Цена этого автомобиля в начале 70-х составляла всего 3500 рублей. Его по праву считали наиболее демократичным и самым народным средством передвижения во всем СССР. И при этом ЗАЗ-968А был мечтой для каждой советской семьи. Несмотря на свой возраст, автомобиль является бессменным героем анекдотов. Давайте познакомимся с историей этого народного авто, узнаем о его техническом оснащении и характеристиках. Обзор ЗАЗа - далее в нашей статье.

Легенда, о которой слышали все

СССР входил в 1960-е, а на Запорожском заводе «Коммунар» в производство запустили забавный по внешнему виду небольшой автомобиль - ЗАЗ-965. Внешность отечественной разработки напоминала культовый тогда Чуть позже машину подвергнут огромному количество изменений, среди которых - установка нового кузова. Инженеры увеличат его размеры - это будет двухдверный седан. Также существенным доработкам подвергнется и двигатель. Впрочем, и это авто через некоторое время уйдет в анналы истории.

В 1980-м автомобильной общественности СССР был представлен ЗАЗ-968а, который практически без изменений собирался на конвейерах Запорожского завода вплоть до 1994 года.

Интересно, что эта комичность проявляется уже в названии модели. Так, индекс 968 наводит на ассоциацию с «Порше-968». Буква намекает на то, что конструкция является родственником мощных баварских машин, созданных в тюнинговом отделении Motosport. Самыми первыми такой индекс стали использовать именно в Запорожье. До сих пор неясно, почему западные автопроизводители не подали в суд на СССР за нарушение авторских прав.

Но как бы там ни было, ЗАЗ-968а «Запорожец» был наиболее доступным автомобилем для любого советского гражданина. Естественно, рассчитывать на какой-то комфорт в процессе эксплуатации этой машинки совершенно не приходилась. Но для утилитарных задач автомобиль более чем подходил - едет, и это хорошо. Такие простые задачи машинка выполняла не хуже, а может быть даже и лучше, чем прочие отечественные модели.

По уровню проходимости запорожское авто могло сравниться только с монстрами-внедорожниками. За счет заднемоторной компоновки ЗАЗ-968а не хуже УАЗов преодолевал болота и сугробы зимой.

Сейчас на дорогах эти машины еще кое-где встречаются. Но свою задачу они уже не выполняют, и их эксплуатируют только в качестве хобби (например, часто покупают под проект). Те, кто не настолько любит автотематику, чтобы тюнинговать «Запорожец», с удовольствием продают свои ЗАЗы. Сейчас купить такую машинку может любой. Продают ее по цене хороших кроссовок или недорого смартфона - до 200 долларов.

Таким образом, даже небогатые студенты могут получить беспрецедентные возможности - например, имея «Запорожец», можно легко разбогатеть. Автомобильные блогеры установили на ЗАЗ-968а двигатель от BMW-520 e34, сняли про это серию роликов и неплохо заработали. Ну и вдвойне приятней, когда такой «Запорожец» рвет на дороге в клочья какую-то современную мощную иномарку.

Немного истории

Глядя на то, с какой интенсивностью развивается автомобильная промышленность в мире, в СССР решили, что необходимо полностью переработать ЗАЗ-965, или «Горбатый». Сняв эту модель с производства, команда инженеров-конструкторов принялась за активную работу по созданию более современного автомобиля. И вот в 71-м году с конвейеров сходит появится на пару лет позже - в 74-м году.

Придерживаясь стратегии общедоступности, конструкторы решили не уделять слишком много внимания уровню комфорта. Поэтому новая машинка имела всего-навсего базовый комплект электрических приборов, заднее расположение двигателя, а также примитивный салон.

Последняя модернизация с машиной случилась в 79 году - это ЗАЗ-968М. Здесь появилась новая передняя часть, новые задние габаритные огни, другая приборная панель.

Внешний вид

По сравнению с прошлой модификацией ЗАЗ-968а выглядел более новым и современным. Размеры стали пропорциональными. Кузов машины несущий, цельнометаллический. Отделка его стала более приемлемой. На задних крыльях дизайнеры расположили интересные по форме воздухозаборники. Также можно выделить задние арки - они сделаны низко опущенными.

"Запорожец" - это все-таки седан малого класса, рассчитанный на четырех пассажиров. Но ни о каком комфорте речи не идет. Интересен тот факт, что инженеры применили в конструкции универсальные замки - открыть их можно было чем угодно.

А вот окрашивался автомобиль очень качественно. Красили в единый цвет. Сейчас многие считают это одним из главных преимуществ модели. Краска не обдиралась и не облезала даже через десятки лет жесткой эксплуатации. Также можно выделить высокую стойкость кузова к воздействию коррозии. Эти автомобили никто не обрабатывал, и они дошли до наших дней без дыр. На многих ЗАЗ-968а днище целое и ни разу не ремонтировалось.

Двери были штампованными и состояли из двух частей. Они были оснащены ручным механизмом опускания/подъема стекол и поворотным стеклом-форточкой с защелкой изнутри.

Интерьер

Внутри автомобиль ЗАЗ-968а (фото салона есть в нашей статье) удивляет своей скромностью, если не сказать больше. Здесь минимум приборов, небольшое зеркало, печка независимого типа, достаточно сжатое пространство. Отделка салона сделана однотонными материалами без какого-либо намека на минимальный уют. Но при этом можно выделить неплохие кресла.

Из опций, которые можно было встретить в салоне, выделяют обивку потолка, козырьки от солнца, бардачок. Печка, хоть и была автономной, но, судя по отзывам владельцев, работала она неважно. Ездить в «Запорожце» русской зимой было просто нереально.

Багажник по своему объему напоминает хороший «бардачок». В него не поместится даже большой сабвуфер. Но из положения можно легко выйти - просто снимают переднее пассажирское кресло или устанавливают багажник на крышу.

ЗАЗ-968а: технические характеристики

Модель выпускалась с 1974 по 1980 годы. Длина кузова составляла 3730 мм, ширина - 1570 мм, высота - 1400 мм. Величина дорожного просвета - 190 мм. Снаряженная масса - 840 кг. Далее мы отдельно расскажем про мотор и коробку.

Двигатель

Силовой агрегат в этом авто расположен сзади; в процессе ремонта и обслуживания он доступен полностью. Это четырехтактный карбюраторный мотор МеЗМ 968 объемом 1,2 л. Мощность его 40 л. с. При работе этот агрегат издавал жуткие звуки, но при исправной выпускной системе голос мотора был вполне сносный. Ресурс силовых агрегатов не отличался длительностью - в среднем он составлял около 40-50 тыс. км. Однако это связывали с тем, что владельцы использовали любые масла и даже отработку. При этом мотор не терял своих характеристик и выдавал всю мощность. Также на таком «питании» не наблюдалось серьезных поломок.

МеЗМ-968 отличался верхним расположением клапанов и воздушной системой охлаждения. Нужно сказать, что с охлаждением у машины всегда были большие проблемы. Цилиндры чугунные, V-образные - их можно было легко снять, и они отличались ребристой поверхностью. А вот ГБЦ были алюминиевыми. Коленчатый вал изготовлен чугуна и отличался хорошей балансировкой с маховиком и центрифугой. ГРМ был шестеренчатого типа с верхним расположением клапанов. Механизм имел балансир, штанги, распредвал, а также коромысла.

Двигатель разгонял автомобиль до 100 км/ч за вечные 38 секунд. Средний расход топлива никогда не был выше, чем 7,8 л/100 км. И здесь следует учесть, что машину эксплуатировали исключительно на плохих дорогах.

Трансмиссия

Инженеры использовали вместе с этим силовым агрегатом четырехступенчатую механическую КПП. Отличалась она тем, что имела три хода и была объединена вместе с дифференциалом. Конструкция ее не менялась со времен 965-й модели. Поначалу коробка работала вполне исправно. Но в процессе эксплуатации тяги разбалтывались, и переключение теряло свою четкость. На автомобилях, доживших до наших дней, КПП воет, передачи сами вылетают. На некоторых моделях отсутствует задняя передача. Быстро изнашивается сцепление, хотя система имела гидравлический привод.

Подвеска

Подвеска использовалась рычажно-торсионного типа. Система представляла две трубы, соединенные при помощи кронштейнов. Также в системе использовались гидравлические амортизаторы с пружинами. Задняя подвеска оснащалась стальным двойным рычагом. К нему крепился пол автомобиля. Все те машины, что есть в продаже сегодня, имеют уже изрядно разбитые рулевые тяги и подшипники в ступицах. Ездить на таких авто может быть просто опасно.

Тормозная система

Тормоза на эти автомобили устанавливали барабанные (на переднюю и заднюю ось). Особенность их была в плавающем типе колодок. Зазор между колодками регулировался при помощи специального регулятора.

Естественно, эта конструкция не соответствует современным требованиям. Но для машины с такими характеристиками этого достаточно. Главный тормозной цилиндр ЗАЗ-968а иногда подтекал, и постоянно приходилось его ремонтировать. Со временем ухудшается сцепление колодок с барабаном. Тормоза требуют постоянного обслуживания (впрочем, как и все детали подвески).

Заключение

Итак, мы выяснили историю происхождения и технические характеристики ЗАЗ-968а. До наших дней сохранилось очень мало таких экземпляров. Но, несмотря на раритетность, машина всегда есть в продаже. Ценник редко когда превышает 200 долларов. Конечно, после покупки придется изрядно потратиться на ремонт. Но ЗАЗ-968 - это один из самых бюджетных автомобилей, которые можно взять под проект.

Автомобильная промышленность одной шестой континента никогда не баловала своих граждан такими преимуществами развитого социализма, как богатый выбор. Не было выбора. Брали то, что успели, пока другие не забрали. В полной мере это относится и к автомобильной промышленности.

Подарок Родине из Запорожья

Автомобильная промышленность чувствовала себя беспомощной не от отсутствия мозгов у ее работников, а от отсутствия совести, иногда ума, и чести у партийных лидеров. Все автомобильные заводы были знаковыми. Они не были предназначены для того, чтобы выпускать качественные автомобили, а для того, чтобы быть символом чего-то там. Ленинского комсомола, дружбы с итальянским коммунистом Тольятти. Только на символы и выделялись бюджетные средства, а все разработки - чистой воды энтузиазм. Тем не менее, четыре основных автомобильных ниши с горем пополам заполнить удалось не без шпионажа и лицензионных копий, но были представители и маленьких автомобилей, и средних. Большие, само собой, были.

Самым маленьким и обиженным в этом плане был Запорожский автомобильный завод Коммунар. Ему шагу не давали ступить без директив, о чем красноречиво молчит автомобиль Таврия, который был готов к серийному выпуску на шесть лет раньше, чем восьмерка. Но партия решила, что все средства нужно направлять на главный завод автомобилей для народа в Тольятти. Обидно было вдвойне, поскольку при готовом современном автомобиле ЗАЗ 1102, заводу приходилось выпускать ЗАЗ 968М, устаревший, как сам коммунизм.

ЗАЗ 968М — технические характеристики

Чтобы хоть как-то освежить конструкцию 968-й модели, завод предпринял отчаянную попытку модернизации. Она удалась только к 1979 году. В автомобиле произошли не кардинальные изменения, но они были. Запорожец не стал другой моделью, но изменился значительно как внешне, так, частично, и внутренне. Вот его технические характеристики, которые мы детальнее рассмотрим далее.

Кузов автомобиля ЗАЗ 968М

Новый Запорожец не поражал новизной, но все же нотки современности проскакивали даже в кузове автомобиля. Полностью изменилась передняя панель, и теперь Запорожец стал очень похож на чехословацкую Шкоду 120/110. очень похожее решение панели, но в Запорожье решили внести разнообразие, пустили алюминиевую пластину с надписью 968М между фарами, а по краям пристроились указатели поворотов.

Новый автомобиль получил новые бампера с травмобезопасными пластиковыми полосками и накладными пластиковыми боковинами. С автомобиля убрали лишний хром, по возможности заменив его на черный пластик. Задняя часть кузова тоже изменилась до неузнаваемости. Запорожцу отрезали фирменные уши, установив вместо них решетки-жабры. Изменилась и задняя оптика.

Теперь автомобиль козырял комбинированными плафонами со встроенным огнем заднего хода, которого не было на 968-й модели. Запаска теперь размещалась под капотом, то есть сзади, что освободило немного места в багажнике, в котором традиционно царствовала вечно неработающая печка.

Двигатель нового Запорожца

Инженеры неплохо поработали над двигателем МеМЗ 968. По сравнению с прошлой версией была переработана система обдува. Нельзя сказать, что охлаждение Запорожца стало значительно лучше, поскольку практически все владельцы устанавливали на капот хлебницы для улучшения забора воздуха. Летом он часто перегревался. Вентилятор стал менее шумным, хотя и до этого двигатель Запорожца не шумел при надлежащем уходе.

Характерный звук V-образной четверки даже бодрил, а глушители в исправном состоянии неплохо выполняли свою работу. 40 лошадей автомобилю хватало за глаза, а при необходимости увеличить мощность до 56 лошадиных сил, достаточно было просто установить поршни от мотоцикла К750 и немного расточить гильзы. Динамика у мотора и так была неплохая, а с таким тюнингом он рвал под собой асфальт.

Как он ездил

Как он ездил! Отлично ездил, только очень плохо управлялся. В паспорте написано, что максималка у 968М - 120 км/ч. Это подлая ложь. Быстрее, чем 140 на нем нельзя было ехать просто потому, что передние колеса отрывались от земли, и управлять было просто невозможно. Передняя подвеска была исчадием ада. Поперечная торсионная конструкция не была предназначена для перевозки людей в принципе, а управляемость от чрезмерной жесткости очень страдала.

В конструкции автомобиля очень много промахов, но все они связаны не с неспособностью инженеров придумать, к примеру, человеческий отопитель, а к тому, что на это просто не выделяли средств. Поэтому и приходилось пользоваться практически неуправляемой коптящей кочегаркой, которая грела, правда, хорошо.

Маленьких обижать нельзя, тем более, что автомобиль был спасательным кругом для большинства советских инженеров и пенсионеров, которым купить Жигули в этой жизни не светило. Посигнальте ему фарами, если встретите, и счастливой дороги!

В 1980 году широкой публике была представлена последняя модель из семейства "Запорожцев", компактный ЗАЗ-968М. Автомобиль выпускался в течение 14 лет, последняя машина сошла с конвейера осенью 1994 года.

ЗАЗ-968М, технические характеристики

Отличие модели 968М от своего предшественника заключалось во внешнем оформлении. Исчезли выступающие воздухозаборники на задних крыльях, на их месте появились вентиляционные прорези. Аналогичные продольные отверстия на крышке моторного отделения пропускали поток воздуха к работающему двигателю. Круглые задние фонари уступили место более современным прямоугольным комбинированным, включающим в себя стоп-сигнал, стояночный свет и поворотники.

Передок также стал более изящным, фары получили ободки из черной матовой резины, сигналы поворота разместились на некотором расстоянии от главной оптики, а между ними протянулась черная декоративная полоска. Достаточно примитивные бамперы предыдущей модели заменили на комбинированные.

Габаритно-весовые параметры ЗАЗ-968М:

  • чистый вес автомобиля - 840 кг;
  • масса с полной загрузкой - 1160 кг;
  • длина машины - 3730 мм;
  • высота - 1400 мм;
  • ширина - 1570 мм;
  • дорожный просвет, или клиренс - 190 мм;
  • колея передняя - 1220 мм;
  • задняя колея - 1200 мм.

Двигатель ЗАЗ-968М

Мощность силового агрегата "Запорожца" последней модели составляет 40 л.с. при объеме цилиндров в 1197 куб./см, что вполне отвечает потребностям компактной машины малого класса. В ходе производства модели ЗАЗ-968М на автомобиль поочередно устанавливались три мотора: МеМЗ-968Э, МеМЗ-968БЭ и МеМЗ-968ГЭ. Базовым двигателем является МеМЗ-968Э мощностью 41 л.с., который в итоге и стал серийным агрегатом на конвейерной сборке.

Мотор марки 968ГЭ отличается тягой в 45 л.с. и двухкамерным карбюратором 2101-20. Еще более мощный двигатель МеМЗ-968БЭ мощностью 50 л.с. с минимизированными камерами сгорания и повышенной степенью сжатия считался перспективным силовым агрегатом, но его тяга была излишней для маленького "Запорожца", и мотор оставили для других разработок.

Двигатель "ЗАЗ-968М" характеристики имеет следующие:

  • марка мотора - МеМЗ 968/968Н;
  • производство - Мелитопольский моторный завод;
  • тип - бензиновый;
  • количество цилиндров - 4;
  • расположение - V-образное;
  • диаметр цилиндра - 76 мм;
  • ход поршня, мм - 66 ;
  • степень компрессии - 7,2;
  • топливный расход - 8 л в смешанном режиме;
  • питание - карбюратор К-125;
  • охлаждение - принудительное воздушное.

Отопление

Моторы с воздушным охлаждением не оснащаются устройствами для отбора тепла, поэтому автомобиль ЗАЗ-968М нуждается в автономном отопителе. Такой отопительный агрегат установлен на панели, разделяющей салон и багажник. Печка представляет собой теплообменник сложной конструкции, работающий на бензине, со своей карбюраторной системой, жиклерами и поплавковой камерой. Запуск отопителя осуществляется с помощью свечи накаливания, а горячий воздух подается в салон посредством электромотора с двойной крыльчаткой.

Интерьер

Внутреннее пространство модели "ЗАЗ-968М" выглядит просторным, несмотря на скромные габариты автомобиля. Водителю и пассажирам удается разместиться с относительным комфортом. Спинки передних сидений слегка откинуты назад, что позволяет занять полулежачую позу. Такому расположению способствуют и глубокие ниши в ногах, уходящие далеко вперед под багажник. Эргономические данные сидений и салона ЗАЗ-968М намного превосходят аналогичные параметры многих легковых автомобилей.

Рулевое управление не имеет гидроусилителя, поскольку поворотный механизм рассчитан на среднестатистическую силу вращения, и его сопротивляемость незначительна.

Ходовая часть

Передняя подвеска автомобиля полностью независимая, рычажная с шаровыми опорами и стабилизатором поперечной устойчивости, который включается только в момент особо интенсивной раскачки. Стальные пружины, совмещенные с гидравлическими амортизаторами, принимают на себя все нагрузки при движении машины.

Задняя подвеска независимая, активная. Вращение от двигателя передается на колеса посредством редуктора, от которого отходят две полуоси с механизмами ШРУС на внешних концах. Конструкция задней подвески - рычажно-маятниковая, оснащенная балкой-балансиром. Усиленные спирали с амортизаторами играют роль гасителей колебаний.

Вся задняя часть машины достаточно тяжелая, в первую очередь за счет двигателя, коробки передач и редуктора. Благодаря заднемоторной компоновке ЗАЗ-968М обладает высокой проходимостью. Автомобиль легко преодолевает снежные заносы и размытые дороги при условии, что в багажнике нет груза, и передние колеса вращаются свободно.

Тормозная система

Автомобиль оснащается стандартными колесами R16, в которых поддерживается рабочее давление 1,8 атмосферы. Тормоза на всех колесах барабанного типа, с автоматической регулировкой зазоров. Схема подачи тормозной жидкости двухконтурная, диагонального действия. Переднее левое колесо сообщается с задним правым, а левое заднее - с передним правым.

С 968-м. Поэтому его называли «эмкой» или «мыльницей» – за гладкие бока и индекс М при цифровом обозначении. ЗАЗ-968М появился в продаже в 1980-м году, и это была уже третья модернизация модели в данном кузове – после превращения 966-го в 968-й (1971 г.) и 968-го в модель 968А (1974 г.).

С одной стороны, это было самое заметное внешнее преображение модели, а с другой, это оказался тот нечастый для советского автопрома случай, когда рестайлинг не только убрал с кузова устаревшие элементы, но и оставил образ машины гармоничным и целостным. Об этом можно спорить, но многие ценители все же считают, что Запорожец-Эмка получился в целом даже интереснее исходника 968-го. Кроме внешности, последний из Запорожцев получил некоторые технические обновления и пару улучшений в плане комфорта – хотя ни то, ни другое не было принципиальным.

Ну, привет!

В потоке советских городов этот Запорожец смотрелся вполне солидно благодаря классическим пропорциям трехобъемного кузова и соответствующим габаритам, ведь он всего на 28 см короче тольяттинской копейки. Несомненно, это был плюс в глазах потребителя: чем больше – тем лучше. Ведь принципиального влечения к компактности советские автолюбители не испытывали – пробок тогда не было, улицы запаркованными машинами не запруживали, да и все гаражи были стандартными – 5х3 или 6х4 м.

А вот дверей только две – маловато будет! В глазах потребителя, хоть он и был на редкость неизбалован, – это один из главных недостатков всех ЗАЗов советского периода. Это сегодня мы знаем массу замечательных двух- и трехдверок – горячих хэтчбеков, элитных купе и дешевых тудоров, а тогда… Мало дверей – значит ущербный, да и все тут. Достаточно вспомнить, что даже Таврию и «восьмерку» долго клеймили прозвищем Запорожец именно за эту особенность кузова.

Дверь достаточно массивная, открывается грубовато и выглядит с торца, с ее отогнутой филенкой, как люк бронепоезда. Тут, конечно, Запорожцу минус. Зато сиденья от Жигулей – это, безусловно, плюс, хотя это достоинство именно модели 968М. На ней же появилась блокировка откидывания кресла вперед при захлопнутой двери. Сидеть впереди просто здорово, поскольку ноги можно вытягивать безо всяких ограничений. Места больше, чем в ВАЗах и Москвичах тех лет.

Еще одно замечание, уж не знаю, куда его – в плюсы или в минусы: переднее правое сиденье по-прежнему легко демонтировать, что многие владельцы делают, чтобы перевозить на его месте грузы (о багажнике мы еще поговорим) и облегчить посадку пассажиров на заднее сиденье.

Проем на «галерку» – широкий, а пол низкий, хотя из-за низкого дверного проема процесс может быть и сложнее, чем у современных хэтчбеков-«трехдверок». Задний диванчик тоже подозрительно похож на ВАЗовский, и сидеть на нем по меркам класса вполне удобно – места хватает.

Насчет практичности

Багажник у всех Запорожцев, как вы знаете, спереди. Хуже то, что он тесноват – 0,197 кубометра, т.е. около 200 литров. Маловато (у Жигулей было порядка 350-380 л), и притом конфигурация невыгодная – полезный объем по форме плоско-конический, из-за наклонного пола. И это все при том, что багажник «эмки» серьезно перепланировали, из него убрали запаску, бачки гидравлики и оба штатных комплекта инструмента, то есть у предков-«ушастиков» этот отсек был еще меньше – примерно в 1,5 раза. В общем, маленький багажник – недостаток весомый, хотя и не решающий. Поскольку владельцы научились его компенсировать установкой дополнительной конструкции на крыше – раз, и уже упомянутой ликвидацией правого переднего кресла – два.

Крышка багажника тяжела, газовых подпорок или пружин-помощников нет, интересной конструкции петли вносят в процесс открывания механические призвуки. И окончательно разбивает все иллюзии об эргономике Запорожца допотопный стержень-упор, который я должен поставить, чтобы не держать массивную крышку рукой…

Заглянем сзади

А вот и настоящий капот – тот, что закрывает двигатель. Он сзади, и это даже как-то бодрит, ведь у многих куда более уважаемых двигатель спрятан там же. Успешно пройдя квест по поиску кнопки открывания капота, подхожу к корме и поднимаю крышку. Она тоже тяжела не по размерам, снова нужно ставить подпорку, а вот вид под ней открывается несколько иной, нежели у 966-й и 968-й моделей.

1 / 8

2 / 8

3 / 8

4 / 8

5 / 8

6 / 8

7 / 8

8 / 8

Во-первых, слева от вентилятора громоздится коробка воздухозаборника. В нее воздух попадает через прорези в левой части крышки капота и уже затем засасывается вентилятором и подается в кожух охлаждения двигателя. Зимой, кстати, подача осуществляется не с улицы, а из моторного отсека.

Такая новая схема распределения воздушных потоков повысила стабильность температурного режима мотора – теперь, чтобы перегреть его, нужно постараться еще больше. Например, выбросить часть жестяных воздуховодов, отводящих горячий воздух под машину (так делали иные неграмотные владельцы), или допустить полное замасливание оребрения цилиндров из-за нарушения уплотнений системы смазки. По свидетельству реальных эксплуатантов ЗАЗ-968М, правильно отрегулированный мотор «эмки» не перегревался даже при длительной езде в жару на скорости 100-110 км/ч. Стрелка указателя температуры масла при этом прочно застывала на отметке 110 градусов, но масло – не вода, это считалось нормальным. Вентилятор у этой модели тоже обновили, сделав его менее шумным.

Еще один интересный нюанс: жалюзи на левом и правом бортах моторного отсека направлены в разные стороны. Благодаря этому поток встречного воздуха на скорости проходит сквозь подкапотное пространство (справа налево) и таким образом не только подает свежий воздух к карбюратору, но и дополнительно охлаждает мотор.

Но двигатель, несмотря на все модернизации – самая большая печаль ЗАЗ-968М. При объеме 1,2 л он выдает всего 41 лошадиную силу (откуда и прозвище – «сороковка»), в то время как у Жигулей ВАЗ-2101 при тех же 1,2 л – целых 64 л. с. Кроме того, «казак» с берегов Днепра кушает не меньше бензина, чем его коллега с берегов Волги. В оправдание можно сказать только то, что для «украинца» бензин этот мог быть марки А-76, а сам легко поддается ремонту в кустарных условиях. Увы, ремонты эти требовались ЗАЗам куда чаще, чем ВАЗам, при том, кстати, что заводские данные в обоих случаях обещали пробег 125 тыс. км до первого капремонта.

И напоследок – еще одно нетривиальное решение из-под капота. Это пробка бензобака, притаившаяся в уголке подкапотного пространства. Помнится, у 966-го она была по-спортивному выставлена на самое видное место. Теперь же имеем куда более толковый вариант, особенно по меркам суровых 90-х годов, когда из баков Жигулей и Москвичей бензин по ночам крали чуть ли не каждую ночь.

Запускай!

В движении, конечно же, тоже чувствуется моральная отсталость ЗАЗ-968М от современников-соотечественников. Нет, динамика в городском режиме у него не существенно хуже, но вот о том, что сегодня маркетологи называют «восприятием автомобиля», даже говорить не стоит. У Запорожца и ощущения на органах управления грубее, и вибраций побольше, и подвеска «колхознее». Да, ходовая явно проще относится к колдобинам любого порядка, чем она же у Москвичей, но при этом крупные бугры заставляют вздыбливаться легкий передок.

Зато какой легкий руль! Тонкий на ощупь, примитивный с виду, на ходу он вызывает ощущение электроавтомобиля в парке развлечений. Притом держать машину на курсе нетрудно при любой из реально достижимых скоростей. Но если начать шалить, пытаясь изображать на Запорожце скоростной слалом, он тут же выдаст напоминание о типе своей компоновки. Эффект тяжелой кормы на быстрой «змейке» заметят даже пассажиры, настолько мощны и явны будут попытки машины забросить задок на место передка. Ну, тут стоить заметить, что это не такой уж и грех для недорого семейного авто – кому придет в голову вытворять такое по дороге на дачу с детьми в салоне и с рассадой на крыше?

Ощущения на педалях тут уже достаточно приятные. Видимо, дает о себе знать гидропривод сцепления (вместо прежнего троса), а также новая компоновка педального узла. Педаль акселератора хоть и осталась оригинальной полуподвесной конструкцией, теперь стоит на одном уровне с тормозной. Тросик акселератора ходит легко – наверное, недавно смазывали.

Странно дело, во время поездки в представленном на фото автомобиле (не вчера с конвейера, как понимаете) вдруг заметил, что внутри он не громче тех же старых Жигулей первого семейства. Да, звук есть, но он несильный. Заглянул в документацию, так и есть – у ВАЗ-2101, Москвич-412 и ЗАЗ-969М шум в салоне одинаков – по 80 дБ!

Откуда же у Запорожцев эта слава малыша-громовержца? Может быть, дело в том, что во-первых, звук распространяется непривычно – сзади, а во-вторых, он просто другой, более богатый по тональности – то свист вентилятора на четвертой передаче, то гул глушителя при разгоне? Ну и, конечно, нотки архаики в нем доминируют, с ровным жужжанием ВАЗов сочную какофонию Запорожца не сравнить.

Немного об уюте

Здорово портила реноме всех Запорожцев простота его салона – как голое железо торпедо на 966-м, так и сплошная открытая полка вместо бардачка у 968-го. Плюс резина на полу, дубовый ручник и окрашенная сталь на бортах. В последней рестайлинговой модели многое улучшено. Торпедо стало даже симпатичным, нашлось место для радиоприемника, не поскупились на крышку бардачка, боковые стойки тоже отделаны пластиком. Резиновые коврики с пола никуда не делись, жесткий звук закрывания дверей тоже на месте, а ручник стал лязгать своей трещоткой немного мягче, и ход как будто короче. Что ж, на автомобиль конца 1970-х стало больше похоже, но ведь эта версия выпускалась с 1980-го по 1994-й!

Вес основных агрегатов ЗАЗ-968М

  • Двигатель в сборе со сцеплением и прочим оборудованием – 105 кг;
  • Коробка передач (к.п.п.) – 34,7 кг;
  • Мост передний - 61,5 кг;
  • Колесо с шиной в сборе - 11,3 кг;
  • Батарея аккумуляторная (с электролитом) - 21,4 кг;

Измеряя уровень масла в картере, следует помнить, что он должен находиться в пределах между засечками на маслоизмерительном стержне, расстояние между которыми 20 мм. Соответственно, объем масла между ними составляет ориентировочно 1 литр. Это тот запас масла, который используется при эксплуатации автомобиля во то время когда масло можно не доливать.

Если знать расход, сколько двигатель потребляет масла, можно примерно подсчитать расстояние до следующей доливки масла. К примеру, для расхода 50 см3 масла на 100 км и показателе уровня на верхней отметке это расстояние примерно 2 тыс. км.

При наклоне автомобиля назад или вправо показания получаются завышенными, а при крене вперед или влево - занижены. Считается примерно, что поперечный наклон автомобиля на каждые 5° меняет показания на стержне на 9 мм, а продольный - на 13 мм.

В поплавковой камере бензобака находится около 75 куб. см. топлива. Этого количества может хватить, чтобы проехать около километра. Также не лишне знать, чтобы наполнить поплавковую камеру вручную нужно примерно 20 раз качнуть бензонасом.

В шинах колес необходимо поддерживать рекомендованное давление. со Минимальное давление внутри шин в соответствии стандартов – 1,2 кгс/кв.см; допустимая нагрузка на колесо при этом составляет 280 кгс. Можно сопоставить, к примеру, приходящуюся на задние шины нагруженного ЗАЗ-968М нагрузку 710 кгс с допустимой на оба колеса 560 кгс. Выводы делайте сами. Надеюсь в дальнейшем продолжу делиться с вами подобной полезной информацией об Запорожце ЗАЗ-968М.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png