Приложение 1

Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники при интегрированной форме медицинского обеспечения («единый педиатр»).

Ответственным за проведение диспансеризации детей как неорганизованных, так и организованных является участковая бригада в составе участкового врача и участковой медицинской сестры территориального педиатрического участка, на котором проживает данный ребенок.

Диспансеризация детей «декретированных» возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденной приказом главного врача, в составе: отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, стоматолог. Другими специалистами дети консультируются по направлению участкового педиатра, по показаниям.

В дни проведения профилактических осмотров детей «декретированных» возрастов участковый педиатр, чьи дети проходят диспансеризацию, освобождаются от основной работы и включаются в состав бригады.

Диспансеризация детей при оформлении в детские дошкольные учреждения проводится в течение всего года по обращаемости. Диспансеризация неорганизованных детей при оформлении в школу осуществляется также по обращаемости, а организованных - по плану-графику, утвержденному главным врачом.

В соответствии с данным планом-графиком бригада специалистов проводит профилактические осмотры детей в дошкольном учреждении с 17.00 до 19.00. К этому времени, ранее предупрежденные родители, приходят в дошкольное учреждение за своими детьми и приносят с собой ф. 112/У (находится у родителей на руках).

Таким образом, осмотр ребенка проводится в присутствии родителей, что позволяет повысить его эффективность и исключить необходимость повторной явки родителей с детьми в поликлинику. Данные специализированного осмотра записываются как в ф. 026/У, так и 112/У (одновременно, параллельно аналогичным образом, специалисты консультируют и детей других возрастных групп детского сада, находящихся на диспансерном учете). После завершения осмотра в полном объеме (с лабораторными и дополнительными обследованиями) приведениями всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с назначениями специалистов в детское дошкольное учреждение приходит участковый педиатр и заканчивает оформление ф. 026/У в школу (оформляется эпикриз с заключением, в котором представлены: оценка физического развития, группа здоровья, рекомендации по физкультурной группе, профилактическим прививкам и обеспечению дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья ребенка). Аналогичная запись делается и в ф. 112/У, куда и вносятся все данные о сделанных в дошкольном учреждении профилактических прививках. После завершения диспансеризации ф. 026/У и ф. 112/У представляются на экспертную оценку зав.отделением или зам.главного врача по лечебной части поликлиники и, при отсутствии замечаний, ставится вторая подпись штамп и печать учреждения.

Профилактические осмотры школьников при переходе к предметному обучению (5-х классов) проводятся в детской городской поликлинике в утренние часы по графику, утвержденному главным врачом поликлиники по согласованию с директором школы.

Учащихся школы на диспансеризацию приводит фельдшер (м/сестра) школы и классный руководитель. Фельдшер (мед. сестра) школы приносит в поликлинику ф.026/У; предупрежденные заранее учащиеся 5-х классов приходят на диспансеризацию с ф. 112/У.

После осмотра детей специалистами, проведения лабораторных, а, по показаниям, и рентгенологических исследований, дети осматриваются участковым педиатром, который в день диспансеризации детей своего территориального педиатрического участка освобождается от основной работы и включается в состав диспансерной бригады. После завершения осмотра оформляется эпикриз с записью в ф.ф.112/У, 026/У и 131/У. Данные о проведенных в школе профилактических прививках из ф.026/У переносятся в ф.112/У (образцы эпикризов для детей I, II и III групп здоровья прилагаются).

Если же ребенок нуждается в дополнительных обследованиях, консультации других специалистов, то участковый педиатр оставляет у себя ф.131/У и только после проведения всего комплекса диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий ребенок с матерью приглашается на прием к участковому врачу, оформляется эпикриз с заключением, в котором представлены оценка физического развития ребенка, группа здоровья, рекомендации по физкультурной группе, профилактическим прививкам и динамическому наблюдению за состоянием здоровья ребенка.

Профилактические осмотры у учащихся 9-х классов (14-15 лет) осуществляются совместно со специалистами и подростковым терапевтом поликлиники для взрослых. Для этого совместным приказом (по детской и взрослой поликлиникам) утверждается состав смешанной бригады специалистов, день и порядок диспансеризации подростков.

Первичная медицинская документация на подростков (ф.112/У) находится в поликлинике и заранее подготавливается для передачи во взрослую сеть.

За 1-2 года до предстоящей совместной диспансеризации подростков участковыми медицинскими сестрами проводятся лечебные патронажи на дому (образцы лечебных патронажей прилагаются) с целью уточнения состояния здоровья детей, проверки выполнения диагностических исследований и лечебно-оздоровительных мероприятий по назначению участкового врача. При необходимости участковая медсестра дает направления на лабораторные обследования и на консультацию к специалистам, оформляет в ф.112/У запись о проведенном лечебном патронаже, после чего ф. 112/У и передает участковому педиатру. Участковый педиатр подготавливает первичную медицинскую документацию (ф.112/У, ф. 25/У) для передачи во взрослую сеть. После совместной диспансеризации, если у подросткового терапевта нет претензий к участковому врачу, подросток считается переданным во взрослую сеть. Если ребенку требуются дополнительные обследования, консультации и т.д., то по окончании диспансеризации участковый педиатр выполняет эти совместные назначения и только после этого окончательно оформленная первичная медицинская документация передается подростковому терапевту поликлиники для взрослых.

В диспансеризации детей декретированных возрастов принимает участие средний медперсонал образовательных учреждений.

Для организации профилактических осмотров детей на основе скрининг-тестов с целью более рационального использования времени специалистов, повышения качества и эффективности диспансеризации, в детской поликлинике за счет перераспределения штатных должностей создан кабинет доврачебного приема с графиком работы в две смены.

У детей до 3-летнего возраста ф.131/У хранится в кабинете участкового педиатра и обследование этого контингента по скрининг-программе при профилактических осмотрах осуществляется в кабинете здорового ребенка (КЗР).

У детей от 3-х до 15-летнего возраста ф.131/У централизована в кабинете доврачебного приема и разложена по участкам. На каждом педиатрическом участке две ячейки (одна для ф.131/У детей, подлежащих диспансеризации, другая - прошедших ее).

Диспансеризация детей недекретированных возрастов осуществляется самотеком, по направлению среднего медицинского персонала дошкольных учреждений и школ, а также активному вызову участковой медицинской сестры.

Медицинские сестры дошкольных учреждений за месяц до дня рождения ребенка начинают требовать от родителей справку от участкового педиатра о данных диспансеризации ребенка за текущий год, предварительно дав направление на лабораторные анализы и на консультацию к специалистам при наличии у ребенка отклонений в состоянии здоровья. В случае обращения родителей с ребенком к участковому врачу после перенесенных острых заболеваний или за справками в бассейн, спортивные секции и т.д., такой ребенок направляется в кабинет доврачебного приема, после чего проводится профилактический врачебный осмотр.

Таким образом, практически каждый ребенок 1 раз в год посещает кабинет доврачебного приема, где ему проводится обследование скрининг-тестами.

Данные обследования регистрируются в ф.ф.131/У и 112/У. Если ребенок школьного возраста не прошел обследование в течение учебного года, то обменную карту в летний оздоровительный лагерь в школе ему не выдают и он вынужден получать ее в поликлинике; предварительно пройдя диспансеризацию. После обследования в кабинете доврачебного приема родители с ребенком попадают к участковому педиатру, который и проводит углубленный медицинский осмотр ребенка (с оценкой его физического развития, определением группы здоровья и т.д.) в соответствии со стандартом. После педиатрического осмотра ф.131/У возвращается в кабинет доврачебного приема и хранится в ячейке прошедших диспансеризацию в отчетном году, а в дошкольное учреждение и школу передается справка на каждого ребенка о результатах диспансеризации с рекомендациями (прилагается). Если же ребенку по состоянию здоровья необходима консультация специалиста или дополнительное обследование, то ф.131/У задерживается у участкового врача. И только при уточнении диагноза педиатр оформляет эпикриз, делает соответствующие записи в ф.ф.112/У и 131/У.

После этого последняя возвращается в кабинет доврачебного приема. В случае изменения у ребенка группы здоровья, его ф.112/У после диспансеризации передается для экспертной оценки зав. педиатрическими отделениями, которые и определяют обоснованность перевода ребенка из одной группы здоровья в другую.

    Наряду с комплексными профилактическими медицинскими осмотрами, в те возрастные периоды, когда они не проводятся, 1 раз в год осуществляется программа доврачебного скрининг-тестирования и обязательный профилактический осмотр детей врачом-педиатром, работающим в образовательном учреждении.

    1. Профилактические осмотры детей лучше всего организовать в каждом образовательном учреждении во 2-й половине учебного года, приблизительно в одно и тоже время.

      Профилактические осмотры проводятся в 3 этапа и состоят в следующем.

      I. Осмотр ребенка в возрасте 3 лет и/или перед поступлением в ДОУ.

      1-й этап - доврачебный - проводится на основе программы скрининг-тестирования медицинской сестрой и включает: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрию (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); лабораторное обследование (анализы крови, мочи, кала на яйца глистов).

      2-й этап - врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирургом-ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, стоматологом, логопедом).

      3-й этап

      Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического развития, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, рекомендации по режиму дня и питанию, дальнейшему наблюдению и лечению ребенка.

      II. Осмотр за год до поступления в школу.

      1-й этап

      В доврачебный этап включены: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрия (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); оценка: состояния осанки, стопы (по плантограмме), остроты зрения, возрастной рефракции (по тесту Малиновского), остроты слуха, силы сжатия кисти (по показателям динамометрии ведущей руки); лабораторное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тестполосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники).

      2-й этап - врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирургом / ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, стоматологом, логопедом).

      3-й этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликлиники или стационара).

      Для определения функциональной готовности ребенка к началу подготовки к обучению в школе в осмотре участвуют педагог и психолог.

      Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического развития, оценку физической подготовленности, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, рекомендации по дальнейшему режиму дня и питанию, наблюдению и лечению ребенка.

      III. Осмотр перед поступлением в школу.

      1-й этап - доврачебный - программа скрининг-тестирования осуществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства.

      В доврачебный этап включены: анкетный тест (анкету заполняют родители); антропометрия (определение длины и массы тела, ЖЕЛ); оценка: состояния осанки, стопы (по плантограмме), остроты зрения, возрастной рефракции (по тесту Малиновского), остроты слуха, силы сжатия кисти (по показателям динамометрии ведущей руки), определение артериального давления; лабораторное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест-полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники).

      2-й этап - врачебный осмотр педиатром и специалистами (хирур- гом/ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, неврологом, стоматологом, логопедом).

      В образовательном учреждении (при наличии в детской поликлинике переносной аппаратуры) или в детском амбулаторно-поликлиническом учреждении проводится электрокардиографическое исследование.

      3-й этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами в условиях детской поликлиники или стационара).

      Определяют функциональную готовность ребенка к обучению в школе педагог и психолог, работающие в психолого-медико-педагогической комиссии (консультации).

      Заключение содержит: заключительный диагноз (в том числе основной и сопутствующие заболевания); оценку физического развития, оценку физической подготовленности, оценку нервно-психического развития, группу здоровья, медицинскую группу для занятий физической культурой, рекомендации по дальнейшему режиму дня, организации занятий, питанию, наблюдению и лечению ребенка.

      IV. Осмотр в конце 1-го года обучения в школе.

      Обследование ребенка проводится на всех этапах в том же объеме, что и перед поступлением в школу, за исключением логопеда, который обследует учащихся по показаниям. Доврачебный этап по программе скрининг-тестирования осуществляется медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Лабораторное обследование (определение белка и глюкозы в моче с помощью тест-полосок проводится в образовательном учреждении; забор материала для анализа кала, анализа крови и, в случае отсутствия тест-полосок, утренней порции мочи) осуществляется в образовательном учреждении; исследования проводятся в лаборатории детской поликлиники. В обязательном порядке проводится электрокардиографическое исследование. Педиатром по завершении профилактического осмотра даются рекомендации родителям по оздоровлению ребенка в период летних каникул.

      1. V. Осмотр в конце 3-го года обучения в школе (в 9-10 лет ).

        Обследование ребенка проводится в более широком объеме, чем в конце 1-го года обучения в школе. Доврачебный этап по программе скрининг-тестирования осуществляется средним медработником школы или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось в конце 1-го класса.

        В обязательном порядке проводятся электрокардиографическое исследование и в амбулаторно-поликлинических условиях - гинекологический осмотр девочек (9-10 лет) детским гинекологом. С целью своевременного выявления анатомических дефектов гинекологу следует обратить внимание на правильность развития половых органов девочки, а также диагностировать признаки воспалительных процессов при их наличии.

        VI. Осмотр при переходе к предметному обучению, в 5-м классе (в 11- 12 лет).

        1-й этап - доврачебный - проводится по программе скрининг-тестирования медицинской сестрой образовательного учреждения или в амбулаторно-поликлиническом учреждении по месту жительства. Анкеты, выявляющие жалобы и факторы риска, заполняет сам учащийся. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось в 3-м классе.

        На 2-м этапе обследования ребенок осматривается педиатром и врачами-специалистами в том же объеме, что и в конце 3-го года обучения.

        Кроме того, в обязательном порядке проводятся электрокардиографическое исследование, и в амбулаторно-поликлинических условиях - гинекологический осмотр девочек (11 лет и старше) детским гинекологом и мальчиков (11 лет и старше) - урологом-андрологом.

        3-й этап - специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами, включая эндокринолога в условиях детской поликлиники или стационара).

        1. Заключение должно включать оценку нервно-психического и физического развития, в том числе определение уровня биологического развития ребенка, оценку адаптации ребенка к предметной форме обучения. В заключении указывается группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, пригодность к трудовому обучению. В заключение и рекомендации должно быть включено предварительное врачебно-профессиональное консультирование учащихся, имеющих выраженные нарушения здоровья или анатомические дефекты, и детей-инвалидов с ограниченным выбором профессий. Педиатр должен дать рекомендации родителям по формированию правильного профессионального выбора ребенка в соответствии с его состоянием здоровья и функциональными возможностями.

          VII. Осмотр в седьмом классе (в 13-14 лет).

          Доврачебный этап проводится аналогично обследованию ребенка в возрасте 11-12 лет. На 1-м этапе профилактического осмотра особое внимание должно уделяться девочкам. При этом также применяются скрининговые тесты для оценки полового созревания по степени выраженности вторичных половых признаков (определение половой формулы) и анкетный тест для оценки состояния менструальной функции у девочек 13-14 лет. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось в 5-м классе.

          2-м этапе, форма заключения и рекомендаций должны соответствовать профилактическому осмотру в предыдущий возрастной период. Проведение электрокардиографического исследования обязательно.

          Заключение должно включать оценку состояния соматического, нервно-психического и репродуктивного здоровья, физического развития и физической подготовленности. В заключении указывается группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, пригодность к трудовому обучению. Кроме того, даются рекомендации по оздоровлению, коррекции, лечению и реабилитации, по показаниям - психолого-педагогической коррекции. В заключение и рекомендации должно быть включено врачебно-профессиональное консультирование учащихся, имеющих выраженные нарушения здоровья или анатомические дефекты, и детей-инвалидов с ограниченным выбором профессий.

          1. VIII. Осмотр в девятом классе (в 15-16лет).

            Доврачебный этап проводится аналогично обследованию ребенка в возрасте 13-14 лет. Лабораторное обследование осуществляется аналогично тому, как оно проводилось на предыдущих этапах. Обязательно проводится электрокардиографическое исследование. Кроме того, с 15 лет проводится флюорографическое обследование 1 раз в 2 года. На 1-м этапе профилактического осмотра особое внимание должно уделяться девочкам. При этом также применяются скрининговые тесты для оценки полового созревания по степени выраженности вторичных половых признаков (определение половой формулы) и анкетный тест для оценки состояния менструальной функции у девочек старшего подросткового возраста.

            Организация и объем медицинского обследования на 2-м этапе, форма заключения и рекомендаций должны соответствовать профилактическому осмотру в предыдущий возрастной период. На основании данных комплексного медицинского обследования при обязательном участии детского гинеколога и эндокринолога выделяется группа риска репродуктивного здоровья. В целях профилактики нарушений репродуктивного здоровья за девушками группы риска проводится диспансерное наблюдение, осуществляются оздоровительные и корригирующие мероприятия. Результаты профилактических осмотров мальчиков допризывного возраста передаются в районные военкоматы для определения и реализации необходимых диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий на этапе перед припиской. В этот же период проводится врачебно-профессиональная консультация всех учащихся и даются предварительные рекомендации по выбору профессии и специальности в соответствии с состоянием здоровья. Особое внимание уделяется учащимся, собирающимся по завершении основного образования покинуть школу и работать на производствах или получать подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

            1. IX-X. Осмотры перед окончанием образовательного учреждения (раздельно в 16 и 17 лет).

              Юноши и девушки старшего подросткового возраста проходят 2 профилактических осмотра - в 16 и 17 лет.

              Доврачебный, 2-й и 3-й этапы профилактических осмотров, лабораторно-инструментальное обследование проводятся аналогично осмотру в 15-16 лет.

              При составлении заключения и рекомендаций уделяется особое внимание соматическому, нервно-психическому и репродуктивному здоровью юношей и девушек, их физическому развитию и физической подготовленности, а также врачебно-профессиональному консультированию старшеклассников.

              Результаты профилактических осмотров юношей передаются в районные военкоматы и учитываются при медицинском освидетельствовании при приписке в 17 лет и определении годности к службе в Вооруженных Силах при призыве в 18 лет.

              Подросткам с отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательных учреждениях.

            2. 2. Этапы комплексного профилактического медицинского осмотра детей и подростков:

              доврачебный (на основе программы скрининг-тестов);

              врачебный (осмотр педиатром (как правило, врачом, работающим в образовательном учреждении) и врачами-специалистами: хирургом/ортопедом, детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом (детей дошкольного возраста), детским гинекологом (девочек-девушек, начиная с 9-10 лет) или урологом/андрологом (мальчиков-подростков, начиная с 11- 12 лет). Лабораторное обследование (анализы крови, мочи и кала на яйца глистов) должно предварять врачебный этап осмотра с тем, чтобы врачи во время осмотра могли ознакомиться с результатами анализов. Электрокардиографическое обследование, проводимое, начиная с осмотра перед поступлением ребенка в школу, при наличии в детской поликлинике переносных аппаратов, должно проводиться в образовательном учреждении, при отсутствии переносных электрокардиографов - осуществляется в кабинете функциональной диагностики поликлиники. Флюорографическое обследование, проводимое подросткам, начиная с 15-летнего возраста, 1 раз в 2 года, осуществляется в флюорографическом кабинете поликлиники или противотуберкулезного диспансера;

              специализированный (по показаниям углубленное обследование врачами-специалистами узкого профиля, в том числе кардиологом (ревматологом), гастроэнтерологом, эндокринологом, урологом, нефрологом, аллергологом, пульмонологом, психиатром, дерматологом и др. с проведением необходимых лабораторно-инструментальных исследований).

              3. Объем и методики, используемые при осмотрах, определяются:

              особенностями различных этапов онтогенетического развития;

              вариантами нормы функционального состояния и особенностями клинического течения нарушений здоровья;

              необходимостью принятия экспертных решений по вопросам оценки состояния здоровья;

              необходимостью приоритетного использования амбулаторно-поликлинической базы.

              Педиатр и врачи-специалисты с помощью анкетного опроса выявляют жалобы ребенка, анамнез и факторы риска формирования отклонений в здоровье ребенка: нарушения режима дня, питания, низкую двигательную активность, чрезмерные дополнительные учебные нагрузки, употребление психоактивных веществ. Затем каждый врач проводит осмотр ребенка в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России.

              4. Индивидуальное заключение о состоянии здоровья ребенка по результатам комплексного профилактического осмотра, оформляемое врачом педиатром, работающим в образовательном учреждении (а при его отсутствии оформляемое педиатром, ответственным за профилактический осмотр), должно включать:

              заключительный диагноз (основной и сопутствующие заболевания);

              оценку физического и психического развития;

              группу здоровья;

              медицинскую группу для занятий физкультурой;

              допуск к трудовому обучению;

              ограничения по состоянию здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности (для подростков);

              возможные ограничения годности к военной службе (для юношей-подростков);

              При выявлении впервые возникших у ребенка функциональных нарушений и хронических заболеваний или при диагностировании неблагоприятных тенденций в течении патологических процессов и функциональных расстройств педиатр, работающий в образовательном учреждении, в индивидуальном порядке направляет ребенка на обследование в детскую поликлинику по месту жительства к участковому педиатру или к врачам-специалистам по профилю заболевания. При этом педиатр извещает родителей о выявленных у ребенка нарушениях здоровья и необходимости медицинского обследования и лечения. Обследование, лечение и диспансерное наблюдение за больным ребенком проводится врачами-специалистами в условиях детской поликлиники по месту жительства. Участковый педиатр и врачи-специалисты детской поликлиники по месту жительства ребенка могут рекомендовать проведение определенных оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении (например, витаминотерапию, некоторые физиотерапевтические процедуры, ЛФК и др.), если имеются соответствующие условия и подготовленный персонал.

              5. Регистрация индивидуальных результатов профилактических осмотров (для последующего мониторинга состояния здоровья). Индивидуальные данные результатов комплексного профилактического осмотра ребенка и осмотра педиатром заносятся в Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений, в Медицинскую карту ребенка, воспитывающегося в доме ребенка, в Карту диспансеризации ребенка, которые ведутся в образовательном учреждении.

              Регистрация общих результатов профилактических осмотров.

              Общие сведения о результатах профилактических осмотров детей соответствующего возраста вносятся ежегодно в отчетную форму Федерального Государственного статистического наблюдения? 31 «Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам». В отчетной форме № 31 указывается абсолютное количество детей, у которых при профилактических осмотрах выявлены понижение остроты слуха, понижение остроты зрения, дефект речи, сколиоз и нарушение осанки. Сравнительный анализ ежегодных результатов осмотров позволяет определить (при пересчете в относительные показатели) динамику распространенности указанных заболеваний среди детей и подростков.

              Санитарные правила и нормы предписывают во всех общеобразовательных учреждениях осуществлять профилактические и оздоровительные мероприятия.

              Основные принципы организации и проведения системы профилактических и оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях:

              комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры учебного года, экологических и климатических условий и др.;

              непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

              максимальный охват программой всех нуждающихся в оздоровлении учащихся и воспитанников;

              определение у каждого ребенка индивидуальных медицинских показаний и противопоказаний к проведению конкретной оздоровительной технологии;

              интеграция программы профилактики и оздоровления, по возможности, в образовательный процесс образовательного учреждения;

              преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;

              использование простых и доступных технологий;

              формирование положительной мотивации у учащихся и воспитанников, медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;

              повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательном учреждении санитарных правил, регламентирующих требования к архитектурно-планировочным решениям и оборудованию учреждений, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, санитарному состоянию учреждения, организации питания учащихся.

              В программу профилактики и оздоровления детей в образовательных учреждениях должны включаться следующие разделы.

              Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

              Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

              Оздоровление детей и подростков, перенесших ОРВИ.

              Организация рационального питания для профилактики нарушений обмена веществ и оздоровления обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

              Оздоровление детей и подростков с избыточной массой тела.

              Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией.

              Оптимизация двигательной активности детей и подростков.

              Профилактика кариеса и других стоматологических заболеваний.

              Организация вакцинопрофилактики.

              Формирование здорового образа жизни детей и подростков, гигиеническое обучение и воспитание.

В детской поликлинике существуют определенные дни и часы для посещения - «грудничковый день». Вместе с врачом-педиатром в эти часы приема работают невропатолог, окулист, ортопед. Именно этим специалистам необходимо показать малыша, когда ему исполнится один месяц. До исполнения ребенку одного года посещения детской поликлиники ежемесячны.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 апреля 2007 г. N 307 «О стандарте диспансерного(профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни»



Детский невролог (невропатолог) – врач, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с поражением ЦНС, а также поражением периферической нервной системы и функциональными нарушениями у детей.

Консультация невролога (невропатолога) включает в себя:

1. Осмотр ребенка по заболеванию – в ходе осмотра проверяется зрение, мышечная сила, координация, рефлексы и чувствительность. Эта информация помогает неврологу определить, находится ли проблема в нервной системе, подтвердить диагноз и определить тактику лечения. При необходимости назначаются дополнительные методы исследования: ЭХО-ЭГ, Нейросонография (УЗИ мозга), МРТ (магнитно-резонансная томография), УЗДГ (ультразвуковая допплерография сосудов и желудочков мозга), ЭЭГ (электроэнцефалография). Осмотр невролога необходим, когда педиатр или врач другой специальности подозревает симптомы заболевания, которое может вовлекать мозг или нервную систему. Неврологическая оценка нарушений мозга и нервной системы может помочь поставить верный диагноз и обеспечить эффективное лечение неврологических расстройств.

2. Профилактический осмотр (плановая диспансеризация) . Плановые консультации невролога обычно проводятся:

o в сроки 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и 1 год.

o после 1 года ребенка – ежегодно.

Невропатолог оценит уровень развития ребенка, даст рекомендации по профилактике болезненных состояний у ребенка; поможет разобраться, почему движения ребенка имеют какие-либо особенности или почему ребенок еще не научился тому, что уже умеют его сверстники.

Поводом для обращения к неврологу могут послужить такие жалобы, как:

1. Ребенок грудного возраста:

o повышенная возбудимость, проблемы со сном (сон поверхностный, часто просыпается);

o у ребенка трясутся подбородок и ручки при возбуждении, плаче или в спокойном состоянии

o часто и много срыгивает;

o при опоре на «цыпочки» или стопу поджимает пальчики;

o при повышении температуры тела имеют место подергивания (судороги);

o ребенок упал и ударился головой.

2. Дети старшего возраста:

o нарушение засыпания и сна;

o задержка моторного и речевого развития, заикания, тики;

o головная боль, головокружение, обмороки;

o энурез;

o утомляемость, неусидчивость, снижение концентрации внимания;

o плохая переносимость транспорта;

o снижение зрения и преходящие нарушения зрения;

o носовые кровотечения;

o черепно-мозговые травмы.

Осмотры невролога крайне важны, так как позволяют выявить патологии со стороны ЦНС и своевременно назначить соответствующие диагностические мероприятия и лечение.

Оториноларинголог (ЛОР) – врач, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний уха, носа и горла (глотки, гортани, трахеи) и пограничных с ними областей.

К ЛОРу обращаются в следующих случаях:

· грудной ребенок плохо сосет грудь или бутылочку, плачет, беспокоен;

· затруднённое носовое дыхание, во время сна ротик открыт;

· кашель;

· боли в ушах;

· ребенок не реагирует на звуки;

· попадание инородных предметов в ухо, нос, гортань;

· из ушка пахнет (серные пробки).

Оториноларинголог проводит:

· диагностику и лечение заболеваний, таких, как ангина, гайморит, синусит (воспаление придаточных пазух носа), ОРВИ, (воспаление уха).

· процедуры детям, такие как: промывание и обработка (аппликация лекарственных средств) лакун миндалин, промывание носоглотки лекарственными средствами, отсос слизи из носа, промывание ушных проходов.

Детский ортопед – врач, занимающийся профилактикой и устранением (восстановлением функций) различных врожденных и приобретенных деформаций органов опоры и движения у детей.

Дети первого года жизни проходят обязательное наблюдение у ортопеда с целью коррекции нарушений . Для уточнения возможной патологии проводится УЗИ тазобедренных суставов детям в возрасте с 1-го месяца и в динамике наблюдения.

Плановые консультации врача-ортопеда обычно проводятся в следующие сроки:

o 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев, 12 месяцев.

К ортопеду обращаются в следующих случаях:

1. Ребенок грудного возраста:

o если у ребенка, лежащего на животике, ягодичные складочки ассиметричны, длина ножек различна;

o если ребенок все время поворачивает голову в одну и ту же сторону, наклоняет ее к одному плечу (кривошея);

o при опоре на ножки, стоит на наружной или внутренней поверхности стопы;

o ножки имеют О-образную или Х-образную форму.

В зависимости от конкретного заболевания, назначается лечебная физкультура, массаж, ношение ортопедических приспособлений.

2. Дети старшего возраста:

o при косолапости, плоскостопии;

o при искривлении позвоночника и появлении болей в спине;

o при нарушении осанки, походки;

o при асимметрии плеч, лопаток, сутулости.

У детей старшего возраста наиболее частой причиной обращения к специалисту является нарушение осанки, которое часто формируется у школьников. Для коррекции таких нарушений используются повторные курсы массажа, водные процедуры, лечебная гимнастика.

Детский хирург – врач, занимающийся проблемами пороков развития детского возраста, требующих хирургических (оперативных) методов лечения.

Плановые консультации хирурга обычно проводятся в следующие сроки:

o 1 месяц, 9 месяцев, 12 месяцев.

Хирург оказывает как плановую, так и экстренную хирургическую помощь:

· при гемангиомах, лимфангиомах и других поражениях сосудов кожи и внутренних органов;

· если у ребенка в состоянии покоя или во время плача в области пупка, паховой области – отмечается выпячивание (пупочная или паховая грыжа);

· если у ребенка вросший ноготь;

· если у мальчиков одна половина мошонки увеличена в размере (водянка яичка – гидроцеле);

· при травмах;

· острая боль в животе, потеря аппетита, тошнота и рвота;

· ограничение движения конечностей.

Хирург проводит консультацию с постановкой диагноза, определением тактики и объема хирургического лечения (плановая или экстренная операция).

Детский кардиолог – врач, занимающийся профилактическим осмотром, диагностикой и лечением заболеваний сердечно-сосудистой системы.

К кардиологу обращаются в следующих случаях:

· если у ребенка с рождения выслушивается шум в сердце (это может быть свидетельством порока сердца) или уже поставлен определенный диагноз;

· при появлении цианоза (посинение носогубного треугольника), одышки ребенка при кормлении, его быстрой утомляемости, вялости, плохой динамики веса и роста;

· если ребенок старшего возраста жалуется на боли в области сердца, быстро утомляется, отмечается учащенное или замедленное сердцебиение;

· при повышенном давлении у ребенка;

· при болях в области суставов, их опухание, отеках;

· после перенесенных тяжелых инфекционных заболеваний – после скарлатины, ангин, которые могут стать причиной порока сердца.

Наличие у ребенка кардиологического заболевания требует постоянного, регулярного наблюдения детского кардиолога для контроля за динамикой основных показателей сердечно-сосудистой системы, своевременной коррекции проводимого лечения и, таким образом, предупреждения осложнений.

Детский офтальмолог (окулист) – врач, занимающийся диагностикой и лечением органов зрения у детей.

Первый раз ребенок должен быть осмотрен детским офтальмологом в первые дни жизни, еще в роддоме. Проводится общий осмотр глаз, чтобы исключить тяжелые врожденные заболевания. Особенно это касается недоношенных детей, для них последующий график осмотров разрабатывается индивидуально.

Последующие плановые осмотры проводятся в следующие сроки:

o 1-2 месяц, 6 месяцев, 12 месяцев.

К месяцу здоровый малыш должен четко фиксировать взгляд на игрушке, следить за ее перемещением. Офтальмолог оценивает состояние век, слезного аппарата, конъюнктивы век и глазного яблока. В два месяца начинают активно функционировать слезные железы. К этому возрасту могут проявиться симптомы непроходимости слезных путей,- это когда появляется так называемое слезостояние, вытекание слезы из глаза в то время, когда ребенок не плачет.

Следующий осмотр – в шесть месяцев. К этому возрасту у ребенка формируются бинокулярные связи между глазами. До этого периодическое смещение глаза к носу или виску допустимо. На приеме врач-офтальмолог проверит у ребенка зрительные реакции, устойчивость бинокулярной системы, оптические среды и глазное дно.

К возрасту 12 месяцев зрительная система ребенка практически сформирована. В 12 месяцев ребенок проходит комплексное обследование у детского офтальмолога. В этом возрасте исследуют рефракцию (т.е. определяют, есть ли у малыша астигматизм, близорукость, уточняют степень дальнозоркости). Это дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие зрительной системы. Как правило, к году все дети имеют гиперметропию (дальнозоркость) около 2 диоптрий. Это – норма. Если степень дальнозоркости ниже, то у ребенка есть риск развития близорукости в старшем возрасте. Если же дальнозоркость выше 2 диоптрий, то есть опасность понижения зрения и развития косоглазия. При астигматизме зрение также понижается. Все эти заболевания необходимо начинать лечить как можно раньше, чтобы избежать развития осложнений. Тонкие настройки зрительной системы продолжаются до 3-5 лет. В этом возрасте зрительная система подвержена влияниям вредных факторов, в результате чего возможно развитие различной патологии, поэтому даже при отсутствии жалоб рекомендуется показывать ребенка детскому офтальмологу минимум 1 раз в год.

К окулисту (офтальмологу) обращаются в следующих случаях:

· если у ребенка обнаружены выделения из глаз, слезотечение, покраснение века, ячмень;

· если обнаружили, что один или оба глаза косят;

· если полностью не открываются у малыша один или оба глаза;

· к 2-м мес. не следит глазами за движущимися предметами (на расстоянии 15-25 см. от его лица);

· если ребенок поворачивает каждый раз голову, вместо того чтобы следить за предметом глазами;

· при повреждениях глаза, попадании в него инородного тела (окулист оказывает экстренную помощь);

Очень часто такие заболевания глаз у детей, как нистагм (дрожание глаз), косоглазие, развиваются на фоне патологии центральной нервной системы. В этом случае лечение проводится совместно с невропатологом.

Регулярное посещение поликлиники – это обязательные мероприятия для мамы и новорожденного. Развитие ребенка в первые месяцы жизни продвигается такими темпами, что без постоянного наблюдения не обойтись. Осмотр педиатра помогает выявить заболевания, если они есть, на ранней стадии. Проверяется наличие наследственных недугов, риска возникновения патологий. Если ребенок здоров, врач определяет уровень развития крохи, проводит параметрические измерения, назначает анализы.

Если ребенок совершенно здоров, доктор просто проводит антропометрические замеры и записывает их, назначает анализы

Дальнейший плановый осмотр (диспансеризация) направлен на наблюдение за динамикой развития ребенка, проведение необходимой вакцинации и оздоровительных программ. Младенцев до 1 месяца педиатр посещает на дому (минимум 3 раза). Такие осмотры называют патронажем. Желательно, чтобы до месяца ребенка осмотрел ортопед, ЛОР, невролог, хирург, окулист. Когда малышу исполняется 1 месяц, маме пора отправляться с ним на первый медосмотр в поликлинику.

Какие вещи необходимо взять на осмотр в поликлинику?

Отправляясь на прием к педиатру с новорожденным, необходимо взять с собой определенные вещи и документы. Примерный список состоит из:

  • двух пеленок (одна для пеленального столика, другую подкладывают на весы);
  • пустышку (если малыш ее берет) и погремушку, чтобы занять кроху, ожидая приема;
  • влажные детские салфетки и дополнительный памперс;
  • если посещение врача проходит в летнее время, возьмите бутылочку с питьем;
  • сертификат о проведенных прививках и справку о результатах УЗИ и аудиоскрининга;
  • тетрадку или блокнот с вопросами, которые возникли у вас к врачу за этот период (заведите мамин дневник сразу после роддома).

Если у вас не получилось до первого посещения поликлиники провести осмотр малыша разными специалистами, обязательно сделайте это в свой первый визит. Очень важно вовремя выявить развитие заболеваний или подтвердить полное здоровье крохи.

Мы расскажем вам, каких специалистов необходимо пройти, какие анализы нужно сдать, что они проверяют у новорожденного. Наш обзор поможет вам перестать волноваться и понять, насколько важны эти осмотры для месячного крохи.



Маме желательно подготовить вопросы для врача - их следует записывать на протяжении всего периода между посещениями

Педиатр

Педиатр – это врач, которого мама со своим сокровищем должны видеть раз в месяц до исполнения ребенку 1 года. Поликлиника специально отводит один день в неделю, когда врачи осматривают только младенцев. «Грудничковый день» позволяет крохам избежать контакта с другими детьми, что предупреждает риск заболеваний. Позвонив в регистратуру, вы можете узнать, на какое число попадает этот день, как принимает ваш участковый педиатр, как записаться к нему на прием.

Основные мероприятия на каждом приеме у врача направлены на измерение антропометрических показателей крохи. Измеряются вес, рост, окружность груди и головы. Полученные результаты помогают детскому терапевту выяснить, насколько правильно и успешно развивается ваше маленькое сокровище. Педиатр должен оценить функциональное состояние органов, он может скоординировать режим дня и дать совет по вскармливанию крохи.

Если осмотр показал отсутствие проблем, и малыш здоров, выписывается направление на запланированные для каждого возраста прививки. Следующая после первой, которую делают в роддоме, проводится против вирусного гепатита. Негативные реакции на эту прививку встречаются крайне редко, обычно малыши хорошо переносят ее.

Подготовьтесь к тому, что во второе посещение вам надо будет сдать анализ крови и мочи малыша. Анализы показывают работу внутренних органов и позволяют выявить воспалительные процессы.

Кроме того, доктор расскажет вам о профилактических мерах против рахита. Традиционно новорожденным назначают прием витамина D (1 капля – 500ME) или водорастворимый витамин Dз, принимаемый 1 раз в день. Возможно, доза будет рассчитана врачом исходя из физического состояния крохи или ему вообще не надо принимать дополнительные добавки. Малышам, находящимся на искусственном вскармливании, врач выписывает рецепт для получения питания на молочной кухне.

Дополнительные исследования

Специальные исследования проводятся также по назначению педиатра. Когда у врача вызывают тревогу результаты первичного наблюдения грудного ребенка, он может отправить малыша на УЗИ брюшной полости. Дополнительная диагностика необходима для проверки функционирования почек, печени, селезенки, желчного пузыря, поджелудочной железы. Позволяет вовремя выявить патологические процессы в указанных органах.

Обнаружив шумы в сердце ребенка, педиатр обычно назначает малышу кардиограмму (ЭКГ). Эхокардиография проводится в том случае, если есть подозрения на порок сердца и сосудов. Если какой-либо диагноз подтверждается, ребенка ставят на учет у кардиолога. Время приема вы можете узнать в регистратуре, периодичность посещений вам сообщит сам доктор. Сложные случаи находятся в компетенции врачебной комиссии.

Невролог

Невролог проверяет у ребенка работу нервной системы. Специалист исследует мышечный тонус, ведет проверку врожденных рефлексов малыша, устанавливает параметры нервно-психического развития и проверяет моторику. Мама должна понимать, что обследования невролога очень важны для ребенка. Некоторые поражения ЦНС, произошедшие в период вынашивания плода, можно выявить именно в 1 месяц жизни.



Невролог проверяет рефлексы ребенка, цель обследования - выявить заболевания ЦНС на ранних стадиях

Проводятся специальные процедуры, способные выявить синдром угнетения ЦНС, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Обнаружив патологию, невролог назначает лечение, которое особенно важно начать именно на первом месяце. Нервная система малыша продолжает формироваться, поэтому своевременная корректировка и устранение выявленных нарушений задействуют механизм обратимости. Это значит, что малыш получает необходимую помощь и продолжает развиваться нормально.

Среди методов обследования есть и нейросонография (УЗИ головного мозга). Первое обследование должно проводиться в роддоме. Если оно не сделано, невролог обязательно его назначит. Процедура направлена на обнаружение пороков развития, признаков гидроцефалии, гипертензионного синдрома, сосудистой кисты, расширений желудочков, внутричерепных кровоизлияний.

Ортопед

Ортопед необходим ребенку для исследования двигательного аппарата. Первый прием позволяет доктору определить наличие или отсутствие у крохи дисплазии тазобедренного сустава. Раздвигая ножки ребенка в тазобедренном суставе и обследуя ягодичные складки на предмет симметричности, специалист наглядно убеждается в том, есть проблема или же ее нет. Недуг, установленный в раннем возрасте, хорошо лечится методом коррекции. Если запустить нарушение, ребенку потребуется помощь хирурга, которому придется исправлять уже более сложные изменения. Ортопед может выявить врожденную косолапость, мышечную кривошею, вывих. Обязательно назначается УЗИ тазобедренных суставов, которое подтверждает или выявляет их дисплазию.

Хирург

Исследования хирурга позволяют обнаружить паховую или , гемангиому (опухоль на коже сосудистой природы), крипторхизм (когда яички не опустились в мошонку), фимоз (сужение крайней плоти). Перечисленные заболевания характерны для мальчиков. Ранняя диагностика патологий обеспечивает правильное и успешное излечение выявленных недугов.

Если нарушения диагностированы так рано, врач проводит необходимое лечение, предупреждающие образование более сложных изменений. Грыжа вызывает сдавливание содержащейся в ней массы грыжевыми воротами. Неустраненный фимоз приводит к воспалительному процессу в головке полового члена (баланит или баланопостит). Возможно, вам назначат посещение только хирурга, поскольку в некоторых поликлиниках доктор совмещает две специальности, ортопеда и хирурга.

Окулист

Сфера исследований окулиста – зрение грудного малыша. Естественно, никакой таблицы в месячном возрасте ребенку не предлагают. Врач осматривает глазное дно, чтобы исключить патологию сетчатки, проверяет фокусировку взгляда и правильную проходимость носослезных каналов. Установив, что нарушения есть, окулист составляет план консервативного лечения, помогающий избавить кроху от опасных осложнений в зрительном органе.



Ранняя проверка зрения необходима для выявления возможных врожденных или приобретенных нарушений

ЛОР

Задача ЛОРа состоит в том чтобы методом аудиологического скрининга проверить слух ребенка на наличие нарушений. Обнаружив отклонения, специалист выдает направление в сурдологический центр. Врачи центра проводят более глубокие исследования на предмет тугоухости. Слух очень важен для ребенка, поскольку влияет на его психическое и речевое развитие. Ранняя диагностика и лечение позволяют избежать более серьезных проблем.

Малышу 2 месяца, каких врачей посещать?

Основные обследования уже пройдены, поэтому в 2 месяца следует посещать только вашего педиатра. Доктор продолжит наблюдение за общим развитием младенца, ознакомит вас с выводами УЗИ на дисплазию и нарушения в работе внутренних органов, с результатами проведенных анализов. Возможно, попросят сдать анализы повторно. Какие мероприятия вас ждут в 2 месяца:

  • Параметрические измерения роста, веса, окружности груди и головы. Расчет прибавки веса. Если в первое посещение были обнаружены проблемы, врач назначает повторное обследование по ним.
  • Тестирование на владение ребенка ручками. Проверка слуха и зрения. Если ребенок здоров, врач может ограничиться внешним осмотром.
  • Дополнительно напомнят маме, кормящей грудным молоком, о важности приема ребенком витамина D или фтора, если выявят его недостаточность. Малышу, находящемуся на искусственном вскармливании, педиатр может выписать железосодержащие препараты.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png