Вакуумный усилитель тормозов появился на серийных автомобилях ещё в 50 — 60 годах прошлого века и позволил значительно облегчить усилие на тормозную педаль и эффективность тормозов. В этой статье будет подробно описано устройство и принцип работы вакуумного усилителя, знание которых существенно поможет даже начинающим водителям самостоятельно выявить и устранить самые распространённые неисправности усилителя, которые так же будут описаны в этой статье (и как их устранить).

Вакуумный усилитель служит для уменьшения усилия, которое прикладывает водитель к тормозной педали, тем самым облегчая управление машиной и повышая эффективность тормозов. Усилитель расположен в подкапотном пространстве (моторном отсеке) автомобиля и крепится задним фланцем к кронштейну педалей и перегородке, разделяющей моторный отсек от салона.

Далее будет подробно описано устройство вакуумного усилителя тормозов ваз, который достаточно распространён и не сильно отличается по конструкции от усилителей других машин, в том числе и иномарок. Принцип работы у многих усилителей разных машин одинаков, за исключением некоторых мелочей.

Работа усилителя тормозов разумеется возможна при работающем двигателе машины, то есть когда в впускном коллекторе двигателя создаётся разряжение воздуха, но о работе усилителя немного позже, а сначала рассмотрим его устройство, знание которого позволит новичкам лучше понять принцип работы и возможные неполадки.

Устройство вакуумного усилителя тормозов ваз .

Рисунок 1 — вакуумный усилитель в момент торможения. 1 — главный тормозной цилиндр, 2 — шток, 3 — вакуумный клапан, 4 — возвратная пружина, 5 — корпус клапана, 6 — диафрагма, 7 — корпус усилителя, 8 — крышка усилителя, 9 — буфер штока, 10 — упорная пластина поршня, 11 — поршень, 12 — клапан усилителя, 13 — пружина клапана, 14 — возвратная пружина клапана, 15 — воздушный фильтр, 16 — толкатель, 17 — оттяжная пружина, 18 — наконечник включателя стопсигнала, 19 — вилка толкателя, 20 — тормозная педаль, 21 — пыльник, 22 — манжета, 23 — уплотнитель, 24 — регулировочный болт.

Вакуумный усилитель тормозов состоит из корпуса 7 (см. рисунок 1) крышки 8 и корпуса клапана 5 с диафрагмой 6. Благодаря корпусу 5 и резиновой диафрагмы 6 усилитель разделяется на две полости, одна из которых вакуумная А, а вторая полость атмосферная Д. К тому же корпус клапана 5 не только делит усилитель на две полости, но ещё и выполняет роль большого поршня, который двигается в общем корпусе 7.

На большинстве автомобилей корпус клапана 5 выполнен из пластмассы и имеет сквозное отверстие, из которого идут каналы В и С. Канал обозначенный на рисунке буквой В соединяет центральное отверстие с вакуумной полостью, а канал С соединяет центральное отверстие с атмосферной полостью.

В центр корпуса клапана 5 заходит толкатель 16, который через вилку 19 шарнирно соединён с тормозной педалью 20. Передний конец толкателя имеет шаровый наконечник, который зафиксирован в поршне 11.

Продольное перемещение поршня 11 относительно корпуса клапана ограничено упорной пластиной 10, которая неподвижно зафиксирована в корпусе клапана и которая заходит в кольцевую проточку в поршне. И ширина поршня немного больше пластины.

Кольцевой зазор между корпусом клапана 5 и горловиной крышки 8 уплотняется манжетой 22, которая должна быть в хорошем состоянии. А поверхность корпуса клапана должна быть смазана консистентной смазкой (Литолом 24 или ЦИАТИМом-221).

От попадания пыли и грязи горловина крышки 8 защищена резиновым гофрированным пыльником 21 (разумеется этот пыльник не должен иметь трещин, а тем более разрывов). Так же вокруг толкателя установлен фильтр 15 очистки воздуха, поступающего в полость усилителя и ещё установлены опорные чашки пружин, сами пружины 13 и 14 и резиновый клапан 12.

В передней части корпуса 7 вакуумного усилителя, на выходе штока 2, вставлен уплотнитель 23. А на конце штока 2 стоит регулировочный болт 24, который при торможении машины упирается в посадочное место в поршне 1. Своей задней частью шток 2 упирается в резиновый буфер 9, который установлен между штоком и поршнем 11.

При отсутствии вакуума или механического воздействия, возвратная пружина 4 перемещает корпус клапана 5 в крайнее правое положение. А вакуумная полость А соединяется шлангом с внутренней полостью впускного коллектора двигателя через штуцер, в котором располагается обратный клапан 3. Этот обратный клапан открывается при перепаде давления между полостью А усилителя и впускным коллектором двигателя.

Как было сказано выше, работоспособность усилителя возможна только при заведённом двигателе машины, когда во впускном коллекторе имеется разряжение воздуха, которое передаётся в полости А.

Работа вакуумного усилителя тормозов .

Рисунок 2. Вакуумный усилитель когда тормозная педаль не нажата.

Принцип работы вакуумного усилителя основан на разности давлений в вакуумной и атмосферной камерах. И создаваемое в вакуумной камере давление, перемещает шток и давит на поршень главного тормозного цилиндра, тем самым облегчая водителю давить на тормозную педаль. Выше был кратко описан принцип работы, а если намного подробнее, то читаем далее.

Работа усилителя заключается в следующем: при опущенной педали тормоза (см. рисунок 2) вакуумная полость А, через каналы С и В сообщается с атмосферой полостью Д, с помощью кольцевой щели между передним торцом клапана 12 и расположенным перед ним кольцевым выступом корпуса клапана 5.

Атмосферная полость Д при этом изолирована от атмосферы торцом резинового клапана 12, который от усилия пружины 13 прижимается к заднему торцу поршня 11. И при этом по обе стороны диафрагмы имеется вакуум, и диафрагма и корпус клапана под действием пружины 4 прижимаются к крышке 8 корпуса усилителя.

При торможении автомобиля толкатель 16 совместно с поршнем 11 и прижатой к нему подвижной частью резинового клапана 12, передвигается вперёд до того момента, пока не исчезнет кольцевая щель и торец клапана 12 не упрётся в кольцевой выступ корпуса клапана 5. При этом вакуумная полость А будет изолирована от атмосферной полости Д.

При торможении дальнейшее перемещение тормозной педали 20 и её толкателя 16 отодвинет поршень 11 от клапана 12 (как показано на рисунке 1) и это приведёт к образованию кольцевой щели между ними и в атмосферную полость Д пойдёт воздух из полости Е, которая соединена с атмосферой через вористый воздушный фильтр 15.

Из-за разности давлений корпус клапана 5 и диафрагма 6 начнут перемещаться вперёд, от этого головка регулировочного болта 24 штока 2 начнёт давить на поршень главного тормозного цилиндра. При этом поршень создаст избыточное давление в гидравлической тормозной системе автомобиля.

Рисунок 3. Работа вакуумного усилителя, когда нажатие на тормозную педаль приостановлено.

Когда тормозная педаль прекратит перемещаться вперёд (см. рисунок 3), от действия разряжения в полости А, корпус клапана 5 совместно с прижатым к нему торцом резиновым клапаном 12 будет перемещаться вперёд до тех пор, пока клапан 12 не упрётся в задний торец поршня 11. От этого сообщение полости Д и полости Е прекратится, как и прекратится передвижение корпуса клапана 5.

При этом установится равновесие и тормозная жидкость в гидравлической тормозной системе будет находиться под постоянным давлением.

В случае экстренного торможения машины, поршень 11 упрётся через резиновый буфер 9 в шток 2 и начнёт механически воздействовать на поршень главного тормозного цилиндра. К тому же поршень 11, отходя от клапана 12, будет обеспечивать его упор в кольцевой выступ корпуса клапана 5. Это приведёт к разобщению полости Д и полости А и сообщению полости Д с атмосферой, а это увеличит давление, создаваемое в гидроприводе тормозной системы.

Рисунок 4. Работа вакуумного усилителя, когда водитель отпустил педаль тормоза (происходит растормаживание)

Когда торможение машины уже не требуется и водитель отпускает педаль тормоза, подвижные детали привода вернутся назад в начальное положение (как на рисунке 4) от действия возвратной пружины 17 тормозной педали и от действия возвратной пружины 4 вакуумного усилителя тормозов, ну и от действия возвратных пружин главного тормозного цилиндра.

При этом поршень 11 отожмёт клапан 12 от кольцевого выступа корпуса клапана 5 и при этом образуется кольцевая щель, через которую воздух начнёт по каналам В и С поступать из полости Д в полость А и при этом отсасываться разряжением во впускном коллекторе двигателя. При этом сообщение полости Д с полостью Е прекратится, так как торец клапана 12 от усилия пружины 13 прижат к поршню 11.

Когда двигатель автомобиля не работает (или при неисправном вакуумном усилителе тормозов) торможение машины возможно, но ход тормозной педали несколько увеличится и снизится эффективность тормозов. В таком случае привод поршней главного тормозного цилиндра будет осуществляться только механически, от тормозной педали через толкатель 16, поршень 11, резиновый буфер 9 и шток 2.

Основные неисправности и ремонт вакуумного усилителя .

Как и любой механизм, вакуумный усилитель, точнее его детали, со временем изнашиваются и требуют замены, обслуживания, или ремонта. Подсказкой для водителя, что с вакуумным усилителем что то не в порядке, послужит увеличение усилия, прилагаемого к тормозной педали и снижение эффективности торможения.

Снижение эффективности торможения конечно же может произойти и по другим причинам, например из-за неисправности суппортов (подробнее о их восстановлении советую почитать ) или по другим причинам, описанным в статье «Тормозная система, её устройство и неисправности» (статья находится ), но вот увеличение усилия на тормозную педаль служит верным признаком неисправности вакуумного усилителя.

Частая причина неисправности усилителя, которая появляется со временем, особенно если машина часто ездит по пыльным дорогам — это засорение грязью или пылью воздушного фильтра 15 (см. рисунок 1). Грязный фильтр следует промыть, просушить, или заменить новым.

А при достаточно большом пробеге машины, неисправности могут появиться из-за заедания корпуса клапана 5 от разбухания (от старости) диафрагмы 6. Так же неисправности могут возникнуть из-за неплотного крепления вакуумного шланга, который соединяет вакуумный усилитель тормозов с штуцером впускного коллектора двигателя. Или из-за старения шланга на нём появляются трещины или разрывы.

Определить трещины или разрывы визуально достаточно легко, или можно услышать по характерному шипению (подсосу воздуха). Кстати при такой неисправности (негерметичности или порчи шланга) двигатель автомобиля как правило работает с перебоями, или теряет мощность, так как во впускной коллектор попадает лишний воздух и горючая смесь обедняется на всех режимах работы двигателя.

Ну и ещё менее распространённая неисправность, которая может возникнуть при небрежном уходе или от применения некачественной (поддельной и дешёвой) тормозной жидкости, или из-за попадания в тормозную жидкость бензина, масла — это разбухание уплотнителей гидроцилиндров тормозной системы. И появляется заедание подвижных деталей в гидроцилиндрах.

Чтобы выявить неисправность, следует промыть воздушный фильтр (если он грязный), проверить работу системы вентиляции картера (как её усовершенствовать я написал ), заменить вакуумный шланг, если он разбух или имеет трещины, а тем более разрывы, и надёжно закрепить вакуумный шланг с помощью нового хомута (лучше более прочного из нержавеющей стали).

В случае заедания штока, следует разобрать главный тормозной цилиндр и заменить разбухшие манжеты новыми. При такой неисправности (разбухании уплотнителей) перед заменой резинок, следует обязательно промыть всю тормозную систему изопропиловым спиртом (если его нет, то промываем свежей тормозной жидкостью, той же марки, которая будет использоваться в системе). После промывки системы и установке новых манжет, заливаем свежую тормозную жидкость и .

Если после проведения выше описанных работ, неисправность не устранится (усилие к тормозной педали, при работающем двигателе, останется таким же тяжёлым как и при заглушенном моторе) то скорей всего причина неисправности в разбухшей или порванной диафрагме 6.

Заменить диафрагму новой не так просто, так как большинство усилителей имеют неразборный корпус (крышка 8 завальцована к корпусу 7), да и новую диафрагму не всегда удаётся купить. В таком случае вакуумный усилитель тормозов подлежит замене.

Проверить исправность вакуумного усилителя можно не только по уменьшению усилия на тормозную педаль при работающем моторе, но и другим способом. При неработающем двигателе нажимаем на тормозную педаль с небольшим усилием, затем заводим мотор. После того, как мотор завёлся, если тормозная педаль уйдёт немного вперёд (немного провалится), значит с вакуумным усилителем всё в порядке.

И последнее: на вакуумном усилителе и примыкающем к нему главному тормозному цилиндру не должно быть запотеваний и тем более потёков тормозной жидкости. Обнаружить точно откуда течёт можно если тщательно отмыть корпус усилителя и главного тормозного цилиндра и затем заведя двигатель понажимать на тормозную педаль несколько раз. После этого течи как правило обнаруживаются сразу, и разумеется негодные уплотнения следует заменить новыми.

Вот вроде бы и всё, надеюсь эта статья поможет начинающим водителям определить неисправность вакуумного усилителя тормозов и устранить большинство его неисправностей, успехов всем.

Эффективность тормозов автомобиля имеет большое значение – если тормозная система сработает неэффективно, может произойти авария. Чтобы тормоза были четкими, на всех современных машинах устанавливается усилитель, он обеспечивает мгновенную остановку транспортного средства при нажатии на педаль.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов необходим в случае, если тормоза становятся «ватными», и на педаль приходится с большим усилием нажимать, чтобы произвести торможение.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110

Вакуумный усилитель тормозов (сокращенно – ВУТ) автомашин ВАЗ облегчает работу водителю – он в тормозной системе (ТС) усиливает эффект нажатия на педаль. Этот узел состоит из следующих основных деталей:

  • клапана;
  • металлического корпуса;
  • диафрагмы;
  • поршня;
  • штока;
  • мощной возвратной пружины;
  • толкателя, который соединяется с тормозной педалью;
  • защитного чехла;
  • фланца для установки обратного клапана.

Корпус устройства делится диафрагмой на две половины, и со стороны, где создается вакуум, устанавливается главный тормозной цилиндр. Разрежение (вакуум) создается за счет соединения этой части корпуса с впускным коллектором ДВС, а когда мотор не работает, канал перекрывает обратный клапан, устанавливаемый во фланец ВУТ. Воздух (вакуум) с помощью штока и поршня при нажатии на тормоз усиливает эффект торможения, тем самым облегчая работу водителю – нет необходимости на педаль нажимать с большой силой. После отпускания педали мощная возвратная пружина позволяет диафрагме внутри корпуса принять исходное положение. Когда двигатель заглушен, разрежение в системе не создается, и вакуумный усилитель тормозов не работает.

На автомобилях ВАЗ-2106-07 и ВАЗ-2108-10 устанавливаются разные по внешнему виду усилители тормозов, но принцип работы устройств одинаков. Проверяем исправность ВУТ следующим образом: нажимаем на педаль тормоза и запускаем мотор – если педаль «проваливается» (опускается под давлением ноги), ВУТ работает.

Основная неполадка вакуумного усилителя – это повреждение диафрагмы. Когда диафрагма имеет разрывы, воздух проникает из наружной части корпуса в вакуумную полость, и разряжение в устройстве не создается. Но необязательно неисправность может заключаться в самом устройстве – часто ВУТ не работает из-за подсоса воздуха или по иным причинам:

  • неисправен обратный клапан «вакуума»;
  • идет подсос воздуха из шланга, соединяющего впускной коллектор с тормозным усилителем;
  • нет компрессии в том цилиндре ДВС, откуда берется разрежение.

Следует отметить, что вакуумный усилитель тормозов на автомобилях ВАЗ 2106-10 соединяется шлангом с четвертым цилиндром двигателя.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 следует начинать с демонтажа этого узла, затем ВУТ необходимо разобрать.

ВУТ на авто ВАЗ-классика снимается достаточно просто, и если есть минимальные слесарные навыки, работу эту выполнить несложно. Снятие узла выполняем следующим образом:

Разобрать ВУТ 2108-2109 несложно, но для разборки необходимо устройство зафиксировать. Разбираем узел в следующем порядке:


Обычно в ремкомплекте вакуумного усилителя ВАЗ-2109 имеется диафрагма, манжета, пыльник, чехлы (2 шт.) и клапан. Следует поменять все детали, чтобы затем не пришлось переделывать работу. Собирая вакуумный усилитель, диафрагму лучше сразу закрепить на пластмассовом кожухе, так будет легче смонтировать узел.

Какой стороной ставится пружина, значение не имеет, но собирая усилитель, придется приложить усилие, чтобы попасть отверстиями в корпусе на шпильки.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов УАЗ

Неполадки вакуумного усилителя автомобилей УАЗ можно определить по следующим признакам:

  • двигатель троит, и так как на «Уазовских» моторах вакуумный шланг идет на коллектор первого цилиндра, при неисправном ВУТ не дорабатывает именно этот цилиндр;
  • под капотом слышно шипение – диафрагма травит воздух;
  • педаль тормоза жесткая, и не прожимается при запуске двигателя;
  • между ГТЦ и усилителем имеются влажные подтеки (течет тормозная жидкость).

Если обнаруживаются подтеки «тормозухи» в районе ВУТ, необходимо срочно менять или ремонтировать ГТЦ, но если жидкость уже попала в вакуумный усилитель, скорее всего, придется ремонтировать и ВУТ.

Еще одна частая неисправность в тормозной системе – выход из строя обратного клапана. Этот нехитрый механизм проверить очень легко – нужно в него дунуть. Клапан должен продуваться в одну сторону свободно (при подаче разреженного воздуха из коллектора), а в обратную сторону воздух идет с большим трудом. Если клапан неисправен, он в обе стороны продувается свободно.

Снимается усилитель на автомобилях производства Ульяновского автозавода по такому же принципу, что и на машинах ВАЗ. Рассмотрим замену ВУТ на примере автомашины УАЗ-31519:

две нижних гайки кронштейна усилителя находиятся в салоне авто, они под ключ на 17, отворачиваем этот крепеж;

Особенности ремонта вакуумных усилителей УАЗ

В отличие от вакуумных усилителей вазовских автомобилей, на машинах УАЗ корпус ВУТ очень прочный, и располовинивать его совсем непросто. Можно отогнуть выступы с помощью монтировки и молотка, но так работа выполняется с нарушением технологии – по инструкции необходимо одну половину поворачивать относительно другой. Самая большая проблема при разборке – «располовинивание» корпуса – порой эти части так закипают, что разобрать узел невозможно. Автовладельцы машин советуют ни в коем случае не вдавливать один корпус в другой – тогда уже точно поворачивание не получится.

Еще одна проблема в ремонте «вакуумников» – низкое качество запчастей в ремонтном комплекте, порой установленных деталей не хватает и на полгода. Автомобилисты советуют ремонтом не заниматься, а купить новую запчасть, хотя здесь есть другой минус – ВУТ на автомобили типа УАЗ-469 или УАЗ-452 стоит недешево, около 3 тысяч рублей. Как вариант, можно на авторазборке подобрать «вакуум» от иномарки, у которого по креплениям подходит главный тормозной цилиндр, и путем подгонки установить на автомобиль. В результате получается дешевле и надежнее – импортные детали даже в состоянии бу служат по несколько лет без каких-либо нареканий.

Нередко после замены ВУТ появляются проблемы, и автомобиль уже не так тормозит, как было раньше при исправном «вакуумнике» – тормозная педаль берет в самом конце, или система не до конца растормаживается. Все дело здесь заключается в штоке, который нажимает на поршень ГТЦ – он с завода может быть не отрегулирован. На этом штоке имеется регулировочный винт, который фиксируется контргайкой. На автомобилях УАЗ (модель «Патриот» в расчет не берем) регулировку штока проверяем следующим образом:


Еще на UAZ Hunter педаль может «брать» в самом конце, и у нее получается большой свободный ход. Необходимо обратить внимание на положение педали – если она слишком низко от полика в салоне, ее необходимо отрегулировать:

На сегодняшний день редко кто может представить себе работу тормозной системы без вакуумного усилителя тормозов. Далее пойдет речь о неисправностях и способах ремонта рассматриваемого узла. С технологической точки зрения ремонт вакуумного усилителя тормозов не представляет собой никакого труда, даже если вы решили осуществить процедуру самостоятельно.

Рекомендуется лишь брать во внимание конструктивные особенности той или иной модели автомобиля, основной же принцип самого ремонта аналогичен относительно всех моделей.

Желательно ознакомиться с устройством данного узла перед непосредственным ремонтом или заменой.

Устройство вакуумного усилителя тормозов

Конструктивно вакуумный усилитель тормозов объединяется с ГТЦ в один блок. Для человека с развитым интеллектом схема действия рассматриваемого элемента не будет представлять никаких сложностей. Корпус разделяется на две части, при этом атмосферная часть располагается со стороны педали тормоза, а вакуумная со стороны главного тормозного цилиндра.

С помощью обратного клапана вакуумная камера соединяется с впускным коллектором, являющимся в свою очередь источником разряжения. Вакуумный электрический насос зачастую используется на дизельных двигателях для того, чтобы работа вакуумного усилителя была постоянной.

Когда двигатель останавливается, вакуумный усилитель разъединяется с коллектором за счет действия обратного клапана, именно поэтому вакуумный усилитель тормозов способен работать лишь когда двигатель активен. В случае неисправности или отказа рассматриваемого элемента происходит аналогичное разъединение.

За счет следящего клапана атмосферная камера в исходном положении соединяется с вакуумной камерой и с атмосферой при активации педали тормоза. С педалью тормоза связан толкатель, за счет него следящий клапан перемещается. Со штоком ГТЦ соединяется диафрагма со стороны вакуумной камеры, она способствует нагнетанию тормозной жидкости за счет поршня к рабочим цилиндрам.

За счет возвратной пружины диафрагма перемещается по окончанию торможения в исходное положение. В конструкции усилителя также может быть электромагнитный привод штока. Активный усилитель тормозов используется в системе ESP и его основное предназначение заключается в предотвращении опрокидывания.

В целом работа вакуумного усилителя тормозов основывается на разности давлений в атмосферной и вакуумной камерах. Именно за счет этой разницы активируется толкатель и способствует перемещению штока поршня ГТЦ.

Неисправности вакуумного усилителя тормозов.

Первое, на чем стоит акцентировать внимание - неисправности рассматриваемого узла не могут способствовать полной деактивации тормозной системы. Как результат управление авто становится более затрудненным и водитель вынужден прикладывать больше усилий нажимая на педаль торможения. К традиционным неисправностям можно отнести следующее:

  • Наличие неисправности внутри самого вакуумного усилителя, например, старение резины клапанов или разрыв диафрагмы. В данном случае клапан начнет травить воздух.
  • Обрыв или разгерметизация шланга, за счет которого коллектор двигателя соединяется с вакуумным усилителем тормозов. В таком случае вы сможете услышать шипение рассматриваемого элемента. Обязательно проверьте надежность затяжки хомутов и сам шланг на наличие разрывов или трещин.

Как проверить вакуумный усилитель тормозов?

  1. Если двигатель начал троить, диагностируйте исправность вакуумного усилителя. Разгерметизация часто сопровождается подсосом в патрубок впускного коллектора воздуха, следовательно, воздушно-топливная система, которая поступает в цилиндр двигателя, резко обедняется.
  2. В качестве второго варианта диагностики сделаете около пяти качков с помощью педали тормоза при неработающем двигателе. Далее посредине хода зафиксируйте педаль и запустите двигатель. Если педаль проваливается во время запуска, вакуумный усилитель функционирует. Если же она остается без движения, значит необходимо заменить или сделать ремонт вакуумного усилителя тормозов.
  3. При визуальном осмотре настоятельно рекомендуется обратить внимание на наличие подтеков, которые могут появиться на корпусе вакуумного усилителя.
  4. Периодически должна проводиться регулировка вакуумного усилителя тормозов.

Для ремонта или замены необходимо подготовить стандартный набор инструментов или же соответствующий комплект.

Поэтапная процедура ремонта:

  1. Изучите мануал автомобиля и определитесь с ключевыми конструктивными нюансами вакуумного усилителя.
  2. Отсоедините тягу привода рассматриваемого элемента от педали тормоза, которая располагается под рулевым валом.
  3. Снимите ГТЦ в подкапотном отсеке.
  4. В зависимости от неисправности произведите замену или ремонт данного узла.

Сложно представить себе работу тормозов без вакуумного усилителя тормозов. Работу этого устройства сложно переоценить, однако оно, как и все прочие «не застраховано» от поломки. Сегодня я предлагаю поговорить об основных неисправностях вакуумного усилителя тормозов и способах их устранения.

С одной стороны ремонт вакуумного усилителя тормозов не представляет собой ничего особо сложного, в случае если вы решили произвести ремонт этого устройства своими руками. Самое главное учесть все конструктивные особенности конкретной марки автомобиля, сам же принцип проведения ремонта ничем особо не отличается.

Немного об устройстве вакуумного усилителя тормозов.

Конструктивно вакуумный усилитель тормозов представляет собой один блок, объединенный с ГТЦ. Для продвинутого автомобилиста устройство этого агрегата не покажется сложным. Корпус разделен на две части: вакуумная часть расположена со стороны главного тормозного цилиндра, атмосферная - со стороны педали тормоза.

Вакуумная камера соединяется с впускным коллектором при помощи обратного клапана, который является источником разряжения. Чаще всего вакуумный электронасос используется в дизельных двигателях с той целью, чтобы работа вакуумного усилителя была постоянной. В случае остановки двигателя, вакуумный усилитель разъединяется с коллектором посредством обратного клапана, именно поэтому вакуумный усилитель тормозов очень зависим от работы мотора и способен функционировать только при рабочем двигателе.

После активации педали тормоза посредством следящего клапана, атмосферная камера соединяется с вакуумной камерой и атмосферой. Педаль тормоза связана с толкателем, за счет которого и происходит перемещение следящего клапана. Диафрагма соединяется со штоком ГТЦ со стороны вакуумной камеры, благодаря ей происходит нагнетание тормозной жидкости поршнем к рабочим цилиндрам.

Возвратная пружина возвращает диафрагму в исходное положение после окончания торможения. Конструкция усилителя может также содержать электромагнитный привод штока. В системе ESP используется активный усилитель тормозов, основное его предназначение - предотвратить опрокидывание.

Возможные неисправности вакуумного усилителя тормозов .

Прежде всего внимание следует акцентировать на неэффективной работе тормозной системы, то есть ухудшение управления транспортным средством (ТС), необходимость прилагать больше усилий для того, чтобы произвести торможение. Классическими считаются следующие неисправности:

1. Неисправности внутри самого вакуумного усилителя (разрыв диафрагмы или старение резины клапанов). В этом случае клапан будет травить воздух.

2. Разгерметизация или полный обрыв шланга, который соединяет коллектор двигателя с вакуумным усилителем тормозов. Как правило, такая неисправность сопровождается шипением этого устройства. В обязательном порядке произведите проверку герметичности хомутов, а также шланга на предмет трещин и разрывов.

Как самостоятельно проверить вакуумный усилитель тормозов?

1. Если мотор стал работать неровно (с перебоями или троит), необходимо диагностировать исправность вакуумного усилителя. Нередко разгерметизация сопровождается подсасыванием воздуха в патрубок впускного коллектора воздуха, в результате, воздушно-топливная смесь, поступающая в цилиндры, резко обедняется.

2. Как вариант, можно попытаться диагностировать неисправность и таким макаром: произведите 5-6 качков педалью тормоза при «заглушенном» двигателе. После этого посредине хода произведите фиксацию педали, затем запустите мотор. В случае если педаль провалилась во время запуска - вакуумный усилитель можно считать рабочим. Если же педаль осталась неподвижной - необходим ремонт или полная замена вакуумного усилителя тормозов.

3. Проведите визуальный осмотр, и внимательно присмотритесь, нет ли на корпусе вакуумного усилителя каких-либо подтеков.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов.

Для того чтобы произвести ремонт или замену, необходимо обладать кое-какими навыками и знаниями, не лишним будет заглянуть в мануал по ремонту и техобслуживанию вашего автомобиля. Кроме того, вам понадобятся инструменты, как правило, достаточно стандартного набора.

Ниже привожу вам поэтапную инструкцию процедуры ремонта вакуумного усилителя тормозов:

1. Детально ознакомьтесь с руководством (мануалом) по ремонту и эксплуатации автомобиля, определите для себя ключевые нюансы.

2. Отключите тягу привода усилителя от педали тормоза, которая расположена под рулевым валом.

3. В подкапотном отсеке снимите ГТЦ.

4. В зависимости от поломки произведите ремонт или полную замену данного устройства.

3.7 (73.33%) 3 голос[а]


Как думает уважаемый читатель – будет ли работать вакуумный усилитель тормозов , если гипотетически автомобиль находится на Эвересте? Нет, конечно! А почему, мы поговорим ниже.

Вакуумный усилитель тормозов предназначен для уменьшения давления ноги водителя на тормозную педаль во время нажатия на тормоз. Вторая функция - обеспечить лучшую эффективность тормоза при экстренном торможении. А, с применением систем активного торможения - безопасности водителя и пассажиров.

Вакуумный усилитель выполнен в виде герметичного корпуса, округлой формы. Устанавливается непосредственно перед педалью тормоза в моторном отсеке. Главный тормозной гидроцилиндр устанавливается на корпус усилителя.

Вакуумный усилитель состоит из следующих устройств:

  • корпус
  • рабочая диафрагма
  • рабочий клапан
  • толкатель педали тормоза
  • шток тормозного гидроцилиндра
  • возвратная пружина

Вакуумный усилитель тормозов помогает водителю толкать шток тормозного цилиндра, для создания давления в . Для того, что бы лучше понять работу усилителя необходимо рассказать о его конструкции.

Основная рабочая часть вакуумного усилителя, это диафрагма. Изготавливается из прочного, эластичного материала. В центре диафрагмы находится буферный металлический «пятак». В него упирается шток от педали и от цилиндра. Диафрагма устанавливается между двумя половинами корпуса, образовывая тем самым две камеры – атмосферную и вакуумную. После установки диафрагмы корпус вальцуется для герметизации. Теперь две камеры соединены только рабочим клапаном, который в действие приводит педаль тормоза. Вакуумная камера направлена в сторону тормозного цилиндра, соответственно атмосферная в обратную.

Со стороны вакуумной камеры имеется технологическое отверстие, куда вставляется шланг от источника разрежения. И в режиме ожидания, в двух камерах поддерживается низкое давление (клапан рабочий открыт).

Возвратная пружина служит для возврата в ждущее состояние диафрагмы усилителя.

Мы не зря спрашивали в начале читателя об Эвересте. Потому, что в основу положен принцип разности давлений. Итак:

При нажатии на педаль тормоза, водитель приводит в действие рабочий клапан, который перекрывает связь между камерами. При дальнейшем нажатии открывается специальное отверстие, и атмосферная камера соединяется с атмосферой. Ну, а у атмосферы давление примерно составляет 760 мм. рт. ст.! Получается, что с одной стороны диафрагмы воздух разряжен, а со второй действует давление атмосферы плюс давление от педали. Шток цилиндра приводится в действие, и начинают срабатывать тормоза. Так происходит на автомобилях с бензиновым двигателем, потому, что источник разряжения искать не надо, он готов - впускной коллектор перед подачей топлива в цилиндры. У дизельных оказалось сложнее - пришлось установить вакуумный насос.

Вакуумный насос у разных автопроизводителей имеет свои отличия, например Форд, устанавливает насос, представляющий собой цилиндр у которого внутри двигается мембрана, создавая разряжение. Рено ставит на свои авто усилитель, у которого разряжение создается вращающимися лопатками.

Понятно, что на Эвересте давление меньше, (все-таки 8 км вверх!) Тормоза работать не будут! Но если сменить возвратную пружину на менее жесткую, то работа вакуумного усилителя тормозов вполне возможна!



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png