Газобаллонное оборудование или, как принято в народе, ГБО – довольно-таки сложная система различных устройств, которая направлена на подачу в двигатель газообразного горючего. Помимо основных структурных элементов по типу баллона для газа или путепроводов для его подачи в мотор, система имеет электронный «мозг». Последний позволяет управлять ГБО и диагностировать его неисправности в довольно-таки удобном режиме. Диагностика и настройка оборудования происходит посредством соединения его «мозга» со специальным кабелем. Более подробно о предназначении такого шнура, принципах его функционирования и использования поговорим в представленном ниже материале.

Устройство и предназначение устройства

Ни для кого не секрет, что практически все составляющие конструкции современных автомобилей имеют электронное управление. Газовое оборудование машин не стало тому исключением, поэтому для контроля его работы используется специальный блок управления, являющийся электронным «мозгом» узла. Кабель для ГБО требуется для управления этим блоком удобным для человека способом, то есть посредством специальной программы на компьютере.

Газовое оборудование соединяется с электронной вычислительной машиной через специальный диагностический разъём, который, как правило, располагается неподалёку от блока управления. Подобное соединение позволяет достичь следующих целей:

  • Во-первых, провести настройку ГБО, что необходимо для стабильно правильной работы узла;
  • Во-вторых, осуществить установку новой программы на газовое оборудование, которая нужна при изменении его конфигурации или желании настроить работу узла кардинально по-новому;
  • И в-третьих, провести иные работы диагностического характера, что довольно-таки важно для организации стабильной и безопасной работы ГБО.

Повторимся, диагностика и настройка оборудования происходит через компьютер, поэтому для их организации требуется:

  1. Заполучить кабель для диагностики ГБО именно от того производителя, что установлено на вашем транспортном средстве;
  2. Подготовить ноутбук;
  3. Скачать и установить на него соответствующее программное обеспечение для проведения необходимых манипуляций.


Стоит отметить, что большинство видов известных во всем мире газовых установок, например — от производителей «Stag», «Digitronic» и «AGIS», работают на схожих по устройству и принципах программной организации блоках управления, поэтому найти универсальный кабель для ГБО в магазинах или сделать его собственноручно не столь сложно. Некоторые мастера в «газобаллонном» деле, конечно, не рекомендуют использование такого девайса, однако практика показывает – использовать их совершенно безопасно, ибо программных сбоев в работе электронных «мозгов» разных типов они не вызывают. К слову, универсальные кабели уже не раз были проверены при настройке тех же газобаллонных системы от Stag, Digitronic и AGIS.

Совместимость ГБО с конкретными кабелями

Ранее уже было упомянуто, что, несмотря на общую схожесть строения блоков управления разных ГБО, для их настройки используются специализированные кабели. Во многом это связано с двумя особенностями газового оборудования:


Безусловно, можно купить и универсальный кабель, но он заметно дороже любого профильного шнура, поэтому для индивидуального пользования лучше приобретать девайсы, предназначенные именно для вашего типа ГБО. К слову, стоимость последних находится в пределах 500-1500 рублей, в то время как универсальные кабели продаются по цене от 2000.

Учимся делать универсальный кабель своими руками

При желании и наличии некоторых навыков в электронном деле любой автомобилист в силах сделать универсальный кабель для ГБО своими руками. В типовом варианте для достижения этой цели понадобятся:

  • телефонные кабели формата «DCA-510», «DKU-5» или «CA 42-45» на чипах «PL-2303» или «MAX232»;
  • паяльник;
  • изолента;
  • 3-жильный провод;
  • фишка для подключения сделанного девайса в стандартный разъём блока управления ГБО.

Непосредственно процедура создания кабеля проходит в следующем порядке:



Подготовив девайс, его можно использовать по прямому назначению. Для общей информации давайте рассмотрим и порядок его использования, который заключается в исполнении следующего алгоритма:

  1. Подготовьте ноутбук;
  2. Скачайте и установите на него диагностическую программу конкретно для вашего типа ГБО;
  3. Соедините блок управления оборудования подготовленным кабелем с ноутбуком;
  4. Запустите диагностическую программу;
  5. Проведите необходимую настройку или диагностику ГБО, после чего разъедините созданную сеть.

Как видите, особых сложностей в использовании и создании кабеля для газового оборудования не имеется. Особенно просто будет тем автомобилистам, которые в процессе диагностики или настройки ГБО будут пользоваться представленным сегодня материалом. Надеемся, статья была для вас полезна. Удачи в ремонте и на дорогах!

Когда твоя машина плохо едет, постоянно тебя чем то мучает, то никакого удовольствия от езды не получаешь. Пока доехал до работы — устал, едешь уставший с работы — приезжаешь как выжатый лимон. А если еще и лампа «CHECK» горит — то настроение опускается ниже плинтуса.

По правильному загорелась лампа ошибки движка или просто плохо едет надо направляться на СТО. Как показывает время и опыт, профессионалов на СТО все меньше и меньше. Есть конечно еще деды мотористы, на слух определяющие степень обжатия головки блока, но что они сделают с умной электроникой современных авто? Правильно, надо ехать на компьютерную диагностику. И Вам сильно повезет если попадется толковый диагност со знанием строения двигателя внутреннего сгорания.

Вот однажды достался мне на пару недель автомобиль «Ланос» с установленным ГБО (газо баллонное оборудование). Машинка не новая, 2002 года, но ездит резво, на бензине. На газу постоянные дерганья, вялый разгон. В общем пока доберешься до работы через пол Киева, кучу нервов потратишь. Но когда едешь не спеша в пригороде — лепота. Большой город не любит вялой езды и я решил заскочить к «профессионалам». Мотористы сказали проблемы с ГБО, газовщики — настройте сначала на бензине. В общем замкнутый круг получился.

Решил разобраться сам. Погуглив и прочитав форумы проверил все датчики — работоспособны. А как проверить правильную работу ГБО — это вопрос. А ответ такой: нужен кабель и программа в ноутбуке. Газовые мозги Tamona Tgstream-PM, вот такая коробушка:

Покупать фирменный шнур — жаба душит, не фирменный тоже не хотелось. А вдруг не подойдет, ждать нужно и денег тоже стоит. Погуглив тот же гугл, вычитал, что можно сделать из дата кабеля от старой мобилки. Интересно, кабель от мобилки подходит к контроллеру ГБО. Как оказалось контроллер ГБО общается с ПК по протоколу UART (в простонароде rx-tx. А где взять дата кабель от мобилы? Лет 10 назад было где, а сейчас? Буквально по следующей ссылке поисковика предлагают сделать кабель из китайского свистка TTL to USB. У меня к сожалению такого нет, пользуюсь USB ISP.

Как оказалось, среди автолюбителей нет радиолюбителей, поэтому и накидал эту статейку. Все режут кабеля от мобилок, заказывают именно «специализированные» переходники. НО! Все современные радиолюбители знают о существовании платформы Arduino. В частности Arduino UNO программируется и общается с ПК просто по голому USB шнурку, при этом именно по протоколу UART. Подойдет любая Ардуинка которая шьется без программатора, на плате которой распаян чип CH340T.

Собираем на коленке наш шнур. Минута работы паяльником, нам надо закоротить лапку ресет на землю, отключая тем самым микроконтроллер и по сути получаем тот же TTL to USB. Подключаем к пинам rx, tx и gnd провода. Ищем в интернете распиновку дигностического разъема вашего ГБО. У меня Tamona Tgstream-PM и вот ее разъем (разъем папа):


Tamona Tgstream-PM

Такого разъемчика у меня, конечно, не было. Я взял крокодилы-перемычки, одним концом «укусил» за провода от ардуины, другим за будущий штекерок, который будет вставляться в разъем. В роли штекерка выступает светодиод. Его две лапки играют роль подпружиненных контактов. Все оголенности изолирую на скорую руку изолентой.




Пихаем нашу плату в корпус, что бы не коротнуло. Ну вот и все, кабель готов!




Ищем и грузим нужный софт. Для ГБО Tamona качаем , для другого ГБО придется Вам самим поискать. Драйвер для ардуины на китайском чипе CH340T качаем , там и инструкция хорошая по его установке.

Теперь подключение к авто. В блоке управления Tgstream разъем программирования совмещен с разъемом кнопки управления. Отсоединяем его. первым делом включаем зажигание и ищем плюсовой провод, нашли +12В и крепко накрепко забываем про него, ни в коем случае ничего в него не пихаем, а то можем сжечь даже ноутбук. +12 можно временно заткнуть спичкой или кусочком зубочистки, на всякий случай. Далее ищем землю в разъеме и подключаем к ней землю ардуины. Потом подключаем rx и tx в соответствии с найденной схемой или методом научного тыка, их можно менять местами и все будет норм. О правильности подключения свидетельствует сигнал об установленном соединении в программе настройки ГБО.




Ну вот собственно и весь кабель для диагностики и программирования ГБО. А уже как настраивать газовую систему ищите в интернете, тут я вам не советчик. Скажу только, что по подсказкам и рекомендациям из интернета, мне удалось добиться отличной работы автомобиля на газу по сравнению с предыдущими установками криворуких мастеров.

В итоге, я потратил целых 0 денег и 15 минут ручной работы на пайку и упаковку проводов. Конструкция красотой не блещет, но если надо прям сейчас и бесплатно, то вполне сойдет. В голове, конечно, зародилась мысль сделать нормальный кабель. Для этого придется заказать TTL to USB свисток и разъем из Китая. Как пишет интернет, разъем подходит от бензонасоса автомобиля ВАЗ.

В дополнение хочу сказать, что этот кабель можно использовать и для диагностики ЭБУ автомобиля, если блок управления поддерживает протокол UART.

Всё началось с того что я установил ГБО… Бензин нынче есть дорогое удовольствие. А так как я всегда привык делать всё сам в пределах возможного конечно, то я решил купить кабель для ГБО (Tamona). Порыскал по просторам нашего интернета и пришёл в ужас от того какие цены простого куска кабеля с ЧИПом. Начиная от 700 и выше… Вплоть до 3500 на универсальные…Я решил сделать его сам… Начал рыскать по интернету. Оказывается на моё ГБО кабель можно сморганить используя Pl2303 USB в RS232 TTL модуль адаптер конвертер с PL2303HX. Заказал я его на Алиэкспрес. Вот ссылка: ru.aliexpress.com/item/PL…PL2303HX/32583699491.html
Стоимость за штуку – 49р08коп… Минимальная партия – 5 штук. Итого 250 рублей…


Разъём я заказывал вот тут: ru.aliexpress.com/item/Ne…-Plug-Set/1969049625.html
Стоимость за (папа-мама) – 48р 45коп. минимальная партия – 10 комплектов. Итого – 484р52коп
Всё пришло точно и в строк. Разъёмы через 2 недели а ЧИПы через 3 недели с хвостиком.

Что нужно сделать с адаптером.
1. Распаковываете и берёте в руку. Берёте кусачки и откусываете две ножки (+5 В и +3.3В). У нас остаются 3 ножки. (Земля, RXD, TXD)

2. Нужно обязательно удалить два светодиода (синий и зелёный свет). Они показаны на фото. Помечены красным квадратом.

Они маленькие. Удалял их следующим образом. Т.К. паяльника с таким жалом у меня нету то я брал фотик. Ставил его на штатив. Штатив закреплял на столе. Делал максимальное увеличение. Получается электронная лупа. Потом брал канцелярский нож. И самым кончиком подковыривал пайку потихоньку слой за слоем снимал олово до тех пор пока не смог зацепиться за светодиод и выломать его. Потом всё кончиком ножа подчистил. Кто сможет паяльником – ради бога.
3. Потом напаял провода. Заизолировал их. И всё это поместил в термотрубку.

4. Собираем разъём. Там не на пайке. Там штырки под обжим их пассатижами. Вставляем и фиксируем штырки как на фото.

5. Всё кабель готов.
Теперь нужно установить драйвера.
1. В адресной строке браузера наберите слово – Prolific. Короче не маленькие. Интернетом пользоваться умеете. Скачиваете дрова под свою систему. Устанавливаете.
2. Ссылка к примеру -


3. У меня к примеру работают дрова от 2007 и 2008 года. Более новые работать не хотят.
4. Устанавливаете дрова. Вставляете адаптер в порт. Входите в диспетчер устройств. Должно появиться строка ПОРТЫ COM и LPT . Открываем эту строчку. И если устройство не определилось жмём на обновить. Что б не описывать очень многое если дрова не стали то наберите на Ю-Тьюб фразу - prolific установка драйвера. Смотрите. Там всё расписано.

Теперь как его проверить?
1. Т.к у всех уже стоит W7 и выше то там в ОС уже нет этой проги. А нам нужна программа « hypertrm ». В интернете найдёте. Там их куча. Ну вот к примеру:
sysadminblog.ru/admin/201…na-windows-7-8-81-10.html
2. Запускаете терминал. Далее смотрим видео или наоборот сначало смотрим…

В продолжение темы хочу поделится печалькой и как я её решил.

Кабель я сделал с ЧИПа 2303. Процесс пайки я писал тут. Почитайте мою ленту. В двух словах: Собрал кабель. Он вообще не видит мозг. Порылся в нете на этом форуме вычитал что надо выпаять на плате два светодиода. Я о них писал выше. Я так понимаю они стоят паралельно и дополнительно шунтируют по нагрузке. Выходным каскадам на ЧИП не хватает мощности при этом сигнал падает ниже нижнего. И мозг не видит. Выпаял диоды. Соединение неустойчивое. Оно то есть то нет. Автокалибровку делал - ругался на чём мать стоит. Срывается соединение и хоть ты кол на голове чеши. Хорошо думаю. Надо двигаться в этом же направлении а именно увеличивать нагрузочную способность выходных каскадов. Надо сделать что то типа буферного усилителя (устройства). Т.к на USB уже есть 5 В и на плате PL2303HX Prolific они выводятся то почему бы их не использовать для питания ТТL микросхемы. Связь 2303 с мозгом происходит на TTL уровнях. Поэтому я использовал К155ЛА8, можно К155ЛА3. Это 4 элемента логики 2И-НЕ. Что-бы не менять полярность импульсов я спаял 2 элемента на вход 2 элемента на выход.RX - это вход TX - выход. Первое же подключение меня обрадовало. Соединение устойчивое и не срывается.


Приветствую читателей, задумался я о шнуре для гбо. Потому что ездить к установщикам неудобно, да и их квалификация оставляет желать лучшего! А ездить к ним приходились, даже при банальной замене фильтров.
Поэтому принял решение изготовить шнур, покупать отказался сразу т.к. цена кусается, да и с паяльником дружу.
Для изготовления шнура нам потребуется:
- Шнур от старого телефона на основе миросхемы PL-2303 (в данном случае от старого самсунга). Эти шнуры имеют обычно посередине коробочку с микросхемой.
- Разъем бензонасоса ваз
- Паяльник
- Прямые руки.
Для начала заходим на сайт pinouts.ru/CellularPhones-P-W/ и там ищем свой шнур и распиновку его. Нам потребуются минус , RxD и TxD . Плюс не используется. Дальше разбираем разъем шнура который вставлялся ранее в телефон и оставляем нужные нам провода, остальные изолируем, ликвидируем ну незнаю что вы с ними сделаете. К разъему бензонасоса я припаял небольшой провод, чтобы был шнур подлиннее.


Незабываем про термоусадку или изоленту.


Набросал схемку с моей расцветкой проводов, в вашем случае она может отличаться.



Столбик слева это телефонный шнур а справа это разъем бензонасоса. Припаять окончательно сразу можно только минус, плюс не нужен а 2 сигнальных провода пока на скрутку! Устанавливаем на компьютер программу настройки гбо, в моем случае вот это www.lovato.ru/43 и идем в машину. Дальше все делается на свой страх и риск, и гарантировать что шнур заработает и не повредит вашему оборудованию я не буду! Подключение шнура следует выполнять при выключенном зажигании, а лучше отключить акб) У меня программа сразу ничего не увидела, поменял местами два сигнальных провода и вуаля заработало. Отключаем шнур от гбо, спаиваем остальные провода, изолируем пайку, шнур готов!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png