Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трёх войн, кавалер ордена Красной Звезды. Мать - Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Образование

АвтоВАЗ

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод ; в 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 .

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

На церемонии продажи первого автомобиля LADA 4x4 Urban присутствовал "крестный отец" ВАЗ-2121 "Нива" Пётр Михайлович Прусов. Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, которое главный конструктор "Нивы" дал главному редактору Официального ЛАДА Клуба Юрию Ефимову.

Петр Михайлович, у нас за спиной находится автомобиль ЛАДА 4х4 Урбан. Мнение неоднозначное вокруг этого автомобиля, в связи с тем, что у него появились пластиковые бампера. Любители внедорожников говорят, что это плохо для автомобиля, предназначенного для внедорожной эксплуатации. Любители городской езды, наоборот, говорят, что им нравится. Выскажите свое мнение, как человека, который много лет посвятил этому автомобилю ЛАДА 4х4, когда он еще назывался «Нива». Ваше мнение? Что Вы можете сказать об этом автомобиле?

Если бы этот автомобиль предлагался взамен «Нивы», я бы, в первую очередь, все остальное оставил, кроме бамперов. Бампера бы не «дергал». Но это ведь – модификация. Это дополнение, конечно. И поэтому, я думаю, это имеет место быть. Вы вспомните: когда было общее падение рынка (речь идет о постперестроечных годах - прим.ред.), мы тогда «родили» кучу модификаций на базе «Нивы» - и пикапы, и фургоны, и 5-дверные версии и 3-дверные. Сегодня время пришло и надо опять рынку предлагать различные варианты. Поэтому как вариант ЛАДА 4х4 Урбан вполне может существовать.

Я сейчас разговаривал с господином Москалюком, который вел до недавнего времени проект ЛАДА 4х4. Он расссказал, что в будущем (около полугода) может быть представлен автомобиль, который займет нишу экстремального варианта ЛАДА 4х4. Вы об этом знаете? Что-то слышали?

Знаю, я об этом слышал. Но я хочу сказать, что экстремальная «Нива» - это узкая ниша, поскольку у «Нивы» достаточно перспектив без этого. Это предложение (при этом Пётр Михайлович показывает на ЛАДА 4х4 Урбан, стоящую у него за спиной), по моему мнению, по количеству продаж на рынке будет больше, чем экстремальный вариант. Но я опять повторю, что я выступаю за то, чтобы сейчас, пока не вышел новый автомобиль, вариантов бы было как можно больше.

Как человек, который имел непосредственное отношение к рождению этого автомобиля, то есть к прототипу, по крайней мере, и к базовому автомобилю, скажите: оглянувшись на много лет назад, что бы Вы в нем изменили?

По крупному я бы изменил одну вещь: я бы не стал делать раздаточные коробки отдельно. Потому что, еще когда я занимался этим вопросом, меня уговорили на такой вариант, поскольку (все уже наверное забыли) первоначальная программа выпуска автомобиля была 25 тысяч. Потом она стала 50 тысяч, еще позже 75 тысяч. Но первоначально программа была рассчитана на выпуск 25 тысяч автомобилей, и это наложило свой отпечаток на мое решение. Сегодня, если бы этот проект начали с самого начала, я бы принципиально ничего не менял в «Ниве». Но я не стал бы делать вынесенные раздаточные коробки.

Когда вы и ваш коллектив занимались конструированием «Нивы, вы предполагали, что этот автомобиль проживет так долго?

Честно признаюсь – нет. По двум причинам нет. Во-первых, так долго не живут. Во вторых, я вам напомню, что «Шеви-Нива» - это «Нива», которая должна была заменить существующий автомобиль. Но так получилось, что название продали СП с General Motors. Я вам могу сказать, что по закону, когда был подписан контракт, эта «Нива» (нынешняя ЛАДА 4х4 - прим.ред.) должна была закончиться в 2005 году. Это потом мы подняли общественное мнение, подняли Ассоциацию автомобильных инженеров. Был там такой журнал, который назывался «4х4». Название осталось, но журнал, конечно совершенно другой. Подняли Союз товаропроизводителей, который возглавлял Рыжков. Мы обратились в антимонопольный комитет, и он признал эти пункты никчёмными. Поэтому она жива до сих пор. Но опять я повторяю, автомобиль, к великому сожалению, не коньяк. С возрастом он не становится лучше и поэтому менять его уже надо.

В Тольятти в возрасте 75 лет скончался знаменитый советский и российский автомобильный конструктор Петр Прусов, создавший вездеход ВАЗ-2121 «Нива».

Знаменитый отечественный инженер-автомобилист Пётр Михайлович Прусов ушел из жизни в возрасте 75 лет, не дожив считанных дней до 40-летнего юбилея созданного им автомобиля - всемирно известного вездехода ВАЗ-2121 «Нива».

Об этом сообщает официальный сайт концерна АвтоВАЗ.

6 января создатель знаменитой машины отметил 75-летний юбилей, а до сорокалетия с начала серийного выпуска главного советского внедорожника, созданного 5 апреля 1977 года, он не дожил.

"Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом - легендарной ВАЗ 2121 «Нива», которая сегодня носит имя LADA 4x4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Весь коллектив АвтоВАЗа глубоко скорбит об этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией", - отметил президент ПАО АвтоВАЗ Николя Мор.

Церемония прощания с Прусовым пройдет 21 марта 2017 года в Спасо-Преображенском Соборе города в Самарской области, а похороны состоятся на Тольяттинском городском кладбище.

Пётр Михайлович Прусов родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР.

Он был пятым и последним ребёнком в семье.

Отец - Михаил Владимирович Прусов, бригадир колхоза, участник боевых действий трех войн, кавалер ордена Красной звезды.

Мать - Ольга Емельяновна Прусова (урождённая Лакисова), рабочая колхоза, удостоена ордена «Знак Почёта» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

В 1958-1962 годах учился в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства (Лиозненский район Витебской области).

Одновременно поступил в 1961 году в Горыгорецкую сельскохозяйственную академию, которую вынужден был оставить после 1-го курса.

Короткое время работал инженером по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района.

Осенью 1962 года его призвали на службу в армию и в 1963 году оказался в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире - на разминировании алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ. Здесь Прусов получил тяжёлое ранение.

В 1965-1970 годах учился в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я. Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы». С 1967 года подрабатывал на заводе «Коммунар».

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод. В 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

С апреля 1972 года Петр Прусов - ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121 «Нива» .

К слову, в одном из интервью создатель «Нивы» рассказал, что автомобиль назвали в честь детей Прусова - Натальи и Ирины, а также детей первого главного конструктора ВАЗа В. С. Соловьёва: Вадима и Андрея (по первым буквам имен).

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он - начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1986 году защитил диссертацию на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР».

В 1988-1998 годах - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора Производственного объединения «АвтоВАЗ».

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Имеет многочисленные награды и звания: Награждён орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991); «Заслуженный машиностроитель РФ» (1984), «Заслуженный конструктор РФ» (1995); Почётный гражданин Тольятти (2012); Почетный гражданин Самарской области (2016).

Церемония прощания пройдет 21 марта с 11.00 в Спасо-Преображенском Соборе Тольятти. Похороны состоятся на Тольяттинского городском кладбище.

«Я выражаю самые искренние соболезнования семье и родным г-на Прусова», – заявил Президент ПАО «АВТОВАЗ» Николя Мор . «Петр Михайлович был великим человеком, создателем первого в мире внедорожника с несущим кузовом – легендарной ВАЗ 2121 «Нива», которая сегодня носит имя LADA 4×4 и остается крайне популярной в России и за рубежом. Вдвойне печально, что он ушел в год празднования 40-летнего юбилея своего автомобиля, буквально несколько дней не дожив до памятной даты 5 апреля. Весь коллектив АВТОВАЗа глубоко скорбит этой потере. Завод берет на себя расходы, связанные с погребальной церемонией».

Петр Михайлович Прусов родился в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области в 1942 году. После окончания Запорожского машиностроительного института в 1970 году пришёл на Волжский автомобильный завод в Тольятти, где начал свою трудовую деятельность инженером – конструктором, а уже в 1972 году был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 «Нива».

Петр Михайлович Прусов – создатель Нивы ВАЗ 2121

Пётр Прусов принимал участие в разработке многих других моделей АВТОВАЗа, а с 1998 до 2003 года он был главным конструктором предприятия. В качестве заместителя главного конструктора по проектированию, а затем и главного конструктора принимал участие в проектировании ВАЗ 1111«Ока», семейства автомобилей ВАЗ 2110 и Samara 2, ВАЗ 2123, семейства автомобилей Kalina, а также ряда концептуальных моделей.

В марте 2003 года в связи с уходом на пенсию, освобожден от должности главного конструктора, однако продолжил активную работу на предприятии. В 2007 – 2014 являлся ведущим инженером-конструктором отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля ПАО «АВТОВАЗ». В 2007-2011 гг. – руководитель рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA в Чеченской Республике. С февраля 2017 года Петр Прусов работал советником вице-президента по персоналу и социальной политике ПАО «АВТОВАЗ».

2,288 Прочитали

6 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня рождения Петра Михайловича Прусова, бывшего главного конструктора АВТОВАЗа, создателя легендарного автомобиля «Нива». «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

С тех пор автомобильный рынок изменился кардинально, но до сих пор «Нива» не только не сошла с мировой сцены, но пользуется устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынке.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы», была предложена впервые. Это был первый самостоятельный и самый удачный проект ВАЗа. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении: Япония догнала СССР в этом сегменте только к 1990 году; «Нива» была единственным советским автомобилем, который закупался Японией для реализации на собственном внутреннем рынке; до сих пор в Японии существуют и активно действуют фан-клубы любителей «Нивы».

«Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира, её собирали из разобранных машинокомплектов в 6-ти странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента местного рынка. Во Франции же «Нива» длительное время была вообще культовым автомобилем.

В досье «Нивы» – гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет этот автомобиль работал в качестве основного транспортного средства на советской полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена; десятки побед на международных ралли, в том числе Париж-Дакар; в 1998 году «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест (Республика Непал) на высоте 5200 м.; в 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире.

В 2002 году совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» начало производство автомобиля «Шевроле-Нива», проект ВАЗ-2123, созданный в процессе глубокой и коренной модернизации конструкции «Нивы». Впервые в мировой истории зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию: такого в мировой практике ещё не было.

5 апреля 2012 года исполняется 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как зам. главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М. Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Как технический руководитель, П.М. Прусов создавал производство автомобилей LADA на автосборочных предприятиях в Казахстане и Украине. С 2007 года по выбору стороны сотрудничества Пётр Михайлович является руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике.

П.М.Прусов был инициатором создания и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России и Российской Ассоциации автомобильных инженеров, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

Петр Прусов начал свою трудовую деятельность на АВТОВАЗе в 1970 году. Венцом карьеры стала должность главного конструктора автозавода – с 1998 по 2003 годы.

Во всех серийных моделях АВТОВАЗа, как снятых с производства, так и выпускаемых поныне, можно найти частичку "прусовского" участия. Полноприводный автомобиль, ведущим конструктором которого стал Петр Михайлович, совершил революцию в мировом автопроме, открыв популярнейший класс кроссоверов – комфортабельных вездеходов. "Нива", или как ее сегодня называют, LADA 4х4, работала на всех 6 континентах Земли и стала единственным российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.

Принимал Петр Прусов непосредственное участие и в разработке семейства автомобилей классической компоновки, переднеприводного семейства LADA Samara, автомобилей особо малого класса "Ока", семейств LADA 110, LADA Kalina. Вездеход ВАЗ-2123, ставший впоследствии Chevrolet NIVA, также создан при участии Петра Прусова. А сегодня на АВТОВАЗе стартовала разработка внедорожника третьего поколения – и опыт Петра Прусова уже был применен в этой работе.

Петр Прусов участвовал и в создании мелкосерийной техники, концептуальных проектов. Он разработал компоновку плавающего автомобиля специального назначения ВАЗ-2122, иициировал выпуск длиннобазовых вездеходов, пикапов и минивэнов на базе LADA 4х4. При участии Петра Прусова был создан ряд концептуальных моделей («Рапан», «Рикша», «Родстер», «Ока-2», проект 2151).

Коллеги Петра Михайловича отмечают его незаурядный организаторский талант, умение находить оригинальное решение в сложных ситуациях. Неслучайно руководство завода поручало ему наиболее сложные задачи, опыта решения которых еще не было. К примеру, Петр Прусов организовал в 70-80-е годы сильнейшую в СССР команду по международной сертификации автомобильной продукции. Это позволило экспортировать автомобили «Лада» в значительных объемах по всему миру…

П.М. Прусов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и «Золотой медалью Петра Великого», медалями ВДНХ. Его имя занесено в Книгу Почета АВТОВАЗа. Доктор наук, «Заслуженный конструктор РФ». Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России» в 2003-2008 годах и вице-президентом ААИ в остальные годы существования этой организации.

В 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире. Документальный фильм об этой экспедиции Нивы на Тибет.

Другие новости из рубрики "Общество"

Департамент информационного и цифрового развития министерства культуры РФ опубликовал на сайте ведомства результаты конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов на создание виртуальных концертных залов в 2020 году в рамках национального проекта «Культура».

21 сентября стартует регата среди крейсерских яхт на Кубок Самарского яхт-клуба «Волга» «Золотая осень». Маршрут гонки – «Самара – с. Винновка».

Благодаря усилиям активистов регионального отделения ОНФ в Самаре на улице Аэродромной, собственник территории демонтировал конструкции, предназначенные для организации торговых павильонов.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png