СХЕМА ВАЗ-2121

Ваз 2121 "нива", разработан и выпускается с 1979 года.

Схема электрооборудования ВАЗ-2121 :

1. Передние фонари,
2. Фары,
3. Электродвигатель очистителя фар,
4. Звуковой сигнал,
5. Электродвигатель омывателя фар,
6. Электродвигатель омывателя ветрового стекла,
7. Генератор,
8. Боковой указатель поворота,
9. Аккумулятор ваз-2121,
10. Электродвигатель отопителя,
11. Доп.резистор электородвигателя отопителя,
12. Реле-прерыватель очистителя ветрового стекла,
13. Стартер,
14. Электродвигатель очистителя ветрового стекла,
15. Концевой выключатель карбюратора,
16. Электромагнитный клапан карбюратора,
17. Блок управления ЭПХХ,
18. Коммутатор,
19. Свечи зажигания,
20. Трамблер (распределитель зажигания,
21. Датчик давления масла,
22. Датчик температуры,
23. Розетка переноски,
24. Катушка зажигания,
25. Датчик уровня тормозной жидкости,
26. Реле включения очистителей и омывателя фар,
27. Реле включения обогрева заднего стекла,
28. Реле дальнего света фар,
29. Реле ближнего света фар,
30. Реле включения зажигания,
31. Реле включения стартера,
32. Выключатель лампы блокировки дифференциала,
33. Переключатель наружного освещения,
34. Прикуриватель ваз-2121,
35. Выключатель стоп-сигнала,
36. Выключатель света заднего хода,
37. Реле-прерыватель указателя поворотов и ав.сигнализации,
38. Основной блок предохранителей,
39. Дополнительный блок предохранителей,
40. Лампа подсветки рычажков отопителя,
41. Выключатель заднего противотуманого фонаря,
42. Выключатель обогрева заднего стекла,
43. Переключатель эл.двигателя отопителя,
44. Переключатель очистителя и омывателя заднего стекла,
45. Выключатель аварийной сигнализации,
46. Выключатель зажигания,
47. Контрольная лампа воздушной заслоки карбюратора,
48. Регулятор освещения приборов,
49. Подрулевой рычажный переключатель,
50. Выключатель контрольной лампы заслонки карбюратора,
51. Электродвигатель омывателя заднего стекла,
52. Дверной выключатель плафонов,
53. Плафоны освещения салона,
54. Комбинация приборов ваз-2121,
55. Фонари освещения номерного знака.

Схема электрооборудования ВАЗ-21213 :

1. Боковые указатели поворота.
2. Передние фонари.
3. Фары ваз-21213.
4. Электродвигатели очистителей фар.
5. Звуковые сигналы.
6. Реле включения очистителей и омывателя фар.
7. Реле включения ближнего света фар.
8. Реле включения дальнего света фар.
9. Электродвигатель омывателя фар.
10. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
11. Штепсельная розетка переносной лампы
12. Датчик контрольной лампы давления масла.
13. Датчик указателя давления масла.
14. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
15. Распределитель зажигания.
16. Свечи зажигания.
17. Электродвигатели стеклоочистителя.
18. Катушка зажигания.
19. Генератор.
20. Запорный клапан карбюратора.
21. Стартер ваз-21213.
22. Электродвигатель омывателя ветрового стекла.
23. Регулятор напряжения.
24. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи.
25. Аккумуляторная батарея.
26. Реле стеклоочистителя.
27. Дополнительный блок предохранителей.
28. Основной блок предохранителей.
29. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.
30. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала.
31. Выключатель света заднего хода.
32. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора.
33. Выключатель стоп-сигнала.
34. Электродвигатель отопителя.
35. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации.
36. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя.
37. Выключатель освещения приборов.
38. Переключатель света фар.
39. Переключатель указателей поворота.
40. Выключатель звуковых сигналов.
41. Переключатель стеклоочистителя.
42. Выключатель омывателя ветрового стекла.
43. Выключатель зажигания.
44. Выключатель наружного освещения.
45. Переключатель отопителя.
46. Выключатель очистителей и омывателя фар.
47. Прикуриватель.
48. Выключатель аварийной сигнализации.
49. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей.
50. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления.
51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива.
52. Тахометр.
53. Контрольная лампа стояночного тормоза.
54. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.
55. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.
56. Спидометр.
57. Контрольная лампа наружного освещения.
58. Контрольная лампа указателей поворота.
59. Контрольная лампа дальнего света фар.
60. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза ваз-21213.

Схема электрооборудования автомобиля ВАЗ-2121 (Нива)


(нажмите для увеличения)

Условные графические обозначения на схеме

1. Боковые указатели поворота
2. Передние фонари
3. Фары
4. Электродвигатели очистителей фар
5. Звуковые сигналы
6. Реле включения очистителей и омывателя фар
7. Реле включения ближнего света фар
8. Реле включения дальнего света фар
9. Электродвигатель омывателя фар
10. Датчик недостаточного уровня тормозной жидкости
11. Штепсельная розетка переносной лампы
12. Датчик контрольной лампы давления масла
13. Датчик указателя давления масла
14. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
15. Распределитель зажигания
16. Свечи зажигания
17. Электродвигатели стеклоочистителя
18. Катушка зажигания
19. Генератор
20. Запорный клапан карбюратора
21. Стартер
22. Электродвигатель омывателя ветрового стекла
23. Регулятор напряжения
24. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи
25. Аккумуляторная батарея
26. Реле стеклоочистителя
27. Дополнительный блок предохранителей
28. Основной блок предохранителей
29. Выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
30. Выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала
31. Выключатель света заднего хода
32. Выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора
33. Выключатель стоп-сигнала
34. Электродвигатель отопителя
35. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
36. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя
37. Выключатель освещения приборов
38. Переключатель света фар
39. Переключатель указателей поворота
40. Выключатель звуковых сигналов
41. Переключатель стеклоочистителя
42. Выключатель омывателя ветрового стекла
43. Выключатель зажигания
44. Выключатель наружного освещения
45. Переключатель отопителя
46. Выключатель очистителей и омывателя фар
47. Прикуриватель
48. Выключатель аварийной сигнализации
49. Выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей
50. Указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления
51. Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива
52. Тахометр
53. Контрольная лампа стояночного тормоза
54. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи
55. Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора
56. Спидометр
57. Контрольная лампа наружного освещения
58. Контрольная лампа указателей поворота
59. Контрольная лампа дальнего света фар
60. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза
61. Контрольная лампа уровня тормозной жидкости
62. Контрольная лампа блокировки дифференциала
63. Указатель температуры охлаждающей жидкости
64. Плафоны
65. Датчик указателя уровня и резерва топлива
66. Задние фонари
67. Фонари освещения номерного знака

Появившись спустя 6 лет после начала работы завода в Тольятти, автомобиль ВАЗ 2121 на долгие годы закрепил за собой первенство внедорожной модели с большими возможностями. И хотя трансмиссия представляла собой достаточно революционное решение для отечественного автопрома, электрическая схема использовалась практически без изменений.

Как и большинство других деталей, внедорожник позаимствовал у своих легковых собратьев. В частности, электропроводка ВАЗ 2121 представляла собой проводку ВАЗ 2106 после небольшой доработки.

Фактически электросхема представляет собой:

  1. Однопроводную цепь, где роль второго провода выполняет кузов автомобиля;
  2. Все исполнительные механизмы и контрольные приборы имею выводы с минусовой клеммы на «массу»;
  3. Основные цепи защищены плавкими предохранителями.

За основу работы двигателя внутреннего сгорания, устанавливаемого на автомобиль ВАЗ 2121, взята классическая схема, видео работы которой демонстрируется на курсах вождения:

  1. Генератор вырабатывает электрический ток;
  2. Катушка зажигания повышает его мощность;
  3. Распределитель зажигания подает электрические импульсы на свечи в момент достижения поршнем ВМТ;
  4. Свечи производят поджиг топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя.

На фото представлены следующие компоненты:

  1. С поз. 3 по 12 – катушка зажигания и ее структура;
  2. С поз.13 по 20 – свеча зажигания;
  3. С поз.21 по 42 – распределитель зажигания (трамблер).

Справочно: Отдельно изображен бегунок трамблера, отвечающий за замыкание контактов с высоковольтными проводами, идущими на свечи каждого из цилиндров. На представленной схеме он обозначен поз. 41-45.

Модернизация двигателя

Полноприводная трансмиссия ВАЗ 2121 помимо существенных преимуществ, имела и недостатки бытового плана. В частности:

  1. Расход топлива был достаточно большим в сравнении с легковыми автомобилями (13,4 литра на 100 км в городских условиях и на бездорожье);
  2. Это отражалось на эксплуатационных расходах – цена 1 км обходилась владельцам намного дороже. Да и мощность существующего двигателя для суровых условий бездорожья была недостаточной.

Справочно: автопроизводитель за счет модернизации существующего двигателя, увеличил его технические параметры. В частности, объем вырос с 1480 куб. см до 1680 куб. см. Автомобили с таким силовым агрегатом получили заводской индекс ВАЗ 21214.

Увеличение рабочего объема двигателя и применение бесконтактной системы зажигания привело к необходимости модернизации электрической схемы в подкапотном пространстве. Замена проводки ВАЗ 2121 решала эту задачу сполна.

Модернизация системы зажигания

Поскольку за мощность искрообразования традиционно отвечает высоковольтная катушка, то автопроизводителем вносились изменения в ее работу. В частности, проводка на ВАЗ 2121 дополнялась жгутом, соединявшим коммутатор и остальные узлы системы зажигания.

Данная заводская инструкция содержит:

  1. Замок зажигания, выполняющий роль выключателя электрической цепи с выводами 30/1 и 15;
  2. Реле зажигания с выводами 85,86,30 и 87;
  3. Коммутатор с клеммной колодкой на 6 контактов;
  4. Модернизированная катушка зажигания с выводами «Б» и «К»;
  5. Трамблер (распределитель зажигания);
  6. Свечи.

Панель приборов

Для последующих модификаций ВАЗ 2121 была основательно переработана панель приборов. В частности изменился дизайн и расположение контрольных ламп, а также появились новые шкалы на указателях панели приборов.

Выводы: автомобиль ВАЗ 2121 владельцы часто обслуживали своими руками. А обслуживание электрических систем невозможно без оригинальных схем. Особенно это касалось модернизированных версий, где вносились изменения в схему работы узлов и агрегатов.


Описание
Картинка кликабельна. Откройте в новой вкладке и изучайте.

1 – боковые указатели поворота;
2 – передние фонари;
3 – фары;
4 – электродвигатели очистителей фар;
5 – звуковые сигналы;
6 – реле включения очистителей и омывателя фар;
7 – реле включения ближнего света фар;
8 – реле включения дальнего света фар;
9 – электродвигатель омывателя ветрового стекла;
10 – датчик недостаточного уровня тормозной жидкости;
11 – штепсельная розетка переносной лампы;
12 – датчик контрольной лампы давления масла;
13 – датчик указателя давления масла;
14 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
15 – распределитель зажигания;
16 – свечи зажигания;
17 – электродвигатель стеклоочистителя;
18 – катушка зажигания;
19 – генератор;
20 – запорный клапан карбюратора;
21 – стартер;
22 – электродвигатель омывателя фар;
23 – регулятор напряжения;
24 – реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
25 – аккумуляторная батарея;
26 – реле стеклоочистителя;
27 – дополнительный блок предохранителей;
28 – основной блок предохранителей;
29 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
30 – выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала;
31 – выключатель света заднего хода;
32 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
33 – выключатель стоп-сигнала;
34 – электродвигатель отопителя;
35 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
36 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
37 – выключатель освещения приборов;
38 – переключатель света фар;
39 – переключатель указателей поворота;
40 – выключатель звуковых сигналов;
41 – переключатель стеклоочистителя;
42 – выключатель омывателя ветрового стекла;
43 – выключатель зажигания;
44 – выключатель наружного освещения;
45 – переключатель отопителя;
46 – выключатель очистителей и омывателя фар;
47 – прикуриватель;
41 – выключатель аварийной сигнализации;
49 – выключатели плафонов, расположенные в стойках дверей;
50 – указатель давления масла с контрольной лампой недостаточного давления;
51 – указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва топлива;
52 – тахометр;
53 – контрольная лампа стояночного тормоза;
54 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
55 – контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
56 – спидометр;
57 – контрольная лампа наружного освещения;
58 – контрольная лампа указателей поворота;
59 – контрольная лампа дальнего света фар;
60 – реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза;
61 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости;
62 – контрольная лампа блокировки дифференциала;
63 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
64 – плафоны;
65 – датчик указателя уровня и резерва топлива;
66 – задние фонари;
67 – фонари освещения номерного знака.

Описание

Электрооборудование нива 2121 выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть нива 2121 – постоянного тока с номинальным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и электронным регулятором напряжения. При работе аккумуляторная батарея заряжается.

Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями . Электродвигатели моторедукторов ваз 2121 (очистителей ветрового стекла, стекла двери задка, фар – если установлены) защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания, пуска двигателя, цепь «генератор – выключатель зажигания – блок предохранителей». Мощные потребители (стартер, фары, электродвигатели нива 2131 вентиляторов системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.

Плавкие предохранители сгруппированы в двух блоках предохранителей, расположенных слева под панелью приборов. Номинал предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице.

Предохранители ваз 2131 системы впрыска находятся в отдельном блоке на левой боковине под панелью приборов.

Предохранитель на 30 А защищает цепь питания электровентиляторов радиатора, а три предохранителя на 15 А - соответственно электробензонасос, блок управления (вход постоянного питания) и цепи главного реле системы впрыска (см. также Система управления впрыскового двигателя нива 2121).

При ремонте системы электрооборудования отсоединяйте клемму «минус» аккумуляторной батареи (при выключенном двигателе).

Прежде чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину перегорания.

Не используйте предохранители увеличенного номинала или самодельные – это может привести к пожару.

Из-за опасности короткого замыкания не поддевайте перегоревшие предохранители металлическими инструментами (отвертками), если соответствующие цепи не обесточены.

Средняя оценка: 5,00 (4 из 5)

В случае короткого замыкания они мгновенно перегорают и размыкают соединение, отключая защищаемое оборудование.

Применение предохранителей на автомобиле Нива 2121 имеет ряд своих особенностей:

  • все электродвигатели моторедукторов, осуществляющих управление стеклоочистителями, надежно защищены плавкими вставками, которые могут использоваться многоразово. Они относятся к биметаллическому типу и срабатывают полностью в автоматическом режиме;
  • для сведения к минимуму риска короткого замыкания в цепи оборудования для подачи питания на систему впрыска топлива используются предохранители с проводом сечением 1 мм Такие вставки перегорают мгновенно, размыкая сеть и полностью исключая самовозгорание;
  • цепи такого оборудования, как аккумуляторная батарея, систем зажигания и запуска двигателя, генератора, в защите не нуждаются, поэтому предохранители в них не интегрируются вообще;
  • система подачи питания на электрический вентилятор радиатора охлаждения защищается вставкой, выдерживающей силу тока и более ампер;
  • электрический бензонасос, оптическое оборудование, двигатель электровентилятора и другие потребители повышенной мощности присоединяются к бортовой сети через специальное реле, оснащенное собственным предохранителем, и не нуждаются в какой-либо дополнительной защите;
  • плавкие предохранители на 15 ампер устанавливаются для защиты электрических цепей электронного блока управления, бензонасоса и главного реле системы впрыска топлива.

Расположение предохранителей

Все плавкие вставки, используемые в электрической схеме автомобиля Нива 2121, разделены на две группы. Они размещаются в блоках предохранителей, расположенных под приборной панелью справа от водительского кресла. В руководстве по эксплуатации транспортного средства вы можете без труда найти описание каждого из этих защитных устройств, а также их технические характеристики.

Если в вашем автомобиле вышло из строя какое-либо электрическое оборудование, в первую очередь необходимо проверить исправность предохранителя. Для этого очень важно соблюдать следующие правила безопасности:

  • прежде чем осуществлять замену плавкой вставки, необходимо выявить и устранить причину ее выхода из строя;
  • ни в коем случае нельзя устанавливать предохранители, не соответствующие требованиям производителя авто;
  • категорически запрещено замыкать контакты вставок какими-либо металлическими предметами;
  • нельзя извлекать предохранители из блока с помощью отвертки или ножа, не отключив предварительно подачу питания.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png