Основное место на приборной доске среди информационных датчиков обычно отведено под спидометр, в состав которого входит также и одометр.

Их основное назначение – показание скорости передвижения и пройденный километраж. Раньше спидометр был аналоговым и имел механический тросовый привод от КПП.

Но после внедрения электронных систем управления силовой установкой, пересмотрели также и конструкцию спидометра. Для примера возьмем автомобиль ВАЗ-2114.

У этого авто спидометр является электронным, и хоть стрелка, указывающая скорость на приборной доске осталась, но перемещается она уже не от вращения, получаемого посредством троса, а от импульсов специального датчика, включенного в конструкцию.

А одометр и вовсе из механического устройства превратился в цифры, выводимые на дисплей бортового компьютера. То есть, теперь работа этих информационных датчиков зависит от одного датчика, в техдокументации он так и называется датчик спидометра (ДС).

Назначение

Сразу отметим, что в задачу этого датчика входит несколько функций. Он предназначен:

  • Для подачи электронного сигнала на спидометр, установленный на приборной доске, в результате чего осуществляется возможность контролировать скорость перемещения и пройденное расстояние;
  • На основе показаний этого датчика электронный блок корректирует и устанавливает оптимальные обороты на разных режимах передвижения;
  • Сигналы датчика оказывают влияние на работу датчика холостого хода.

Особенности работы

Теперь разберемся, как все работает. Данные ДС получает, как и при механическом приводе – от КПП, точнее от вращения одного из ее валов.

Мало того, на ВАЗ-2114 для срабатывания датчика необходима подача на него вращения. Для этого предусмотрен шестеренчатый привод, который представляет собой шток с шестеренкой, входящей в зацепление с шестерней вала КПП.

Раньше к этому штоку подсоединялся приводной трос, тянущийся в салон к спидометру.

В ВАЗ-2114 надобность в тросе отпала, а на шток надевается датчик с тремя выводами для подключения проводки.

Такой вид ДС – язычковый, более распространен на этой модели, хотя со временем этот вид был заменен на датчик, функционирование которого основано на эффекте Холла, который является уже бесконтактным, то есть никакого привода у него нет.

Что касается датчика, у которого имеется привод, то установлено, что на каждый километр пути датчик скорости передает определенное количество импульсов. Беря в расчет это значение, ЭБУ высчитывает скорость движения авто и пройденный путь.

Все просто, чем меньше промежуток времени, за который поступило необходимое количество импульсов от ДС, тем скорость выше. Таким образом высчитывается и пройденный путь.

Признаки неисправности

Датчик скорости на ВАЗ 2114 и 2115 является средним по надежности, поэтому он нередко выходит из строя.

Первый, и основной признак его поломки – стрелка, указывающая на «0» на спидометре при движении или же подергивание ее при заведенном моторе, но сам автомобиль обездвижен.

А поскольку показания ДС задействованы в установке рабочих параметров электронным блоком, то существует еще ряд признаков неисправности:

  • Плаванье оборотов силовой установки на холостом ходу вплоть до полной ее остановки;
  • Увеличение потребление топлива;
  • Снижения тягово-динамических показателей автомобиля;
  • Двигатель останавливается при включении нейтрально скорости во время движения.

Но поскольку такие симптомы могут давать проблемы в работе других датчиков, то больше необходимо ориентироваться на показания стрелки спидометра.

Дополнительно удостовериться в неисправности датчика скорости может помочь сканирование бортового компьютера на наличие ошибок.

Среди перечня кодов ошибок, под датчик скорости отведено два:

  • Р0500 — датчик не передает сигнал на ЭБУ;
  • Р0503 – сигнал от датчика поступает с перебоями, прерывисто.

Как выбрать новый элемент и где искать его на автомобиле

Сам датчик не является ремонтируемым, поэтому при появлении проблем в его работе он просто заменяется.

Но отметим, что поскольку на этой модели используется несколько видов датчиков, то для замены необходимо подбирать точно такой же, как и был установлен на авто, поскольку разные типы не являются взаимозаменяемыми.

Лучше это делать по каталожному номеру (2111-3843010), или же по маркировке, нанесенной на сам ДС. Но для этого его необходимо предварительно снять.

Поскольку датчик работает от приводного штока, то и расположение его — на КПП. Найти его можно на верхней плоскости корпуса КПП недалеко от дифференциала.

Увидеть его можно и сверху, смотря вниз на коробку в районе бачка тормозной жидкости.

А вот добраться до него рукой из подкапотного пространства затруднительно, поскольку будут мешать другие элементы. И все же дотянуться до него можно, но только, чтобы отсоединить фишку с проводкой.

Проверка

При возникновении проблем с датчиком скорости, в первую очередь необходимо проверять проводку на наличие обрыва и окисления контактов.

Поскольку проводка ничем не закреплена, нередко перебои в работе ДС связаны именно с проводами. Если же осмотр их показывает, что проводка в норме, то необходимо диагностировать сам датчик.

Проверить его можно при помощи мультиметра, включенного в режим измерения напряжения. Для этого можно и не снимать его с авто, а просто выдомкратить колесо и включить 4 передачу.

На самом датчике имеется три вывода: боковые – это масса и «плюсовой» вывод для подачи напряжения на элемент. А центральный – импульсный, по которому сигналы поступают на спидометр и ЭБУ.

Щупы мультиметра подключаем к массовому и импульсному выводам. Затем просим помощника раскрутить колесо, а сами смотрим на показания.

Если при вращении значение напряжения «скачет», причем чем больше скорость, тем чаще будут происходить «скачки», то ДС исправен и следует сделать прозвонку проводки.

Таким же способом можно и проверить работоспособность нового датчика после его установки.

Замена, проверка работоспособности

Для удобства доступа к ДС лучше загнать авто на яму или эстакаду, поскольку снизу до него добраться легче. Из инструментов понадобиться всего лишь ключи на 21 (22), и на 10, а также плоская отвертка.

Откручивать ДС нужно против часовой стрелки. Поскольку корпус датчика – пластиковый, то он часто откручивается от руки, но возможно потребуется немного послабить крепление ключом на 21 (22).

На место снятого накручиваем новый ДС, убедившись, что его штырь вошел в отверстие штока привода.

Затягивать ключом не нужно, чтобы не сорвать пластиковую резьбу, достаточно усилия руки.

Иногда проблемы с работой датчика связаны не именно с ним, а с приводом. Дело в том, что на некоторых моделях используется пластиковая шестеренка приводного штока, и нередко зубья ее «облизываются».

Поэтому при замене ДС не лишним будет и проверка состояния привода. Для этого после снятия датчика нужно открутить ключом на 10 гайку крепления привода и аккуратно его извлечь, немного поддев отверткой.

При этом важно проследить, чтобы шок не выскочил, и не попал внутрь коробки.

Удостоверившись, что с шестерней привода все в порядке, устанавливаем все на место. Затем проверяем, имеется ли зацепление шестерен.

Для этого выдомкрачиваем одно переднее колесо, включаем 4 скорость и просим помощника покрутить, а сами пальцем проверяем, вращается ли шток.

После проверки привода, навинчиваем ДС и подключаем проводку. Остается только проверить, исчезли ли симптомы неисправности.

Для этого можно завести мотор и проследить за поведением стрелки спидометра и послушать, исчезли ли перебои в работе силовой установки на холостом ходу.

Или же можно все проверить путем замера напряжения на выводах мультиметром.

На автомобилях ВАЗ-2114 датчик скорости имеет очень большое значение. Именно с его помощью происходит корректировка состава топливной смеси и угла опережения зажигания. А также при наличии усилителя рулевого управления - включение и отключение этого механизма.

На карбюраторных автомобилях использовалась тросиковая система передачи данных о скорости. На инжекторных машинах применяются датчики, которые вырабатывают электрический сигнал, необходимый для подачи на спидометр и блок управления двигателем.

Как устроен датчик?

Самые первые датчики, которые устанавливались на инжекторных автомобилях, монтировали в приборной панели. Привод спидометра осуществлялся все так же при помощи механической передачи вращения. Это очень неудобно, так как всё равно вся система продолжала функционировать на механических устройствах. Намного лучше были датчики второго поколения.

Здесь уже не было механической передачи, но имелся один недостаток — соединение с механической коробкой делалось при помощи шестерни. Она была очень ненадёжной, часто выходила из строя. В третьем поколении датчиков использовались устройства, работающие на эффекте Холла. Они надежнее и долговечнее, нежели предшественники. Устанавливается датчик скорости ВАЗ-2114 непосредственно на

За что отвечает датчик скорости?

Это устройство необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование двигателя в различных режимах работы. Подключение датчика скорости ВАЗ-2114 осуществляется к электронному микроконтроллерному блоку управления и спидометру. Исправный датчик вырабатывает сигнал, причем его величина зависит от скорости движения автомобиля.

При этом электронный блок управления позволяет обеспечить нормальную работу исполнительных устройств, в частности, регулятора холостого хода. Все электронные приборы нуждаются в своевременном осмотре и контроле работоспособности. Если у вас не работает спидометр, то это вовсе не означает, что неисправен датчик скорости. Обязательно проверьте работоспособность самого спидометра. Вполне возможно, что поломка кроется именно в нём.

Как определить, что неисправен датчик

Если у вас на автомобиле установлен бортовой компьютер, то электронный блок управления обязательно выдаст ошибку, которая появится на дисплее. Всего имеется две ошибки:

  1. Р0503 — сигнал от датчика скорости прерывается. Вполне возможно, что причина такого поведения - плохой контакт в соединительных проводах.
  2. Р0500 — сигнала от датчика скорости нет совсем. В этом случае может быть как поломка прибора, так и обрыв провода, которым соединяется датчик с электронным блоком управления.

Обязательно перед заменой датчика убедитесь в том, что все провода, которыми он подключён к системе, находятся в исправном состоянии.

Внешние признаки поломки

Также вы можете заметить следующие признаки, которые характерны при поломке датчика скорости:

  1. Существенно снижается мощность двигателя.
  2. Повышается расход бензина, причём заметно.
  3. Обороты при работе двигателя на холостом ходу неустойчивы. Иногда двигатель глохнет, если не нажать педаль газа.
  4. Спидометр не работает либо функционирует неустойчиво.

Все эти признаки нельзя отнести однозначно к датчику скорости. Ведь подобные симптомы проявляются и при выходе из строя других приборов и исполнительных механизмов.

Диагностика датчика

Выполнить диагностику можно несколькими способами. Если вы заподозрили поломку датчика ВАЗ-2114, необходимо подать напряжение на прибор, а на выходе подключить мультиметр. Вращая ось датчика с разной скоростью, наблюдайте за изменением напряжения. Чем выше скорость вращения, тем больше величина напряжения.

Если вы не хотите демонтировать датчик, то можно при помощи домкрата приподнять одно колесо. Включите пятую скорость и постепенно раскручивайте колесо. Если напряжение увеличивается постепенно, то прибор в исправном состоянии. Но намного лучше окажется диагностика путем установки заведомо исправного датчика.

Замена

Выполнить замену датчика скорости ВАЗ-2114 можно очень быстро, для этого лучше всего воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. Процедура выполнения работ следующая:

  1. Отключите от аккумулятора минусовую клемму.
  2. Очистите всю поверхность вокруг датчика на коробке передач.
  3. Отсоедините колодку, отжав фиксатор.
  4. Выкрутите датчик, вращая его против часовой стрелки. Для демонтажа можно использовать ключ на «21».

Если имеется поломка в приводе, то его необходимо вытянуть. Для этого выкручиваете ключом на «10» гайку. Аккуратно вынимайте привод, внимательно следите за тем, чтобы внутрь коробки не упал шток. При необходимости нужно заменить уплотнительное кольцо. Если неисправен шток, обязательно установите новый и соберите привод. Новый датчик скорости нужно установить, закручивая его по часовой стрелке. После этого подключаете провода и проводите испытания.

Датчик скорости ВАЗ 2114 – один из важнейших элементов электронной системы управления «сердцем» автомобиля. Именно от его показаний зависит, сколько топлива будет подаваться, сколько воздуха пойдет в обход дроссельной заслонки при движении на холостом ходу, каковы будут показания спидометра и пр.

Где находится датчик скорости на ВАЗ 2114?

Как и во многих других инжекторных автомобилях, датчик скорости ВАЗ 2114 находится в верхней части корпуса КПП, недалеко от щупа уровня моторного масла. Подобраться к нему можно с двух сторон: сверху, открыв капот и отсоединив адсорбер, и снизу, используя для удобства смотровую яму.

Принцип работы датчика скорости.

В основу работы любого современного датчика скорости заложен эффект Холла, то есть взаимодействие электрического и магнитных полей, провоцирующие создание на полупроводниковой пластине разности потенциалов – напряжения Холла. При движении названное напряжение преобразуется в частотно-импульсный сигнал, который поступает на контроллер. По интервалу времени между данными импульсами и рассчитывается скорость движения авто.

Неисправности датчика скорости ВАЗ 2114.

Как правило, о неисправности датчика скорости свидетельствуют:

  • «лежащая» на нуле стрелка спидометра;
  • снижение мощности мотора;
  • повышенный расход топлива;
  • проблемы с движением на холостом ходу и, конечно, же ошибки Р0500 (отсутствующий сигнал датчика скорости) и Р0503 (прерывающийся сигнал).

Большая часть из них пусть и не является прямым указанием на поломку датчика скорости, но на необходимость его проверки указывает определенно.

Как проверить датчик скорости ВАЗ 2114?

Проверять датчик скорости на автомобилях отечественного производства можно разными способами: без снятия датчика с автомобиля и с ним.

В первом случае все довольно просто:

У исправного датчика будут отчетливо видно изменение импульсного сигнала – в пределах 0,5-10В.

Во втором случае проделываете все то же самое, только вольтметр заменяете контрольной лампочкой. При вращении колеса лампочка должна моргать.

Последний вариант проверки датчика скорости ВАЗ 2114 предполагает под собой снятие датчика с автомобиля (о том, как это сделать, читайте ниже) и подключение к нему вольтметра и питания по следующей схеме.

Обслуживание и ремонт автомобиля – занятие не из дешевых, особенно если вы обратились за помощью в сервисный центр. В этой статье мы расскажем, как самостоятельно можно заменить датчик скорости ВАЗ 2114.

Признаки неисправности датчика скорости

Итак, вы заметили, что спидометр перестал работать и стрелка на нем не двигается, расход бензина превышает норму. Это означает, что пришло время ремонта датчика скорости ВАЗ. Для этого не обязательно обращаться в автосервис, ведь можно самостоятельно взяться за дело. Для начала необходимо детально узнать, как правильно осуществляется замена этой детали.

Функции датчика — передача сигнала на специальный контроллер, что регулирует работу двигателя на холостых оборотах. В результате этого происходит корректировка подачи воздуха, который направляется в обход дроссельной заслонки.

Расположение датчика

Самостоятельно найти это устройство в ВАЗ 2114 совершенно несложно: оно находится на коробке передач. Для этого необходимо открыть капот на машине и найти провод, что ведет к этой самой коробке. Этот провод ведет также и к измерителю скорости.

Бывает так, что причина поломки кроется в незакрепленных или плохо зафиксированных проводках, поэтому перед тем, как будет происходить замена, необходимо это проверить. Для этого вам понадобятся следующие инструменты:

  • Отвертка (плоская и крестовая).
  • Обыкновенные плоскогубцы.

Если провода в порядке, то причина кроется в поломке самого датчика.

Как снять?

  1. Откройте капот и с помощью ключа на 10, снимите массу с аккумулятора;
  2. Снятие адсорбера сделает процесс замены более удобным. Это делается очень быстро: отворачиваем гайки и отводим его в сторону, чтобы он не мешал при работе;
  3. Снимите колодку вместе с проводами. Для этого требуется зажать фиксатор;
  4. Снимите устройство. Нужно аккуратно поворачивать его против часовой стрелки, пока он не выкрутится. После чего вынимаем датчик с помощью ключа на 21;
  5. Место, где он устанавливается, обязательно нужно очистить от грязи и мусора.

Инструкция по установке

  • Перед тем, как поменять сломанный датчик на новый, нужно учитывать, что корпус устройства сделан из пластмассы, поэтому важно быть очень осторожным, чтобы не сломать его.
  • Для правильного монтажа прибора скорости ВАЗ 2114 необходимо, чтобы паз устройства точно попал в паз втулки. В противном случае, он не сможет правильно зафиксироваться и сесть на место.
  • Последний шаг – это надежная фиксация. Для этого нужно аккуратно закручивать датчик по часовой стрелке. Главное – не переусердствовать и не сломать новый прибор.

На этом замена прибора закончена. Стоит ли обращаться в сервисный центр и сколько вы сэкономите средств, сделав это самостоятельно, подумайте сами.

На всех переднеприводных автомобилях ВАЗ с инжекторными двигателями, таких как 2114 и ему подобные, устанавливаются датчики скорости. То есть, теперь скорость автомобиля определяется именно по его показаниям, а не механическим воздействием троса спидометра, как это было раньше.

Довольно часто владельцы ВАЗ 2114-2115 сталкиваются с такой проблемой, когда стрелка спидометра начинает гулять в произвольном порядке, или же данные скорости отличаются заметно от реальной. В таком случае первой причиной, по которой могут возникнуть эти проблемы, является выход из строя датчика скорости.

Датчик скорости на автомобиля Лада Самара находится в верхней части корпуса КПП. Но добраться без труда туда не так-то просто.

Для того, чтобы его заменить, идеальным вариантом будет — заехать на смотровую яму и уже из под машины сделать всю эту операцию. Чтобы все выглядело более наглядно, ниже будет представлено фото описание всей работы.

Фото отчет по замене датчика скорости на ВАЗ 2115-2115

Так, значит первым делом отсоединяем клемму от минусовой на аккумуляторе. Для этого понадобится ключ на 10 или головка с маленьким воротком. Когда с этим справились, можно приступать далее. Необходимо отсоединить штекер с проводами питания от датчика.

На фото показ вид снизу:

Чтобы отключить эту колодку со жгутом проводов, необходимо сжать металлические фиксаторы и потянуть за этот узел вверх:

Теперь выворачиваем старый датчик из корпуса КПП, для чего может понадобиться ключ на 22 мм рожковый. Хотя, в большинстве случаев все прекрасно откручивается рукой. Затем берем новую деталь и производим установку в обратной последовательности.

Как видите, старый датчик подсоединялся напрямую к штекеру, а в новом присутствует как бы удлинитель с проводом, но особой разницы в них нет.

Что касается стоимости данных деталей, то цена на новый датчик скорости на модели ВАЗ 2114-2115 может составлять порядка 350 рублей за самый дешевый вариант отечественного производства.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png