в Избранное в Избранном из Избранного 0

Сокрушительный разгром Франции в 1940 году наложил на ВС этой страны того периода печать «неудачников» и «пораженцах». Если же речь идет о технике, то сразу натыкаемся на распространенные мнения о «одноместных башнях», «сложных конструкциях», «коротких пушках», «распыленности танк ов» и т.п. Все так, но кто начинает разбираться более внимательно, пытаясь взглянуть на ситуацию непредвзято, вскоре убеждается, что в тридцатые годы французы сумели создать целый ряд передовых образцов военной техники. Здесь речь пойдет об одной из таких машин, справедливо считающейся лучшим БТР начального периода Второй Мировой войны - Lorraine 37L/38L/39L.

В 1935 году французская армия разработала технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру пехотных и танк овых подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не менее 500 кг нагрузки в грузовом отсеке и до 1000 кг на прицепе. Первыми свою машину показали инженеры фирмы Lorraine de Dietrich – в апреле 1937 года прототип Lorraine 37L был готов. Транспортер оказался простым и надежным. Клепаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм, двигатель Delahaye 103ТТ, расположенный в передней части, имел 70 л.с., а открытый грузовой отсек имел грузоподъемность до 800 кг (при использовании специального прицепа грузоподъемность возрастала до 1900 кг).

Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения (интересно, что такая схема ходовой будет применена на новом французском среднем танк е НS-41). Емкости бака (144 литров) хватало на 140 км хода. БТР Lorraine обладал неплохими тактико-техническими характеристиками: эффективной защитой, прочной ходовой, достаточной проходимостью. Вооружение на 37L не устанавливалось, хотя в дальнейшем предлагалось вооружить его 7,5-мм пулеметом.

После успешных испытаний было заказано всего 100 серийных Lorraine 37L, хотя потребность в подобных машинах была очень велика. Вскоре планировали выйти на темп 70 машин в месяц. Всего же за год впуска до остановки производства летом 1940 было изготовлено 378 экземпляров транспортеров 37L. Они поступали на вооружение французских танк овых частей: на отдельный танк овый батальон полагалось 12 «Лоррейнов», столько же на легкую танк овую бригаду, на батальон танк ов В1 – 18 машин, а на эскадрон кавалерийских танк ов S-35 или Н-35 – по 3. Таким образом, потребности войск на 1 марта 1940 года составляли 695 БТР сопровождения танк ов (в конце концов, заказы достигли количества 1012 экземпляров). Они, в первую очередь, предназначались для сопровождения танк овых частей в прорывах. Двигаясь со скоростью в 35 км/ч. и буксируя бронированные цистерны, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танк и боеприпасами и топливом.

Кроме транспортера на этой же начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты – Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes). Корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Теперь он мог перевозить до 1000 кг груза или 4 солдат в грузовом отсеке, а в прицепе можно было разместить еще 6 человека – всего 12 человек с водителем и пассажиром кабины. В основном эта модификация использовалась для перевозки отделения мотопехоты или расчета буксируемой 25-мм противотанк овой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц 38L (были вооружены батальоны моторизованной мотопехоты из 1-й и 2-й бронетанк овых дивизий).

Lorraine 37L

Lorraine 38 L VBCP

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танк овых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик – составив 10 единиц. Кстати изготавливался и «урезанный» вариант «Лоррейна» - как замена Renault UE2. Нехватка мощностей для производства полноценных машин не позволила запустить их в серийное производство.

Lorraine 37L с 2 тележками.

После разгрома Франции в 1940 году большая часть «Лоррейнов» досталась немцам в качестве трофеев, и поначалу использовались по прямому назначению. Интересно, что немцы даже не пытались восстановить производство Lorraine 37L/38L для своих нужды – видимо «не вписывались в концепцию танк овых войск вермахта» (хотя французы продолжали помаленьку впускать гражданский вариант транспортеров). Когда же обозначились первые проблемы в ходе восточной компании и обнаружилась нехватка мобильных противотанк овых средств, вспомнили о французах. Так из 330 трофейных «Лоррейнов» соорудили 179 противотанк овых САУ оснащенных 75-мм пушкой (Sd.Kfz.135 или «Marder I»), 12 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 94 САУ с гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1). Плюс 30 машин артиллерийских наблюдателей, а также несколько транспортеров амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper. Хотя масса этих САУ увеличилась практически в двое, основные характеристики остались на уровне оригинальной машины, что говорит о надежности и запасе прочности французских транспортеров. Но немецкие переделки это уже совсем другая история.

«Marder I»

Машина артиллерийских разведчиков на базе Lorraine 37L

После окончания франко-германской войны в вооруженных силах Франции Lorraine 37L/38L осталось всего пару десятков. Меж тем необходимость подобных машин осознавалась после поражения гораздо острее. В ноябре 1940 года было принято решение возобновить производство БТР в варианте Lorraine 39L (благо немецкие ограничения на них не распространялись). Первый прототип 39L был разработан в 1940 году, незадолго до падения Франции. Теперь это был полноценный бронетранспортер без всяких нелепых буксируемых тележек. Закрытая рубка была существенно увеличена и теперь вмещала 2 человека экипажа и 8 драгун. Именно этот вариант и был запущен в производство.

Lorraine 39L VBCP

Первоначально выпуск наладили в неоккупированной зоне на заводе компании Fouga в Безье. Довоенные объемы производства в 30 машин были достигнуты весной 1941 года. К тому времени производство возобновила и фирма Lorraine (Люневиль) – к концу 1941 года собиралось уже сотня БТР в месяц. Кроме того был запущен новый завод в Bagnères-de-Bigorre (Atelier de Bagnères). Машины охотно брали во французские легкие моторизованные дивизии – так удалось существенно повысить мобильность и устойчивость в бою их моторизованных драгун. Малые размеры 39L в сочетании с разумно скомпонованной броней – 9 мм для передней и боковых бронеплит, 6 мм для верхних и нижних плит и 12-мм для литой закругленной носовой части – обеспечили БТР небольшой вес: всего 6 тонн. Учитывая это, подвеска оказалась не перегруженной, очень надежной и, что немало важно, простой в изготовлении. Шесть больших колес объединенных в три тележки обеспечивали низкое давление на грунт и хорошее распределение веса.

Lorraine 39L VBCP

К началу 1941 года на вооружение была принята новая модель бронетранспортера – Lorraine 41L. Корпус БТР значительно расширили – практически до 2 м – что объяснятся, в первую очередь, необходимостью разместить более мощный двигатель. Последний представлял собой новый 125-сильный бензиновый Panhard, который обеспечил машине максимальную скорость в 55 км/ч. Была также увеличена и длинна корпуса (на 42 см), что позволило увеличить вместимость десантного отсека, а также разместить дополнительный 100 литровый бак. Теперь с наличным запасом топлива Lorraine 41L мог преодолеть 210 км по дороге и примерно 140 км по бездорожью. С последним БТР справлялся великолепно (удельное давление на грунт в два раза меньше чем у Т-34), а для компенсации возросшего веса была увеличена ширина гусениц.

Для усиления защищенности механика-водителя, который размещался перед двигателем, лобовая бронеплита была доведена до 16-мм, тогда как борта, верх и низ корпуса остались неизменными. При этом высота машины была увеличена для того что бы полностью закрывать броней десант в сидячем положении. У ставшего боле просторным ДО крыши не было, зато в передней части теперь была установлена турель для 7,5-мм пулемета. Второй такой пулемет можно было укрепить на специальных шкворневых держателях в задней части корпуса. Кроме того драгуны могли вести огонь из личного оружия через закрывающиеся щели в броне. В состав штатного вооружения (без учета личного вооружения перевозимого десанта) входили также 10 гранат, 10 противотанк овых мин, которые хранились на специальных полках-стеллажах, расположенных на переборке между двигателем и отделение десанта. Кроме механика-водителя БТР вмещал полное отделение: командира (рядом с водителем) и 8 солдат в ДО. Покидать десантное отделение предлагалось через двойные двери в задней части корпуса или просто через борта. Командир бронетранспортера мог воспользоваться радиостанцией КВ, которая обеспечивала внешнюю двустороннюю связь на дальность до 10 км.

Ходовые испытания прототипа Lorraine 41L продемонстрировали отличные характеристики машины. Увеличилась скорость, динамика и проходимость БТР, при этом ходовая не была перегружена и допускала размещение в десантном отделении до 1 т. груза без потери основных ТТХ. «Лоррейн» хорошо чувствовал себя на бездорожье, преодолевал траншеи до 140 см и мог подняться под уклон в 50%. Сохранилась возможность использования бронированного гусеничного прицепа с двумя опорными катками с каждой стороны в виде 565 литрового топливного бака или открытой тележки, воды и грузоподъемностью 700 кг. Lorraine 41L без особых проблем буксировал две такие тележки. Интересно, что бронированный бак снабжался насосом Vulcano, способный перекачать все 565 литров топлива за 12 минут.

После испытаний Lorraine 41L сразу же был поставлен на поток, заменив модификацию 39L на всех производственных линиях. Его предполагалось использовать для перевозки пехоты на поле боя, ведения разведки и боевого охранения, а также для буксировки артиллерийских систем, транспортирования боеприпасов и других грузов. Единственным серьезным усовершенствованием по сравнению с прототипом стала установка перископических смотровых приборов механику-водителю и командиру. Новый БТР остался прост в производстве (особенно после введения сварки корпуса) и очень быстро завоевал популярность в войсках.

История одного из лучших образцов вспомогательной техники периода Второй Мировой войны началась в 1935 г. Тогда французская армия предъявила технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру, который должен был заменить самый массовый, но не самый удачный Chenillette Modele 31 (у нас эту машину принято именовать танкеткой Renault UE). В первую очередь эта машина создавалась для пехотных подразделений. В тактико-техническое задание включили ограничение по массе до 2600 кг, грузоподъемность не менее 500 кг и массу буксируемого прицепа до 1000 кг. Под эти требования в 1936-1937 годах сразу пять фирм разработали собственные проекты транспортеров.

Первой с заданием справилась локомотивостроительная фирма Lorraine de Dietrich, представившая 23 апреля 1937 г. первый прототип своей машины Lorraine 37L. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили сзади. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.

Бензиновый карбюраторный двигатель Delahауе 103 ТТ разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, имела шесть опорных катков с каждого борта, сблокированных попарно в три тележки. Подвеска состояла из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку. Поддерживающих ролика было три с каждой стороны. Ведущими стали передние звездочки. Вооружение на 37L устанавливал не производитель, а военные своими силами. Прежде всего, это делали немцы с поступавшими в их войска машинами.

Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 г., после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Хотя масса 37L превышала заданную почти в два раза, армейская комиссия в Венсенне (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственного веса. Второй этап, прошедший с 8 по 23 августа, фактически оказался приёмочным, а 25 августа опытный образец 37L передали Пехотной Комиссии (Commission de l"Infanterie) в Мормелоне для оценки его тактических качеств. Хотя потребность в машинах такого типа была очень велика, первый заказ на 100 серийных Lorraine 37L (официальное обозначение - Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) выдан в 1939 г. А до этого времени недостающее количество транспортеров компенсировали выпуском улучшенного Renault UE 2. Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров. С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Ими предполагалось заменить Renault UE, но фактически «Лорейны» только дополнили их. Так, на отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон танков В1 - 18, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 по 3. хотя полностью завершить комплектацию танковых подразделений так и не удалось «Лоррейны» активно использовались тремя бронетанковыми дивизиями (1e, 2e и 3e DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM) и отдельными танковыми батальонами в период битвы за Францию. На базе этого транспортера в том же году начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты Lorraine 38L. Его корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Следующая модификация - Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), перевозила до 1000 кг груза или 6 солдат.В грузовом отсеке, в прицепе можно было разместить ещё 4 человек. Масса транспортера увеличилась до 5460 кг. В основном эта модификация использовалась для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц этой модификации, которая с марта 1940 г. начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно (по 48 машин), а в мае того же года еще 20 «Лоррейнов» получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.



Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик, составив 10 единиц и поступив на вооружение только 5-го и 17-го танковых батальонов.

Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров «Лоррейн» досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница.

Техническая характеристика

Сокрушительный разгром Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века наложил на ВС данной страны того периода печать «неудачников» и «пораженцах». В случае если же речь заходит о технике, то сходу натыкаемся на распространенные мнения о «одноместных башнях», «сложных конструкциях», «маленьких пушках», «распыленности танков» и т.п.

Все так, но кто начинает разбираться более пристально, пробуя посмотреть на обстановку непредвзято, скоро убеждается, что в тридцатые годы французы сумели создать множество передовых образцов бронетехники. Тут обращение отправится об одной из таких автомобилей, справедливо считающейся лучшим БТР начального периода Второй мировой — Lorraine 37L/38L/39L.

В 1935 году армия Франции создала технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру пехотных и танковых подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не меньше 500 кг нагрузки в грузовом отсеке и до 1000 кг на прицепе. Первыми свой автомобиль продемонстрировали инженеры компании Lorraine de Dietrich – в апреле 1937 года прототип Lorraine 37L готовься.

Транспортер был несложным и надежным. Клепаный корпус планировал из броневых страниц толщиной 9-12 мм, двигатель Delahaye 103ТТ, расположенный в передней части, имел 70 л.с., а открытый грузовой отсек имел грузоподъемность до 800 кг (при применении особого прицепа грузоподъемность возрастала до 1900 кг).

Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из вертикального блока и листовых рессор с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего размещения (Примечательно, что такая схема ходовой будет применена на новом французском среднем танке НS-41). Емкости бака (144 литров) хватало на 140 км хода.

БТР Lorraine владел хорошими тактико-техническими чертями: действенной защитой, прочной ходовой, достаточной проходимостью. Оружие на 37L не устанавливалось, не смотря на то, что в будущем предлагалось вооружить его 7,5-мм пулеметом.

По окончании успешных опробований было заказано всего 100 серийных Lorraine 37L, не смотря на то, что потребность в аналогичных автомобилях была весьма громадна. Скоро собирались выйти на темп 70 автомобилей в месяц. Всего же за год впуска до остановки производства летом 1940 было произведено 378 экземпляров транспортеров 37L.

Они поступали на вооружение французских танковых частей: на отдельный танковый батальон надеялось 12 «Лоррейнов», столько же на легкую танковую бригаду, на батальон танков В1 – 18 автомобилей, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 либо Н-35 – по 3. Так, потребности армий на 1 марта 1940 года составляли 695 БТР сопровождения танков (в итоге, заказы достигли количества 1012 экземпляров). Они, первым делом, предназначались для сопровождения танковых частей в прорывах. Двигаясь со скоростью в 35 км/ч. и буксируя бронированные цистерны, Lorraine 37L должны были снабжать ушедшие в наступление танки топливом и боеприпасами.

Не считая транспортера на данной же начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты – Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes). Корпус был существенно переделан, увеличившись по высоте для более экипажа и комфортного размещения солдат. Кроме этого был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Сейчас он имел возможность перевозить до 1000 кг груза либо 4 солдат в грузовом отсеке, а в прицепе возможно было разместить еще 6 человека – всего 12 человек с пассажиром и водителем кабины.

По большей части эта модификация употреблялась для перевозки отделения мотопехоты либо расчета буксируемой 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было выстроено 130 единиц 38L (были вооружены батальоны моторизованной мотопехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий).

Lorraine 38L VBCP

Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину начальников танковых рот, дивизий и батальонов. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) либо ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Неспециализированный количество выпуска Lorraine 38L РС был мал – составив 10 единиц.

Кстати изготавливался и «урезанный» вариант «Лоррейна» — как замена Renault UE2. Дефицит мощностей для производства полноценных автомобилей не разрешила запустить их в серийное производство.

Lorraine 37L с 2 тележками.

По окончании разгрома Франции в первой половине 40-ых годов двадцатого века большинство «Лоррейнов» досталась немцам в качестве трофеев, и сначала употреблялись по прямому назначению. Примечательно, что немцы кроме того не пробовали вернуть производство Lorraine 37L/38L для собственных потребности – по всей видимости «не вписывались в концепцию танковых армий вермахта» (не смотря на то, что французы продолжали помаленьку впускать гражданский вариант транспортеров).

В то время, когда же обозначились первые неприятности на протяжении восточной компании и обнаружилась дефицит мобильных противотанковых средств, отыскали в памяти о французах. Так из 330 трофейных «Лоррейнов» соорудили 179 противотанковых САУ оснащенных 75-мм пушкой (Sd.Kfz.135 либо «Marder I»), 12 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 94 САУ с гаубицей leFH13 (Sd.Kfz.135/1). Плюс 30 автомобилей артиллерийских наблюдателей, и пара снаряжения и транспортёров амуниции Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper.

Не смотря на то, что масса этих САУ увеличилась фактически в двое, главные характеристики остались на уровне уникальной автомобили, что говорит о надежности и запасе прочности французских транспортеров. Но германские переделки это уже совсем вторая история.

Машина артиллерийских разведчиков на базе Lorraine 37L

По окончании окончания франко-германской войны в вооруженных силах Франции Lorraine 37L/38L осталось всего несколько десятков. Меж тем необходимость аналогичных автомобилей осознавалась по окончании поражения значительно острее. В ноябре 1940 года было решено возобновить производство БТР в варианте Lorraine 39L (благо германские ограничения на них не распространялись). Первый прототип 39L был создан в первой половине 40-ых годов двадцатого века, незадолго до падения Франции.

Сейчас это был полноценный БТР без всяких нелепых буксируемых тележек. Закрытая рубка была значительно увеличена и сейчас вмещала 2 драгун и человека 8 экипажа. Этот вариант и был запущен в производство.

Lorraine 39L VBCP

Первоначально выпуск наладили в неоккупированной территории на заводе компании Fouga в Безье. Довоенные количества производства в 30 автомобилей были достигнуты весной 1941 года. К тому времени производство возобновила и компания Lorraine (Люневиль) – к концу 1941 года планировало уже сотня БТР в месяц.

Помимо этого был запущен новый завод в Bagneres-de-Bigorre (Atelier de Bagneres). Автомобили с радостью брали во французские легкие моторизованные дивизии – так удалось значительно повысить устойчивость и мобильность в сражении их моторизованных драгун. Малые размеры 39L в сочетании с разумно скомпонованной броней – 9 мм для передней и боковых бронеплит, 6 мм для верхних и нижних плит и 12-мм для литой закругленной носовой части – обеспечили БТР маленькой вес: всего 6 тысячь киллограм.

Учитывая это, подвеска была не перегруженной, весьма надежной и, что много принципиально важно, простой в изготовлении. Шесть громадных колес объединенных в три тележки снабжали низкое давление на хорошее распределение и грунт веса.

Lorraine 39L VBCP

К началу 1941 года на вооружение была принята новая модель БТР – Lorraine 41L. Корпус БТР существенно расширили – фактически до двух метров – что объяснятся, первым делом, необходимостью разместить более замечательный двигатель. Последний воображал собой новый 125-сильный бензиновый Panhard, что обеспечил машине большую скорость в 55 км/ч.

Была кроме этого увеличена и долга корпуса (на 42 см), что разрешило расширить вместимость десантного отсека, и разместить дополнительный 100 литровый бак. Сейчас с наличным запасом горючего Lorraine 41L имел возможность преодолеть 210 км по дороге и приблизительно 140 км по распутью. С последним БТР справлялся великолепно (удельное давление на грунт вдвое меньше чем у Т-34), а для компенсации возросшего веса была увеличена ширина гусениц.

Для усиления защищенности механика-водителя, что размещался перед двигателем, лобовая бронеплита была доведена до 16-мм, в то время как борта, верх и низ корпуса остались неизменными. Наряду с этим высота автомобили была увеличена для того что бы всецело закрывать броней десант в сидячем положении. У ставшего боле просторным ДО крыши не было, но в передней части сейчас была установлена турель для 7,5-мм пулемета.

Второй таковой пулемет возможно было укрепить на особых шкворневых держателях в задней части корпуса. Помимо этого драгуны имели возможность вести пламя из личного оружия через закрывающиеся щели в броне. В состав штатного оружия (не учитывая личного оружия транспортируемого десанта) входили кроме этого 10 гранат, 10 противотанковых мин, каковые хранились на особых полках-стеллажах, расположенных на переборке между двигателем и отделение десанта.

Не считая механика-водителя БТР вмещал полное отделение: начальника (рядом с водителем) и 8 солдат в ДО. Покидать десантное отделение предлагалось через двойные двери в задней части корпуса либо легко через борта. Начальник БТР имел возможность воспользоваться радиостанцией КВ, которая снабжала внешнюю двустороннюю сообщение на дальность до десяти километров.

Ходовые опробования прототипа Lorraine 41L показали хорошие характеристики автомобили. Увеличилась скорость, проходимость и динамика БТР, наряду с этим ходовая не была перегружена и допускала размещение в десантном отделении до 1 т. груза без утраты главных ТТХ. «Лоррейн» прекрасно ощущал себя на распутье, преодолевал траншеи до 140 см и мог встать под уклон в 50%.

Сохранилась возможность применения бронированного гусеничного прицепа с двумя опорными катками с каждой стороны в виде 565 литрового топливного бака либо открытой тележки, воды и грузоподъемностью 700 кг. Lorraine 41L без особенных неприятностей буксировал две такие тележки. Примечательно, что бронированный бак снабжался насосом Vulcano, талантливый перекачать все 565 литров топлива за 12 мин..

По окончании опробований Lorraine 41L сразу же был поставлен на поток, заменив модификацию 39L на всех производственных линиях. Его предполагалось применять для перевозки пехоты на поле боя, боевого охранения и ведения разведки, и для буксировки артиллерийских совокупностей, других грузов и транспортирования боеприпасов. Единственным важным усовершенствованием если сравнивать с прототипом стала установка перископических смотровых устройств механику-командиру и водителю.

Новый БТР остался несложен в производстве (особенно по окончании введения сварки корпуса) и весьма скоро завоевал популярность в армиях.

Финиш 1 части.

Юлия Тимошенко расплакалась в прямом эфире

Литература

Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L.

Разработан в 1937 году фирмой Lorraine для обеспечения бронетанковых мобильных соединений и частей, а также перевозки мотопехоты. Представлял собой невооруженный гусеничный бронетранспортер с бронированным помещением для экипажа и открытым сверху полубронированным отсеком для груза.

Производился серийно с 1938 по 1940 год. За это время фирмой было выпущено 618 единиц.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Lorraine 37L – корпус клепаный, броневая коробка без вертикальных деталей. Двигатель располагался в середине корпуса, между отделением управления и грузовым отсеком, открытым сверху. Если бронетранспортер эксплуатировался с прицепом, грузоподъемность достигала 1,9 т. Изготовлено 378 единиц.

Lorraine 38L – вариант для перевозки моторизованной пехоты. Изменения коснулись конструкции отсека для личного состава, а также прицепа, приспособленного для перевозки людей.

Lorraine 38L VBCP – Voiture Blindee de chasseurs Portes. Силовая установка такая же, как на Lorraine 37L. Боевая масса 5,46 т. Прицеп с высокими бронированными бортами грузоподъемностью 1 т. Экипаж 2 человека, 6 человек десанта в кузове и 4 в прицепе. Изготовлено 130 единиц.

Lorraine 38L PC – командирская машина на базе Lorraine 38L. Предназначались для командиров танковых рот, батальонов, дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Изготовлено 10 единиц.

37L поступили для оснащения вспомогательных подразделений французских танковых частей. На отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров, на батальон танков В1-18, а на эскадрон кавалерийских танков S35 и Н35 по 3. Несмотря на то, что полностью закончить перевооружение не удалось, все три бронетанковые дивизии DCR (кроме 4-й), легкие механизированные дивизии (DLM) и отдельные батальоны танков (например, 23 ВСС) получили Lorraine 37L, которые активно использовались для снабжения бронетанковых частей в битве за Францию в 1940 году.

Бронетранспортеры Lorraine 38LVBCP предназначались для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. В марте 1940 года первые 96 38L (по 48 машин) поступили на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно, а в мае того же года еще 20 Lorraine получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.
Машины модификации PC состояли на вооружении только 5-го и 17-го батальонов.

После подписания перемирия 330 37L и 38L досталось немцам. Часть машин в качестве артиллерийских тягачей артсис-темы 7,5 см Pak97/98 (f) использовалась в Африке в 15-й танковой дивизии. Остальные машины были переоборудованы в САУ. В июле – августе 1942 года 179 тягачей переделали в истребитель танков Marder I, вооруженный 75мм противотанковой пушкой Pak40, 12 – в 105-мм и 94-в 150-мм самоходные гаубицы. Все эти САУ использовались на Восточном фронте, в Африке и в ходе боев в Нормандии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТЕРА
БОЕВАЯ МАССА, т: 5,2.
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ, т: 1,2.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 4200,
ширина – 1570,
высота – 1210.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 16,
борт – 9,
корма – 16.
ДВИГАТЕЛЬ: Dela Науе 103 ТТ, 6-цилиндровый, карбюраторный; мощность 70 л.с. при 2700 об/мин, рабочий объем 2120 см3.
ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, блокируемый дифференциал Cletrac.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах; ведущее колесо переднего расположения; три обрезиненных поддерживающих катка.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 37.

Официальное обозначение: Lorraine 37L \ 38L
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1937 г.
Стадия завершения работ: построено 618 экземпляров четырех основных модификаций.

История одного из лучших образцов вспомогательной техники периода Второй Мировой войны началась в 1935 г. Тогда французская армия предъявила технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру, который должен был заменить самый массовый, но далеко не самый удачную Chenillette Modele 31 (у нас эту машину принято именовать танкеткой Renault UE). В первую очередь эта машина создавалась для пехотных подразделений. В ТТЗ включили ограничение по массе до 2600 кг и возможность транспортировки не менее 500 кг нагрузки в грузовом отсеке транспортера и до 1000 кг на прицепе. Под эти требования в 1936-1937 гг. сразу пять фирм разработали собственные проекты транспортеров.

Первой с заданием справилась фирма Lorraine de Dietrich, ранее специализировавшаяся на производстве локомотивов, представившая 23 апреля 1937 г. первый прототип своей машины . Несмотря на некоторую угловатость конструкция транспортера оказалась успешной. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили в корме. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.

На транспортере устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Dela Науе 103 ТТ, мощностью 70 л.с. при 2700 об/мин и рабочим объемом 2120 куб. см, который разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, применительно на один борт, имела шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно в три тележки с амортизацией из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку, три поддерживающих ролика и ведущее колесо переднего расположения. Вооружение на 37L не устанавливалось, но впоследствии немцы “исправили” этот недостаток.

Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 г., после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Хотя масса 37L намного превышала заданную почти в два раза, армейская комиссия в Венсенне (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственного веса. Второй этап, прошедший с 8 по 23 августа, фактически оказался приёмочным, а 25 августа опытный образец 37L передали Пехотной Комиссии (Commission de l’Infanterie) в Мормелоне для оценки его тактических качеств.

Хотя потребность в машинах такого типа была очень велика, первый заказ на 100 серийных Lorraine 37L (официальное обозначение — Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) был выдан 1939 г. А до этого времени недостающее количество транспортеров компенсировали выпуском улучшенного Renault UE 2. Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров.

С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Ими предполагалось заменить Renault UE, но фактически “лорейны” только дополнили их. Так, на отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон танков В1 — 18, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 по 3. хотя полностью завершить комплектацию танковых подразделений так и не удалось “лоррейны” активно использовались тремя бронетанковыми дивизиями (1e, 2e и 3e DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM) и отдельными танковыми батальонами в период битвы за Францию.

На базе этого транспортера в том же году начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты . Его корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Таких машин собрали 100 единиц.

Следующая модификация — Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), мог перевозить до 1000 кг груза или 6 солдат в грузовом отсеке, в прицепе можно было разместить ещё 4 человека. Масса транспортера увеличилась до 5460 кг. В основном эта модификация использовалась для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц этой модификации, которая с марта 1940 г. начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно (по 48 машин), а в мае того же года еще 20 “лоррейн” получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.

Последней серийной модификацией стала , представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик, составив 10 единиц и поступив на вооружение только 5-го и 17-го танковых батальонов. Впоследствии часть захваченных машин были переоборудованы немцами в тягачи для 7,5 см Pak97/98 (f) и использовалась в Африке в составе 15-й танковой дивизии.

Помимо основных вариантов в зарубежных источниках встречается информация о наличии по меньшей мере ещё двух боевых машин, построенных на шасси 37L или 38L. Одной из них является , оснащенная 47-мм противотанковым орудием SA37 в надстройке и зенитным пулеметом. Указывается, что эта самозодка была построена в начале 1940 года и даже успела принять участие в боях. Кроме того, в последнее время появилась фотография легкого танка с корпусом от Renault R-35, башней типа АРХ и ходовой частью от Lorraine 37L.

Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров “лоррейн” досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако, после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница.

К началу 1942 г. на службе у вермахта всё ещё числилось не менее 300 “лоррейнов”, которые немцы твёрдо вознамерились переделать во что-нибудь более ценное в военном отношении, чем просто транспортеры. В итоге, после непродолжительных обсуждений, команде инженеров под руководством А.Беккера было выдано распоряжение создать на основе шасси Lorraine 37L целую серию самоходных установок. Первоначальный заказ включал: 60 противотанковых САУ оснащенных 75-мм пушкой, 60 САУ со 105-мм гаубицей leFH18 и 40 САУ с гаубицей leFH13.

Впрочем, первым появился противотанковый вариант, оснащенный трофейной французской 47-мм пушкой PaK 181 (f), установленной на крыше, вместо кузова, на открытом лафете. Разработка этой САУ, носившей название 4.7cm Pak 181 oder 183 (f) auf Panzerjager Lorraine-S (f) , носило больше опытный характер с целью выяснения боевых возможностей шасси.

Гораздо более удачным оказался вариант, имевший полное обозначение 7.5 cm PAK-40/1 auf Lorrainе Geshutzwagen (GW) Lorraine Schlepper (f) (Sd.Kfz.135) , но более привычным было его полуофициальное название “Marder I”. Чтобы превратить бронированный тягач в самоходное орудие грузовая платформа удалялась, а на её месте устанавливалась массивная, открытая сверху, надстройка. Бронелисты, толщиной от 5 до 12 мм, располагались с небольшими углами наклона, однако это спасало экипаж только от легкого стрелкового оружия. В задней части корпуса устанавливалось 75-мм орудие 7,7cm PaK40/I L/46, оснащенной оптическим прицелом ZF 3×8. Угол наводки по горизонтали составлял 64°, по вертикали от -5° до +22°. Для защиты от пехоты в укладке имелся 7,92-мм пулемет MG34. Полный возимый боекомплект включал 40 выстрелов и 600 патронов. Также была установлена немецкая радиостанция FuG5. Экипаж САУ составил 5 человек. Все эти доработки привели к увеличению массы до 8000 кг, но основные характеристики остались на уровне оригинальной машины.

Всего таким образом было переделано 179 французских тягачей (по другим данным – 170 или 184). В основном самоходки типа “Marder I” использовались подразделениями ПТО на Западном Фронте – в частности во Франции, во время высадки союзников летом 1944 г., имелась 131 САУ, но встречаются также упоминания о применении “мардеров” в Сталинградской битве, на Курской Дуге и в Белоруссии. Однако, по сохранившимся немецким документам можно достаточно точно отследить боевой путь этих САУ. Первые 9 самоходок получил 31-й танковый батальон 31-й пехотной дивизии (Pz.Jg.Abt.31, 31.Inf.Div), провоевав на них с августа 1942 по декабрь 1943 г. Затем “мардеры” поступили на вооружение 2.Kp./Pz. Jg.Abt.35 и 3.Kp./Pz. Jg.Abt.72 (сентябрь 1942-декабрь 1943 гг.), 4.Kp./Pz. Jg.Abt.38 (октябрь 1942-июнь 1943 гг.), 5./Pz. Schnelle-Abt.256 (ноябрь 1942-апрель 1944 гг.) и 1./Pz. Jg.Schn. Abt.206 (январь-декабрь 1943 гг.). Два последних подразделения входили в состав 206-й пехотной дивизии, воевавшей на витебском направлении и сдавшейся в июне 1944 г. Во всех перечисленных батальонах количество 75-мм самозодок на трофейном шасси не превышало 9 единиц.

Второй по массовости стала модификация со 150-мм гаубицей leFH13, получившей обозначение . Во многом эта, включая схему бронирования, САУ повторяла противотанковый вариант, за исключением другого орудия, прицела Rblf 36 и радиостанции FuG Spr f. Выпуск корпусов организовали на предприятии фирмы Alkett, а окончательную сборку осуществляли в Париже. Тем временем выяснилось, что под установку столь тяжелого орудия пригодны 78 “лоррейнов”. В июле 1942 г. Кейтель потребовал, чтобы 30 из них переоборудовались в г.Крефельд, а остальные поровну переделать в противотанковые и гаубичные. Всего было построено 94 (по другим данным — 102) экземпляра.

Первоначально планировалось отправить эти САУ в Северную Африку, где экспедиционные силы Роммеля вели тяжелые бои с союзниками. Туда, в конце 1942 г. и было отправлено несколько самоходок, которые направили в состав 21-й танковой дивизии, однако с 1944 г. они воевали исключительно на Западном фронте. На сегодняшний день сохранилось как минимум две САУ этой модификации, выставленных в танковом музее в Абердине (США) в в Эль-Аламейне.

Параллельно с постройкой 150-мм САУ, полным ходом шли работы по её более легкому варианту, оснащенному 105-мм гаубицей 10.5cm leFH18/4 (). От предыдущего варианта она отличалась только типом орудия. В течении 1942 г. было построено 12 таких САУ, хотя некоторые западные источники доводят их число до 24.

В единственном числе осталась опытная модификация 12.2cm Kanone (r) auf Geschutzwagen Lorraine (f) . На ней немцы попытались установить трофейную советскую 122-мм гаубицу М-30 (FH 18/40 L/28). К сожалению, об её испытаниях и боевом применении ничего не известно, хотя встречаются упоминания, что эта машина использовалась в качестве САУ поддержки во время боёв во Франции летом 1944 г. и была захвачена в сентябре того же года на немецком бронепоезде, брошенном в Бургундии.

Кроме того, построили 30 машин артиллерийских наблюдателей Groser Funk- & Beobachtungspanzer Lorraine (f) , у которых в кормовой части размещались места командира и радиста, а также несколько траснпортера амуниции и снаряжения Munitionstransportkraftwagen auf Lorraine Schlepper .

Источники:
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
М.Коломиец, И.Мощанский «Бронетанковая техника Франции 1939-1945 гг.» («Бронеколлекция МК» 1999-04)
П.Чемберлен и Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков Второй Мировой Войны». АСТ\Астрель. Москва. 2004 г.
Baukommando Becker Zoo — Lorraine-Schlepper 37L(f) family
Chars Francais: 1937 LORRAINE 37L TRC
Axis History Forum: 12,2-cm Kanone (r) auf Gesch?tzwagen Lorraine-Shlepper (f)
Ostpanzer
Czolg.blox.pl: Nowosci RPM — TRC Lorraine 37L/38L w czterech wersjach — 1/72
Vehicules francais

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРОНЕТРАНСПОРТЕРА
Lorraine L37 образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 5200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2+6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4200
Ширина, мм 1570
Высота, мм 1210
Клиренс, мм 310
ВООРУЖЕНИЕ
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм
борт корпуса — 4 мм
корма — 6 мм
крыша — 4 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Dela Haye 103 TT, карбюраторный, мощностью 70 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) шесть опорных катков сблокированных попарно в тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах, 6 поддерживающих роликов на пластиначатых рессорах, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 37 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 135 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. 40-50°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,30
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png