Машина для отрывки котлованов МДК-3 с конца восьмидесятых годов заменяет в инженерных войсках предыдущую версию котлованной машины: . Она предназначена для разработки различных грунтов, до IV категории включительно.

От МДК-2 её отличает более современное быстроходное гусеничное шасси, смонтированное на агрегатах артиллерийского тягача МТ-Т, трансмиссия которого доработана и дополнена ходоуменьшителем с гидрообъемной передачей. Значительно, в сравнении с предыдущей версией возросла производительность машины, а наличие рыхлительного оборудования позволяет производить и разработку мерзлого грунта, при его промерзании на глубину до 0,75 м. И можно сказать, что на данный момент МДК-3 является одной из самых мощных и высокопроизводительных машин такого класса, из находящихся на вооружении в инженерных войсках. Также отличительной особенностью является то, что рабочий ход машины, при разработке грунта рабочим органом, осуществляется задним ходом.

МДК-3 оснащена бульдозерным оборудованием, позволяющим перекашивать отвал на углы до 26 о в ту или иную сторону. Что позволяет производить оборудование горизонтальных площадок на косогорах.

Технические характеристики МДК-3:

МТ-Т
фреза

Двигатель

В-46-4

Мощность, кВт/л.с.

520/710

Габарит. размеры

длина, м 10,22
ширина, м 3,23
высота, м 4,04

В рабочем положении

длина, м 11,75
ширина, м 4,6
высота, м 3,25

Масса, кг

39500

Транспортная скорость, км/ч

65

Запас хода по топливу, км

500

Техническая производительность м 3 /ч

800

Размеры отрываемой траншеи

ширина по дну, м 3,7
глубина, м 3,5

Среднее удельное давление кгс/см 2

0,78
I...IV

Макс. угол подъема, град

30

Глубина преодолеваемого брода, мм

1500

Ширина отвала, мм

есть

Рыхлитель, м

0,75

Технические характеристики:

Масса заправленной машины с индивидуальным
комплектом ЗИП без расчета и навесного оборудования, кг

Масса навесного оборудования с индивидуальным комплектом ЗИП, кг

Удельная мощность с навесным оборудованием, кВт

Количество мест для сидения в кабине

Координаты центра масс (без навесного оборудования), мм:

по длине от оси ведущего колеса

по высоте грунта

Колея (расстояние между серединами гусениц

База (расстояние между осями крайних опорных катков)
с навесным оборудованием, мм

Длина опорной поверхности гусениц (с навесным оборудованием), мм

Ширина гусениц, мм

Дорожный просвет (с навесным оборудованием), мм

Не менее 425

Среднее удельное давление на грунт без учета погружения гусениц, МПа:

без навесного оборудования

с навесным оборудованием

Минимальный радиус поворота машины на первой передаче
относительно продольной оси машины), м

Углы наклона (свеса), ограничивающиеся наклоном ветвей гусеницы (без навесного оборудования), градусы:

передний

Угол въезда (съезда) на аппарель (рампу), градусы

Не более 20

Габаритные размеры, мм:

Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в отделе № 61 конструкторского бюро им. А.А. Малышева (г. Харьков) под руководством главного конструктора П.И. Сагира в конце 70-х годов прошлого века. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием котлованная машина МДК-3. Ее серийное производство было организовано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева. Развал СССР в 1991 г. не позволил развернуть полномасштабное производство новой машины, однако небольшое количество МДК-3 в войска все-таки попало. Корпус МДК-3, двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом полностью аналогичны соответствующим узлам и агрегатам тяжелого гусеничного тягача-транспортера МТ-Т , производимого на том же заводе. Специальное оборудование котлованной машины включает бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателем, обеспечивающая высокую производительность при отрывки котлованов. Мощный бульдозер служит для выравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускоряет земляные работы в твердых грунтах. В кабине машины предусмотрено места для установки радиостанции Р-123М, и установлено ФВУ. Машина состоит на вооружении инженерно-саперных подразделений и частей по настоящее время.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Экипаж чел. 2
2 Вместимость кабины чел. 5
3 Боевая масса т 39, 5
4 Длина по корпусу в походном положении мм 10 280
5 Ширина в походном положении мм 3230
6 Высота в походном положении мм 4040
7 Длина по корпусу в рабочем положении мм 11 750
8 Ширина в рабочем положении мм 4600
9 Высота в рабочем положении мм 3250
10 Запас хода по топливу км 500
11 Максимальная скорость км/ ч 60
12 Колея мм 2730
13 Дорожный просвет мм 425
14 Удельное давление на грунт кг/см² 0,78
15 Мощность двигателя В-46-4 л.с. 710
16 Расход топлива на 100 км пути л 275-300
17 Размеры отрываемого котлована: глубина

ширина по дну

мм до 3500

до 3700

18 Глубина котлована за одну проходку мм 1750
19 Производительность при перемещении грунта м³ / ч 500-600
20 Перекос бульдозера град. 26°
21 Класс разрабатываемых грунтов класс I-IV
22 Время подготовки к работе мин 5-7
23 Средства связи внутреннее переговорное устройство Р-124

Так уж получилось, что информации об инженерной технике в сети очень мало. Подобные материалы можно найти только на узкоспециализированных сайтах и в технической литературе и, обычно, только в том случае, если речь идет о неких аналогах "народнохозяйственной" техники. Оно и понятно - подобные машины не особенно интересны среднестатистическому любителю военной техники и истории.

Именно это печальное обстоятельство и побудило меня написать данную статью. Я решил написать о чем-то более или менее понятном для сообщества, о том, что мы наблюдаем чуть не каждый день - машинах для механизации земляных работ.

"Отсутствие механизации столь трудоемких работ вызвало бы отрыв большого количества бойцов от выполнения других важных боевых задач на выполнение земляных работ, а самый процесс земляных работ мог бы повлечь утомление бойцов и понижение боеспособности войск" - Чистяков Г.П. 1939 год

ПЛУЖНЫЙ ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ

Начало механизированной отрывке траншей было положено принятием на вооружение плужных траншеекопателей. Их развитие, в первую очередь, опредеялось тяговыми мощностями тракторов и танков.

Плужный траншеекопатель №1 был принят на вооружение в 1932 году. При буксировке его одним трактором глубина траншей получалась явно недостаточной - 0,5м.

В 1934 году был принят на вооружение плужный траншеекопатель №2, который мало чем отличался от предшественника, главным образом - увеличенными размерами. Глубина траншей предполагалась до 1м, но требовалась тяговое усилие более 100кН. Два трактора ЧТЗ-60 , тягая этот девайс, не могли обеспечить отрывку метровой траншеи за один проход.

В 1936 году копатель №2 (и 1) были модернизированы, в результате чего на свет появился КВ-3.
Наибольшая глубина траншеи, не превышала 0,6 м. При этом для работы с КВ-3 требовались специальные трактора, имевшие гидропривод, например, "Сталинец" .

Во время Великой Отечественной Войны был разработан копатель ПТК специально рассчитанный для работы с тяжелым танком, однако, и эта конструкция оказалась неудачной.

В 1949 году был создан ПЛТ-60 . Работал в сцепке с трактором С-80 . При глубине траншеи 0,6м имел производительность 2,5 км/ч.


ТРАНШЕЙНЫЕ МАШИНЫ

Оснащение войск траншейными экскаваторами осуществлялось вначале на основе отбора и испытания народнохозяйственных образцов, а затем (существенно позднее) - путем создания специальных войсковых моделей.

Аналогичная ситуация наблюдалась со всеми без исключения классами войсковой землеройной техники, как, впрочем, и со многими другими видами инженерных машин. Попробуем разобраться, с чем это связано...
Землеройная техника имеется в большинстве инженерно-саперных частей и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Задачи, выполняемые расчетами землеройных машин, это, прежде всего, позиционные задачи. Позиционные задачи тесно связаны с мудрёным понятием "фортификация". Если по-русски, суть позиционных задач - помочь общевойсковым частям и подразделениям "зарыться в землю".
На самом деле, чисто "военные" земляные работы от прочих сильно не отличаются. Так в чем же разница? Дело в том, что помимо производительности и экономичности в такой технике ценятся и другие качества. По этой причине армейские и "народнохозяйственные" машины при внешнем сходстве и одинаковых названиях имеют разные ТТХ. Но следует заметить - речь идет скорее о ТТХ базовых машин, рабочие органы, отличаясь своими характеристиками, принципиально от "гражданских" не отличаются. На протяжении многих десятков лет надобности в специальных армейских базах просто не было. Однако после Великой Отечественной Войны командование инженерных войск сделало вывод о необходимости установки специальных машин и оборудования на максимально маневреные и относительно скоростные базы. В этот период (40-60-е годы), с целью унификации и удешевления, были приняты на вооружение базовые машины уже применяющиеся в войсках (в других родах войск). Позже, после известных событий в ЧССР, по итогам отлично спланированной и блестяще проведенной Советской Армией операции, выяснилось, что инженерные машины отстают на марше от общевойсковых частей и подразделений. После этого началась разработка базовых машин специально для инженерных войск.


Началось все в середине 30-х годов с испытаний отдельных зарубежных образцов. Так, в 1934 году на военно-инженерном полигоне был испытан траншейный экскаватор Барбер-Грин (США), в 1935 году он был освоен промышленностью и под маркой МК-1 принят на вооружение.

Наш первенец был предназначен для рытья траншей глубиной до 2,25 м и шириной до 0,775 м. Экскаватор имел 10 ковшей емкостью по 35 л, поперечный конвеер с вылетом 2,8 м, автомобильный двигатель ЗИС-5 мощностью 73 л.с, отрегулированный на 55 л.с.
Опытные образцы были изготовлены на Дмитровском механическом заводе. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии.
Производительность составляла около 90м3/ч, что дает 50 м/ч уставной траншеи полного профиля. Это при транспортной скорости 3 км/ч. Такие, весьма скромные, ТТХ военных не устраивали, однако, машина была вынужденно, за неимением лучшего, принята на вооружение.

В 1939 году начальником инженерного управления были утверждены требования на проектирование принципиально новой машины - роторного траншейного экскаватора КГ-65 . Но, к сожалению, вмешалась война...

Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Максимальная производительность машины при ширине траншеи по верху 1,1 м, по дну - 0,6 м и при глубине 1,5 м - 800 м/ч.
Машина разработана на базе Изделия 409У, или, по другому, тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т , спроектированого и разработанного на харьковском машиностроительном заводе им. Малышева под руководством известного советского танкостроителя А.А. Морозова. Выпускались эти машины с 1950 по 1979 гг.
На тягаче установлен дизельный двигатель А-401 мощностью 415 л.с., позволяющий развивать транспортную скорость до 35 км/ч. Запаса топлива хватает на 500 км хода или 10-12 часов работы в грунте. Кабина герметизирована, снабжена фильто-вентиляционной установкой, экипаж - 2 человека. Вес машины - 26,5 т.
Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную.
Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами.
На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг

На траншейной машине БТМ-4 , выпускавшейся с 1978 г. в качестве базы применен многоцелевой гусеничный тягач МТ-Т.

В 1978 году появилась новая траншейная машина - ТМК

Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч.
Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи.
Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п.
Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
Изготовливался экскаватор ТМК с 1975 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2 .

Мнение Ю.Веремеева о машинах серии ТМК:

"Окоп на мотострелковое отделение имеет длину около 100 метров и требует для отрывки малыми пехотными лопаткам (то, что все называют саперными лопатками, в действительности называется "малая пехотная лопата", в отличие от "большой саперной лопаты") трудозатраты 200-300 чел.часов, большими лопатами, коих у пехоты обычно нет, - 100-150 чел. часов. Проще говоря, отделение будет отрывать свой окоп минимально 2-3 дня. Что то я не уверен, что противник даст пехоте столько времени на обустройство обороны. Машина же сделает это буквально за 15-20 минут. Пехоте останется только дооборудовать стрелковые ячейки, перекрытую щель. А с этим они справаться за пол-дня
Опорный пункт мотострелкового взвод имеет протяженность основных окопов и ходов сообщения 900 метров. Это 2.5-4 часа работы ТМК или около недели напряженнейшего труда всего личного состава взвода.
А ведь окоп, согласно оперативно-тактических нормативов обеспечивает устойчивость обороны 1:3, а то и 1:4. Проще говоря, мотострелковое отделение, зарытое в землю, без особого напряжения и потерь отбивает атаку мотопехотного взвода. А если учесть опыт обеих чеченских войн, то обученная и стойкая пехота с грамотными командирами может держать перед своими окопами противника неделями.
Недаром же во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальник требовали настойчиво и круглосуточно преследовать отходящего противника и на пределе возможности. Главное - не дать ему остановиться. Позволить вражеской пехоте остановиться и хотя бы немного окопаться, означало по большей части, что наступление на этом и закончилось.
Такова вот значимость этой неуклюжей и вроде бы как небоевой машины."

"В лихие девяностые годы эти машины вначале стали брать предприниматели, занимающиеся различными дорожно-строительными работами и прокладкой коммуникаций. Но тут же выяснилось, что ресурс крайне мал и не обеспечивает даже самоокупаемости машины, а весовые ограничения, налагаемые военным заказчиком, заставили конструкторов уменьшить запас прочности деталей. При интенсивной коммерческой эксплуатации машины очень часто выходят из строя, а ремонт очень затруднен отсутствием уникальных запасных частей."

Траншея, отрываемая ТМК:

Котлованные машины

Котлованные машины появились сравнительно недавно. Их развитие связано с требованиями к защите войск от ядерного оружия. На самом деле, для отрывки котлованов вполне можно использовать одноковшовые экскаваторы и бульдозеры, но их производительность не дает необходимой скорости производства работ.

В 1962 году была принята на вооружение машина МДК-2

Котлованная машина МДК-2 представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и т.п.
При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону вправо от котлована в виде бруствера на расстоянии 10 м. За один проход углубление составляет 30-40 см. Тип рабочего органа - фреза с метателем; техническая производительность - 300 м3/ч; транспортная скорость машины - 35,5 км/ч.

Ю.Веремеев пишет:

"Машина прочная, надежная, безотказная. В армии не,было до появления машины МДК-3 (впрочем в войска их успели поставить очень мало, началась горбачевская "перестройка") более производительной землеройной машины. Для сравнения - экскаватор имеет производительность 40 куб.м в час. Окоп для танка машина отрывает буквально за 10 минут, причем доработки вручную не требуется. Кабина просторная, теплая (двигатель под полом кабины)."

Котлованная машина МДК-3 является дальнейшим развитием машины МДК-2м и предназначена для отрывки окопов и укрытий для техники, котлованов под фортификационные сооружения. Базовая машина - многоцелевой тяжелый гусеничный транспортер-тягач МТ-Т, разработаный харьковским КБ им. А.А.Морозова и выпускавшийся с 1976 по 1991 гг. харьковским машиностроительным заводом им.Малышева.

При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону влево от котлована в виде бруствера. В отличие от МДК-2м котлованная машина МДК-3 при отрывке котлована двигается задним ходом, отрывая за один проход котлован глубиной до 1,75 м. Вспомогательным оборудованием является мощное бульдозерное оборудование и рыхлитель для мерзлых грунтов, что значительно повысило возможности машины по сравнению с предшествующей. Техническая производительность машины - 500 - 600 м3/ч; транспортная скорость - 65 км/ч.

Мнение Веремеева:

"Заменить старую машину МДК-2м новая машина не смогла. Она получилась пееретяжеленная и громоздкая. Использовать в полной мере свою фантастическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется. Возможно она была бы хороша в ракетных войсках стратегического назначения при отрывке укрытий для ракетных установок, но для них и глубина и ширина котлованов нужна больше, чем может дать МДК-3. Небольшое количество этих машин может пригодиться для батальонов оборудования пунктов управления (ИПОЗБ) звена армия-фронт.
Для полка лучше (при всех ее недостатках) гораздо более легкая, компактная, проходимая машина ПЗМ-2, а для дивизии все же МДК-2м."

Универсальные машины ПЗМ

Первая универсальная машина, приспособленная для отрывки траншей, котлованов, щелей и обсыпки форт.сооружений появилась в 1968 году...

Полковая землеройная машина ПЗМ является универсальной землеройной машиной предназначенной для отрывки как траншей, так и котлованов, засыпки котлованов, устройства пологих спусков. Один и тот же рабочий цепной орган используется и для траншей и для котлованов. Кромке того, машина имеет вспомогательное бульдозерное оборудование и лебедку.
Глубина отрываемой траншеи до 1.2м. скорость отрывки траншеи от 35м. в час в мерзлых и скальных грунтах до 200 м. в час в легких грунтах.. Глубина отрываемых котлованов до 3м., ширина котлована до 3.5м. Производительность по объему вынимаемого грунта 180 куб.м. в час.
Вынимаемый грунт укладывается влево или вправо (направление выкладки задается механиком-водителем), от котлована или траншеи, образуя бруствер. Въезд и выезд в котлован может устраиваться в виде пологой аппарели задаваемого уклона или крутой аппарели.
Базовая машина - народнохозяйственный трактор Т-150. Мощность двигателя 240 л.с. Транспортная скорость 45 км. в час. Кабина герметизирована и машина может использоваться на зараженной местности. Машина оборудована лебедкой с тяговым усилием до 20т. Машина может десантироваться с самолетов парашютным способом. Вариант машины для воздушно - десантных войск кабины не имеет. Однако рабочий орган десантируется отдельно от базовой машины. Масса машины 12.8т. Экипаж машины по технической характеристике 2 человека, по штату 1 человек.

В 1974 году, после замены рабочего органа машина получила наименование ПЗМ-2


Землеройная машина ПЗМ-2 относится к траншейно-котлованным машинам, предназначеным для отрывки траншей и котлованов при фортификационном оборудовании позиций, районов расположения войск и пунктов управления. В талых грунтах машина обеспечивает отрывку траншей и котлованов, в мерзлых - только траншей.
Рабочее оборудование машины - цепное бесковшовое с роторным метателем. Техническая производительность при отрывке котлованов - 140 м3/ч, траншей - 180 м3/ч. Размеры отрываемой траншеи: ширина 0,65 - 0,9 м, глубина - 1,2 м; размеры котлованов: от 2,5 до 3,0 м глубиной до 3 м.
Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью.

Примечание:

При написании статьи использованы материалы сайтов saper.etel.ru и techstory.ru

КОТЛОВАННЫЕ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ

Вопросы для контроля и самопроверки

1. Доложите в чём заключается принцип работы войскового одноковшового экскаватора?

2. Доложите предназначение ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

3. Доложите общее устройство ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

4. Какие войсковые одноковшовые экскаваторы вам известны?

5. Доложите ТТХ ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421.

6. Какие конструктивные отличия ЭОВ-3521 и ЭОВ-4421 вам известны?


Глава 14

Котлованные машины предназначены для отрывки котлованов под различные фортификационные сооружения. На вооружении инженерных войск Российской Армии находятся две котлованные машины МДК-2М и МДК-3.

Следует отметить, что котлованная машина МДК-2 (1962 г.) является первым специальным образцом войсковой котлованной машины в мировой практике. Опыт ее эксплуатации в войсках позволил создать новую более совершенную машину МДК-3. Машина МДК-3 оснащена фрезерным рабочим органом поперечного копания с метателем барабанного типа и дополнительными рабочими органами: рыхлителем и бульдозером, имеющим перекос отвала.

Основные тактико-технические характеристики котлованных машин приведены в приложении 10. Анализ данных, помещенных в этой таблице показывает, что машина МДК-3 по своим показателям значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого немерзлого и мерзлого грунтов, выравнивать площадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М.

Для отрывки котлованов на полную глубину машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как машина МДК-3 отрывает котлован за один - два прохода, поэтому потери времени на холостой пробег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. Однако, машина МДК-3 значительно сложнее по конструкции и эксплуатации.

В целом, котлованные машины имеют достаточно высокую производительность при отрывке котлованов. Однако, они не могут работать в мерзлых грунтах. Одним из недостатков машин является то, что они не могут производить отрывку котлованов только одной ширины (3,5 м).

Еще один недостаток. Машины слабо защищены от пуль и осколков, а также от поражающих факторов оружия массового поражения. Исходя из этого машины данного типа целесообразно использовать вне зоны прямого соприкосновения с противником.

Траншейно-котлованные машины в Российской Армии представлены полковой землеройной машиной ПЗМ-2, которая предназначена для отрывки траншей в мерзлых и немерзлых грунтах, а котлованов под войсковые фортификационные сооружения - только в немерзлых грунтах. Так же машина может выполнять несложные бульдозерные работы.



Основные ТТХ ПЗМ - 2 приведены в приложении 10. Их анализ показывает, что по ряду свойств машина не в полной мере соответствует требованиям войск. Она обладает невысокой транспортной скоростью, имеет недостаточные тягово-сцепные свойства, не имеет защиты от поражающих факторов стрелкового оружия и оружия массового поражения.

Универсальные машины представлены в ВС РФ одноковшовыми экскаваторами. Они отрывают траншеи, котлованы всех размеров, а также выемки различных конфигураций. Наличие крюковой обоймы на экскаваторном оборудовании позволяет самостоятельно устанавливать некоторые фортсооружения, а также производить при необходимости погрузочно-разгрузочные работы в военное время.

Машина дорожная котлованная МДК-3 ,является дальнейшим развитием машины МДК-2М. Проектирование новой котлованной машины для замены в войсках устаревших машин МДК-2 и МДК-2М началось практически одновременно с проектированием путепрокладчика БАТ-2 в Харьковском КБ имени Малышева, под руководством главного конструктора П.И. Сагира, в кон­це 70-х годов. На вооружение изделие 453 (заводской индекс) была принята в конце 80-х годов под названием Машина дорожная котлованная МДК-3. Ее серийное производство было организо­вано на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева.

Главное отличие МДК-3 состоит в том, что отрывка котлована производится при движение машины задним ходом, благодаря чему котлован отрывается за гораздо меньшее число проходов, в сравнение с МДК-2. Машина МДК-3 своими показателями значительно превосходит машину МДК-2М. Ее производительность и транспортная скорость выше в 2,7 и 1,8 раза соответственно. Машиной МДК-3 можно производить рыхление тяжелого и мерзлого грунтов, выравнивать пло­щадки для работы на косогорах, что невозможно сделать машиной МДК-2М. Для рытья котлова­на, на полную глубину, машине МДК-2М требуется совершить 8-9 проходов, в то время как ма­шина МДК-3 отрывает котлован за один-два прохода, поэтому потери времени на холостой про­бег и развороты у машины МДК-3 значительно меньше или совсем отсутствуют. При отрывке котлованов разрабатываемый грунт укладывается в одну сторону
влево от котлована в виде бруствера. При необходимости устройства бруствера с обеих сторон через два-три прохода необходимосменить направление отрывки.

Заменить в войсках МДК-2М новая машина не смогла. Она получилась перетяжеленной, громоздкой, конструктивно сложной в эксплуатации и ремонте. Использовать в полной мере свою фанта­стическую производительность машина может только при отрывке котлованов больших объемов, каких в звене полк - дивизия не требуется.


Технические характеристики

Дорожной котловой машины МДК-3

Гусеничный тягач АТ-Т

Длина, мм

в транспортном положение - 8000, в рабочем положение - 10230

Ширина, мм

в транспортном положение - 3400, в рабочем положение - 4050

Высота, мм

в транспортном положение - 3950, в рабочем положение - 3480

Среднее удельное давление на грунт, кг/см г

Рабочие агрегаты

Экскаватор роторный (5-ти лопастная фреза, 8 ковшей), отвал бульдозерный

Объёма одного ковша, л

Ширина отрываемой траншеи, м

Глубина отрываемой траншеи, м

Техническая Производительность, м 3 /час

Двигатель

Мощность двигателя, кВт/л.с.

Максимальная транспортная скорость, км/час

Запас хода, км

Преодолеваемый подъем, град.


Корпус МДК-3 двигатель, трансмиссия, подвеска и ходовая часть в целом аналогичны соответствующим углам и агрегатам многоцелевого транспортера МТ-Т, производимого на том же заводе. Специальное оборудование котловой машины включает: бульдозерное оборудование, рыхлитель и комплект роторного экскаватора. Рабочим органом экскаватора является фреза с метателе, обеспечивающая высокую производительность МДК-3, на отрывке котлованов. Бульдозер служит для сравнивания площадок и может устанавливаться с перекосом в обе стороны, что дает возможность производить работы на склонах высот и косогорах. Рыхлитель ускорят земляные работы в твердых грунтах и мерзлоте.

Кабина у МДК-3 герметизирована, снабжена фильтровентиляционной установкой, благодаря чему машина может работать в местности зараженной отравляющими и радиоактивными веществами, причем экипаж может находиться в кабине без средств защиты. Автор дано статьи положительно отзывается о наличии такой установки в кабине МДК-3, называя ее полезной и нужной. Он приводит пример того что угорал при работе на МДК-3 в котловане, когда в воздух поднимались тучи пыли и песка, плюс скапливались выхлопные газы от двигателя, пока не сообразил, что можно воспользоваться ФВУ.





Технические характеристики

Машина дорожная котловая МДК-3 на базе тягача МТ-Т

Рабочие агрегаты Экскаватор роторный (6-и лопастная фреза, 12 ковшей), отвал бульдозерны
Двигатель В-46-4
- мощность кВт/л.с.
Габариты в транспортном положении:
- длинна/ширина/высота, м
Габариты в рабочем положении:
- длинна/ширина/высота, м
520/710

10,22/3,23/4,04

11,75/4,6/3,25

Масса, кг 39500
Транспортная скорость, км/ч 65
Запас топлива по ходу, км 500
Расход топлива на 100 км пути, л
Размеры отрываемой траншеи
- ширина, м
275-300
- глубина,м 3,5 (в особых условиях до 6,0)
Техническая производительность, м2/час 500-800
Категория отрываемого грунта I-IV
Максимальный угол подъема, град
28
Максимальный угол крена, град 15
Глубина преодолеваемого брода,м 1,5
Ширина бульдозерного отвала,мм
Высота бульдозерного отвала, мм
Максимальный перекос бульдозерного отвала,град 26
Рыхлитель,мм 0,75

Запчастей не найдено. Оставьте заявку через форму обратной связи, или позвоните нам.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png