Процедура получения водительского удостоверения в России начинается с прохождения медицинской комиссии. А для тех, кто имеет противопоказания к управлению транспортными средствами по здоровью, она на ней же и заканчивается. К числу болезней, традиционно предполагавших как минимум существенные ограничения возможности вождения, относится, в частности, дальтонизм. Поэтому такая проблема, как дальтонизм и водительские права в 2017 году, заслуживает детального рассмотрения.

Дальтонизмом называется глубокая патология зрения, проявляющаяся в неспособности человека различать те или иные цвета. Этим и обусловлены медицинские противопоказания и ограничения, связанные с допуском за руль человека, страдающего таким недугом. Считается, что такие люди являются потенциальным источником аварийной опасности из-за проблем с распознаванием сигналов светофора.

Со своей стороны, противники ограничений утверждают, что еще больше проблем по этой части у тех, кто страдает близорукостью, а такая категория желающих получить права имеет гораздо больше шансов на реализацию своего намерения.

Строение сетчатки глаза включает рецепторы, отвечающие за распознавание различных цветов - зеленого, синего и красного (остальные являют собой результат смешения названных). Эту функцию рецепторы выполняют благодаря наличию особого пигмента. Если же его вырабатывается недостаточно или нет совсем, начинаются проблемы, следствием которого и становятся проблемы с цветоразличением.

В основном эта патология носит врожденный характер и нередко передается ребенку от матери, которая сама может таких проблем и не иметь. Бывает и так, что дальтонизм развивается как последствие травм и заболеваний глаза.

Всего в России, по статистике Минздрава РФ, дальтонизмом страдает 8% мужчин и 0,5% дам.

Что устанавливает закон

С начала 2012 года вступил в силу приказ Минздрава РФ № 302н от 12 апреля 2011 года. Именно он теперь определяет, совместимы ли цветоаномалия и водительские права в 2017 году. И надо сказать, что положение россиян, страдающих дальтонизмом, этот документ существенно ухудшил.

До 2012 года у них были хоть какие-то шансы, поскольку определение глубины патологии и возможности допуска к управлению ТС в связи с ней определял врач-окулист во время осмотра. На практике дальтоникам обычно без проблем открывали категории “А” (мотоциклы) и “В” (легковые автомобили).

Ограничения практиковались лишь при дихромазии. Эта разновидность болезни лишала водителя возможности зарабатывать такой профессией на жизнь, но не исключала возможности управлять личной машиной или мотоциклом.

Дихромазией врачи называют разновидность дальтонизма, при которой пациент полностью неспособен различать один из цветов.

Дихромазия и водительские права в 2017 году несовместимы полностью, но теперь страдающие этой разновидностью болезни в равном положении с россиянами, подверженными другим ее формам.

Со вступлением в силу упомянутого приказа возможность управлять транспортными средствами оказалась закрыта для всех соискателей водительских прав, у которых диагностирован дальтонизм.

В лучшем положении оказались те, кто успел получить водительские удостоверения до начала действия приказа: их не только никто не собирается лишать прав, но и проблем с их продлением или заменой и прохождением повторных медкомиссий у них не предвидится.

Как проверяют зрение будущих водителей

Тесты на дальтонизм являются составной частью профосмотра будущего водителя в кабинете офтальмолога. Для диагностики дальтонизма используются специальные цветовые таблицы. В зависимости от того, что видит на них пациент и видит ли вообще какие-то осмысленные изображения (обычно это цифры и фигуры), окулист делает выводы о наличии или отсутствии у него названной патологии. Таких таблиц используется, как правило, 27.

Что важно знать будущему водителю - есть некоторые жесткие требования к процедуре такого тестирования:

  • во время процедуры окно должно располагаться у пациента за спиной;
  • таблицы должны быть размещены строго на уровне глаз на расстоянии одного метра от пациента;
  • каждую таблицу врач должен показывать в течение 5-7 секунд;
  • тестирование проводится только при естественном освещении;
  • недопустимо проводить процедуры, если у пациента температура выше нормальной или присутствуют другие симптомы тех или иных болезней.

Если любое из этих требований нарушено, у будущего водителя появляется право оспорить диагноз, звучащий в 2017 году фактически как приговор.

Стоимость процедуры

Если профосмотр будущего водителя проводится в муниципальной поликлинике, ничего платить он не должен, достаточно наличия полиса ОМС. В платных клиниках общая стоимость водительской справки автоматически включает все предусмотренные законом процедуры, и доплачивать ни за что не надо.

При желании тест на дальтонизм можно пройти отдельно – до обращения в медучреждения за справкой водителя. В зависимости от региона и ценовой политики конкретного медцентра эта услуга обойдется в среднем от 0,5 тысячи до 2 тысяч рублей.

Разные категории дальтоников

Медики выделяют три разновидности дальтонизма, зависящие от того, с какими именно цветами возникают проблемы у пациента:

  1. Дейранопоией называется неспособность пациента воспринимать зеленый цвет. Вместо него таким больным видятся оранжевый и розовый. Конечно, когда заходит речь о сигналах светофора, их можно распознать по расположению. Однако сторонники ограничений для этой категории пациентов настаивают на том, что на дороге бывают разные ситуации: при слабом освещении или в стрессовой ситуации оценить расположение сигнала может быть сложно, и ключевое значение приобретает именно его цвет. Перепутать цветовые сигналы чревато опасными последствиями не только для самого дальтоника, но и других участников движения. Впрочем, до 2012 года дейранопия и водительские права считались вполне совместимыми.
  2. Пронатопией принято называть неспособность различать красный цвет. Его пациент воспринимает как темно-зеленый или коричневый. Неспособность отличить красный от зеленого, то есть главные сигналы светофора, и стала решающим аргументом в пользу тех, кто утверждает, что пронатопия и водительские права - сочетание как минимум опасное.
  3. Дихромазия, как уже говорилось выше, это полная неспособность различать один из цветов. Это самая тяжелая форма дальтонизма, предполагавшая ограничения и до 2012 года, когда подход к выдаче дальтоникам водительских прав был более либеральным.

После всего сказанного ответ на вопрос, могут ли дальтоники получить водительские права, увы, очевиден: законной возможности для этого у них нет. Вопрос, насколько такое положение дел оправдано и справедливо, остается, само собой, дискуссионным. Однако по состоянию на 2017 год государство в лице Минздрава РФ, издавшего упомянутый выше приказ, обозначило свою позицию по этому вопросу четко, и сведений планах по ее пересмотру нет.

Между тем во многих зарубежных странах вопрос, дают ли водительские права дальтоникам, имеет кардинально противоположный ответ. В частности, в ряде европейских государств неспособность различать цвета вообще не считается противопоказанием для допуска человека к управлению транспортным средством. Так что у россиян, страдающих дальтонизмом, есть теоретическая возможность обойти это ограничение. Законодательство РФ позволяет своим гражданам пользоваться иностранными правами, в том числе и в России. Проблемы могут возникнуть только при их обмене на российские, поскольку для этого нужно будет пройти медкомиссию.

Однако в мире нет ничего неизменного, и не исключено, что подход к тому, может ли дальтоник получить водительские права, претерпит изменения и в России.

Не будет лишним и сказать, что дальтонизм - это не единственный диагноз, лишающий россиянина возможности стать обладателем водительского удостоверения.

Что будет, если скрыть болезнь?

Ни для кого не секрет, что многие платные медцентры в России, предлагающие услугу водительской медкомиссии, фактически просто торгуют справками. Например, в Москве можно найти предложения суть которых в том, что от пациента требуется только заказать справку и получить ее в обмен на деньги с доставкой на дом – без визита в клинику и прохождения медосмотра.

Естественно, возможность получить вожделенный документ таким путем открывается и для дальтоника. Однако надо понимать, что за фальсификацию результатов медобследования грозит до двух лет лишения свободы (ст. 327 Уголовного кодекса РФ).

Кроме того, если выяснится, что права получены на основании подложной справки, следствие может усмотреть в этом признаки мошенничества (ст. 159 УК РФ). А если при этом еще и выяснится, что обладатель такой справки ранее проходил медосмотр и у него был диагностирован дальтонизм, факт наличия злого умысла можно считать доказанным.

Ничего хорошего не ждет по закону и тех, кто пользуется фальшивыми правами. При выявлении подделки за это светит штраф до 80 тысяч рублей.

Дальтонизм: Видео

Люди, у которых имеются проблемы со зрением, как правило, подвергаются ограничениям в некоторых сферах жизни. В том числе, это касается и транспорта: дальтонизм и водительские права в некоторых случаях бывают настолько несовместимы, что некоторые граждане на всю жизнь так и остаются пешеходами.

Зрение для водительских прав: особенности, о которых необходимо знать

Для получения водительского удостоверения установленного образца в числе необходимых документов предъявляется медицинская справка. Согласно этому документу, водитель проходит медицинский осмотр и врачебная комиссия определяет, годен ли он к управлению транспортом или нет.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н, существует перечень заболеваний, при наличии которых допуск к управлению автомобилем запрещается. В частности, сюда же относятся некоторые виды нарушений зрения, которые могли бы повлиять на управляемость автомобилем.

Если вкратце, то можно выделить несколько особенностей по зрению, которые влияют на возможность получения прав:

  1. Снижение остроты зрения. Обычно остроту проверяют при помощи всем известной таблицы с буквами. Естественно, что есть умельцы, которые пытаются заучить буквы и называют их в верной последовательности. Для таких граждан предусмотрены другие тестовые таблицы, которые также смогут определить остроту зрения. Для каждой категории прав необходим свой показатель. Причем в вышеуказанном приказе различают две категории зрения: «с коррекцией», то есть с очками или контактными линзами, и «без коррекции», то есть без таковых. К примеру, для категории В зрение на «лучшем» глазу без коррекции должно быть 0,8, на другом острота зрения может отсутствовать; при наличии контактных линз или очков для этой же категории «лучший» глаз должен видеть не меньше 0,5, худший - 0,2.
  2. Как было указано выше, будущий водитель может прийти на медицинскую комиссию к офтальмологу в очках или в контактных линзах. Но и в этом случае подойдут не любые, а только те, в которых диоптрии не ниже -8 и не выше +8. Разница между зрением глаз не должна быть более 3 диоптрий. Но иногда могут встречаться случаи, когда здоровый глаз под очками может давать искажение, и «не дотягивать» до нужного количества строчек. Это так называемый «ленивый» глаз. Он легко поддается коррекции в младенческом и юношеском возрасте, но и взрослые вполне могут «подтянуть» зрение.
  3. Одной из важных характеристик глаза, которая рассматривается на медосмотре для допуска гражданина к управлению транспортом, является цветоощущение глаза. Эта характеристика важна для того, чтобы водитель, как минимум, мог распознать цвета светофора.
  4. И, наконец, существуют заболевания, при которых допуск к вождению автомобиля не допустим ни в коем случае. Например, к таким может относиться глаукома и отслоение сетчатки глаза.

Дальтонизм и водительские права

Согласно проведенным исследованиям, почти каждый 10-й мужчина на Земле - дальтоник. А если обратить внимание на водителей, то почти каждый второй - мужчина. Статистика печальная, но то, что дальтонизм является в большинстве своем мужской болезнью, учеными не отрицается.

Нынешний приказ №302н в своих положения довольно «строг» с водителями: нарушение цветоощущения является основанием для отказа в выдаче прав на управление транспортным средством. Вернее, до получения прав вас даже никто и не допустит!


Раньше все было «мягче»: допускалось нарушение цветоощущения и для категории «А», и для категории «В». Исключение делалось лишь в одном случае: дихромазия и водительские права были несовместимы.

У многих водителей такие нормы вызвали непонимание; ведь существует несколько различных подвидов дальтонизма, так почему бы не сделать исключение для тех, кто не может различить только один цвет? Например, гражданам, которые страдают близорукостью, ездить намного сложнее, но права им выдают!

При этом многочисленные исследования, проведенные учеными, говорят о том, что если человек спокойно различает цвета светофора, то проблем с вождением автомобиля у него возникнуть не должно.

Не во всех странах так «категорично» относятся к дальтонизму. Например, в Европе пытаются придумать специальную форму светофора, на котором даже дальтоник не сможет перепутать сигнал: как правило, на таких светофорах каждый цвет имеет свою фигуру (красный - треугольник, зеленый квадратик, оранжевый - круг). Кроме этого, можно сделать светофоры, в которых будет голосовой отсчет времени и т.д.

Безусловно, есть много способов «обойти» официальную медкомиссию, заплатить и получить «липовую» справку. Но в этой ситуации стоит думать не только о своей безопасности, но и о безопасности иных участников дорожного движения, так как при заболеваниях глаз водитель может просто не увидеть какого-то препятствия и создать такую аварийную ситуацию, которая закончится гибелью ни в чем не повинных людей.

Имея определенные проблемы со здоровьем, многие граждане не могут вести полноценную жизнь, проявляя себя в разных сферах. Это касается и проблем со зрением. Например, такие понятия, как дальтонизм и водительские права для многих, так и остаются вещами несовместимыми. То есть, люди с таким диагнозом в 2017 году могут навсегда остаться пешеходами.

Особенности диагноза

Основной отличительной чертой дальтонизма является невозможность глаза отличать между собой цвета.

Ответственность за это несет сетчатка, которая располагается внутри глаза, и преобразует световой раздражитель таким образом, что предмет просматривается во всех деталях и оттенках. В этой сетчатке расположены три, так называемых, световых сенсора, которые имеют определенный набор белковых пигментов красного, синего и желтого цветов. Другие же цвета человеческий глаз различает при смешивании имеющихся цветов.

Порой бывают случаи, когда какой-то пигмент отсутствует, либо же его недостаточное количество. Тогда же человек не будет различать некоторые оттенки. Заболевание это, чаще всего бывает врожденным, хотя может возникнуть впоследствии травмы, и ли стать результатом приема лекарственных препаратов.

Разновидности дальтонизма

Если нарушен баланс восприятия цветовой палитры, у человека, скорее всего, присутствует один из видов заболевания.

Среди дальтоников выделяют:

  • трихоматы, люди, с уменьшенным восприятием одного из цветов,
  • дихроматы, сетчатка глаза такого человека имеет лишь два из трех работающих световых сенсора, отсюда и неспособность воспринимать все цвета и оттенки.
  • монохроматы, человек в принципе не способен различать цветовую палитру, и видит окружающий мир лишь в черно-белых цветах.


Когда присутствует нераспознаваемость какого-либо цвета (дихроматы), диагноз может быть:

  • тританопия, когда глаз человека не способен улавливать синие и фиолетовые оттенки, а вместо них он видит зеленый и красный цвета,
  • протанопия, тот случай, когда нехватка красных пигментов, в этом случае, видеть глаз будет темно-зеленые и коричневые оттенки,
  • дейтеронопия, когда происходит восприятие розового и оранжевого цветов вместо зеленого.

Иметь водительские права дальтонику: возможно ли?

Обнаруживается данное заболевание, как правило, в раннем возрасте, хотя не исключены случаи его возникновения и в более зрелом возрасте. Как же быть гражданам сданным диагнозом, которые хотят иметь возможность управлять автомобилем?

Стоит понимать, что заболевание это является неизлечимым, хотя заграницей существуют специальные очки, помогающие людям в световосприятии. В нашей стране же, людям, страдающим цветовой слепотой приходится гораздо сложнее.

Закон, вступивший в силу с февраля 2016 года, информирует граждан о том, что люди, страдающие дальтонизмом, не имеют возможности управлять автотранспортом.

Но это относится лишь к тем категориям граждан, которые права хотят получить впервые. Если же у водителя имеется небольшое отклонение в восприятии оттенков, но права им были получены ранее, то данный закон не будет являться основанием для прекращения его водительского стажа.

Ранее же, водители с дальтонизмом допускались к управлению автотранспортом только категории А и В. Но в их документе имеется особая отметка, которая информирует о том, что такие граждане не имеют права работать водителями по найму, а лишь использовать ТС в личных целях.

Где проходят тест на дальтонизм при получении прав?

Необходимо знать, что не всегда дальтонизм будет служить приговором к невозможности человеку управлять транспортным средством. Здесь нужно будет пройти соответствующие проверки у окулиста и выявить возможные отклонения.


  • проходить обследование в хорошем самочувствии, поскольку любые отклонения здоровья могут повлиять на результат,
  • к тестированию приступать расслабленным, чтобы исключить возможность искажения световосприятия,
  • во время прохождения процедуры нужно добиться идеальных условий в помещении: правильное освещение, расположение картинки на уровне глаз, а таблицы должны располагаться не дальше 1м от испытуемого,
  • во избегании ошибочных ответов, лучше не торопиться и воспользоваться всем отведенным временем.

Для проведения испытания обычно применяются таблицы Рабкина, а также Фельхагена, Флетчена, Ишихары. Каждый рисунок имеет цифры или геометрические фигуры, которые имеют слабое выделение кружками другого цвета.

Когда тест пройден, специалист считает количество правильных ответов, а по неверным судят, отклонение в восприятии какого цвета присутствует (если таково есть).

Прохождение такой процедуры возможно в районной поликлинике по месту прописке, либо же в онлайн режиме посредством сети интернет. Можно пройти и платную диагностику в специализированных центрах.

То есть, при обнаружении данного заболевания, официально получить разрешение медицинской комиссии будет невозможно, поскольку дальтонизм является противопоказанием к вождению. А использование поддельных документов карается законом в виде наложения штрафных санкций в размере до 80 тыс. руб., а также заключение под стражу до полугода.

Поэтом, людям с недостаточным световым восприятием приходится только надеяться, что и в нашей стране создадут условия для возможности им передвигаться по дорогам и на законном основании получать водительские права.

Новый перечень медицинских показаний, противопоказаний и ограничений к вождению автомобиля разработан минздравом по поручению главы правительства РФ. Основная цель документа – усилить контроль за здоровьем водителей и сделать медкомиссию максимально прозрачной. По мнению авторов постановления, все это поможет снизить смертность на дорогах.

«Проект утверждает перечни медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортными средствами, что будет способствовать достижению стратегической цели государственной программы «Развитие здравоохранения», <...> характеризующейся снижением к 2020 году целевого индикатора смертность от дорожно-транспортных происшествий – до 10 случаев на 100 тысяч населения», – говорится в пояснительной записке к документу.

Задачи заявлены серьезные, но что будет на практике? Ведь фактически постановление снижает требования к здоровью будущих автомобилистов. Многие диагнозы, которые сейчас запрещают человеку садиться за руль, в будущем могут быть исключены из списка противопоказаний. В основном это касается различных нарушений зрительного и слухового восприятия. К примеру, нарушения цветовосприятия или дальтонизм, который сейчас является противопоказанием к управлению автомобилем из новых стандартов будет исключен. Тоже самое касается слепоты на один глаз и глухоты на одно ухо. Более того к вождению будут допущены люди без пальцев на одной руке и даже с полным отсутствием кисти или стопы. Правда им можно будет ездить только на машинах с автоматической коробкой передач.

Вообще, перечислять диагнозы, которые не вошли в список противопоказаний, слишком долго. Проще назвать оставшиеся в нем болезни. К ним отнесли шизофрению, умственную отсталость, расстройства поведения связанные с употреблением психоактивных веществ, а также эпилепсию и слепоту на оба глаза. Врачи считают, что такое смягчение требований к здоровью водителей, это значительный шаг навстречу инвалидам.

«Очень много было споров в 2012 году о том, стоит ли лишать дальтоников права управлять автомобилем, – рассказывает врач водительской медкомиссии Евгения Шилова . – Ведь по сути это дискриминация, ни в одной цивилизованной стране такого нет. Я лично знаю нескольких автомобилистов, которые не различают цвета, но при этом уже много лет водят машины и ни разу не попадали в аварии. Более того, люди с инвалидностью, как правило, ездят аккуратнее, чем полностью здоровые. Поэтому я не вижу особых проблем в том, чтобы снова разрешить людям с ограниченными возможностями управлять автомобилем».

В тоже время специалисты признают, что победить коррупцию такими методами не удастся. Для того чтобы ужесточить контроль за прохождением водительской медкомиссии, необходимо налаживать взаимодействие, между медиками и сотрудниками автоинспекции, уверены врачи.

«Сейчас многие частные клиники выдают справки за деньги, весь осмотр занимает несколько минут, при этом выписки от нарколога и психиатра часто даже не спрашивают, – считает активист движения «За достойную медицину» Михаил Григорьев . – Надо, чтобы у ГИБДД, нарко- и психдиспансера была единая база данных. Чтобы сотрудник полиции мог прямо на посту проверить, не состоит ли водитель на учете в том или ином учреждении. А иначе как ему проверить подлинность справки, на зуб что ли? Кроме того, необходима ответственность медучреждений, которые выдают формальные документы. Допустили наркомана до управления автомобилем, потрудитесь объяснить, как такое случилось. Не можете объяснить – отдавайте лицензию на медицинскую деятельность. И проблем сразу станет меньше».

Постоянно сталкиваются с ограничениями во многих жизненных сферах. К примеру, они не могут водить коммерческий транспорт или работать в некоторых специальностях, где необходимо правильное восприятие цвета: летчиками, химиками, моряками, военными. Именно поэтому люди перечисленных профессий, проходят регулярную проверку зрения специальными тестами.

Те, кто впервые столкнулся с проблемой , имеют вопрос о водительских правах. В этой статье и изложены основные положения о правах дальтоников на вождение автотранспорта.

Как было раньше

Вопрос о возможности человека сесть за руль решал специалист-офтальмолог, входящий в состав квалификационной водительской комиссии. Для человека, имеющего те или иные формы и степени нарушения в России предусмотрено получение прав только категории В либо А. При этом в документ ставили пометку, что дальтоник не может работать по найму. То есть, по закону дальтоник мог управлять автомобилем лишь в личных целях. Что касается возможностей людей с дальтонизмом в странах Европы, то там таких ограничений не существовало никогда.

Многие уверены, что если у дальтоника отсутствует способность различать цветовые нюансы, то и цвета светофора он не различит. Однако в реальности, люди приспосабливаются к светофорам просто запоминая расположение цветов. Человек с дальтонизмом, на практике способен успешно управлять любым автомобилем. Правда, закон считает по-другому.

Какова нынешняя ситуация

Многое изменилось после принятия законодательного решения, касающегося дальтоников. Действует оно с сентября 2012 г, и запрещает водить автомобиль лицам, имеющим нарушения цветового зрения. Так, все автолюбители, не способные различать цвета, получают отвод.

Если, у человека, при прохождении медицинского освидетельствования, выявлен дальтонизм, водительские права иметь он не может. Новый приказ Минздравсоцразвития №302 привел в недоумение массу людей, ведь выглядит он, как дискриминация. Так как, раньше, лицам с небольшим отклонением права выдавались без проблем, ограничения при этом, касались лишь пациентов с (полное выпадение одного цвета). Теперь же даже при незначительном нарушении различения цветов, права не выдаются. Даже люди без проблем с восприятием очередности сигналов светофора, садиться за руль не могут.

Когда, у человека легкая степень заболевания при выданных ранее правах, то он имеет право на справку, разрешающую вождение. Это касаемо случаев замены водительских прав. Иные государства никакие ограничения для дальтоников не применяют. В развитых странах проблемы дальтоников планируют решать, посредством специальной формы светофора, который сделает невозможной путаницу с сигналами.

Вместе с тем, в Германии для дальтоников выпускают специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Для нашей страны таких нововведения пока не актуальны. Ограничения для дальтоников действуют по-прежнему, вызывая возмущение автолюбителей.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png