Добраться до острова можно из нескольких городов Тайланда. Самыми популярными маршрутами для туристов являются Бангкок-Панган и Самуи-Панган. От пристаней всех ближайших к Пангану городов и курортов Тайланда ( , Сураттани, Чумпон), до главного порта острова Тонг Сала регулярно отходят пассажирские паромы.

Автобус до Пангана

Ежедневно от Южного автобусного терминала в до Пангана отправляется большой туристический автобус (19:30). Маршрут (включающий в себя водный трансфер от пристани в Сураттани) длится 12 часов и оканчивается в порту Пхангана Тонг Сала. Стоимость поездки зависит от класса автобуса и составляет 17 $ (1-й класс) и 27 $ (VIP). Билеты лучше (и дешевле) всего приобретать в кассах автовокзала непосредственно перед поездкой.

Учитывая дальность поездки, лучше не экономить и приобретать билет
на VIP автобус, отличающийся повышенным уровнем сервиса и комфорта
(просторный салон, обед в пути).

Самолет до Пангана

Самым быстрым (и дорогим) способом добраться до этого островного курорта Тайланда является воздушный. Из аэропортов Бангкока вылетают регулярные рейсы до 2-х ближайших к Пангану аэропортов - и Сураттани. находится ближе к острову Панган, но стоимость билетов на рейсы до него значительно выше (140 $ - против 80 $, которые стоит перелет до Сураттани). От аэропортов организован удобный трансфер до ближайших причалов, откуда несколько раз в день отходят паромы до Пангана (10 $).

При покупке билета на самолет из Бангкока до Самуи или Сураттани крайне
рекомендовано раннее бронирование. Это поможет вам сэкономить 32-48 $.

Паром до Пангана По Пангану на скутере

Передвижение по Пангану

Хотя этот остров Тайланда и не обладает, подобно соседнему , удобной кольцевой дорогой, здесь существует разветвленная сеть качественных трасс, связывающих все основные населенные пункты и между собой.

Двумя наиболее популярными способами перемещения по Пангану являются аренда скутера и маршрутные такси сонгтэо.

Скутер на Пангане лучше всего арендовать в одном из небольших пунктов проката, рядом с пирсом Тонг Салы. Аренда подобного транспортного средства на Пангане обойдется вам от 3 $ до 12 $ в день (в зависимости от класса машины).

Знакомство с такси на Пангане многие туристы также начинают с пирса Тонг Сала, у которого традиционно паркуются набирающие пассажиров сонгтэо. В среднем небольшая поездка по острову обойдется одному человеку в 5 $, за более дальний маршрут могут попросить 10 $ и больше.

Водители маршруток, паркующиеся у пирса, везут пассажиров по самой высокой
таксе.
Если отойти на несколько сот метров вглубь города, то можно поймать транспорт по гораздо
более выгодной цене.

Рядом с самыми популярными обычно есть стоянки рыбачьих лодок, которые также можно нанять для перемещения по острову. За 3 $ - 10 $ вы сможете доплыть до наиболее труднодоступных, красивых и малолюдных пляжей Пангана.

Как мы уже не раз говорили, наличие собственного транспорта в путешествии разрешает множество насущных проблем, позволяя сделать ваш отдых более интересным и недорогим. Отсюда следует – по приезду надо сразу арендовать мотобайк или мотоцикл. Да и вообще – жизнь пешехода в ЮВА тяжела и незавидна.

Паромы с материка прибывают на Ко Панган в городок под названием Тонг Сала (Thong Sala), в котором имеется множество салонов проката мототехники. Ближайшие точки расположены в полусотни метров от пирса.
Кстати, пирсов в Тонг Сала два. Первый, он же главный, (государственный) обслуживающий все паромы, другой принадлежит компании Songsrem (рекомендуем ее как надежного и недорогого перевозчика).

Впрочем, если лень, прокат даже искать не нужно. Как только вы сойдете на берег, вам тут же предложат взять мотто в аренду и проводят в одну из контор. В принципе, можно согласиться, особой разницы между различными прокатчиками нет. Со своей же стороны можем порекомендовать точку, где байк в разное время брали мы сами и наши друзья. Каких- либо проблем не возникало не у нас, не у них. Найти просто – смотрите карту, место указано точно, ориентир – сразу справа контора Western Union с пунктом обмена. Хозяйка – женщина, по имени Маа (во всяком случае, так она представилась нам).


Необходимые документы

Залог. К сожалению, времена, когда на Пангане взять байк в аренду можно было под «честное слово» или под небольшой денежный залог, давно канули в лету. Виной тому – безответственные и жуликоватые туристы. Нынче в 99% процентов случаев в залог придется оставить паспорт, причем в нем еще и проверят наличие действующей визы, по которой вы въехали в страну. Какой- либо другой документ подсунуть вряд ли удастся.

Водительские права. Желательны, но не обязательны. Желательны они в том плане, что при их наличии можно оформить страховку на случай аварии. Полиции же безразлично, есть они у вас или нет. Во всяком случае, у нас их там никогда не проверяли, а полиция останавливала лишь во время нарко-рейдов (проводятся в дни пати, шмонают серьезно).

Стоимость аренды байка на Пангане

Средняя цена аренды техники вполне стандартная для популярных туристических островов Таиланда:

  • краткосрочная (до 7 дней) – 150 бат/сутки;
  • среднесрочная (от 7 до 14 дней) – 130 бат/сутки, нужно торговаться;
  • месячная (30 дней) – 3000 бат.

Это средние цены, многое зависит от вас и вашего умения торговаться и всегда можно выбить скидку, особенно если вы берете мотобайк более, чем на 10 дней. Хотя, надо признаться, на Пангане торговаться не так уж легко, уж больно большой поток туристов, местное население избаловалось, а некоторые, скажем прямо – подзажрались. Раньше было гораздо лучше. Ну, а что вы хотели от развития туриндустрии?

Какой байк выбрать

По кубатуре, в принципе, подойдет любой, если конечно вы и ваш спутник нормальной комплекции, но лучше конечно с объемом двигателя не менее 125 кубиков. На Пангане присутствуют довольно крутые и затяжные подъемы, и насовсем уж маломощной технике будет некомфортно и небезопасно.

Что же до ответа на вопрос, какой лучше взять байк – старый или новый, то лично мы стараемся избегать новеньких мопедов и предпочитаем «видавшие виды». Почему? Причины две:

Если байк уже несколько «потрепан», и на нем присутствует немало царапин, то велика вероятность, что, если, не дай бог, вы упадете и добавите к ним новые потертости, то их или не заметят, или не придадут значения. Как правило, при сдаче такие байки даже не осматривают на наличие повреждений.

Беря далеко не новый скутер, легко выторговать на него хорошую скидку (обычно в 20-40% от стоимости проката нового). Что же до надежности – то главное наличие исправных тормозов и нормальных покрышек. Да, в сети много написано про то, что «новая техника не сломается, а вот старая…» Сломается – не такая уж это и беда. Подобная поломка – это проблема хозяина, и в этом случае он обязан пригнать вам другой на замену. Главное, заострить этот вопрос при аренде и добиться четкого обещания (достаточно на словах).

Ваши действия при аренде

Перво-наперво, постарайтесь избежать подписания документов, в которых указана стоимость тех или иных повреждений техники, ценники там драконовские. Впрочем, в этом документе есть и плюс – вы знаете, что и почем, но лично нам не нравятся такие бумаги, да еще, если они без перевода. Короче – избегайте подписания документов на тайском языке.

Второе – обязательно проверьте исправность и эффективность тормозов. На Пангане это особо важно, так как на острове присутствуют затяжные подъемы и спуски с крутыми уклонами. Проверьте исправность фары и звукового сигнала, и то и другое вам пригодится, особенно свет. Исправность указателей поворотов и уровня топлива приветствуется, их неисправность – хороший повод получить скидку.

Обязательно осмотрите покрышки вашего будущего двухколесного друга. Если они сильно изношены, то не берите – это не безопасно, да и шиномонтажи не так уж и дешевы, 150-200 бат за ремонт прокола, а колются старые шины «на ура».

Если вас все устраивает – обязательно сфотографируйте со всех ракурсов байк (желательно чтобы на одном из фото присутствовал хозяин) с хорошим разрешением кадров. Возможность разглядеть мелкие детали не будет лишней. Если на мотоцикле имеются какие- либо внешние повреждения — не страшно, главное обратите на это внимание хозяев и сфотографируйте.

Попросите мотошлем, если вас двое, то два. Они не помешают в плане безопасности, а в редких случаях – для демонстрации полицейским, по правилам шлем нужно надевать. Если вам заявляют, что за шлемы нужно доплатить – это развод и велик шанс, что развод не последний, лучше сразу отказаться от услуг такой конторы.

Какие документы вам должны дать

Главное – квитанция, в которой будут указаны:

  • номер байка;
  • даты аренды (с такого- то числа и по такое);
  • стоимость проката (если оплатили сразу – отметка об уплате денег);
  • подпись арендодателя.

Другие бумаги, по большому счету, если техника берется в официально зарегистрированной конторе, никакие не нужны, главное, чтобы на технике был соответствующий логотип и телефон для связи с арендодателем. Если берете у неофициала (их почти не осталось), можете попросить паспорт байка, но смысла в этом нет.

Дороги и полиция на Пангане

О дорогах и полиции острова можно сказать кратко:

Дороги – хорошего, а местами просто отличного качества, но встречаются довольно серьезные спуски и подъемы. Трафик – совсем небольшой.

Полиция – мифическая организация, проявляющая себя лишь в преддверии больших пати. В это время вероятность, что вас остановят, очень велика и чем ближе к вечеру – тем она больше. Но цель остановки — не проверка документов, а досмотр и даже тщательный обыск на предмет наркотиков. В другие дни встретить полицейского на дороге – большая удача, а если он вас еще и тормознул – можете гордиться и считать себя избранным.

Где, как и почем заправлять байк

Тут тоже все как обычно, т.е. два варианта:

  1. Дорогой – покупать бензин в бутылках на дороге. Средняя стоимость 40 бат за 700 грамм топлива
  2. Дешевый – заправляться на заправках. Стоимость порядка 27-30 бат за литр.

Удивительно, но некоторые отдают предпочтения бутылкам лишь по той причине, что не знают, как и что нужно делать на заправке. На всякий случай поясним, все, что нужно – это просто заехать на любую станцию и сказать заправщику сумму, на которую хотите заправиться. Если ваши знания английского вам этого не позволяют, то просто молча и гордо вручите ему соответствующую денежную сумму. Если вдруг дадите лишние – вам вернут сдачу.

Где парковать

Почти при любом отеле или гесте имеются свои бесплатные парковки, на ночь желательно оставлять технику на них. Днем – паркуйтесь, где угодно, если конечно в приглянувшемся месте не висит табличка типа “no parking” или “ customers only ”. Как защитить от угона? А никак, лично нам не известны случаи угона байков на Пангане, но, если уж вас терзает беспокойство – защелкните руль на штатный замок, этого будет вполне достаточно.
Как видите, аренда скутера на Пангане ничем не отличается от подобного действия на Пхукете или на Ко Чанге , разве что на последнем, можно пока избежать необходимости оставлять в залог действующий загранпаспорт.

Процесс аренды байка и езды на нем по острову Панган неоднократно вызывал у меня бурю эмоций. Положительных – в части “fun-to-drive”-дорожек и открывающихся вокруг красот, и отрицательных – по поводу остальных участников дорожного движения и особенно хозяев байка. Поэтому я решила остановиться на вопросе аренды байка на Пангане подробнее.

Прошлые посты на тему:

Проблема номер раз: дороги

Панган – холмистый остров, а цивилизация в виде электричества и сотовой связи пришла сюда совсем недавно. Цивилизация в виде асфальтированных (хотя в случае с Таем правильнее говорить «бетонированных») где-то подзастряла, поэтому половина основных дорог и все второстепенные на Пангане – грунтовые. Серпантины на острове тоже не изобрели, поэтому дороги тут идут либо вверх, либо вниз. После дождя все это развозит в смачную слякоть, а в сухую погоду оказывается присыпано сверху крупным гравием или мелким песочком, которые отнюдь не улучшают качество сцепления резины с дорогой.

Хорошие панганские дороги:

Нехорошие панганские дороги:

Я в гламурной розовой шапке на красненьком байке.

По этой мы не осилили не то что проехать на байке, но и пройти пешком. В горку натурально ползли на всех четверых.

Все вышеописанное означает, что Панган – не лучшее место для первых в жизни поездок на байке, особенно в состоянии расширенного сознания. Однако с общественным транспортом тут вообще беда, поэтому многим так или иначе приходится учиться. И в первом, и во втором случае стандартный исход – асфальтовая болезнь, покоцанный байк и попадалово на деньги в алчной прокатной конторе.

Но все не так плохо: более-менее уверенно сидящие в седле пилоты, научившиеся вовремя уворачиваться от невменозных фуллмунщиков, могут получить истинное удовольствие от поездок по очень красивым дорогам Пангана. А заодно и прокачать свои драйверские скиллы в части езды по бездорожью =))

Проблема номер два: дураки

Остров Панган широко известен в узких кругах своим ежемесячным беспределом под названием Full Moon Party. На самом деле, все эти Фулл-мун, Блэк-мун и хрен-знает-еще-какой-мун тут проводятся чуть не каждый день – действительно, не ждать же каждый раз целый месяц. Поэтому публика на острове собирается соответствующая. Народ ездит пьяный, укуренный и обдолбанный, а в сочетании с отличным умением управлять байком все это поистине плачевно. Бьются постоянно, часто насмерть.

В «столице острова», Тонгсале, где наблюдается наиболее активное дивжение, если это можно так назвать, ездить местами страшновато. Дорожной полиции на Пангане нет, полицаи тут предпочитают заниматься более прибыльными антинаркотическими операциями в клубах и на диких пляжах.

Из всего вышеописанного проистекает и отношение прокатчиков к своим клиентам. На Пангане все прокатные конторы без исключения требуют в залог оригинал загранпаспорта, а зарабатывают, судя по всему, в основном на штрафах за порчу байка. А байк на Пангане портят очень многие. Вместе с договором аренды вам выдают большую разблюдовку с расценками на ремонт той или иной детали. Расценки конские, а за самостоятельный ремонт многие рентовальни грозят штрафом (если заметят). Я очень надеюсь, что десяток оставленных паспортов и брошенных в кустах байков научат местных прокатчиков наконец-то брать денежный залог вместо паспорта.

При всем при этом байки на Пангане еще и дорогие: аренда на месяц везде с ходу стоит 4000 бат, торгуются при этом с большим скрипом.

Нам за эти самые четыре тыщи хотя бы удалось раздобыть новый Honda Scoopy с пробегом 500 километров. Крааасненький.

При сдаче через полтора месяца его разглядывали три человека чуть ли не под микроскопом на предмет возможных повреждений и следов ремонта. Не обнаружив никакого криминала, выразили всяческий респект и приглашали приезжать еще. Пришлось отказаться от столь заманчивого приглашения, на Панган мы больше, пожалуй, не поедем.


  • Ручку газа нужно поворачивать плавно, без резких движений. Новички часто путают, в какую сторону крутить газ, поэтому поначалу ставить руку на ручку газа нужно так, чтобы не иметь возможности в экстренной ситуации сделать большой оборот

  • Торможение . На разных байках разные тормозные системы и мнения об использовании тормозов расходятся, но в любом случае, задний тормоз (слева) более слабый, передний тормоз (справа) более мощный и резкий, стоит помнить об этом и использовать оба одновременно в правильной пропорции и обязательно плавно. Пальцы обеих рук всегда должны лежать на тормозах. Также не забывайте убрать руку с газа при торможении!
  • Скорость нужно выбирать так, чтобы успеть отреагировать на песок, выбежавшую собаку и резко выехавший на твою полосу пикап. На поворотах скорость нужно сбрасывать еще ДО поворота и во время движения не забывать соблюдать дистанцию.
  • Взгляд при движении должен быть направлен далеко вперёд (туда, куда хочешь приехать) и расфокуссирован, чтобы боковым зрением следить за обочинами и ямами на дороге. Фиксировать взгляд перед колёсами или на препятствии нельзя!
  • Повороты . Мопед всегда едет в ту точку, куда ты смотришь. Любой поворот нужно встретить сначала взглядом, назначить себе точку входа и выхода в поворот и только потом совершать любые движения рулем. Смотришь на встречную машину - прилетишь во встречную машину.
  • Обязательно нужно настроить зеркала и пользоваться поворотниками. За зеркалами важно следить регулярно, чтобы контролировать ситуацию на дороге и безопасно совершать манёвры. Не забывайте о слепой зоне позади вас и у водителя автомобиля, за которым вы едете. Проверяйте, что точно выключили поворотник, потом это войдет в привычку. Еще важно помнить, что тайцы редко используют поворотники и зеркала.
  • Песок , особенно на поворотах, - ваш враг, нужно сбросить скорость до него и проехать по песку с прямым рулём без резких движений.
  • Лёгкое удержание заднего тормоза можно использовать для стабилизации байка во время движения на маленькой скорости (до 10 км/час).
  • Контрруление - это правильный способ наклонить байк на скорости (больше 30 км/час), т. к. наклонять байк на скорости своим телом (особенно тяжелый мотоцикл) невозможно, поэтому в будущем желательно освоить этот способ. Понять суть можно из видео на YouTube.
  • Очки нужны всегда (особенно прозрачные для вождения ночью), чтобы защититься от песка и прилетевшей в глаз цикады.
  • Тайцы часто сигналят при обгоне. Это значит не «Свали с дороги!», а «Обрати на меня внимание!». Не стоит раздражаться, они делают это во избежание столкновения.

Ко Панган – новые дороги на острове. Photo credit: mike de clerck, Flickr

Ехать по гладкой извилистой ленте вдоль живописных холмов – это отдельное удовольствие. Особенно, если учесть, что дорога открывает не только потрясающие панорамы, но и проходит вдоль бирюзово-синего побережья. И всегда, в пути, есть где остановиться, сделать паузу, зависнув в красивом месте и / или вкусно поесть в одном из пляжных ресторанов.

Amsterdam bar, Ко Панган / Дороги, транспорт на острове Панган. Photo credit: Antti Ahola, Flickr

К сожалению, а может и к счастью) объехать по хорошим дорогом не получится, по крайней мере, на момент написания этой статьи. В то же время, западное и восточное побережье уже сегодня связано новой асфальтированной дорогой.

Прежде чем отправиться смотреть остров, стоит внимательно изучить карту, чтобы знать актуальную линию дорог на момент путешествия и понимать, где можно ехать, где идти, а где плыть на лодке.

Лодки на Пангане — популярный вид транспорта / Дороги, транспорт на острове Панган. Photo credit: Island Info, Koh Samui, Flickr

Велосипед

Хотя велосипед не самый популярный вид транспорта на Пангане, но все таки..

Кататься на Пангане лучше избегая трех главных дорог острова. Под формат прогулки можно выбрать велосипед — городской или горный, посуточная оплата стартует от 50 бат/день. Катаясь на велосипеде, всегда стоит помнить о таких вещах, как запас питьевой воды и замок для велосипеда. Наличие замка позволит оставить велосипед у какой нибудь-опоры и искупаться в приглянувшемся месте.

Поверхность острова неоднородна. Так что планируя длительную велопрогулку, стоит объективно оценить свои силы. Так, например, районы Thong Sala, Srithanu, Hin Kong – ровные и приятные для езды, тогда как, ближе к Haad Salad на севере и Haad Rin на юге, а также в восточной части побережья остров покрыт холмами.

Больше о Пангане и пляжах Пангана читайте в .

Прогулка на велосипеде по Пангану / Дороги, транспорт на острове Панган. Photo credit: Stéphane Girard, Flickr



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png