Про такое узел автомобиля как сцепление знают наверняка все. И многие знают, что нужно оно для возможности безопасного переключения передач и при начале движения автомобиля. Но как же устроено сцепление, этот довольно капризный в освоении в автошколе узел?
иск от ведомого диска. В этот момент передача крутящего момента от двигателя коробке прекращается и можно переключить передачу. После включения нужной передачи педаль сцепления отпускается, пружина возвращается в исходное положение, прижимая нажимной диск к ведущему диску и к маховику — передача крутящего момента возобновляется. Однако главное преимущество и все возможности сцепления проявляются в момент начала движения автомобиля. Сцепление устроено таким образом, что диски могут прижиматься друг к другу с различным усилием, а поэтому передача крутящего момента может производиться в такой степени, в которой это необходимо. Если слегка отпустить педаль сцепления, то диски будут прижаты друг к другу слабо и проскальзывать, соответственно, и крутящий момент будет передаваться на коробку и колесам не полностью — так становится возможным трогание с места и плавный разгон автомобиля. Двойное сцепление в автомобилях с АКП В автомобилях с автоматической кСцепление автомобиля
В первых автомобилях двигатель был непосредственно связан с осью ведущих колес, поэтому начало движения дня них было одной из самых сложных проблем. Но Карл Бенц (как говорит легенда — с подачи его жены) решил эту проблему, установив на машину коробку передач и сцепление. О том, что такое сцепление, как оно устроено и как работает — читайте в этой статье.
цепления. Педаль сцепления необходимо нажимать быстро и сразу «в пол» — так обеспечивается мгновенное отключение двигателя от коробки передач и, например, при торможении автомобиля исключен выход из строя деталей трансмиссии. Включение сцепления. При трогании автомобиля с места педаль сцепления необходимо отпускать плавно, без рывков — только так обеспечивается сначала сближение дисков сцепления и постепенное выравнивание их скорости, а нагрузка на двигатель растет плавно. Если сразу отпустить педаль сцепления, диски резко сойдутся, и из-за мгновенно возросшей нагрузки двигатель просто заглохнет. Также это грозит и выходом из строя деталей трансмиссии. При последующем переключении передач педаль сцепления отпускается быстрее, так как скорость вращения дисков отличается незначительно. Сцепление во время маневров. При маневрировании автомобиля и движении на небольших скоростях (например, во время парковки или других маневров в ограниченном пространстве) сцеплеУстройство и компоненты сцепления ЗМЗ-409
Сцепление двигателей ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 - сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из двух основных частей: нажимной диск в сборе и ведомый диск в сборе.
Сцепление ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303
1 - маховик; 2 - картер; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 -диафрагменная нажимная пружина; 6 и 7 - опорные кольца; 8 - кожух сцепления; 9 - соединительные пружины; 10 - усилитель картера.
Нажимной диск (корзина) ЗМЗ–409 состоит из кожуха, нажимного диска, диафрагменной пружины и опорных колец.
Диск с кожухом соединен посредством девяти соединительных пластин по три штуке в пакете.
В двигателе ЗМЗ–409.10 применен ведомый диск, который состоит из фрикционных накладок, соединенных с диском посредством пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость, что необходимо для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок.
Ведомый диск ЗМЗ–409 снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из шайбы, пружины и теплоизолирующей шайбы.
Наружный диаметр фрикционной накладки равен 225 мм, внутренний - 150 мм, толщина накладки - 3,5 мм. Размерность шлиц ступицы ведомого диска – 4×3×29 мм, число шлиц.
Особенности технического обслуживания сцепления двигателя ЗМЗ–409
Уход за сцеплением заключается в периодической проверке крепления картера сцепления, степени изношенности фрикционных накладок.
О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении.
Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для ремонта или замены новым.
Расстояние между маховиком и нажимным диском корзиной ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 целесообразно про-верять через 80 000 - 100 000 км при эксплуатации автомобиля в нормальных условиях и через 40 000 - 50 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях.
Ремонт сцепления ЗМЗ–409
Разборка ведомого диска сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производится в следующем порядке:
Приподнять один из усов тарельчатой пружины гасителя выше выступа шайбы демпфера и повернуть пружину на 45°;
Снять пружину, теплоизолирующую шайбу и шайбу демпфера со ступицы;
Высверлить три упорных пальца и вынуть шесть демпферных пружин;
Высверлить заклепки крепления фрикционных накладок;- высверлить заклепки крепления пружинных пластин к ведомому диску.
Разборка нажимного диска (корзины) сцепления производится в следующем порядке:
Высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к кожуху и снять нажимной диск;
Высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к нажимному диску и снять пластины;
Отогнуть 15 усов кожуха и снять нажимную диафрагменную пружину и опорные кольца.
Осмотр и контроль деталей сцепления ЗМЗ–409
После разборки детали сцепления необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив особое внимание на отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и сколов на нажимном и ведомом дисках, пружинах, ступице, кожухе, опорных кольцах и на других деталях механизма.
Фрикционные накладки ведомого диска необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины и сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.
Поверхности корзины и маховика ЗМЗ–409 при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой.
Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки была не менее 14,0 мм, а толщина маховика - не менее 19 мм.
Сборка сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303
Сборка ведомого диска сцепления ЗМЗ–409 производится в следующем порядке:
Приклепать пружинные пластины к диску стальными заклепками;
Приклепать фрикционные накладки к пружинным пластинам алюминиевыми заклепками;
Установить диск и пластину демпфера на ступицу с пружинами и расклепать упорные пальцы;
На квадратный конец ступицы надеть фрикционную шайбу гасителя, теплоизолирующую шайбу, тарельчатую пружину;
Сжать пружину до совпадения с канавкой на ступице и повернуть на 45° до фиксации выступом шайбы гасителя.
Сборка корзины сцепления ЗМЗ–409 производится в следующем порядке:
Надеть на усы кожуха опорные кольца и диафрагменную пружину;
Сжать пружину до плоского состояния и загнуть 15 усов кожуха;
Приклепать соединительные пластины к нажимному диску так, чтобы после приклепки они могли с усилием проворачиваться;
Установить нажимной диск с пластинами в сборе в кожух с диафрагменной пружиной в сборе и приклепать соединительные пластины к кожуху;
Установить нажимной диск корзину в сборе в приспособление и проверить размер от привалочной плоскости кожуха до концов лепестков пружины, который должен быть 43,5 ± 2 мм, а также биение (отклонение лепестков от положения в одной плоскости), которое не должно превышать 0,65 мм.
При необходимости лепестки выровнять путем их деформации, не снимая с приспособления, после чего произвести статическую балансировку.
При необходимости дисбаланс устранять установкой специальных грузиков в
отверстия кожуха. Допустимый остаточный дисбаланс 10 г/см.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-469, 31512, 31514
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
УАЗ-3160 Симбир
УАЗ-3303, 452, 2206, 3909
Детали сцепления двигателя ЗМЗ-409
Сцепление двигателей ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 - сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной пружиной, состоит из двух основных частей: нажимной диск в сборе и ведомый диск в сборе.
Сцепление ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303
1 - маховик; 2 - картер; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 -диафрагменная нажимная пружина; 6 и 7 - опорные кольца; 8 - кожух сцепления; 9 - соединительные пружины; 10 - усилитель картера.
Нажимной диск (корзина) ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 состоит из кожуха, нажимного диска, диафрагменной пружины и опорных колец. Диск с кожухом соединен посредством девяти соединительных пластин по три штуке в пакете.
В двигателе ЗМЗ–409.10 применен ведомый диск, который состоит из фрикционных накладок, соединенных с диском посредством пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость, что необходимо для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок.
Ведомый диск ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 передает крутящий момент на ступицу через шесть пружин, уменьшающих крутильные колебания в трансмиссии.
Кроме того, диск снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из шайбы, пружины и теплоизолирующей шайбы.
Наружный диаметр фрикционной накладки равен 225 мм, внутренний - 150 мм, толщина накладки - 3,5 мм. Размерность шлиц ступицы ведомого диска – 4×3×29 мм, число шлиц.
Особенности технического обслуживания сцепления двигателя ЗМЗ–409
Уход за сцеплением ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 заключается в периодической проверке крепления картера сцепления, степени изношенности фрикционных накладок.
О степени изношенности фрикционных накладок можно судить по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении. Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для ремонта или замены новым.
Расстояние между маховиком и нажимным диском корзиной ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 целесообразно про-верять через 80 000 - 100 000 км при эксплуатации автомобиля в нормальных условиях и через 40 000 - 50 000 км при эксплуатации в тяжелых условиях.
Ремонт сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303
Разборка ведомого диска сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производится в следующем порядке:
Приподнять один из усов тарельчатой пружины гасителя выше выступа шайбы демпфера и повернуть пружину на 45°;
Снять пружину, теплоизолирующую шайбу и шайбу демпфера со ступицы;
Высверлить три упорных пальца и вынуть шесть демпферных пружин;
Высверлить заклепки крепления фрикционных накладок;- высверлить заклепки крепления пружинных пластин к ведомому диску.
Разборка нажимного диска (корзины) сцепления двигателя ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производится в следующем порядке:
Высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к кожуху и снять нажимной диск;
Высверлить три заклепки крепления соединительных пластин к нажимному диску и снять пластины;
Отогнуть 15 усов кожуха и снять нажимную диафрагменную пружину и опорные кольца.
Осмотр и контроль деталей сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303
После разборки детали сцепления необходимо тщательно промыть и подвергнуть внимательному осмотру, обратив особое внимание на отсутствие погнутости, изношенности, трещин, забоин и сколов на нажимном и ведомом дисках, пружинах, ступице, кожухе, опорных кольцах и на других деталях механизма.
Фрикционные накладки ведомого диска ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 необходимо заменить, если на их поверхности имеются следы перегрева, трещины и сильное замасливание, а также если расстояние от поверхности накладок сцепления до головок заклепок менее 0,2 мм.
Поверхности корзины и маховика ЗМЗ–409 при наличии на них задиров и кольцевых рисок можно исправить проточкой и шлифовкой.
Величина снятого при обработке слоя металла должна быть такой, чтобы толщина нажимного диска после обработки была не менее 14,0 мм, а толщина маховика - не менее 19 мм.
Сборка сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303
Сборка ведомого диска сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производится в следующем порядке:
Приклепать пружинные пластины к диску стальными заклепками;
Приклепать фрикционные накладки к пружинным пластинам алюминиевыми заклепками;
Установить диск и пластину демпфера на ступицу с пружинами и расклепать упорные пальцы;
На квадратный конец ступицы надеть фрикционную шайбу гасителя, теплоизолирующую шайбу, тарельчатую пружину;
Сжать пружину до совпадения с канавкой на ступице и повернуть на 45° до фиксации выступом шайбы гасителя.
Сборка корзины сцепления ЗМЗ–409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производится в следующем порядке:
Надеть на усы кожуха опорные кольца и диафрагменную пружину;
Сжать пружину до плоского состояния и загнуть 15 усов кожуха;
Приклепать соединительные пластины к нажимному диску так, чтобы после приклепки они могли с усилием проворачиваться;
Установить нажимной диск с пластинами в сборе в кожух с диафрагменной пружиной в сборе и приклепать соединительные пластины к кожуху;
Установить нажимной диск корзину автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 в сборе в приспособление и проверить размер от привалочной плоскости кожуха до концов лепестков пружины, который должен быть 43,5 ± 2 мм, а также биение (отклонение лепестков от положения в одной плоскости), которое не должно превышать 0,65 мм.
При необходимости лепестки выровнять путем их деформации, не снимая с приспособления, после чего произвести статическую балансировку.
При необходимости дисбаланс устранять установкой специальных грузиков в
отверстия кожуха. Допустимый остаточный дисбаланс 10 г/см.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
· К омплект деталей сухого однодискового постоянно замкнутого сцепления на Газель:
- с центральной диафрагменной пружиной,
- со встроенным демпфером крутильных колебаний,
- с фрикционными накладками, не содержащими асбеста.
· Назначение Сцепление предназначено:
- для передачи крутящего момента двигателя на трансмиссию и
позволяет кратковременно отключать двигатель от коробки передач - позволяет водителю плавно начать движение
- плавно переключать передачи
- обеспечивает гашение рывков в трансмиссии, возникающих при начале движения с места и переключении передач
· Конструкция, основные размеры Комплект сцепления VALEO на Газель состоит из:
- нажимного диска (корзины),
- ведомого диска
- муфты с выжимным подшипником в сборе.
Нажимной
диск
состоит из штампованного
из стального листа кожуха, к которому крепится через диафрагменную пружину
чугунный ведущий диск.
Форма и характеристики диафрагменной пружины обеспечивают заданное усилие
прижима ведомого диска к маховику и определяют величину усилия выжима (выключения)
сцепления.
Ведомый диск
имеет с двух сторон кольцеобразные накладки из фрикционного
материала, которые контактируют с маховиком и нажимным диском при включенном
сцеплении.
Накладки при помощи заклепок крепятся к стальному диску таким образом, чтобы
обеспечить зазор между накладками. Наличие зазора позволяет получить плавное
включение сцепления.
В центральной части диска сделаны специальные прорези для демпферных пружин.
Крутящий момент передается на шлицевую ступицу через тарированные демпферные
пружины.
Для гашения рывков и колебаний при чрезмерно резком включении сцепления
между ступицей и стальным диском установлены специальные фрикционные шайбы.
Муфта включения с выжимным подшипником устанавливается на направляющей втулке и обеспечивает выключение сцепления при нажатии на лепестки диафрагменной пружины.
Технические характеристики комплектов сцепления VALEO
№ Наименование параметра S 201 S 228 S 256 1 Максимальный передаваемый крутящий
момент, Нм 220 205 340 2 Дисбаланс ведомого диска, гмм 120 120 210 3 Дисбаланс
нажимного диска в сборе, гмм 150 120 140 4 Толщина ведомого диска под нагрузкой,
мм 7,8-8,0 7,8-8,0 7,9 5 Усилие полного выжима сцепления, Н 770 680 1450
· Технические и потребительские преимущества Комплекты сцепления VALEO имеют следующие потребительские преимущества:
- Обеспечивают возможность плавного начала движения автомобиля;
- Имеют стабильно низкое усилие на педали сцепления;
- Рассчитаны на эксплуатацию в тяжелых дорожных условиях;
- Надежны и долговечны;
- Улучшают динамику разгона;
- Облегчают переключение передач;
- Обеспечивают увеличение долговечности синхронизаторов КП.
· Производство и контроль качества Для производства комплектов сцепления на Газель используют:
- легированную конструкционную и пружинную сталь,
- высокопрочный чугун
- современные фрикционные материалы, не содержащие асбеста.
В процессе производства все детали комплекта сцепления на Газель проходят несколько
промежуточных проверок качества и непосредственно перед отправкой комплекты
проходят полный контроль на специальном оборудовании.
Все стадии производства и все поставщики комплектующих изделий сертифицированы
на соответствие требованиям стандарта ISO 9001.
Для того, чтобы срок службы сцепления был максимальным, необходимо соблюдать правила эксплуатации автомобиля.
Сцепление на Газель
«KRAFT TECH
сцепление
» (КРАФТ
) было разработано в
2001 году исключительно для российского рынка (Газель
) и рынков
стран СНГ и является официально зарегистрированной
оригинальной торговой маркой в WIPO (WORLD INTELLECTUAL PROPERTY
ORGANIZATION, сертификат №782221 от 08/02/2002г.).
Сцепление на Газель
«KRAFT TECH сцепление
» сертифицировано
в
соответствии со строгими требованиями Госстандарта России (НАМИ) и
имеет международные сертификаты качества «ISO 9001
2001», «SGS», «TUV», которые позволяют поставлять всю
продукцию на автомобильные заводы всего мира, а так же
производить автомобильное сцепление любой конструкции и дизайна,
соответствующее разнообразным параметрам, техническим условиям и требованиям.
Сцепление на Газель
«KRAFT TECH сцепление
» (КРАФТ
)
проходит на заводе
изготовителе через многоступенчатую тщательную компьютерную
систему проверки качества продукции, о чем свидетельствует
персональный идентификационный номер, нанесенный на поверхность каждого
изделия.
Сцепление на Газель
«KRAFT TECH сцепление
» (КРАФТ
) выгодно отличается
исключительно мягким выжимом, который доставит Вам дополнительное
удовольствие и удовлетворение от вождения.
Водители маршрутных такси во многих городах России признали сцепление
«KRAFT TECH сцепление
» (КРАФТ
) на Газель
лучшим в своём
роде
за исключительно продолжительную и надежную работу в процессе эксплуатации.
В непреодолимых дебрях городских пробок и заторов сцепление
«KRAFT TECH сцепление
» (КРАФТ
) на Газель
позволит Вам
навсегда забыть
раздражающие и вызывающие тошноту и рвоту, ощущения при переключении передач.