Система зажигания автомобиля УАЗ-469Б включала в себя: катушку зажигания, прерыватель-распределитель зажигания, свечи зажигания, провода и включатель зажигания. Первичная цепь системы зажигания питается током от аккумуляторной батареи или генератора.
Система зажигания УАЗ-469Б, устройство приборов и принцип работы.
Схема системы зажигания УАЗ-469Б.
Представляет собой трансформатор, преобразующий низкое напряжение первичной цепи в высокое напряжение вторичной цепи. При работе двигателя ток в первичную обмотку катушки проходит через добавочный резистор расположенный в изоляторе между лапами скобы крепления катушки. При запуске двигателя стартером этот резистор автоматически выключается и ток в первичную обмотку поступает, минуя его, чем достигается усиление искры и облегчение пуска двигателя.
Имеет центробежный и вакуумный регуляторы, автоматически изменяющие угол опережения зажигания, и октан-корректор для ручной регулировки угла зажигания в зависимости от октанового числа применяемого бензина. Центробежный регулятор изменяет угол зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя или валика распределителя.
Характеристики центробежного регулятора.
Частота вращения валика распределителя, об/мин / Угол опережения по кулачку прерывателя, град: 200/0-3, 500/3-6, 1000/8-11, 1900-2200/17,5-20.
Вакуумный регулятор изменяет угол зажигания в зависимости от нагрузки двигателя, разряжения в смесительной камере .
Характеристики вакуумного регулятора.
Разряжение в смесительной камере карбюратора, мм рт. ст. / Угол опережения зажигания, град: 60/0, 100/0-2.5, 200/5.5-8.5, 280/10-13.
Октан-корректор служит для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа применяемого бензина. С помощью октан-корректора можно изменять угол опережения зажигания в пределах +-10 градусов по углу поворота коленчатого вала.
Включатель зажигания и стартера типа ВК330.
Служит для включения и выключения тока в первичной цепи системы зажигания и для включения стартера. На пластмассовом изоляторе включателя размещены зажимы АМ (амперметр), КЗ (катушка зажигания), СТ (стартер) и ПР (приемник). Зажим АМ находится под постоянным напряжением.
– датчик-распределитель;
– транзисторный коммутатор;
– катушка зажигания;
– добавочное сопротивление;
– аварийный вибратор;
– свечи зажигания.
Датчик-распределитель
Датчик-распределитель имеет корпус, крышку, валик, датчик синусоидального напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор. Центробежный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения.
Датчик напряжения состоит из ротора и статора. Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит с плотно прижатыми к нему сверху и снизу четырехполюсными обоймами, жестко закрепленными на втулке. В верхней части ротора на втулке установлен бегунок.
Статор датчика представляет собой обмотку, заключенную в четырехполюсные пластины. Статор имеет изолированный многожильный вывод, присоединенный к выводу датчика. Второй вывод обмотки электрически связан с корпусом в собранном датчике-распределителе.
На роторе нанесена метка, на статоре стрелка, которые служат для установки начального момента искрообразования.
Сопротивление обмоток при температуре (25±10) °С, Ом:
первичной.....0,43
вторичной.....13 000–13 400
Развиваемое вторичное напряжение максимальное, В.....30 000
Катушка имеет вывод высокого напряжения и два вывода низкого напряжения:
– вывод К – для соединения с выводом К добавочного сопротивления;
– немаркированный вывод – с выводом КЗ коммутатора.
Величина активного сопротивления между выводами «+» и «С» (0,71±0,05) Ом, между выводами «С» и «К» – (0,52±0,05) Ом.
Состоит из корпуса и платы с радиоэлементами. Выводы коммутатора предназначены:
– вывод Д – для соединения с низковольтным выводом датчика-распределителя;
– вывод КЗ – для соединения с выводом катушки зажигания;
– вывод «+» – для соединения с выводом «+» добавочного сопротивления или блока предохранителей.
Состоит из корпуса и платы, на которой смонтированы все узлы вибратора. Имеет один вывод. Включение его в работу допускается только в случае выхода из строя транзисторного коммутатора или катушки статора датчика.
Через 8 000 км
Проверьте затяжку гаек низковольтного разъема датчика-распределителя, крепление соединительных проводов.
Через 16 000 км
Проверьте датчик-распределитель зажигания: осмотрите бегунок, крышку распределителя и в случае их загрязнения протрите х/б тканью, смоченной в чистом бензине.
Смажьте из капельницы (4–5 капель) втулку ротора (предварительно снимите бегунок и фильц под ним).
Через 50 000 км
Тщательно промойте чистым бензином шарикоподшипник опоры статора, заложите в него смазку Литол–24 не более 2/3 свободного объема подшипника (предварительно снимите крышку, бегунок, ротор и опору статора).
Порядок установки момента зажигания
1. Установите поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия в первом цилиндре до совпадения отверстия МЗ (5° до ВМТ) на шкиве коленчатого вала со штифтом на крышке распределительных шестерен.
2. Снимите с датчика-распределителя пластмассовую крышку. Убедитесь, что электрод бегунка установился против вывода на крышке датчика-распределителя, помеченного цифрой «1» (вывод для провода зажигания свечи первого цилиндра двигателя).
3. Затяните болтом со вставленным в него указателем пластину октан-корректора датчика-распределителя к корпусу привода так, чтобы указатель совпал со средним делением шкалы октан-корректора.
4. Ослабьте болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика-распределителя.
5. Придерживая пальцем бегунок против его вращения (для устранения зазоров в приводе), осторожно поверните корпус до совмещения в одну линию красной метки на роторе и острия лепестка на статоре. Закрепите болтом пластину октан-корректора на корпусе датчика-распределителя.
6. Установите крышку датчика-распределителя, проверьте правильность установки проводов зажигания к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1–2–4–3, считая против часовой стрелки.
После каждой установки зажигания проверяйте точность установки момента зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля.
Для этого прогрейте двигатель до температуры 80 °С и, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40 км/ч, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки. Если при этом будет наблюдаться незначительная кратковременная детонация до скорости 55–60 км/ч, то установка момента зажигания сделана правильно.
При сильной детонации поверните корпус датчика-распределителя () по шкале октан-корректора на 0,5–1,0 деление против часовой стрелки. Каждое деление шкалы соответствует изменению момента зажигания на 4°, считая по коленчатому валу. При полном отсутствии детонации необходимо увеличить угол опережения зажигания поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке.
Порядок операции при установке зажигания на автомобиле УАЗ-469Б выглядит следующим образом. Снять крышку распределителя и ротор и проверить величину зазора между контактами прерывателя. В случае если он выходит за пределы значений 0.35- 0.45 мм, необходимо отрегулировать зазор и поставить ротор на место.
Вывернуть свечу зажигания первого цилиндра и закрыв пальцем отверстие для свечи, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре.
Убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения отверстия на шкиве со штифтом. Затем гайками плавной настройкой установить шкалу октан-корректора на нулевое деление.
Ослабить винт крепления корпуса прерывателя и повернуть корпус распределителя против часовой стрелки настолько, чтобы замкнулись контакты прерывателя.
При отсутствии специального прибора катушку зажигания можно проверить на специализированном стенде путем сравнения ее с эталонной катушкой стенда по длине искры на регулируемом разряднике. Если длина искры проверяемой катушки окажется меньше длины искры эталонной катушки на 2 мм, проверяемую катушку необходимо заменить.
Техническое обслуживание прерывателя-распределителя зажигания Р119.
При проведении технического обслуживания необходимо проверить надежность электрических соединений и крепления к двигателю и смазать распределитель. Валик распределителя смазать, повернув крышку колпачковой масленки на один оборот.
Капнуть одну каплю масла, применяемого для двигателя, на ось рычажка прерывателя, одну-две капли на фильц-щетку кулачка и три-четыре капли во втулку кулачка, предварительно сняв ротор и фильц под ним. При смазке кулачка и оси прерывателя необходимо следить, чтобы масло не попало на контакты прерывателя.
Через одно техническое обслуживание осмотреть контакты распределителя, удалить с контактов грязь и масло, протирая их ветошью, слегка смоченной в бензине. Затем протереть их чистой сухой тканью не оставляющей волокон на контактах. Обгоревшие или окисленные контакты надо тщательно зачистить.
После зачистки контакты протереть ветошью, слегка смоченной в бензине и проверить щупом зазор между ними. Если зазор больше чем на 0.05 мм отличается от номинального в 0.35- 0.45 мм, то отрегулировать его. Однако заданный зазор между контактами обеспечивает нормальную работу зажигания только при новых контактах. Более надежной является регулировка зазора в контактах прерывателя путем изменения угла замкнутого состояния контактов.
Угол замкнутого состояния контактов проверяют либо прямо на автомобиле с помощью специального прибора НИИАТ Э-5, либо на стенде СПЗ-6, предварительно сняв распределитель с автомобиля. На средних частотах вращения коленчатого вала двигателя в 1500- 2000 оборотов в минуту контакты прерывателя должны находиться в замкнутом состоянии 46-50 градусов.
Необходимо также проверять отсутствие заедания рычажка на оси, для чего отжать рычажок пальцем и отпустить его. Отпущенный рычажок должен быстро возвратиться под действием пружины, и контакты должны замкнуться со щелчком.
Если замыкание не произошло или произошло вялое замыкание контактов, необходимо устранить заедание и отрегулировать натяжение пружины прерывателя в пределах 500-700 гс, сняв рычажок и изгибая пружину в ту или иную сторону по необходимости. Натяжение пружины рычажка прерывателя проверять при помощи пружинного динамометра.
Через два технических обслуживания прерыватель-распределитель снимают с автомобиля для проверки его состояния и регулировки. При этом прерыватель-распределитель разбирают, осматривают все детали и в случае необходимости заменяют новыми. При переборке распределителя смазывают все трущиеся части, причем фильц кулачка пропитывают в масле и отжимают.
Снимают неподвижную панель прерывателя, промывают шариковый подшипник и закладывают в него новую смазку. Перед постановкой панели проверяют легкость вращения шарикового подшипника и в случае необходимости дополнительно проворачивают его наружное кольцо до устранения заедания. Проверяют величину сопротивления уголька - оно должно быть 15 кОм.
Через 40 000-50000 километров пробега автомобиля в случае большого радиального люфта валика распределителя, вызывающего нарушение искрообразования, необходимо заменить подшипники валика распределителя.
Техническое обслуживание свечей зажигания.
При проведении технического обслуживания вывернуть свечи, очистить от нагара и отрегулировать зазор между электродами. Проверять состояние зажигания и очищать их от нагара рекомендуется на приборе для очистки и проверки свечей.
При отсутствии прибора, свечи от нагара можно очистить с помощью любого металлического предмета, пригодного для этой цели. При этом изолятор свечи необходимо очищать очень осторожно, чтобы на его поверхности не оставались царапины, которые в дальнейшем будут способствовать отложению нагара.
Зазор между электродами свечи, который должен быть равен 0.8-0.9 мм, надо проверяют круглыми щупами. Пользоваться при этом плоским щупом нельзя, так как он не входит в углубление на боковом электроде свечи, образующееся в процессе его работы.
При очистке свечей зажигания на приборе рекомендуется одновременно проверить их на искрение. При давлении в камере прибора не менее 6 кгс/см2 через окно камеры должна быть видна непрерывная и ясно видимая с голубым оттенком искра. Отсутствие искры, перебои в искрении или проскакивание искры между корпусом и центральным электродом через изолятор указывают на повреждение свечи и необходимость ее замены.
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ АВТОМОБИЛЯ УАЗ-469
Система зажигания обеспечивает надежное и своевременное воспламенение рабочей смеси в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. На двигателе устанавливается батарейная система зажигания УАЗ-469, схема которой приведена на рис. 108, состоящая из катушки зажигания, распределителя зажигания, свечей зажигания, проводов высокого напряжения и выключателя зажигания. Последовательно с катушкой зажигания включается резистор 14 (рис. 109), который автоматически закорачивается при пуске двигателя стартером для увеличения тока разрыва в. первичной цепи.Катушка зажигания (рис. 109) предназначается для получения импульсов высокого напряжения, обеспечивающих пробой искрового промежутка в свечах зажигания.
Она состоит из первичной и вторичной обмоток. Первичная обмотка наматывается на вторичную. Катушка имеет сердечник и кольцевой магнитопровод, изготовленные из электротехнической стали.
Рис. 108. Схема системы зажигания УАЗ-469:
1 - аккумуляторная батарея; 2 - выключатель «массы»; 3 - регулятор напряжения; 4 - генератор; 5 - амперметр; 6 - выключатель зажигания УАЗ-469; 7 - контакты прерывателя зажигания; 8 - распределитель зажигания; 9 - конденсатор; 10 - крышка распределителя зажигания; 11 - бегунок; 12 - свеча зажигания; 13 - провод высокого напряжения; 14 - дополнительное сопротивление; 13 - дополнительное реле стартера; 16 - катушка зажигания: 17 - стартер.
Условнее обозначение расцветам проводов зажигания УАЗ-469: Г - голубой;
К - красный; О - оранжевый; Ф - фиолетовый; Ч - черный.
Катушка герметизируется карбонитовой крышкой в кожухе с резиновой
прокладкой. Кожух заполняется трансформаторным маслом, улучшающим
изоляцию обмоток и отвод тепла.
Во избежание повреждения катушки не оставляйте зажигание УАЗ-469
включенным при неработающем двигателе.
Распределитель (рис. 110) предназначается для распределения импульсов
высокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой
последовательности. Он устанавливается с левой стороны блока цилиндров
двигателя и приводится во вращение валиком масляного насоса двигателя.
Валик распределителя вращается против хода часовой стрелки (если
смотреть со стороны его крышки).
Рис. 109. Катушка зажигания
УАЗ-469:
1 - крышка; 2 - контактное гнездо; 3 - винт; 4 - зажим низкого
напряжения; 5 - уплотнительная прокладка; 6 - кольцевой магнитопровод; 7
- первичная обмотка; 8 - вторичная обмотка; 9 - фарфоровый изолятор; 10
- кожух катушки; 11 - трансформаторное масло; 12 - сердечник; 13 -
электротехнический картон; 14 - дополнительный резистор; 15 -
керамический держатель; 16 - контактная пружина.
Распределитель имеет два прибора: прерыватель Тока низкого напряжения в
цепи катушки зажигания и распределитель тока высокого напряжения.
Для автоматического изменения угла опережения зажигания имеются
центробежный и вакуумный регуляторы.
Рис. 110. Распределитель
зажигания:
1 - вакуумный регулятор; 2 - неподвижная пластина прерывателя; 3 -
крышка; 4 -- ротор; 5 - фильц; б - уголек; 7 - кулачок; 8 -
пресс-масленка; 9 - пластина октан-корректора; 10 - болт крепления
распределителя; 11 - муфта; 12 - пружинный держатель штифта; 13 -
втулка; 14 - корпус; 15 - грузик; 16 - подшипник; 17 - подвижная
пластина прерывателя.
Для обеспечения надежности работы системы зажигания производите
регулировку зазора между контактами прерывателя. Перед регулированием
зазора осмотрите рабочие поверхности контактов и, если они загрязнены,
замаслены или обгорели, очистите их.
Свечи зажигания УАЗ-469. На двигателе применяются неразборные свечи с
керамическими изоляторами, подобранными по тепловой характеристике. При
образовании на свече нагара создается утечка тока, что приводит к
уменьшению вторичного напряжения. Подгорание электродов вызывает
увеличение пробойного напряжения искрового промежутка свечи. При
появлении перебоев в работе зажигания прежде всего проверьте зазор между
электродами (рис. 111), а в случае необходимости отрегулируйте.
Выключатель зажигания предназначен для включения и выключения первичной
цепи зажигания. Кроме того, выключатель обеспечивает включение стартера,
контрольно-измерительных приборов, электродвигателей стеклоочистителя и
отопителя.
Техническое обслуживание системы зажигания заключается в регулярной
очистке ее приборов от загрязнений, в установке зажигания, в
регулировках зазора между контактами прерывателя и своевременной
смазке.
Установку зажигания проводите в такой последовательности:
1. Снимите крышку распределителя и ротор, проверьте состояние и
величину зазора между контактами прерывателя (в случае необходимости
отрегулируйте зазор). Поставьте ротор на место.
2. Выверните свечу 1-го цилиндра.
3. Закройте пальцем отверстие для свечи 1-го цилиндра и проверните
коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха
из-под пальца. Это и будет начало хода сжатия в 1-м цилиндре.
4. Проворачивайте вал двигателя осторожно до совпадения отверстия на
шкиве со штифтом на крышке распределительных шестерен.
5. Проверьте, чтобы ротор стоял против внутреннего контакта крышки,
соединенного с проводом, идущим к свече 1-го цилиндра.
6. Проверните пластину октан-корректора вместе с распределителем так,
чтобы указатель совпал со средним делением шкалы, нанесенным на
пластине.
7. Поверните слегка корпус распределителя против хода часовой стрелки,
чтобы контакты прерывателя замкнулись.
8. Присоедините контрольную лампу с патроном концом одного провода к
выводу низкого напряжения распределителя, а концом другого провода - к
«массе» (можно воспользоваться подкапотной лампой и дополнительным
отрезком провода).
9. Включите зажигание и осторожно поворачивайте корпус распределителя по
ходу часовой стрелки до вспышки лампочки.
Остановите вращение распределителя точно в момент начала вспышки
лампочки. Если это не удалось, операцию повторите.
10. Затяните крепежный винт, удерживая корпус распределителя от
проворачивания, поставьте крышку и центральный провод на место.
11. Проверьте правильность присоединения проводов от свечей, начиная с
первого цилиндра, в следующем порядке: 1, 2, 4, 3-й, считая против хода
часовой стрелки.
После каждой установки зажигания и после регулировки зазора в
прерывателе проверяйте точность установки момента зажигания, прослушивая
работу двигателя при движении автомобиля.
Для этого прогрейте двигатель до температуры 80... 85°С и, двигаясь на
прямой передаче по ровной дороге со скоростью 30...35 км/ч, дайте
автомобилю разгон, резко нажав на педаль дроссельной заслонки. Если при
этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то
установка момента зажигания сделана правильно.
При сильной детонации поверните корпус распределителя по шкале
октан-корректора на одно деление против хода часовой стрелки. Каждое
деление шкалы соответствует изменению момента зажигания на 2°, считая по
коленчатому валу. При полном отсутствии детонации поверните корпус
распределителя на одно деление по ходу часовой стрелки. После
перестановки момента зажигания снова проверьте правильность его
установки.
Регулировку зазора между контактами прерывателя проводите в такой
последовательности:
1. Освободите пружинные держатели, снимите крышку распределителя и
ротор.
2. Установите кулачок так, чтобы между контактами был наибольший зазор.
3. Проверьте щупом зазор между контактами: щуп должен входить в зазор,
не отжимая кулачка. Зазор должен быть в пределах 0,35...0,45 мм (рис.
112).
4. Ослабьте стопорный винт 1 (рис. 113) крепления стойки неподвижного
контакта и, вращая регулировочный эксцентриковый винт 2, установите
нормальный зазор.
5. Заверните стопорный винт и вторично проверьте зазор между контактами.
6. Установите ротор и закрепите крышку распределителя.
После первых 24 000 км пробега автомобиля выньте из обоймы фильц
кулачка распределителя и очистите (или срежьте) образовавшуюся на его
краю корочку. Затем поставьте фильц на свое место таким образом, чтобы
обеспечилось его касание с кулачком, а затем смажьте двумя-тремя каплями
масла, применяемого для двигателя. При дальнейшей эксплуатации
руководствуйтесь Таблицей смазки.
Через каждые 40 000...60 000 км пробега:
1. Произведите текущий ремонт распределителя, во время которого
распределитель разберите, все детали промойте, осмотрите и в случае
необходимости замените. При переборке распределителя ось рычажка, ось
кулачка, оси и пальцы грузиков смазывайте маслом для двигателя, а валик
привода смазывайте тонким слоем смазки Литол-24, которой заполняйте и
крышку масленки.
2. Замените втулки в корпусе распределителя в случае наличия большого
радиального люфта валика распределителя, вызывающего большой асинхронизм
искрообразования.
3. Промойте шариковый подшипник пластины прерывателя, заложите свежую
смазку и проверните его наружное кольцо относительно внутреннего.
Если вы ремонтируете двигатель, это значит вы делали разборку, а теперь на этапе сборки. Понятное дело, что в таком случае установка зажигания начинается с установки меток ГРМ.
В двигателе УАЗ-469, нет цепи и нет зубчатого ремня ГРМ. Есть чугунная шестерня колен/вала и есть текстолитовая шестерня распредвала с чугунной ступицей.
Распредвал и колен/вал УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 необходимо устанавливать в блок так, чтобы метка «О» на шестерне коленчатого вала была против риски у впадины зуба на шестерне распределительного вала. Этим обеспечивается правильность фаз газораспределения.
Отметку «0», я отметил на рисунке красной стрелкой
Следующий важный этап, это установка привода трамблёра. И это не так просто как допустим на каком-нибудь «жигуле».
Проверните валик привода, чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя была расположена так, как указано на рис.71Б, а валик масляного насоса при помощи отвертки проверните в положение, указанное на рис.71В.
Осторожно, не задевая шестерней за стенки блока, вставьте привод в блок. После установки привода на место его валик должен занять положение, указанное на рис.71А.
То есть он провернётся (и это важно), заняв нужное положение, если не повернулся, значит вы поставили первоначальное положение под неправильным углом и не попали в прорезь. Надо повторить попытку.
Потом берёте трамблёр, бегунок поверните примерно на контакт провода первого цилиндра и вставляйте его в привод трамблёра. Закрепите предварительно привод и трамблёр.
Вам пригодится этот видеоролик
Проверните колен/вал на 2 оборота, чтобы убедиться в том, что нет подклинивания ЦПГ.
Ну собственно только теперь можно приступать к процессу называемому в книгах «установка зажигания».
Напоминаю порядок зажигания 1-2-4-3. И ротор трамблёра (бегунок), крутится против часовой стрелки.