Двигатели ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 оборудованы бесконтактной системой зажигания, состоящей из транзисторного коммутатора, распределителя зажигания типа 19.3706, катушки зажигания типа Б116 или Б116–01, свечей и высоковольтных и низковольтных проводов.

Датчик-распределитель зажигания (1908.3706) – бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования и распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы.

Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор*.

На части датчиков вместо резистора установлена крышка с центральным угольным контактом.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Снятие

1. Отвернуть гайки 1 и отсоединить низковольтные провода от клемм катушки 3.

Отсоединить высоковольтный провод 4 от катушки зажигания.

Отвернуть гайки 2 и снять катушку 3 (рис. 2).

Проверка

1. Катушки зажигания Б116 и Б116–01 проверяют на стенде мод. К–295.

Катушка должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на разряднике с зазором 7 мм при частоте вращения валика распределителя зажигания не менее 2500 мин –1 .

Осмотреть катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы прогревания или вытекания масла, катушки заменить.

Проверить сопротивление первичной обмотки катушки зажигания, для чего подсоединить омметр между клеммами низкого напряжения.

Омметр должен показать сопротивление 0,48–0,72 Ом.

Затем проверить сопротивление вторичной обмотки, подсоединив омметр между высоковольтной клеммой и клеммой «К» катушки.

Омметр должен показать сопротивление 13 200–19 800 Ом. Если измеренные параметры отличаются, катушку необходимо заменить.

Коммутатор системы зажигания

Транзисторный коммутатор типа 131.3734 или 90.3734 установлен на левом брызговике за аккумуляторной батареей.

Он преобразует управляющие импульсы датчика Холла в распределителе зажигания в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания.

Так как коммутатор во время работы выделяет большое количество тепла, необходимо периодически очищать корпус коммутатора от грязи и пыли и не закрывать его посторонними предметами.

Проверка

1. Снять коммутатор с автомобиля, отвернув две гайки крепления и отсоединив провода.

2. Собрать схему, показанную на рисунке 3, на подходящей металлической пластине.

Наконечник провода 5 высокого напряжения закрепить на расстоянии 6–7 мм от пластины.

При включении выключателя 4 амперметр 1 должен показать ток в пределах 6–7 А, а через 1–3 с ток должен снизиться до 0.

В момент выключения выключателя 4 между наконечником провода 5 высокого напряжения и пластиной должна проскакивать искра (возможно постоянное искрение).

В противном случае коммутатор 3 неисправен и подлежит замене.

Расположение ОСНОВНЫХ агрегатов. В МОТОРНОМ Отсеке: 1 - труба подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 2 - воздушный фильтр; 3 - крышка головки блока цилиндров; 4 - датчик-распределитель; 5 - катушка зажигания; 6 - вакуумный усилитель тормозов; 7 - пробка маслоналивной горловины; 8 - топливный фильтр тонкой очистки; 9 - термостат 10 - кожух радиатора 11 - радиатор

Описание конструкции

Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.

Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.

Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.

Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.

Система смазки двигателя - комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга - он открыт.

Система охлаждения - жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.

Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения - "зима" и "лето".

Сопротивление бегунка, кОм 5-8

Сопротивление наконечника

свечи, кОм 4-7

Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм 8-13

Сопротивление обмотки

статора, кОм 0,4-0,45

* На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт.

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402

Система зажигания - бесконтактная. Она состоит из датчика-распределителя коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания и проводов высокого и низкого напряжения. Датчик-распределитель зажигания (1908.3706) -бесконтактный, с датчиком (генератором) управляющих импульсов и встроенным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрооб-разования, распределяет импульсы высокого напряжения по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке установлен помехоподавительный резистор с сопротивлением 8000-13000 Ом.

Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Техническая характеристика системы зажигания

Порядок работы цилиндров 1-2-4-3

Направление вращения против

ротора распределителя часовой

Угол опережения зажигания

центробежный регулятор 15-18

вакуумный регулятор 8-10

Свечи зажигания А14ВР

Зазор свечи зажигания, мм 0,8-0,95

Датчик-распределитель зажигания:

1 - корпус; 2 - грузик центробежного двигателя; 3 - винт крепления подшипника; 4 - вакуумный регулятор; 5 - пружина вакуумного регулятора; 6 - диафрагма; 7 - штуцер; 8 - магнитопровод ротора;9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; II - крышка; 12 – помехоподавительный резистор; 13 - центральный вывод; 14 - центральный контакт; 15 - бегунок;16 - фильц; 17 - винт крепления ротора; 18 - обмотка статора; 19 - винт крепления статора; 20 - статор; 21 – магнитопровод обмотки статора; 22 - опора статора;23 - подшипник; 24 - пружина грузика; 25 - упорные шайбы; 26 - втулка;27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная шайба;30 – стопорное кольцо; 31 - штифт; 32 - муфта привода.



Генератор 1631.3701:

1 - ротор; 2 - втулка; 3 - передний подшипник; 4 - втулка; 5 - шайба с гайкой; 6 - шпонка; 7 - шкив; 8 - вентилятор; 9 - передняя крышка; 10 - статор; 11 - обмотка ротора; 12 - щеткодержатель; 13 - пружины щеток; 14 - щетки; 15 - задний подшипник; 16 - крышка; 17-вал; 18- контактные кольца; 19- вывод обмотки статора; 20- пластины-держатели; 21 - задняя крышка; 22 - набор статора; 23 - обмотка статора.

Генератор 1631.3701 двигателя ЗМЗ-402

Генератор 1631.3701 - трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами.

В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель - мостовой схемы, состоит из шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора.

На роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе.

Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между"+" и "массой" генератора включен конденсатор.

Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.

Техническая характеристика генератора 1631.3701

Напряжение номинальное, В 14

Максимальный ток, А 65

Регулируемое напряжение, В 13-15

Сопротивление

обмотки возбуждения, Ом 2,5

Стартер - четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

Крутящий момент от вала якоря передается на ведущую шестерню привода через роликовую обгонную муфту.

Стартеры двигателей ЗМЗ-4062 и ЗМЗ-402 принципиально не отличаются. Стартер 42.3708-10 установлен на двигатель ЗМЗ-4062 с правой стороны, СТ203-Б4 -на двигатель ЗМЗ-402 слева.

Техническая характеристика стартера 42.3708-10 (СТ230-Б4)

Номинальная мощность, кВт 1,7(1,0)

Номинальное напряжение, В 12

Потребляемый ток

в заторможенном состоянии,

не более, А 700 (550)

Крутящий момент,

не менее кгс-м 1,6(2,0)

Потребляемый ток в режиме

холостого хода, не более, А 80 (85)


Стартер: 1 - колпак защитный; 2 - шайба запорная; 3 - щетка; 4,5 - выводы; 6 - крышка тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - тяговое реле; 9 - обмотка реле; 10 - шток; 11 - возвратная пружина; 12 - сердечник; 13 - рычаг; 14 - крышка; 15- ось рычага; 16- удлинитель крышки; 17- ролик; 18 - ведущая (приводная) шестерня; 19 - втулка; 20 - кольцо пружинное; 21 - втулка упорная; 22 - вал; 23 - обгонная муфта; 24 - пружина; 25 - полумуфта включения; 26 - опора промежуточная; 27-статор; 28 - обмотка статора; 29 - ротор (якорь); 30 - коллектор; 31 - крышка; 32 - щеткодержатель.

В стальном корпусе стартера установлены четыре обмотки возбуждения. Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками. Вал якоря вращается в двух бронзографитных втулках, установленных в крышках и промежуточной опоре.

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение "стартер", напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется осмотром деталей после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.

Снятие

7.188. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

7.189. Установить поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого повернуть коленчатый вал так, чтобы третья метка на шкиве совместилась с приливом на крышке распределительных звездочек. После этого снять крышку распределителя и проверить, чтобы бегунок стоял в положении контакта 1-го цилиндра. В противном случае провернуть коленвал на один оборот.

7.190. Отсоединить высоковольтные провода, вынув их из клемм 1 крышки распределителя, и отсоединить провод от низковольтной клеммы распределителя, отвернув гайку 2. Отсоединить вакуумный шланг от штуцера 4 вакуум-корректора. Отвернуть болт 3 и вынуть распределитель зажигания вверх.

Разборка

7.191. Отстегнуть пружинные зажимы 1 и снять крышку 2 распределителя.

7.192. Снять бегунок, потянув его вверх.

7.193. Вынуть войлочный фильц и вывернуть находящийся под ним винт 1. Снять ротор 2.

7.194. Отвернуть гайки 1 и отсоединить провод 3 от клеммы 2. Вынуть вверх клемму 2. Отвернуть три винта 4 и снять статор 5.

7.195. Отвернуть два винта 1 и снять вакуум-корректор 2.

7.196. Отвернуть два винта 1 и снять опору статора 2 с подшипником в сборе.

7.197. Снять пружинное кольцо 1, подцепить отверткой, вынуть штифт 2 и снять муфту 3 привода распределителя.

7.198. Снять стопорную шайбу 1 и вынуть валик 2 распределителя с центральным регулятором.

Осмотр и дефектовка деталей распределителя зажигания

7.200. Протереть снаружи и внутри крышку распределителя. Осмотреть крышку. Если на ней трещины, сколы, сильно изношенные контакты 1 внутри крышки, крышку необходимо заменить. Контактный уголек 2 должен свободно перемещаться в крышке.

7.201. Бегунок должен плотно устанавливаться на ротор, в противном случае заменить его. Снизу на бегунке должна быть установлена пластинчатая пружина. Если на бегунке есть трещины, следы обгорания, значительный износ или коррозия токоразносной пластины бегунка, заменить его.

7.202. Проверить вращение подшипника в опоре статора. Если есть заедание, перекат шариков или в подшипнике заметен значительный люфт, заменить опору статора. Если оборван провод 1, также заменить опору статора.

7.203. Осмотреть статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания о него ротора. Если оборван провод 1, заменить статор. Проверить омметром сопротивление обмотки статора, оно должно быть в пределах 264–396 Ом. Если сопротивление отличается от указанного, заменить статор.

7.204. Осмотреть ротор. Если на нем есть следы задевания о статор, проверить радиальный зазор ротора на валике распределителя с помощью индикатора. Предельно допустимый зазор 0,2 мм. Если зазор больше, заменить ротор или ротор с валиком.

7.205. Осмотреть муфту привода распределителя. Если на выступающих концах муфты заметен сильный износ, муфту заменить.

7.206. Грузики 1 центробежного регулятора должны свободно поворачиваться на осях, в противном случае устранить причину заедания грузиков. Регулировка центробежного регулятора производится подгибанием стоек 2 пружин.

7.207. Если на валике есть задиры, следы значительного износа, валик заменить. Измерить диаметры валика под ротор и под втулки, они должны быть равны 8,5 –0,015 –0,035 мм и 12,7 –0,2 мм соответственно. Биение между концами валика не должно превышать

0,01 мм. Если хотя бы один размер не укладывается в указанные пределы, валик заменить.

7.208. Осмотреть с обеих сторон корпуса распределителя втулки, в которых вращается валик. Если обнаружатся задиры или значительный износ, втулки заменить. Предельно допустимый осевой зазор валика распределителя во втулках 0,2 мм, при большем зазоре втулки заменить. Для этого старые втулки выпрессовать, затем запрессовать новые и развернуть их до диаметра 12,7(+0,012/–0,060) мм.

Сборка

Собирают распределитель зажигания в порядке, обратном разборке. При этом необходимо смазать валик, втулки и подшипник смазкой ЦИАТИМ–221.

Установка

7.209. Проверить, чтобы пазы валика привода распределителя зажигания и масляного насоса были установлены параллельно оси двигателя и смещены от оси валика в сторону от двигателя.

7.210. Снять крышку распределителя, вставить распределитель в корпус привода. Поворачивая бегунок 1, совместить выступы муфты привода распределителя с пазами валика привода, чтобы распределитель встал на место. При этом бегунок должен встать в положении контакта 1-го цилиндра. Завернуть болт 2 крепления распределителя.

7.211. После установки распределителя отрегулировать установку момента зажигания.

Установка момента зажигания

7.212. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

7.213. Снять крышку распределителя.

7.214. Провернуть коленчатый вал до начала такта сжатия. Чтобы определить этот момент, нужно вывернуть свечу 1-го цилиндра и закрыть отверстие под свечу пальцем. В начале такта сжатия из-под пальца начнет выходить воздух.

7.215. Осторожно провернуть коленчатый вал до совпадения второй метки на шкиве с приливом на крышке распределительных звездочек. Эта метка соответствует углу опережения зажигания 5° на двигателе с системой рециркуляции отработавших газов (для двигателей без систем рециркуляции установить шкив так, чтобы середина части шкива между второй и третьей метками находилась против прилива на крышке распределительных звездочек, что соответствует углу опережения зажигания 2°).

7.216. Ослабить болт 3 крепления распределителя. Установить стрелку 2 октан-корректора в середину шкалы 1 и затянуть болт 3. Ослабить болт 4 крепления пластины октан-корректора к корпусу распределителя. Слегка нажать пальцем на бегунок против его вращения (по часовой стрелке), чтобы выбрать зазоры в приводе. Удерживая бегунок, медленно повернуть корпус 5 распределителя до совмещения красной метки А на роторе со стрелкой В на статоре. Затянуть болт 4 крепления пластины октан-корректора к корпусу распределителя.

7.217. Установить крышку распределителя и подсоединить высоковольтные провода в соответствии с порядком работы цилиндров 1–2–4–3.

7.218. Проверить установку момента зажигания. Для этого прогреть двигатель до температуры 80–90 °С и, двигаясь по ровной дороге со скоростью 30–40 км/ч, резко нажать до упора на педаль акселератора. При этом кратковременно должна прослушиваться детонация. Если детонация не прослушивается, значит зажигание позднее. Если детонация слишком сильная, значит зажигание раннее. При раннем зажигании повернуть корпус распределителя на одно деление шкалы в сторону «+» (против часовой стрелки), а при позднем – в сторону «–» (по часовой стрелке). Затем вновь проверить момент зажигания при движении автомобиля, как описано выше.

7.219. Более точную установку момента зажигания можно произвести с помощью стробоскопа в соответствии с инструкцией, прилагаемой к стробоскопу.

Тема 2.13 Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования

В объем работ по техническому обслуживанию электрооборудования входят:

Очистка наружных поверхностей приборов электрооборудования от пыли, грязи, масла и электролита (аккумуляторной батареи);

Проверка креплений аккумуляторной батареи, генератора, стартера, состояния проводов низкого и высокого напряжения;

Проверка работоспособности свечей зажигания, прерывателя-распределителя, катушки зажигания, аккумуляторной батареи генератора стартера и приборов освещения.

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

Неисправности АКБ:

Снижение уровня электролита

а) испарение;

б) расплескивание.

Саморязряд

а) поверхностное загрязнение батареи;

б) замыкание пластин отпавшей активной массой.

3 Сульфатация (образование на пластинах крупных кристаллов сернокислого свинца (Pb SO 4))

а) разрядка АКБ большим током (стартером);

б) пониженный уровень электролита;

в) эксплуатация АКБ с систематическим недозарядом.

4 Короткое замыкание пластин (разрушение сепаратов)

а) заряд током большой силы;

б) заряд «пульсирующим током (при неисправной работе генератора или реле-регулятора).

Механические повреждения

а) замерзание электролита;

б) трещины, отслоения или вспучивание мастики;

в) повреждение и износ полюсных выводов (штырей).

Указанные неисправности приводят к:

1 уменьшению электрической емкости;

2 повышению внутреннего сопротивления;

3 уменьшению напряжения при разряде;

Полной потере работоспособности батареи.



При ТО АКБ проверяют:

1 отсутствие трещин на баке;

2 отсутствие расплескивания электролита и частоту поверхности батареи;

3 прочность контактов, наконечников приводов с клеммами батареи;

4 отсутствие засорения вентиляционных отверстий окисления на штырях и зажимах;

5 уровень электролита;

6 соответствие плотности;

Работоспособность батареи под нагрузкой.

Загрязненную и залитую электролитом поверхность батареи протирают тканью, смоченной 10 %-ым раствором нашатырного спирта или двууглекислой соды.

Засоренные вентиляционные отверстия прочищают деревянной палочкой.

Окисленные штыри и зажимы зачищают мелкозернистой шкуркой или мабером, после чего смазывают вазелином или солидолом.

Проверка уровня электролита.

Проверяют не реже чем через 10-15 дней – зимой и 5-6 дней – летом, он должен быть на 10-15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов, проверяют с помощью специальной стеклянной трубки. При понижении уровня электролита в АКБ доливают дистиллированную воду. Электролит доливают лишь в случае, когда его уровень понизился в результате утечки или расплескивания, причем добавляют электролит той же плотности.

Проверка плотности электролита.

Проверяют с помощью ареометра. Плотность электролита зависит то его температуры. Если плотность электролита отличается то +25 о С более чем на 15 о С, то показаниям ареометра необходимо вводить температурную поправку (при повышении температуры добавляют 0,01, при понижении вычитают) (1 о С изменение плотности 0,007). Расхождение в плотности электролита отдельных аккумуляторов должно быть не более 0,01.

Понижение плотности на 0,01 соответствует разряду на 6 %.

Запрещается эксплуатировать зимой батарею, разряженную более чем на 25 % емкости, летом на 50 %. Рекомендуется 1 раз в три месяца заряжать АКБ (независимо от степени разрядки).

Проверка работоспособности АКБ.

Для определения работоспособности АКБ применяют нагрузочные вилки ЛЭ-2 или НИИАТ ЛЭ-3, Э-108, Э-107. испытывать АКБ нагрузочной вилкой рекомендуется не чаще 1 раза в месяц, т.к. при этом создается большая нагрузка на АКБ. Во избежание взрыва газов АКБ при его испытании должны быть завернуты. Испытывать не более 5 секунд. Разница напряжения отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 В.

1,8-1,7 В – АКБ заряжена полностью

1,7-1,6 В – АКБ разряжена на 25 %

1,6-1,5 В – АКБ разряжена на 50 %.

Уменьшение емкости АКБ и резкое падение напряжения под нагрузкой чаще всего бывает из-за сульфатации пластин (образование на пластинах сернокислого свинца).

Зарядка АКБ.

КТЦ это:

1 длительная зарядка (больше обычной);

2 контрольный разряд током десяти часового режима до 1,7 В на аккумуляторе;

3 заряд в нормальном режиме.

ЗАРЯДКА НОВЫХ АКБ

1 Залить электролит (t<25 о С).

2 Пропитка пластин три часа.

3 Зарядка от 3 до8 часов (при длительном хранении более 1 года зарядка до 25 часов зарядка 0,05 от емкости).

Существует 2 способа зарядки АКБ:

1 при постоянном токе;

2 при постоянном напряжении.

Окончание зарядки АКБ характеризуется обильным газовыделением.

Срок службы (гарантийный)

6 ст-55 – 18 месяцев и более 40000 км

6 ст-128 мс – 24 месяца.

II. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Основные неисправности:

1 Разрушение изоляции проводов ВН и замыкание их на массу.

2 Нарушение плотного контакта провода в местах соединений.

3 Подгорание или окисление контактов прерывателя.

4 Изменение зазора между контактами.

5 Ослабление пружины подвижного контакта.

6 Неисправность конденсатора.

7 Износ граней кулачков прерывателя.

8 Пробой ротора распределителя.

9 Износ контактного уголька или обгорание токораздаточной пластины и сегментов.

10 Забрызгивание маслом электродов свечей (отложение нагара на электродах).

11 Несоответствующий зазор между электродами свечей.

12 Образование трещин в изоляторе свечи.

13 Нарушение герметичности свечей.

14 Обрыв или замыкание в обмотках катушки зажигания.

15 Перегорание добавочного сопротивления или дополнительного резистора.

16 Неисправная работа коммутатора.

17 Неисправная работа датчика импульсов (датчик холла или генератор переменного тока).

18 Неисправность контактной группы замка зажигания.

19 Неправильная установка момента опережения зажигания.

20 Неисправная работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Трудный пуск.

Перебои в работе двигателя, а иногда его полная остановка.

Невозможность запуска двигателя.

ОСНОВНЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Перебои в работе.

Повышение искрообразования в контактах – максимальный.

Полный отказ в работе.

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

Маркировка свечей зажигания

А резьба М14×1,25 (метрическая)

М резьба М-18×1,5

10, 11, 14, 17, 20, 23 – калильное число

Длина резьбы

– 12 мм (не обозначается)

В – тепловой корпус выступает за пределы корпуса

Р – резистор для шумопогашения помех

Пример: А17ДВР.

ПРОВЕРКА СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

Периодически через 6000-10000 км все свечи очищают и проверяют. Проверку свечей зажигания осуществляют на приборе Э-203П. Перед проверкой свечей зажигания их необходимо очистить от нагара на приборе Э203О. Очистка производится мелким просеянным песком, находящимся в корпусе прибора в течении 8-10 сек под давлением 3-6 кг/см 2 . После очистки свечи обдувают сжатым воздухом в течении 5-10 сек. Затем на свечах регулируют зазор между электродами проволочным калибром.

ГАЗ-3307 (ГАЗ-53) – 0,8-0,9 мм

ЗИЛ-130 – 0,85-1,0 мм

Проверка свечей зажигания на качество искрообразования и герметичность ее испытывают, завернув в гнездо воздушной камеры прибора Э-203П со смотровым стеклом и с помощью насоса создают давление 8-10 кг/см 2 в зависимости от зазора между электродами (искра должна быть бесперебойной, яркого голубого цвета, без дополнительных искрообразований).

Герметичность свечи определяют по скорости падения давления в воздушной камере по манометру. Питание прибора от сети переменного тока 220 В.

ПРЕРЫВАТЕЛЬ-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ

Отказы и неисправности:

1 Загрязнение и наличие трещин в крышке распределителя.

2 Загрязнение и наличие трещин в роторе распределителя.

3 Износ контактов распределителя.

4 Нагар на контактах распределителя тока низкого напряжения.

5 Износ кулачков вала распределителя.

6 Заедание центробежного регулятора опережения зажигания.

7 Повреждение диафрагмы или износ вакуумного регулятора опережения зажигания.

8 Уменьшение упругости пружины подвижного контакта.

Для диагностики прерывателей-распределителей используют прибор Э-213. Он предназначен для контроля и регулировки прерывателей-распределителей 4, 6 и 8-цилиндровых двигателей. С помощью прибора Э-213 можно определить:

1 емкость конденсатора;

2 сопротивление изоляции конденсатора;

3 состояние контактов прерывателя;

4 угол, замкнутого состояния контактов;

5 частоту оборотов двигателя.

Емкость конденсатора:

0,17-0,25 мкф – для прерывателей 4-х и 6-ти кулачковых

0,25-0,3 мкф – для восьми кулачковых

Состояние изоляции – стрелка прибора должна находиться в зоне «R из» (определяется утечка тока вследствие ухудшения изоляции).

Состояние контактов определяют напряжение на контактах в замкнутом состоянии при включенном зажигании. Напряжение от 0-0,15 В.

Если напряжение на контактах больше, то необходимо зачистить контакты мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150, после этого обдуть сжатым воздухом и протереть контакты замшей, смоченной в неэтилированном бензине. Если же после этого напряжение не войдет в норму, то контакты необходимо заменить.

Угол замкнутого состояния характеризует зазор между контактами. Угол замкнутого определяется по прибору Э-213 на работающем двигателе.

Он должен быть:

46-50 для четырехцилиндровых двигателей (0,35-0,45 мм)

52-58 для автомобилей ВАЗ 2101-07

38-43 для шестицилиндровых двигателей (035-0,45 мм)

28-32 для восьмицилиндровых двигателей (0,3-0,4 мм).

Изменение угла замкнутого состояния не должно быть более 3 о.

Натяжение пружины подвижного контакта можно проверить с помощью динамометра. Усилие в момент начала размыкания контактов должно быть 4-6 Н.

Смазка деталей прерывателя:

1 Кулачок, ось рычага, прерывателя, втулки смазываются моторным маслом.

2 Втулки ведущего вала смазываются смазкой ЦИАТИМ-201.

Прерыватель-распределитель смазывают:

ГАЗ-3307, 66 – 2200-3400 км

ЗИЛ-130 – 5500-9200 км

ГАЗ-24 – 3000 км

Катушка зажигания

Проверяют на приборе Э-5. Катушку испытывают при неработающем двигателе при помощи вибратора на бесперебойность и интенсивность искрообразования в пределах увеличения искрового промежутка на разряднике от 5 до 7 мм.

Катушку зажигания можно проверить с помощью осциллографа Э-206. Или анализатором двигателя К-485, К-518 по осциллограммам.

Установка зажигания

Установка зажигания, работа центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания во многом влияет на бесперебойную экономическую работу двигателя.

Более позднее зажигание или уменьшение угла опережения зажигания на 15-20 по отношению к наивыгоднейшему для данного режима работы двигателя приводит к увеличению расхода топлива на 15% и падение мощности двигателя на 10%.

1 Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя:

Проверить коленчатый вал рукояткой так, чтобы контакты максимально разошлись;

Очистить контакты от окислов и нагара тонким абразивным бруском или мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 150.

ТУ: при зачистке контактов следует удалить бугорок неподвижном контакте и несколько сгладить поверхность подвижного контакта.

Обдуть сжатым воздухом панель прерывателя;

Протереть контакты замшей, смоченной в неэтилированном бензине;

Отрегулировать зазор между контактами, для чего отпустить винт неподвижного контакта и поворачивать эксцентриковый винт, установить необходимый зазор.

ТУ: зазор между контактами замерить пластинчатым щупом.

У 4 и 6-ти искровых прерывателей он должен находиться в пределах 0,35-0,45 мм, а для 8 искровых – 0,3-0,4 мм.

2 Установка зажигания:

Вывернуть свечу 1 цилиндра;

Установить в свечное отверстие пыж или свисток

Медленно поворачивать коленчатый вал до момента выброса пыжа или подачи свистка;

Подключить контрольную лампочку параллельно контактам прерывателя, т.е. один проводник лампы подсоединить к массе двигателя, другой к клемме низкого напряжения прерывателя;

Поворачивать коленчатый вал двигателя до совпадения меток на шкиве к/вала с риской на гребенке указателя зажигания («ГАЗ-53-11» и «Зил-508») или метки на маховике с штифтом, закрепленным на кожухе маховика («ГАЗ-53-11»).

Рисунок 1 Установка коленчатого вала в положение ВМТ двигателя «ЗМЗ-53-11».

ТУ: у «ГАЗ-53-11» и «ГАЗ-3307» четвертое деление на указателе зажигания, на гребенке или маховике должно совпасть с меткой на шкиве или кожухе маховика;

У двигателя «ЗИЛ-508» должно совпасть отверстие на шкиве коленчатого вала с меткой 9 на указателе установки зажигания (гребенка).

Ослабить гайку крепления колонки привода распределителя;

Повернуть корпус прерывателя-распределителя по ходу вращения ротора до смыкания контактов;

Включить зажигание;

Осторожно поворачивать корпус прерывателя-распределителя против хода вращения ротора.

ТУ: поворачивать до того момента, пока не загорится лампа, что указывает на начало размыкания контактов.

Затянуть гайку крепления колонки привода распределителя, удерживая корпус от поворачивания;

Поставить крышку распределителя, центральный провод и провода высокого напряжения на свечи согласно порядка работы двигателя.

ТУ: при постановке проводов на свечи зажигания необходимо учитывать направление вращения кулачка, провод на первый цилиндр устанавливается в гнездо распределителя напротив контакта пластины ротора.

№. Контроль правильности установки начального угла опережения зажигания при помощи стробоскопического прибора модели Э-102, проверка работы центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ НА ДВИГАТЕЛЕ «ЗМЗ 402.10»

Снять крышку распределителя;

Вывернуть свечу первого цилиндра, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха (начало такта сжатия);

Осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения меток на крышке распределительных шестерен со второй меткой на шкиве коленчатого вала (вторая метка соответствует положению за 5 о до ВМТ, первая метка за 12 о ВМТ);

Убедиться, что ротор стоит против внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра;

Установить октан-корректор на нулевое деление (см. рис. 2);

Ослабить болт крепления распределителя к пластине октан-корректора (он находиться на нижней части корпуса распределителя) и повернуть корпус датчика распределителя до совмещения красной риски на роторе и стрелки на статоре (см. рис. 3) датчика распределителя;

Рисунок 3 Совмещение меток датчика - распределителя при установке зажигания

Удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть болт крепления распределителя, поставить крышку на место;

Проверить правильность соединения проводов от свечей зажигания. Провода должны быть присоединены в порядке 1, 2, 4, 3 считая против часовой стрелки.

Таблица № 1 – Расположение меток при установке зажигания.

Марка автомобиля Метки для установки зажигания
«ВАЗ 2101-2107» Метка на шкиве коленчатого вала со второй меткой на крышке привода механизма газораспределения
«ВАЗ 2108-2109» (двигатель «ВАЗ 2108» рабочий объем цилиндров 1,3л) Метка на маховике должна на одно деление не доходить до среднего деления шкалы на люке картера сцепления Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина: Аи-93, Аи-95 – 1 о ±1 о; Аи-91 1 о ±1 о.
«ВАЗ 2108-2110» (двигатель «ВАЗ 21083» рабочий объем цилиндров 1,5л) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина: Аи-93, Аи-95 – 4 о ±1 о; Аи-91 - 1 о ±1 о.
«ВАЗ 2108-2110» (двигатель «ВАЗ 21081» рабочий объем цилиндров 1,1л) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ при использовании бензина: Аи-93, Аи-95 – 6 о ±1 о; Аи-91 1 о ±1 о.
«ВАЗ-1111» (Ока) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ 1 о ±1 о.
«ВАЗ-1113» (Ока) Начальный угол опережения зажигания до ВМТ 4 о ±1 о.
«ГАЗ 31029-3110» Метка на крышке распределительных шестерен со второй меткой на шкиве коленчатого вала
«АЗЛК-21412» (двигатель УЗАМ-331) Штифт на нижней крышке картера привода механизма газораспределения с первой меткой на шкиве коленчатого вала
«ЗАЗ-1102» (Таврия) Метка на шкиве привода генератора с первой меткой на крышке плоскозубчатого ремня (5 о до ВМТ)
«ГАЗ-53» и «ГАЗ-3307» Четвертое деление на указателе зажигания, на гребенке или маховике должно совпасть с меткой на шкиве или кожухе маховика
«ЗИЛ-130» и «ЗИЛ 431510» Должно совпасть отверстие на шкиве к/вала с меткой 9 на указателе установки зажигания (гребенка)

а) Подготовка двигателя к проверке:

Проверить наличие меток для установки зажигания на двигателе;

Отметить мелом подвижную и неподвижную метки;

Запустить двигатель и прогреть его до Т=85 о -95 о С.

б) Подключение прибора

Подключить прибор со знаком «-» к массе автомобиля (к лемме «-» аккумуляторной батареи);

Провод со знаком «+» присоединить к клемме «+» аккумуляторной батареи;

Щуп с помощью переходника присоединить к свече первого цилиндра следующим образом:

а) снять свечной наконечник;

б) надеть на свечу переходник со щупом;

в) надеть свечной наконечник на штырь переходника.

в) Проверка правильности установки начального угла опережения зажигания:

Запустить двигатель, установить минимальные обороты двигателя;

Отсоединить трубку вакуумного регулятора от прерывателя;

Взять прибор в руку, нажать на кнопку пистолета;

Направить световой луч прибора на метки установки зажигания на двигателе;

Контролировать положение меток.

ТУ: при правильной установке зажигания и постоянной скорости вращения коленчатого вала, вследствие стробоскопического эффекта, подвижная метка точки зажигания будет казаться неподвижной и будет находиться против неподвижной.

При несовпадении меток отрегулировать момент зажигания в следующей последовательности:

Продолжать работу двигателя на малых оборотах;

Опустить гайку крепления колонки привода прерывателя;

Поворачивать корпус прерывателя (влево или вправо) до совпадения меток;

Затянуть гайку крепления прерывателя.

г) Проверка работы центробежного регулятора опережения зажигания.

Плавно увеличивать скорость вращения коленчатого вала двигателя;

Взять прибор в руку, нажать на кнопку и направить световой луч прибора на метки установки зажигания;

Контролировать смещение меток.

ТУ: при исправной работе регулятора метка на подвижном органе должна смещаться плавно от метки, неподвижной. При неисправной работе регулятора, смещение метки будет происходить рывками.

д) Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания:

Установить средние обороты двигателя;

Резко включить трубку вакуумного регулятора;

Контролировать положение установочных меток зажигания в свете стробоскопического прибора.

ТУ: метка на движущемся органе должна резко отклониться, вследствие появившегося разряжения.

На отечественные автомобили «Газель», «УАЗ», «Волга» устанавливают двигатели 402 внутреннего сгорания, которые выпускает «Заволжский моторный завод», на которых важным моментов является выставления зажигания.

Автомобильные силовые агрегаты продуктивно работают, если отрегулирована система зажигания на 402 топливно-воздушной смеси. Формирует состав горючего карбюратор, подающий приготовленную смесь в цилиндры мотора.

В момент наивысшей позиции поршней, свечи генерируют искру, зажигающую топливную смесь в камере сгорания. Мини взрыв топлива образующимися газами давит на поршни, превращая их поступательное движение в крутящий момент коленчатого вала.

Алгоритм поджигания смеси выделяет в очередности событий один важный момент. Будет ли мотор полноценно работать, если поджиг смеси происходит в начале подъема поршней или при опускании. Ответ правильный - не будет.

Любой двигатель внутреннего сгорания работает как часы при условии правильного поджигания топлива. Мощность силовой установки возрастает, приближаясь к установленным нормативам. Для этого необходимо зафиксировать правильное пространственное положение трамблера, поочередно замыкающего электрическую цепь от катушки высокого напряжения до автомобильных свечей.

Особенности поджигания топлива

Перед тем, как установить и правильно выставить порядок зажигания на 402 двигателе, важно разобраться с конструктивными особенностями трамблера. На этом двигателе установили распределитель электрического потока без традиционных металлических контактов. Инновация в том, что сложным процессом управляет вместе с генератором вакуумный регулятор опережения.

Распределитель устанавливает порядок появления искры, последовательность поджигания топлива по цилиндрам. Правильно «уловить» моменты искрового разряда помогает механический бегунок. Он монтируется непосредственно на шкиве. Имеет резистор, помогающий микшировать помехи. Коммутирующее устройство рассоединяет цепь в первой катушке. В последующем превращает, исходящие от узла электрические импульсы, в преривистый ток в КЗ.

Находим поджигающий момент в зажигании

На двигателе 402 регулировка зажигания происходит по следующему алгоритму и порядке:

  • Коленвал занимает пространственное положение, отвечающее 5 градусам опережения поджигания топливной смеси;
  • Добиться такого положения легко, совместив отметину на шкиве с углублением на моторном блоке;
  • Совпадение означает, что силовая установка обозначила окончание полного поршневого такта.

При снятом датчике-распределителе производится настройка следующим образом:

  • Удаляю свечу с головки камеры сгорания цилиндра, в очередности поджигания топлива значащегося под №1;
  • Накрываю листом бумаги, проворачиваю коленчатый вал мотора;
  • Выталкиваемый поршнем воздух сдувает лист, что свидетельствует о достижении им вертикального максимума, с которого начинается такт;
  • Потом с помощью ключей выставляю шкалу октанового корректора на 0.

Проверка на правильность установки

Если соблюден порядок без погрешностей зажигания 402 двигателя, то очередной задачей будет проверка силовой установки в движении автомобиля:

  • Выезжаем на автотрассу и при движении 60 км/ч, включаем четвертую передачу. Газуем. Появление детонационных непродолжительных стуков свидетельствует о правильной установке зажигания.
  • Удлиненные по времени детонационные стуки являются подтверждением неправильной установки угла опережения.

В этом случае следует уменьшить его октановым корректором, переставив на одну риску. Если детонация вообще не прослушивается, то следует увеличить опережающий угол зажигания топливной смеси. И снова проверить правильность установки, разогнав автомобиль до 60 км-ч с переключением на четвертую скорость.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png