П очти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» - доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе

Во время Русско-японской войны отставной поручик гусарского полка грузинский князь Михаил Александрович Накашидзе уверился в необходимости создания принципиального нового вида вооружения - бронеавтомобиля. Представленный летом 1905 года проект военным понравился, но они ограничились советом изобретателю принять на себя все расходы по его изготовлению.

В результате заказ на два броневика был передан французской фирме Charron, Girardot et Voigt (CGV), которая уже имела опыт установки пулеметов на легкие шасси. Основой русских бронемашин являлись рядовые 37-сильные легковушки Charron 30CV с отнесенной назад коробкой передач и главной цепной передачей. На них водрузили высокие бронекорпуса с крупными окнами и поворотной башней с пулеметом Hotchkiss, а по бортам крепились колейные мостки для преодоления траншей. Достаточно тяжелая трехтонная машина развивала скорость 50 км/ч и имела запас хода 600 километров. Ее первые испытания состоялись в конце 1905 года во Франции.

В Россию первый бронеавтомобиль прибыл в марте 1906-го. Военные провели его испытания в весеннюю распутицу и признали машину «неспособной к самостоятельному движению», но по итогам летних проб ее рекомендовали применять «для борьбы с конницей противника и преследования отступающего врага». После ремонта и усиления брони она снова поступила на испытания, но по их результатам в 1908-м броневик был разобран.

Русские броневики на отечественных шасси

Во времена Первой мировой войны единственным «счастливым» сочетанием отечественных автомобилей и бронекорпусов русского производства являлись бронемашины, базировавшиеся на шасси Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).

Первыми в августе–сентябре 1914-го стали безбашенные броневики на , созданные по проекту инженера А. Я. Грауэна и оснащенные ижорскими корпусами с наклонным расположением бронелистов из хромоникелевой стали. Два пулемета Maxim помещались в лобовом и кормовом листах, третий можно было переносить с одного борта на другой. Скорость трехтонных машин не превышала 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты, но из-за слабого бронирования вскоре были сняты с вооружения.

В конце сентября 1914 года в петроградской мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на том же шасси собрали три броневика с округлыми корпусами Обуховского завода с двумя 37-мм пушками Hotchkiss и тремя пулеметами. Такие же корпуса с пушкой Maxim смонтировали на трех однотонных грузовых шасси Д24-40. Все версии получились слишком тяжелыми и громоздкими, участия в боях не принимали и впоследствии были переведены на железнодорожный ход.

В начале 1916 года в мастерской Братолюбова на шасси С24-40 появился оригинальный башенный броневик «Победоносец» с тремя пулеметами Maxim и вторым постом управления. Одновременно на грузовых шасси Д24-40 собрали еще три бронемашины, которые от легковых отличались усиленной рамой и новыми мостами. Оказавшиеся перегруженными и тихоходными, все они применялись как учебные машины и служили в охране Смольного.

В общей сложности до 1917 года на русских шасси было собрано всего лишь 20 броневиков.

Русские бронеавтомобили на иностранных шасси

К этой категории относились бронемашины, базировавшиеся на зарубежных шасси, которые в России подвергались более или менее существенным доработкам для приспособления их к местным условиям или оснащались полностью новыми бронекорпусами.

Трехколесные бронемашины Филатова

В 1915–1916 годах по проекту начальника Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы генерал-майора Н. М. Филатова из списанных импортных агрегатов и узлов были собраны 15 оригинальных трехколесных броневичков с разными двигателями мощностью до 25 л.с., на которых монтировали бронекорпуса с одним или двумя пулеметами заднего расположения.

Бронеавтомобили Былинского

Летом 1915 года по проекту штабс-капитана Былинского на базе трофейных легковушек Mercedes на Обуховском заводе собрали две пушечно-пулеметные машины. Их особенностью были корпуса из хромо-никеле-ванадиевой стали с перископами и смонтированной внутри 37-мм пушкой, которая вела огонь через откидные панели. В поворотной башне помещались также пулемет Maxim и скорострельные ружья.

Бронемашина Улятовского

В 1916 году в мастерских упомянутой выше школы по проекту прапорщика Улятовского из иностранных деталей был собран легкий и компактный броневик, в задней части которого лежа располагался пулеметчик, стрелявший через амбразуру в кормовом листе. При замене пулемета пушкой машина существенно потяжелела, и работы по ней были прекращены.

Бронеавтомобили Мгеброва

В первые годы войны по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва на Ижорском заводе собрали 16 броневиков на базе автомобилей разных стран, из которых самыми известными стали 11 бронемашин на 30-сильном легковом шасси Renault ED. Благодаря установке радиатора охлаждения между мотором и кабиной они выделялись характерным удлиненным клиновидным капотом, повышавшим живучесть экипажа. Первоначально два пулемета или 37-мм пушка помещались в одной крупной поворотной башне, которую в 1916-м заменили на две маленькие.

Ижорский ФИАТ

Зимой 1916 года был подписан договор с компанией FIAT на поставку легковых шасси мощностью 72 л.с. с двумя постами управления и задним мостом с двускатными колесами. Первая партия поступила на Ижорский завод для установки собственных бронированных корпусов с диагональным расположением двух пулеметных башен. Сборка броневиков началась в январе следующего года, и до апреля 1918-го завод собрал 47 бронемашин. Они имели боевую массу 5,3 тонны и развивали скорость до 70 км/ч.

Бронемашины Поплавко

В 1915 году на шасси американского грузовика Jeffery Quad (4х4) штабс-капитан Виктор Поплавко разработал и в мастерских 7-й армии построил оригинальный бронеавтомобиль с лебедкой, впервые ставший сочетанием боевой машины, мощного инженерного средства для разрушения проволочных заграждений, проделывания проходов в мелком лесу и эвакуатора поврежденной техники. Конструктивно это был бронированный грузовик с 40-сильным мотором, боевой рубкой для двух пулеметов и задним отсеком для боеприпасов и топлива. С экипажем из четырех человек он весил около восьми тонн и развивал скорость 32 км/ч.

По результатам испытаний Военное ведомство выдало Ижорскому заводу заказ на 30 таких машин, которые в октябре 1916-го отправились на фронт в составе особого автобронедивизиона.

Бронемашины «Гарфорд»

Самыми тяжелыми бронированными автомобилями русской армии были массивные пушечно-пулеметные машины на шасси американского грузовика Garford с кабиной над 35-сильным мотором Buda и бронекорпусами Путиловского завода, известные как «Путилов-Гарфорд». В задней вращавшейся башне размещалась штурмовая пушка калибра 76,2 мм. Рядом с ней находился пулемет, а в небольших боковых башенках имелись еще два–три пулемета. В стенках корпуса были выполнены круглые амбразуры с бронированными заслонками. Экипаж состоял из восьми человек, боевая масса достигала 8,6 тонн.

До сентября 1915 года в Петрограде собрали 30 броневиков, а затем часть из них оборудовали вторым постом управления. На фронтах из-за слабости двигателя, неповоротливости и плохой проходимости все они перемещались только по дорогам.

По заказу Морского ведомства для охраны крепости в Финском заливе в конце 1917 года было собрано еще 18 длиннобазных бронемашин с усиленной броней, боевая масса которых возросла до 11 тонн.

Полугусеничная бронемашина Гулькевича

В ходе Первой мировой войны единственным полугусеничным броневиком с корпусом русского изготовления была массивная машина конструкции полковника артиллерии Н. Гулькевича, родом из ахтырских казаков, которая могла «проходить по всяким дорогам… разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения». Ее основой являлся пушечный транспортер В-6 американской компании Allis-Chalmers с задними гусеничными движителями.

В октябре 1916 года Путиловский завод собрал боевую машину «Ахтырец» с оригинальным корпусом с двумя постами управления и поворотной башней с пулеметами Maxim. В кормовом листе размещалась 76-мм пушка. Неповоротливая 12-тонная конструкция с экипажем из семи человек по ровной дороге могла перемещаться со скоростью не выше 15 км/час. Первоначально она служила в петроградском броневом дивизионе и после революции была переименована в «Красный Петербург».

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

На заглавной фотографии - бронемашина для первой автомобильной пулеметной роты с корпусом Ижорского завода. 1915 год

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации

Описание флеш игры

Танковая война 1917

Armored Warfare 1917

Вы находитесь только в середине войны !
Ведите ваш танк на врага и завершите все миссии по уничтожению врагов.
Многие мальчишки и мужчины любят компьютерные игры, одни из них предпочитают различные соревнования и стрелялки, а другим больше нравится сражаться с противниками на войне. Именно поэтому они выбирают игры про войну или простые битвы. "Танковая война 1917" - очень интересная и познавательная игра, особенно для современных мальчиков . Суть заключается в том, что вы управляете военным танком, который движется вперед и имеет возможность стрелять. Ваша цель - уничтожить всех противников на своём пути, для этого вы должны стрелять из своего мощного ружья. Чтобы управлять танком, необходимо использовать клавиши на клавиатуре, а для атаки - используйте кнопку мыши. Направлять ружье в нужное положение также нужно с помощью компьютерной мышки. Вместе с танком идут несколько ваших солдат, поэтому вам нужно попытаться защитить их от врага. Постарайтесь завершить все миссии по уничтожению врагов и как можно скорее выполнить серьезное задание. Вам нужно для победы добраться до указанного пункта назначения. Это довольно интересная игра, которая развивает не только логические навыки, но и делает человека еще более внимательным. Поиграть в эту флеш игру можно на сайте компьютерных игр, где можно это сделать совершенно бесплатно. Вам не нужно будет скачивать приложение, и тратить много времени на его установку. Достаточно только зайти в приложение и дождаться загрузки, после этого можно играть в нем неограниченное количество времени.
Нужно добраться до пункта назначения как можно скорее!

Здесь, в сложных лабиринтах игры, вам доверено держать под контролем танк небольших размеров. Нужно будет сражаться с вражеской боевой техникой, у которой тоже есть цель - взорвать ваш танк.

Для того чтобы избавиться от противника, вам нужно совершать выстрелы. Перед тем как стрелять, стоит помнить, что ваш патрон может рикошетом отлетать от стен. Очень важно быть максимально внимательным в этом плане, чтобы не повредить свою боевую машину, так как предугадать направление пули отскочившей от стены - невозможно.

Несомненным плюсом в игре Танки в лабиринте, является предоставление большого количества различных бонусов, которые вы найдете в любой части запутанного лабиринта. С их помощью, у вашего танка появится дополнительное оснащение, которые помогут вам гораздо проще пройти эту игру.

С 1917 по 1923 год в России бушевала Гражданская война. Многие слышали о героических бронеавтомобилях частей РККА, принимавших участие в боевых действиях против войск Белого движения, — «Остине-Путиловце», «Остине-Кегрессе», «Гарфорде-Путилове». Но мало кто задумывается о том, что Белое движение тоже активно применяло бронетехнику — как трофейную или доставшуюся от царской армии по наследству, так и собственной разработки

Тим Скоренко

В Русской армии было не так уж много бронеавтомобилей. Большая их часть строилась по одному принципу: за границей заказывали шасси (чаще всего — Renault, Fiat или Austin), после чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и появлялись странные гибриды с удивительными названиями вроде «Остин-Путиловец» или «Фиат-Ижора». Существовал и ряд полностью отечественных разработок вроде «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных машин такого типа обычно не превышало десятка. А вот танков Российская империя не использовала вообще. Было реализовано два опытных проекта («Вездеход» Пороховщикова и «Царь-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а потом грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план.


Вот здесь-то, уже в 1917-м, произошло интересное «разделение» бронетехники между РККА и частями Белого движения. Дело в том, что большая часть броневиков царской армии досталась по наследству именно красным — ввиду того, что базировались они в основном в Москве и Петрограде. Зато у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, — Антанта не признавала большевиков и считала Белое движение единственно легитимной властью в России. Конечно, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес подобного плана существовал. Так на чем же воевали белые?

Обломки прошлого

Безусловно, Белому движению достался и ряд серийных бронеавтомобилей, использовавшихся Русской императорской армией. В различных частях применялись пулемётные машины «Армстронг-Уитворт», «Джеффери-Поплавко», «Мгебров-Рено», «Остин», «Остин-Путиловец», «Рено», «Руссо-Балт тип С», «Фиат-Ижора», зенитный «Пирлесс», а также пушечные «Гарфорд-Путилов» и «Ланчестер». Некоторые из перечисленных были отбиты в боях у частей РККА. Суммарное количество дореволюционных броневиков в белых частях не превышало 30−40 экземпляров, что, конечно, было каплей в море по сравнению с как минимум парой сотен доставшихся РККА. Кроме того, устаревшие технические параметры, проходимость, скорость и вооружённость машин не позволяла говорить о них как о серьёзной военной силе.

Белые британцы

До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая война, и британское правительство обратило внимание на трагические события, происходившие в России. В результате весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet. Была образована «Школа английских танков» — там под началом англичан готовились первые русские танкисты.


Бронедрезина «Бенц». Самым необычным бронеавтомобилем Белого движения была бронедрезина «Бенц» (1912), созданная в 1912 году по заказу Амурской железной дороги для обороны от китайских налётчиков. Бронедрезина была оборудована 4,5-мм бронёй и пулемётом «Максим», но к 1918 году применялась в качестве огневой точки на передвижной платформе.

Вообще в 1919—1920 годах англичане невероятно активно снабжали танками все части Белого движения — и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием Деникина, и оставшуюся после их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Лишь Колчак на востоке остался без британской поддержки — это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке бронетехники в глубь страны.

1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать английских танков — четыре отряда по четыре машины. Половина — могучие Mark V с тяжелым пушечным вооружением, вторая половина — легкие пулеметные Mk A Whippet. Танки оказались мощным подспорьем. Наиболее известной операцией с их участием стал штурм Царицына в конце июня 1919 года — именно танки и бронепоезда сыграли наиболее значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психологическое, нежели огневое значение, но последнее тоже не стоит недооценивать. К слову, в том бою принимало участие не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с британским экипажем под командованием капитана Кокса.

Суммарное количество танков в распоряжении ВСЮР к концу года достигло 74 единиц. Практически все современники утверждали, что войска РККА при виде танков старались отступить и не принимать бой, что, впрочем, было совершенно верной тактикой. Танки не могли воевать на передовой и достигали максимума эффективности при прорыве линии обороны предварительной пехотной атакой, что случалось в данном случае довольно редко.


После разгрома ВСЮР в Русской армии Врангеля осталось всего 20 британских танков, плюс два французских Renault FT образца 1917 года. Небольшое количество танков британцы поставили также Северной армии (четыре машины) и Северо-Западной армии (шесть). Восточной армии Колчака пытались переправить десять Renault FT, но они были успешно перехвачены красными. Серьезного влияния на ход войны все эти машины не оказали.

Интересно, что целый ряд «белых британцев» дошли до наших дней в очень хорошем состоянии. Это связано с тем, что впоследствии они достались РККА и служили вплоть до 1938 года, когда по личному указанию Ворошилова были установлены в ряде городов в качестве танков-памятников. Хорошо известны Mark V в Харькове, Луганске, Архангельске.

Если же подводить итог танковым успехам Белой гвардии, можно сказать, что, будь британцы чуть активнее в своей «гуманитарной помощи», ход Гражданской войны действительно мог бы измениться — вместе со всей последующей историей. На деле же танков было слишком мало, а необходимость в них имелась весьма значительная. И поэтому в войсках Белого движения появлялись оригинальные эрзац-машины.

Трактора — в бой!

Эрцаз-танки на базе тракторов — это обязательный элемент практически любой гражданской войны, даже вполне современной. Поскольку первые танки появились у белых лишь в 1919 году, а большая часть царских бронеавтомобилей досталась РККА, заводы, располагавшиеся на подконтрольных белым территориях, занимались доработкой тракторов до боевого состояния. Ввиду полного отсутствия опыта подобных работ получалось весьма посредственно, но ряд интересных конструкций все же стоит упомянуть.

Один из наиболее известных эрзац-танков Белого движения — это «Полковник Безмолитвенный» на базе британского трактора Clayton & Shuttleworth 1916 года. Шасси было далеко не лучшим — просто единственным, которое попалось под руку работавшим в мастерских Донской армии инженерам и рабочим. На шасси был поставлен массивный бронированный кузов, напоминавший железнодорожный вагон. Внутри находилось несколько отделений — моторное, отделение управления и боевое (в кормовой части); вооружение составляли 76,2-мм пушка и шесть пулеметов «Максим», а экипаж состоял из 11 (!) человек.


Все бронеавтомобили Белого движения можно разделить на три категории: эрзац-броневики на базе тракторов, серийные броневики на автомобильном шасси и машины, доставшиеся в качестве трофеев или «наследства» царской армии. Правда, пример серийного броневика собственной разработки есть только один — «Фиат-Омский». На фото — броневик «Полковник Безмолитвенный» (не путать с одноименным бронетрактором) отбит Донской армией у красных в 1918 году. Машина построена фирмой Heinrich Ehrhardt Automobilwerke на базе военного грузовика модели E-V/4.

Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед, за гусеницы, колеса — оно оказалось вне бронированного корпуса «Полковника Безмолитвенного» и потому подвергалось особой опасности в бою. Но что самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя, был разобран.

Собственно, шасси британских тракторов в частях ВСЮР взялись из того же источника, откуда позже и танки. Англичане поставляли шасси Bullock-Lombard, Holt, Clayton; использовались они чаще в качестве артиллерийских тягачей, но три трактора Bullock-Lombard превратились под руками умельцев в эрзац-танки. Два таких броневика были изготовлены в Новороссийске на заводе «Судосталь». В отличие от Clayton, шасси Bullock-Lombard имело два ведущих колеса и управлялось значительно лучше. Внешне бронекорпус имел классическую компоновку дореволюционных бронемашин, включая башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на каждый трактор приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 10 мм. Два новороссийских бронетрактора получили названия «Генерал Улагай» и «Доблестный лабинец», поступили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии и вполне успешно сражались на протяжении 1919 года, несмотря на низкую (5−8 км/ч) скорость.


Bullock-Lombard, бронированный в 1919 году на новороссийском заводе «Судосталь». Машина разгонялась максимум до 8 км/ч, но воевала вполне успешно.

Третий Bullock-Lombard был переделан на Ревельском заводе и получил имя «Астраханец». По компоновке он отличался от собратьев двумя пулеметными башнями. Машину передали 3-й Донской армии, однако буквально через несколько дней вернули назад, поскольку двигатель просто не тянул, вода в радиаторе мгновенно вскипала, башни заедало, и вообще «Астраханец», судя по всему, не проехал на испытаниях даже сотни метров. С завода бронетрактор так и не вернулся. Впоследствии все три машины достались в качестве трофеев РККА. Первые два были перевооружены и отправлены на фронт, а последний признан негодным и разобран.

На таганрогском заводе было сделано еще несколько интересных машин — САУ на шасси Clayton и Bullock-Lombard. На трактора устанавливались 120-мм орудия (пушки Канэ) и бронещиты — было изготовлено как минимум две такие машины, хотя точное количество остается неизвестным. САУ воевали на Кавказском фронте и весной 1920 года были захвачены РККА, некоторое время принимали участие в боях, после чего, видимо, были разоружены.

Единственный серийный

Дореволюционные броневики были сильно изношены и технически несовершенны — особенно плоха была их проходимость по бездорожью. Кустарных эрзац-броневиков было несколько десятков (мы описали лишь самые характерные), и их катастрофически не хватало. Требовалось наладить хоть какое-то серийное производство — и это получилось у частей обделенной танками армии Колчака. В 1918 году Колчак получил из США пятнадцать шасси «Фиат» (изготовленных американским заводом компании). Машины были бронированы частично в Омске и частично во Владивостоке; существовало два типа бронирования. Первый вариант, «короткий», имел экипаж в три человека и единственный пулемет «Максим», установленный в башне. Второй, «длинный», был более громоздким, два пулемета располагались по бокам, в спонсонах бронерубки. Родной двигатель «Фиат» мощностью 72 л.с. мог разогнать машину до 70 км/ч при наличии дорожного покрытия, то есть бронеавтомобиль был достаточно скоростным и маневренным.


«Фиат-Омский» («длинный» двухбашенный вариант) неподалёку от штаб-квартиры генерала Розанова во Владивостоке, около 1919 года.

Правда, в отличие от танков, «Фиаты-Омские» (история запомнила эти машины под таким наименованием) воевали довольно бессистемно. Из них не составляли звеньев или отделений — все пятнадцать машин распределили между разными частями Белого движения, и в разное время они так или иначе попали в руки красноармейцев. Конструкция «Фиата-Омского» была неплоха, и в другое время он, возможно, смог бы оказать влияние на ход боевых действий. Но и машин, и времени было слишком мало — война вошла в вялотекущую стадию, броневики были уничтожены или захвачены, а Верховный правитель России адмирал Колчак расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 года.

Белое движение внесло не слишком большой вклад в историю развития бронетехники, но все же отрицать этот вклад совсем невозможно. И эрзац-танки на основе тракторов, и «Фиат-Омский» оставили свой след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось даже толковых чертежей — лишь посредственного качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину. В этом плане у военных историков еще огромный фронт работ.

Бронемашины Сталина, 1925-1945 [= Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля, 1925-1945 гг.] Коломиец Максим Викторович

Броневик военного времени

Броневик военного времени

Работы по созданию нового легкого полноприводного бронеавтомобиля для Красной Армии начались в КБ Горьковского автомобильного завода в сентябре 1941 года. Возможно, одним из побудительных мотивов для разработки проекта стала попытка «исправиться» перед военными за ЛБ-62 - серийное производство последнего, несмотря на многократные «призывы» и письма в самые высокие инстанции, так и не было развернуто. Кроме того, единственный производитель легких бронемашин для Красной Армии - Выксунский завод ДРО - в августе 1941 года получил задание на развертывание производства бронедеталей для танков, ввиду чего выпуск БА-20 отошел на второй план. Да и сам БА-20 уже не давно удовлетворял требованиям Красной Армии.

Как бы то ни было, в сентябре 1941 года на ГАЗе прошло совещание под руководством главного конструктора завода А. Липгарта и его заместителя Н. Астрова (только что прибывшего из Москвы), на котором обсуждалась концепция нового броневика. В результате было принято единственно возможное в то время решение - использовать в качестве базы для новой машины шасси ГАЗ-64, производство которого ГАЗ начал в конце августа 1941 года. Из-за малых габаритов ГАЗ-64 решено было ограничиться экипажем из двух человек и вооружением из одного пулемета ДТ. При конструировании бронекорпуса решили использовать свой опыт по ЛБ-62, а также схему немецкого трофейного броневика Sd.Kfz. 221, доставленного в Горький (впрочем, форма бронекорпуса ЛБ-62 во многом была заимствована от немецкой машины).

Колонна броневиков БА-64 после ремонта. Февраль 1943 года. На первой машине пулемет в положении для зенитной стрельбы (РГАКФД).

Предложение по разработке нового легкого бронеавтомобиля доложили «наверх», в наркомат среднего машиностроения, а оттуда - в ГАБТУ Красной Армии. Инициатива ГАЗа была одобрена, и завод получил задание - разработать детальный проект и изготовить опытный образец нового броневого автомобиля к 1 января 1942 года.

Детальное проектирование бронемашины, получившей заводской индекс ГАЗ-64–125, началось во второй декаде октября 1941 года, изготовление деталей, в начале ноября, а сборка броневика - в начале декабря. 9 января 1942 года новая машина совершила первый пробег. Новый бронеавтомобиль изготавливался на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-64, производство которого началось в августе 1941 года. Для установки бронекорпуса шасси пришлось переработать - изменить расположение педалей, рычагов и рулевого управления, усилить рессоры, установить амортизаторы от ГАЗ М-1 и торсионный стабилизатор боковой устойчивости на задней подвеске, установить бензобак повышенной емкости, несколько укоротить раму и т. д. Корпус машины сваривался из 15–4 мм бронелистов, установленных под большими углами наклона к вертикали для лучшей пулестойкости. Форма бронекорпуса во многом была заимствована от ЛБ-62 и немецкого броневика Sd.Kfz. 221. Для посадки экипажа из двух человек (водитель и командир) в бортах корпуса имелись две двери. Наблюдение за дорогой водитель вел через небольшой лючок в лобовом листе корпуса со смотровой щелью, закрытой стеклоблоком «Триплекс» от танка Т-60. Вооружение - пулемет ДТ - размещалось во вращающейся восьмигранной башне, которая крепилась к тумбе, установленной на полу машины. Боекомплект состоял из 20 магазинов к пулемету (1260 патронов). Установка пулемета обеспечивала ведение огня как по наземным, так и по воздушным целям (угол возвышения 75 градусов). Башня не имела крыши, а закрывалась сверху откидными противогранатными сетками (по типу немецких бронемашин Sd.Kfz. 221 и Sd.Kfz. 222). Для наблюдения за полем боя командир, находившийся в башне, имел в своем распоряжении две смотровые щели со стеклами «Триплекс» в правом и левом бортах. Бронеавтомобиль оборудовался радиостанцией РБ со штыревой антенной. Броневик имел характерные черты машины, изготовленной в тяжелое военное время - минимум контрольных приборов на щитке водителя (спидометр и аэротермометр), упрощенное электрооборудование (например, была только одна передняя фара), только самый необходимый ЗИП.

В течение месяца новый броневик проходил заводские испытания, в ходе которых у него выявился ряд недостатков, основным из которых являлась слабость подвески, особенно передней оси. 3 февраля 1942 года военпред бронетанкового управления ГАБТУ КА на ГАЗе военинженер 1-го ранга Окунев докладывал: «По опытным работам. В настоящее время готовится к отправке в Москву броневика ГАЗ-64…»

Бронеавтомобили БА-64 выдвигаются к линии фронта. Июль 1943 года (ЦМВС).

После необходимых доработок 19–23 февраля 1942 года, согласно приказу НКСМ и ГАБТУ КА № 021, прошли испытания броневика ГАЗ-64–125 пробегом и стрельбой на Софринском артиллерийском полигоне. Всего машина прошла 318 км, из пулемета выпустили 378 патронов. Комиссия под председательством полковника Малыгина, проводившая испытания, отмечала, что «по снежному санному пути автомобиль ходить не может, так как колея значительно больше колеи санного пути, в результате чего происходит вывешивание колес после посадки дифференциалов на жесткую наезженную часть дороги». Вместе с тем проходимость броневика была признана хорошей, отмечалось удобство ведение огня из пулемета ДТ, удобное расположение приборов управления машиной, хорошая обзорность у командира и недостаточная у механика водителя - «на крутых поворотах не видит пути» и удобство обслуживания. В заключении отчета по испытаниям комиссия писала:

Сравнительные испытания опытного ширококолейного броневика БА-64 (на первом плане) с узкоколейным (АСКМ).

«1. Легкий бронеавтомобиль БА-64 по своим тактико-техническим качествам лучше легкого броневика БА-20 и значительно превосходит его по своим тяговым качествам и проходимости. Установка вооружения допускает свободный и быстрый переход от стрельбы по наземным целям к стрельбе по зенитным.

2. Бронеавтомобиль БА-64 может быть принят на вооружение Красной Армии как

а). машина связи;

б). боевая машина для авиадесантных и истребительных частей;

в). для службы охранения войск на маршах и при расположении на месте.

3. Бронеавтомобиль БА-64 следует принять на серийное производство вместо БА-20. При постановке на производство следует устранить недостатки, указанные в акте комиссии по испытаниям.

Бронеавтомобиль БА-64Б выпуска февраля 1944 года (АСКМ).

4. Одновременно с подготовкой к серийному производству автозаводу имени Молотова необходимо продолжить испытания бронеавтомобиля БА-64 на прочность агрегатов и проходимость в весенних и летних условиях на гусматиках».

Среди основных недостатков в акте приводилась необходимость ограждения бензобака от боевого отделения железным листом (в противном случае на полу скапливался бензин), устранения зазоров между башней и корпусом, усиления плиты тумбы башни, установка защитных подушек на погоне для предохранения головы командира, введения рукоятки стопора башни и т. д.

Первый экземпляр отчета об испытаниях 27 февраля 1942 года был «отослан т. Поскребышеву с препроводительной на имя т. Сталина за подписями т. Акопова (нарком среднего машиностроения. - Прим. автора ) и т. Бирюкова (комиссар ГАБТУ КА. - Прим. автора ) с просьбой о показе и приеме на производство».

Просьбу удовлетворили, и 3 марта опытный образец БА-64–125 продемонстрировали в Кремле членам правительства СССР. Машина произвела благоприятное впечатление, и 14 марта постановлением Государственного Комитета Обороны бронеавтомобиль под индексом БА-64 был принят на вооружение Красной Армии с организацией его производства на Горьковском автозаводе.

Первые БА-64 были собраны уже в апреле, однако они не были приняты военной приемкой из-за отсутствия колес ГК. Дальнейшую динамику выпуска БА-64 можно проследить по сводкам старшего военпреда ГАБТУ КА на ГАЗе инженер-подполковника Окунева:

«За первую декаду мая 1942 года по корпусам для БА-64. Задание на декаду - 80, принято - 35 шт. Программа по корпусам БА-64 не выполнена из-за отсутствия электродов „МД“ и не освоения монтажа и сборки башни…

По БА-64. Задание - 77, собрано на конвейере - 33, принято - 0. Срыв графика выпуска бронеавтомобилей произошел из-за слабой подачи в сборочный цех агрегатов и деталей в требуемых количествах, кроме того, до сего времени не получены колеса ГК».

План на май 1942 года - 250 БА-64, принято за месяц - 125, остаток от апреля - 50, отгружено за май - 28…

План на июнь 1942 года - 400 БА-64, принято за месяц - 200, остаток от мая - 147, отгружено за июнь - 267, остаток на 1 июля - 80…

По бронеавтомобилям срыв программы объясняется в первую очередь отсутствием внимания дирекции к этому заказу. Для сборки машин в течение почти всего месяца очень плохо поступали двигатели и мосты. До 29 июня не было резины, но отсутствие резины ни в коей мере не могло отразиться на сборке и подготовке к сдаче машин, так как заводу была разрешена подготовка к сдаче машин на сменной резине. 29 июня поступило 720 колес и 2 июля еще 500 колес, следовательно резиной вся программа была обеспечена.

План на июль 1942 года - 275 БА-64, принято за месяц - 275, остаток от июня - 80, отгружено за июль 211, остаток на 1 августа 144…

План на август 1942 года - 400 БА-64, принято за месяц - 400 (из них 99 радийных), остаток от июля - 144, отгружено за август - 269 (из них 68 радийных), остаток на 1 сентября 275 (из них 31 радийный)…

План на сентябрь 1942 года - 400 БА-64 (200 радийных), принято за месяц - 405 (из них 135 радийных), отгружено за сентябрь - 443 (из них 104 радийных), остаток на 1 октября 237 (из них 62 радийных)…

План на октябрь 1942 года - 400 БА-64 (200 радийных), принято за месяц - 400 (из них 200 радийных), остаток от сентября - 237 (62 радийных), отгружено за октябрь - 344 (из них 131 радийных), остаток на 1 ноября 293 (из них 131 радийный).

Бронеавтомобиль БА-64Б выпуска февраля 1944 года, вид слева. Хорошо виден боковой лючок водителя (АСКМ).

Следует сказать, что в ходе серийного производства в конструкцию БА-64 был внесен ряд изменений. Так, в июне 1942 года перестали устанавливать противогранатные сетки на башне - их эффективность оказалась невысокой, они больше мешали. Кроме того, опыт летней эксплуатации машин показал, что температура в боевом отделении очень высокая - доходила до 55–60 градусов. Поэтому в июле 1942 года в передней части крыши корпуса прорезали вентиляционное отверстие, которое сверху закрыли броневым кожухом, что позволило улучшить вентиляцию боевого отделения, особенно в движении. В сентябре ввели дополнительный лючок в крыше моторного отделения (по типу бронемашины БА-10), что позволило несколько улучшить охлаждение двигателя, который из-за недостаточного притока воздуха часто перегревался.

Опыт боевой эксплуатации БА-64 выявил ненадежность работы машины - при гарантированном километраже в 10 000 км многие броневики ломались после 1000–4000 км. Например, 30 апреля 1943 года начальник управления бронепоездов и бронемашин генерал-майор Чернов направил директору Горьковского автозавода Лившицу письмо следующего содержания:

«Переправляю Вам копию отношения заместителя про техчасти командира 5-го механизированного корпуса инженер-полковника Щербакова о массовом выходе из строя броневиков БА-64. Машины не выдержали гарантийного километража и прошли всего по 2500–4000 км, из 90 бронеавтомобилей вышло из строя 56».

Выявилось и большое количество различных недостатков в конструкции броневика - слабость подвески, неудовлетворительное охлаждение двигателя, плохой обзор водителя и высокий центр тяжести при довольно узкой колее. Последний фактор часто приводил к опрокидыванию броневика при маневрировании и поворотах, особенно если за рулем сидел неопытный водитель (а во фронтовых условиях это встречалось очень часто). Поэтому осенью 1942 года конструкторы ГАЗа начали работы по совершенствованию конструкции БА-64. Естественно, основной работой стало проектирование машины с более широкой колеей. Уже в конце октября 1942 года опытный образец такого броневика, получившего заводской индекс ГАЗ-64–125-Б, вышел на испытания. Несмотря на несколько возросшую массу - 2,425 т против 2,36 т у БА-64, - динамические качества новой машины не изменились, а благодаря более широкой колее (1446 мм, у БА-64 1290 мм передние, 1245 мм задние) значительно возросла боковая устойчивость. Кроме того, были внесены изменения в конструкцию подвески - на передней оси установили 4 гидроамортизатора, в результате чего значительно улучшилась ее работа по сравнению с БА-64, а также упразднить торсионный стабилизатор боковой устойчивости. Кроме того, на новой машине несколько повысили мощность двигателя (до 54 л.с.), улучшили охлаждение двигателя, а в передней части бортов прорезали два круглых лючка для улучшения обзорности водителя. Все новые элементы прошли испытания на нескольких опытных образцах осенью 1942-го - зимой 1943 годов, а в конце февраля началась сборка первого серийного образца модернизированного бронеавтомобиля, получившего обозначение БА-64Б.

8 марта 1943 года ведущий конструктор отдела главного конструктора ГАЗа В. Грачев и помощник военпреда ГБТУ КА на заводе старший техник-лейтенант А. Новицкий направили в бронетанковое управление письмо с приложением акта о первых испытаниях новой машины:

«2 марта 1943 года экспериментальным цехом ОГК был собран один бронеавтомобиль 64–125-Б с широкой колеей, боковыми лючками для увеличения обзорности водителя, установкой впереди двух дополнительных амортизаторов и измененным оперением (передние и задние крылья). Со 2 по 8 марта машина прошла обкатку на 400 км.

Бронеавтомобили БА-64 и английский бронетранспортер „Универсал“ (во главе колонны) отправляются в разведку. Белорусский фронт, февраль 1944 года (РГАКФД).

Все эти изменения значительно повышают боевые и тактические показатели бронеавтомобиля и требуют быстрейшей постановки их на серийное производство».

Постановлением Государственного Комитета Обороны Горьковский автомобильный завод с 25 мая 1943 года был обязан перейти на выпуск ширококолейных бронеавтомобилей БА-64Б, однако сделать это до начала июня не удалось.

В период с 5 по 14 июня 1943 года немецкая авиация совершила ряд массированных налетов на Автозаводской район Горького. Всего было сброшено 2170 бомб, из них 1540 на территорию автозавода. Использовались осколочно-фугасные бомбы 250–1000 кг и зажигательные (термитные) 1–250 кг, в большом количестве немецкие летчики использовали осветительные ракеты.

В результате налетов было полностью разрушено или значительно повреждено более 50 зданий и сооружений, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо. В литейных цехах серого и ковкого чугуна полностью были уничтожены стержневая, участок цветного литья и электропечь, сильно пострадали кузнечный корпус, моторный цех № 2, ремонтно-механический цех, инструментально-штамповый и прессово-кузнечный корпуса, много жилых домов.

После бомбардировок ГАЗ оказался в тяжелом положении - резко снизилась подача электроэнергии из-за разрушения линий электропередач, вышел из строя водопровод, а кроме того, завод оказался без сжатого воздуха - были повреждены или разрушены 6 компрессоров общей мощностью 21 000 м3. Всего в 32 цехах выбыло из строя 5900 единиц технологического оборудования (51 %), 8000 электромоторов (5620 из них полностью уничтожены), 9180 м конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 14 000 комплектов электро- и радиоаппаратуры, 28 мостовых кранов.

После бомбардировок ГАЗа 5–14 июня 1943 года выпуск броневиков БА-64 был приостановлен, так как цеха, изготавливавшие автомобильные детали и главный конвейер, были полностью разрушены или сильно повреждены. Постановлением Государственного Комитета Обороны производство БА-64 должно было вновь начаться с 1 сентября, однако уже в августе завод собрал 100 бронемашин улучшенной конструкции БА-64Б, а до конца 1943 года Горьковский автозавод изготовил 405 БА-64Б, из них 214 с рацией. А всего за 1943 год ГАЗ дал Красной Армии 1424 бронемашины БА-64 и БА-64Б.

Бронеавтомобиль БА-64Б в Кенигсберге. 3-й Белорусский фронт, апрель 1945 года (РГАКФД).

В 1944 году выпуск БА-64 значительно возрос и составил 2950 БА-64Б (из них 1404 с рацией). В октябре того же года провели очередную модернизацию машины, которая касалась главным образом повышения надежности работы подвески. Производство БА-64 велось и в 1945 году (1742 броневика), а закончилось в 1946-м, когда военная приемка приняла последние 62 БА-64Б. Всего с апреля 1942-го по февраль 1946 года Горьковский автомобильный завод изготовил 3903 броневика БА-64 и 5160 БА-64Б, а суммарный выпуск составляет 9063 бронемашины. Таким образом, БА-64 является самым массовым броневым автомобилем Красной Армии. Бронеавтомобили БА-64 стали вводиться в штат танковых частей Красной Армии в мае - июне 1942 года, с началом их серийного производства. Они были включены в штаты танкового корпуса - 5 машин в управлении, по 3 в танковых и 17 в мотострелковых бригадах. Таким образом, в танковом корпусе числился 31 БА-64. Кроме того, в это же время началось формирование мотоциклетных полков (в каждом по штату 10 БА-64) и отдельных разведывательных батальонов (по 12 БА-64).

Бронеавтомобили БА-64Б на улице Бухареста. 1944 год (РГАКФД).

В июне 1942 года бронеавтомобили БА-64 были отправлены: в 3-ю отдельную учебную автобронероту и 8-й отдельный учебный автоброневой полк, 15-ю мотострелковую бригаду, 5-ю танковую армию, в/ч Романенко, 8 и 11-й отдельные мотоциклетные полки, в распоряжение тов. Буденного, Московскому автобронетанковому центру, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15 и 16-му отдельным разведывательным батальонам и в штаб 7-го танкового корпуса.

В сентябре 1942 года в Красной Армии началось формирование 10 отдельных броневых батальонов, в состав каждого из которых входило по 32 БА-64, а также 15 отдельных батальонов бронемашин, каждый из которых по штату состоял из двух рот броневиков БА-64 и роты танков Т-70, всего 22 бронемашины и 7 Т-70. Как правило, эти батальоны включались в состав танковых или механизированных корпусов. Иногда в их состав могли включать бронеавтомобили БА-20 или БА-10, хотя по штату они в состав этих батальонов не входили. Чуть позже, в октябре 1942 года, началось формирование 25 бронетранспортерных батальонов, имевших по штату 12 БА-64 и 12 английских БТР «Универсал».

С началом формирования отдельных танковых полков в их состав включили по 3 БА-64, столько же машин числилось в отдельных полках связи.

В ходе боев БА-64 активно использовали для разведки и связи, сопровождения транспортных колон и стрелковых частей. Их потери были достаточно велики - машина имела противопульную броню и слабое вооружение. По состоянию на 15 мая 1945 года в частях Красной Армии числилось 3314 броневых автомобилей всех марок, из них более 3000 составляли БА-64. А если учесть количество выпущенных БА-64, то можно легко заметить, что почти 2/3 машин были потеряны в боях.

После окончания Второй Мировой войны бронемашины БА-64 состояли на вооружении Красной (а затем Советской) Армии до начала 1950-х годов.

Помимо Красной Армии БА-64 в небольших количествах использовали и армии других стран. Небольшое число трофейных БА-64 использовалось в вермахте и СС, чаще всего в полицейских и охранных частях.

Войско Польское получило в годы войны 81 БА-64, из которых 28 были потеряны. Оставшиеся использовались по меньшей мере до 1956 года. 10 машин БА-64 получил чехословацкий корпус генерала Свободы, сформированный в годы войны на территории СССР.

После войны довольно много БА-64 передали Народной Армии ГДР, где их использовали в основном в качестве полицейских машин. В это же время БА-64 поставлялись в Югославию, Китай и Северную Корею. Небольшое их количество использовалось в ходе войны в Корее в 1950–1953 годах.

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Продовольственное хозяйство военного времени Перестройка мирного продовольственного хозяйства на военный лад произошла без каких-либо особых трений. Согласно «Распоряжению об управлении хозяйством» от 27 августа 1939 года и «Распоряжению о временном нормировании

Из книги Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне автора Алексеенко Василий

Лучший советский истребитель военного времени Продувки Ла-5 в натурной трубе позволили определить основные направления улучшения внешней и внутренней аэродинамики самолета: раз нет более мощного мотора, значит надо «вылизывать» самолет и облегчать конструкцию.

Из книги Возвышение Сталина. Оборона Царицына автора Гончаров Владислав Львович

6. Директива Высшего военного совета военному совету Северо-Кавказского военного округа об организации руководства действиями на Северном Кавказе № 247813 июня 1918 г.Высший военный совет постановил:1. Общее руководство операциями в Северо-Кавказском округе возложить на

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

10. Директива Высшего военного совета военным советам воронежского отряда и Северо-Кавказского военного округа об удержании железной дороги Поворино - Царицын - Тихорецкая и обеспечении безопасности судоходства по Волге № 282627 июня 1918 г.При сложившейся обстановке

Из книги Авианосцы США «Essex» автора Иванов С. В.

17. Постановление Высшего военного совета об образовании Военного совета Северного Кавказа № 3487Москва, 24 июля 1918 г.Высший военный совет постановил:1. Военному совету Северо-Кавказского округа обратиться к непосредственному исполнению его прямых обязанностей, к делам,

Из книги Американские фрегаты, 1794–1826 автора Иванов С. В.

Броневик прапорщика Вонлярлярского Практически неизвестным в нашей стране был бронеавтомобиль, построенный по проекту заведующего броневыми автомобилями броневого отдела Военной автошколы прапорщика Вонлярлярского. К сожалению, о нем известно довольно

Из книги Доброволицы автора Варнек Татьяна Александровна

Модернизации военного времени В конструкцию авианосцев вносились изменения но опыту боевого применения и морской практики. Самый важный урок по опыту боевого применения заключался в необходимости усилить средства ПВО кораблей, особенно, предназначенные для отражения

Из книги Танковый прорыв. Советские танки в боях, 1937–1942 гг. автора Исаев Алексей Валерьевич

Корабли военного времени ColumbiaЗаложен: 1813 г… Вашингтонская военно-морская верфь.Спущен на воду: нет.Введен в строй: нет.Размеры: ДМП 175 футов, ширина 44 фута 6 дюймов, глубина трюма 13 футов 6 дюйма.Водоизмещение: 1508 тонн.Экипаж: 400 человекПервоначальное вооружение: 32

Из книги Боевые машины мира № 1 автора

Зинаида Мокиевская-Зубок Гражданская война в России, эвакуация и «сидение» в «Галлиполе» глазами сестры милосердия военного времени (1917–1923) В 1974 году, вскоре после высылки из СССР, А.И. Солженицын обратился с призывом ко всем еще здравствующим свидетелям событий

Из книги Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945 гг. автора Коломиец Максим Викторович

3. Легкие танки военного времени Начало 1942 года ознаменовалось очередной революцией в советском танкостроении. Если прежде главным критерием было достижение высоких ТТХ, то теперь на первое место выдвигалась технологическая простота, позволяющая увеличить удельный

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

Княжеский броневик. Один из первых бронеавтомобилей Бронеавтомобиль «Шаррон» во время испытаний в окрестностях Санкт-Петербурга, 1906 год.Первые автомобили появились в русской армии в 1902 году, когда в Курских маневрах приняли участие десять автомашин. Дебют оказался

Из книги Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». автора Цветков Игорь Федорович

Броневик военного времени Работы по созданию нового легкого полноприводного бронеавтомобиля для Красной Армии начались в КБ Горьковского автомобильного завода в сентябре 1941 года. Возможно, одним из побудительных мотивов для разработки проекта стала попытка

Из книги Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе автора Анцелиович Леонид Липманович

3. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ 11 сентября 1941 г.В целях ускорения ввода в действие промышленных предприятий с затратой минимального количества материалов в условиях военного

Из книги автора

10. УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВEPХОВНОГО СОВЕТА СССР «О МОБИЛИЗАЦИИ НА ПЕРИОД ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ ТРУДОСПОСОБНОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И В СТРОИТЕЛЬСТВЕ» 13 февраля 1942 г.В целях обеспечения рабочей силой важнейших предприятий и строек военной

Из книги автора

3.5. Приостановка достройки «по обстоятельствам военного времени» Параллельно с достроечными работами на крейсере «Адмирал Лазарев» техническое бюро «Руссуда» продолжало выпускать детальные чертежи легкого крейсера. Иногда установка и монтаж тех или иных устройств и

Из книги автора

Будни военного времени В стране и за ее пределами происходили знаменательные события. Хейнкель строил четырехмоторный Не-177, заказ на который он получил еще в середине 1938 года. Переделанный под пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» Ju-88 удвоил свой первоначальный взлетный



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png