Поминутная аренда автомобилей или каршеринг – сервис, который позволяет в любой точке столицы взять свободную машину, отправиться по делам, заплатив только за фактически проведенное за рулем время. Согласно статистике, один автомобиль, арендованный по каршерингу, заменяет больше 10 личных автомобилей: приводит к уменьшению пробок, разгружает дороги, улучшает экологическую ситуацию в городе.

Особенности и преимущества каршеринга

Главное преимущество – стоимость. Так, в отличие от такси, где стоимость рассчитывается, исходя из километража, в случае каршеринга вы платите только за минуты, проведенные за рулем. Средний тариф в минуту – 8 рублей. Таким образом, даже часовая поездка обойдется всего в 480 рублей – как минимум, на порядок дешевле, чем на «авто с шашечками».

Естественно, если вам требуется машина всего на час ежедневно, намного удобнее арендовать автомобиль поминутно, чем покупать авто, поскольку в последнем случае придется тратить немало средств на обслуживание, на ремонт и многое другое. А тут вы просто платите за время, проведенное в пути – все остальные расходы берет на себя компания, предлагающая сервис каршеринга.

Как выбрать компанию?

На данный момент в столице услуги проката предлагают 9 компаний. Самые крупные и «старые», появившиеся несколько лет назад, это:

  1. Делимобиль.
  2. Энитайм.
  3. Кар5.
  4. Белка кар.
  5. YouDrive.

В 2017 году также появились следующие компании: Carenda, Carlion, LifCar и Rentmee.

У каждой из них свои тарифы, условия предоставления услуг каршеринга, дополнительные бонусы для клиентов. К примеру, Делимобиль предлагает такую услугу, как аренда авто – 7 рублей минута с КАСКО, также у этой организации самый больной автопарк. Организация Car5 предлагает огромное разнообразие автомобилей – от их выбора зависит стоимость минуты.

Но сам процесс пользования сервисом независимо от компании проводится через приложение. Выбрав компанию, которая подходит вам по тарифам и другим условиям, скачиваете программу на телефон. В ней же нужно провести регистрацию: сделать фото или сканы паспорта и прав, отправить на проверку – она может занять в среднем около нескольких часов.

После этого все проходит в программе:

  1. Поиск автомобиля на карте.
  2. Резервирование машины.
  3. Активирование автомобиля, поскольку ключи и документы будут внутри салона.

После завершения поездки стоимость будет автоматом списана с банковской карты, которую также нужно привязать к своему аккаунту.

Машина напрокат в Москве 7 рублей минута

Каршеринг либо поминутная аренда автомобилей представляет собой сервис, который позволит вам быстро арендовать машину в любой точке города, отправиться по делам и оставить автомобиль в любой разрешенной точке, например, ТЦ, аэропорты, отели и даже частные парковки.

Согласно статистике, один автомобиль, арендованный по каршерингу, заменяет больше 10 личных автомобилей: уменьшается количество пробок, движение на дорогах становится более простым и легким, улучшается экологическое состояние.

Каршеринг – особенности, преимущества

Главное преимущество – стоимость. Так, в отличие от такси, где стоимость рассчитывается, исходя из километража, в случае каршеринга вы платите только за минуты, проведенные за рулем. Средний тариф в минуту – 8 рублей. Таким образом, даже часовая поездка обойдется всего в 480 рублей – как минимум, на порядок дешевле, чем на «авто с шашечками».

Естественно, когда автомобиль требуется вам на пару часов ежедневно, и вы передвигаетесь по нему только в черте города, намного выгоднее взять автомобиль в прокат по каршерингу, чем покупать личное авто, тратя массу средств на его обслуживание. А все потому что все что требуется – просто оплатить услуги, поскольку все остальные траты берет на себя организация, которая предлагает сервис.

Но есть некоторые особенности, про которые стоит помнить. Например, перед тем, как сесть за руль, желательно осмотреть автомобиль и в случае обнаружения неисправностей нужно сообщить об этом специалистам, чтобы не пришлось в последующем оплачивать ущерб, который нанесли не вы.

Как правильно выбрать компанию?

Вам нужна машина напрокат в Москве за 7 рублей в минуту? Благодаря огромному разнообразию компаний, которые на данный момент представлены на рынке, цены на услуги удалось значительно понизить, поскольку минимальный тариф в минуту составляет 5 рублей, максимальный 17 рублей в минуту.

Сам процесс пользования сервисом осуществляется через Интернет: вы просто устанавливаете официальное приложение, после чего следует пройти проверку, для чего необходимо отправить на проверку свои права и паспорт. Вся проверка занимает в среднем несколько часов, после чего нужно сделать следующее:

  1. Поиск автомобиля на карте.
  2. Резервирование машины.
  3. Активирование автомобиля, поскольку ключи и документы будут внутри салона.

После завершения поездки стоимость будет автоматом списана с банковской карты, которую также нужно привязать к своему аккаунту.

Как это работает

По всему городу сейчас бегает 100 серо-оранжевых «Хёндэ -Солярис». До Нового года их число собираются увеличить до 500. Любую из свободных машин можно круглосуточно арендовать поминутно. Как это сделать?

Первый шаг (совершается один раз) — приехать с паспортом и подписать договор в офисе (ул. Садовническая, д. 73, стр. 1). Никакого залога не требуется. Но в договоре указано, что вы оплачиваете ремонт машины (если она повреждена во время аренды по вашей вине) и все штрафы за нарушения ПДД и условий договора (см. «Что можно» и «Что нельзя»).

Машины застрахованы по ОСАГО. При этом, если ДТП произошло по вашей вине, вы обязаны оплатить часть ущерба:

— 15 тыс. рублей, если цена ущерба составляет до 100 тыс. рублей;

— 20% от стоимости ущерба, если она составляет более 100 тыс. рублей.

В общем, условия, серьезно дисциплинируют.

Бронируется авто, открывается и закрывается, а также переводится в режим ожидания с помощью мобильного приложения (бесплатно, есть как для Android, так и для iOS).

Как оплачивать?

К аккаунту в системе «Делимобиль» привязывается банковская карта. Закончил аренду — программа подсчитывает итог, выставляет счет, сумма списывается с карты. Отчет обо всех операциях доступен в мобильном приложении. Никакого задатка переводить на свой аккаунт в «Делимобиле» не нужно.

Что можно

— оставлять машину в любом не запрещенном правилами месте внутри Третьего транспортного кольца в любой отдаленности от метро;

— оставлять машину бесплатно на городских платных парковках;

— выезжать в аэропорты. Но обязательно нужно предупредить о поездке. При этом можно пользоваться только конкретными маршрутами (указаны на сайте сервиса) — по ближайшим шоссе;

— оставлять машину в режиме ожидания в аэропортах.

Что нельзя

— курить в машине;

— выезжать за МКАД (за исключением аэропортов);

— завершать аренду в аэропорту;

— завершать аренду на парковках и территориях, куда доступ возможен только по пропускам;

— завершать аренду авто за пределами Третьего транспортного кольца далее 500 метров от станций метро;

— перевозить детей до 12 лет — в машинах нет детских кресел. Но никто не запрещает использовать свои кресла.

Каршеринг появился в Москве еще шесть лет назад, но бурное развитие началось в 2015-м, а в январе этого года в столице работало уже тринадцать компаний, парк которых насчитывает 6700 машин! В московской мэрии емкость этого рынка и вовсе оценивают в 10-15 тысяч. Такую перспективу разделяют и сами операторы, наперебой уверяя нас в выгоде этого вида транспорта, ведь водителям не надо тратиться на топливо, запчасти и ремонт: содержанием каршеринговых машин занимаются сами фирмы. К тому же их можно бесплатно парковать. По данным портала mos.ru, в системе краткосрочной аренды автомобилей уже зарегистрировалось более одного миллиона пользователей, которые в прошлом году совершили 5,6 млн поездок!

Заманчиво? Но я решилась стать клиентом каршеринга не сразу. Пугали драконовские штрафы со стороны операторов за клиентские провинности. Только в компании BelkaCar в прошлом году вынесли штрафов на 26,9 млн рублей! Правда, среди них лидирует наказание за передачу автомобиля третьему лицу, но эвакуация и завершение поездки на закрытой территории тоже входят в тройку самых популярных нарушений. А вот о грязных салонах и сломанных деталях арендуемых машин - ни слова. Значит, компании закрывают на это глаза? Уже легче…

Для теста я выбрала пять операторов, пользующихся популярностью в Москве, - это массовые Делимобиль и Car5, продвинутые YouDrive и BelkaCar, а также оператор EasyRide, который первым предложил пользователям кроссоверы. Каршеринг в Москве сейчас стоит от пяти рублей за минуту поездки. Какой оператор окажется надежнее, а приложение - удобнее?

EasyRide

Renault Kaptur: 9 руб/мин в режиме поездки, 3 руб/мин в режиме ожидания.

Запустив приложение и кликнув на кнопку регистрации, неожиданно попадаю на страницу с ее окончанием, где мне предлагают поставить нужные галочки напротив строк с согласием на обработку данных, с условиями договора и прочими формальностями. Информация о тарифах и штрафах подана в виде ссылок на этой же странице - и никаких приветствий или инструктажа. Отправляю документы и жду ответа с результатами, но тщетно: по истечении трех суток он так и не пришел. Звонок в компанию тоже не дал результатов. И даже к моменту выхода этой статьи регистрация, начавшаяся еще в 2017-м, так и не была завершена - и причину этого мне так и не объяснили. Похоже, фирме не очень нужны новые клиенты, поэтому знакомство с ИзиРайдом пришлось отложить.

Делимобиль

Hyundai Solaris, Renault Kaptur: 7 руб/мин по тарифу Базовый и 8 руб/мин по тарифу Сказка с нулевой ответственностью при ДТП, 2,5 руб/мин в режиме ожидания.

Самая нелепая регистрация! Система принудила тут же подписаться на тариф. Но постойте, мы ведь еще незнакомы! А вдруг мне не понравится функционал приложения? К тому же, чтобы разобраться с тем, какой вариант предпочтительнее, приходится читать мелкий шрифт, вникая в различия условий. Зато в списке есть тариф с нулевой ответственностью при ДТП. И цена адекватная: восемь рублей за минуту использования автомобиля. Его и выбираю.

Перехожу к заполнению анкеты, подсознательно отмечая недружелюбную верстку приложения. Вписываю нужную информацию, ожидаю следующего этапа и… дозаполняю обязательные секции, которые вдруг появились на экране. А что же сам договор? На смартфоне его текст отображается мелким шрифтом - вряд ли кто-то из пользователей изучил его до конца. Теперь я не удивлена ситуациями, когда недовольные клиенты обвиняют компанию в выставлении штрафов, о существовании которых они даже не подозревали. А всего-то стоило бы сделать удобочитаемую форму договора.

По правилам фирма активирует учетную запись пользователя в течение двух суток. Но я через день получила лишь просьбу предоставить новую, более «читаемую» фотографию. Потом служба безопасности потребовала распечатать договор, поставить подпись, отсканировать и отправить пакет документов в ответном письме: без этого аккаунт работать не начнет. Наконец, на следующий день на почту пришло подтверждение, что мой профиль прошел проверку и Делимобиль может дать мне машину.

Далеко за ней идти не пришлось: каршеринговый Hyundai Solaris ждал меня под окнами редакции. Забронировав автомобиль, я его внимательно осмотрела на предмет повреждений, чтобы внести их в специальную форму и не платить потом штрафы за чужие провинности. Список получился внушительный! Отошедшая накладка заднего бампера, поврежденный корпус зеркала заднего вида, ссадины на кузове, провисший передний бампер, вмятина на крышке багажника…

Тем временем три бесплатные минуты на осмотр закончились и включился режим ожидания с тарифом 2,5 рубля за минуту. А ведь я еще не заглядывала в салон! Связавшись на всякий случай с оператором, я заявила о многочисленных повреждениях, причем о части из них организация даже не знала. В ответ мне посоветовали отправить фотографии в Telegram-канал компании. На осмотр машины и переговоры ушло десять минут.

Салон Соляриса встретил слоем пыли на панели и запачканными сиденьями, но самым неприятным оказался липкий руль - пришлось воспользоваться влажными салфетками.

Уже при выезде с парковки обнаружилось, что тормозные колодки давно требуют замены, о чем недвусмысленно сообщил неприятный скрежет. К середине пути желание помыть руки становилось все навязчивее. Тем временем лобовое стекло стало предательски запотевать, а щетки стеклоочистителя замерли. Как оказалось, все из-за того, что оператор пошел по простому пути и не стал озадачиваться установкой кнопки запуска двигателя, лишь вклеив ключ в замок зажигания. Со временем контактная группа начала барахлить и поэтому во время движения у машины пропала и печка, и дворники, и «музыка». Но благодаря какому-то чуду мотор продолжал работать. Нет, такой горе-автомобиль мне не нужен - доехав до цели, паркую машину и ухожу в поисках места, где можно помыть руки.

Время аренды - 51 минута. Цена поездки - 411 рублей.

Успев досрочно распрощаться с оператором EasyRide, я не оставила попытку взять в аренду кроссовер. А тут как раз Делимобиль закупил партию точно таких же автомобилей Renault Kaptur, как у ИзиРайда. Смогут ли они реабилитировать компанию в моих глазах?

Состояние новенького кроссовера, конечно, порадовало, но завести его не удалось, а при завершении аренды двери машины остались открытыми. Со счета тем временем списалось 50 рублей. Опять не получилось сесть и поехать, как это обещает фирма… Очередной звонок оператору (к этому я уже успела привыкнуть) решил проблему: систему перезапустили, и на этот раз кнопка запуска двигателя сработала. Деньги пообещали вернуть на счет. Проехав совсем небольшое расстояние на свежем автомобиле и отметив еще не испачканный салон, я припарковала Kaptur и с чувством выполненного долга пошла в редакцию.

Время аренды - 15 минут. Цена поездки - 168 рублей.

YouDrive

smart: 9 руб/мин в режиме Использование, 2,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW 218i Active Tourer: 14 руб/мин в режиме Использование, 3,5 руб/мин в режиме Парковка.

BMW i3: 17 руб/мин, режим Парковка не предусмотрен.

Процесс регистрации оказался совсем не сложным и интуитивно понятным. Система встретила меня слайдами с приветствием, предложила пройти инcтруктаж и не стала придираться к качеству селфи с документами, сделанных с первого раза. Анкета же оказалась и вовсе легкой в заполнении.

В компании существует рейтинг, и чем он выше, тем более интересные машины ты можешь взять напрокат. Стартовый уровень - это микрокары smart fortwo и forfour. Забронированный автомобиль (мне достался fortwo) был относительно чист снаружи - и абсолютно вылизан внутри. Правда, на переднем бампере отсутствовала заглушка, и, чтобы сообщить об этой неприятности, пришлось минуты две повозиться с функционалом мобильного приложения: общение с чат-ботом развивалось, мягко говоря, странно, а система упорно выдавала только уже внесенную информацию о повреждениях. Причем о таких незначительных, которые без наводки не увидеть!

Успев померзнуть возле смарта из-за сбоя в приложении, я все же смогла добиться одобрения оператора на поездку (когда он принял информацию о новых повреждениях) и перевести автомобиль в режим аренды. Маленький smart поразил своей маневренностью - это то, что нужно для коротких поездок по забитому центру города.

Время аренды - 16 минут. Цена поездки - 129 рублей.

В автопарке фирмы есть и машины поинтереснее, но доступ к ним открывается только клиентам с повышенным рейтингом. И тут я решила воспользоваться служебным положением и попросила пресс-службу компании сделать апгрейд моего аккаунта. Стоит ли накатывать минуты на смартах и копить рейтинг ради возможности арендовать, скажем, компактвэн BMW 218i Active Tourer?

Стоит! Этот опыт краткосрочной аренды транспорта понравился мне больше всего. Во-первых, несмотря на непонятную субстанцию под ногами, машина внутри была относительно чистой, хотя от предыдущего арендатора и осталась начатая баночка газировки в паре со скомканной салфеткой на полу. Во-вторых, машина оказалась очень удобной. Хорошая плавность хода, достаточно просторный салон, неплохая динамика - и такие приятные глазу оранжевые шкалы в фирменном духе BMW. Именно в этой машине я наконец-то привыкла к моему «каршеринговому» режиму, но в отличие от прошлых опытов мне не надо было звонить оператору с жалобами на повреждения.

Время аренды - 72 минуты. Цена поездки - 644 рубля.

Ну а теперь - BMW i3! Если Active Tourer можно забронировать, имея второй пользовательский уровень, то необычный гибрид откроется только клиентам с пятым уровнем из восьми. К моему огорчению, «ай-третий» оказался грязным. Не найдя видимых повреждений на кузове, я попыталась открыть автомобиль, но безуспешно. Из-за слабого сигнала мобильного интернета замки не срабатывали. А если нужно срочно ехать? Спустя несколько минут хождения вокруг в поисках хорошего сигнала двери открылись.

Увы, салон не был чистым: коврики запачканы следами обуви предыдущих арендаторов, а в подстаканнике лежала скомканная тряпка. Стоит отметить, что в бесплатные 20 минут, которые даются пользователям, чтобы добраться до автомобиля, я не уложилась. К моему приезду гибрид уже четыре минуты находился в режиме аренды и «проедал» мои кровные: именно для этой модели режим Парковка не предусмотрен.

Путь был долгий, и за это время я успела привыкнуть и к необычному управлению тягой (колеса приводит только электромотор!), и к ощущению огромного пространства внутри такого компактного автомобиля. Да так, что излишняя уверенность сыграла со мной злую шутку: я проморгала камеру видеофиксации, немного превысив скоростной режим, о чем впоследствии оператор проинформировал меня по электронной почте с просьбой уплатить штраф (с положенной по закону 50-процентной скидкой). Словом, если соберетесь арендовать BMW i3, будьте осторожны: после первой дозы электромобилизма можно подсесть. Вот и мне не хотелось прощаться с машиной, но отрезвил счетчик аренды.

Время аренды - 54 минуты. Цена поездки - 921 рубль.

Car5

Datsun mi-DО: 5 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Процесс регистрации прошел не в пример быстрее, чем у Делимобиля. Но, начав его в приложении компании, продолжить пришлось через электронную почту, куда прислали код подтверждения. А я уже стала нервничать, ожидая SMS на телефон, как это принято в других фирмах. Тем не менее активация аккаунта прошла в самый короткий срок - буквально в течение десяти минут.

Еще утром я приметила на карте свободный Datsun mi-DO компании Car5, который располагался вблизи редакции. К моему удивлению, машина простояла на месте всю первую половину дня, что подтверждала неподвижная точка с локацией транспортного средства на экране мобильника. Неужели настолько непопулярный сервис? Но когда я в итоге добралась до автомобиля, все стало ясно: у машины нет указателей поворота на передних крыльях, порог с пассажирской стороны замят, а ссадин и потертостей не счесть.

Я позвонила оператору, чтобы сообщить о никчемном состоянии автомобиля, и получила ответ: «Сфотографируйте все повреждения и пришлите их нам на электронную почту». Чтобы не связываться с такими трудностями, я решила найти аналогичный, но исправный автомобиль, и поездка на нем все же состоялась. Правда, она была совсем непродолжительной, потому как находиться посреди раскиданных оберток от творожных сырков и шоколадок, салфеток и прочего мусора было неприятно. В утешение - самая низкая цена поездки.

Время аренды - 15 минут. Цена поездки - 75 рублей.

BelkaCar

Kia Rio: 8 руб/мин в режиме Поездка, 2 руб/мин в режиме Ожидание.

Mercedes CLA: 16 руб/мин в режиме Поездка, 4 руб/мин в режиме Ожидание.

Оператор встречает пользователя с распростертыми объятиями: тут и предварительный навигатор по функциям приложения, и четкие разъяснения по использованию программы - и все это на приветственных слайдах. Фотографии документов и селфи с ними в Белке успешно прошли проверку за один день.

После машин компаний Делимобиль и Car5 я ожидала, что другие операторы тоже не уделяют внимания поддержанию чистоты в автомобилях экономкласса. Но салон Kia Rio оказался ухоженным, грязи не было (и это зимой), а вдобавок фирма позаботилась об установке зарядного устройства для смартфонов с тремя разными разъемами. Автомобиль был полностью исправен, езда на нем оказалась приятной - не сравнить с Солярисом Делимобиля, который находится в той же «весовой категории».

Время аренды - 38 минут. Цена поездки - 301 рубль.

Но пора переходить на следующий уровень тарификации. Та же Белка предлагает седаны Mercedes CLA. Премиум-автомобилей от операторов в городе меньше, чем экономичных Kia и Солярисов, и, чтобы взять в аренду Mercedes, пришлось преодолеть пару километров. Зато машина тоже оказалась чистой. В салоне также нашлись зарядные устройства для мобильников, выведенные через подстаканник, а в багажнике - канистра омывающей жидкости и щетка для снега. У Делимобиля, Car5 и YouDrive таких удобств я не встретила.

Поездка на Мерседесе, конечно, принесла больше удовольствия, чем на Rio: разница в классе налицо. Да и телефон за время пути удалось подзарядить. Но тариф совсем другой: за комфорт приходится платить.

Время аренды - 19 минут. Цена поездки - 295 рублей.

Есть ли смысл?

Как человек, часто ездящий в центр столицы по делам, которые к тому же обязывают время от времени выглядеть на все сто, я признаю, что услуга краткосрочной аренды автомобиля в таких случаях может оказаться полезна. Скажем, каршерингом вместо личного автомобиля можно воспользоваться, если возвращаться домой придется уже в качестве пассажира. Или если потенциальные расходы на парковку своей машины в центре города превышают затраты на каршеринг. Правда, это не отменяет мучений с поиском свободного места. Хотя smart fortwo может сослужить в этой ситуации хорошую службу: за счет компактного размера (длина 2,69 м) его можно парковать перпендикулярно тротуару (если того не запрещают знаки и дорожная разметка).

В центральной части Москвы каршеринговых автомобилей много - и найти поблизости свободный не составляет труда. Хотя, например, если вы живете в самом ближайшем Подмосковье, то поиск каршеринговой машины превращается в проблему: например, в Мытищах воскресным утром не нашлось ни одного автомобиля, а приложения предлагали добраться до ближайших машин на такси.

Аренда бюджетных машин вроде Датсуна или Соляриса стоит приемлемо - во многих случаях даже дешевле, чем такси. Взять, скажем, мою поездку на Датсуне за 75 рублей: давно ли вы видели такой счет за такси? К тому же многие не желают связываться с таксистами, которые нередко хамят и выбирают не самый выгодный маршрут. А за рулем «каршеринга» ты сам себе хозяин.

Значительно дороже выходит аренда премиальных автомобилей. Но, как ни странно, чувство досады за переплату меня не преследовало, и все благодаря особой атмосфере в этих машинах. И я, кажется, начала понимать тех клиентов, которые переплачивают за аренду Мерседеса или BMW.

Недосказанность осталась после общения с BMW i3. Подобного рода эксперименты, при которых за час аренды придется отдать более 1000 рублей, нужны, судя по всему, ради самих же экспериментов, когда очень хочется опробовать экстравагантный и дорогой автомобиль. Но оператору следовало бы получше следить за состоянием таких машин: грязь внутри салона в подобной ситуации непозволительна!

Операторы каршеринга несколько преувеличивают, когда говорят, что краткосрочная аренда автомобилей - это почти замена общественному транспорту. Все мои поездки оказались дороже 50 рублей. Хотя если необходима пересадка с одного вида транспорта на другой, то каршеринг действительно может стать выгоднее. Но оправданно это только в том случае, если «дешевый» каршеринговый автомобиль найдется поблизости, иначе пешая прогулка длиной пару километров сведет на нет преимущество.

При этом нет хуже момента, чем тот, когда пользователю попадается уставшая машина. Во время поездки на такой невольно начинаешь жалеть о выборе каршеринга. Вынося за скобки натикавшие минуты ожидания во время затянувшегося осмотра делимобилевского Соляриса, я подсчитываю траты на звонки оператору, вспоминаю десятиминутную свистопляску вокруг автомобиля с телефонной камерой и дальнейшие мучения в дороге - и оплакиваю 400 рублей, которые пришлось заплатить за такой недосервис. Учитывая проблемы, пусть и незначительные, с Каптюром этого же оператора, я без сожаления удалила ненужное приложение из памяти телефона. Следом отправился и EasyRide, который так и не смог активировать мой аккаунт. Но количество операторов в городе растет: только с октября по декабрь прошлого года в столице было открыто пять новых компаний, а онлайн-гигант Яндекс не устает напоминать пользователям о скором запуске сервиса . А потому к теме каршеринга мы еще вернемся.

Краткосрочная аренда легкового автомобиля с поминутной тарификацией называется каршерингом. Подобные прокатные системы действуют во многих странах мира. У нас в 2012 году первопроходцем стала сеть , а минувшей осенью в Москве начала работать система «Делимобиль», инвестируемая холдингом General Invest итальянца Винченцо Трани.

Автопарк «Делимобиля» - сотня новеньких седанов . За каждую минуту проката просят 8 рублей 90 копеек (до 10 декабря было 5 рублей), а за ожидание - полтора рубля. В Anytime минута на автомобиле того же класса (Solaris, Cruze и Polo) стоит 6 рублей в будние и 7 рублей в выходные, а за 8–10 соответственно можно покататься на BMW 116i. Но важнейшее конкурентное преимущество «Делимобиля» - возможность бесплатно оставлять каршеринговую машину на платных паркингах - такое разрешение выдало компании московское правительство.

Авто на час

Чтобы подключиться к системе, нужно скачать на смартфон или планшет бесплатное приложение и зарегистрироваться, отправив фотографии водительского удостоверения и двух страниц паспорта.

Если будет получено одобрение службы безопасности, остается подписать договор в одном из офисов (я так и сделал). Ленивому клиенту договор привезет курьер. Холл с коврами и красным деревом, две улыбчивые девушки на ресепшен и ноль человек в очереди. Я подписал две копии приложения к договору (полностью он размещен на интернет-сайте), забрал один экземпляр с доходчивой памяткой пользователя и ввел в приложение данные банковской карточки. Счастливого пути?

Семь минут мы с фотографом зябли перед офисом в ожидании привязки карточки к системе. За это время как следует осмотрели «наш» Solaris: новенький, немытый и на шипованных шинах. Нажимаю на экране планшета «Помигать» (эта функция нужна, если пользователь не может найти машину) - Solaris послушно отзывается аварийкой и клаксоном.

Жму «Старт аренды». На осмотр салона дается три минуты. Потом нужно отправить в диспетчерскую подтверждение или отказаться от машины, выслав фотографию с обнаруженным недостатком. На одометре нет и трех тысяч километров, бак наполовину полон, салон опрятный, только коврики испачканы. В замке зажигания торчит ключ (он там постоянно), в перчаточном ящике - документы на машину и без ограничения числа пользователей. Можно ехать!

Доезжаю до редакции, оставляю машину на платном месте, нажимаю кнопку «Завершить аренду». Небольшая пауза - и Solaris блокирует двери, посигналив клаксоном и помигав на прощание аварийкой. Счет - 302 рубля 60 копеек. А стоимость поездки на яндекс-такси по тому же маршруту - 199 рублей. Невыгодно.

Я проследил, когда этот Solaris заберут от редакции, - платную парковку он покинул лишь в конце рабочего дня, когда люди стали разъезжаться по домам.

Не расслабляйтесь!

Нормальный человек изучает инструкцию после того, как что-то сломалось. Договор с «Делимобилем» я внимательно прочитал уже после того, как оставил машину. Из напечатанного мелким шрифтом на двух десятках страниц следовало, что я «несу ответственность в случае угона, гибели, повреждения транспортного средства, его составных частей, устройств или оборудования, причинения вреда третьим лицам, иным транспортным средствам или объектам - с начала аренды и до ее окончания». А ведь угнать «Делимобиль» проще, чем частную машину. Правда, уедет не дальше 5 км от МКАД (двигатель могут дистанционно остановить диспетчеры), - но мало ли в Москве отстойников?

Если я совершу ДТП и ущерб не превысит 100 тысяч рублей (допустим, приложился бампером), мне придется заплатить компании 15 тысяч рублей, а при более серьезных повреждениях - пятую часть затрат на ремонт. Еще предусмотрены всевозможные дополнительные штрафы за повреждения и загрязнение автомобиля. Поэтому перед поездкой нужно внимательно осмотреть машину снаружи, заглянуть в салон и багажник - и только потом начинать аренду. В одном из «Делимобилей», например, не было шнуров зарядки для телефона, - я и не знал, что они там должны быть, не сообщил диспетчеру, а по условию договора меня за эту мелочь могли наказать на 4000 рублей. Надеюсь, что уже не накажут.

Очевидных недостатков «Делимобиля» несколько. Например, зависимость от Интернета. Смартфон или планшет должны быть постоянно заряжены, а если батарейка у гаджета села, нужно немедленно связаться с колл-центром. И как это сделать, скажите на милость? Искать телефон-автомат или просить прохожих помочь? Разве нельзя было предусмотреть какую-то экстренную связь, если за автомобилем всё равно следят с помощью GPS-трекера.

Машин у «Делимобиля» маловато - до ближайшей порой приходится добираться на общественном транспорте. А ведь после звонка оператору о бронировании предоставляется всего 20 бесплатных минут, чтобы забрать автомобиль, - потом включают счетчик. Можно и не уложиться, а денежки уже будут списываться. В ближайшее время парк должен вырасти до трехсот Солярисов, но и такого количества на огромный город недостаточно.

Пока сервис доступен лишь в Москве. Нельзя совершить поездку в ближайший город или на дачу, нельзя оставить и взять машину на стоянке аэропорта. А конкурирующая компания Anytime такую возможность предоставляет.

Плата за мобильность

Каршеринговый автомобиль удобен , как инструмент, лежащий под рукой: в любой момент взял, попользовался, положил на место. Но выгоден ли?

Проложим маршрут из одного конца города (пересечение улиц Лескова и Плещеева) на противоположный (перекресток Кировоградской улицы и Кировоградского проезда). Вторник, 18:20, самый час пик. Расстояние - 48 км, время в пути - 1 час 49 минут. Округлим до двух часов - возможно, придется где-то постоять в пробках. Получается 1068 рублей. А такая же поездка на такси обойдется в 1340 рублей.

Поездка на своем автомобиле еще дешевле. Если учесть всё, вплоть до транспортного налога, расходов на регистрацию, ТО и, конечно же, топливо, то километр пробега на машине этого класса обойдется в 6,23 рубля. Значит, за 48 км натикает всего-то 305 рублей. Но свою машину нужно иметь. Нужно за ней ухаживать, где-то хранить, да и не бросишь ее где попало.

Снова открываю приложение. Вчера нашел объявление о продаже дефицитных запчастей для моего Сааба. Ехать к продавцу на общественном транспорте несподручно, да и тащиться потом домой с передним крылом в обнимку не хочется. А приложение показывает, что в соседнем переулке стоит свободный «делимобиль». Удобно, когда машина всегда «в кармане».



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png