был разработан французским производителем еще в начале 80-х годов прошлого столетия. В свое время он представлял собой достаточно прогрессивную разработку моторостроительной отрасли. В итоге, он устанавливался на несколько моделей, входящих не только во французский концерн. В их числе Renault Laguna, Megane первой генерации, а также другие модели данной марки. Кроме того, силовой агрегат f3r был и под капотом некоторых моделей шведской марки Volvo. Интересно, что именно данный силовой агрегат успел побывать даже под капотом отечественной машины, причем серийно. В 1997 году был подписан контракт о поставке данных силовых агрегатов на столичный автомобильный завод АЗЛК, где в то время производилось семейство Москвича-2141, а точнее, машина «Святогор».

Что касается конструктивных особенностей, то двигатель Renault f3rпредставлял собой классический четырехцилиндровый агрегат, снабженный традиционной системой газораспределения с восьми клапанами. Рабочий объем данного агрегата составлял без малого 2000 см. куб. Мощностно-тяговые характеристики данной серии двигателей французского производителя были вполне приличными. При этом мотор отличался высокооборотистостью. И крутящий момент, и тем более мощность достигаются при довольно высоких показателях оборотов коленчатого вала. Хотя и на эластичность мотора не приходится жаловаться. Владельцы отмечают уверенную тягу и на средних и низких оборотах. Потому данный агрегат подходит для спокойной и размеренной езды. Система питания мотора впрысковая, что обеспечивает достаточную его экономичность и экологичность.

Интересна история создания двигателя Renault f3r. Дело в том, что его разработка прошла через уникальный этап – конвертацию дизельного силового агрегата в бензиновый. Потому специалисты в данной отрасли относят его к списку самых удачных разработок моторостроителей мира. Что касается моторесурса, то он, как для бензинового силового агрегата, да еще разработанного в 80-е годы, очень внушителен и составляет порядка 500 тысяч километров.

Если говорить о цифрах, то двигатель Renault f3r развивает 114 л.с. при оборотах коленчатого вала в 5200. Максимальное значение крутящего момента в 171 Нм достигается при значительно меньших и вполне доступных оборотах – 3500 об/мин. Блок цилиндров имеет ход поршня в 93 мм, а диаметр каждого цилиндра составляет 83 мм. Рабочая степень сжатия мотора- 9,8.

Об удачной конструкции силового агрегата говорит тот факт, что французские модели автомобилей ним продержались на конвейере вплоть до 2001 года. Это в первую очередь касается модели Laguna первого поколения. Да и на отечественном Москвич-2141 «Святогор» данный мотор продержался вплоть до прекращения производства и закрытия предприятия в 2001 году. Стоит отметить, что именно модификация отечественного авто с французским мотором ценится больше всего. Двигатель Renault f3r не просто канул в лету. На его основании были разработаны более прогрессивные силовые агрегаты F7R и F4R.


Двигатель Renault F4R 2.0 л. 16 клапанов

Двигатель Рено Ф4Р характеристики

Производитель двигателя — Cleon Plant
Годы выпуска – (1993 – наше время)
Марка двигателя — F4R
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – инжектор
Тип двигателя – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 4
Ход поршня – 93 мм
Диаметр цилиндра – 82,7 мм
Степень сжатия – 9,8 (Duster — 11)
Объем мотора – 1998 см. куб.
Мощность двигателя Дастер – 135-138 л.с. /5750 об.мин
Крутящий момент – 190-195 Нм/3750 об.мин
Топливо – 92/95
Экологические нормы – Евро 3/4/5
Расход топлива — город 10,3 л. | трасса 6,5 л. | смешанн. 7,8 л/100 км
Расход масла – до 0,5 л/1000 км
Масло в двигатель F4R Дастер/Меган/Лагуна:
5W-40
5W-30
Менять раз в 10 тыс.км.

Моторесурс F4R:
1. По данным завода – нет данных
2. На практике – 250-300 тыс. км

ТЮНИНГ
Потенциал – 150+ л.с.
Без потери ресурса – до 150 л.с.

Двигатель устанавливался на:
Renault Duster
Renault Kaptur
Renault Megane 2

Renault Laguna
Renault Espace 2, 3, 4
Renault Trafic 2
Praga R1
Renault Clio Sport

Неисправности и ремонт двигателя F4R

Двигатель Renault F4R 2,0 л. 135-138 л.с.(в зависимости о индекса), последнее стал особо популярен благодаря популярному внедорожнику Рено Дастер и семейству Меган. Существует целый ряд различных модификаций Ф4Р, с разнообразными индексами, мощность их варьируется в узких пределах, от 135 до 138 л.с. Индекс показывает автомобиль, для которого этот мотор предназначался(опоры) и настройку двигателя. Практически все детали F4R взаимозаменяемы и отличия, в основном, состоят в навесном оборудовании. Кроме обычных вариаций, существуют и спортивные — используемые на Clio Sport мощностью от 169 л.с. до 200 л.с. Их отличия: электронная дроссельная заслонка, другой воздушный фильтр, стальной коленвал (вместо чугунного), доработанная ГБЦ, выхлоп.
Хотелось бы сразу поставить точку в вопросе ремень или цепь на двигателе дастера, мотор имеет ременной привод ГРМ. Сам Ф4Р достаточно не новый, все его минусы известны и причины неисправностей известны. Посмотрим самые популярные неисправности F4R 2.0: фазорегулятор, он выходит из строя раз в 60-70 тыс.км, об этом подскажет звук мотора напоминающий дизель, кроме того, такой звук может свидетельствовать о более серьезных проблемах(трещина ГБЦ, прогар поршня, клапана), так или иначе нужно мерять компрессию и исходить из этого.
Катушки зажигания, живут не долго, когда выходят из строя двигатель дастера F4R начинает дергаться, это основная причина, помимо нее, дело может быть в ДПКВ (датчике положения коленчатого вала) либо в свечах.
Дроссельная заслонка любит засоряться и ваш Рено F4R заводится не лучшим образом, после чистки проблему как рукой снимает.
Задний сальник коленвала, любит подтекать на движках с пробегом за 100 тыс. км., меняется без проблем.
Плавают обороты двигателя Дастера, это особенность мотора, не страшно. Говоря об особенностях нужно заметить еще одну, шум двигателя рено дастер в районе ГРМ, это так же не страшно.

Помимо всего выше написанного, двигатель Дастера F4R отличается повышенным расходом масла.
Несмотря ни на что, моторчик вполне приличный и при нормальной эксплуатации особых проблем не доставит, моторесурс двигателя Дастера 250-300 тыс.км до капительного ремонта.

Выбирая автомобиль Дастер/Меган и т.д. смотрите на 2 литровый двигатель, 1.6 K4M маловато будет.

Тюнинг двигателя Рено F4R 2.0 16V Дастер\Меган

Чип тюнинг, прошивка двигателя Ф4Р Рено Дастера. Доработка

Ровно как и на 95% других атмосферных моторах, здесь прошивка ничего не даст, смело выбрасывайте эту идею из головы. Гораздо более эффективней будет переделать ваш 2 литровый двигатель Рено Дастера в мотор Клио РС, поставить распредвалы от RS или тюнинговые с фазой около 280 + впуск + выпуск прямоточный + прошить и поедет на уровне 170 сильного движка. Для дальнейших доработок нужно поменять поршневую на ковку, дорабатывать ГБЦ… пилить каналы(да, да, как настоящий тазовод:)), дорабатывать седла клапанов, убирать острые кромки, шлифовать каналы, ставить облегченный маховик, ресивер… возможно получится добраться до 200 л.с. При большом желании можно установить 4 дроссельный впуск на злых валах, как то это настраивать, но стоимость постройки будет адовой, соотношение $/л.с. за гранью понимания.

Компрессор и турбина на Рено F4R Дастер/Флюенс/Меган 2.0 литра

Готовых компрессор китов на Ф4Р нет, придется покупать отдельно компрессор с небольшим давлением… 0,5 бар на стандартный мотор это предел. Ищем такой компрессор, форсунки 360сс, прямоточный выхлоп, настраиваем онлайн и порядка 200+ л.с. можно надуть. Установить более производительную турбину на F4R и надуть без проблем 300 л.с. как на Megane RS, не получится, турбо двигатель F4RT от F4R, кроме турбины, отличается другим усиленным блоком, поршнями под более низкую степень сжатия, поэтому строить быстрый турбомотор нужно изначально на Ф4РТ.

После длительных поисков и тестирования различных вариантов моторов с середины девяностых, на АЗЛК в 1997 году было принято решение устанавливать на Москвич-2141 французский силовой агрегат Renault F3R . Правда, некоторую роль при выборе сыграли франко-русские межгосударственные отношения.

Двигатель F3R, созданный в начале 80-х, устанавливался на Renault Laguna, Megane первых поколений и другие машины марки, а также на некоторые модели Volvo. Но под капотом этих моделей он стоял поперечно, а на Москвиче предполагалась продольная компоновка. Поэтому, а также для стыковки с отечественной КПП, силовой агрегат был несколько адаптирован. В результате он получил обозначение Renault F3R 272. Отметим, что на момент начала поставок, производство французских агрегатов в связи со сменой поколений было перенесено на завод в Мексике. Потому все двигатели F3R завезены оттуда.

Конструкция мотора Renault F3R

Renault F3R - это двухлитровый восьмиклапанный бензиновый двигатель с системой распределенного впрыска. Он обладает хорошими мощностно-тяговыми характеристиками. Стоит отметить, что максимальные их значения достигаются при значительных оборотах. Двигатель F3R высокооборотистый. Хотя его эластичности вполне достаточно для спокойного движения. Специалисты относят этот агрегат к одному из самых удачных в автомобильной истории. Он был создан путем конвертации дизельного мотора в бензиновый. Его моторесурс составляет до 500 тыс. км.

Агрегат Renault F3R под капотом Москвичей

Renault F3R позволяет разогнать Москвич-2141 до 175 км/ч, а первые 100 км/ч набрать менее чем за 12 с. Стоит отметить и невысокую токсичность выхлопа агрегата. Он укладывается в нормы токсичности Евро-2. При этом отмечается достаточно высокая топливная экономичность F3R, по сравнению с отечественными моторами.

Двигатель Renault F3R устанавливался на Москвич Святогор, Москвич Юрий Долгорукий, Москвич Иван Калита , Князь Владимир, Дуэт. Автомобили с таким двигателем были и остаются желанной покупкой для поклонников марки АЗЛК. Правда, запасные части к этому агрегату стоят на порядок дороже отечественных. И зачастую найти деталь, которая подвергалась модернизации и устанавливалась на модификацию Renault F3R 272, достаточно сложно.

Двигатель F7R

На Москвич Иван Калита, Москвич Князь Владимир и Дуэт также производилась установка модернизированного двигателя Renault F7R . Этот агрегат был шестнадцатиклапанным и имел конструкцию с двумя распределительными валами. Это позволяло добиться от двигателя F7R возростания мощности на 32 л.с. и крутящего момента на 17 Нм по сравнению с двигателем F3R. Правда, мотор Renault F7R стал еще более высокооборотным. Потому для активной езды его необходимо хорошо раскручивать. Двигатель F7R позволяет Москвичу развивать скорость около 190 км/ч и разгоняться до первой "сотни" менее чем за 11 с. Всего было завезено несколько сотен двигателей F7R , потому встретить его под капотом Москвича - большая удача.

Двигатель F4R

Также, на стретч-седаны устанавливали мотор Renault F4R . Он также имел объем два литра и был шестнадцатиклапанным. Однако мощность двигателя F4R , в отличие от Renault F7R, возросла только на 27 л.с. при том же крутящем моменте. Отметим, что двигатель F4R от Renault уже соответствует нормам Евро-3.

Технические характеристики двигателя F3R:

цилиндров: 4; тип: бензиновый; количество клапанов на один цилиндр: 2; рабочий объем, см. куб.: 1998; мощность, л.с.: 113 (5200 об/мин); крутящий момент, Нм: 171 (3500 об/мин); ход поршня, мм: 93; степень сжатия: 9,8; диаметр цилиндра, мм: 83.

Технические характеристики двигателя F7R:

цилиндров: 4; тип: бензиновый; количество клапанов на один цилиндр: 4; рабочий объем, см. куб.: 1998; мощность, л.с.: 145 (6000 об/мин); крутящий момент, Нм: 188 (4500 об/мин); ход поршня, мм: 93; степень сжатия: 9,8; диаметр цилиндра, мм: 83.

1. Элементы системы.

Наименование Марка/Модель Технические характеристики (примечание)
ЭБУ SIEMENS FENIX 5 55-контактный. ПЗУ 7700 107 796.
Впрыск Многоточечный, регулируемый, последовательный.
Зажигание Статическое с двумя катушками с двумя выводами. Модуль высокого напряжения в ЭБУ. Датчик детонации.
Свечи зажигания EYQUEM C52LS
CHAMPION N7YCX
BOSCH W7DCO
Зазор между электродами 0.9 мм
Затяжка при установке 2.5...Зкгсм.
Воздушный фильтр Менять после каждой замены масла
Топливный фильтр PURFLUX EP90C Установлен за топливным баком под днищем.
Топливный насос WALBRO Погружной. Производительность 80 л/час при регулируемом давлении 3 бара и напряжении 12В.
Регулятор давления WEBER
BOSCH
С регулируемым давлением. При отсутствии разряжения: 3±0.2 бара. При наличии разряжения 500 мбар: 2.5±0.2 бара.
Форсунка SIEMENS Напряжение 12 В. Сопротивление 14.5±0.1 Ом.
Дроссельная заслонка SOLEX O60 mm
Электроклапан механизма регулировки холостого хода HITACHI
AESP 207-17
Напряжение 12 В. Сопротивление 9.5i1 Ом. Скважность сигнала 20...40 %.
Датчик положения дроссельной заслонки Напряжение 5 В. Сопротивление: BC*const.
Датчик числа оборотов Сопротивление: 200±50 Ом.
Клапан адсорбера CAN 10
DELCO REMY
Напряжение 12В Сопротивление 35±5 Ом *.
лямбда-зонд BOSCH LSH25 Напряжение при 850"С:
- богатая смесь: > 625 мВ
- бедная смесь: О...80 мВ
Затяжка при установке 4.5 кгс м.

* в стадии подготовки в производство

2. Датчики температуры.

Температура в °С (±1°С) 0 20 40 80 90
Датчик температуры воздуха. Тип CTN. Сопротивление, Ом 7470...11970 3060...4045 1315...1600 - -
Датчик температуры воды *. Тип CTN. Сопротивление, Ом - 3060...4045 1315...1600 300...370 210...270

* - в системе установлено два датчика температуры ОЖ: один (зеленый) обслуживает комбинацию приборов, другой (белый) - систему управления двигателем.

Контакты Назначение Контроль между контактами Сопротивление, Ом
1
2
"+" после замка зажигания
"+" конденсатора защиты от радиопомех
1-2
1-3
0.2
1
3 ЭБУ 2-3 1
НТ-НТ " 8000

* - высоковольтный вывод

Периодичность замены, каждые 10000 км 30000 км 60000 км 120000км
1 Масло X
2 Заглушка масляной горловины X
3 Масляный фильтр X
4 Топливный фильтр X
5 Воздушный фильтр X
6 Ремень генератора X
7 Ремень ГРМ X
8 Свечи X
9 Датчик кислорода (лямбда-зонд) X
(этил. бензин)
X
(неэтил бензин)
10 Охлаждающая жидкость Каждые 2 года или Х
11 Проверка всех трубчатых соединений X Замена в случае поломки или повреждения
12 Отделитель масла Х
13 Проверка тепловых зазоров клапанов Х
14 Проверка форсунок Х
15 ЭБУ

Х
(в случае повреждения)

16 Каталитический нейтрализатор Х
17 Все прокладки Х
18 Датчик давления масла Х
19 Уплотнение датчика давления масла Х
20 Датчик t° охл. жидкости Х
21 Датчик t° воздуха Х
22 Прокладка клапанной крышки Х

1. Регулировка тепловых зазоров клапанов.

Впускной клапан 0,2+0,03 мм;
- выпускной клапан 0,4±0,03 мм.

2. Порядок затяжки головки блока цилиндров (рис.1).

1. Все болты должны быть заменены при демонтаже головки блока цилиндров.
2. Смажьте моторным маслом резьбовую часть и область под головкой болта.
3. Напоминание: правильно затягивайте болты головки блока цилиндров (рис.1), извлеките масло, которое может находиться в крепежных отверстиях, используя шприц.
4. Затяните с усилием 65-75 Нм.
5. Подождите минимум три минуты.
6. Ослабьте каждый болт на угол 180°.
7. Повторно затяните с усилием 25±2 Нм.
8. Доверните на угол 213±7°.


Рис. 1 (вид со стороны свечей зажигания).

3. Усилие затяжки основных элементов двигателя.

1. Болты крепления клапанной крышки: 08 мм - 20 Нм, 06 мм -10 Нм.
2. Крепление натяжного ролика: 48 Нм.
3. Крепление дополнительного ролика: 29 Нм-
4. Крепление шкива водяного насоса: 14 Нм.
5. Крепление шкива коленчатого вала: 120 Нм.
6. Крепление масляного насоса: 08 мм - 20...25 Нм. 06 мм -10 Нм.
7. Крепление крышки коренных п/ш коленчатого вала: 65 Нм.
8. Крепление крышки шатунных п/ш коленчатого вала: 45...50 Нм.
9. Крепление маховика: 50...55 Нм.
10. Крепление масляного поддона: 12... 15 Нм.
11. Крепление шкива распределительного вала: 50 Нм.

1. Пояснения к схеме.

1. Главное реле.
2. Топливный насос.
3. Форсунка 4-го цилиндра (со стороны привода ГРМ).
4. Форсунка 3-го цилиндра.
5. Форсунка 2-го цилиндра.
6. Форсунка 1-го цилиндра.
7. Датчик фазы.
8. Кислородный датчик.
9. Клапан холостого хода.
10. Клапан адсорбера.
11. Катушка зажигания 1,4 цилиндров.
12. Катушка зажигания 2,3 цилиндров.
13. Тахометр.
14. Диагностический разъем.
15. Панель управления кондиционером.
16. Контрольная лампа "CHECK ENGINE"
17. Датчик числа оборотов.
18. Датчик температуры воздуха.
19. Датчик положения дроссельной заслонки.
20. Датчик абсолютного давления.
21. Датчик температуры охлаждающей жидкости.
22. Датчик детонации.
23. Датчик скорости.

2. Адреса колодки моторного жгута.


("мама" моторного жгута)

А1 - "+" бензонасоса;
А2 - контрольная лампа заряда АКБ;
A3 - контрольная лампа аварийного давления масла;
А4 - контрольная лампа перегрева ОЖ;
А5 - указатель температуры ОЖ на комбинации приборов;
А6 - тахометр;
В1 - "+" после замка зажигания
С1 - клемма "50" стартера;
85 - поддержка памяти;
86 - CHECK ENGINE.

3. Контакты ЭБУ и их назначение.

Контакты Назначение
1 Не используется
2 1-я бортовая масса
3 2-я бортовая масса
4 Управление 3-ей форсункой "-"
5 Информация о вкл. электрообогрева ветрового стекла (0-12В)
6 Информация о вкл./быкл. кондиционера и запрос разрешения на вкл. компрессора (0-12В)
7 Информация о положении рычага селектора АКПП: Р/N/Сброс крутящего момента (0-5В)
8 Сигнал от датчика детонации
9 Не используется
10 Не используется
11 Диагностическая цепь "К" с обратной связью для вкл. режима диагностики (поиск ЭБУ), вывода информации, командного режима (G...*), ввода команды очистки памяти (G0**) и выхода из режима диагностики (G13*)
12 Информация о скорости движения автомобиля
13 Информация о расходе топлива, поступающая на бортовой компьютер.
14 Не используется
15 Информация от датчика температуры ОЖ
16 Информация о давлении в коллекторе, поступающая от датчика абсолютного давления
17 Сигнал (U) от лямбда-зонда
18 Масса лямбда-зонда
19 Информация от датчика положения дроссельной заслонки
20 Информация от датчика температуры воздуха
21 Не используется
22 Не используется
23 Не используется
24 "+" электропитания (12В) после замка зажигания
25 Управление 2-ой форсункой "-"
26 Вкл. контрольной лампы "CHECK ENGINE"
27 Не используется
28 Вкл. катушки зажигания 1-го и 4-го цилиндров
29 Вкл. катушки зажигания 2-го и 3-го цилиндров
30 Управление 4-ой форсункой °-° (расположена со стороны привода ГРМ)
31 Масса датчика детонации
32 "+" электропитания (12В) до замка зажигания
33 Сигнал с датчика числа оборотов (контакт В)
34 Сигнал с датчика числа оборотов (контакт А)
35 Кодированный сигнал электронной блокировки двигателя
36 Не используется
37 Не используется
38 Односторонний диагностический контур "L", используемый только для вкл. режима диагностики (поиск ЭБУ)
39 Не используется
40 Не используется
41 Информация об угле открытия дроссельной заслонки, поступающая на микропроцессор АКПП
42 Информация датчика фазы
43 Информация о частоте вращения коленчатого вала
44 Общая масса датчиков: детонации, температуры ОЖ и абсолютного давления
45 Электропитание (5В) датчика абсолютного давления и потенциометра дроссельной заслонки
46 Общая масса датчика температуры воздуха и потенциометра дроссельной заслонки
47 Не используется
48 Управление реле топливного насоса "-"
49 Не используется
50 Цикличное управление клапаном адсорбера: сигнал на опорожнение адсорбера (подключение на массу в течение регулируемых промежутков времени)
51 Запрет на включение привода компрессора кондиционера (ОВ-вкл. разрешено, 12В-вкл. запрещено)
52 Питание форсунок и топливного насоса через реле
Управление 1-ой форсункой через ""-""
54 Цикличное управление клапаном холостого хода (подключение на массу в течение регулируемых промежутков времени)
55 Не используется


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png