2,288 Прочитали

6 января 2012 года исполнилось 70 лет со дня рождения Петра Михайловича Прусова, бывшего главного конструктора АВТОВАЗа, создателя легендарного автомобиля «Нива». «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

С тех пор автомобильный рынок изменился кардинально, но до сих пор «Нива» не только не сошла с мировой сцены, но пользуется устойчивым спросом на внутреннем и внешнем рынке.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы», была предложена впервые. Это был первый самостоятельный и самый удачный проект ВАЗа. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении: Япония догнала СССР в этом сегменте только к 1990 году; «Нива» была единственным советским автомобилем, который закупался Японией для реализации на собственном внутреннем рынке; до сих пор в Японии существуют и активно действуют фан-клубы любителей «Нивы».

«Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира, её собирали из разобранных машинокомплектов в 6-ти странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедорожного сегмента местного рынка. Во Франции же «Нива» длительное время была вообще культовым автомобилем.

В досье «Нивы» – гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет этот автомобиль работал в качестве основного транспортного средства на советской полярной антарктической станции имени Беллинсгаузена; десятки побед на международных ралли, в том числе Париж-Дакар; в 1998 году «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест (Республика Непал) на высоте 5200 м.; в 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире.

В 2002 году совместное предприятие «GM-АВТОВАЗ» начало производство автомобиля «Шевроле-Нива», проект ВАЗ-2123, созданный в процессе глубокой и коренной модернизации конструкции «Нивы». Впервые в мировой истории зарубежный автомобильный концерн, пришедший на развивающийся рынок, взял для производства местный автомобиль, купив на него лицензию: такого в мировой практике ещё не было.

5 апреля 2012 года исполняется 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как зам. главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М. Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Как технический руководитель, П.М. Прусов создавал производство автомобилей LADA на автосборочных предприятиях в Казахстане и Украине. С 2007 года по выбору стороны сотрудничества Пётр Михайлович является руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике.

П.М.Прусов был инициатором создания и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России и Российской Ассоциации автомобильных инженеров, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

Петр Прусов начал свою трудовую деятельность на АВТОВАЗе в 1970 году. Венцом карьеры стала должность главного конструктора автозавода – с 1998 по 2003 годы.

Во всех серийных моделях АВТОВАЗа, как снятых с производства, так и выпускаемых поныне, можно найти частичку "прусовского" участия. Полноприводный автомобиль, ведущим конструктором которого стал Петр Михайлович, совершил революцию в мировом автопроме, открыв популярнейший класс кроссоверов – комфортабельных вездеходов. "Нива", или как ее сегодня называют, LADA 4х4, работала на всех 6 континентах Земли и стала единственным российским автомобилем, который официально поставлялся в Японию.

Принимал Петр Прусов непосредственное участие и в разработке семейства автомобилей классической компоновки, переднеприводного семейства LADA Samara, автомобилей особо малого класса "Ока", семейств LADA 110, LADA Kalina. Вездеход ВАЗ-2123, ставший впоследствии Chevrolet NIVA, также создан при участии Петра Прусова. А сегодня на АВТОВАЗе стартовала разработка внедорожника третьего поколения – и опыт Петра Прусова уже был применен в этой работе.

Петр Прусов участвовал и в создании мелкосерийной техники, концептуальных проектов. Он разработал компоновку плавающего автомобиля специального назначения ВАЗ-2122, иициировал выпуск длиннобазовых вездеходов, пикапов и минивэнов на базе LADA 4х4. При участии Петра Прусова был создан ряд концептуальных моделей («Рапан», «Рикша», «Родстер», «Ока-2», проект 2151).

Коллеги Петра Михайловича отмечают его незаурядный организаторский талант, умение находить оригинальное решение в сложных ситуациях. Неслучайно руководство завода поручало ему наиболее сложные задачи, опыта решения которых еще не было. К примеру, Петр Прусов организовал в 70-80-е годы сильнейшую в СССР команду по международной сертификации автомобильной продукции. Это позволило экспортировать автомобили «Лада» в значительных объемах по всему миру…

П.М. Прусов награжден орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть» и «Золотой медалью Петра Великого», медалями ВДНХ. Его имя занесено в Книгу Почета АВТОВАЗа. Доктор наук, «Заслуженный конструктор РФ». Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России» в 2003-2008 годах и вице-президентом ААИ в остальные годы существования этой организации.

В 1999 году «Нива» с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого ещё никто в мире. Документальный фильм об этой экспедиции Нивы на Тибет.

Другие новости из рубрики "Общество"

Департамент информационного и цифрового развития министерства культуры РФ опубликовал на сайте ведомства результаты конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов на создание виртуальных концертных залов в 2020 году в рамках национального проекта «Культура».

21 сентября стартует регата среди крейсерских яхт на Кубок Самарского яхт-клуба «Волга» «Золотая осень». Маршрут гонки – «Самара – с. Винновка».

Благодаря усилиям активистов регионального отделения ОНФ в Самаре на улице Аэродромной, собственник территории демонтировал конструкции, предназначенные для организации торговых павильонов.

Гражданство:

СССР СССР Россия Россия

Отец:

Михаил Владимирович

Мать:

Ольга Емельяновна

Дети:

Наталья, Ирина

Награды и премии:

Пётр Михайлович Прусов (род. ) - советский конструктор автомобилей, главный конструктор АвтоВАЗа с 1998 по 2003 годы, доктор технических наук .

Биография

АвтоВАЗ

Окончив институт с отличием, выбрал при распределении Волжский автомобильный завод ; в 1970-1975 годах - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора завода.

В апреле 1972 года Прусов был назначен ведущим конструктором проекта ВАЗ-2121 .

В 1975-1978 годах П. М. Прусов - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода. В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей».

В 1978-1983 годах он - начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода; в 1983-1988 годах - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода.

В 1998-2003 годах - главный конструктор генерального департамента развития ОАО «АвтоВАЗ».

В 2003 году вышел на пенсию.

С 2007 года и по настоящее время - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АвтоВАЗ».

Награды и звания

  • Награждён орденом Знак Почёта (1976), медалями «За освоение целинных земель» (1959), «За трудовую доблесть» (1986) и «За заслуги перед Чеченской республикой» (2012), а также золотой (1984) и серебряными медалями ВДНХ СССР (1977, 1988, 1991).
  • «Заслуженный машиностроитель РФ » (1984), «Заслуженный конструктор РФ » (1995).

Напишите отзыв о статье "Прусов, Пётр Михайлович"

Примечания

Литература

  • Стуканова Д. Н. / ред.-сост. А. Е. Степанов. - Тольятти: ОАО «АВТОВАЗ», 2011. - 192 с. - (Творцы АВТОВАЗа № 6). - 500 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Прусов, Пётр Михайлович

Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, [в конце концов,] и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d"affaires et que ce n"est que par pure charite, que je m"occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable». [Ты знаешь, я завален делами; но было бы безжалостно покинуть тебя так; разумеется, что я тебе говорю, есть единственно возможное.]
– Ну, мой друг, завтра мы едем, наконец, – сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным давно решено между ними и не могло быть решено иначе.
– Завтра мы едем, я тебе даю место в своей коляске. Я очень рад. Здесь у нас всё важное покончено. А мне уж давно бы надо. Вот я получил от канцлера. Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта.
Несмотря на всю силу тона усталости и уверенности, с которой произнесены были эти слова, Пьер, так долго думавший о своей карьере, хотел было возражать. Но князь Василий перебил его тем воркующим, басистым тоном, который исключал возможность перебить его речь и который употреблялся им в случае необходимости крайнего убеждения.
– Mais, mon cher, [Но, мой милый,] я это сделал для себя, для своей совести, и меня благодарить нечего. Никогда никто не жаловался, что его слишком любили; а потом, ты свободен, хоть завтра брось. Вот ты всё сам в Петербурге увидишь. И тебе давно пора удалиться от этих ужасных воспоминаний. – Князь Василий вздохнул. – Так так, моя душа. А мой камердинер пускай в твоей коляске едет. Ах да, я было и забыл, – прибавил еще князь Василий, – ты знаешь, mon cher, что у нас были счеты с покойным, так с рязанского я получил и оставлю: тебе не нужно. Мы с тобою сочтемся.
То, что князь Василий называл с «рязанского», было несколько тысяч оброка, которые князь Василий оставил у себя.
В Петербурге, так же как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружила Пьера. Он не мог отказаться от места или, скорее, звания (потому что он ничего не делал), которое доставил ему князь Василий, а знакомств, зовов и общественных занятий было столько, что Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и всё наступающего, но не совершающегося какого то блага.
Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.
Анна Павловна Шерер, так же как и другие, выказала Пьеру перемену, происшедшую в общественном взгляде на него.
Прежде Пьер в присутствии Анны Павловны постоянно чувствовал, что то, что он говорит, неприлично, бестактно, не то, что нужно; что речи его, кажущиеся ему умными, пока он готовит их в своем воображении, делаются глупыми, как скоро он громко выговорит, и что, напротив, самые тупые речи Ипполита выходят умными и милыми. Теперь всё, что ни говорил он, всё выходило charmant [очаровательно]. Ежели даже Анна Павловна не говорила этого, то он видел, что ей хотелось это сказать, и она только, в уважение его скромности, воздерживалась от этого.
В начале зимы с 1805 на 1806 год Пьер получил от Анны Павловны обычную розовую записку с приглашением, в котором было прибавлено: «Vous trouverez chez moi la belle Helene, qu"on ne se lasse jamais de voir». [у меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.]
Читая это место, Пьер в первый раз почувствовал, что между ним и Элен образовалась какая то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль в одно и то же время и испугала его, как будто на него накладывалось обязательство, которое он не мог сдержать, и вместе понравилась ему, как забавное предположение.
Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый, только новинкой, которою угощала Анна Павловна своих гостей, был теперь не Мортемар, а дипломат, приехавший из Берлина и привезший самые свежие подробности о пребывании государя Александра в Потсдаме и о том, как два высочайшие друга поклялись там в неразрывном союзе отстаивать правое дело против врага человеческого рода. Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухого (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), – и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим. Анна Павловна с своим обычным искусством устроила кружки своей гостиной. Большой кружок, где были князь Василий и генералы, пользовался дипломатом. Другой кружок был у чайного столика. Пьер хотел присоединиться к первому, но Анна Павловна, находившаяся в раздраженном состоянии полководца на поле битвы, когда приходят тысячи новых блестящих мыслей, которые едва успеваешь приводить в исполнение, Анна Павловна, увидев Пьера, тронула его пальцем за рукав.

На церемонии продажи первого автомобиля LADA 4x4 Urban присутствовал "крестный отец" ВАЗ-2121 "Нива" Пётр Михайлович Прусов. Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, которое главный конструктор "Нивы" дал главному редактору Официального ЛАДА Клуба Юрию Ефимову.

Петр Михайлович, у нас за спиной находится автомобиль ЛАДА 4х4 Урбан. Мнение неоднозначное вокруг этого автомобиля, в связи с тем, что у него появились пластиковые бампера. Любители внедорожников говорят, что это плохо для автомобиля, предназначенного для внедорожной эксплуатации. Любители городской езды, наоборот, говорят, что им нравится. Выскажите свое мнение, как человека, который много лет посвятил этому автомобилю ЛАДА 4х4, когда он еще назывался «Нива». Ваше мнение? Что Вы можете сказать об этом автомобиле?

Если бы этот автомобиль предлагался взамен «Нивы», я бы, в первую очередь, все остальное оставил, кроме бамперов. Бампера бы не «дергал». Но это ведь – модификация. Это дополнение, конечно. И поэтому, я думаю, это имеет место быть. Вы вспомните: когда было общее падение рынка (речь идет о постперестроечных годах - прим.ред.), мы тогда «родили» кучу модификаций на базе «Нивы» - и пикапы, и фургоны, и 5-дверные версии и 3-дверные. Сегодня время пришло и надо опять рынку предлагать различные варианты. Поэтому как вариант ЛАДА 4х4 Урбан вполне может существовать.

Я сейчас разговаривал с господином Москалюком, который вел до недавнего времени проект ЛАДА 4х4. Он расссказал, что в будущем (около полугода) может быть представлен автомобиль, который займет нишу экстремального варианта ЛАДА 4х4. Вы об этом знаете? Что-то слышали?

Знаю, я об этом слышал. Но я хочу сказать, что экстремальная «Нива» - это узкая ниша, поскольку у «Нивы» достаточно перспектив без этого. Это предложение (при этом Пётр Михайлович показывает на ЛАДА 4х4 Урбан, стоящую у него за спиной), по моему мнению, по количеству продаж на рынке будет больше, чем экстремальный вариант. Но я опять повторю, что я выступаю за то, чтобы сейчас, пока не вышел новый автомобиль, вариантов бы было как можно больше.

Как человек, который имел непосредственное отношение к рождению этого автомобиля, то есть к прототипу, по крайней мере, и к базовому автомобилю, скажите: оглянувшись на много лет назад, что бы Вы в нем изменили?

По крупному я бы изменил одну вещь: я бы не стал делать раздаточные коробки отдельно. Потому что, еще когда я занимался этим вопросом, меня уговорили на такой вариант, поскольку (все уже наверное забыли) первоначальная программа выпуска автомобиля была 25 тысяч. Потом она стала 50 тысяч, еще позже 75 тысяч. Но первоначально программа была рассчитана на выпуск 25 тысяч автомобилей, и это наложило свой отпечаток на мое решение. Сегодня, если бы этот проект начали с самого начала, я бы принципиально ничего не менял в «Ниве». Но я не стал бы делать вынесенные раздаточные коробки.

Когда вы и ваш коллектив занимались конструированием «Нивы, вы предполагали, что этот автомобиль проживет так долго?

Честно признаюсь – нет. По двум причинам нет. Во-первых, так долго не живут. Во вторых, я вам напомню, что «Шеви-Нива» - это «Нива», которая должна была заменить существующий автомобиль. Но так получилось, что название продали СП с General Motors. Я вам могу сказать, что по закону, когда был подписан контракт, эта «Нива» (нынешняя ЛАДА 4х4 - прим.ред.) должна была закончиться в 2005 году. Это потом мы подняли общественное мнение, подняли Ассоциацию автомобильных инженеров. Был там такой журнал, который назывался «4х4». Название осталось, но журнал, конечно совершенно другой. Подняли Союз товаропроизводителей, который возглавлял Рыжков. Мы обратились в антимонопольный комитет, и он признал эти пункты никчёмными. Поэтому она жива до сих пор. Но опять я повторяю, автомобиль, к великому сожалению, не коньяк. С возрастом он не становится лучше и поэтому менять его уже надо.

Прусов Петр Михайлович, ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».

Трудовая деятельность:

1958 - 1962 гг. - учеба в Городокском техникуме механизации сельского хозяйства Лиозненского района Витебской области;

1959 - 1960 гг. - участие в освоении целинных земель Казахской ССР;

1962 г. - инженер по механизации в колхозе имени Калинина Колышанского сельсовета Лиозненского района Витебской области;

1962 - 1965 гг. - служба в Советской Армии (Белорусский военный округ) и в составе ограниченного контингента советских специалистов в Алжире, ранен;

1965 - 1970 гг. - учеба в Запорожском машиностроительном институте имени В.Я.Чубаря по специальности «Автомобили и тракторы»;

1967-1970 гг. - инженер-конструктор ОГК завода «Коммунар» в Запорожье.

1970 - 1975 гг. - инженер-конструктор отдела проектирования шасси управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1972 г. - ведущий конструктор проекта ВАЗ-2121.

1975 - 1978 гг. - начальник конструкторского бюро перспективного проектирования автомобилей управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1977 г. - защита диссертации на соискание степени кандидата технических наук по теме «Особенности трансмиссии полноприводных автомобилей»;

1978 - 1983 гг. - начальник отдела общей компоновки управления главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1983 - 1988 гг. - заместитель начальника управления главного конструктора - заместитель главного конструктора Волжского автомобильного завода;

1986 г. - защита диссертации на соискание степени доктора технических наук по теме «Типаж легковых автомобилей СССР»;

1988 - 1998 гг. - начальник управления проектирования автомобилей конструкторско-экспериментального комплекса научно-технического центра - заместитель главного конструктора ПО «АвтоВАЗ»;

1998 - 2003 гг. - главный конструктор АО «АВТОВАЗ» генерального департамента развития;

1998 г. - председатель Совета главных конструкторов автомобильных заводов России;

2000 г. - технический руководитель проекта по выпуску автомобилей ВАЗ-2110 из машинокомплектов ОАО «АВТОВАЗ» в г. Черкассы (Украина);

2002 г. - технический руководитель проекта по выпуску внедорожников «Нива» ВАЗ-21213 в г. Усть-Каменогорске (Казахстан);

2003 г. - уволен в связи с уходом на пенсию по возрасту;

2007 г. - по настоящее время - ведущий инженер-конструктор отдела омологации управления проектирования и сопровождения состава автомобиля дирекции по инжинирингу ОАО «АВТОВАЗ».


Награды

1959г. - медаль «За освоение целинных земель»;

1975 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1975 года»;

1976 г. - орден «Знак Почета»;

1977 г. - занесен в Книгу почета Волжского автомобильного завода;

1977 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку компоновки основной конструктивной схемы, технического задания и технического проекта полноприводного автомобиля ВАЗ-2121;

1978 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1978 года»;

1979 г. - знак «Победитель социалистического соревнования 1979 года»;

1980 г. - знак «Ударник десятой пятилетки»;

1984 г. - золотая медаль ВДНХ СССР за разработку конструкции, создание материально-технической базы и доводку модели автомобиля ВАЗ-2108;

1984 г. - почетное звание «Заслуженный машиностроитель РФ»;

1986 г. - медаль «За трудовую доблесть»;

1988 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР за разработку концепции автомобиля ВАЗ-21099;

1989 г. - Почетная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и ЦК профсоюза рабочих;

1991 г. - серебряная медаль ВДНХ СССР;

1995 г. - Благодарственное письмо мэрии г.Тольятти;

1995 г. - почетное звание «Заслуженный конструктор РФ»;

2001 г. - Почетная грамота Губернатора Самарской области;

2003 г. - Почетная грамота мэра г.о. Тольятти Н.Д.Уткина;

2007 г. - золотая медаль Петра Великого «За трудовую доблесть»;

2008 г. - Почетная награда Американского Биографического Института за выдающиеся достижения в автомобильной индустрии. Установка именной Звезды на Аллее технической славы в г.Флинт (2010 г);

2010 г. - официально зарегистрированная регалия (крест) Hubners Who is Who одноименного Международного Швейцарского энциклопедического издательства. Биография Прусова П.М. опубликована в 5-м издании энциклопедии в «Who is Who в России».

2012 г. - медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой»;

2012 г. - Почетная грамота Губернатора Самарской области.

Прусов Петр Михавлович родился 6 января 1942 года в селе Зубки Лиозненского района Витебской области Белорусской ССР. Отец - Михаил Владимирович Прусов (1905г.р) - бригадир колхоза, участник боевых действий 3-х войн, кавалер ордена Красной звезды. Мать - Прусова Ольга Емельяновна (1907г.р.) - рабочая колхоза, удостоен ордена «Знак Почета» и двух бронзовых медалей ВДНХ СССР.

Создатель легендарного автомобиля «Нива», вошедшего в тройку лучших автомобилей мира в 1979 году.

Конструкция «Нивы» была поистине революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Её конструкция опередила мировые разработки в этом направлении. Япония догнала СССР в этом сегменте только в 1990 году, и это был единственный советский автомобиль, который закупался этой страной для реализации на внутреннем рынке, в Японии до сих пор существуют и активно действуют фан-клубы «Нивы». «Нива» успешно продавалась более чем в 100 странах мира. В Новой Зеландии в 80-е годы 40% из всех внедорожников приходилось на «Ниву», а в Австрии - 90%. Во Франции вообще «Нива» длительное время была культовым автомобилем. В досье «Нивы» - гуманитарные акции мирового уровня: более 15 лет эти автомобили работали на советской антарктической станции имени Беллинсгаузена, в 1998 г. «Нива» покорила Северный полюс Земли и своим ходом достигла площадки на горной цепи Эверест на высоте 5200 м, а в 1999 году с группой альпинистов преодолела восхождение на Тибет на высоту 5726 м, которую на колесной технике не преодолевал до этого еще никто в мире. «Нивой» одержаны десятки побед на международных ралли, в том числе «Париж-Дакар».

5 апреля 2012 года исполнилось 35 лет со дня начала серийной сборки «Нивы», общий объём реализации которой потребителям всех рынков давно превысил 2 млн. штук.

Как заместитель главного конструктора (1983-1998) и главный конструктор АВТОВАЗа (1998-2003) П.М.Прусов сумел воплотить в жизнь и другие незаурядные проекты, оставившие свой след в истории отечественного и мирового автомобилестроения. Недаром в его честь (единственного советского и российского автоконструктора) на Аллее технической славы в г. Флинт (США) в 2010 году установлена именная Звезда.

Прусов занесен в книгу «Who is who в России», по данным этого издания он удостоен 16 Золотых, 2 серебряных и 1 бронзовой медали ВДНХ СССР.

П.М.Прусов был инициатором создания в 1998 году и первым председателем Совета главных конструкторов автомобильных заводов России, что подтверждает небывалую высоту его авторитета конструктора и организатора производства в сообществе российских инженеров.

С 2007 года Прусов П.М. занимается решением задач по расширению рынков сбыта продукции ОАО «АВТОВАЗ». При его непосредственном участии организовано производство автомобилей ЛАДА-4х4 в республике Казахстан в ООО «Азия-Авто», что позволило ОАО «АВТОВАЗ» увеличить программу сборки автокомплектов на 5000 штук. В настоящее время Петр Михайлович ведет работу по организации производства на новом сборочном автомобильном заводе в республике Казахстан.

С 2009 года Прусов П.М. руководил рабочей группой по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в г. Аргун Чеченской республики. Данная задача успешно выполнена, и в 2012 году ОАО «АВТОВАЗ» увеличивает производство автокомплектов еще на 2000 штук. За вклад в развитие машиностроительного производства Чечни в январе 2012 года глава Чеченской Республики Р.А.Кадыров наградил Прусова П.М. медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой».

Благодаря большому жизненному опыту и глубоким профессиональным знаниям Прусов П.М. по праву приглашается правительством и профильными организациями в комиссии при формировании и обсуждении новых нормативно-правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования выпуска и обращения транспортных средств. При активном участии Прусова П.М. разработаны и доведены до практической реализации технический регламент РФ "О безопасности колесных транспортных средств", специальный технический регламент РФ "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ", технический регламент Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Число полученных Прусовым П.М. патентов и авторских свидетельств на изобретения и полезные модели только с 2000 года составило 20 штук, из которых 4 - на изобретения, экономический эффект от внедрения (без учета соавторов) - около 40 миллионов рублей. За огромный вклад в развитие машиностроения от имени Российской общественной комиссии в 2007 году Прусов П.М. награжден золотой медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».

Прусов П.М. активно участвует в общественной деятельности. Является членом исполнительного комитета международной автомобильной организации FISITA. Признанием заслуг Петра Прусова среди технической и научной общественности явилось избрание его президентом «Ассоциации автомобильных инженеров России», в настоящее время он занимает должность вице-президента данной организации. Прусов П.М. много и плодотворно работает с молодыми инженерными кадрами, неоднократно возглавлял Государственную аттестационную комиссию в Тольяттинском государственном университете.

В 2004 году по инициативе Петра Михайловича создана некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Форте», занимающаяся разработкой и внедрением социальных программ образования в г.Тольятти. Он является учредителем и председателем правления фонда.

Имя Петра Михайловича Прусова вписано золотыми буквами в историю мирового автопрома. Такие люди-легенды, выдающиеся деятели мирового масштаба, как Петр Михайлович, умножающие славу России, подают пример истинного патриотизма и гордости за родное Отечество. Жизнь и судьба этого человека являются наглядным примером честного и добросовестного труда на благо России. Именно на таких людей должно равняться молодое поколение. Это великая честь для Тольятти, что легендарный конструктор автомобилей проживает в нашем городе, укрепляя веру в возможность дальнейшего развития его промышленных предприятий. Благодаря труду таких людей, как Петр Михайлович Прусов, наш город по праву носит звание автомобильной столицы России.

Учитывая вклад в развитие промышленности Тольятти, в создание мощного инженерного потенциала города, в укреплении интереса мирового сообщества к техническим разработкам, проводимым в Тольятти, в способствовании популяризации инженерных специальностей у молодежи города Петру Михайловичу Прусову присвоено звание «Почетный гражданин городского округа Тольятти» (Решение Думы городского округа Тольятти №895 от 16.05.2012 года).

Диана Стуканова

Пётр Прусов

Издательская серия «Творцы АВТОВАЗа»

Тольятти 2011

УДК 629.3(092)

ББК 65.305.424.3 ВАЗ

Книга подготовлена к печати

по заказу управления организации работы с персоналом ОАО «АВТОВАЗ» издательской группой ООО «Двор печатный АВТОВАЗ»

Редактор-составитель Александр Е. Степанов

Стуканова Д.Н. Пётр Прусов. Серия «Творцы АВТОВАЗа», выпуск 6, редак- тор-составитель А.Е. Степанов, Тольятти, 2011, 192 с. (+240 c. илл.).

Историко-биографическая книга посвящена жизни и деятельности третьего главного конструктора ОАО «АВТОВАЗ» (1998-2003), ведущего конструктора автомобиля ВАЗ-2121

«Нива» (Lada 4х4), руководителя рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и автокомпонентов в Чеченской Республике, вице-президента Российской Ассоциа- ции автомобильных инженеров Петра Михайловича Прусова.

Книга иллюстрирована фотографиями из личного архива П.М.Прусова, Ю.М.Овчинни- кова, архивных фондов ОАО «АВТОВАЗ», фотокорреспондентов корпоративной газеты Ека- терины Сергеевой и Юрия Михайлина, рабочих архивов Вадима Котлярова и Геннадия Маслова (клуб ветеранов НТЦ «Рассвет»).

Издание рассчитано на массового читателя.

© Стуканова Д.Н., Тольятти, 2011

© ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти, 2011

© ООО «Двор печатный АВТОВАЗ», Тольятти, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Из любой ситуации можно выйти победителем. Главное – жела- ние победить». Эти слова – подходящий эпиграф для биографии моего героя. Пётр Михайлович Прусов – из поколения победителей. Ведь он родился в партизанской зоне. В Белоруссии, отчаянно сражавшейся с фашистами. В белорусской деревне, среди людей неунывающих. Чув- ство самоиронии хранило и хранит его. Силён духом тот, кто может по- смеяться над собой и не сдаваться в самой безнадёжной ситуации.

Монологи героя о детстве, юности, студенческой жизни, службе в армии, которые последуют ниже, раскрывают истоки его характера. Характера воинствующего оптимиста.

В жизни Прусова было немало испытаний – он выдержал их до- стойно.

Среди вершин, им покорённых, самая большая – ВАЗ.

Летом 1970 года в отдел главного конструктора ВАЗа пришел мо- лодой белорус – выпускник Запорожского машиностроительного института. Новичка бросили прямо в воду, то есть в глубины про- изводства. Он оказался бойким и настырным, сразу проявил характер. Благодаря незаурядным качествам, через два года был назначен веду- щим конструктором проекта Э2121, будущей «Нивы».

Когда Прусова называют отцом «Нивы», он спорит, не соглашаясь с такой однобокой точкой зрения. Его аргументы ясны: «Нива» – тво- рение командное. Прусов работал над проектом внедорожника вместе с коллегами – конструкторами, дизайнерами, испытателями, техно- логами.

Конструкция «Нивы» в 1970-е годы была революционной: никогда ещё в мире джип не строился на узлах легкового автомобиля. Такая схема, как у «Нивы» (несущий кузов, независимая передняя подвеска, дисковые тормоза), была предложена впервые. «Нива» рождалась

в спорах, причем на всех уровнях. Однако игра стоила свеч. По кон- струкции она была признана одним из самых удачных проектов Волж- ского автозавода.

Вопреки стереотипу, Прусов причастен не только к рождению

«Нивы». Свою лепту Пётр Михайлович внёс в развитие таких проектов как «ЛАДА САМАРА» («восьмёрка», «девятка» и её модификации –

«93-я» и «99-я» модели), «ОКА», «ЛАДА 110», «ЛАДА КАЛИНА»,

«ЛАДА ПРИОРА»… Многие идеи воплотились в этих автомобилях при его поддержке и по его инициативе. Именно Прусову довелось прини- мать ключевые решения в ранге руководителя конструкторской службы: с 1983 по 1998-й он был заместителем главного конструктора, а с 1998-го по 2003 год – главным конструктором АВТОВАЗа.

Будучи главным конструктором АВТОВАЗа, он мечтал сделать

«проект развития». Но так сложилось, что всё время после «восьмёрки» приходилось делать «проекты выживания». Реалии производства под- резали крылья мечте.

И всё-таки Прусов сумел воплотить в жизнь незаурядные проекты, оставившие свой след в истории АВТОВАЗа и отечественного авто- мобилестроения. Масштабы деятельности Петра Михайловича давно пересекли пределы Тольятти и АВТОВАЗа.

В последние годы Петр Михайлович работал советником вице-пре- зидента ОАО «АВТОВАЗ» по перспективному развитию. А в настоящее время – ведущим инженером-конструктором. Спокойный заслуженный отдых не по нему. Тем более, что в 2007 году Прусов стал руководителем рабочей группы по проектам производства автомобилей LADA и авто- компонентов в Чечне. Создание там производства вазовских автомоби- лей – серьёзный шаг, который надо просчитать до мелочей. Поэтому регулярные командировки в Чеченскую Республику – важный пункт в его насыщенном до предела расписании сегодняшних дней.

Кроме того, до недавнего времени Прусов являлся президентом Российской Ассоциации автомобильных инженеров. Сейчас он – вице- президент этой авторитетной общественной организации. В сообще- стве российских инженеров авторитет Прусова очень высок.

А есть ещё семья – любимые жена, дочери, внуки и внучки. Есть масса друзей. Для всех открыто его сердце. Он по-настоящему любит людей. И помогает им бескорыстно.

Стремительная жизнь Петра Михайловича Прусова вместила не- мало ярких мгновений, легших как зёрнышки мозаики в бесконечное полотно истории АВТОВАЗа.

Глава I

ИСТОКИ ХАРАКТЕРА

На войне как на войне

Пётр родился в канун Рождества 6 января 1942 года в деревне Зубки Лиозненского района Витебской области. Пятым и последним ребенком в семье Прусовых. Как вспоминала его мама, произошло это поздним вечером: « Уже дюже тёмно было». И ещё она припоминала одну деталь: как Петя родился – так сразу глазёнками уставился на го- рящую лампу. Словно младенец был любознательным от роду.

Рассказывает Пётр Прусов:

– Зубки я сам называю центропупом. Если вокруг моей родной де- ревни провести окружность радиусом 600 километров, то в ней ока- жутся Москва, Санкт-Петербург, Минск и Таллинн, Рига и пол-Киева. Получается, что все эти города – окрестности Зубков.

От редактора

Лиозненский район – живописный уголок на востоке Витебской обла- сти. Занимает площадь 1,4 тыс. кв. км. Граничит на севере и западе с Витебским и Сенненским, на юге – с Оршанским и Дубровенским рай- онами Витебской области, на востоке – с Руднянским районом Смо- ленской области Российской Федерации. Центр района – городской посёлок Лиозно – находится в 40 км от областного центра, города Ви- тебска, и в 270 км от столицы республики, города Минска. Районным центром городской посёлок Лиозно стал 17 июля 1924 года.

Лиозно появилось на карте в 1569 году. О происхождении названия су- ществует несколько различных версий. Считается многими, что посе- ление строили для князя Асовского мужики из села Микулино, и окрестные люди называли их лёзными, то есть, пришлыми, чужими.

«Лёзные люди – чужие, неместные, гулящие, лентяи, беглые кресть- яне». В документах 16 века неоднократно встречается выражение «лёз- ные люди». Если идти от немецкого «лёзе» – это вольный люд, освобождённый от цеховой зависимости. Наверное, так это и было. Эти люди селились здесь, потому и посёлок назван Лёзно. Другие полагают, что название произошло от слова «лозное», то есть, от места, где много лозы. Третьи убеждены, что первыми поселенцами этого места были братья Лиозновы, от чьей фамилии и произошло название местечка.

Существует и легенда о Лиозно. У одного купца были сын Андрей и красавица дочь Марыся, которая очень нравилась местному попу. Как-то купец с сыном уехали на торг, а поп в это время заявился к де- вущке и попытался её совратить. Та заманила его в баню, а когда он разделся, ошпарила его кипятком. Разозлился поп, и когда отец вер- нулся, наговорил тому гадостей: «Вот поймал я твою дочь в бане, да не одну, они меня раздели, кипятком облили». Разгневался купец и при- казал сыну убить дочь-развратницу. Но Андрей увёл Марысю из дому, и купили они за небольшие деньги «лозное место» – участок, порос- ший лозой, раскорчевали его, запахали, построили дом. И возникло здесь поселение Лозное-Лозно-Лёзно-Лиозно.

Лиозненщина находится на пересечении дорог и торговых путей. Здесь проходил древний торговый путь «из варяг в греки», здесь сходились дороги из Западной Европы в Восточную, и нередко решалась судьба государств. Здесь были Полоцкое княжество и Великое княжество Ли- товское (Витебское воеводство).

Поселенцы Лиозно занимались земледелием и животноводством, охо- той и пчеловодством, т...



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png