания и проверить их состояние. Состояние свечей зажигания определяют внешним осмотром . Свечи зажигания с черным влажным нагаром просушить, а затем очистить на пескоструйном аппарате, например, Э203.0. Измерить сопротивле ние помехоподавительного резистора, встроенного в свечу зажигания, которое должно быть в пределах 5,0...6,2 кОм.

Проверить и при необходимости отрегулировать с помощью круглого щупа зазор между электродами свечи зажигания, который должен быть 0,8...0,95 мм. Зазор регулируют подгибанием только бокового электрода.

Установить свечи зажигания на место обязательно с прокладкой. Полностью сплющенную прокладку заменяют.
При диагностировании системы зажигания в случае отказа пуска двигателя после проверки первичной и вторичной цепей при необходимости проверяют правильность установки момента зажигания. Данная операция проводится согласно инструкции по эксплуатации автомобиля и в статье не рассматривается.

По результатам диагностирования может возникнуть необходимость в профилактических, регулировочных и ремонтных работах для отдельных изделий системы зажигания, основные данные по которым приведены ниже.

Катушка зажигания

Сопротивление обмоток: первичной - 0,65...0,79 Ом; вторичной - 15,6...16,5 кОм.

Датчик-распределитель

Сопротивление помехоподавительного резистора в бегунке распределителя - 5.0...6,2 кОм.
Сопротивление контактного уголька в крышке распределителя - 8...13 кОм.
Сопротивление обмотки датчика - 280...470 Ом.
Момент затяжки болта крепления датчика-распределителя - 0,6...0,8 кГс.м.

Электронный коммутатор 131.3734

Силовой транзистор - КТ848А Микросхема - КР1055ХП1 или КС1055ХП1

Свечи зажигания

Зазор между электродами - 0,8...0,95 мм.
Момент затяжки свечи - 3,0...4,0 кГс.м.
Сопротивление встроенного помехоподавительного резистора - 5,0...6,2 кОм.

Наконечники свечей зажигания

Сопротивление помехоподавительного резистора - 5,0...6,2 кОм.

Датчик-распределитель 19.3706 бесконтактной электронной системы зажигания двигателя ЗМЗ-4021, устанавливаемого на автомобили УАЗ, представляет собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для управления транзисторным коммутатором, а также служит для распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам зажигания.

Датчик-распределитель 19.3706 системы зажигания двигателя ЗМЗ-4021.

В датчике-распределителе имеются два автомата для регулирования момента зажигания в зависимости от оборотов и нагрузки двигателя. На автомобилях УАЗ датчик-распределитель 19.3706 работает совместно с транзисторным коммутатором 131.3734 и зажигания Б116 или Б116-01.

Установка датчика-распределителя 19.3706 на двигатель ЗМЗ-4021.

Перед установкой датчика-распределителя на двигатель необходимо снять его крышку и очистить ее от пыли и грязи. Внутреннюю поверхность крышки протереть тканью, смоченной в бензине. Проверить нет ли заеданий центрального контакта крышки. Он должен свободно утапливаться в гнезде крышки и возвращаться под действием пружины.

После осмотра крышки установить ее на место и надежно до упора установить провода высокого напряжения к в гнезда крышки. Если провода ненадежно держатся в гнездах, необходимо несколько развести лепестки наконечников.

Следует учесть, что возникновение дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения из-за неплотной посадки проводов высокого напряжения в гнезда крышки, приводят к выгоранию пластмассы крышки с последующим выходом из строя крышки распределителя или к нарушению нормальной работы двигателя ЗМЗ-4021.

Зачищать напильником внутренние электроды крышки или токоразносную пластину бегунка нельзя, так как это приведет к увеличению зазоров в высоковольтной цепи и может в дальнейшем произойти пробой пластмассы крышки или бегунка. Перед установкой надо смазать фильц оси ротора датчика-распределителя моторным маслом, для смазки необходимо снять бегунок.

Исправность датчика-распределителя необходимо проводить на специализированном стенде. Характеристики центробежного и вакуумного автоматов датчика-распределителя должны соответствовать данным, приведенным ниже в таблице.

Если характеристики автоматов не соответствуют указанным данным датчик-распределитель 19.3706 необходимо заменить или отремонтировать. После установки датчика-распределителя на двигатель ЗМЗ-4021 необходимо произвести установку зажигания.

Установка зажигания на двигателе ЗМЗ-4021.

Для установки зажигания необходимо:

— снять крышку датчика-распределителя,
— вывернуть первого цилиндра,
— закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, или свернув из бумаги конусный стаканчик и вставив его в отверстие для свечи зажигания, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха, это произойдет в начале хода сжатия,
— убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения указателя со второй на шкиве коленчатого вала,
— убедиться, что бегунок стоит против внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра,
— установить шкалу октан-корректора на нулевое деление,
— ослабить болт крепления датчика-распределителя к пластине октан-корректора, он находится на нижней части корпуса распределителя, и повернуть корпус датчика-распределителя до совмещения красной риски на роторе и стрелки на статоре датчика-распределителя,

— удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть болт крепления и поставить крышку на место,
— проверить правильность присоединения проводов от свечей зажигания, начиная с первого цилиндра, провода должны быть присоединены в порядке 1, 2, 4, 3 считая против часовой стрелки.

После каждой установки зажигания, а также смены сорта топлива следует уточнить установку момента зажигания прослушивая работу двигателя при движении автомобиля. Доводку установки зажигания надо делать октан-корректором, не ослабляя болта крепления корпуса датчика-распределителя. При повороте корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более ранней, против часовой стрелки — более поздней.

Двигатель ЗМЗ 402 является одним из продуктов российской автомобильной промышленности, широко применяющийся в автомобилестроении. Этими силовыми агрегатами оснащались отдельные модели автомобилей Волга, УАЗ, Газель. Для обеспечения нормальной работоспособности мотора на машине должно быть правильно выставлено зажигание. В этой статье мы расскажем, как происходит установка трамблера на 402 двигателе и что следует учитывать при выполнении задачи.

[ Скрыть ]

Что нужно знать

Чтобы правильно произвести настройку и ЗМЗ 402, необходимо знать некоторые нюансы о работе силового агрегата. На таких моторах установленный бесконтактный распределитель, дополненный генератором управляющих сигналов и смонтированным регуляторами опережения — вакуумным и центробежным (автор видео — smotri Vidik).

Распределитель предназначен для выполнения определенных функций:

  • определяет момент появления искры;
  • передает сигналы высокого напряжения по цилиндрам силового агрегата, учитывая порядок их работы.

Для правильного распределения импульсов используется бегунок, установленный на шкиве механизма. Бегунок оборудован резистором и предназначен для подавления помех. Коммутаторное устройство выполняет функцию размыкания цепи обмотки катушки зажигания, преобразовывая управляющие сигналы от регулятора в сигналы тока на КЗ.

Чтобы правильно установить зажигание на 402 двигатель, необходимо учитывать характеристики системы, представленные ниже:

  • порядок функционирования цилиндров — сначала первый, затем второй, потом четвертый и третий;
  • ротор распределительного элемента вращается против часовой стрелки;
  • на центробежном устройстве угол опережения от 15 до 18 градусов;
  • на вакуумном устройстве этот показатель от 8 до 10 градусов;
  • люфт на СЗ должен быть не больше 0.8 мм;
  • показатель сопротивления резистора должен быть от 5 до 8 кОм;
  • параметр сопротивления СЗ должен варьироваться в районе 4-7 кОм;
  • в обмотке статора уровень сопротивления должен быть не более 0.45 и не менее 0.5 кОм.
Разобранный трамблер для ЗМЗ

Как самостоятельно установить зажигание?

Как производится установка зажигания на ЗМЗ 402? Коленвал необходимо поставить в положение, которое соответствует углу опережения в 5 градусов.

Устанавливать момент нужно так:

  1. На силовом агрегате совмещаем среднюю риску на его валу на крышке ГБЦ, то есть в момент окончания такта сжатия на 1 цилиндре.
  2. Если трамблер не был демонтирован с силового агрегата, такт сжатия на 1 цилиндре можно выявить путем открытия его крышки. Необходимо, чтобы бегунок был установлен напротив внутреннего контакта, который подключен посредством кабеля к свече. Если определить так сжатия не получается, можно произвести демонтаж СЗ, установленной в первом цилиндре. После этого отверстие необходимо будет закрыть ветошью, а лучше — бумагой. Коленвал нужно начать вращать, а в тот момент, когда бумажная пробка будет выбита воздушным потоком, начнется такт сжатия.
  3. Теперь понадобится гаечный ключ на 10 — с его помощью необходимо немного ослабить болт октан-корректора, при этом сам винт выкручивать не нужно.
  4. Далее, следует выставить его шкалу на нулевой показатель, это приблизительно середина шкалы.
  5. После выполнения этих действий при помощи гаечного ключа на 10 необходимо ослабить болт, который фиксирует пластинки октан-корректора.
  6. Теперь нужно таким образом, чтобы были совмещены метки. В частности, речь идет о красной метке, расположенное на роторе, а также риске на статоре. Когда установка привода устройства будет завершена, трамблер необходимо одной рукой удерживать в данном положении, второй рукой закручивается болт.

Многие выставляют зажигание стробоскопом. Иногда выставление момента зажигания не дает результатов — двигатель продолжает троить и работать не на полную мощность. Причина заключается в неработоспособности распределителя в целом. Проблему может решить замена или ремонт трамблера.

Установка системы зажигания

Для размеренной, экономной работы мотора огромное значение имеет верная установка системы зажигания . Для полного сгарения топлива искровой разряд в свече зажигания должен быть раньше верхней мёртвой точки поршня цилиндра, так как нужно время для сгорания топлива. Угол поворота коленвала от момента возникновения искрового разряда до верхней мёртвой точки называется углом опережения зажигания.

Установка системы зажигания.

Для пуска двигателя достаточно установить зажигание в момент прохождения поршнем верхней мёртвой точки или близкой к этому моменту. Установка системы зажигания требуется при снятии трамблёра на автомобилях ВАЗ и снятия привода трамблёра на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, АЗЛК и др.

Способы установки зажигания.

При установки систему зажигания есть два способа.

Первый способ установки зажигания.

Первый способ подходит ко всем двигателям с контактной или бесконтактной системой зажигания. Для установки выкручивается свеча первого цилиндра, а отверстие затыкается пальцем (при установке с помощником) или не тугой пробкой из бумаги или другого материала. После этого проворачивается двигатель заводной рукояткой, а при её отсутствии поднятым ведущим колесом при включенной передаче. Повышение давления в цилиндре под пальцем или выбивание пробки означает движение поршня вверх при такте сжатия.

После определения такта сжатия надо совместить метки верхней мёртвой точки. Расположение меток индивидуально для каждого двигателя. Для двигателей ВАЗ, ГАЗ-402 мети располагаются на шкиве коленвала и передней крышке, у двигателей ГАЗ-52, ГАЗ-66 расположены на маховике и кожухе моховика.

Установка момента зажигания на змз 402 ГАЗ,УАЗ(безконтактная)

Устанавливаем момент зажигания на двигателе ЗМЗ 402 Волга,УАЗ.(безконтактная)

Установка трамблера с приводом

правильная установка трамблера с приводом на автомобиль УАЗ.

После установки верхней мёртвой точки надо установить трамблёр таким образом, что бы бегунок был направлен на вывод первого цилиндра крышки трамблёра. При установке системы зажигания ГАЗ, УЗМИ с бесконтактным трамблёром, надо совместить метку на якоре трамблёра со стрелкой на статоре.

Если все действия выполнены правильно и нет неисправности других систем, двигатель должен завестись.

Второй способ установки зажигания.

Для четырёх цилиндровых двигателей можно не определять такт сжатия для первого цилиндра, но при этом надо учитывать, что при установке меток верхней мёртвой точки такт сжатия может быть в первом или четвёртом цилиндре.

При установке трамблёра в этом случае , сначала устанавливаются метки верхней мёртвой точки , как описано в первом случае и так же как в первом случае устанавливается на место трамблёр.

Если при попытке пуска двигателя он не заведётся, то надо развернуть провода на крышке трамблёра. Для этого надо поменять местами провода первого цилиндра с четверым цилиндром и соответственно поменять местами провода второго и третьего цилиндра.

Регулировка зажигания.

После пуска двигателя надо отрегулировать угол опережения зажигания. Существует два способа регулировки, при помощи стробоскопа и на слух при движении.

При регулировке зажигания при помощи стробоскопа контролируется момент возникновение искрового разряда и совмещение меток верхней мёртвой точки цилиндра. Установка момента зажигания стробоскопом является точной, но рассчитано на эталонный двигатель и качественный бензин. Поэтому, как показала практика, лучше устанавливать момент зажигания на слух при движении автомобиля.

Для установки на слух на прямом ровном участке дороги при скорости 40 км/час. производится резкое нажатие на педаль газа. При резком нажатии должен быть слышен непродолжительный металлический стук в двигателе. Обычно в этом случае говорят Стук поршневых пальцев, но на самом деле это стук юбки поршня о стенки цилиндра при движении поршня вверх когда произошло сгорание топлива и давление на дно поршня избыточное.

Если стук отсутствует зажигание позднее, при продолжительном стуке раннее. Эта регулировка рекомендуется после каждой дозаправки, ввиду несоответствия фактического октанового числа заявленному.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png