Карл Фридрих Бенц родился 25 ноября 1844 года в Мюльбурге, Германия. Отец Карла, машинист поезда, умер от простуды, когда сыну было всего два года. Родители хотели дать сыну достойное образование. По окончании начальной школы в Карлсруэ Карл в 1853 году поступил в технический лицей (ныне гимназия Бисмарка), а затем - в политехнический университет. 9 июля 1864 года в возрасте 19 лет он закончил факультет технической механики . Ученик Фердинанда Редтенбахера . Следующие семь лет он работал на различных предприятиях в Карлсруэ, Мангейме , Пфорцгейме и даже некоторое время в Вене .

В 1871 году совместно с Августом Риттером организовал механическую мастерскую в Мангейме. Вскоре Карл Бенц выкупил долю компаньона на деньги, полученные в долг от отца невесты, Берты Рингер . Карл и Берта обручились 20 июля 1872 года. Позже у них родилось пятеро детей.

Карьера

В своей мастерской Карл Бенц приступил к созданию новых двигателей внутреннего сгорания. 31 декабря 1878 года он получил патент на двухтактный бензиновый двигатель.

Вскоре Карл Бенц запатентовал все важные узлы и системы будущего автомобиля: акселератор , систему зажигания , работающую от батареи и свечу зажигания , карбюратор , сцепление , коробку передач и водяной радиатор охлаждения.

В 1882 году организовал акционерное предприятие «Gasmotoren Fabrik Mannheim», но уже в 1883 году покинул его. В 1883 году на основе велосипедной мастерской организовал компанию «Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik», известную также как «Benz & Cie. ». Компания начала производить и продавать бензиновые двигатели. Здесь же Бенц сконструировал свой первый автомобиль.

У автомобиля Бенца были три металлических колеса. Он приводился в движение четырёхтактным бензиновым двигателем, размещённым между двух задних колес. Вращение передавалось с помощью цепной передачи на заднюю ось. Автомобиль был закончен в 1885 году и получил название «Motorwagen» . Он был запатентован в январе 1886 года, прошёл испытания на дорогах в том же году, а в 1887 году был представлен на Парижской выставке.

В 1888 году началась продажа автомобилей. Вскоре был открыт филиал в Париже, где они раскупались лучше.

5 августа 1888 года Берта Бенц взяла без ведома мужа автомобиль и совершила на нём поездку с детьми из Мангейма в Пфорцгейм, навестить свою матушку. За день автомобилисты преодолели в общей сложности 106 км. По пути они несколько раз покупали бензин в аптеках (он продавался там как чистящее средство). .

В 1886-1893 годах было продано около 25 автомобилей типа «Motorwagen».

В 1889 году представитель Бенца во Франции представил его автомобиль на автомобильной выставке в Париже . В то же время там же демонстрировались автомобили немецкой компании «Daimler» («Даймлер»). К сожалению, выставка не принесла успешных продаж. Так было до 1890 года, пока у ряда немецких фирм не возник интерес к производству автомобиля Бенца. Была основана новая фирма, производившая исключительно автомобиль Бенца. В последующий период Бенц непрерывно работал над своим новым проектом, включая тестовые пробеги автомобилей.

В 1893 году был создан более дешевый двухместный автомобиль «Victoria» с двигателем мощностью 3 л. с. на четырёх колесах. Его скорость составляла 17-20 км/ч. За первый год было продано 45 автомобилей этого типа.

В 1894 году начал выпускаться автомобиль модели «Velo» . Автомобиль «Velo» участвовал в первых автомобильных гонках Париж - Руан . В 1895 году был создан первый грузовик, а также первые в истории автобусы.

В 1897 году он разработал 2-цилиндровый двигатель с горизонтальным расположением, известный как «контра-двигатель» (оппозитный двигатель). Фирма «Benz» вскоре добилась признания и высокой популярности среди покупателей благодаря высоким спортивным результатам разрабатываемых ею автомобилей. Наконец, после многих лет неудач для Карла Бенца наступил более удачный этап.

В 1906 году Карл Бенц, Берта Бенц и их сын Евгений поселились в Ладенбурге . 25 ноября 1914 года технический университет Карлсруэ присвоил Карлу Бенцу звание почётного доктора.

28 июня 1926 года компания Карла Бенца «Benz & Cie.» и DMG Даймлера объединились, образовав концерн «Daimler-Benz» (ныне

— настоящая автолегенда мира, человек, вошедший в историю, как создатель величайшего изобретения человечества — автомобиля. Карл Бенц родился в Карлсруэ, Германия, 25.11. 1844 года в семье машиниста паровоза Ганса Георга Бенца и Жозефины Вайян , рано осиротевшей дочери жандарма. Судьба маленького Карла удивительным образом повторила судьбу его матери. Мальчику не было и двух лет, как он тоже остался без отца. Позже Бенц вспоминал о матери с огромной любовью и уважением, которая всегда была рядом и, несмотря на скромное состояние, сумела дать сыну хорошее воспитание и образование. Учился Карл в школе Карлсруэ и с раннего детства проявлял склонность к технике, особенно выделял паровозы. Учитывая способности сына, фрау Жозефина отдала сына в 1853 году в гимназию (тогдашний лицей), которая пользовалась исключительной славой. Самые любимые предметы будущего изобретателя — физика и химия. 30.09. 1860 г. Карл Бенц поступил в «Политехническую школу», как ранее назывался технический университет в Карлсруэ. Успешно пройдя пятилетний курс обучения за четыре года, Бенц в 19-летнем возрасте получает диплом инженера. В период обучения Бенц проявлял особый интерес к паровым локомотивам и другим транспортным средствам на паровой тяге.

По окончанию этого учебного заведения Бенц поступает в августе 1864 года на машиностроительный завод в родном городе, где выпускали паровозы. Позже он работает в ремонтных мастерских, на предприятиях по производству сельхозоборудование в Мангейме, Пфорцгейме, Вене. И все это время Карл Бенц мечтал начать собственное дело и со временем приступить к созданию двигателя совершенно нового типа. В 1871 году его идея начала воплощаться в жизнь. Вместе Августом Риттером они открыли в Мангейме механическую мастерскую по выпуску металлических запчастей. Партнер всячески противился идее Бенца о разработке нового двигателя и вскоре заявил о своем уходе. Спасти мастерскую от долгов и выкупить у Августа Риттера его долю помог отец Берты Рингер, за которой Бенц ухаживал. Благодаря ссуде будущего тестя Карл Бенц стал полновластным хозяином мастерской. В июле 1872 года состоялась свадьба Карла Бенца и Берты Рингер. Ссуда, полученная Бенцем от Карла Фридриха Риггера, была приданым невесты.Талантливый изобретатель с головой ушел в разработку двигателя внутреннего сгорания, однако к 1877 году его предприятие оказалось на грани разорения. Несмотря на то, что Бенц создал новый двухтактовый двигатель, он не получил заключение об авторстве, так как английская фирма запатентовала раньше, чем он аналогичный двигатель. 31.12.1878 г. Бенц все-таки получил патент на топливную систему и смог наладить выпуск небольших двухтактных бензиновых двигателей. Параллельно с разработкой двигателя Бенц начал заниматься разработкой самобеглой коляски. В 1883 году в поисках средств Бенц вложил деньги в велосипедную мастерскую, переименованную позже в Benz & Cie, где наладил серийный выпуск бензиновых двигателей и разрабатывал первый автомобиль. В результате его трудов на свет появилась повозка на трех велосипедных колесах с 4-х-тактным бензиновым двигателем, расположенным над задней осью под сидением. Переднее колесо управлялось с помощью рулевого механизма с вращающейся рукояткой. Это и был первый в мире автомобиль, патент на который Бенц получил в начале 1886 года. Правда, изначально автомобиль не вызвал особого интереса. Из-за отсутствия покупателей в течение 1886 и в начале 1887 года Бенц разъезжал на Motorwagen сам.
Однако, в 1887 г. его автомобиль попал на Парижскую Всемирную выставку, а в 1888 году в Германии был продан первый автомобиль Бенца. 1888 год стал для Бенца переломным, в этом году в Париже был открыт филиал фирмы Бенца. Огромную моральную и практическую поддержку оказала мужу и Берта Бенц, совершив 5 августа 1888 года на автомобиле Бенца своеобразный рекламный пробег из Мангейма в Пфорцгейм и преодолев за день 106 км пути. Тем самым она доказала всему миру возможность путешествия на автомобиле, как быстром и надежном транспортном средстве. Кстати, 1 августа 1888 года Карл Бенц стал счастливым обладателем первых водительских прав, которые были выданы ему в Бадене. Хочешь удачно сдать экзамен на водительские права в наше время? Билеты ПДД онлайн помогут тебе в этом. В 1890-м году интерес к автомобилю Бенца возник и у ряда немецких фирм. К 1893 году Бенц продал уже 25 машин первой модели. В 1893 году появилась вторая модель. Новый автомобиль имел 4 колеса, мощность его двигателя составляла 3 л.с., максимальная скорость — 20 км/ч. За один только год предприятие Бенца реализовало 45 таких автомобилей. В 1894 году появилась новая модель Velo, на которых впервые в истории прошли автогонки Париж-Руан. В 1897 г. был разработан новый «контра-двигатель», компания Бенца приобретает все большую популярность, а машины пользуются репутацией самых надежных и долговечных. 28.06.1926 г.на волне охватившего Германию экономического кризиса две немецкие компании Бенца и Даймлера слились, образовав знаменитую компанию Daimler-Benz, существующую до нашего времени. Умер Карл Бенц в 85-летнем возрасте в Ладенбурге 4.04.1929 года.

Карл Бенц - изобретатель. Карл Фридрих Михаэль Бенц родился 25 ноября 1844 года в городе Мюльбург в Германии в семье потомственного кузнеца. Позже, его отец поступил на работу в железнодорожное депо, где работал в качестве машиниста локомотива и когда Бенцу было всего два года, отец скончался после перенесенной им простуды.

Дальнейшим воспитанием мальчика занималась его мать, которая прилагала все усилия, для того, чтобы Бенц получил хорошее образование. Окончив среднюю школу в городе Мюльбурге, Бенц блестяще сдает выпускные экзамены и получает отличный диплом, с которым он без труда поступает в техническую школу Карлсруэ, которую так же оканчивает с отличием.

Во время учебы, он увлекается строением паровых двигателей и его основной мечтой, и целью в жизни становится разработка нового, более эффективного двигателя, который бы смог избавиться от проблем, существующих и позволить создать новые транспортные средства.

После окончания школы, Бенц поступает на работу клерком в машиностроительное предприятие и в последствии сменяет несколько мест работы. В те времена, в машиностроении правят двигатели Отто, которые не устраивают Бенца и которые он хочет кардинально изменить, считая их дальнейшее развитие тупиковым путем и не видит в нем перспективы. Его работа продолжается до 1870 года, в котором умирает его мать.

После смерти матери, Бенц бросает работу на предприятии и вместе с компаньоном открывает собственную мастерскую, под которую они приобретают участок земли, на котором возводится небольшой цех. Мечта Бенца о разработке принципиально нового двигателя не поддерживается его другом и под его уговорами он отказывается на какое-то время от своей задумки.

Мастерская занимается производством различных элементов и запасных частей к двигателям поездов и повозкам и это становится их основным бизнесом.

Через небольшой промежуток времени. Бенц женится на Берге Рингер, которая обладает довольно большими средствами, которых хватает на выкуп доли у его компаньона. После того, как Бенц становится единоличным владельцем бизнеса, он отказывается от привычной работы, которая ведется по остаточному принципу и все свое время уделяет разработке двигателя внутреннего сгорания.

Отсутствия внимания к бизнесу и полное отсутствие к нему интереса приводит к тому, что предприятие Бенца быстро превращается в банкрота, после того, как банки отказались выдавать ему кредиты, видя его наплевательское отношение к ведению дел. Это происходит как раз в тот момент, когда Бенц готов собрать свой первый прототип и в 1877 году перед ним встает непростой выбор.

Бенц решает не заниматься дальнейшим производством запчастей, а создает первый прототип, однако запатентовать ему его не удается, так как кроме него подобные двигатели уже сделали другие изобретатели, и на него получен патент одним из них. Пойдя на определенных хитрости, Бенц получает патент на топливную систему, и эта бумага позволяет ему начать небольшое ограниченное производство и выпуск на рынок своего изобретения. Первый двухтактный двигатель Бенца в 1885 году заинтересовал несколько инверторов, с которыми он создает новую фирму, окончательно забросив свою небольшую фабрику.

Уделяя внимание новому производству днем, Бенц в вечернее и ночное время пытается создать новый полноценный автомобиль на своем собственном двигателе и в том же 1885 году он предъявляет миру свою первую модель, открытого трехколесного двухместного автомобиля с более мощным четверыхтактным двигателем.

Работая не покладая рук, в свободное от основной работы время, Бенц полностью проектирует машину сам, начиная от ее управления и нового двигателя, заканчивая созданием первого прототипа и решением появляющихся мелких проблем с ее конструкцией. В первом месяце 1886 года Бенц получает первый патент на свою модель транспортного средства и выходит с ним на рынок потребителей.

Новинка не заинтересовала покупателей в целом, хотя его двигатель понравился очень многим и стал собственно самым удачным элементом, который не дал ему провалиться в очередной раз. Двигатель начинает активно продаваться и в первую очередь в самой Германии.

Вскоре Бенц продает патент на его производство во Франции, где сразу начинается его сборка и на базе завода Панхарт и Левассор, которые от имени Бенца представляют свою машину, оснащенную его двигателем на выставке в 1889 году в Париже, на которой она составляет конкуренцию так же представившему свою новинку Даймлеру и эта конкуренция не позволяет детищу Бенца успешно выйти на рынок.

Череда неудач, которые преследуют Бенца наконец заканчивается в 1980 году. Его усилия и упорство в одержимости идеей создания своего оригинального автомобиля, оценивается несколькими другими авто производителями Германии, которые открывают вместе с Бенцом совместное производство и создают новую фирму, которая занимается выпуском исключительно его моделей. В 1980-1981 годах

Бенц активно разрабатывает новую модель, создавая оригинальную конструкцию, которая дорабатывается на многочисленных испытаниях и пробегах на тестовом круге, после чего в 1987 году, он создает новый двигатель на основе двухцилиндровой компоновки с горизонтальными расположением камер. Двигатель получает название контра-двигателя, и фирма

Бенца выпускает его на рынок в комплектации нового спортивного автомобиля. Малина быстро завоевывает любовь публики и приобретает множество покупателей, которые приносят компании хорошую прибыль, впервые после долгих лет попыток и неудач.

Спустя несколько лет успешных продаж и наращивания производства, фирма Бенца объединяется с компанией Даймлер, в результате чего и получилась компания, которую мы сейчас знаем под брендом Даймлер-Бенц.

4 апреля 1929 году Бенц уходит из жизни, дожив до 85 лет и создав одного из самых уважаемых автопроизводителей в мире.

Достижения Карла Бенца:

Бенц стал одним из основателей современного машиностроения. Он разработал оригинальный двигатель и многие наработки систем автомобиля, начиная от топливной, заканчивая ходовой, которые используются и в настоящее время. Пройдя большой путь, после множество неудач на протяжении десятилетий, он всё-таки смог создать собственную марку, полюбившуюся потребителям.

Знаменательные даты в жизни Карла Бенца:

Родился 25 ноября 1844 года
1846 году умирает отец
1864 оканчивает техническую школу и поступает на работу на промышленное предприятие
1870 умирает мать, бросает работу и создает первую фирму
1877 первая фирма обанкротилась
1885 новая фирма с совладельцами
1889 неудачная премьера новой модели на выставке в Париже
1897 разрабатывает первый успешный двигатель, ставший основной для первой популярной модели спортивного автомобиля
1926 создает новое предприятие с автопроизводителем Даймлер
1926 умирает в возрасте 85 лет

Интересное из жизни Карла Бенца:

1 августа 1888 года, первые водительские права выданные Бенцу сохранились до сегодняшнего дня и выставлены в музее в германии
Его первая модель автомобиля, который скорей представлял из себя трехколесную кибитку с двигателем, выставлена в музее и находится в рабочем состоянии
Знаменитая трехлучевая звезда, изначально использовалась Даймлером и означала применение его двигателей на земле, на воде и в небе. Незадолго до объединения с Бенцем, Даймлер украсил ей собственный дом в качестве оберега, в последствии она стала эмблемой их совместного предприятия.


Зимой 1886 года немецкий механик Карл Бенц получил патент на изобретенное им трехколесное средство передвижения, оборудованное газовым двигателем, которое позже назовут автомобилем. А значит, ныне мы отмечаем 130-летие любимого транспортного средства

Честно говоря, на роль изобретателя автомобиля претендовало более 400 человек из разных стран мира. Спрашивается, почему именно Бенц? Ответ прост: он первым сумел запатентовать свое детище. Тем не менее даже при жизни изобретателя его первенство ставилось под сомнение. Многие современники считали, что первым самоходный экипаж изобрел другой немец - Готлиб Даймлер, который в 1885 году получил патент на велосипед с мотором. Этот факт и дал повод говорить о первенстве Даймлера. Попробуем разобраться.

Факты биографии

Карл Фридрих Михаэль Бенц родился 26 ноября 1844 года в немецком городке Ладенбурге близ Мангейма в семье потомственного кузнеца Ханса-Георга Бенца. Примерно за год до его рождения неподалеку открылась железнодорожная линия Карлсруэ - Гейдельберг, куда отец будущего изобретателя устроился машинистом. Но через пару лет после рождения Карла Бенц-старший, простудившись, заболел и умер. Семья осталась на попечении матери.

Для Карла железная дорога всегда была чем-то необыкновенно притягательным и загадочным. Сам он позже вспоминал, что уже в раннем детстве, что бы он ни рисовал, получался локомотив, во что бы ни играл, получался поезд. Даже в постель вечером мальчуган бросался, пыхтя как паровоз, а по утрам просыпался, повторяя те же звуки. Он говорил: «Для меня локомотив был высшей целью, любимой мечтой». В итоге Карл настолько увлекся паровозами, что еще в юности вознамерился построить локомотив, который ходил бы без рельсов…

Мать Карла, будучи здравомыслящей и практичной женщиной, не затирая наследственного интереса сына к технике, прочила ему карьеру чиновника. Поэтому прилагала все усилия, чтобы дать ему хорошее образование. С учителями Бенцу повезло: директором лицея был известный немецкий поэт Иоганн-Петер Гебель. Позже в Высшей политехнической школе в Карлсруэ его преподавателем стал Фердинанд Редтенбахер - один из основателей немецкой школы теоретического машиностроения. Там же работал и известный ученый-теоретик Франи Грасгоф.

Во время учебы и сразу после окончания Политехнической школы Карлу пришлось много работать, чтобы платить за образование и поддерживать семью. Молодой человек был фотографом, часовщиком, рабочим, потом чертежником и конструктором на ряде предприятий. Свое жизненное кредо он выражал словами: «Побольше уважения к ремеслу».

В 1867 году Бенц впервые увидел велосипед и тут же соорудил нечто подобное. Но настоящим его увлечением стали двигатели. Еще со времен Политехнической школы Карл был убежден, что газовый двигатель более перспективен для использования на транспорте, чем паровая машина. И именно поэтому много времени уделял конструированию таких моторов. Мечта юности - самоходный экипаж - тоже не была забыта, правда, теперь изобретатель хотел строить повозку, приводимую в действие двигателем внутреннего сгорания.

Собственное дело

В 1871 году Бенц решил открыть фирму по разработке и постройке стационарных газовых двигателей. Дело обещало стать прибыльным, поскольку бурно развивавшаяся промышленность требовала такой техники. Но денег было мало, пришлось взять компаньона. Через год после основания компании Бенц женился на Берте Рингер, получив за женой приличное приданое. И тут же выкупил долю партнера, став единственным хозяином предприятия. Вот тогда-то он и построил свой первый работоспособный двухтактный двигатель.

Поддержку в работе оказывала жена, безропотно переносившая все жизненные невзгоды, ставшие следствием фанатичных попыток Карла построить моторный экипаж, на что уходила львиная часть семейного дохода. Дело дошло до того, что в 1877 году банк отказал Бенцу в финансировании. Однако изобретатель продолжал работать и в 1879 году попытался запатентовать свой двигатель. Увы, при патентной экспертизе выяснилось, что незадолго до Бенца подобный агрегат запатентовали в Великобритании.

Тем не менее патент Бенцу выдали, но не на весь двигатель, а на «оригинальную систему подачи топлива». Помимо прочего это давало право на выпуск моторов. Которым и воспользовался конструктор. Найдя компаньонов, он организовал новое предприятие по выпуску промышленных двигателей, хотя большую часть своего времени все-таки тратил на создание самоходного экипажа.

Это, разумеется, отвлекало Карла от основного бизнеса и сильно раздражало деловых партнеров - их деньги выделялись отнюдь не под сомнительные опыты, а под конкретное производство. В итоге все отказались работать с изобретателем и тому пришлось искать новых инвесторов. В 1883 году Бенцу вновь удалось обрести финансовую поддержку и основать в Мангейме компанию Benz & Co. Rheinische Gasmotorenfabrik. Из прежних же ошибок были сделаны соответствующие выводы: работа над моторным экипажем продолжалась в домашней мастерской.

Автомобиль родился!

Пришлось конструктору самому пропагандировать свое изобретение. В 1888 году Бенц выставил его на Мюнхенской промышленной выставке и ежедневно по четыре часа лично демонстрировал машину, разъезжая по городу. Однако, несмотря на всеобщее восхищение и даже золотую медаль, присужденную экспонату, покупателей по-прежнему не находилось. Пытаясь обеспечить применение своему изобретению, Карл брал патенты за пределами Германии.

Если верить мемуарам самого Бенца, первым покупателем автомобиля стал житель Парижа Эмиль Роже. В 1887 году он купил одну машину, а когда та хорошо себя зарекомендовала, приобрел еще партию.

Трехколесный экипаж оказался неустойчивым, поэтому с 1893 года Бенц перешел к выпуску четырехколесного автомобиля Viktoria с двигателем мощностью 3 л.с., а год спустя перед публикой предстала модель Velo. Постепенно спрос на машины рос, и по мере этого дела шли в гору. К началу 1901 года предприятие Бенца стало одним из крупнейших в своей отрасли и имело отделения в других странах. В 1903 году он вместе с сыном Ойгеном основал новую компанию Carl Benz & Sohne в городе Ладенбурге.

Изобретатель осознавал значение своего детища и позже писал: «Я могу смело сказать, что первым создал автомобиль и преодолел трудности, связанные с его внедрением в жизнь». Но современники не торопились признавать за Бенцем первенство в изобретении автомобиля. Дело, как водится, обрастало многочисленными «подробностями». Так, уже в начале ХХ века некоторые авторы утверждали, что «Бенц был сотрудником Даймлера по работе на фабрике газовых моторов в Дейтце и что идеи обоих изобретателей тогда не встретили признания ни у Отто, ни у его компаньона Лангена».

Это было неправдой, но тогда, как, впрочем, и сейчас, истина мало кого интересовала. Всех, кроме Бенца, разумеется, эта версия вполне устраивала. Доходило до того, что в целом ряде публикаций первенство в изобретении автомобиля приписывали даже не Даймлеру, а третьим лицам, чаще всего французам. Причин тому было много, но главная заключалась в том, что в конце XIX - начале ХХ века Франция являлась самой автомобильной страной мира.

Все это доводило стареющего изобретателя до отчаяния, ведь Карл Бенц всю свою жизнь вложил в автомобили. И хотя ему повезло, как везет не многим изобретателям, он увидел триумфальное шествие своего детища по миру, тем не менее всюду звучало обидное: автомобиль изобрел не Бенц!

Поэтому и появились мемуары, где Карл Бенц подробно описывает процесс изобретения автомобиля. Седьмая глава его книги называется «Изобретатели» автомобиля» и посвящается отстаиванию исторической справедливости. В итоге заслуги Карла Бенца признали и он по праву считается человеком, подарившим миру автомобиль.

Автор Издание Автопанорама №2 2016 Фото фото Mercedes-Benz

Рождение автомобиля во второй половине XIX века было предрешено – вопрос был только за тем, кто окажется первым. Ведь сразу несколько изобретателей в тот период завершали разработку своих проектов, а то и постройку натурных образцов. Поэтому неудивительно, что два немца – Карл Бенц и Готлиб Даймлер – запатентовали свои детища в один 1886 год с разницей в несколько месяцев. Случайных людей среди отцов автомобиля не было, поскольку каждый проект был результатом многолетних исследований, экспериментов и испытаний. Жизнь Карла Бенца – одного из официально признанных создателей автомобиля – тому яркий пример.

По наследству

Стать изобретателем Карлу Бенцу что называется, сам Бог велел – несколько поколений франкского рода Бенцев из городка Пфаффенроте были кузнецами. По понятиям средневековья кузнец был и ремесленником, и механиком, и инженером, и технологом – не только воплощал изделия в металле, но и проектировал их, выбирал материалы и способ обработки. Также традиционно кузнецы Бенцы несли общественную нагрузку – избирались старостами в органах местного самоуправления.

Автомобильный музей Карла Бенца в Ланденбурге, Германия

Кузнецом был и Иоганн Георг Бенц – отец изобретателя автомобиля. Начало профессиональной карьеры Иоганна Бенца совпало с экономическим ростом Германии 1830-40 годов, который был вызван интеграцией немецких земель и развитием железных дорог.

Покинув родной городок, механик Иоганн настойчиво ищет места машиниста паровоза – и наконец становится представителем этой самой передовой профессий своего времени. В 1844 году квалифицированный машинист Иоганн Георг Бенц женился на французской эмигрантке Жозефине Вайян – дочери погибшего в России полевого жандарма наполеоновской армии. Семья поселилась в Карлсруэ, молодожены стали ждать ребенка. Но малыш Карл так никогда и не увидел отца – за четыре месяца до его рождения Иоганн сильно простудился в открытой кабине паровоза и умер от воспаления легких. Вся тяжесть воспитания будущего изобретателя, впервые увидевшего свет 25 ноября 1844 года, легла на мать Жозефину – и следует сразу признать, что она с этой задачей справилась отлично.

Никаких паровозов!

Имея перед глазами печальный пример своего покойного мужа, Жозефина Бенц видела своего сына на тихой и спокойной должности государственного чиновника. Мальчишку же тянуло к технике. Впрочем, в любом случае ему было необходимо хорошее образование, и в 1853 году он уже учился в лицее Карлсруэ. Юный Карл Бенц настолько увлекся изучением физики и химии, что оставался после уроков, чтобы вместе с учителем повозиться в школьной лаборатории.

Увлечение естественными науками помогло лицеисту заработать его первые деньги, такие нелишние в семье, живущей на скромную государственную пенсию: Карл занялся новым на то время ремеслом фотографии. Еще одно увлечение – ремонт настенных часов – помогло сформировать техническое мышление подростка. Знание устройства и эксплуатационных проблем точных механизмов очень пригодилось Карлу Бенцу в будущем. А пока с разрешения матери он оборудовал первую в своей жизни мастерскую в кладовке под крышей дома.

Оригинальный Benz Motorwagen № 1 - редкий снимок. Автомобиль до наших дней не сохранился

Студент-технарь

Успехи сына в изучении естественных наук и одновременно в фотографии и часовом деле убедили фрау Бенц в том, что карьера чиновника – не предел возможностей для ее сына. И она дала добро на его учебу в Политехнической школе Карлсруэ, куда он и поступил в 1860 году, сдав соответствующие экзамены. Данное учебное заведение в тот период было одним из научных центров немецкого машиностроения. Точнее сказать, здесь в тот период немецкая техническая мысль переходила на научные рельсы – после долгих лет слепых попыток, кустарных экспериментов практиков-самоучек, ремесленников и мастеровых.

Одним из основных направлений, которым занимались преподаватели Политехнической школы Карлсруэ, был поиск принципиально нового двигателя, который должен был заменить паровую машину. Ведущие инженеры того времени уже понимали, что время двигателей с внешним сгоранием – малоэффективных, громоздких, непрактичных – уходит.

Новый источник механической силы должен был быть компактным, легким и, возможно, потребляющим некое высокоэффективное топливо, не занимающее много места. В первую очередь новых двигателей ждала набирающая мощь промышленность с ее станками, насосами, воздуходувками и прочим требующим привода технологическим оборудованием. Также многие технари в середине XIX века понимали, что более-менее мощный и компактный двигатель даст цивилизации новый массовый вид наземного транспорта. Идеи моторизации общества – пусть еще не до конца ясные и конкретные – витали в воздухе, заразился ими в Политехнической школе Карлсруэ и Карл Бенц.

На перспективу

По окончании в 1864 году Политехнической школы, получившей только что статус университета, Карл Бенц искал работу слесаря: в ту пору считалось, что будущий инженер обязательно должен пройти «рабочую закалку». По свидетельству современников, выпускнику повезло: он устроился на машиностроительный завод в Карлсруэ. Это было одно из ведущих предприятий германского машиностроения: достаточно сказать, что через пять лет его техническим директором стал не кто иной как Готлиб Даймлер.

Школа Карлсруэ

Но молодой Карл Бенц трудился не в конторе, а в полутемном цеху, где в тяжелых, абсолютно некомфортных условиях обрабатывал металлические детали – по двенадцать часов в день сверлил и шлифовал их. Через два года, получив достаточно опыта и поняв, что дальнейшее развитие ждет его уже не здесь, Карл Бенц уволился с завода.

Следующие пять лет Карл работал чертежником и конструктором на машиностроительных предприятиях в городах Мангейм и Пфорцгейм. Все это время он копил средства для открытия в будущем своего дела: идея создать свой ДВС и приводимый им самодвижущийся экипаж не оставляла молодого инженера.

Тем временем произошли изменения в личной жизни Карла: умерла мать, всегда служившая ему примером жизненной стойкости и верности делу. Зато он познакомился с милой девушкой Бертой Рингер, дочерью состоятельного плотника. Это событие повлияет на жизнь конструктора как в моральном, так и в материальном плане.

Свое дело

В 1871 году Карл Бенц наконец принимает решение о начале собственного предприятия. Он снова переезжает в Мангейм как город более перспективный, чтобы открыть тут свое дело. Вскладчину с механиком Августом Риттером они покупают участок земли с деревянным строением. Так была основана «Механическая мастерская Карла Бенца и Августа Риттера».

Вместе с тем началась череда бизнес-поисков Бенца: пытаясь заработать средства для своей главной цели – создания автомобиля, он будет многократно реорганизовывать свое дело, привлекать новых инвесторов и расходиться с ними. Прежде всего, стать полноправным владельцем первого предприятия ему помог будущий тесть – отец невесты, который «авансом» выдал ему приданое, за которое Карл выкупил долю своего партнера.

В 1872 году Карл женился, и вместе с вышеупомянутым приданым и женой Бертой он получил верного соратника в своих изысканиях на всю жизнь. На своем предприятии в разные годы Бенц производит скобяные изделия, оборудование для металлообработки и строительства. На жизнь растущей семье (в 1877 году у Бенцев уже было трое детей, всего же отпрысков будет пятеро) хватало, но о сверхприбылях речь не шла, и выделять деньги для своих конструкторских разработок Карлу становилось все труднее.

Берта Бенц и Карл Бенц

В попытках сделать бизнес более прибыльным он не раз попадал в сложные финансовые ситуации, а в 1877 году по решению суда вообще чуть не лишился всего своего предприятия вместе с землей. Супруги понимали, что только крупное, глобально значимое изобретение поможет решить их финансовые проблемы. Карл Бенц видел таким спасением разработку и производство собственного двигателя внутреннего сгорания.

Тем временем, пришли известия о запатентованном Николаусом Отто четырехтактном ДВС, то есть, путь к четырехтактному мотору для Бенца оказался закрыт. И он вкладывает все силы и ресурсы в проект двухтактного мотора, работающего на горючем газе. И в конце концов многолетние наработки конструктора связались в единое целое – двухтактный газовый двигатель. Карл и Берта запустили его вместе, в новогоднюю ночь наступающего 1879 года. Позднее сам изобретатель вспоминал, что зазвонившие вслед за запуском мотора новогодние колокола были восприняты ими как символ не нового года, а нового времени – эпохи ДВС.

Моторные заводы

Свой двухтактный газовый двигатель Бенц начал выпускать серийно на основанном в 1882 году «Заводе газовых двигателей в Мангейме». Но вскоре ему пришлось выйти из проекта, оставив все имущество другим акционерам-учредителям завода. Причина – разногласия с партнерами и ограниченная ими свобода изобретателя.

Начав с нуля, верный своей цели Бенц нашел новых партнеров-инвесторов и снова наладил производство двухтактных газовых моторов. Они выпускались в нескольких модификациях мощностью от 1 до 10 л.с. и предназначались для использования в стационарных условиях – с их автомобильным применением партнеры пока решили повременить. Сбыт рос, производство «двухтактников» расширялось, в 1886 г. был куплен новый участок земли и построен новый завод.

Пришло время снова подумать об автомобиле. Тем более, к этому подталкивали и внешние обстоятельства. Во-первых, в 1884 году был аннулирован патент Н. Отто на четырехтактник, во-вторых, Готлиб Даймлер к этому моменту уже заявил о создании собственного четырехтактного мотора. С оглядкой на эти обстоятельства, Бенц активизировал свои работы над ДВС с прицелом именно на его автомобильное применение.

Успех – но не триумф

Таким образом, четырехтактный двигатель Карла Бенца создавался как часть самоходного транспортного средства. При общей массе машины в 263 кг двигатель весил 96 кг, он не имел собственного картера, его газораспределительный механизм приводился от трансмиссии, а система зажигания располагалась на раме автомобиля, проектируемого одновременно с мотором. Этой же идее была подчинена и компоновка двигателя, чей маховик был расположен горизонтально из соображений управляемости всего транспортного средства: конструктор опасался, что вращающиеся в вертикальной плоскости массы будут препятствовать выполнению его машиной поворотов.

Benz Patent-Motorwagen

3 июля 1886 года автомобиль Карла Бенца прошел публичные испытания – был прилюдно обкатан на одной из городских улиц. А заявка в патентное бюро была сделана еще раньше – . Причем под газом в данном случае конструктор имел в виду смесь воздуха с парами бензина, получаемую для питания мотора в карбюраторе испарительного типа.

При 250-300 об/мин двигатель развивал 0,8 л.с., обороты регулировались краном, который изменял подачу воздуха в карбюратор. Клапаны – впускной и выпускной – открывались и закрывались тягами, приводимыми от кулачков на промежуточном валу трансмиссии. Охлаждался двигатель водой, но тепло отдавалось в атмосферу не через радиатор, а в результате испарения с разогретой поверхности единственного цилиндра.

Первый бензиновый автомобиль, получивший имя , имел изобретенное Бенцем искровое зажигание высокого напряжения со свечой, сцепление, дифференциал, нейтральную и одну переднюю передачу в трансмиссии. Конструктору пришлось обойтись , поскольку сначала Бенцу не удалось решить проблему синхронного поворота управляемых передних колес. Очевидно, он не имел информации о рулевой трапеции, изобретенной немецким каретником Г. Лангеншпенглером еще в 1818 году. Торможение осуществлялось ленточным , привод к ведущим задним колесам был цепным, и только на них была рессорная подвеска.

Benz Patent-Motorwagen вышел вполне удачным – но только с точки зрения техники. С коммерческой стороной дела вышла заминка. Задорно бегающая по улицам Мангейма тележка получила в целом положительные отзывы прессы, но очереди желающих купить ее не выстроилось – сказался консерватизм немецкого обывателя. Между тем, по мнению современников, уже в том, самом первом виде, автомобиль был бы полезен многим представителям немецкого среднего класса. Например, тем, чья работа связана с поездками, но кому не по карману или просто неудобен конный экипаж: сельским врачам, коммивояжерам, почтовикам.

В поисках покупателей

Чтобы привлечь к своему детищу внимание потребительского рынка, Бенц начал возить его по выставкам, посетив локальную экспозицию в Мюнхене и Всемирную выставку в Париже. Приехав во французскую столицу заранее, изобретатель лично устраивал показательные поездки по ее улицам.

Но вопрос сбыта оставался открытым. Обеспокоенные партнеры Бенца по производству газовых моторов предостерегали его от чрезмерного увлечения автомобилем, напоминая, что из-за своей мечты он вновь может потерять все. В ответ на эти предупреждения Карл нашел новых компаньонов, которые смогли по-новому взяться за сбыт «моторвагена». К тому же была расширена номенклатура основного, моторного производства, приносившего Бенцу главный доход – к газовым моделям прибавились бензиновые.

Новые модели – новые горизонты

Между тем, автор проекта продолжал модернизировать свое детище – например, в первые два года после его появления на усовершенствованные узлы «моторвагена» было получено еще четыре патента. В 1892 году Бенц сделал свой автомобиль еще более похожим на классический современный, добавив ему второе переднее колесо. Следующей серийной моделью стала Viktoria, появившаяся в 1893 г. Четырехколесная машина комплектовалась двигателем мощностью 3-6 л.с. с карбюратором привычного нам эжекционного типа. Важное новшество, избавившее водителя от страха перед подъемами – двухступенчатая трансмиссия «Виктории».

Карл Бенц, его семья и Теодор барон фон Liebieg в 1894 году, во время поездки из Мангейма в Gernsheim на Benz Viktoria и Vis-à-Vis Benz Patent Motor Car

В 1894 году появилась вторая серийная товарная модель марки Benz – легкая модель Velo. Ее главное отличие заключалось в трехступенчатой трансмиссии. В следующем году компанией Бенца было выпущено 135 машин, из которых было 62 экземпляра были моделью Velo и 36 – Viktoria. Кроме того, зарождающийся спрос рынка удовлетворяли несколько вариантов базовых моделей. В 1897 году был создан двухцилиндровый двигатель мощностью 15 л.с.

Benz Velo

Постепенно продажи росли, прежде всего за счет экспорта, и в первую очередь – во Францию. В 1897-м экспорт составлял уже 256 машин, на следующий год – 434. Фирменная дилерская сеть ширилась, охватывая не только немецкие города, но и всю Европу, Россию, Южную Америку и страны Азии.

Время конкуренции

Время шло, и вскоре оказалось, что марка Benz на рынке не одна. На пятки наступали то земляк Daimler, то французы из Panhard-Levassor. Теперь приходилось конкурировать не только с гужевым транспортом и косностью мышления обывателей, но и с коллегами-автопроизводителями.

На первых порах «Бенцы» выглядели вполне достойно.Но в окрепшем мире автомобилестроения наступали иные времена – времена мощности и скорости. Однако Карл Бенц понял и принял это не сразу.

Дискуссии в руководстве компании касательно концепции применяемых двигателей привели к конфликту Карла с партнерами. Шестидесятилетний Бенц уходит из фирмы своего имени. Но, к счастью, ненадолго, – уже в 1904 он возвращается в наблюдательный совет компании "Бенц и К°", Рейнский завод газовых двигателей, Акционерное Общество «Мангейм».

Покорение рынков

В начале ХХ века наступило время, когда общество стало понимать, что автомобиль – не игрушка богатых оригиналов, что он пришел в жизнь цивилизации всерьез и навсегда. Ведущие автопроизводители, расширяя круг своих клиентов, нащупывали новые рыночные ниши. Признав в конце концов необходимость использования более мощных моторов с соответствующим усилением шасси, Карл Бенц начал также расширять модельную и кузовную гамму.

Benz 45/60 PS Toy Tonneau "1911 и Benz 8/20 PS Tourer "1911

Поражение Германии в войне привело к упадку экономики и спровоцировало потребность в экономичном коммерческом двигателе. Тут Бенц вспомнил о моторах с воспламенением от сжатия – дизелях. Было куплено несколько патентов, и с того момента моторостроение компании получило второе направление – дизельные двигатели для промышленного применения, грузовиков и тягачей.

Заслуженный… новый проект

После достижения шестидесятилетия Бенц начал отходить от активной работы в компании. Однако, виллу, где можно было бы предаться заслуженному отдыху, он построил себе хотя и в живописном месте на берегу реки Неккар, но все же неподалеку от своих заводов, в Ладенбурге. В 1906 году Карл и Берта переехали сюда на постоянное жительство, но оставить дела полностью неугомонный предприниматель не пожелал.

Вскоре вместе с сыновьями Карл организовал там новое предприятие - «К.Бенц и сыновья, Ладенбург», выпускавшее снова-таки двигатели и автомобили. Производство на «именном» заводе Бенцев было штучным, с 1908 по 1924 годы тут было собрано порядка 300 автомобилей.

Изобретателя первого автомобиля не стало 4 апреля 1929 года. 81-летний гений инженерного дела ушел от нас красиво: буквально за несколько дней до этого в Ладенбурге под окнами его дома состоялся грандиозный парад старейших автомобильных клубов Германии под девизом «чтите своих мастеров». Сотни автомобилей разных марок в едином строю приветствовали великого мастера – наверное, о лучшем прощании не стоило и мечтать...

Карл Бенц в возрасте 81 года за рулем собственного Patent Motorwagen



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png