Статья об идее Илона Маска создать подземные туннели для автомобильного движения. Насколько реальна эта идея? В конце статьи - интересное видео про Илона Маска.


Содержание статьи:

Кто из автомобилистов хотя бы раз в жизни не мечтал о волшебной дороге, по которой можно попасть в точку назначения за предельно короткий срок, минуя городские пробки, пешеходные переходы и простой на светофорах? Но подобные дороги существуют лишь в фильмах о будущем, да и то не во всех. Однако один из известных изобретателей современности уверен, что сможет создать дороги будущего в настоящем.

Илон Маск и его идеи


Илон Маск (англ. Elon Musk) является инвестором, акционером, инженером, основателем нескольких компаний, изобретателем и, как утверждают некоторые издания, известным плейбоем. Именно Маском была основана платежная система PayPal (которую он позже продал) и компания SpaceX, занимающаяся разработкой многоразовых ракет-носителей.

Но наибольший интерес в данном случае представляет компания Tesla Motors, начавшая свое существование в 2003 году. Tesla Inc. занимается разработкой электромобилей нового поколения и достигла в этой отрасли внушительных результатов, представив несколько вариантов изделий. И хотя первый выпущенный в 2008 году автомобиль не отличался совершенством (во время тестирования на ток-шоу он потерпел фиаско), работы не прекратились. И ожидания оправдались - следующая модель получила широкую популярность, несмотря на внушительную стоимость.

Создание электромобилей, наверное - самая практичная из идей Маска. Другие не отличаются такой приземленностью, для них подходят, скорее, определения «масштабность» и «фантастичность». На одном из последних выступлений Илон заявил, что собирается работать над отправкой людей на Марс и созданием сети подземных автодорог.

Проект The Boring Company


Во время проведения TED-конференции в Ванкувере Маск выступил с заявлением о том, что собирается заняться разработкой автодорог, располагающихся под землей. По его словам, такая система сообщения позволит бороться с пробками на дорогах и значительно ускорит передвижение автомобилей.

Глава SpacesX даже представил для ознакомления с новой системой передвижения анимационный видеоролик, в котором наглядно демонстрируется весь процесс.


Стоит отметить, что идея разработки своеобразного «автомобильного метро» выглядит вполне разумно. Авто сможет съехать с дорожного полотна на специальный поддон-подъемник и, спустившись на нем в подземное пространство, отправиться к точке назначения по проложенной линии. Прокладка нескольких подобных трасс по определенным маршрутам вполне реальна и не вызывает серьезных сомнений своим устройством.

Но Маск, оставаясь верным свойственному ему размаху, не признает подобных полумер. Его планы идут намного, намного дальше.


Изобретатель планирует не просто создать подземные дороги, он хочет построить полноценную сеть тоннелей, мало чем уступающих (а может, и не уступающих вовсе) наземным дорогам. Маск уверен, что вполне реально создать тоннели-дороги в 30 ярусов, по которым автомобили смогут перемещаться со скоростью как минимум 200 км/ч.

Для осуществления этой идеи Илон основал проект под названием The Boring Company, который возглавил Стив Дэвис, являющийся главным инженером SpaceX. На данном этапе разработкам уделяется минимальное количество времени и основная часть специалистов, занятых в проекте, работает внештатно. Однако проект далек от заморозки и, пускай медленно, но продвигается.

Принцип действия подземных автодорог


Сама система отличается простотой. Чтобы воспользоваться подземным тоннелем, автомобиль должен съехать на специально оборудованную полосу, где он сможет поместиться на металлический модуль-платформу. После этого модуль с помощью подъемного механизма опускается под землю и, вместе с находящимся на нем автомобилем, отправляется в путь по боковой линии, которая позже вливается в основной поток. Принцип действия аналогичен железным дорогам.

Когда машина достигает точки назначения, модуль снова заходит на подъемник, который поднимает его на поверхность. После чего авто продолжает движение по обычной дороге, а ее место на модуле занимает другая машина.

Кроме модулей-автоплощадок, компания планирует разработать закрытые модули, в которых можно будет по тому же принципу перевозить и людей.

Движение модулей происходит с помощью электрической энергии и совершенно бесшумно. Разработчики уверяют, что жители домов, расположенных над проходящей трассой, не будут ощущать никакого дискомфорта.

Подобная система сообщения кажется во многом неосуществимой, однако компания Маска не только прорабатывает эту идею теоретически, но и начала работы по возведению первой дороги нового типа. Пока что тоннель создается на территории компании и, как сказал полушутя в своем Twitter Илон, начинается у него под рабочим столом.

По некоторым данным, тоннель должен будет вести к местному аэропорту, однако это информация спорная. Пока работы не выходят за территорию компании, владельцы могут делать, что хотят, но вне ее пределов придется получить разрешение на создание тоннеля. А для того, чтобы убедить власти позволить прокладку такой конструкции, просто хорошей идеи недостаточно. Придется поработать над практической стороной вопроса.

Сложности в процессе разработки


Амбициозные планы Маска звучат довольно фантастично, вызывая сомнения в том, что их действительно можно реализовать. Но сам Маск, судя по всему, уверен в успехе этого начинания. В сети даже появилось видео испытаний нового способа передвижения.

На TED- конференции глава SpaceX обозначил три основные сложности, с которыми столкнулась команда разработчиков.

1. Стоимость возведения

Даже обыкновенная ветка метро требует для своей постройки миллиарды долларов, а ведь обустройство модулей, электроснабжения и прочих технологий предполагает дополнительные затраты. Однако Маск нашел выход из ситуации. Он решил сузить тоннель от регламентируемых 8 метров до 3,6. По его словам, такое сужение способно сократить расходы как минимум в 10 раз. В данном случае это вполне возможно, так как для передвижения одинарного потока машин такой ширины тоннеля будет вполне достаточно.

2. Медленно протекающий процесс бурения

Само рытье тоннеля занимает от силы пару часов в сутки, все остальное время тратится на укрепительные работы созданного участка. Илона такое положение вещей, естественно, не устраивает. Он упомянул о том, что собирается разработать усовершенствованную технологию бурения тоннелей, при которой станет возможно вести земляные и укрепительные работы параллельно друг с другом.

3. Организация въезда/выезда на подземное дорожное полотно

Этим вопросом также занимаются участники проекта. Их цель - максимально упростить процесс и сэкономить место. Маск рассчитывает оборудовать места въезда таким образом, чтобы они занимали не более двух парковочных мест.

Насколько реальна идея Илона Маска


В отличие от инициатора, многие сомневаются в возможности возведения подобной сети автодорог. Видеоролик, предоставленный для ознакомления с идеей, вызвал немало критики по поводу несовершенства этой разработки. Однако не следует забывать, что видео не является инструкцией к созданию, оно лишь демонстрирует принцип действия. Вряд ли конечный результат предполагает зияющую и ничем не огороженную дыру в асфальте от спустившегося модуля и тому подобные недоработки.

Но все же идея подземных дорог вызывает слишком много вопросов. Автор говорит о 30-ярусных магистралях, однако подобная конструкция в наше время относится скорее к области фантастики.


Даже отстроить 10 ярусов подземных тоннелей протяженностью несколько десятков километров в наше время почти нереально. И если с технической точки зрения такое еще возможно, то материальные затраты покрыть будет проблематично. А ведь Маск рассматривает вопрос создания полноценной автомобильной сети, тянущейся на многие сотни и даже тысячи километров.

Автодорогам придется лавировать между коммуникационными тоннелями, линиями метро (их придется укреплять дополнительно, если рядом или снизу будут бурить другой тоннель), сваями зданий (некоторые залегают довольно глубоко) и т.д. Плюс к этому, не стоит сбрасывать со счетов и особенности почвы, ее несущую способность и нагрузку городских сооружений на земляной пласт. Придется поработать и над способами усиленного укрепления тоннелей.

Ну и конечно же, стоит подумать о том, что случится с городом, подземная часть которого изрыта проходами в 30 ярусов во время природных катаклизмов - землетрясений, наводнений и пр. Не начнет ли город проваливаться под землю, если верхний слой земной коры будет нарушен многочисленными «норами»? И как обезопасить от затопления и завалов сами «норы»? Ведь выбраться с какого-либо затопленного/заваленного яруса вместе с машиной не представляется реальным. Даже метро в такой ситуации опасно, хотя оно имеет просторные выходы и находится не так глубоко под землей. Интересно, почему Маск не упомянул о работе над этой частью своей идеи?

Ну и второстепенные детали вызывают много вопросов. Например, как будут оборудоваться места с погружными модулями? И что будет происходить, когда площадка с авто уедет вниз? Ее место сразу же займет другая? Или придется ждать, пока кто-нибудь не приедет в эту точку, как показано в ролике?


Заодно будет интересно узнать, как предполагается «дозировать» количество автомобилей в очереди к модулю. Ведь идеей к созданию такого способа сообщения послужили пробки на дорогах, которые доставляли Илону Маску много неприятных моментов, о чем он и сообщил в своем Twitter вместе с решением создать подземные магистрали. Возможно, с их помощью действительно удасться снизить количество заторов на перекрестках за счет того, что заторы будут образовываться в очереди к модулям. Или количество авто все же будет как-то контролироваться?

Вопросов действительно много, недоработок еще больше, однако сама идея имеет полное право на существование и развитие. Конечно, развитая 30-ярусная сеть по всей территории Лос-Анджелеса реалистичностью не отличается, по крайней мере в ближайшее время создать что-то подобное точно не выйдет. Но постройка нескольких линий, соединяющих наиболее востребованные точки города (например, аэропорт, гостиницу, увеселительные места, деловую часть города т.д.) представляется вполне возможной.

Заключение о подземных транспортных тонелях

Насколько же реальна идея Маска? Сейчас это кажется чем-то из области фантастики и это действительно так. Но вопрос в том, на что будут способны технологии через несколько десятков лет? А через сотню? Идею автотоннелей даже сейчас можно воплотить в жизнь, с меньшим размахом, разумеется. Но что можно будет сделать с ней через 50 лет?

Современники Генри Форда вряд ли могли предположить, что его самоходную карету время, последователи и технологии превратят в многотонные тягачи и гоночные болиды. Однако...

Видео об Илоне Маске:

Тоннелепроходочная машина Маска называется TBT (Tunnel Boring Machine), или Godot, и уже приступила к рытью первого из многих будущих туннелей подземной сети Маска. И тут выяснилось, что есть еще одна проблема – скорость TBT оказалась даже ниже, чем скорость пьяной улитки, поэтому перед Маском появилась еще одна задача – найти способ, как можно было бы ускорить рытье. Ведь в конечном итоге это приведет не только к ускорению реализации проекта, но и сможет снизить его стоимость.

Hyperloop подтвержден

Итак, начало работы положено, и первый тоннель, согласно планам, должен появиться под Лос-Анджелесом. На своей страничке в Instargam несколькими днями ранее Маск рассказал о том, что этот тоннель соединит Международный аэропорт Лос-Анджелеса с городом Кулвер, Санта-Моникой, Вествудом и Шерман Оукс.

Более подробных деталей к настоящему моменту не пока не последовало, однако упоминание компанией о том, что новые тоннели можно будет использовать в том числе и для Hyperloop — уже заслуживает отдельного внимания.

«Специальная электротележка или электросанки смогут перевозить автомобили, товары и/или людей. А если создать в таких тоннелях вакуумом, то и капсулы Hyperloop, способные перемещаться со скоростью до 970 километров в час», — объясняется на сайте.

Напомним, что Hyperloop, в свою очередь, является еще одной идеей Маска произвести революцию в транспортной системе. Новая система могла бы соединить города по всему миру, снизив как время на путешествия между ними, так и стоимость таких поездок. Согласно предложенному еще в 2013 году концепту новой транспортной системы, передвижение транспорта могло бы осуществляться с помощью электричества, которое ускоряло бы находящиеся в специальных вакуумных трубах капсулы с людьми или грузом до беспрецедентных для наземных передвижений скоростей.

Идея настолько понравилась людям, что ею заинтересовались не только в США, но и в Европе, а также на Среднем Востоке. Сейчас различные правительственные и частные компании рассматривают возможность адаптации концепта Hyperloop и ищут подходящие пути интеграции такой системы в свои инфраструктуры. Несмотря на то, что собственные компании Маска не работают напрямую над реализацией этой технологии, сам Маск уже успел выразить свою поддержку тем, кто решил заняться его концептом и продолжить его развитие. А теперь, благодаря созданию The Boring Company, Маск собирается построить платформу, где он сможет запускать и проводить испытания различных идей для Hyperloop, которые в будущем смогут найти свое применение.

Пробки на дорогах - проблема не только мегаполисов, но и относительно небольших городов. С течением времени эта проблема усугубляется. Какое может быть решение? В Google и еще нескольких компаниях считают, что помочь преодолеть проблему могут летающие автомобили . Ларри Пейдж даже создал стартап Zee.Aero, который и занимается разработкой транспортных средств нового типа. Но не все согласны с этой точкой зрения.

Еще в марте 2015 года Илон Маск рассказал, что летающие автомобили он считает интересным проектом, поскольку ему нравится все летающее. Но решить проблему пробок на дорогах, по его мнению, можно не поднявшись в воздух, а наоборот, спустившись под землю. Эта идея была высказана в полушутливой форме и была воспринята, как шутка. Но Маск вовсе не шутил - он говорил очень серьезно, хотя и с улыбкой на лице. Это стало ясно спустя два года, когда руководитель SpaceX и Tesla Motors создал еще одну компанию - The Boring Company (TBC). Она будет заниматься разработкой транспортных туннелей на глубине в 15 метров и ниже.

«Бурим, вот, что мы делаем», - заявил Маск в 2016 году. - «Я действительно собираюсь делать это». Его слова оказались правдой: Маск уже начал копать, планируя создать пробный туннель. Сначала он роет его на площадке, принадлежащей SpaceX, чтобы избежать проблем с законом и не тратить время на получение разрешения о проведении земельных работ. Но когда (и если) тоннель выйдет за пределы площадки SpaceX, то разрешение все же придется получить.


О туннелях Илон Маск начал задумываться после того, как несколько раз попал в дорожные пробки в Лос-Анджелесе. Спустя какое-то время сформировалась четкая идея, а после проведения мозгового штурма Маск понял, чем примерно должна быть подземная транспортная система. Он приобрел домен BoringCompany.com, создал компанию и поставил во главе ее руководителя - Стива Девиса, старшего инженера SpaceX. Вместе с другими сотрудниками они очертили контуры своего проекта. По мнению команды, для решения транспортной проблемы городов в проблемных с точки зрения дорожного движения населенных пунктах нужно создавать многоуровневую сеть подземных автомобильных и железнодорожных тоннелей. Что касается железной дороги, то здесь речь идет не о метро, а о трассах для скоростных поездов Hyperloop.

Маск со своим проектом как нельзя лучше подходит для реализации одного из планов нового президента США Дональда Трампа. Политик - горячий поклонник создания новых элементов транспортной инфраструктуры США. Здесь пуодразумевается постройка скоростных трасс, мостов, аэропортов и туннелей. О намерении заняться созданием новых дорог, аэропортов и других элементов транспортной инфраструктуры Трамп заявил даже на своей инаугурации. Частные компании, работающие в этой сфере, сейчас начали получать инвестиции. Например, небольшая компания Blackstone and Carlyle получила $40 млн на развитие своих проектов, имеющих отношение к транспортной инфраструктуре.


Источник: Bloomberg Businessweek (выпуск 20-26 февраля)

Маск же всегда хотел многого, и транспорт - не исключение. И сейчас он решил попробовать свои силы еще и в этом проекте. TBC - полностью независимая от других его проектов компания. Пока что нет ни четкой бизнес-модели, ни сотрудников с полной занятостью. Что касается первого, то здесь, однозначно, главную роль будут играть государственные инвестиции. В случае их получения не замедлят появиться и сотрудники. Ну а для того, чтобы государство предоставило средства, чиновникам нужно что-то показать. И этим что-то Маск сделает строящийся сейчас тестовый туннель.

Бизнесмен собирается усовершенствовать, если не изменить кардинально, технологию создания туннелей. Руководитель SpaceX сравнивает текущий проект, компанию TBC, с космической индустрией. Он смог существенно удешевить стоимость запуска ракеты в космос, что позволило заключить контракт с НАСА на $1.6 млрд. Автор проекта считает, что и с транспортной инфраструктурой удастся сделать то же самое - удешевить строительство туннелей, сделав их более современными. Источники, близкие к Маску, утверждают, что TBC будет частью транспортных инициатив Трампа.


Так сейчас выглядит вход в будущий туннель, который собирается рыть Илон Маск

Туннели он собирается рыть при помощи специальной землеройной машины с диаметром в 7 метров и длиной 121 метр. Весит этот монстр около 1200 тонн. Имя машины женское - «Нэнни» (Nannie). Кстати, новые системы такого типа стоят около $15 млн в США, но китайцы смогли разработать гораздо более дешевые агрегаты для прокладки туннелей. Что касается «Нэнни», то ее разработала и создала немецкая компания Herrenknecht. Эта установка способна продвигаться под землей на 7,5 см в минуту, 90 метров в неделю.

Эксперты считают, что Маск чрезмерно оптимистичен. Профессор из Оксфорда Бент Флайвбъорг (Bent Flyvbjerg), долгое время изучающий масштабные инфраструктурные проекты, говорит, что средняя стоимость проекта по созданию моста или туннеля обычно вырастает на 32% в денежном отношении по сравнению с плановой цифрой. Что касается времени, то по сравнению с планом, обычно нужно на 22% больше времени.

Профессор поддерживает проект Маска, говоря, что у самой идеи много недостатков и не до конца ясных моментов, но, в целом, все реализуемо. Главное, говорит ученый, оптимизировать процесс строительства при помощи простых приемов. Например, стоит держать при себе большое количество запасных частей, чтобы не приходилось надолго останавливать строительство из-за ожидания прибытия очередной детали. «Это единственный сектор экономики, который за последние 50 лет не улучшил продуктивность», - говорит профессор, имея в виду транспортную сферу. А значит, Маску есть что улучшать и совершенствовать.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png