Август Вильгельм Майбах родился 9 февраля 1846 года в городе Хайльбронн, Германия. Через несколько лет семья, где помимо него имелось еще четверо ребятишек, переехала в город Штутгарт. В десятилетнем возрасте осиротел. На объявление в газете «Stuttgarter Anzeiger» откликнулась благотворительная организация, которая и взяла мальчика на попечительство. Вильгельм посещал школу в Ройтлингене, где его технические способности заметил и направил в нужное русло Густав Вернер, основатель и директор школы.

Молодой человек познакомился в 1865 году в городе Ройтлинген с Готлибом Даймлером, а после стал его близким товарищем и оставался таковым до кончины Даймлера. В сентябре 1869 года отправился с Даймлером в город Карлсруэ, а затем по его примеру стал сотрудником завода «Deutz», изготовляющего газовые двигатели. В этот период работал над проектом облегченного высокооборотного двигателя внутреннего сгорания, который подходил бы не только для наземных и водных транспортных средств, но и для летательных аппаратов.

Из-за конфликтов с руководством завода в середине 1882 года Даймлер покинул «Deutz». Вильгельм Майбах последовал за ним в Каннштатт, где оба инженера приступили к разработке легких высокооборотных двигателей внутреннего сгорания. Майбах вел обширную научно-исследовательскую работу, в ходе которой натолкнулся на патент английского изобретателя Уотсона, описывающего систему нерегулируемого воспламенения смеси в двигателе при соприкосновении с калильной трубкой.

Вслед за созданным в 1883 году двигателем с горизонтальным цилиндром последовали «дедушкины часы», очень легкий и компактный силовой агрегат с вертикально неподвижным цилиндром, который отлично подходил для сухопутного транспорта. Однако Майбах быстро понял, что довольствоваться производством одних лишь автомобильных двигателей не сможет. Первым результатом такого самоосознания стал автомобиль со стальными колесами, за счет которого Майбах внедрил в автомобилестроение систему скользящей ведущей шестерни.

Когда в ноябре 1890 года Даймлер вместе с Дуттенхофером и Лоренцом основали общество «Моторы Даймлера», Майбаху предложили должность главного инженера. Тем не менее, сославшись на неприемлемость условий контракта, Майбах покинул компанию.

Полтора года после этого павильоном для проектной и конструкторской работы Майбаху служила его собственная квартира. Осенью 1892 года благодаря финансовой поддержке со стороны Даймлера мастерская перенесена на территорию отеля «Hermann». Здесь Вильгельм воплотил такие значимые проекты, как распылитель карбюратора и двигатель «Феникс», а также работал над совершенствованием системы ременного привода.

Из-за давления, оказываемого на DMG британским промышленным магнатом Фредериком Симмсом, в ноябре 1895 года Майбах восстановлен на должности технического директора компании. Вернувшись в строй, конструктор разработал сначала трубчатый, а затем ячеистый радиатор. Столь эффективная система охлаждения двигателя стала большим шагом к созданию современного автомобиля.

«Король конструкторов», как его называли французы, не останавливался на достигнутом и вершил все новые технические достижения. Им создан первый четырехцилиндровый автомобильный мотор. С 1898 по 1999 год создал целое поколение двигателей из пяти моделей, развивающих мощность от 6 до 23 лошадиных сил.

Самый выдающийся из всех своих проектов Майбах создал после смерти Даймлера в 1900 году. Им стал первый Mercedes, который произвел настоящий фурор на гонках серии Nice Week в марте 1901 года. Автомобиль превосходил все, что когда-либо задумано или сконструировано DMG и подвел финальную черту под эпохой «самоходных карет» в автомобилестроении.

Заслуга создания нового, современного автомобиля принадлежала не только Майбаху, но и Эмилю Еллинеку, который подталкивал Майбаха и DMG к разработке автомобилей, способных развивать все более высокую мощность и скорость.

Несмотря на то, что автомобили Mercedes пользовались огромным успехом, Майбах стал жертвой корпоративных интриг. Его сняли с должности главного инженера и перевели в изобретательское бюро. В 1907 году со скандалом распрощался с DMG.

После того, как 5 августа 1908 года дирижабль Zeppelin LZ 4 погиб во время бури близ города Эхтердинген, Майбаху предложили сконструировать новый, усовершенствованный двигатель для «Графа Цеппелина». Последовали деловые переговоры, результатом которых стало учреждение 23 марта 1909 года компании «Luftfahrzeug-Motorenbau-GmbH Bissingen». Должность главного инженера занял сын Майбаха Карл, который и создал проект нового двигателя.

В 1912 году фирму переименовали в «Luftfahrzeug-Motoren-GmbH» и переехали в Фридрихшафен. Отец и сын держали по 20% акций компании, но Вильгельм Майбах считал, что будущее бизнеса полностью в руках Карла. В 1922 году в Фридрихшафене запущено производство автомобилей класса «люкс».

Знаменательным событием стал выпуск Maybach 12 модельного 1929 года, под капотом которого стоял мотор типа DS. Это стал первый автомобиль с двигателем V12, который вместе с представленным позже агрегатом типа Zeppelin считался немецким ответом компании Rolls Royce.

Вильгельм Майбах сыграл огромную роль в автомобилестроении. Он одним из первых осознал, что автомобиль – не просто повозка с двигателем. Для кого-то это роскошь, а для кого-то средство передвижения, но в любом случае к конструированию машин необходимо подходить с позиций пользующегося ими человека

Майбах родился 9 февраля 1846 года в немецком городке Хайльбронне в семье столяра. В восемь лет его семья переехала в Штутгарт, а еще через 3 года, оставшись сиротой, он стал воспитываться в приюте пастора Вернера.

Попечителем приюта где воспитывался Вильгельм был Готтлиб Даймлер. Он заметил и хорошо узнал талантливого Вильгельма. С 15 лет Вильгельм Майбах работает на машиностроительном заводе в Ройлитгене.

К этому времени подросток уже изучил трехтомный учебник Ю. Вайсбаха по технической математике и принялся изучать английский язык. Способности, целеустремленность и упорство юного Майбаха были и тут вовремя замечены.

Готтлиб Даймлер в 1866 году стал техническим директором фирмы Deutz. До этого он 3 года работап техническим директором Ройтлингенского завода. В 1869 году он пригласил Вильгельма Майбаха к себе в Карлсруэ.

Они оба загорелись идеей создать двигатель внутреннего сгорания. Он должен быть меньше и легче тех стационарных двигателей, которые выпускались в то время. Один из владельцев фирмы Deutz, Э. Ланген поддержал эту идею, однако другой совладелец, Н.А. Отто выступил категорически против. Постройкой автомобилей фирма Deutz занялась лишь в 1907 году.

Не встретив понимания у руководства компании, Даймлер решился на открытие в Бад-Каннштадте своего дела и предложил Майбаху работать с ним. В 1882 году они заключили договор, согласно которому Майбах отвечал за техническое проектирование. В случае коммерческой реализации разработки ему выплачивалась определенная денежная сумма.

В августе 1883 года Майбах создал первый собственный стационарный двигатель весом 40 кг, работавший на светильном газе. Тремя месяцами позже был создан следующий двигатель. В нем была применена принципиально новая система зажигания. В неё входила нить накаливания и специальный клапан, управляющий камерой сгорания. Благодаря такой системе обеспечивалась устойчивая работа двигателя даже при малом числе оборотов.

В конце 1883 года Майбах завершил разработку одноцилиндрового двигателя малой мощности с воздушным охлаждением. В следующем году был построен усовершенствованный вариант. Ввиду своей необычной формы его прозвали «напольными часами».

Следующим был разработан такой важнейший элемент для дальнейших конструкций двигателя внутреннего сгорания, как испарительный карбюратор. Он позволил заменить светильный газ на жидкое топливо. Наконец, осенью 1885 года произошло революционное событие – двигатель Майбаха заставил поехать двухколесный экипаж. У мотоцикла (тогда его называли моторным велосипедом) по бокам имелось два небольших колесика для устойчивости. Вращение мотора мощностью 0,5 л.с. осуществлялось с постоянной частотой. За счет двухступенчатой ременной передачи экипаж развивал скорость 6 или 12 км/ч.

Годом позже конструктор попытался усовершенствовать двигатель, увеличив его диаметр и ход поршня. В результате рабочий объем увеличился до 1,35 литра. В ходе испытаний выяснилось, что мотор перегревается. Майбах попробовал применить водяное охлаждение, но безуспешно. Пришлось признать получившийся двигатель неудачным.

Первый в мире четырехколесный автомобиль был оснащен специально созданным мотором. Его рабочий объем составлял всего 0,462 литра. Из-за нехватки времени мотор был установлен на готовый конный экипаж. Первые испытания прошли 4 марта 1887 году, а спустя месяц на свет появилась и моторная лодка, оснащенная тем же двигателем.

В 1889 году предприятие Даймлера приняло участие во Всемирной Парижской выставке. Специально для неё Майбах создал автомобиль с новым двигателем. Автомобиль Даймлер-Штальрадваген мог похвастаться первым в истории V-образным двухцилиндровым мотором, угол развала цилиндров которого составлял 17 градусов. При 900 об/мин новый мотор развивал мощность 1,6 л.с. Колеса приводились в движение уже не ременной, а шестереночной передачей. Конструкция имела коммерческий успех. Велосипедный завод во французском городе Неккарзульме взялся за постройку автомобиля. Его владельцы приобрели патент на двигатель и на передачу. За счет вырученных за продажу патента средств, Даймлер создал для своего талантливого разработчика отдельную мастерскую.

В 1893 году Майбахом был разработан новый карбюратор - первый распылительный карбюратор, имеющий жиклер типа шприца (это было сделано одновременно с венгерским конструктором Донатом Банки). Изобретение карбюратора автомобиля улучшило его характеристики и снизило расход топлива. 1894 год ознаменовался получением патента на конструкцию гидравлических тормозов. В1895 году был разработан двухцилиндровый двигатель "Феникс". На первых порах этот мотор развивал мощность 2,5 л.с. при 750 об/мин. Благодаря усовершенствованию конструкции через год его мощность выросла в два раза. Улучшению показателей двигателя способствовала и установка нового радиатора оригинальной конструкции.

В 1899 году конструктор построил уже четырехцилиндровый двигатель Феникс. Его рабочий объем составлял 5,9 литра при мощности в 35 л.с. Этот мотор был установлен на двухместный гоночный автомобиль созданный для Эмиля Еллинека. Он бывшего послом Австро-Венгерской империи в Ницце и одновременно представителем во Франции компании Даймлер. Машина могла развивать скорость до 100 км/час. Еллинек на гонках пользовался псевдоним "господин Мерседес" в честь своей дочери Мерседес. На этой машине он стал победителем в автогонках Ницца-Ля-Тюрби. Вскоре псевдоним Еллинека – Мерседес - стал брендом завода Даймлера.

В 1900 г. скончался Готтлиб Даймлер. После смерти давнего соратника материальное положение Майбаха ухудшилось. Новые руководители фирмы припомнили инженеру, как тот в спорах с ними всегда вставал на сторону Даймлера.

Техника между тем развивалась невиданными темпами. Модель Феникс ушла в прошлое, уступив место Симплексу 1902 года, который выпускался уже под торговой маркой Мерседес. Этот автомобиль был оснащен четырехцилиндровым двигателем с четырехступенчатой коробкой передач. Его основные технические показатели были следующими: рабочий объем - 5 320 см3, мощность – 32 л.с. при 1100 об/мин. На гоночный Мерседес образца 1902 года установили 40-сильный мотор. На знаменитых в то время автогонках «Гордон-Беннет» выступал оснащенный четырехцилиндровым двигателем автомобиль, рабочий объем которого составлял 9,24 л., а мощность – 60 л.с. при 1000 об/мин.

В 1907 году автоконструктор Вильгельм Майбах покинул фирму. Его имя было уже широко известно за пределами его страны. На 61-м году жизни он увлекся идеей создания двигателей для дирижаблей Zeppelin. Заручившись поддержкой графа Ф. Цеппелина, Майбах вместе с его сыном Карлом стали основателями моторостроительной компании в городе Фридрихсхафене. Руководителем фирмы стал Карл Майбах. Его отец, Вильгельм Майбах до весьма преклонного возраста работал в компании в качестве ведущего консультанта.

Еще при жизни Майбах заслужил прозвище «короля конструкторов». В 1922 году знаменитый инженер был отмечен званием «конструктора-первопроходца». Оно было присвоенным ему Обществом немецких инженеров. В 1921 году, когда 75-летний разработчик уже ушел на пенсию, завод в Фридрихсхавене, руководимый его сыном Карлом Майбахом, выпустил первый, знаменитой в будущем торговой марке автомобиль Maybach.

9 февраля 1846 года родился Вильгельм Майбах (1846 - 29.12.1929), немецкий инженер, изобретатель, конструктор, один из пионеров автомобилестроения, создавший вместе с Готлибом Даймлером первый мотоцикл и первый Mercedes.

Из биографической справки РИА "Новости":
«Вильгельм Майбах родился 9 февраля 1846 года в Хайльбронне, городке на реке Неккар, земля Баден-Вюртемберг. Рано осиротев, Майбах начал работать с 1872 года у изобретателя Николауса Отто, где познакомился с Готлибом Даймлером. В 1882 году Даймлер и Майбах расстались с Отто, и Майбах стал работать во вновь образованной компании «Дойц» Даймлера по договору, взяв на себя всю техническую часть. В августе 1883 года был готов первый стационарный двигатель конструкции Майбаха - он весил 40 килограммов и работал, как тогда было принято, на светильном газе. Вскоре Майбах приступил к разработке распылительного карбюратора, позволяющего перейти на жидкое топливо - бензин, продающийся в аптеках как средство для чистки. В 1889 году автомобиль с мотором Майбаха был показан на Парижской выставке. В 1893 году Майбах получил патент на первый карбюратор с жиклером типа шприца, в следующем - патент на конструкцию гидравлических тормозов, а еще через год появился его двухцилиндровый рядный двигатель «Феникс» (сначала 2,5 лошадиных силы, затем 5 лошадиных сил, и, наконец, четырехцилиндровый в 23 лошадиных силы). В 1902 году Майбах совершенствует свое детище - появляется модель «Симплекс» с множеством улучшений. В 1901 году в Унтертюркхейме родился первый «Мерседес» - этот автомобиль конструкции Вильгельма Майбаха из компании «Даймлер» развивал мощность 35 лошадиных сил. Конструкция имела раму из штампованного стального листа, механический привод клапанов, два пульверизационных карбюратора, каждый из которых работал на пару цилиндров, четырехступенчатую коробку передач с кулисным переключением, колодочный тормоз и сотовый радиатор. Первый «Мерседес» одержал уверенную победу во время знаменитой автонедели в Ницце. В 1907 году Вильгельм Майбах покинул фирму «Даймлер», так как его увлекла идея создания двигателей для знаменитых в ту пору дирижаблей «Цеппелин». 2 июля 1900 года первый «Цеппелин» с двумя моторами «Майбах» по 16 лошадиных сил совершил первый полет над Бадензее. В 1909 году вместе с сыном Карлом Майбах создал в Фридрихсхафене собственную моторостроительную компанию. В 1920 году Карл Майбах установил на «даймлеровское» шасси шестицилиндровый мотор мощностью 70 лошадиных сил - это был «Майбах W-2». В 1922-1939 годах выпускались роскошные автомобили «Майбах» с мягко и бесшумно работающими двигателями, по классу соответствовавшие «Роллс-Ройсу». В 1929 году (год смерти Майбаха) дирижабль «Граф Цеппелин», пилотируемый Хуго Эккенером, за 448 часов облетел вокруг света. В годы второй мировой компания выпускала исключительно двигатели для танков, бронетранспортеров и тягачей. Танки «Тигр» оснащались карбюраторным мотором «Майбах» мощностью 700 лошадиных сил. После войны Карл Майбах работал в плену у французов над авиамоторами. В 1950-е он снова руководил своим предприятием, производившим различные стационарные, судовые и железнодорожные двигатели. В шестидесятых годах ХХ века предприятие Майбаха перешло в собственность компании Даймлер-Бенц».

Вильгельм Майбах - немецкий предприниматель и автоконструктор. На посту общества «Моторы Даймлера» внёс существенный вклад в создание первой современной машины. Автомобиль «Майбах» является сейчас одним из лучших в мире. В этой статье мы представим краткую биографию изобретателя.

Детство

Вильгельм Майбах появился на свет в Хайльбронне (Германия) в 1846 году. Отец мальчика был столяром. Так получилось, что по достижении десятилетнего возраста Вильгельм стал круглым сиротой. Его приняли на воспитание в дом пастора Вернера. Когда Майбаху исполнилось пятнадцать, он стал получать техническое образование в Ройтлингене на машиностроительном заводе. Днём мальчик практиковался в мастерской завода, а вечером брал уроки черчения и математики в городской школе. Также будущий немецкий автоконструктор стал заниматься английским и штудировать три тома учебника «Техническая механика», написанного Юлиусом Вайсбахом. Целеустремлённость и упорство молодого человека вскоре были замечены.

Работа

В 1863 год пришёл на пост технического директора Ройтлингенского завода. Там он и познакомился с Вильгельмом. Спустя три года Готтлиб перебрался на ту же должность в фирму «Дойц», выпускавшую стационарные моторы внутреннего сгорания. Её возглавляли Э. Ланген и Н. А. Отто. В 1869 году Даймлер вспомнил о работоспособном, талантливом работнике и пригласил Майбаха к себе в Карлсруэ. Во время встречи они обсуждали идею создания нового двигателя, который должен был стать более компактным и лёгким. Ланген одобрил данный проект, а вот Отто воспротивился. Спустя много лет (в 1907 году) «Дойц» всё же начнёт постройку машин - сначала легковых, а потом автобусов, тракторов и грузовиков, но пионеров ДВС к тому времени в компании уже не будет.

Своё дело

Не найдя понимания у главы компании, Даймлер открыл в Бад-Каннштадте собственную фирму. Естественно, что Готтлиб уговорил Вильгельма поехать вместе с ним. В 1882 году была основана их собственная компания. Майбах занимался исключительно техническим проектированием.

Первые изобретения

В августе 1883 года Вильгельм Майбах выпустил стационарный мотор собственной конструкции. Двигатель весил 40 килограммов и работал исключительно на светильном газе. В конце того же года появилась его следующая версия мощностью 1,6 л.с. и объёмом 1,4 литра. Попутно Майбах спроектировал новую систему зажигания. В те времена в стационарных двигателях поджиг смеси происходил открытым пламенем. Вильгельм же придумал трубку накаливания, разогревавшуюся докрасна горелкой. А процессом управлял специальный клапан в камере сгорания, который по необходимости открывался либо закрывался. Подобная система обеспечивала стабильную работу даже на малых оборотах.

Стремление к совершенству

Именно этим отличался от других Вильгельм Майбах. С начала своей деятельности он стремился модернизировать любую конструкцию и использовал новые патенты. В конце 1883 года прошёл тестовые испытания ещё один его двигатель - одноцилиндровый мотор воздушного охлаждения, который при 600 оборотах в минуту развивал 0,25 л.с. Усовершенствованный вариант (246 кубический сантиметров и 0,5 л.с.) разработали через год. Сам Майбах окрестил его «напольными часами», ведь форма мотора была довольно необычной. Спустя несколько десятилетий историки техники отметят, что Вильгельм добился не только уменьшения веса мотора. Он придал ему ещё и внешнее изящество.

Двухколёсный экипаж

Вскоре Вильгельм разработал испарительный карбюратор. Это стало прорывам в сфере ДВС, так как теперь вместо светильного газа можно было применять жидкое топливо. А в 1885 году произошло революционное событие в технике - двигатель Майбаха привёл в движение двухколёсный экипаж. Моторный велосипед (или, как сейчас говорят, мотоцикл) имел по бокам пару миниатюрных колёсиков для сохранения устойчивости. Двигатель мощностью 0,5 л.с. постоянно вращался, а двухступенчатая давала возможность развивать скорость до 6 или 12 километров в час. Основатель Maybach провёл испытания в начале ноября 1885 году вместе со своим сыном Карлом.

Конечно, не всё прошло гладко. Через год Вильгельм усовершенствовал мотор, увеличив ход и диаметр поршня. Объём двигателя возрос до 1,35 литра, но при испытаниях он постоянно перегревался. Применение устройства водяного охлаждения не исправило ситуацию. Поэтому от изобретения пришлось отказаться.

Новый двигатель

Далее Вильгельм занялся разработкой мотора для первого в мире четырёхколёсного автомобиля объёмом 0,462 литра. Так как Майбах и Даймлер сильно торопились с выпуском, двигатель был установлен на конный экипаж. В марте 1887 года прошли первые испытания. Спустя месяц на озере неподалёку от Бад-Каннштадта появилась моторная лодка с этим двигателем. Результаты всех испытаний Вильгельм тщательно собирал и систематизировал, понимая их важность для будущих экспериментов.

Постройка нового автомобиля

В 1889 году Даймлер запланировал участие во Всемирной Парижской выставке. Вильгельм Майбах, цитаты и заметки о деятельности которого часто публиковались в СМИ, решил построить для этого события новую машину. И она всех впечатлила! На "Даймлер-Штальрадваген" был поставлен первый в мире V-образный двухцилиндровый двигатель с углом развала 17°. При 900 оборотах в минуту мотор развивал 1,6 л.с. А вместо прежней ременной передачи колёса запускала шестеренчатая. По сути, автор разработал концептуальную конструкцию. Тем не менее, она имела коммерческий успех. Постройкой автомобиля занимался велосипедный завод NSU. Его владельцы Эмиль Левассор и Арман Пежо купили патент на передачи и двигатель. При этом по условиям контракта они были обязаны выпускать моторы под маркой «Даймлер».

Полученные за патент деньги Готтлиб вложил в создание отдельной мастерской для Майбаха. Благодаря этому исследования проводились довольно активно, и все трения с акционерами компании на фоне перспективных разработок были сглажены.

Новые изобретения Вильгельма Майбаха

В 1893 году герой данной статьи разработал распылительный карбюратор с жиклером типа шприца. Через год Майбах получил патент на устройство гидравлических тормозов. А в 1895 появился его знаменитый двухцилиндровый рядный мотор «Феникс». Изначально при 750 оборотах в минуту он развивал 2,5 л.с. Постепенно конструкция совершенствовалась, и в 1896 году мощность увеличилась до 5 л.с. Показатели мотора позволил улучшить радиатор новой оригинальной конструкции. Спустя три года был выпущен уже четырёхцилиндровый «Феникс» мощностью 23 л.с. и объёмом 5900 см 3 . Мотор установили на автомобиль, созданный по заказу Эмиля Еллинека (посол в Ницце от Австро-Венгерской империи). В марте 1899 года он победил на этой машине в горных гонках. Еллинек выступал под псевдонимом "Мерседес" (имя дочери). Вскоре оно станет брендом завода "Даймлер".

Перемены

В 1900 году Готтлиб скончался, и положение Вильгельма сильно ухудшилось. Майбах, который полностью выкладывался на работе и потерял часть здоровья, был вынужден писать главе фирмы прошения о прибавке к жалованию. Но они оставались без ответа. Оно и не удивительно, ведь новое руководство фирмы помнило, что в спорах с ними Вильгельм всегда занимал сторону Даймлера.

Между тем процесс развития техники продолжался. В 1902 году на смену «Фениксу» пришёл «Симплекс», выпускающийся под брендом «Мерседес». Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 5320 см 3 при 1100 оборотах в минуту развивал мощность 32 л.с. Потом появился "Мерседес" с мотором 6550 см 3 , а для популярных в то время гонок «Гордон-Беннет» построили машину с четырёхцилиндровым мотором в 60 л.с. при 1000 оборотах в минуту.

"Цеппелин"

В 1907 году Майбах ушёл из фирмы, слава которой держалась исключительно на его работоспособности и таланте. После этого конструктора увлекла идея создания моторов для известных в то время дирижаблей «Цеппелин». В 1908 году граф Фердинанд попытался продать модели LZ3 и LZ4 правительству. Но последний потерпел крушение. Двигатели LZ4 просто не справились с нагрузкой при аварийной посадке. Тем не менее, производство дирижаблей не прекратилось. Главной задачей героя данной статьи было усовершенствование двигателей.

Получив поддержку графа Фердинанда, Вильгельм вместе с сыном открыл компанию «Майбах Моторенбау». Фирмой фактически руководил Карл, а его отец стал ведущим консультантом. Во время 1-й Мировой войны они продали около 2000 авиадвигателей. В 1916 году Технический университет Штудгарта присвоил Вильгельму Майбаху докторскую степень.

Автомобили Майбаха

В 1919 году после окончания войны было подписано Версальское соглашение. Оно запрещало производство дирижаблей в Германии. Таким образом, Майбах был вынужден вернуться к созданию бензиновых двигателей для машин, а также дизельных моторов для поездов и кораблей военно-морского флота.

В Германии наступил кризис. Многие автомобилестроительные компании из-за недостатка средств не могли позволить себе двигатели сторонних производителей и занимались разработкой своих. Лишь голландская компания «Спайкер» согласилась сотрудничать с Майбахом. Но условия контракта были настолько невыгодными, что Вильгельм отклонял его целых четыре раза. В итоге изобретатель решил заняться производством собственных машин. В 1921 году были выпущены первые лимузины «Майбах».

Автоконструктор работал практически до преклонного возраста и долго не хотел уходить на покой. Немецкий инженер скончался в конце 1929 года и был похоронен на кладбище Уфф-Кирххоф рядом с Даймлером.

Наследие

Вильгельм Майбах, биография которого была представлена выше, одним из первых понял, что автомобиль - это не просто повозка с двигателем. Огромный опыт проектирования и инженерный талант позволяли немцу рассматривать машину как комплекс всех её составляющих. Вильгельм считал, что именно с такой позиции необходимо подходить к конструированию. И сейчас, при оценке удобности и функциональности автомобилей, названных его фамилией (например, Maybach Exelero), можно увидеть правильность концепции немецкого инженера.

Ещё при жизни Майбаха называли «королём конструкторов». А в 1922 году «Общество немецких инженеров» присвоило ему звание «конструктор-первопроходец». Именно таким он и был. Годом ранее, когда семидесятипятилетний Майбах уже не работал, на Фридрихсхафенском заводе построили первый автомобиль марки Maybach. В данный момент линейка моделей легендарного бренда существенно расширилась. Самым дорогим автомобилем является цена на который доходит до 8 миллионов долларов.

Этот человек стоял у истоков создания двигателя внутреннего сгорания для автомобиля.

Вильгельм Майбах родился 9 февраля 1846 года в Хайльбронне – городке на реке Неккар, земля Баден-Вюртемберг. Отец его был столяром. Десяти лет мальчик остался круглым сиротой и попал на воспитание в Братский дом известного в то время пастора Вернера. В пятнадцать он начал свое техническое образование на машиностроительном заводе в Ройтлингене, связанном с Братским домом. Днем проходил практику в мастерской и конструкторском бюро завода, вечером брал уроки по черчению и естественным наукам в городской школе, а позже и по математике в городском реальном училище. К тому времени Вильгельм уже внимательно проштудировал трехтомный учебник Юлиуса Вайсбаха по технической механике и взялся за английский. Его способности, упорство и целеустремленность были вовремя замечены.

В 1863 году техническим директором завода в Ройтлингене стал Готтлиб Даймлер. Проработав здесь три года, он переехал в Карлсруэ, на должность технического директора фирмы Deutz, принадлежавшей Н. А. Отто и Э. Лангену. В то время она строила стационарные двигатели внутреннего сгорания. В 1869 году Даймлер вспомнил о талантливом и работоспособном молодом человеке и пригласил Майбаха в Карлсруэ. Встретившись, они увлеклись идеей транспортного двигателя внутреннего сгорания, который был бы легче и меньше стационарного, выпускаемого на заводе. Идею поддержал Ланген, однако Отто был категорически против. Много позже, в 1907 году, фирма Deutz все же начала постройку автомобилей – сначала легковых, а позже – грузовиков, тракторов, автобусов, но к тому времени пионеров ДВС для транспорта здесь уже не было.

Не найдя понимания у руководства фирмы, Даймлер решил открыть в Бад-Каннштадте свое дело и уговорил Майбаха уехать вместе с ним. В 1882 году между ними был заключен договор, по которому Майбах брал на себя техническое проектирование, а если дело доходило до коммерческой реализации разработки, он получал твердую денежную сумму, как бы премию.

В августе 1883 года был готов первый стационарный двигатель Майбаха собственной конструкции. Мотор весил 40 кг и работал, как тогда было принято, на светильном газе. В декабре того же года появился следующий образец – рабочим объемом 1,4 л, мощностью 1,6 л.с. Попутно Майбах предложил новую систему зажигания. В стационарных двигателях того времени смесь поджигалась открытым пламенем, он же спроектировал трубку накаливания, которая разогревалась докрасна горелкой. Специальный клапан, открываясь и закрываясь, управлял горением в камере сгорания. Такая система обеспечивала устойчивую работу при самом малом числе оборотов.

Вильгельма Майбаха с самого начала его самостоятельной деятельности отличало стремление все время модернизировать конструкцию, использовать новые патенты, добиваться совершенства. В конце 1883 года прошел испытания еще один его мотор – одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, развивавший 0,25 л.с. при 600 об/мин. Усовершенствованный вариант (0,5 л.с., 246 см3) построили в 1884 году; сам конструктор называл его "напольными часами" – форма и в самом деле была весьма необычной. Позже историки техники отмечали, что Майбах добился не только снижения веса двигателя, но и чисто внешнего его изящества.

Следующей, чрезвычайно важной для всех дальнейших конструкций ДВС стала разработка испарительного карбюратора, что позволило вместо светильного газа использовать жидкое топливо. И наконец, осенью 1885 года двигатель Майбаха привел в движение двухколесный экипаж! Это уже без всяких скидок было революционным событием в технике. Мотоцикл, или, как тогда говорили, моторный велосипед, имел по бокам два маленьких колесика для устойчивости. Мотор мощностью 0,5 л.с. вращался с постоянной частотой, двухступенчатая ременная передача позволяла двигаться со скоростью 6 или 12 км/ч, 10 ноября 1885 года прошли испытания, в которых вместе с Майбахом участвовали его сын Карл и сын Даймлера – Пауль.

Не все, конечно, шло гладко. Год спустя Майбах усовершенствовал двигатель, увеличив диаметр и ход поршня; рабочий объем возрос до 1,35 л, но испытания показали – мотор перегревается. Попытка применить водяное охлаждение не дала желаемого результата, и от этого двигателя пришлось отказаться.

Для первого в мире четерехколесного автомобиля был сделан мотор рабочим объемом 0,462 л. Установили его на купленный Даймлером готовый конный экипаж – торопились. 4 марта 1887 года провели первые испытания, а спустя четыре недели на озере близ Бад-Каннштадта появилась и моторная лодка с тем же двигателем. С большой тщательностью Майбах собирал и систематизировал результаты всех испытаний, прекрасно понимая, как это важно.

В 1889 году состоялась Всемирная Парижская выставка, и Даймлер во что бы то ни стало хотел быть ее участником. Специально для этого события Майбах разработал новый автомобиль с новым мотором. Но каким! На Даймлере-Штальрадваген (в переводе – "со стальными колесами") стоял первый в истории V-образный двухцилиндровый мотор с углом развала цилиндров 17°. При 900 об/мин двигатель развивал 1,6 л.с., колеса приводила шестеренчатая передача вместо прежней ременной. Автор по существу разрабатывал концептуальную конструкцию, но она принесла и коммерческий успех. За постройку автомобиля взялся велосипедный завод NSU в Неккарзульме. Французы Арман Пежо и Эмиль Левассор купили патент на двигатель и передачи, обязуясь при этом ставить марку Daimler на выпускаемые ими моторы.

Деньги, вырученные за патент, позволили Даймлеру создать для своего талантливого сотрудника отдельную мастерскую, где исследования пошли полным ходом, это хоть как-то сгладило трения с акционерами на почве перспективных разработок, так занимавших и его, и Майбаха.

В 1893 году, одновременно с венгром Донатом Банки (Donat Banki), Майбах разработал первый распылительный карбюратор с жиклером типа шприца, в следующем – получил патент на конструкцию гидравлических тормозов, а еще через год появился его двухцилиндровый рядный двигатель Феникс. Первоначально он развивал 2,5 л.с. при 750 об/мин, но конструкция постепенно совершенствовалась, и в 1896 году мощность достигла 5 л.с. Новый радиатор оригинальной конструкции позволил улучшить показатели мотора, а в 1899 году был построен уже четырехцилиндровый "Феникс", рабочим объемом 5900 см3 и мощностью 23 л.с. Двигатель установили на гоночный автомобиль, созданный по заказу посла Австро-Венгерской империи в Ницце Эмиля Еллинека, и он 21 марта 1899 года на этой машине победил в горных гонках Ницца – Ля-Тюрби. Еллинек выступал под псевдонимом Мерседес. Это было имя его дочери, которое вскоре стало торговой маркой завода Daimler.

В 1900 году умер Готтлиб Даймлер и положение Майбаха ухудшилось. Инженер, полностью отдававший себя работе, не очень здоровый, вынужден был писать унизительные и безответные прошения о прибавке к жалованию. Возможно, новые руководители фирмы помнили, как в спорах с ними Майбах всегда принимал сторону Даймлера…

Между тем развитие техники шло своим чередом, на смену модели Феникс пришел Симплекс 1902 года, выпускавшийся уже под маркой Mercedes. На нем стояли четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 5320 смЗ мощностью 32 л.с. при 1100 об/мин и четырехступенчатая коробка передач. Гоночный Mercedes 1902 года был оснащен 40-сильным (6550 см3) мотором, а для популярных тогда гонок "Гордон-Беннетт" (1903) построили автомобиль с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 9,24 л мощностью 60 л.с. при 1000 об/мин.

В 1907 году Майбах покинул фирму, слава которой во многом создавалась его талантом и работоспособностью. На шестьдесят первом году жизни его увлекла идея создания двигателей для знаменитых в ту пору дирижаблей Zeppelin. Найдя поддержку у графа Фердинанда Цеппелина, Майбах и его сын Карл основали моторостроительную компанию Майбах Моторенбау Гмбх в городе Фридрихсхафене, на берегу Баденского озера. Фирмой руководил Карл Майбах, а его отец был ведущим консультантом и прекратил работать только в весьма преклонном возрасте, после первой мировой войны. Вильгельм Майбах скончался 29 декабря 1929 года.

Громадное значение деятельности Майбаха состоит в том, что он, едва ли не первым, понял, что автомобиль – это не повозка с мотором. Талант инженера, богатый опыт проектирования и испытаний убедили его в том, что автомобиль – это комплекс всех его составляющих и именно с этих позиций надо подходить к его конструированию.

Уже современники называли Майбаха "королем конструкторов". В 1922 году Общество немецких инженеров отметило одного из отцов современного автомобиля званием "конструктор-первопроходец". Таким он и был. А годом раньше, когда семидесятипятилетний инженер уже не работал, на заводе в Фридрихсхафене под руководством Карла Майбаха был построен первый автомобиль прославленной впоследствии марки Maybach.

С. КАНУННИКОВ
"За Рулем"



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png