Безусловно, каждый из нас в той или иной мере увлечен определённой темой. Эта статья в своём смысловом контексте имеет специфический характер. Но всё же, кто из нас не ловил себя на мысли о том, каким же средствам передвижения отдавали предпочтения выдающиеся личности прошлого? Предлагаю уделить время автомобилю, преимущество которому отдал И. В. Сталин. Без излишеств, в лаконичной форме, давайте рассмотрим эту модель.

История автомобиля сквозь время

Итак, это первый бронированный автомобиль высшего класса,предназначенный специально для советской партийной элиты того времени,был разработан в 1940 году, на автомобильном заводе имени Сталина, который в свою очередь, позднее был переименован в Завод имени Лихачова. Бронированный автомобиль ЗИС 115 впоследствии получил индекс ЗИС 110С. Первая партия автомобиля была выпущена в 195 году.

Самой значимой персоной для которой, собственно, предназначался автомобиль был Иосиф Виссарионович Сталин.

Внешне он нечем не отличается от ЗИС 110.Однако, определить именно эту модель автомобиля можно по наличию центральных противотуманных фар, двум специальным сигналам и увеличенному размеру шин, не имеющих белых боковин.

Автомобиль был оснащен форсированным двигателем, при этом 8- цилиндровым. Мощность стандартного мотора повысили до 162 л.с. Правда, расход топлива был откровенно говоря диким и составлял 27 литров на 100 км.

Этот шестиметровый лимузин мог развивать скорость до 120 км в час. Для условий работы в средней полосе СССР двигатель снабжался системой охлаждения смазки, а для контроля температуры в салоне устанавливался аэрометр.

Нельзя оставить без внимания тот факт, что отличительной чертой ЗИС 115 от ЗИС 110 пышность и роскошь салона.

В салоне был установлен кондиционер. Если говорить непосредственно об интерьере салона, то обивка была сделана из шелка и набита пухом.

Ручки дверей, в том числе и внутренняя отделка были выполнены из красного дерева.

Раннее, было указано, что этот автомобиль являлся бронированным. Таким образом, на ЗИС 115 была применена многослойная система бронирования. Также в наличии была и бронекапсула, защита которой представляла собой единую оболочку сшитую из кузовных панелей. А вот 75 – ти миллиметровые стекла, выполняли функцию защиты пассажира от пуль и осколков. Но всё же, история этой легендарной машины оборвалась после смерти Сталина.

Она сошла с автомобильной трассы, продолжительное время не была в эксплуатации, впоследствии чего даже подверглась коррозии. И только лишь благодаря усилиям сотрудников ретропарка часть автомобилей удалось восстановить и воссоздать в их первоначальном виде.

Дата публикации: 9-04-2016, 13:48

Не будь снобом... Сделай репост!

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (псевдодим — Коба и др.) (21 декабря 1879, Гори, ныне Грузия — 5 марта 1953, Москва), советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1939), Герой Советского Союза (1945), Маршал Советского Союза (1943), Генералиссимус Советского Союза (1945). Из семьи сапожника.

Автомобили Сталина

ОТ ВОКСХОЛА ДО ЗИС-115

Первый служебный автомобиль появился у Сталина в 1917 году после октябрьского переворота, когда он был наркомом большевистского правительства по делам национальностей. В свое время роскошный 6-цилиндровый 30-сильный «Воксхол» 1914 года (Vauxhall) был специально заказан в Англии для матери последнего российского императора Николая II вдовствующей императрицы Марии Федоровны. После Февральской революции автомобиль достался Милюкову, затем сменил нескольких владельцев пока не оказался в распоряжении Сталина. Он по достоинству оценил шикарный автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но его тихоходность явно не устраивала будущего отца народов.

В годы Гражданской войны, когда Сталин в качестве представителя Реввоенсовета (РВС) республики был направлен на Царицынский фронт. Здесь ему был выделен огромный мощный 12-цилиндровый американский автомобиль «Паккард Твин-Сикс» (Packard Twin Six), что в переводе означает «двойная шестерка». В свое время царское правительство закупило несколько десятков автомобилей, в том числе американских, для военного ведомства. Один из трофеев командование фронта выделило для Сталина. Эта была быстроходная машина, способная разгоняться до 130 км/ч. Утверждается, что именно это обстоятельство в сочетании с массивностью автомобиля пришлось по душе Иосифу Виссарионовичу.

Первая любовь Сталина: Packard Twin Six

Вернувшись в Москву, Сталин попросил начальника гаража Совнаркома Степана Гиля, который к тому же был личным водителем Ленина, подыскать для него понравившийся на фронте американский «паккард». Машину с талисманом на капоте в виде взлетающего пеликана отыскали без особых проблем. Авто для Сталина выделили чекисты. В то время «паккарды» этой модификации были весьма популярны среди руководства ВЧК. «Сталин обожал носиться по подмосковным дорогам на своем 12-цилиндровом «Паккарде» с откинутым тентом», - вспоминал Гиль.

Однако, вскоре Сталину пришлось пересесть на «Роллс-Ройсе 40/50 Сильвер Гоуст» (Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost), что в переводе означает «Серебряный призрак», поскольку было решено, чтобы все правительственные автомобили были однотипны.

Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost


В страну Советов поставлялись, в основной массе, открытые автомобили. Длинные, просторные машины с 75-сильный мотором отличались отменной надежностью и прочностью. Всего с 1922 по 1925 (конец производства модели) в Англии было закуплено 73 машины.


Чешский писатель Гофмейстер в своих воспоминаниях по этому поводу отметил: "Я еще никогда не видел такого скопления "Роллс-Ройсов", которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно "Роллс-Ройсы" нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР..."

Генсеку не совсем нравился британский «Роллс-Ройс», поэтому после смерти Ленина, когда появилась возможность, он распорядился закупить партию американских автомобилей, к которым стал испытывать особую симпатию.

1925 года в страну стали поступать автомобили «Паккард», «Линкольн», «Кадиллак», «Бьюик». Вскоре Сталин пересел в 8-цилиндровый «Паккард 533», уступавший по мощности тому «Паккард Твин-Сикс», который у него был под Царицыном. Но это была более современная машина с дисковыми колесами и хромированными бамперами.

В начале 30-х годов для советского правительства в США приобрели 8-цилиндровые "Бьюики", "Кадиллаки", а для ЦК партии большевиков была куплена дюжина автомобилей «Линкольн КБ» с 12-цилиндровым мотором. Но эти авто не совсем нравились Сталину, полюбившему «Паккард».


В 1933 году в Соединенных Штатах была закуплена новинка - несколько авто «Паккард Твелв» с 12-цилиндровым двигателем. Одна из машин приобретенной партии с открытым кузовом фаэтон оказалась в распоряжении Сталина. Он по достоинству оценил прекрасные ходовые качества автомобиля, несмотря при массивность и некоторую тяжеловесность.

Паккард Твелв

В октябре 1935 года американский посол Аверел Гариман передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта - бронированный лимузин «Паккард Твелв» 14-й серии. Это был не просто роскошный и дорогой автомобиль. Это была самая совершенная по техническим характеристикам модель с семиместным кузовом. За все время производства «Паккарда» 14-й серии (с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936) только один экземпляр был длиннобазным с бронезащитой. Именно этот лимузин, почему-то выкрашенный в белый цвет, и был подарен Сталину. Правда, после прибытия в Москву «Паккард Твелв» срочно перекрасили в правительственный, черный цвет. На автомобиле был установлен 12-цилиндровыми мотор объемом 8,2 литра, который обладал мощностью в 155 л. с. При солидной массе в 6 тонн (вес каждой двери состалял 350 кг), лимузин мог разогнаться до 130 км/ч.

Утверждают, что Иосифу Виссарионовичу лимузин очень понравился. Это была очень быстроходная машина. С ней Сталин совершил многие путешествия, в том числе на конференции глав государств антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Из окна этого лимузина осматривал Сталин в 1945 году поверженный Берлин, прокатившись по его улицам.

Кроме Сталина на Паккардах ездили Лаврентий Берия, Клим Ворошилов и летчик Валерий Чкалов. Но у Сталина и Берии были флагманские лимузины, так называемыме «шестиоконные» (три боковых окна с каждой стороны).

Утверждается, что Сталин неоднократно заявлял о плохом примере использования советской элитой автомобилей иностранного производства. По его мнению, это не работало на престиж государства рабочих и крестьян.

Еще в начале 30-х годов руководство СССР принимает решение создать отечественный автомобиль для высших персон государства и чтобы советский лимузин ни в чем не уступал зарубежным, прежде всего американским.

Первым опытом, правда, неудачным, стал выпуск в 1933 году на заводе «Красный Путиловец» модели «Ленинград-1» (Л-1) с восьмицилиндровым двигателем мощностью 105 лошадиных сил. За основу был взят американский большой и мощный лимузин «Бьюик» (Buick-30-90). Всего быо собрано шесть машин. Однако Сталин не дал путевку в жизнь этой модели, перепоручив создание лимузина московскому заводу ЗИС.

Л-1, Ленинград-1


Весной 1936 года на московском Заводе имени Сталина были созданы первые опытные образцы нового представительского семиместного автомобиля, получившего название ЗИС-101. За основу были взяты те же «Бьюики», однако кузов пришлось несколько видоизменить. Правда, штампы и первую партию кузовов в сборе изготовила по заказу американская фирма «Бадд» (Budd Company). На ЗИС-101 впервые были применены такие новые технические решения, как опускающаяся перегородка за водительским сиденьем, радиоприёмник, отопитель салона, термостат в системе охлаждения двигателя и другие.

29 апреля 1936 года Сталин и его ближайшее окружение осмотрели первые два автомобиля. Вождь одобрил новый ЗИС, предложив чтобы эмблемой был развевающейся красный флаг со звездой, что и было исполнено. Вскоре на заводе началось серийное производство отечественного лимузина. С 1937 по 1941 год было выпущено 8752 автомобилей этой марки различных модификаций (с кузовом «лимузин». с открытым кузовом, типа «фаэтон» и «кабриолет»). Правда, Сталин по-прежнему ездил на бронированном «Паккарде», а ЗИС-101 стал служебным автомобилем для партийно-советской номенклатуры среднего звена. С началом войны производство автомобилей этой модели было прекращено.

В 1942 году перед автозаводом имени Сталина, который был эвакуирован на Урал, была поставлена задача создания представительского лимузина для первых лиц государства. Учитывая особые симпатии Сталина к «паккардам», в качестве прототипа будущего правительственного автомобиля была взята модель 1941 года (Packard 180). В 1944 году был утвержден образец нового автомобиля, получившего модификацию «ЗИС-110», а уже 11 августа 1945 года с его опытным экземпляром провели первые испытания.


28 апреля 1947 новый шестиметровый семиместный правительственный автомобиль был представлен в Кремле руководителям страны. ЗИС-110 в те годы являлся самым мощным и быстроходным отечественным автомобилем, способным разгоняться до 140 км/ч. В то же время лимузин отличался плавностью хода, комфортабельностью и бесшумностью. Всего, с 1945 по 1958 годы, было изготовлено 2089 автомобилей ЗИС-110. Кроме базовой модели, серийно изготавливались еще две модификации: ЗИС-110А «Скорая помощь» (1952-1957 годы) и ЗИС-110Б «фаэтон» (с открытым кузовом) (1949-1957 годы).

Параллельно с выпуском серийного ЗИС-110 велась работа над созданием бронированной версией лимузина специально для товарища Сталина. Первоначально эта модель получила наименование ЗИС-110С, а затем ЗИС-115. К 1947 году работы над созданием шестиместного автомобиля скрытого бронирования были завершены. В то время это был самый защищенный и безопасный лимузин главы государства, но и самый тяжелый. Его масса превышала пять тонн.


Производство ЗИС-115 было засекречено. Вначале изготавливалась так называемая бронекапсула, затем к ней приваривались все составляющие кузова. Бронекапсула под грифом «Изделие №100» изготавливалась на военном заводе недалеко от Подольска. Броневая защита проходила предварительные испытания на полигоне, затем только передавалась сборщикам. Лимузин, а по сути броневик, гарантированно защищал от автомоматных и пелеметных пуль, а также осколков гранат и мин. При этом ЗИС-115 на первый взгляд особо не отличался от серийного ЗИС-110, и это было одним из условий при создании бронированой версии автомобиля. В отличие от обычного ЗИС-110 на бронированном ЗИС-115 впереди была центральная противотуманная фара, кроме того два спецсигнала, несколько большие шины и «мутноватые стекла». Еще одной отличительной особенностью салона этой машины от ЗИС-110 было отсутствие перегородки из стекла между передней и основной частями салона. Бытует версия, что Сталин, при посещении завод, где происходила сборка, сказал: «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить».

Всего было выпущено 32 лимузина ЗИС-115. Сталин с 1947 года использует эту модель в качестве основного служебного автомобиля, но от полюбившегося «Паккарда» не отказывается. ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Внутри сидений был гагачий пух, обшиты они были сукном, а передние сидения кожей. На автомобиле была установлена усиленная подвеска, двигатель был форсирован со 140 до 162 л.с., внесен ряд изменений, после чего скорость ненамного превышала 100 км/час, против 140 км/час у ЗИС -110, а расход топлива доходил до 27,5 литров на 100 км пути.

Вполне закономерен вопрос, где обычно сидел Сталин в автомобиле. В первые годы советской власти, считалось вполне демократичным располагаться рядом с водителем, что и делал Сталин. Затем, когда появились бронированные лимузины навязчиво возникала опасность покушений, вождь предпочитал не сидеть на одном и том же месте. Зачастую Сталин садился на откидное сиденье - страпонтен. Вот на этот счет любопытные воспоминания маршала Жуков, нередко сопровождавшего верховного: «Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним - Сталин, за Сталиным - я. Я спросил потом Власика: «Почему он меня туда посадил?» «А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а, если сзади - в вас». Все ЗИС-115 находились в распоряжении Сталина. Два автомобиля в Ленинграде, около десяти в Москве и на загородных дачах, остальные в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и Закавказье.

Великолепный и солидный ЗИС-115 стал наглядным символом сталинской эпохи, престижа великой державы, созданной Сталиным.

Этот лимузин, надежно обеспечивая безопасность своего хозяина, обладавшего безграничной властью, во многом был достоин отца народов и вождя СССР.

ЗИС-115 олицетворял мощь и силу советской страны.

Его боялись и уважали, и всегда пропускали вперед. Но потом на долгие годы он оказался предан забвению. Наш сегодняшний рассказ будет посвящен не товарищу Сталину, как, возможно, подумали некоторые, а автомобилю.

Хотя советский вождь имеет к этому транспортному средству самое непосредственное отношение.

Речь – о ЗИС-115, первом советском бронированном седане, выпущенном в 1949 году для партийной элиты. Может показаться невероятным, но в течение многих лет об этом уникальном экспонате вообще не вспоминали. А дело было так:
В 2001-2002 году к коллекционеру Вадиму Задорожному обратился профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана с просьбой посмотреть один интересный экспонат. По его словам, у него на даче сохранился автомобиль, представляющий музейную ценность. Когда поклонники автостарины прибыли на место, их глазам предстала невеселая картина: седан чёрного цвета, похожий на ЗИС-110, по ступицы врос в землю и наполовину сгнил. Однако владелец уверял: автомобиль действительно уникальный. Будущий основатель «Музея техники» взял небольшую паузу, и, немного покопавшись в архивах «Завода имени Лихачёва», не раздумывая согласился приобрести данный экземпляр. Почему?

Перенесемся в далекий 1943 год. Великая отечественная война в самом разгаре. В противостоянии СССР и нацистской Германии наступает долгожданный перелом. Немецкие войска терпят окончательное поражение в Сталинградской битве, красная армия прорывает блокаду Ленинграда и освобождает Воронеж. Но до победы еще очень и очень далеко. Почти всё мужское население идет на фронт, кто не может – работает в тылу. Даже в городах продолжаются перебои с продовольствием. О каких-то излишествах не может быть и речи. В таких условиях на «Заводе имени Сталина» начинается разработка нового комфортного автомобиля – седана ЗИС-110. Удивлены? Но руководство завода даже в столь непростой обстановке думало о будущем: что будет выпускать советская промышленность, когда война всё-таки закончится? Какую машину покажут нашим людям? Что станет символом мирной жизни? Ответы на все эти вопросы должен быть дать новый седан. К тому же, есть и еще один нюанс. Сам товарищ Сталин любил машины марки Packard, которыми его щедро одаривали американцы, и поручил разработать аналогичный советский автомобиль. Поэтому неудивительно, что за основу дизайна нового ЗИСа был взят именно Packard, а конкретно - Packard 160 Touring Sedan.

Но ЗИС-110 – это всё же проект гражданского автомобиля. А вот для «вождя народов» на ЗИСе разрабатывался совсем другое транспортное средство - ЗИС-115. При беглом взгляде эти две модели тяжело отличить друг от друга, но это – ровно до тех пор, пока не познакомишься с техническими особенностями ЗИС-115. Не верите?

Начнем с самого главного – бронированного кузова, который должен был защищать советского лидера. В отличие от европейских или американских автомобилей, кузов ЗИС-115 состоял не из отдельных бронированных панелей, а представлял собой клёпано-сварную конструкцию. То есть фактически это – бронекапсула. Причем она даже имела свое внутреннее название – «изделие 100». Любопытный нюанс: на каждой приваренной друг к другу детали стоял серийный номер, ФИО мастера, который её делал, и… отметина от специальной пули, при помощи которой испытывался данный участок! То есть, ответственность, в случае провала защиты, была личной!

Отдельного внимания заслуживают стёкла ЗИС-115. Они тоже бронированные, общей толщиной 75 миллиметров. Чтобы было понятнее: это – больше ширины среднестатистического смартфона. Даже невооруженным глазом видно, что стёкла представляют собой целую инженерную конструкцию. Сначала идет внешнее бронестекло толщиной 35 мм. Оно состоит из нескольких каленых стекол, обклеенных специальным клеем – так называемым «канадским бальзамом». Вслед за клеем идет воздушная прослойка, после которой стоит вязкое оргстекло толщиной 25 мм, призванное в случае выстрела гасить кинетическую энергию осколков от пробитого бронестекла. За оргстеклом вновь следует воздушная прослойка, а в конце – каленое стекло толщиной 6 мм, которое также называют «сталинитом». Это стекло гасило остаточную энергию. Вам мало таких подробностей? Тогда вот вам еще! Чуть выше мы упомянули две воздушные прослойки. Если порассуждать логически, то в них должна так или иначе образовываться влага, а, значит, стекла будут запотевать. Но этого не происходило. Почему? Оказывается, советские инженеры предусмотрительно встроили в стекла трубочки со специальным порошком, впитывающим влагу. Поэтому никакого «тумана» не образовывалось. А ведь еще у ЗИС-115 были еще и очень интересные стеклоподъемники, в роли которых выступал специальный гидравлический домкрат.

Сейчас, если посмотреть на окна сталинского ЗИСа, кажется, будто стёкла грязные, или в центре помещена какая-то пленка. На самом деле это – тот самый клей «канадский бальзам», который деформировался в течение длительного времени.

В движение ЗИС-115 приводил пятилитровый рядный восьмицилиндровый двигатель мощностью 120 л.с., целиком и полностью советского производства. Любопытно, что в разных источниках приводились разные версии об отдаче этого мотора. Однако, когда машину нашли, на ней был установлен мотор именно с такой отдачей, хотя вообще на подобные ЗИС-115 ставили 6-литровый 162-сильный агрегат. По крайней мере, об этом свидетельствует внутренняя документация «Завода имени Лихачева». Еще одна особенность силовой установки – наличие дополнительного масляного радиатора. А вот коробка передач здесь механическая, трехступенчатая. «Сталинский» ЗИС способен разогнаться до 110 км/ч максимальной скорости и расходует около 30 литров на 100 км пути.

Ну, а салон автомобиля заслуживает отдельного разговора. Всем известно, что в обычной жизни Сталин был аскетом. Правда, глядя на отделку интерьера ЗИС-115, так и не скажешь. Судите сами: просторный салон, рассчитанный на 6-7 человек, отделан натуральной кожей, велюром, а также имеет шерстяную обивку. Вставки на передней панели – из карельской березы. Все материалы дорогие и натуральные. А ведь еще есть и очень интересные решения. Например, приборная панель, которая меняет цвет подсветки в зависимости от скорости. Скажем, если автомобиль едет менее 40 км/ч, панель будет гореть зеленым цветом, 40-80 км/ч – оранжевым, ну, а свыше 80 км/ч – красным. Прямо как на некоторых современных авто, при переводе коробки в спорт-режим. А ведь ЗИС-115 – это автомобиль, разработанный в середине ХХ века!

В общем, разработчики автомобиля потрудились на славу. Еще бы, ведь им предстояло выдержать довольно трудную приёмную комиссию. Проходила она совсем не так, как сейчас. Главного инженера, главного конструктора и ключевые кадры, работавшие над бронированным ЗИС-115, собрали представители НКВД. Сотрудники органов госбезопасности не стали вдаваться в технические подробности авто и выслушивать долгие лекции о пользе нового седана. Вместо этого, всю команду разработчиков посадили внутрь автомобиля, закрыли все окна и двери, после чего НКВД-шники… расстреляли автомобиль из боевого оружия! Машина выдержала, никто не пострадал. А всех разработчиков по окончании «экзекуции» пригласили отметить такое событие фуршетом.

Но вернемся в Подмосковье начала 2000-х. Конечно же, вы уже догадались, что на даче у профессора «Бауманки» стоял именно ЗИС-115. Как это удалось выяснить? Во-первых, в тех самых архивах ЗИЛа автомобильным энтузиастам удалось найти номер шасси автомобиля, выпущенного специально для Сталина - №18. Именно этот номер присутствовал и на машине из Подмосковья. Во-вторых, у автомобиля отсутствовала внутрисалонная перегородка, присутствовавшая на других ЗИС-115. Она была демонтирована по личному указанию Сталина. Кстати говоря, это – отличительная черта всех автомобилей, на которых ездил советский диктатор. Поэтому двух мнений быть не могло – это был действительно ЗИС Иосифа Виссарионовича. Вот только как он очутился на даче в Московской области?

Оказывается, судьба этого автомобиля весьма показательна. После смерти Сталина в середине 50-х годов ЗИС-115 попал на Автозавод им. Лихачёва, где машина подлежала… уничтожению! Связано это было с внутренними инструкциями, согласно которым автомобиль должен был быть утилизирован за ненадобностью.

Однако по неизвестным причинам ЗИС-115 был передан в МВТУ им. Н.Э. Баумана для обучения студентов и различных испытаний. Любопытный нюанс: поскольку машина проходила под грифом «Секретно», её оформили как шасси с комплектом запчастей. С течением времени ЗИС-115 окончательно устарел, и проводить на нем испытания было уже несподручно. Поэтому броневик стали использовать в качестве инкассаторской машины, на которой перевозили кассу университета. Но потом отказались и от такой практики – ЗИС-115 просто отправили на задний двор «Бауманки», где он стоял долгие годы. Не лучшую роль сыграли перестройка и распад СССР. И только тот самый профессор уберег легендарный ЗИС от полного забвения, выкупив автомобиль в частную собственность, а затем – продав его в 2002 году Вадиму Задорожному. И началась долгая работа по реставрации.

Восстановление уникального ЗИСа не было простым. Фактически специалистам приходилось всему учиться заново, ведь практически мастера, создававшие 115-ую модель, уже давно ушли из жизни. Выручала архивная документация, предоставленная Заводом им. Лихачёва. Кстати, восстановление ЗИС-115 стало уникальным еще и потому, что реставраторы не могли полностью разобрать автомобиль, как обычно бывает в подобных случаях. Помните, мы говорили, что машина, по сути, представляла собой бронекапсулу в «обёртке» от ЗИС-110? Это-то и стало причиной иного подхода – если бы автомобиль был разобран до винтика, собрать его обратно было уже невозможным.

Однако по старым документам реставраторам шаг за шагом удалось вернуть внешний вид кузова ЗИС-115. А еще - восстановить салон машины практически в первозданном виде. Например, оригинальную шерстяную обивку заказали на Санкт-Петербургской Красильно-Отделочной фабрике, ковёр пола – в Германии. А сам процесс обивки выполнил мастер, всю жизнь проработавший на ЗИЛе и знавший местные технологии.

Правда, с салоном машины связан другой курьез. Когда уже восстановленный автомобиль показывали широкой публике, на заднем сиденье ЗИСа обнаружилась газета «Правда». Все были уверены, что это – деталь, положенная для антуража. Но когда газету взяли в руки, из-под неё вылетел… рой моли, которая проела обивку! Её впоследствии, конечно, восстановили. Зато эта история показала, что в отделке салона действительно применялись только натуральные материалы.

Всего же на реставрацию ЗИС-115 потребовалось пять лет и около 200 000 долларов США. После этого автомобиль даже выезжал на дороги общего пользования и проехал 300 км. Удивляться этому не нужно, такой обкатке подвергают все реставрированные автомобили. Причем ЗИС-115 даже разогнали до 100 км/ч. По словам реставраторов, автомобиль сохранил прекрасную управляемость, обладает приличной динамикой для своего года выпуска, и даже относительно неплохо тормозит. Правда, во время испытаний у ЗИС-115 лопнуло одно колесо. Но, слава Богу, серьезной аварии удалось избежать и очень скоро тесты продолжились.

Тимофей Исаев

ЗИС-115 - это советский автомобиль высшего класса. Данный экземпляр производился ограниченными сериями в период с 1948-го по 1949-й год. Автомобиль предназначался для высших членов Президиума ЦК. Один из ЗИСов использовался Иосифом Сталиным. На данный момент ЗИС-115 является редкостным раритетом. Стоимость одного экземпляра на рынке ретроавтомобилей порой доходит до девяти миллионов долларов. Что являл собой ЗИС-115? Бронированный лимузин Сталина будет рассмотрен далее в нашей статье.

Дизайн

Автомобиль имеет классический дизайн 40-х - масса хромированных элементов, длинная колесная база и узкий «нос». Кстати, капот был поделен на несколько частей открывался с двух сторон. Передние крылья просто поражают своей массивностью.

На них же размещена и круглая оптика. Лобовое стекло имеет металлическую перегородку. А дворники работали в разные стороны. Передний и задний бампер - металлический, отполирован до зеркального блеска. Стоит отметить, что бронированный ЗИС-115 был создан на базе гражданской 110-й модели, которая выпускалась с 45-го года прошлого века. Внешне эти машины практически идентичны, за исключением отсутствия белых декоративных колец на боковинах шин у «броневика». Также 115-й отличался дополнительной центральной фарой дальнего света, коей не было у 110-го ЗИСа. На этом все отличия заканчиваются. Задняя часть ничем не примечательна, за исключением широкого и массивного бампера.

Отдельно стоит сказать про кузов. По сути, эта машина не является лимузином. ЗИС-115 - это четырехдверный седан, который лишился характерной для лимузинов перегородки. Сам кузов имел особую систему бронирования, с единой оболочкой, что была обшита кузовными панелями снаружи. Сам производитель заявлял, что машина способна выдержать прямой обстрел из автоматического оружия.

Габариты

Автомобиль имеет впечатляющие размеры. Так, длина кузова составляет более шести метров.

Высота - 2,23 метра, а ширина - 1,73 метра. Колеса у 115-го были на 1 дюйм больше, нежели у 110-го. Что касается клиренса, машина имела внушительный дорожный просвет в 20 миллиметров.

Салон

Давайте переместимся внутрь легендарного лимузина. Дизайн интерьера на порядок отличается от обычных, гражданских автомобилей. Салон повсюду украшен деревом - на дверях, передней панели и даже в месте перегородки лобового стекла.

Панель приборов была предельно простой - со стрелочными, аналоговыми указателями. На щите отображалась информация о заряде аккумулятора, уровне топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, суточном и общем пробеге. Также была лампочка, свидетельствующая о включении зажигания. Тахометр отсутствовал. Ключ вставлялся прямо в панель - именно там располагался замок зажигания. Среди особых показателей - датчик температуры заднего моста. Находился он в левой части, возле рулевой колонки. Руль - трехспицевый, с металлической окантовкой. Кстати, рычаг КПП находился возле руля. Подобная технология была использована впоследствии на «двадцать первой Волге». Также в салоне присутствовали широкие солнцезащитные козырьки и плафон освещения. Со стороны переднего пассажира (в данном случае охранника) - огромный бардачок, закрывающийся на ключ. На крышке бардачка предусмотрены стрелочные часы. На центральной консоли расположена примитивная магнитола (а точнее, радиостанция). Что примечательно: передний диван был отделан кожей, а задний - дорогим сукном. Также присутствовал подлокотник. А вот ремней безопасности здесь не было - как сзади, так и спереди.

Места в салоне хватало с большим запасом. Пол в автомобиле был ровным, несмотря на заднеприводную компоновку. Еще одна особенность бронированного ЗИСа - способ открывания задних дверей.

Подобная технология используется лишь на «Роллс Ройсах». Кстати, ЗИС-115 был одним из немногих советских автомобилей, которые оснащались кондиционером. Компрессор для него устанавливался в подкапотном пространстве. Напомним, что машина производилась в конце 40-х. По сути, ЗИС является первым автомобилем высшего класса в СССР, который когда-либо оснащался подобными опциями.

Обозревая лимузин Сталина, невозможно не отметить и броню кузова. Так, толщина дверей составляла 15 сантиметров. Стекла были пуленепробиваемыми, с толщиной в 4 сантиметра по бокам и 7,5 спереди. За столь многие годы часть из них помутнела. Восстановить данное покрытие довольно трудно. Поэтому даже на музейных экспонатах стекла имеют желтоватый оттенок.

Кстати, окна в машине были настолько тяжелыми, что опускались вниз за счёт собственного веса. А поднимались они при помощи гидравлических домкратов, которые были вмонтированы внутрь двери. Спереди были две форточки. Открывались они вручную. Для предотвращения несанкционированного открытия дверей в салоне предусмотрены усиленные замки и цепочки. Такие имелись на каждой двери. В машине использовался двойной пол и двойная крыша. Особенно усилена задняя стенка. Присутствовало и откидное сиденье. На нем иногда сидел Сталин (с целью конспирации) в поездках с Жуковым. Последний, кстати, располагался на заднем сиденье, где положено было быть генеральному секретарю. На перегородке присутствовали удобные ручки, о которые могли держаться задние пассажиры. В салоне отсутствовали пластиковые детали - по большей части, их заменил металл и красное дерево.

Технические характеристики

В связи с использованием усиленной брони, снаряженная масса автомобиля увеличилась до пяти тонн. Соответственно, машина нуждалась в глобальных технических доработках. Ведь на стандартном двигателе она бы просто не сдвинулась с места. Так, на ЗИС-115 Сталина устанавливался агрегат Ярославского моторного завода на восемь цилиндров. Это был бензиновый V-образный двигатель. Максимальная мощность этого мотора составляла 162 лошадиные силы. Но даже с таким мотором, динамические характеристики ЗИСа 115-й модели не впечатляли. Так, максимальная скорость автомобиля составляла 100 километров в час. На гражданской модели, за счет более легкого веса, этот параметр составлял 140 километров в час. Агрегат имел механическое питание и трамблерное, контактное зажигание. Суммарный объем цилиндров - 6007 кубических сантиметров. Мотор отличался нижним расположением распредвала. Суммарное количество клапанов - 16 (по два на каждый цилиндр).

Контрольный расход топлива у броневика составлял 28 литров на 100 километров.

Коробка

Что касается КПП, на автомобиле использовалась механическая трехступенчатая трансмиссия. Сцепление - однодисковое, сухое. Синхронизаторы присутствовали на всех скоростях. Первые экземпляры с автоматом появились лишь в 50-х, после смерти Сталина.

Ходовая часть

Автомобиль имел классическую рамную конструкцию. Спереди использовалась независимая подвеска на винтовых пружинах. Сзади был мост с продольными рессорами и разгруженными полуосями. Подобная схема применялась обычно на грузовых автомобилях.

На обеих осях присутствовал стабилизатор поперечной устойчивости. Необходимо отметить, что все детали подвески были усилены. Они рассчитаны на колоссальную нагрузку, которая была неизбежной при такой снаряженной массе.

Тормоза

Они имели гидравлический привод и оснащались вакуумным усилителем. Сами механизмы - барабанного типа, на обеих осях. Несмотря на столь примитивную конструкцию подвески, машина обладала отменной плавностью хода. Этому способствует не только длинная база, но и тяжеловесный кузов. Подвеска отличалась высокой энергоемкостью - любые неровности поглощались ею в полной мере.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет ЗИС-115. Фото этого автомобиля вы можете увидеть в нашей статье. Машина довольно редкая, а потому отличается высокой стоимостью. Всего на заводе было выпущено около тридцати экземпляров. По некоторым данным, до наших дней дожили всего восемь, один из которых находится в музее во Вьетнаме. Увидеть этот советский лимузин вживую очень трудно даже в качестве выставочного экспоната. Что касается стоимости, то, как было отмечено в начале статьи, она составляет около девяти миллионов долларов.

Стартовала в 1935 году. В это время из США для товарища Сталина был доставлен подарок - бронированный Packard белого цвета. Не номенклатурная окраска сразу не пришлась вождю по вкусу и была изменена на черную, заложив тем самым стандарт для последующих автомобилей первых лиц.

Цвет - это, пожалуй, единственное, что не устроило Сталина, и в течение нескольких лет в СССР было поставлено несколько партий бронированных Packard для обслуживания высших чинов ВКП(б). И все же, как истинный «отец народа», Иосиф Виссарионович посчитал плохим примером, что высшие чины ездят на иностранных автомобилях. В 1942 году было принято заключение разработать собственный бронированный лимузин. Так началась история ЗИС-115.

Броневик для вождя

Несмотря на несколько опытных образцов, успешно прошедших тестирование в 46-47 годах, первый бронированный автомобиль премиум-класса был выпушен в эксплуатацию в 1948 году. Автомобиль ЗИС-115 производился Московским автозаводом имени Сталина, впоследствии имени Лихачева. Из сборочного цеха вышло ограниченное число экземпляров, согласно спецзаказу правительства Советского Союза, по некоторым данным, общее количество не превышает 32 единиц. ЗИС-115 - бронированный лимузин Сталина получил свое название во многом благодаря тому, что сам вождь был одной из первых персон, которой предназначался этот автомобиль.

Правительственный автомобиль времен только что окончившейся войны был просто обязан олицетворять всю силу и мощь Советской страны. Согласно рекомендациям руководства, ЗИС-115 должен был стать не просто комфортабельным транспортным средством, достойным высших чинов, а неприступной крепостью, способной обеспечить максимальную степень безопасности. Одной из главных задач конструкторов было сделать так, чтобы представительский бронированный автомобиль не выделялся из общей массы транспорта, привлекая к себе излишнее внимание.

Обычный ЗИС с секретом

Так ЗИС-115 внешним видом практически ничем не отличался от серийного автомобиля ЗИС-110. Отличительными чертами служили: дополнительная противотуманная фара-искатель на переднем бампере, крепление для флага, увеличенные шины без белых боковин, выпячивающиеся колпаки и мутные стекла. В остальном транспортные средства идентичны, за исключением специального оборудования для обеспечения безопасности, с которым конструкторы постарались. Толщина брони ЗИС-115 составляла от 4,0 до 8,6 мм и способна обеспечить надежную защиту от пуль и осколков. Дверь автомобиля не удалось пробить ни из одного стрелкового оружия. По поводу общей массы автомобиля бытуют разные мнения, в различных источниках указываются значения в диапазоне от четырех до семи тонн. Силовым агрегатом для этого тяжеловеса служил форсированный 160-сильный двигатель от ЗИС-110, который разгонял этот легковой броневик до 120 км/ч при расходе топлива почти 30 л на 100 км.

Особенности

На машинах, предназначенных для работы на скоростных режимах в средней полосе союза, устанавливалась система охлаждения смазки. Контроль осуществлялся при помощи выведенного на приборную панель термометра с сектором предельных значений. На автомобилях ЗИС-115, предназначенных для эксплуатации в горной местности, устанавливались усиленные системы водяного охлаждения, обеспечивающие повышенную работу водяного насоса при увеличенных оборотах вентилятора. Система включала в себя модифицированные шкивы, особые вентиляторы и дополнительные генераторы.

Безопасность

Сталинский лимузин ЗИС-115 обладал уникальной на свое время системой бронирования, которая делала его ближе к боевой машине, чем к легковому автомобилю. Капсульная система бронирования представляла собой цельную оболочку, обшитую кузовными деталями. Такой подход позволял внешне особо не отличаться от обычных автомобилей, не выделяясь в транспортном потоке, мощнейшая бронировка скрывалась от глаз простых обывателей. Бронекапсула выпускалась отдельно на подмосковном военном заводе под маркировкой «Изделие №100». Каждый бронекорпус выпускался индивидуально для определенного экземпляра ЗИС-115, о чем свидетельствовал особый номер принадлежности, и проходил проверку на армейском полигоне на предмет пробиваемости. Сборка бронированных автомобилей осуществлялась в отдельном цеху с особой индивидуальной пропускной системой.

Толщиной 75 мм. Из-за огромного веса (около 100 кг) для подъема стекол использовался специальный гидроподъемный механизм, а для спуска специальный барашек, причем стекло опускалось максимум наполовину. Для предотвращения случайного или нежелательного открытия дверей на ходу они снабжались специальными цепочками. ЗИС-115 Сталина не оборудовался перегородкой между водительским местом и салоном. Эта отличительная особенность от базового автомобиля ЗИС-110 делала бронированный автомобиль скорее большим седаном, а не лимузином. По некоторой информации отсутствие перегородки было желанием самого Иосифа Виссарионовича, мотивируемым тем, что у него нет секретов от народа.

Комфорт

Автомобили ЗИС-115, хотя и выборочно, оснащались кондиционерами. Установка размещалась в багажном отсеке, воздуховоды находились с двух сторон задних сидений. Для набивки кресел использовался гагачий пух, дорогая тканевая обивка, передние сиденья обшивались вручную кожей.

Одна машина - хорошо, но береженого бог бережет

Не было случая, чтобы для поездок Сталин использовал один и тот же автомобиль два раза подряд. Номерные знаки, которые в том числе и из-за дополнительной фары устанавливались исключительно сзади, всегда менялись после каждой поездки. Никто из работников кремлевского гаража и даже охрана до последнего момента не знали, на каком из автомобилей будет выезд. То же касалось и маршрута, который по обыкновению мог измениться практически в последнюю минуту.

Легендарный автомобиль

Эпоха советских бронированных автомашин для членов правительства завершилась со Легендарный автомобиль Сталина ЗИС-115 стал неактуален. Его выпуск был прекращен. Несколько экземпляров сталинских броневиков было подарено партийным лидерам стран соцлагеря, остальные уничтожены под надзором особых комиссий и с подписанием необходимых актов. Причины, по которым было принято решение об утилизации ЗИС-115, доподлинно не известны, но по некоторым оценкам в различных коллекциях сохранилось лишь восемь этих уникальных автомобилей. Самым распространенным мнением об основаниях для уничтожения сталинских броневиков является то, что интерес к этим автомобилям со стороны нового партийного руководства был нулевым, а передача такой техники третьим лицам была невозможна, поскольку находилась под грифом «секретно».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png