ПРИЛОЖЕНИЕ В (информационное)

В 1 Зависимость плотности электролита от содержания КОН

при температуре 20 "С

Плотность

(Рго) КГ/ДМ 3

% (по массе)

В 2 Зависимость плотности от температуры

При определении любой плотности, измеренной в диапазоне температур от 0 до 50 в С (р т), плотность р 2 о при температуре 20 "С может быть определена с помощью следующей формулы

Р2о=Рт + 0,0005 (Г-20)

(Г - температура электролита, выраженная в градусах)

В 3 Зависимость плотности от содержания LiOH Плотность электролита повышается приблизительно на 0,01 кг/дм 3 при добавлении LiOH в количестве 0,012 кг/дм 3 .

УДК 621.3.035.4:006.354 Л13 ОКСТУ 3482

Ключевые слова: аккумуляторы щелочные, батареи аккумуляторные щелочные, электролит для открытых никель-кадмиевых аккумуляторов

Редактор Р. С. Федорова Технический редактор О. Н Власова Корректор А. В: Прокофьева Оператор Т. В. Александрова

Сдано в набор 21.12.94. Подписано в печать 06.02.95. Уел. печ. л. 0,70. Уел. кр.-отг. 0,70 уч.-иэя. л. 0,60

Тираж 623 экэ. С 2077 Зак.2609.

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14. Набрано в Калужской типографии стандартов на ПЭВМ.

Калужская типография стандартов,)л. Московская, 256.

1 Область распространения...............1

3 Объект стандарта 1

4 Определения..................2

5 Приготовление электролита...............2

6 Требования к электролитам для заливки и замены........5

7 Физические и химические требования к электролиту........6

8 Приложение А Методы аналитического определения примесей.....7

9 Приложение В Зависимость плотности электролита от содержания КОН при тем

пературе 20 °С..............8

ГОСТ P 50711-94 (МЭК 993-89)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭЛЕКТРОЛИТ ДЛЯ ОТКРЫТЫХ НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРОВ

Electrolyte for vented nickel-cadmium cells

Дата введения 1996-01-01

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на электролиты и их компоненты, применяемые в открытых никель-кадмиевых аккумулято-рах.

Эти электролиты используют:

для заливки аккумуляторов, поставляемых не залитыми электролитом;

для повторной заливки аккумуляторов, если требуется замена электролита;

для доливки электролита, если рабочий электролит нуждается в доливке водой, но не обеспечен определенными рекомендациями изготовителя.

7 ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОЛИТУ

7.1 Плотность электролита

При эксплуатации на плотность электролита влияют:

расход воды при перезаряде (выделение газа);

степень заряженности (плотность слегка уменьшается во время заряда в результате выделившейся воды при этой операции);

потеря воды вследствие испарения;

возможность соединения таких компонентов электролита, как например литий и калий, в активные вещества.

Плотность электролита в аккумуляторе должна быть измерена при уровне электролита, рекомендованном изготовителем, только после заливки воды и после того, как аккумулятор будет перезаряжен, чтобы повысить смешение воды с электролитом благодаря газовыделе-нию. Необходимо дать время не менее 15 мин до отбора электролита из аккумуляторов для измерения плотности.

7.2. М и н и м а л ь н ы е и максимальные значения плотности электролита

Если плотность электролита открытых никель-кадмиевых аккумуляторов все время отличается от значений, указанных изготовителем, она должна быть откорректирована заменой части электролита и доливкой либо воды, либо электролита более высокой концентрации или проведением полной замены электролита в соответствии с инструкциями изготовителя.

7.3. Чистота электролита

Во время эксплуатации открытых никель-кадмиевых аккумуляторов количество примесей электролита будет возрастать. Учитывая, что электролит был изготовлен с использованием компонентов, удовлетворяющих требованиям, указанным в таблицах 1, 2 и 3, и использовался для заливки и замены, удовлетворяя требованиям, указанным в таблице 4, то потребителю необходимо определить плотность согласно 7.2 и содержание карбонатов в соответствии с инструкциями изготовителей. При отсутствии инструкций изготовителей содержание карбоната в виде карбоната калия не должно превышать 75000 мг/дм 3 . Проба, отобранная для анализа, должна быть отфильтрована для удаления твердых примесей.

Остальные примеси увеличиваются с течением времени в результате повышения их концентрации от заливки воды, а также выщелачивания из активных веществ. Во всех случаях отказа аккумулятора изготовитель должен дать консультацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное)

Методы аналитического определения примесей

Методы определения примесей в техническом гидроксиде калия приведены в следующих международных и государственных стандартах:

Название

Калия гидрат окиси технический (кали едкое). Метод количественного анализа

Калия гидрат окиси технический. Определение содержания сульфата в виде сульфата бария весовым методом

Калия гидрат окиси технический. Фотометрический метод определения содержашш железа с применением 1,10-фенатро-лина

ГОСТ 9285-78 (ИСО 992-75 ИСО 995-75 ИСО 2446-73)

Калия гидрат окиси технический. Технические условия

Калия гидрат окиси технический. Пламенно-фотометрический метод определения содержания натрия

Гидрат окиси калия технический. Отбор образцов для испытаний. Приготовление основного раствора для выполнения некоторых определений

Калия гидрат окиси технический. Определение содержания двуокиси углерода титрометрическим методом

Калия гидрат окиси технический. Фотометрический метод определения содержания хлоридов

Калия гидрат окиси технический. Определение содержания сернистых соединений методом восстановления и титрования

Калия гидрат окиси технический. Определение содержания кальция и магния методом атомной абсорбции в пламени

В качестве стартерных батарей в автотранспорте используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Функционирование аккумулятора обеспечивается специальным раствором серной кислоты — электролитом. О том, что такое аккумуляторный электролит, каких типов он бывает, и как его использовать — читайте в статье.

Что такое электролит?

Аккумуляторный электролит — водный раствор серной кислоты, предназначенный для использования в свинцово-кислотных аккумуляторных батареях (АКБ). Электролит готовится путем растворения концентрированной серной кислоты в дистиллированной воде, молекулы кислоты в данном растворе диссоциируют (распадаются) на ионы — это явление наделяет электролит электропроводящими свойствами.

Например, если электролит при температуре +25°C имеет плотность 1,28 г/куб. см, то при температуре -15°C он имеет плотность 1,25 г/куб. см, а при нагреве до +50°C (что часто бывает в подкапотном пространстве автомобиля) плотность повышается до 1,3 г/куб. см.

Чтобы компенсировать изменение плотности электролита в АКБ транспортных средств, эксплуатируемых в различных климатических поясах, применяются электролиты большей или меньшей плотности:

  • Летние и для жаркого климата — плотностью 1,23-1,24 г/куб.см;
  • Для умеренного и холодного климата — 1,27-1,28 г/куб.см;
  • Зимние и для холодного климата — 1,3-1,34 г/куб.см.

Кроме того, при повышении плотности электролита повышается его морозоустойчивость — более плотные электролиты устойчивы к замерзанию, поэтому они лучше подходят для эксплуатации в холодное время года и в холодных климатических поясах.

Сегодня можно купить электролит необходимой плотности, освободив себя от непростой процедуры приготовления правильного по характеристикам электролита из кислоты и воды. Электролит продается в тарах емкостью от 1 до 20 литров, поэтому всегда можно приобрести нужный для работы объем.

Использование аккумуляторного электролита

Сразу нужно отметить, что электролит не используется для текущего обслуживания аккумулятора. Наиболее часто в АКБ снижается уровень электролита и падает его уровень, в этом случае обслуживание выполняется добавлением воды. Дело в том, что в процессе работы аккумулятора из электролита испаряется вода, а кислота остается на месте. Также потеря воды может возникать в случае перезаряда аккумулятора — при достижении определенной плотности концентрация серной кислоты в электролите снижается и ее уже не хватает для нормального протекания указанных выше электролитических реакций. В этих условиях начинается процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород — это проявляется «кипением» электролита, а образовавшиеся газы улетучиваются. В обоих случаях — при испарении и разложении воды — плотность электролита повышается, для ее восстановления необходимо использовать воду.

Наиболее часто электролит применяется для восстановления работы аккумулятора в случае замерзания электролита с последующей потерей его характеристик. Если электролит в АКБ замерз, то, прежде всего, необходимо занести его в теплое помещение и дождаться оттаивания. После этого аккумулятор следует поставить на зарядку с малым током — рекомендуется ток около 1 ампера и срок зарядки до 2 суток. В ходе зарядки нужно измерять плотность электролита, если она начнет повышаться, то его можно нормально зарядить и эксплуатировать.

Если же ни при каких условиях плотность не повышается, то следует произвести замену электролита. Это выполняется следующим образом:

  1. Слить электролит из всех банок батареи;
  2. Промыть банки дистиллированной водой;
  3. Добавить новый электролит до указанного уровня;
  4. Оставить аккумулятор на 2-3 часа для пропитки пластин электролитов;
  5. Зарядить АКБ малым током 0,5-1 ампер в течение 2 суток.

Зарядку следует остановить, когда плотность электролита и напряжение на клеммах будут стабильными в течение хотя бы двух часов.

Но если замерзание аккумулятора вызвало деформацию или разрушение пластин, то менять электролит уже бесполезно — нужно покупать новую батарею.

Аналогично устраняются и другие проблемы с аккумулятором — утечка или загрязнение электролита, ремонт АКБ после короткого замыкания и т.д. Но в этих случаях прежде нужно проверить аккумулятор на целостность и ремонтопригодность, при обнаружении трещин и других физических повреждений батарея ремонту не подлежит, ее нужно утилизировать.

Особый случай — ввод в эксплуатацию сухозаряженных аккумуляторов, которые поставляются без электролита. Обычно для подготовки такого аккумулятора его нужно заполнить электролитом и дождаться достижения необходимой плотности — все эти действия обязательно прописаны в инструкции к аккумулятору. Предварительную зарядку сухозаряженного АКБ проводить не нужно!

Во всех случаях необходимо правильно рассчитывать объем электролита, чтобы сделать правильную покупку. Объем электролита в АКБ зависит от его напряжения и электрической емкости. Наиболее распространенные 12-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью 55-60 А·ч вмещают 2,5-3 литра, емкостью 75-90 А·ч — от 3,5 до 5 литров. Большие 24-вольтовые АКБ емкостью свыше 100 А·ч могут содержать 10 и более литров электролита. При покупке рекомендуется брать электролит с небольшим запасом, так как в процессе работы возможны непредвиденные потери и утечки.

Электролит приготовляется путем разведения аккумуляторной серной кислоты плотностью 1,83... 1,84 (ГОСТ667—73) в дистиллированной воде с допустимыми примесями.

Химическая чистота электролита оказывает существенное влияние на работоспособность и срок службы батарей. Загрязнение электролита такими вредными примесями, как железо, марганец, хлор и другие, приводит к повышенному саморазряду батарей, снижению отдаваемой емкости, разрушению электродов и преждевременному выходу батареи из строя. Поэтому для приготовления электролита запрещается применять техническую серную кислоту и загрязненную (недистиллированную) воду. При приготовлении электролита, приведении батарей в рабочее состояние и техническом обслуживании батарей в эксплуатации необходимо пользоваться только чистой посудой и соблюдать чистоту.

В исключительных случаях при отсутствии дистиллированной воды для приготовления электролита допускается использование снеговой или дождевой воды, предварительно профильтрованной через чистое полотно для очистки от механических загрязнений. Нельзя собирать воду с железных крыш и в железные сосуды.

Электролит следует готовить в стойкой к действию серной кислоты посуде (эбонитовой, фаянсовой, керамической), соблюдая при этом особую осторожность и правила техники безопасности. Применение железной, медной, цинковой или стеклянной посуды категорически запрещается .

Аккумуляторные батареи в зависимости от климатической зоны заливаются электролитом, имеющим плотность, указанную в графе 5 таблицы 3. Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83...1,84 г/см 3 и воды. Однако при непрерывном вливании кислоты в воду происходит сильный разогрев раствора (80-90 °C) и требуется длительное время для его остывания. Поэтому для приготовления электролита требуемой плотности более удобно применять раствор кислоты промежуточной плотности 1,40 г/см 3 , так как в этом случае значительно сокращается время охлаждения электролита.

Таблица 3. Плотность электролита при приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние

Климатические зоны и районы (ГОСТ 16035-70) Средняя месячная темпе-ратура в январе, °C Номера зон и районов по карте- схеме Время года Плотность электролита, приведенная к 25 °C, г/см 3 Примечание
заливаемого полностью заряженной батареи
Холодная, климатический район очень холодный от -50 до -30 зима

круглый год

1.28 для автомобильных батарей
для автомобильных батарей
для танковых батарей
Холодная, климатический район холодный от -30 до -15 круглый год 1.26 1.28 для всех батарей
Умеренная от -15 до -4 2 круглый год 1.24 1.26 для всех батарей
Теплая влажная от 4 до 6 3 круглый год 1.20 1.22 для всех батарей
Жаркая от -15 до 4 4 круглый год 1.22 1.24 для всех батарей

Таблица 4. Количество дистиллированной воды, кислоты или её раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 1 л электролита требуемой плотности (при 25 °C)

Требуемая плотность электролита, г/см 3 Кол-во воды, л Количество серной кислоты плотностью 1,83 г/см 3 Кол-во воды, л Количество раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , л
л кг
1,20 0,859 0,200 0,365 0,547 0,476
1,21 0,849 0,211 0,385 0,519 0,500
1,22 0,839 0,221 0,405 0,491 0,524
1,23 0,829 0,231 0,424 0,465 0,549
1,24 0,819 0,242 0,444 0,438 0,572
1,25 0,809 0,253 0,464 0,410 0,601
1,26 0,800 0,263 0,484 0,382 0,624
1,27 0,791 0,274 0,503 0,357 0,652
1,28 0,781 0,285 0,523 0,329 0,679
1,29 0,772 0,295 0,541 0,302 0,705
1,31 0,749 0,319 0,585 0,246 0,760
1,40 0,650 0,423 0,776 - -

Раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , приведенной к 25 °C, должен готовиться заранее и после охлаждения храниться в стеклянной или полиэтиленовой посуде.

Количество воды, кислоты или её раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 1 л электролита, указано в табл. 4. Примерное количество электролита, необходимое для заливки одной аккумуляторной батареи, дано в табл. 1. Пользуясь таблицами 1 и 4, можно рассчитать количество электролита заданной плотности для заливки как одной, так и нескольких батарей любого типа.

Расчет проводится в такой последовательности: из определяется общий объем электролита для заливки нужного числа батарей, затем по табл. 4 подсчитывается количество дистиллированной воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см 3 (или крепкой кислоты), нужное для приготовления электролита заданной плотности для заливки всех батарей.

Плотность электролита измеряется с помощью денсиметра ГОСТ 1300-57 или аккумуляторного ареометра ТУ 25-11-968-77 (рис. 35). В первом случае электролит наливают в мерный цилиндр (мензурку) или другой стеклянный сосуд высотой 200...300 мм, диаметром 50...70 мм и опускают в него денсиметр (поплавок). Деление денсиметра, совпадающее с уровнем электролита в цилиндре, указывает на его плотность. Способ измерения плотности электролита в цилиндре применяют главным образом для контроля плотности электролита в баке, где его приготовляют.

Ареометр позволяет измерять плотность электролита непосредственно в аккумуляторе. Он состоит из цилиндра с резиновой грушей и заборной трубкой и денсиметра (поплавка). При определении плотности электролита необходимо сжать рукой резиновую грушу ареометра, ввести конец заборной трубки в электролит и постепенно отпустить грушу. После того, как денсиметр всплывет, по его шкале определить плотность электролита в аккумуляторе. При измерениях надо следить за тем, чтобы денсиметр свободно плавал в электролите ("не прилипал" к стенкам цилиндра).

Плотность электролита зависит. от температуры. При повышении температуры на 1 °C плотность электролита уменьшается, а при понижении температуры на 1 °C, наоборот, увеличивается на 0,0007 г/см 3 . На каждые 15 °C изменения температуры плотность изменяется примерно на 0,01 г/см 3 . Исходной считается температура электролита 25 °C. Поэтому при измерении плотности электролита следует учитывать его температуру и в необходимых случаях вносить поправку к показаниям ареометра, пользуясь табл. 5

Таблица 5. Величины поправок к показанию ареометра (денсиметра) в зависимости от температуры электролита

Заливку электролита в аккумуляторы нужно проводить в такой последовательности:

  • снять защитный кожух полюсных выводов и крышку батареи (у танковых батарей и, автомобильных батарей типа 6СТ490ТР и 6СТ-190ТРН);
  • очистить поверхность батареи от пыли;
  • внешним осмотром убедиться в исправности моноблоков и ящиков и отсутствии дефектов в мастике (пузыри, трещины, отслоения);
  • разгерметизировать батареи, для чего с пробок удалить герметизирующую пленку (если они ею заклеены), срезать герметизирующие выступы на полиэтиленовых пробках, вывернуть пробки и удалить герметизирующие диски (где они установлены). В батареях с автоматической регулировкой уровня электролита удалить укупорочные стержни, вывернуть пробки и плотно надеть их на вентиляционные штуцера. Герметизирующие диски и укупорочные стержни обратно не ставить. Следует помнить, что, если не удалить герметизирующие детали, возникнет опасность разрыва аккумулятора газами, выделяющимися при заряде;
  • прочистить вентиляционные отверстия в пробках;
  • залить в каждый аккумулятор электролит (рис. 36) небольшой струей. Для заливки применять фарфоровую, полиэтиленовую или эбонитовую кружку и стеклянную, полиэтиленовую или эбонитовую воронку.

Аккумуляторные батареи заливаются электролитом, имеющим плотность в зависимости от климатической зоны, указанной в табл. 3.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, должна быть не ниже 15° и не выше 25 °C.

В жаркой и теплой влажной зонах допускается заливка батарей электролитом с температурой до 35 °C.

Заливать электролит следует небольшой струей до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины. В батареи, не имеющие тубуса, заливку электролита производить до уровня на 15...20 мм выше предохранительного щитка для танковых и на 10...15 мм выше предохранительного щитка для автомобильных батарей.

Уровень электролита проверяется с помощью стеклянной трубки диаметром 5...6 мм с делениями (рис. 37). Погрузив трубку в электролит до упора в предохранительный щиток, нужно зажать пальцем верхний конец, затем приподнять ее: высота столбика в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе.

Корректировка уровня электролита в аккумуляторах при заливке батарей упрощается при применении для этой цели резиновой груши со специальным наконечником (рис. 38). Груша имеет сменный эбонитовый наконечник в виде трубки с заглушённым нижним концом, в котором на некотором расстоянии от конца наконечника просверлено отверстие диаметром 2...2,5 мм. Практически нужно иметь четыре сменных наконечника с расстоянием отверстий от конца: 12, 15, 17 и 20 мм. Наконечник груши вводят в заливное отверстие крышки аккумулятора до упора в предохранительный щиток, после чего грушу сжимают и отпускают. Если уровень электролита ниже нормы, в отверстие наконечника будет засасываться воздух: в аккумулятор следует добавить электролит. Если уровень электролита выше нормы, излишек его будет отсасываться в грушу и уровень установится на нужной высоте над предохранительным щитком.

Автомобильные батареи с автоматической регулировкой уровня электролита следует заливать (при пробке, надетой на вентиляционный штуцер) до верхнего среза заливной горловины. После снятия пробки со штуцера уровень электролита снизится автоматически до установленной нормы.

Примерное количество электролита, необходимое для заливки батарей разных типов, указано в табл. 1.

Плотность электролита для АКБ зависит от климата района, в котором эксплуатируется автомобиль (табл. 104).

Нормы плотности электролита при температуре 25 °С

Таблица 104

Электролитом в свинцово-кислотных АКБ служит раствор сер­ной аккумуляторной кислоты в дистиллированной воде. Для приготов­ления электролита применяется аккумуляторная кислота плотностью 1,83÷1,84 (ГОСТ 667) с допустимыми примесями (табл. 105). Аккумуляторная серная кислота представляет собой маслянистую про­зрачную жидкость, которую подразделяют на два сорта - А и Б, в зави­симости от количества примесей в ней. Содержание серной кислоты в сортах А и Б должно быть в пределах 92÷ 94 %.

Аккумуляторную серную кислоту обычно разливают в стеклян­ные бутылки емкостью 20÷30 л. Бутылки помещают в ивовые корзи­ны или прочные деревянные обрешетки, доходящие до горла бутылки. Снизу и с боков бутылки тщательно обкладывают соломой или древес­ной стружкой. Отверстия бутылей закрывают притертыми стеклянны­ми пробками. К горлу бутылки подвязывают деревянную бирку, на ко­торой обозначают: наименование завода-изготовителя, название про­дукта, сорт, дату изготовления, номер, вес брутто и нетто, ГОСТ 667. На каждой корзине должен быть ярлык «Берегись ожога», изготовлен­ный на белой бумаге с синей полосой.

Количество допустимых примесей в аккумуляторной серной кислоте

Таблица 105

Готовить электролит непосредственно из кислоты не следует, такой электролит будет сильно разогреваться. Для заливки в аккумуля­торы следует готовить электролит из ранее приготовленного раствора плотностью 1,40 г/см 3 , для расчета количества воды и кислоты, чтобы получить требуемую плотность, следует пользоваться данными табл. 106.

При приготовлении электролитов, во избежание ожогов кожи, глаз и отравления, необходимо соблюдать правила техники безопасности:

Хранить кислоту в полиэтиленовых баках с плотными крыш­ками или в стеклянных бутылях с притертыми пробками;

Переносить бутылки с кислотой, а также переливать кислоту из бутылей обязательно нужно вдвоем, в одиночку это делать катего­рически запрещено;

Не проливать кислоту на пол;

Пролитую кислоту вытирают тряп­кой, смоченной в растворе едкого калия или кальцинированной соды;

Готовить электролит необходимо в эбонитовой, фаянсовой, керамической или выложенной свинцовыми листами деревянной по­суде, так как другая посуда, в том числе и стеклянная, для этого непри­годна из-за того, что стекло может лопнуть от высокой температуры, которая возникает при вливании кислоты в воду;

Всегда нужно вливать тонкой струйкой кислоту в воду, непре­рывно размешивая раствор стеклянной или эбонитовой палочкой;

При приготовлении, заливке и доливке электролита необходимо надевать защитные очки, кислотощелочестойкие перчатки, брезентовые нарукавники, прорезиненный фартук и резиновые сапоги (рис. 35);

При попадании серной кислоты на кожу необходимо немедлен­но, до оказания медицинской помощи в течение 5... 10 минут промыть пораженные места обильной струей воды и смочить 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или кальцинированной (бельевой) соды;

При попадании серной кислоты в глаза следует немедленно про­мыть их обильным количеством воды, а затем слабым раствором пить­евой соды;

в случае отравления серной кислотой в качестве нейтрализу­ющего вещества необходимо применять молоко или питьевую соду.

Количество дистиллированной воды, электролита плотностью 1,40 г/см3 при 15 °С или кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, необходимое для приготовления 1 л электролита требуемой плотности

Таблица 106

Примечание. В результате химической реакции объем приготовленного электролита получается меньше, чем сумма объемов компонентов, участвую­щих в реакции.

Пример. Требуется приготовить из кислоты 32 л электролита плотностью 1,27 г/см3 (при температуре 15 °С).

Метод расчета. По табл. 106 находим, что для приготовления 1 л электро­лита плотностью 1,27 г/см 3 при 15 °С требуются 0,778 л воды и 0,269 л кислоты. Для 32 л электролита воды и кислоты потребуется в 32 раза больше, т. е. воды должно быть 0,778 · 32 = 24,896 л, кислоты 0,269 · 32 = 8,608 л.

Рис. 35. Средства защиты, применяемые при работе с кислотой

и аккумуляторными батареями: 1 -резиновые сапоги; 2- 10%-ныйраствор нашатырного спирта; 3 -холодная вода; 4 - 10%-ный раствор кальцинированной (бель­евой) соды; 5 - защитные очки с темными стеклами; 6- защитные очки со светлыми стеклами; 7 - прорезиненный фартук; 8 - кис­лотощелочестойкие перчатки; 9 - брезентовые нарукавники

При приготовлении электролитов запрещается применять техни­ческую серную кислоту вследствие того, что в ней содержатся приме­си, разрушающие пластины и снижающие срок службы АКБ. Также запрещается применять для приготовления электролита недистилли­рованную воду, так как речная, озерная, колодезная, ключевая или во­допроводная вода всегда содержит различные примеси (хлор, железо и т. п.). Если смешать аккумуляторную кислоту с такой водой, то элек­тролит загрязнится вредными примесями и его нельзя будет заливать в батареи, так как это приведет к повышенному саморазряду батареи и разрушению пластин.

При обслуживании, а также при отказе аккумуляторной батареи в процессе эксплуатации ее разряженность проверяют измерением плот­ности электролита с помощью кислотомера (денсиметра) или с помо­щью ареометра или мензурки (рис. 14). Для измерения плотности и приготовления электролита в узкий стеклянный сосуд наливают (с помощью резиновой груши) электролит и опускают в него ареометр. Деление на шкале ареометра, совпадающее с уровнем электролита, укажет плотность электролита.

Рис. 36. Измерение плотности электролита: 1 - стеклянный цилиндр; 2 - резиновая груша; 3 - резиновая пробка; 4 - эбонитовая трубка; 5 - ареометр; 6 - мензурка

Для измерения плотности электролита, залитого в аккумулятор, удобнее использовать кислотомер (см. рис. 36). При измерении необходимо следить за тем, чтобы ареометр не «прилипал» к стенкам кислотомера или мензурки, а свободно плавал в электролите. При отсчете показаний ареометра смотреть нужно так, чтобы поверхность электролита была на уровне глаз.

Плотность электролита изменяется в зависимости от температу­ры окружающего воздуха, поэтому если температура электролита бу­дет отличаться от 25 °С, то к показаниям ареометра прибавляют или отнимают температурную поправку (табл. 107).

Температурная поправка на плотность электролита при отклонении

от температуры 25 °С

Таблица 107

При температуре электролита выше 30 °С поправка прибавляет­ся к фактическому показателю ареометра. Если температура электро­лита ниже 20 °С, то поправка вычитается. Когда температура элект­ролита находится в пределах 20÷30 °С, поправка на температуру не учитывается. Неправильные результаты при измерении плотности электролита получают в следующих случаях:

Уровень электролита в аккумуляторной батарее не соответству­ет норме;

Электролит слишком горячий или холодный (оптимальная тем­пература для замера плотности составляет 15... 27 °С);

Сразу после доливки дистиллированной воды, так как необхо­димо выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряже­на, то для этого может потребоваться несколько часов;

После нескольких включений стартера (следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементах батареи);

При «кипящем» электролите (необходимо выждать, пока пу­зырьки в электролите, набранные в стеклянный цилиндр ареометра, поднимутся на поверхность).

Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см 3 и выше), то необходимо удалить часть электролита из элемента и вместо нее долить дистиллированной воды, выждать некоторое время, пока электролит перемешается с водой, и затем повторно замерить его плотность.

Таким образом, чтобы содержать аккумуляторную батарею (АКБ) в надежном и исправном состоянии, необходимо следить за чистотой электролита, так как применение электролита, загрязненного вредны­ми примесями, ведет к повышенному саморазряду АКБ и разрушению пластин. Так, например, попадание в электролит каких-либо металлов вызывает в АКБ сильный саморазряд и снижает срок ее службы. Все соединения азота (нашатырного спирта) сокращают срок службы пла­стин: у положительных пластин разрушается решетка, а у отрицатель­ных пластин ускоряется сульфация. При попадании в электролит соля­ной кислоты и других соединений происходит усиленный саморазряд батарей и разрушение сепараторов.

Все без исключения автомобильные аккумуляторы работают на электролите. Именно благодаря этому веществу, аккумуляторные батареи имеют возможность накопить электроэнергию при зарядке , а затем предоставить её для работы электронике автомобиля. Наряду со щелочным электролитом , наиболее используемым является кислотный. Более подробно именно о данной субстанции, её сущности и принципах эксплуатации пойдёт речь сегодня.

Несколько слов о кислотном электролите

Кислотный электролит – это одна из составляющих частей многих аккумуляторных батарей (АКБ). Данная субстанция представляет собой смесь из двух основных элементов:

  • кислоты, которой зачастую выступает серная;
  • и дистиллированной воды.

Подобным раствором часто заправляются свинцово-кислотные аккумуляторы, который уже порядка 170 лет активно эксплуатируются в сфере автомобилестроения. Отметим, что в таком случае электролит находится в жидком состоянии и требует постоянной доливки. Заметно реже при использовании автомобилей применяются гелевые АКБ , в основе которых лежит тот же раствор с отмеченным выше составом, но там он уже находится не в жидком состоянии, а в более-менее загущённым.

В привычном для всех варианте, жидкостный электролит требует периодической заливки, ибо в процессе работы частично испаряется и уходит по газоотводным отделам аккумулятора. Также в зависимости от сезона раствор должен быть либо менее, либо более плотным. Именно правильно поддерживая количество и плотность кислотного электролита от используемой батареи можно добиться наивысшего КПД. По сути, только эти два показателя смеси кислоты и дистиллированный воды требуют должного слежения и соответствующей корректировки.

Срок службы

Важно понимать, что кислотный электролит – именно тот раствор, который срока годности не имеет. Последний для смеси подобного рода определяется исходя из того, насколько хорошо она способна выполнять возложенные на неё функции. Основные показатели, влияющие на данный момент использования АКБ, включают в себя:

  • плотность электролита;
  • температурный режим его работы;
  • степень заряженности аккумулятора.

Контроль этих показателей должен осуществляться в соответствии со специальной технической литературой и некоторыми ГОСТами. Вдаваться в подробности нормальных параметров, наверное, не стоит, ибо ни один автомобилист не будет полностью их соблюдать. Лучше обратим внимание на базовые правила, необходимые для соблюдения правильного режима эксплуатации кислотных АКБ. Если быть точнее, то в их перечень входят:

  1. Соблюдение нормальной плотности электролита. Нормальным показателем этого параметра считается любой из промежутка 1,07-1,3 грамм на миллилитр (примерное содержание серной кислоты – 30-40 %). Официально рекомендовано в тёплые времена года придерживаться плотности электролита 1,21-1,24 гр/мл, а в холодные – 1,27-1,30. Проверяется данный параметр аккумулятора при помощи специальных приборов – анализаторов или ареометров . Понижение или повышение плотности происходит посредством доливания дистиллированной воды или корректирующего электролита;
  2. Слежение за зарядом батареи. Отметим, что при разряде АКБ плотность электролита падает, поэтому желательно, чтобы аккумулятор всегда был заряжен на 60-100%. Полного разряда батареи лучше избегать или, при его наличии, полностью менять электролитический раствор и восстанавливать АКБ в рекомендованном производителем режиме;
  3. Всегда полная зарядка аккумулятора. Это, опять же, необходимо для сохранения хорошей плотности электролита;
  4. Поддержание нормального уровня электролита в сепараторе. Тут стоит учитывать рекомендованные производителем показатели. То есть, заливать электролит по имеющимся меркам;
  5. Отсутствие перезагрузки АКБ слишком активной работой или функционированием в условиях высокой температуры с частой периодичностью. Данные явления, что в принципе неудивительно, отрицательно сказываются на состоянии любого электролита, в том числе и кислотного раствора.

Придерживаясь лишь 5 отмеченных выше правил эксплуатации кислотных АКБ и соответствующих электролитов, вполне реально продлить срок их службы в 2, а то и в 3 раза. Помните об этом.

Порядок заливки и доливки кислотного электролита в АКБ

Из представленной выше информации понятно, что кислотный электролит любого аккумулятора важно поддерживать на должном уровне и состоянии. Использование низкокачественного или малого количества раствора является тем фактором, который может существенно снизить срок службы АКБ.

В процессе эксплуатации кислотных батарей может потребоваться либо полная смена электролита, либо его доливка. Любой из данных процессов стоит проводить при появлении следующих признаков:

  • аккумулятор перестал держать заряд или делает это крайне слабо;
  • электроды, сепараторы и их пластины целы;
  • АКБ заряжался, но результата от этого не было или он был, но крайне слабый.

Наблюдаете эти моменты конкретно в своей ситуации? Тогда смена или частичная доливка кислотного электролита просто необходима, ведь возможно именно они реанимируют аккумулятор.

Если со сменой раствора особых сложностей у автомобилистов не возникает, то вот с его доливкой многие не справляются. На самом деле в проведении этой процедуры ничего сложного нет и порядок её реализации таков:

  1. Снимите АКБ с автомобиля;
  2. Отнесите батарею в место доливки, которое обязательно должно быть защищено от сторонних лиц, тока, огня и воды;
  3. Приготовьте защитный костюм и некоторые инструменты для доливки электролита;
  4. После этого аккуратно снимите крышки сепараторов и при помощи анализатора проверьте плотность электролита, а также уровень его заливки. Плотность выше нормы – разбавьте электролит дистиллированной водой, ниже – долейте корректирующий электролит. Доливать раствор желательно до рекомендуемого производителем АКБ уровня, но лёгкое отступление от него с соблюдением нормальной плотности электролита, проверяемой анализатором, также допустимо;
  5. Затем остаётся лишь собрать аккумулятор в первоначальный вид и вернуть его в конструкцию автомобиля.

Примечание! При доливке дистиллированной воды рекомендуем приобретать жидкость не в аптеках, а в автомагазинах. В первых нередко продаётся обычная водопроводная вода, заливка которой в АКБ нежелательна.

Отметим, что заменяя или доливая большое количество электролита, желательно дополнительно подзарядить аккумулятор. При полной замене раствора необходима полноценная зарядка батареи, при частичной доливке – треть или четверть от длительности полноценной зарядки.

Процесс приготовления электролита

Резюмируя сегодняшний материал, не лишним будет рассмотреть процесс приготовления кислотного электролита собственноручно. Конечно, купить раствор не столь сложно, особенно учитывая его невысокую стоимость, однако многие автомобилисты всё же любят «похимичить». Для данных целей, готовя кислотный электролит, важно:

  • Во-первых, подготовить серную кислоту плотностью около 1,83 гр/мл и дистиллированную воду – 1,4 гр/мл. По крайне мере, так рекомендует ГОСТ приготовления кислотного электролита, отступать от которого нежелательно;
  • Во-вторых, найти чугунную или пластмассовую тару с плотно закрывающейся крышкой, аналогичные предметы для размешивания электролита и анализатор (ареометр);
  • И в-третьих, организовать место для приготовления раствора, которое должно быть защищено от сторонних лиц, тока, огня и воды.

После базовой подготовки можно приступать непосредственно к приготовлению кислотного электролита. Порядок операции выглядит так:

  1. В подготовленную тару помещается 1-2 литра дистиллированной воды;
  2. Затем потихоньку добавляется серная кислота и тщательно размешивается;
  3. После этого анализатором осуществляется проверка плотности электролита и, при необходимости, таковая корректируется либо доливкой дистиллированной воды (для снижения плотности), либо добавлением кислоты (для повышения плотности).

Приготовленную смесь нужно хранить в стеклянной таре с плотно закрытой резиновой пробкой. Место хранения кислотного электролита должно быть защищено от солнца и детей.

Пожалуй, по рассматриваемому сегодня вопросу наиболее важная информация подошла к концу. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в ремонте автомобиля и на дорогах!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png