Можно выделить два основных подхода к пониманию природы потребностей. Первый заключается в том, что они рассматриваются как объективные (непсихические) явления, второй отождествляет их с определенным типом влечений.

Сторонники первого подхода, отрицая психическую природу потребностей, признают их связь с психикой в том смысле, что объективные потребности детерминируют определенные психические состояния. Например, потребности – это “нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности”1. Иными словами, вводится понятие объективных потребностей, которые существуют вне психики, но могут осознаваться, тем самым происходит как бы удвоение потребностей: они существуют и объективно, и субъективно. Субъективное выражение потребности и получило название мотива.

Приведем пример сказанному. Так, Н.И. Рейнвальд отмечает: “Дело в том, что наличия объективной потребности в чем-либо (скажем, нехватки питательных веществ в крови) еще недостаточно, чтобы вызывать повеление, направленное на удовлетворение данной потребности. Известно, что при болезненном состоянии мозга человек может умереть от истощения, не испытывая ни малейшего желания есть. При этом он крайне нуждается в пище, но эта объективная нужда не сопровождается у него потоком живых импульсов, побуждающих организм к действию”1. Мотив тем самым рассматривается как отражение какого-либо недостатка (объективной потребности).

В теории, признающей объективную природу потребностей, имеются вызывающие сомнение предпосылки. Первой предпосылкой выступает неявное сведение природы всякой потребности к физиологической, а последней – к нужде, к недостатку. А ведь речь может идти не только о недостатке, но и об избытке каких-либо веществ. Например, физиологическая потребность в выводе веществ, жидкости из организма. Второй предпосылкой является то, что нужда, то есть небытие чего-либо, может выступать как причина, порождающая какую-то активность. Этот тезис противоречит закону сохранения энергии.

На сомнительность отождествления потребностей с нуждой указывал А.

Маслоу, отмечавший, “что физиологическую потребность, или позыв, нельзя рассматривать в качестве образца потребности или мотива, она не отражает законы, которым подчиняются потребности, а служит скорее исключением из правила”2. Второй же недостаток не получил обсуждения в литературе. Следует обратить внимание, что трактовка небытия как некой причины противоречит теории причинности. Причина справедливо понимается как активное, существующее в настоящем начало, а не отсутствие чего-либо.

Из сказанного можно сделать следующие предварительные выводы. Рациональным в подходе, трактующем потребность как объективную нужду, является стремление к осознанию того, что стоит за психическим феноменом, какую роль имеют объективные факторы, однако сведение объективного основания потребности к нужде нельзя признать убедительным.

Другой подход заключается в отождествлении потребностей с влечениями, чувствами. Он также получил широкое распространение. “Важнейшей или исходной позицией в рыночных отношениях, - отмечают авторы одного из учебных пособий, – является необходимость удовлетворения человеческих нужд или потребностей. На рынке под нужной принято понимать чувство (подчеркнуто мною – В. К.) ощущаемой человеком нехватки чего-либо: товара, услуги, блага”1. Понимание потребности как определенного вида чувств, на наш взгляд, более правильно, нежели сведение потребностей к объективным недостаткам, хотя бы потому, что чувство может выражать как недостаток, так и избыток чего-либо. Такое понимание потребности является более широким, поскольку объясняет не только физиологические потребности. Действительно, как недостаток, так и избыток могут быть связаны не только с вещами и веществами, но и с информацией, признанием со стороны других людей, а это уже не объективные явления в классическом смысле слова. Б?льшая эвристичность подхода, связывающего потребности с влечениями, объясняет его широкое распространение в последнее десятилетие. Однако в этом подходе игнорируются основания потребностей, происходит отождествление их с мотивами.

«В здравоохранении уровень качества невысок не потому, что врачи делают правильные вещи неправильно, а скорее потому, что они делают неправильные вещи правильно». G. Labovitz

В последние несколько лет в здравоохранении России происходят преобразования, оценка которых неоднозначна. Существовавшая в течение длительного периода и существующая ныне система здравоохранения имеет ряд положительных сторон. Это профилактическая направленность, рост специализации по отдельным направлениям, разветвленная участковая сеть, организация ухода и реабилитации, служба скорой и неотложной медицинской помощи, доступность медицинской помощи и многое другое, доставшееся отрасли здравоохранения нынешней России в наследство от СССР (Абрамова Т.Е., 1975; Аскалонов А.А., 1988; Аввакумов Г.А., Полесский В.А., 1994).

В то же время имеется и ряд отрицательных тенденций, как сформировавшихся в здравоохранении в последние годы, так и существовавших ранее (Галкин Р.А. с соавт., 1989; Семенов В.Ю., 1989; Вялков А.И., 2003; Стародубов В.И., 2004; Дьяченко В.Г. с соавт., 2005). Прежде всего - это низкое качество медицинской помощи населению в целом, остаточный принцип финансирования здравоохранения, недостаточная заинтересованность медицинских работников в конечных результатах диагностики и лечения конкретного пациента, чрезмерный уровень госпитализации, низкий уровень внедрения ресурсосберегающих технологий и др. (Чавпецов с соавт., 1989; Щепин О.П., 1992; Тиллингаст С., 1996; Тэгай Н.Д., Копосов П.В., 1996).

В территориях с низкой плотностью населения (субъекты РФ Дальневосточного федерального округа) многие из указанных проблем приобретают гипертрофированный характер в связи с тем, что изначально организация оказания медицинской помощи в этих территориях формировалась без учета стандартизованных для России видов и объемов медицинской помощи населению, а на основе функционирования сложившейся в течение многих лет сети медицинских учреждений.

Экономические и политические реформы последних десятилетий в России затронули почти все стороны жизни общества, в том числе и социальную сферу. Эти преобразования социально-экономического плана носят противоречивый характер. Провалы в политике перехода к рыночным отношениям весьма негативно отразились на состоянии здоровья населения страны. Об этом можно судить по показателям рождаемости, младенческой смертности, физического развития, заболеваемости и инвалидности, уровню общей смертности, особенно в трудоспособных возрастах.

Неотложные меры по сохранению здоровья населения на федеральном и региональном уровнях, как правило, только декларируются, поскольку они не подкреплены соответствующими финансовыми ресурсами и не имеют четких механизмов реализации.

Сложная атмосфера экономических и социально-политических преобразований в России весьма болезненно отразилась на системе здравоохранения. Последняя вошла в период реформ, неся на себе груз недостатков монопольной организации медицинской помощи населению, таких как гипертрофированная коечная сеть стационаров, реализующих технологии вчерашнего дня, отсутствие конкуренции между отдельными ЛПУ и полное забвение прав пациентов на получение качественной медицинской помощи. Кроме того, государственная система здравоохранения отличалась чрезмерной централизацией управления, жестко предопределенными внутриотраслевыми связями, сверхрегламентом штатов, заработной платы, табелей оснащения, нормирования расходов и пр., что создавало препятствия реализации механизмов приспособления к рынку.

Следует отметить, что и в прежние времена, по мнению экспертов ВОЗ, система здравоохранения России финансировалась весьма скудно, около 4% от внутреннего валового продукта (ВВП). Однако сегодня уровень финансирования еще более сократился до 2,5 % от ВВП в 2006 году. В то же время в экономически развитых странах мира расходы на охрану здоровья населения формируются на уровне от 8 до 14% ВВП. В таких условиях финансирования здравоохранение нашей страны в течение многих лет характеризуется слабо развитой материально-технической базой, значительным дефицитом ресурсов, невысоким уровнем лабораторной, функциональной, инструментальной диагностики, низкой заработной платой персонала, что, в конечном итоге, является причиной низкого качества медицинской помощи населению.

В национальном докладе Российской Федерации на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (март 1995 года, Копенгаген) было отмечено, что только с 1991 по 1994 год (начало рыночных преобразований) падение производства в России достигло невиданных для мирного времени размеров. ВВП сократился на 47% от уровня 1990 года, объем промышленной продукции уменьшился в два раза, а сельскохозяйственной на 25%. Резко сократилась инвестиционная активность, объем капитальных вложений с 1990 года уменьшился на 61%. Понесли экспортные потери традиционно прибыльные отрасли экономики, гарантированные устойчивыми потребностями внешнего рынка. В последующие 15 лет в России, к сожалению, не удалось совершить прорыва в восстановлении экономики государства хотя бы до дореформенного уровня и восстановления ВВП до уровня 1991 года.

Кризисное состояние экономики страны не позволяет правительству обеспечивать социальную сферу самым необходимым. Резкое падение жизненного уровня основной части населения, «ножницы» цен на продовольственные и непродовольственные товары народного потребления, резкое удорожание коммунальных и транспортных услуг, системные ошибки в проведении реформы здравоохранения привели к снижению социальных гарантий в обеспечении населения России видами и объемами бесплатной медицинской помощи.

В 2001- 2006 гг. это привело к непосильной нагрузке на семейные бюджеты большинства граждан России, что обострило как демографическую ситуацию, так и социальную напряженность в обществе. Особенно кризисной следует назвать ситуацию в социальной сфере в отдаленных территориях России, таких как Дальневосточный федеральный округ, которые получили «в наследство» от предыдущей власти деформированную в сторону военно-промышленного комплекса экономику, весьма слабую структуру учреждений социальной сферы, особенно в здравоохранении.

Введению медицинского страхования в 1993 году, как стабилизирующего фактора системы здравоохранения на Дальнем Востоке, придавалось большое значение, однако надежды реформаторов не оправдались, поскольку сначала повсеместно страховыми взносами на ОМС латались дыры в бюджетах субъектов РФ ДВФО. Затем в течение 10 лет территориальные фонды ОМС из инновационных финансово-кредитных учреждений мало-помалу трансформировались в банальные чиновничьи организации, которые, как оказалось сегодня, заинтересованы только в корпоративном благополучии. На этом фоне альтруистически гуманистический аспект в деятельности медицинских работников, как и любой общественно полезный труд, почему-то перестал справедливо оцениваться и адекватно вознаграждаться.

Естественно, что чувство социальной справедливости у медицинских работников не удовлетворяется, а их взаимоотношения с обществом, населением и отдельными пациентами за последние годы изменились в худшую сторону. Во взаимоотношения врач - пациент стали постепенно внедряться и доминировать понятия «доступность медицинской помощи», «стоимость услуг», «легальный и теневой рынок медицинских услуг», «низкий уровень качества» и т.п., что отодвинуло на второе место этические принципы. Если рассматривать те случаи, когда у медицинского работника в силу каких-либо причин возникает чувство неприязни, антипатии к пациенту или его родственникам, то они могут быть подлинным моральным испытанием, т.е. насколько одинаково гуманно он может относиться к каждому пациенту, независимо от его платежеспособности. Отражением этого является решение проблемы «равенства» доступности тех или иных медицинских услуг. Внеочередной прием кого-либо из пациентов в обход принципов «равенства» является неизбежным злом рынка в здравоохранении – таково мнение большинства врачей.

Многие практикующие врачи отмечают падение профессионального престижа и одновременную девальвацию доверия у пациентов к немалой части врачей, причем в большей мере к работникам первичной медико-санитарной помощи, которые многие годы так называемых реформ, введения медицинского страхования незаслуженно находятся на обочине развития отечественной медицины. Врач «первого контакта» в последние годы испытывает запредельные нагрузки во взаимоотношениях с населением, отгородившегося от внешнего мира, в том числе и от медиков, бронированными дверями, решетками, злобными псами и т.п. особенно при оказании помощи на дому и проведении профилактических мероприятий.

Более десяти лет наше общество идет по выбранному им пути рыночных реформ. Конечно, в целом на этом пути преобразований есть издержки, нарушения экономических и этических принципов и многое другое, но и у общества в целом, и у медицинских работников сегодня нет альтернативы, - необходимо выжить. В этой плоскости и следует рассматривать проблему качества с нравственной, этической и экономической точек зрения. Каким образом медицинские работники должны зарабатывать себе на достойную жизнь, на питание, обучение и воспитание детей и сколько требовать от общества и пациентов вознаграждения за свою профессиональную работу?

Как бы нам ни хотелось сохранить романтические представления о профессии медицинских работников как о профессии некоего сообщества альтруистов, товарно-денежные отношения и суровая действительность сегодняшнего дня показывают, что медицинская услуга, несмотря на всю ее специфичность, все же является особым «товаром» с присущими ему экономическими характеристиками (ценой, качеством и т.п.) в системе рыночных координат новой экономической модели развития нашего общества.

Общество не противится тому, что некоторые его члены за свои «экономические достижения» на грани или за пределами закона, назначили себе вознаграждение, измеряемое «астрономическими», для среднестатистического медицинского работника, суммами в долларах или евро. Следовательно, те медицинские работники, которые в состоянии работать в новых экономических условиях, могут в качестве приоритета установить для себя некие параметры вознаграждения за произведенное количество и качество медицинских услуг, которые они оказали как в государственном, так и за пределами государственного сектора здравоохранения. Что касается моральных и этических принципов, то в работе любого медика, чем бы он ни занимался, они всегда присутствуют, без соблюдения этих принципов медицина существовать просто не может.

Стремительный повсеместный рост стоимости медицинской помощи без адекватного повышения ее качества и безопасности является актуальной проблемой не только для нашей страны, но и для многих экономически развитых стран. Для сдерживания стоимости медицинской помощи необходимо либо пожертвовать ее качеством, что в принципе недопустимо, либо выработать систему, позволяющую снизить эту стоимость без ущерба качеству. В развитых странах (США, Япония, Великобритания и др.) внедряются в медицинскую практику принципы «тотального управления качеством» (TQM), взятые из опыта управления качеством в промышленности.

На сегодняшний день модели управления качеством медицинской помощи, используемые в практическом здравоохранении, имеют в своей основе так называемую «бюрократическую модель» (оценку уровня качества лечения - УКЛ), т.е. соответствия случая лечения стандартам и протоколам ведения больных). Такой подход не позволяет выявить истинные причины недостаточного уровня КМП и внедрить систему непрерывного повышения качества.

Другие модели (индустриальные формы), наоборот, достаточно сложны для практического применения ввиду того, что нет критериев готовности ЛПУ к внедрению этих моделей и не разработана последовательность внедрения индустриальных форм управления. Такие модели могут быть использованы в ограниченном числе хорошо финансируемых ведомственных лечебно-профилактических учреждениях при обязательной поддержке вышестоящего органа управления здравоохранения или в ЛПУ типа диагностического центра, МНТК микрохирургии глаза и т.п.

В связи с этим имеется необходимость краткого анализа направлений обеспечения качества продукции в экономически развитых странах. Такой анализ, по нашему мнению, приблизит наших читателей к пониманию современных воззрений на управление качеством производства медицинских услуг.

Практически каждое предприятие в процессе своего развития приходит к осознанию факта наличия высокого уровня неопределенности в процессе своей деятельности, который периодически провоцирует возникновение убытков. Отсюда следует очевидный логический вывод: рисками необходимо управлять. Опыт зарубежных и российских компаний показывает, что оптимальным решением выступает построение эффективной системы риск-менеджмента в Компании, одним из компонентов которой, как известно, является формирование комплексной системы страховой защиты деятельности предприятия.

Отечественный рынок страховых услуг достаточно развит, и использование услуг страховых компаний является обычным и привычным делом. Однако можно с грустью констатировать тот факт, что промышленные предприятия не осознают и не уделяют достаточно сил и внимания построению бизнес-процесса «Страхование» в Компании. Данной тенденции можно найти ряд причин и объяснений, но в первую очередь, это низкий уровень страховой культуры. Российские реалии таковы, что институт страхования формировался «стихийно», путем отрицания системы, существовавшей ранее. Истоки российского страхования начали формироваться в царской России XVIII века. Старейшее страховое общество – Рижское общество страхования от пожаров – было организовано в 1765 г. После отмены страхового права в 1861 г. начинается период бурного развития предпринимательства, в том числе и в сфере страхования, и к 1913 г. в России функционировало 20 страховых обществ, включая три иностранных. Таким образом, накануне Первой мировой войны в России сложился достаточно развитый страховой рынок. В нем присутствовали практически все формы страховой защиты, которые присутствовали в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни от несчастных случаев. Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918 – 1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918 г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. С этого момента начинается новый этап в истории страхования – организация системы государственного страхования. Данному порядку суждено было просуществовать до 1980-х гг. С началом рыночных реформ 1991-1992 гг. весь финансовый потенциал государственного страхования был уничтожен инфляцией. Настоящая же интерпретация страхования в России представляет собой модель свободного страхового рынка и находится в начале пути становления. Современная история страхового дела в России развивается активными темпами лишь с начала 90-х гг. XX в. Таким образом, за период своего существования отечественная система страховых отношений сменила три абсолютно различных модуса, каждый из которых сопровождался отказом от прошлого и кардинальным поворотом к новым целям (Рис. 1), в отличие от западных стран, где развитие страховой системы происходило естественным образом, планомерно и поступательно. Вот почему такие страны как, например, Англия и Германия – страны-основательницы науки страхования, двигаясь согласно выбранному курсу путем накопления опыта и практики прецедентного права (Англия), сегодня имеют стабильные страховые институты, насчитывающие более чем полутора столетнюю историю последовательного развития.

Однако в целом, в настоящее время очевидна позитивная тенденция развития российской практики страховых взаимоотношений. Уровень страховой культуры повышается, современные игроки рынка уделяют более пристальное внимание проблемам страхования. Однако на пути к построению системы страховой защиты руководители предприятий допускают ряд типичных ошибок. Большинство российских промышленных предприятий привыкло при формировании страховой защиты полностью полагаться на мнение страховой компании. Решение о заключении договора страхования может быть продиктовано требованиями третьей стороны, банков, кредиторов, контрагентов по договору страхования либо законодательства. Основной же целью организации страхования является минимизация убытков бизнеса путем получения страховых возмещений. Однако данная первостепенная задача остается в тени, отечественные страхователи не ожидают получения страховых сумм. Таким образом, для многих Компаний страхование продолжает оставаться теоретической возможностью и не рассматривается в качестве реального инструмента достижения финансовой стабильности Компании за счет получения возмещений по возникающим убыткам.

Между тем, как известно, страхование является одним из основных методов снижения риска. Однако успешному функционированию данного инструмента в нашей стране препятствует ряд объективных причин. Представления о системе страховых взаимоотношений в российском бизнес-сообществе характеризуются недоверием к Страховым компаниям. Статистика случаев невыплаты страховых возмещений весьма показательна и заставляет взглянуть в лицо действительности: страховщики избегают выплат страхового возмещения, по крайней мере, выплат в полном объеме. Также зачастую неубедительны причины задержки сроков выплаты страховых сумм. В процессе организации страхового обеспечения Страхователь сталкивается с типичным набором проблем.

Первоочередной задачей руководителя, принявшего решение об организации страховой защиты, является выбор надежного страховщика. Серьезной опасностью на данном пути выступает угроза банкротства контрагента. Оценивая статус страховой компании, потенциальные страхователи традиционно ориентируются на показатели рейтингов. Однако не секрет, что высокая позиция в рейтинге скорее является результатом успешной политики и позиционирования компании, и не служит ни безусловным критерием профессионализма, ни гарантией надежности. Известны случаи банкротства лидеров – крупнейших страховых и перестраховочных компаний, таких как Copenhagen Re, HIH, Independent, японской Taisei в 2001 году и Gerling, канадской LaSalle в 2002 году. Составить более обоснованную и достоверную картину позволяет применение методик оценки и выбора страховых компаний на основании совокупного показателя, отражающего результаты страховой, инвестиционной, перестраховочной деятельности, деловой репутации и динамики развития Компании. Данные методики оценки разрабатываются специалистами предприятия или приобретаются в качестве консультационных услуг.

Во-вторых, при заключении договора страхования не учитывается неизбежный конфликт интересов. Страховая компания – коммерческая организация, преследующая вполне конкретные экономические цели, в первую очередь – максимальную прибыль. Поэтому, стремлением любого Страховщика является формирование избыточной системы страховой защиты, которая позволит получать от клиента высокие страховые премии. Кроме того, при заключении договора страховая компания старается компенсировать убыточный вид риска менее убыточным. Таким образом, соблюдение интересов страхователя неизбежно имеет второстепенную ценность. Очевидно, что данный подход не соответствует интересам предприятия-страхователя, цель которого – застраховать максимум наиболее масштабных рисков по минимальной цене. Решением данной проблемы выступает самостоятельное выявление и оценка, расчет рисков предприятия. Также ответственные специалисты предприятия или независимые консультанты могут определить уровни франшиз и диапазоны лимитов ответственности по видам страхования.

Следующим негативным моментом является то, что помимо отсутствия желания, страховщик не обладает возможностью формирования оптимальных условий страхования, так как не располагает достаточным объемом информации о рисках и стратегических целях компании-страхователя. Страхователю предоставляется пакет информации о возможных модификациях процесса страхования с предложением выбрать наиболее приемлемый вариант. Характерной особенностью данного подхода является общий принцип: «Выбор из того, что может предложить страховщик». Фундамент Системы страховой защиты строится вне зависимости от привлекательности условий для потенциального страхователя и уровня соответствия нуждам Компании, т.е. до «знакомства» с конкретным страхователем и его потребностями. Однако насколько бы ни был широк спектр страховых услуг конкретной компании, реальные потребности предприятия-потенциального клиента неизменно «непредсказуемы» для страховщика и не могут быть предугаданы или предусмотрены в полной мере. Неэффективный шаблон системы страхования с множеством «пробелов» не сможет полноценно компенсировать убытки, а в таком случае, расходы на страхование неоправданны.

Можно привести ряд печальных фактов, возникших в результате выбора неоптимального перечня рисков, подлежащих страхованию. Так, ЗАО «Европейские технологии и сервис», владелец «Трансвааль-парка», подало иск в суд о выплате страхового возмещения в связи с обрушение крыши Трансвааль-парка 14 февраля 2004 г. к компаниям «Росгосстрах», которое страховало оборудование на общую сумму 8,799 млн. руб. и к «РОСНО», которое страховало здание, на сумму 175,7 млн. руб. Арбитражный суд Москвы отклонил иски, поскольку договоры страхования не предусматривали покрытие риска ошибок проектирования. Таким образом, выбор оптимальных для Компании условий и параметров страхования, позволяющих сформировать наиболее полное и действенное страховое покрытие, имеет приоритетное значение. Эта область и является задачей риск-менеджмента Компании, призванного самостоятельно разрабатывать программу страхования Компании, выявлять риски и определять уровни франшиз.

Предметом же основных разногласий сторон-участников процесса страхования остается вопрос о факте выплаты страхового возмещения. Убытки покрываются не в полной мере, с большими задержками сроков. Однако в большинстве случаев причиной этого служит неграмотность Страхователя в части основ страхования, незнание полного перечня своих прав по договору, невозможность сбора полного пакета документов, подтверждающих выплату возмещения, и, наконец, неспособность рассчитать ожидаемую сумму страхового возмещения. Способом решения выступает разработка Регламентов взаимодействия сторон в процессе страхования, определяющих четкий порядок действий и детально описывающих процедуры заключения и исполнения договора страхования, урегулирования убытков по страховым случаям, распределяющих ответственность и лимиты компетенции как между структурными единицами внутри Компании, так и в процессе взаимодействия со страховой компанией. Подобные Регламенты согласовываются и утверждаются Страховщиком и Страхователем и приобретают статус внутренних нормативных документов Компании.

В связи с вышесказанным, возникает вопрос о правильности сложившегося подхода к формированию страховой защиты предприятия, при котором «тональность» процесса задается СК-страховщиком. Фундамент Системы страховой защиты строится вне зависимости от привлекательности условий для потенциального страхователя и уровня соответствия нуждам Компании, т.е. до «знакомства» с конкретным страхователем и его потребностями.

Тем не менее, страхование остается эффективным методом борьбы с возможными убытками бизнеса. Обозначенные проблемы требуют от руководителей и риск-менеджеров предприятий более активного участия в формировании системы страхового покрытия. Компании могут и должны самостоятельно разрабатывать методы снижения рисков и борьбы с негативными тенденциями рынка в целях контроля за соблюдением собственных интересов.

В настоящее время все большее число российских компаний приходит к осознанию возможности и необходимости построения эффективной системы страховой защиты на предприятии. К таким предприятиям можно отнести ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «МегаФон», ОАО «СИБУР Холдинг» и другие ведущие компании различных секторов экономики. Другие компании следуют их примеру и начинают разработку проектов по внедрению комплексной процедуры страхования или отдельных ее элементов. В качестве исходной точки отсчета принимаются собственные интересы и желаемые параметры процесса, что является очевидным преимуществом подхода. Модель страховой защиты создается сотрудниками компании с привлечением независимых экспертов и консультантов и учитывает специфику деятельности предприятия, соответствие стратегическим целям компании. При самостоятельной разработке процесса компания имеет возможность уделять внимание акцентам и определять желаемые «константы» процесса: оптимальные условия страхования, принципы расчета страховой премии, перечень рисков.

Данная модель естественным образом получает распространение в практике страхования отечественных предприятий. Не только потому, что никто лучше сотрудников и структурных единиц компании не знает нюансов, проблем и «узких мест» предприятия, а главным образом по причине того, что самостоятельная разработка помогает смягчить упомянутый выше конфликт интересов и предоставить на рассмотрение Страховщику собственное видение проблемы и заявить желаемые результаты процесса в качестве ориентиров при составлении договора. Более того, недостаточно однажды заключить договор страхования – необходимо актуализировать его в соответствии с требованиями законодательства и рынка, динамичными условиями конкурентной среды. Страхование как бизнес-процесс – «капризен» и требует непрерывной отладки, и качественно адаптировать его способны лишь компетентные специалисты компаний или профессиональные консультанты.

Стоит ли «игра свеч» – решать каждому Страхователю самостоятельно, между тем, оптимально функционирующая система страховой защиты позволяет снизить величину страховых премий как минимум в 1,5 раза… Результатом построения комплексной системы страхования является процесс, изначально ориентированный на соблюдение интересов предприятия-страхователя, сочетающий собственные методики выявления и оценки рисков, методики выбора и оценки страховых компаний. Качественный эффект от установки страховой защиты может быть выражен в формализации и оптимизации процедуры страхования, налаживании механизма действия страхового покрытия, формировании четких алгоритмов действий на каждом этапе процесса страхования, формулировании четкого понимания целей и обязанностей в рамках внедрения бизнес-процесса для специалистов различных уровней организационной структуры, стандартизации принципов учета и отчетности по процессу, и, как следствие, - в повышении эффективности бизнеса. Из сказанного выше можно заключить, что внедрение системы страховой защиты и оптимизация ее с позиций предприятия.

Современные педагогические технологии как объективная потребность.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить

А. Дистервег

В настоящее время существует много проблем в организации учебного процесса. Каждый учитель сталкивается с проблемами: Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Чем плохо слово методика? Современный урок имеет ли корни? Что придаёт современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Какие характеристики он может иметь? Каковы критерии оценки современности урока?

Для этого необходимо использовать различные педагогические технологии. Наш фестиваль отражает современный взгляд на организацию учебного процесса.

Понятие «педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, своей задачей оптимизацию форм образования. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения. Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  1. цели обучения;
  2. содержание обучения;
  3. средства педагогического взаимодействия;
  4. организация учебного процесса;
  5. ученик, учитель;
  6. результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий – термина ставшего довольно популярным в последние десятилетия:

  1. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка» );
  2. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);
  3. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передачи информации. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен уметь организовать учебную деятельность и управлять ею. Реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Только они помогут сформировать у наших учеников способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать применяемые решения и четко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Педагог создает особые условия, обеспечивающие деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме

С основными параметрами сравнения традиционной и инновационной педагогики вас познакомит Ф.А.Утякаева.

Традиционная и инновационная педагогика

Чтобы осознанно и обоснованно выбирать педагогические технологии, проектировать их самим, необходимо понимать их сущностные характеристики, реальные возможности.

Существует более ста различных педагогических технологий. Мы попробуем разобраться в их богатстве и разнообразии.

  1. Традиционная педагогическая технология

Нет силы более могущественной, чем традиция.

Ф. Энгельс

Традиционное обучение подразумевает классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в 17 веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским. Характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда школьника.

Позиция ученика: Ученик – подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный «винтик».

Позиция учителя: Учитель – командир, единственное инициативное лицо, («Всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящий стрелы»

Методы усвоения знаний основываются на: сообщении готовых знаний; обучении по образцу; индуктивной логике от частного к общему; механической памяти; вербальном изложении; репродуктивного воспроизведении.

  1. Игровые технологии

Раздражительный наставник не наставляет, а раздражает.

Святитель Московский Филарет

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

  1. Технологии личностно-ориентированного обучения

Дари себя детям!

Ш.А Амонашвили

  1. Технология поддержки ребенка . Данная технология подразумевает помощь ребенку в его личностном росте. Наиболее полно она разработана зарубежными педагогами по гуманистической психологии.
  2. Педагогика сотрудничества . Такое название было дано группой педагогов-новаторов: К. Ушинский, Н. Пирогов, Л. Толстой, С. Шацкий, В. Сухомлинский, А. Макаренко. Как целостная технология педагогика сотрудничества не воплощена в конкретной модели, но ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
  3. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Учитель должен любить и понимать ребенка, верить в свои педагогические способности, быть добрым, откровенным и искренним.
  4. Разноуровневое обучение. В классах с уровневой дифференциацией учащиеся делятся на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном, базовом и вариативном уровнях.
  5. Технология полного усвоения знан ий. Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса .
  6. Метод проектов – вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний .
  7. Дальтон-технология – сочетает в себе кабинетное обучение с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Она наиболее близка к методу проектов.
  1. Технологии развивающего обучения

Любая личность развивается

Л.Карсавин

  1. Дидактическая система Л.В. Занкова. Способствует общему психическому развитию школьников. Акцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.
  2. Система содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особое внимание уделяется теоретическому мышлению школьников.
  3. Развивающее чтение – как интегральное понятие возникло на пересечении педагогики развивающего обучения и развития речи.
  1. Технология коллективного взаимообучения

Обучение - это общение человека с человечеством.

А. Петровский

Технология группового обучения. Разновидности групповых технологий:

  1. групповой опрос;
  2. общественный смотр знаний;
  3. учебная встреча;
  4. диспут;
  5. нетрадиционные уроки.
  1. Проблемное обучение.

Нужно выслушать человека таким, каков он есть

Л.Шестов

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

  1. Обучение на интегративной основе

Только сознание общих задач и конечных идеалов

Делает человека стойким и последовательным

С.Л. Франк

Обучение на интегративной основе предполагает вести интегрированные курсы (например, МХК, общество: история и социальные дисциплины).

  1. Витагенные технологии

Безжалостная действительность уничтожает иллюзию

В.Ф.Эрн.

Витагенная педагогика базируется на ряде принципов:

  1. опора на жизненный опыт ученика – главный путь превращения знаний в ценность;
  2. жизненный опыт дает личности возможность реализовать потенциальные возможности в образовательном процессе;
  3. жизненный опыт должен использоваться многомерно;
  4. актуализация интеллектуального потенциала ученика должна базироваться на самоуважении личности.
  1. Этнокультурные технологии

Национальность проявляется в культурном творчестве

С.Н. Булгаков

Этнокультурные технологии - поликультурное образование.

  1. Компьютерные (информационные) технологии

Могущество разума беспредельно

И.Ефремов.

Так называют все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».

  1. Технология программированного обучения

Научимся программировать - научимся обучать

А.Берг

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)

В основе программированного подхода лежат три представления об обучении:

Как процессе управления;

Информационном процессе;

Процессе индивидуализированном.

Программированное обучение включает в себя: блочное и модульное.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы выбрали педагогические технологии: игра как форма обучения, развивающее обучение, модельное обучение, метод проектов, компьютерные.




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png