Всем автолюбителям хорошо известно, что даже незначительное вмешательство в работу ходовой части автомобиля приведет к изменению углов колес, а следовательно, к изменению поведения автомобиля на дороге. Параметры развал-схождения могут зависеть и от других факторов: износа резины, люфтов. Любой автомобиль доходит до такого состояния, когда ему становится необходим И если производить его самостоятельно, то велик риск нарушить такие параметры, как развал, схождение. Что такое нарушение может повлечь за собой? Самые серьезные последствия.

Определение

Развал-схождение - что такое скрыто под этим определением? Это и есть установка правильного угла колес. Для того чтобы обеспечить хорошую устойчивость и управляемость, передние колеса нужно установить под определенным углом по отношению к подвеске и кузову автомобиля.

Развал

Часто для регулировки подвески используют как раз термин «развал-схождение». Что такое развал? Это угол, находящийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и вертикалью. Отрицательным считают такой развал, когда колеса верхней стороной наклонены внутрь. Положительный развал - это когда верхняя сторона колес наклонена наружу. Развал обеспечивает правильное положение колеса при работе подвески. С изменением наклона автомобиля меняется и развал. Если развал нулевой, то шины изнашиваются минимально. Если отрицательный, то улучшается устойчивость автомобиля на поворотах. По величине правый и левый развал должны быть приближены друг к другу максимально, насколько возможно. Иначе это может привести к уводу автомобиля от прямой траектории хода, а также к одностороннему износу рисунка протектора. Это лишь одна часть термина «развал-схождение».

Схождение

Что такое схождение? Это угол, находящийся между плоскостью, в которой вращается колесо, и направлением движения. Оно обеспечивает правильное положение передних колес автомобиля при разной скорости движения и углах поворота. Чаще всего регулируется схождение путем изменения длины боковых тяг руля.

Конструкция подвески большей части автомобилей дает возможность отрегулировать развал, схождение колес, а также продольный наклон шкворня, который является осью поворота управляемого колеса транспортного средства.

Кастер

Продольным наклоном оси поворота или шкворня называют угол, находящийся между проекцией линии, которая проходит через середины шаровых опор на плоскость, являющуюся параллельной продольной оси транспорта и вертикалью. Этот наклон обеспечивает стабилизацию передних колес автомобиля в направлении прямолинейного хода. Его еще называют «кастер». Это очень важное значение, так как разница наклона для правого и левого колес, превышающая допустимые показатели, может привести к уводу в сторону того колеса, которое имеет меньшее значение.

Разность значение кастера можно выразить таким параметром, как разность его наклонов. Результат вычитания из большего значения колеса меньшего не должен быть выше 30 минут.

Продольный наклон способствует самовыравниванию колес за счет скорости движения автомобиля. Автогонщики данное значение устанавливают на пару градусов выше заводских настроек. Это делает ход транспорта устойчивее, а еще повышается стремление к движению по прямой.

Характерными признаками отклонения величины от нормальной являются: визг шин во время поворота, увод автомобиля при движении в сторону, односторонний износ рисунка протектора, неравномерные усилия при правом и левом поворотах на рулевом колесе.

Углом движения характеризуется поворот заднего моста по отношению к автомобиля. Этот параметр является очень важным и чем ближе его значение к нулю, тем лучше. Если значение положительное, то это значит, что есть повернутость вправо, а если отрицательное, то влево. Если имеют место отклонения больше допустимых значений, нужно срочно вмешаться и настроить до нормальных.

Перед тем как сделать развал-схождение, необходимо убедиться, что в шинах нормальное давление, износ протектора на обоих колесах примерно одинаковый, люфт в рулевом управлении и подшипниках отсутствует, не деформированы диски колес, а также не требуется ремонт подвски автомобиля.

Руль при движении по прямой стоит неровно

Эта проблема может быть вызвана несколькими причинами:

  • Свободный ход рулевого управления повышен.
  • У автомобиля имеется повернутость задней оси. То есть нужно провести еще и задний развал-схождение. Это исправит положение.
  • В развале задних колес может быть слишком большая разница.
  • Имеется разница в давлении задних и передних колес.
  • Присутствуют невидимые дефекты ходовой части, которые не обнаружились перед тем, как сделать развал-схождение.

Если кроме наклона руля имеет место еще и увод транспорта в сторону, то для начала необходимо обнаружить и устранить причину, вызывающую этот увод, и только потом выставлять правильное положение руля.

Автомобиль уводит в сторону, хотя нормально выполнен развал-схождение

Что такое может быть в этом случае?

1. Необходимо проверить влияние резины. Для этого меняют местами передние колеса. Если после этого действия увод поменяет направление, то все дело в резине. Нужно менять все колеса по кругу и искать ту пару, на которой автомобиль будет ехать ровно. После этого приводят в соответствие направление вращения колес. В последнее время такая причина увода является очень распространенной. А виной этому - качество шин.

2. Дисбаланс колес может быть повышен. Колесные диски искривлены.

3. Была проведена проверка и такого параметра, как развал-схождение колес, только на передней оси. Нужно также проверить и задний мост, так как причина неисправности может быть в нем.

4. Есть какие-то скрытые нарушения которые перед регулировкой не были обнаружены.

Перед регулировкой машину не уводило, но резина быстро изнашивалась, а после появился увод.

Здесь, как и в предыдущем пункте, причина кроется, вероятнее всего, в резине. Раньше машина ехала ровно, так как увод, который создавался резиной, уравновешивался уводом, создаваемым из-за того, что было неправильно выполнено развал-схождение. ВАЗ бывает подвержен этому. После устранения одной причины появился увод в сторону.

Тугой руль

Причин у этой неполадки может быть несколько:

  • Неправильно выполнена регулировка. Нужно сделать развал-схождение снова.
  • Установлены очень тугие или шаровые опоры при ремонте.
  • В покрышках слишком низкое давление воздуха.
  • Вылет дисков не соответствует тому, который рекомендован производителем.

Зачем нужна процедура развала-схождения

У многих возникает вопрос: нужно ли делать развал-схождение? Для того человека, который уже давно управляет автомобилем, ответ на него очевиден. Кто хоть однажды ездил за рулем автомобиля, у которого были правильно отрегулированы колеса, тот будет лучше чувствовать автомобиль при движении, а также будет замечать даже самые маленькие отклонения углов.

Человек за рулем должен отдыхать и наслаждаться процессом вождения. Именно для этого инженеры и придумали углы установки колес. Ведь водителю на дороге должно быть комфортно и максимально безопасно.

Автомобиль, у которого правильно отрегулированы углы установки колес, обладает:

  • Хорошей курсовой устойчивостью, то есть присутствуют минимальные отклонения от прямолинейного движения.
  • Хорошей маневренностью и управляемостью, а также комфортом при движении.
  • Меньшей склонностью к заносам, а также опрокидыванию в опасных ситуациях.
  • Экономией топлива и минимальным износом шин.
  • Хорошим накатом.

Автомобиль, у которого сильно нарушены углы, наоборот, может подвести водителя в любой момент. К примеру, при движении по сухой поверхности все может быть в порядке, но как только машина попадает на скользкий или мокрый участок трассы, она может внезапно поехать не туда, куда нужно. Приходится постоянно корректировать автомобиль. И при этом он становится опасным не только для водителя, но и для окружающего транспорта, а также пешеходов. Часто неправильная регулировка приводит к печальным последствиям. Поэтому лучше сделать развал-схождение. ВАЗ наиболее популярен в России, и все мастера без проблем произведут регулировку. Другие марки также хорошо подвергаются правильной настройке угла колес. Во всех развитых странах это является обязательным пунктом при проведении технического осмотра.

Еще одним очень важным моментом является то, что при покупке автомобиля с рук рекомендуется его проверить на правильность ходовой части, потому что большая часть автомобилей, которые продают, в прошлом подвергалась авариям. Бывают даже образцы, которые собраны из двух разны половин, причем сварены они не самым лучшим образом.

Когда нужно проверять развал-схождение

4. Автомобиль управляется слишком туго или, наоборот, чересчур легко, плохо держит дорогу.

5. Шины очень быстро изнашиваются.

6. Автомобиль уводит в сторону при торможении.

7. Плохой саморазворот руля при выходе из поворота.

8. После процесса обкатки нового автомобиля или в случае покупки подержанного.

9. Если пробег после последней регулировки составляет более 15 тысяч километров.

10. После смены шин в сезоны.

Цена

Стоимость развала-схождения не является высокой и доступна большинству автовладельцев. Она не должна превышать 700 рублей в том случае, если нет необходимости в слесарных работах или какой-то дополнительной регулировке. Стоимость развала-схождения в Москве может доходить до 2000 рублей.

Едва ли кто-нибудь серьёзно задумывался о процедуре развала-схождения колёс своими руками и к тому же подручными средствами. Но буквально несколько десятилетий назад наладка «геометрии» ходовой части «в гараже у дяди Васи» не вызывала у автолюбителей никакого удивления.

Сход-развал колёс. Что это и для чего?

Если мысленно провести одну линию вдоль вертикальной плоскости колеса и вторую вдоль плоскости его вращения, то мы сможем увидеть угол развала, который отвечает за положение колёс при движении автомобиля в повороте, за чёткость его прохождения.

Угол развала

Положительное и отрицательное значение угла развала

Теперь поиграем воображением, смотря на автомобиль сверху. Проводим линии плоскости вращения колёс и линии направления его движения. Здесь мы можем наблюдать угол схождения колёс, который придаёт нашему автомобилю стабильность движения и его дальнейшую предсказуемость.

Угол схождения

Положительное и отрицательное значение угла схождения

Чтобы осознавать всю значимость процесса регулировки развала-схождения, необходимо понимать, что от правильности установки колёс автомобиля зависит его устойчивость во время движения (склонность к опрокидыванию и заносам), курсовая устойчивость (управляемость и манёвренность), экономическая составляющая (увеличенный ресурс шин и экономия топлива).

Признаки нарушенного развала-схождения

Как гласит «мануал» автослесаря: «…для отечественного автопарка ранних годов выпуска периодичность проверки «геометрии» составляет 10 000…15 000 километров…», для автомобилей же иностранного производства специалисты рекомендуют проводить диагностику каждые 30 000 километров пробега. По мне, так это слишком размытый показатель, который совершенно не отражает реалии современных эксплуатационных условий. Согласитесь, тяжело привязать к данным рекомендациям любителя бездорожья на тюнингованном «Паджеро», который активно «собирает» все кочки и ухабы, и дедушку на «семёрке», для которого преодоление дорожной неровности связано с полной остановкой автомобиля. Поэтому для определения состояния углов развала-схождения передних и задних колёс могут служить следующие признаки:

  • при прямолинейном движении автомобиль ведёт в сторону;
  • при положении колёс, соответствующем движению прямо, перекладина рулевого колеса смещена в сторону;
  • отсутствует курсовая устойчивость (автомобиль выказывает непривычное поведение, «рыскает» по сторонам);
  • запоздалая реакция на поворот рулевого колеса;
  • «тугой» руль;
  • при торможении машина «уходит» в сторону, на разворот (когда тормозная система исправна);
  • при максимальных углах поворотов радиусы значительно различаются друг от друга (колёса могут задевать подкрылки);
  • при выходе из поворота руль не возвращается;
  • нехарактерный шум покрышек во время движения;
  • неравномерный износ резины.

Для того чтобы вас не смущал последний пункт данного списка «симптомов», необходимо периодически проверять давление воздуха в шинах, как, в принципе, и гласит инструкция по эксплуатации автомобиля. В норме износ покрышки должен вызываться условиями её эксплуатации, а не следствиями механических неисправностей подвески автомобиля.

Примеры и причины преждевременного износа

Помимо этого существует также внеплановая необходимость проверки и регулировки углов развала-схождения. Как правило, данная процедура должна проводиться после:

  • сильных ударов, ведущих к повреждениям или смещениям деталей подвески;
  • долговременной и агрессивной езды по неровностям;
  • изменения клиренса автомобиля (косвенный признак «усталости» стоек, амортизаторов и резиновых элементов подвески);
  • снятия и установки стоек, балки с рычагами;
  • замены элементов подвески (шаровых опор, сайлентблоков рычагов и тяг);
  • замены элементов рулевой системы, влияющие на положение колёс (рулевая рейка, а также её наконечники и тяги);
  • после того как были установлены автобаферы или прочие варианты проставок на авто.

Регулировка установки колёс на легковых автомобилях

Начнём с того, что углы установки колёс на различных марках автомобилей могут существенно отличаться. Это связанно как с конструктивными особенностями подвески авто, так и непосредственно с его назначением. Например, гоночные автомобили для дрифта имеют отрицательный развал, который даёт им малое пятно контакта на прямой (снижает сопротивление качению), при поворотах же пятно контакта имеет максимальное значение, что позволяет пройти вираж с максимальной скоростью. А от развала, естественно, меняется и значения углов схождения.

Такая «геометрия» привычна для дрифта

Вследствие вышесказанного предлагаю вам познакомиться с методологией установки углов развала-схождения на примере автомобиля ВАЗ 2110, ну а затем при желании вы с успехом сможете применить её непосредственно на своём автомобиле.

Инструменты и необходимые условия

  • Набор ключей, головок;
  • Строительный отвес или уровень;
  • Моток проволоки или крепкой бечёвки;
  • Рулетка или же телескопическая линейка;
  • Два ровных бруска длиной в 60 сантиметров;
  • Две скользящих опоры под регулируемые колёса;
  • Смотровая яма с ровной площадкой.

Подготовка

Устанавливаем автомобиль на скользящие опоры (блины), проверив при этом, что они находятся на одном уровне, так как кривизна пола сильно влияет на точность измерений.

Проверка уровнем

Понимаю ваш немой вопрос о наличии опорных «блинов», предлагаю изготовить их из четырёх листов металла, предварительно смазав для лучшего скольжения каждую пару между собой солидолом.

Пример самоделки

Заостряю на этом ваше внимание, так как при регулировке угла развала-схождения одного из колёс второе должно находится в неподвижном состоянии.

Диагностика

На этом этапе у нас появляется выбор в способе снятия значений положения колеса: строительным отвесом или же строительным уровнем.

  • Отвес.

Для того чтобы все замеры получились правильными, нам необходимо выставить колёса строго по линии, соответствующей прямолинейному движению;

Прикрепив шнур отвеса на крыле (например, магнитом с подложенным под него тканью), измеряем расстояние «А» и «Б» на левом и правом колёсах (точка отсчёта обод колеса!), записываем результат;

Так используется вертикальный отвес

Прокатываем автомобиль так, чтобы линия замера повернулась на 90 о, снимаем новые показатели. Повторяем операцию ещё раз и усредняем полученные значения, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса. Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм (кстати, для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам).

В нашем же случае завод-изготовитель рекомендует устанавливать угол развала 0 ± 30′, что равняется примерно 2…2,5 мм. Какой же тип развала вам предпочтительнее, зависит от загрузки вашего автомобиля - чем больше вес брутто, тем больше будет отрицательный угол развала в динамике…

Пример развесовки на подвеске типа Макферсон

…и от стиля езды - чем агрессивнее прохождение поворотов, тем больше колесо стремится к положительному развалу.

Угол развала очень велик

Немного отвлеклись, продолжим.

  • Уровень.

На рассматриваемом автомобиле было решено установить отрицательный развал и для облегчения процесса к уровню заранее прикрепили пластину толщиной в 2,52 миллиметра.

Мерная пластинка поможет в работе

Регулировка

После всех приготовлений нам остаётся лишь приложить уровень к ободу колеса и отрегулировать его угол развала до того момента, пока пузырёк не займёт центральное положение.

Используйте строительный уровень для проверки

Повторяем вышеописанную операцию для второго колеса. Сам процесс регулировки заключается в том, чтобы открутить болты.

Регулировочный болт

Эксцентриковый болт

Регулировка данного значения на вашей модели может несколько отличаться, но смысл действий остаётся одинаковым: отклонить ось колеса перпендикулярно кузову автомобиля. Например, на переднеприводных автомобилях с таким же типом подвески «Макферсон» этот параметр также регулируется болтами крепления стойки. В одном исполнении может играть роль эксцентрика уже упомянутый верхний болт, в другом же сама стойка имеет регулировочное отверстие в виде овала.

На фото видно овальное отверстие для регулировки

В третьем же случае развал по умолчанию завода-изготовителя может совсем не регулироваться и тогда, при необходимости, приходится или самостоятельно делать овальную выточку на креплении стойки или же растачивать /приобретать верхний болт под регулировочный размер.

На заднеприводных автомобилях угол развала регулируется добавлением и убавлением шайб определённой толщины между нижним/верхним рычагом и балкой.

Регулировочные шайбы обозначены красным

Способы могут быть различными.

Регулировочные шайбы обозначены треугольниками

На автомобилях ГАЗ это вовсе отдельный процесс, как показано ниже.

1 - болт регулировки, 2 - регулировочная гайка, 3 - регулировочная пластина

Установка углов схождения

Подготовительные работы

Итак, автомобиль стоит на исходной позиции, положение колёс соответствует прямолинейному движению. Прикрепляем чуть ниже середины обода колеса параллельно полу заранее приготовленные бруски.

Установка брусков

Для того чтобы замерить как можно точнее расстояние между колёсами, закрепляем на одном краю бруска с помощью гвоздика конец рулетки…

Место отсчёта

…на другом колесе ленту рулетки оставляем свободной.

Замер расстояния

Протягиваем с обеих сторон от задних колёс к передним (строго посередине) крепкую бечёвку, следим за тем, чтобы она не задевала колесо (в этом месте мы будем проверять прямолинейное положение колёс).

Расстояние между ободом и колесом

Так как на отечественных автомобилях задняя ось немного уже передней, нам необходимо подложить с обеих сторон задних колёс одинаковые по размеру предметы, например, крышки от пластиковых бутылок.

Оттягиваем от колеса бичёвку

Необходимо проследить, чтобы бечёвка по всей своей длине не задевала посторонние предметы: брызговики, элементы тюнинга и т. п.

Как проверять

Замеряем рулеткой расстояния А, B, C и D:

Места замеров

Получаем:

  • A = 163.7 мм;
  • B = 162.6 мм;
  • C = 8 мм;
  • D = 5 мм.

То есть разница получается 11 мм. Такой результат нас никак устроить не может. Для начала необходимо установить одинаковый зазор C и D в 1…1,5 миллиметра и отрегулировать расстояния A и B, причём в нашем случае (автомобиль переднеприводный) схождение должно быть отрицательным. Зачем? В случае когда ведущие колёса являются управляемыми, при движении их передние части стремятся внутрь, у заднеприводных автомобилей всё происходит с точностью наоборот - при движении колёса стремятся разойтись, поэтому схождение стараются делать положительным.

Компенсация противодействующих сил

И хотя эти значения не так уж и велики, всё-таки прислушиваться к рекомендациям завода-изготовителя стоит.

Регулировка своими руками

Регулировка угла схождения на всех автомобилях сводится к тому, что при уменьшении значения рулевые тяги необходимо подтянуть, а при увеличении с помощью муфты длину тяг необходимо укоротить. Изменение расстояния между точками колёс необходимо проводить обеими тягами. Усреднённым расстоянием между замерами А и В считается значение в 1 мм.

Подвеска «Макферсон»

Методом проб и ошибок регулируем тяги (обе поочерёдно, не надо крутить лишь одну!), следя за тем, чтобы пыльник свободно проворачивался, не закручивался (при необходимости ослабьте хомут).

Современные СТО в любое время суток готовы предоставить вам множество услуг, хотя большинство из них автомобилист способен осилить самостоятельно. К такой мысли чаще всего приходишь, попадая в не совсем комфортные ситуации. К примеру: оказались за городом, и такое благо как автосервис здесь отсутствует. Или ситуация, когда в автосервисе вам приходится с умилением наблюдать, как мастер «лечит» ваше авто, подчитывая информацию из компа.

Пережив подобное хоть раз, многие из автолюбителей понимают, что большинство операций по уходу или даже ремонту авто можно произвести самостоятельно, для этого необходима лишь базовая информация и наличие нужных подручных приспособлений. В сегодняшней статье мы познакомимся с тем, как выставить развал - схождение. Задача эта на первый взгляд немного трудная, но справиться с ней можно и без помощи компьютерного оборудования.

1. Необходимые параметры развала - схождения колес.

Отправной точкой для удачной регулировки колес является знание основных параметров. В частности, для выполнения этого процесса вам необходимо ознакомиться с целым перечнем терминов и понятий. Развал колес – это угол между плоскостью и вертикалью вращения самого колеса. Наличие или же отсутствие вертикального наклона можно определить, посмотрев на колеса в лобовое стекло. Именно от развала напрямую зависит положение колеса во время движения автомобиля. Можно выделить два типа развала:

положительный – колесо верхней часть направлено наружу;

отрицательный – колесо верхней частью направлено внутрь, как бы домиком.

Автогонщикам свойственно выставлять развал колес таким образом, чтобы верхушки были максимально близки друг к другу, а нижние части наоборот. При таком положении сцепление колес с поверхностью очень сильное, это важно при выполнении автогонщиками маневров. В повседневной жизни такой вариант автолюбители не практикуют, поскольку он приводит к быстрому изнашиванию резины.

Кастер – являет собой соотношение оси рулевого колеса к оси рулевой колонки. Такая конфигурация необходима для обеспечения стабилизированных моментов: возвращения колес в исходное положение, что способствует прямолинейному движению. Проще говоря, кастер обеспечивает машине стабилизированное положение колес относительно движения. Данный параметр в регулировке нуждается крайне редко.

Если вы смотрите на автомобиль со стороны и видите, что ось поворота колеса наклонена в сторону задней части, то такой кастер принято называть положительным. Чем больше смещение кастера в позитивную сторону, тем больше будет стабильность автомобиля на прямой. Но при осуществлении поворотов необходимо будет прикладывать больше усилия на руль. К тому же, на поворотах внешнее колесо немного будет опускать авто, а внутреннее – приподнимать, таким образом, будет создаваться боковой крен, что вовсе нежелательно.

Схождение – расстояние между плоскостью вращения колеса и направлением движения. Схождение измеряется в градусах/минутах либо же миллиметрах. Схождение влияет на стабильность прямолинейного движения, на износ шин, а также на управляемость при поворотах.

Если колеса по ходу движения направлены в разные стороны, то такое схождение называется отрицательным. Необходимо избегать слишком больших значений схождения, поскольку чрезмерно отрицательное схождение будет способствовать сильному изнашиванию внутренних кромок шин, а при чрезмерно положительном – изнашиваться будут внешние кромки шин.

Случается, что для поддержания рабочей температуры шины используют эффект трения резины от сильного схождения. Стоит также отметить, что при частом трении шины стираются и лысеют, а это, в свою очередь, не способствует улучшению сцепления во время торможения и поворотов.

Выделяют динамическое и статистическое схождение. Во время движения колес, в зависимости от податливости соединительных шарниров и кинематики подвески, угол установки колес способен меняться. К примеру, во время разгона ведущие колеса будут стремиться к положительному схождению.

2. Инструменты для выставления развала - схождения.

Специалисты рекомендуют проводить регулировку развала - схождения для автомобилей отечественного производства раз в 15 тыс. км, а для авто иностранного производителя – раз в 30 тыс. км. Но потребность в подобной процедуре может возникать по разным причинам. Все будет зависеть от того, как часто вы используете автомобиль, насколько вы любите «лихачить», по каким дорогам приходится ездить. У одних водителей необходимость в регулировке развала может возникать даже каждый месяц, а у других – раз в три года.

Если вы всерьез задаетесь вопросом: «Как выставить развал - схождение самому?», то, прежде всего, вам необходимо подготовить необходимые для этого инструменты. В целом, никакого замысловатого оборудования не понадобится, все это найдется в любом гараже:

1. Линейка со шкалой или штангенциркуль.

2. Шнур с отвесом.

3. Мел или маркер.

4. Набор инструментов (стандартный набор ключей).

5. Смотровая яма, либо же просто ровная поверхность.

Наверняка вы представляете процесс выставления развала - схождения колес как полностью компьютеризированный процесс, где автомобиль загоняется на специальный стенд, и на мониторе появляются цифры, свидетельствующие о величине отклонения. Именно такой метод применяют на современных автосервисах. Конечно же, его отличает точность измерений, однако сам процесс выравнивания все равно происходит вручную. Из этого возникает логический вопрос: зачем платить больше, если можно обойтись и без компьютерной диагностики? Делимся подробной инструкцией, как это все сделать самому.

3. Технология регулировки развала - схождения.

Если все необходимые инструменты для выставления имеются, можно приступать к пошаговой регулировке. Технология регулировки развала - схождения обязательно должна начинаться с банальной перепроверки трех основных моментов:

- давление в покрышках не должно быть разным. Допустима максимальная разница в 0,5 атмосфер;

- ходовую часть автомобиля. Она должна находиться в идеальном состоянии. Если же в процессе проверки вы определили, что она требует ремонта, то проводить регулировку развала - схождения не имеет смысла – в первую очередь необходимо привести в порядок ходовую;

- загрузку автомобиля (убедитесь, что багажник не прогибается под несколькими мешками цемента или картошки).

Поводов для того, чтобы заняться развалом – схождением, может быть очень много. Однако внеплановая регулировка должна проводиться при таких обстоятельствах:

1. Если вы «поймали» яму, и диск колеса деформировался.

2. Если выполнялись ремонтные работы ходовой части на передних колесах.

3. Если при выходе из поворота плохая отдача руля.

4. Если был изменен клиренс.

5. При сезонных сменах покрышек.

6. Если имеются отклонения от прямолинейного движения на ровной дороге.

7. Если вы начали замечать, что новые покрышки за короткий промежуток времени сильно износились. Если повод для регулировки развала - схождения колес у вас имеется весомый, можете смело приступать к работе. Начнем с подготовительного этапа, который заключается в следующем:

1. Установите автомобиль на ровную поверхность. Лучше, если это будет смотровая яма или эстакада.

2. Потом колеса выставляются прямо. Снизу и сверху внешней стороны передних колес необходимо нанести метки. Метку следует поставить в том месте, где отвес соприкасается с ободом.

3. Затем к крылу прикладывается шнур с отвесом, и при помощи линейки или штангенциркуля измеряется расстояние между шнуром и ободом на уровне меток. Отклонение не должно превышать 0,3 см.

4. Все замеры желательно записать. Так вы сможете сравнить исходное положение колес с тем, в которое вы их поставите в процессе выравнивания. Это и будет для вас основным ориентиром. Если произведенные замеры указывают на наличие отклонения от нормы, вам все-таки придется выставлять развал - схождение. Для этого вам придется выполнить следующие действия:

1. Сначала необходимо демонтировать колеса.

2. Рычаги подвески автомобиля крепятся с помощью таких элементов как болт с эксцентриком, контргайка. Отпустите свободно гайку, для того чтобы можно было свободно поворачивать эксцентрик.

3. Потом эксцентрик необходимо проворачивать в нужную сторону в зависимости от результатов измерений. Вы увидите, что вращается и подвеска.

4. В итоге вы должны выставить оптимальный угол развала (+/-1 градус для авто на переднем приводе, и +1/+3 градуса для машин с задним приводом).

5. Новый результат сверьте с прежними записями, сделанными в начале замеров.

6. Отпущенные гайки подтяните и снимите машину с домкрата.

7. На несколько метров прокатите машину, потом верните в исходное положение.

8. Повторно сделайте замеры развала. Если результаты удовлетворительны с первого раза, то это говорит о том, что вы полностью освоили процесс регулировки развала - схождения колес. Если же результат неудовлетворительный – повторите попытку. И так для каждого колеса.

Регулировка схождения при помощи телескопической линейки

Лучшим инструментом при регулировке схождения считается обычная телескопическая линейка с самой обычной шкалой.

Начинать работу, как и в предыдущем случае, необходимо с выставления машины на домкрат. Нанесите отметки, но уже на внутренней поверхности шин. Затем линейку надо выставить в натянутом положении к отмеченным точкам и при этом зафиксировать нулевую точку. Сама линейка не должна прикасаться к элементам кузова.

Вращая рулевую тягу, отрегулируйте схождение. С каждой стороны тяги можно пододвигать на полдюйма. Далее закрепите все гайки и снимите машину с домкрата. На несколько метров откатите авто, после чего верните в исходное положение. Снова проведите замеры. Если результаты порадовали, окончательно затяните гайки и эксцентрик.

На этом процесс регулировки развала - схождения можно считать завершенным. Однако через несколько дней не лишним будет еще раз осуществить замер положения колес и сравнить их с теми показателями, которых вы добились во время регулировки. Если что-то поменялось – значит, вы недостаточно затянули крепежные болты, или же проблема скрывается в чем-то другом. Поэтому лучше будет не браться за повторную регулировку, а отправиться на СТО для дополнительной диагностики автомобильных колес и развала -схождения.

Словосочетание «развал-схождение» приходилось слышать практически каждому, сегодня оно известно даже тем, кто не водит автомобиль. Но не все знают значения этого термина, когда и как делать развал-схождение, степень его важности и необходимость проведения.

Что такое развал-схождение?

Схождение и развал — два важных параметра настройки подвески, от правильности настройки которых напрямую зависит управляемость транспортного средства. При идеальной регулировки системы колеса находятся в правильном положении на любой скорости движения и при разных углах поворота. Автомобиль отлично себя ведет на дороге, протекторы изнашиваются равномерно, топливо расходуется в стандартном режиме.

Что входит в работы?

Развал — угол наклона колес относительно дороги: при наклоне верхней части колеса к центру развал считается отрицательным, если оно наклонено наружу — положительным. При нулевом развале износ покрышек сводится к минимуму, что способствует продлению срока их эксплуатации.

Схождение представляет собой угол между направлением движения ТС и продольной плоскостью вращения дисков. В большинстве случаев колеса авто наклонены немного вперед, в данном случае следует говорить о положительном схождении, в противном случае оно отрицательное.

Для чего делают развал-схождение?

Регулировка сход-развала повышает устойчивость, улучшает управляемость транспортного средства, снижает заносы ТС, способствует экономии топлива, снижает износ покрышек. Автомобиль становится более маневренным, он меньше склонен к заносам и опрокидываниям в экстремальных ситуациях, отличается хорошим накатом.

Почему сбивается?

Детали подвески и рулевого управления состоят из тяг и рычагов, соединенных при помощи шарнирных элементов. Износ и выход из строя деталей и соединительных элементов приводит к образованию повышенного люфта. В результате изменения расстояния между плоскостями рабочих покрышек снижается управляемость машиной, авто заносит во время движения, преждевременно изнашиваются шины. Неисправность может возникать также при выходе из строя других деталей.

Как выполняют регулировку?

При необходимости проведения ремонта лучше всего обратиться в сервисный центр за профессиональной помощью. Транспортное средство должно находиться на ровной поверхности, настройка состоит из двух процедур: регулировки развала и схождения. Технология проведения в разных сервисах может отличаться, иногда мастер предварительно проверяет давление в покрышках, данные с установленных на шины покрышек поступают в компьютер, результаты заносятся в таблицу. Замеры проводятся с грузом багажника и без него, после получения результатов проводится регулировка.

Необходимость в проведении

Перед тем как делать развал схождение, следует провести небольшую проверку. Если повернуть руль в любую сторону, а ТС продолжает двигаться по прямой линии, необходимо немедленно обратиться в сервисный центр. Ремонт необходим также в случае, если при центральном положении руля ТС не двигается в ровном направлении. Одним из важных признаков нарушения схода-развала является неравномерный износ покрышек.

Проверка сход-развала

Каждый раз ездить на СТО при малейшем подозрении на нарушения нецелосообразно, перед тем как делать развал схождение у мастера, рекомендуется самостоятельно провести проверку. Неточности в работе сход-развала заметны визуально, их можно распознать по определенным отклонениям в поведении ТС. Первым признаком считается ведение авто в сторону при ровном управлении и без усилий, а также быстро истирание покрышек, неравномерное изнашивание протектора.

Как часто делать развал-схождение?

Процедура рекомендована к проведению 15-20 тыс. км, примерно раз в шесть месяцев. В целях экономии регулировку сход-развала следует проводить после каждой сменой покрышек весной и осенью. Регулировку следует делать также в следующих случаях:

  • проведение некоторых видов ремонтных работ, замена расходных комплектующих;
  • нарушение нормальной работы авто (увод в сторону, смещении руля, задержках при управлении, «плавание» в колее;
  • разный радиус поворота вправо/влево, невозвращение авто при выходе из поворота.

Что будет, если не делать?

Если делать развал-схождение редко или не делать совсем, снижается управляемость транспортного средства. Авто может плохо повести себя в самый неожиданный момент, при езде на сухом покрытии проблем может не возникать, а при попадании на мокрый или покрытый льдом участок автомобиль может поехать не в ту сторону. Продолжительная езда с неотрегулированным сход развалом может спровоцировать «расхлябанность» подвески машины, в результате снизится его устойчивость. Транспортное средство может стать фактором высокого риска для остальных участников движения.

Чтобы автомобиль был устойчивым и легко управляемым, колёса устанавливают под определёнными углами относительно подвески и элементов кузова. Эти углы называют «сход-развал», или «развал-схождение».

Если вы обнаружили, что резина на вашем автомобиле съедается неравномерно, знайте: это первый признак неправильного схождения. Если при езде по прямой стоит лишь слегка отпустить руль, и машину уводит в сторону, выводы те же.

Углы установки колёс меняются при любом вмешательстве в ходовую часть машины. На них также влияют износ резины, давление в шинах, зазоры в ходовой части и т.д. Даже если автомобиль не попадал в аварии, и не было ремонта ходовой части, со временем углы всё равно нарушаются. Причины:

  • Углы установки колёс зависят от клиренса, который меняется с возрастом авто. Происходит это по причине просадки упругих элементов подвески: сайлентблоков, пружин и т.д.
  • Появляются и накапливаются микроскопические зазоры в шарнирных соединениях подвески. В сумме они дают заметные изменения углов установки колёс.
  • Кузов естественным образом стареет. Он испытывает постоянные изгибающие и крутящие нагрузки, постепенно изменяется геометрия и, как следствие, углы установки колёс.

Для чего нужен сход-развал?

Не нужно это объяснять тому, кто хотя бы раз в жизни прокатился на машине с отрегулированным сходом-развалом. Начинаешь очень хорошо чувствовать автомобиль и минимальные отклонения от нормы. Инженеры для того и придумали углы установки колёс, чтобы мы с вами могли чувствовать себя безопасно и комфортно на дороге.

  1. имеет отличную управляемость;
  2. обладает курсовой устойчивостью (минимальные отклонения от прямолинейного движения);
  3. маневренный;
  4. меньше склонен в экстремальных ситуациях к опрокидыванию и заносам;
  5. комфортен при движении;
  6. экономит топливо;
  7. имеет хороший накат;
  8. минимально изнашивает шины.

Машина с нарушенными углами подведёт, когда не ожидаешь. К примеру, при езде по сухому асфальту всё нормально, но вот вы попали на скользкий или мокрый участок, и автомобиль вдруг поехал совсем не туда, куда хотелось бы.

Машину то и дело приходится корректировать («ловить») на дороге. Авто становится фактором повышенного риска для пешеходов и окружающих машин. Поэтому в Европе проверка схода-развала обязательна при прохождении техосмотра.


Схождение

Сход, или схождение - угол между продольной осью авто и плоскостью вращения колеса. Он определяет правильное положение передних колёс при различных углах поворота и на разных скоростях движения. Чаще всего схождение регулируют за счёт изменения длины боковых рулевых тяг.

Признаки, что схождение отклонилось от нормы:

  • визг шин на повороте;
  • даже при небольших отклонениях - сильный износ шин;
  • увеличился расход топлива в связи с тем, что передние колёса больше сопротивляются качению.

Развал

Развал - это угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью в положении движения по прямой. Он определяет правильную позицию катящегося колеса при работе подвески.

Если верхняя часть колеса отклонена от центра, то развал положительный, если к центру - отрицательный. При нулевом развале минимально изнашиваются шины, дольше служат покрышки. Отрицательный развал делает автомобиль более устойчивым на поворотах.

Если значение сильно отклонилось от нормы, может возникнуть односторонний износ протектора, в результате чего машину будет уводить в сторону при прямолинейном движении. Разница между правым и левым развалом должна быть не больше 30° (минут).

Кастер

Кастер - это угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси авто.

Кастер - очень важный параметр. От него зависит выравнивание передних колёс при движении по прямой. Гонщики даже устанавливают кастор на несколько градусов выше параметров изготовителя, чтобы сделать ход автомобиля более устойчивым и повысить его стремление к прямолинейному движению.

Признаки того, что угол не соответствует норме:

  • при движении автомобиль уводит в сторону;
  • вы прикладываете к рулевому колесу разные усилия при правом и левом поворотах;
  • визг шин на поворотах;
  • протектор больше изнашивается с одной стороны.

Если разница между значениями кастера правого и левого колёс превышает 30° (минут), это приведёт к тому, что авто будет уводить в сторону колеса с меньшим углом.

Поперечный наклон оси поворота

Этот угол задаёт конструкция поворотного кулака, его нельзя отрегулировать. Поперечный наклон необходим для стабилизации передних колёс по весу.

Включённый угол

Это суммарный угол поперечного наклона оси поворота и развала.

Плечо обкатки

Это расстояние между двумя точками. Первая - место пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой. Вторая - место пересечения опорной поверхности с осью поворота колеса.

На значение плеча обкатки влияют параметры колёс и конструкция подвески. Плечо обкатки отрицательное, если точка, в которой ось поворота колеса пересекает дорогу, лежит с наружной стороны от плоскости вращения колеса. Если же точка контакта с землёй, наоборот, находится с внутренней стороны, то плечо обкатки положительное.

При ненулевом плече колесо действует как рычаг, воздействуя на элементы рулевого управления и подвески. Возникший эффект необходимо нивелировать рулём.

При положительном плече, если сопротивление одного из колёс случайно повысится, руль автомобиля может повернуться в ту же сторону - нарушится курсовая устойчивость авто.

Если установить диски с нулевым или минимальным вылетом, сдвинется наружу плоскость вращения колеса. Плечо обкатки приобретёт высокие положительные значения, руль будет вырываться из рук на каждой кочке, усилие на нём увеличится, а ступичные подшипники будут сильнее изнашиваться.

Плечо стабилизации

Это расстояние между точкой контакта колеса с дорогой и точкой пересечения дорожного покрытия с осью поворота колеса на виде сбоку. Плечо стабилизации влияет на силы в рулевом управлении и курсовую устойчивость при повороте.

Смещение передней оси

Передняя ось - это линия между центрами вращения правого и левого колёс. Смещение передней оси определяет, насколько симметрично расположены передние колёса относительно оси симметрии авто.

Это очень важный параметр. Он должен быть как можно ближе к нулю! Отрицательное значение говорит о том, что правое переднее колесо расположено ближе к заднему, чем левое, при положительном - наоборот. По этому параметру диагностируют состояние передней части авто. В теории допустимо отклонение 20-30° (минут), но лучше, если оно меньше.

Угол движения

Угол направления тяги говорит о том, как повёрнут задний мост относительно оси симметрии машины. Чем ближе к нулю этот важный параметр, тем лучше. Отрицательное значение означает повёрнутость влево, положительное - вправо. При нуле мост строго перпендикулярен оси симметрии авто. Допускается величина угла до 20° (минут), но лучше меньше. Потому что даже при таком отклонении машина едет немного боком. Это незаметно с виду, но на автомобиль влияет не лучшим образом - он может плохо себя вести на скользкой дороге. Отклонения выше нормы требуют быстрого вмешательства.

Если у автомобиля правильно отрегулированы углы задних колёс, угол движения равняется нулю. Значение больше 20° (минут) может свидетельствовать о нарушенной геометрии кузова.

Когда угол осевого давления отличен от нуля, передние колёса стремятся повернуть в одном направлении с задними, пытаясь таким образом выправить траекторию движения в прямую линию. В итоге кузов будет перемещаться под углом к направлению движения.


Когда делать сход-развал?

  • После изменения клиренса. Виды работ:
    1. установка толстых резинок под пружины подвески или проставок;
    2. установка более высоких, или коротких, или усиленных пружин подвески;
    3. замена амортизаторов.
  • После ремонта ходовой части.
  • Авто начало уводить в сторону. Руль изменил положение при прямолинейном движении.
  • Машина плохо держит дорогу.
  • Руль слишком лёгкий или тугой. Автомобиль заторможенно реагирует на движения рулём.
  • При торможении машину тянет в сторону, или она норовит развернуться на скользкой дороге (при этом тормозная система в порядке).
  • После наезда на препятствия с последствиями: пробой подвески, погнутость дисков.
  • Быстро изнашиваются шины.
  • Отличаются радиусы разворота вправо и влево.
  • Руль с затруднением возвращается назад при выходе из поворота.
  • После обкатки недавно купленного подержанного автомобиля.
  • Машина проехала больше 15 000 км со времени последней регулировки схода-развала.
  • После сезонной «переобувки» автомобиля.

Самые частые вопросы после регулировки схода-развала

Почему машину ведёт в сторону при отрегулированном сходе-развале?

  • Надо проверить влияние резины. Поменяйте местами правое и левое передние колёса. Если направление увода изменится, причина в резине. Поочерёдно меняйте колёса и ищите пару, на которой автомобиль поедет ровно. Потом приведите в соответствие направление вращения колёс (должна быть стрелка на покрышке, указывающая его). Иными словами, если это необходимо, переверните шины на дисках. После этой процедуры обязательна балансировка колёс. Такая причина увода встречается в последнее время очень часто, причём даже на новой резине. Всему виной - качество производства шин. По словам изготовителей, дело в силовой неоднородности каркаса покрышки.
  • Есть скрытые повреждения ходовой части, не обнаруженные до регулировки схода-развала.
  • Кривизна колёсных дисков. Повышен дисбаланс колёс.
  • Обследовали и отрегулировали только переднюю ось. Необходимо продиагностировать также задний мост. Очень вероятно, что причина в нём (деформация, погнутости, нарушения регулировок).

До регулировки сильно изнашивалась резина, но автомобиль никуда не вело. После регулировки появился увод в сторону

Вероятнее всего, причина кроется в резине (см. выше). Машина раньше ехала ровно, так как увод из-за резины уравновешивался уводом из-за неправильного схода-развала в другую сторону. Убрали один дефект - появился увод.

Почему руль неровно стоит при движении по прямой после регулировки схода-развала?

Тому может быть несколько причин:

  • Повышен свободный ход рулевого управления - это приводит к небольшому наклону.
  • Повёрнута задняя ось. Отрегулировали сход-развал только передней оси и не учли смещения задней.
  • Существенная разница в развале задних колёс. Тем более, если одно колесо имеет отрицательный развал, а другое - положительный.
  • Значительная разница в давлении задних и передних колёс.
  • Есть скрытые повреждения ходовой части, по какой-то причине не обнаруженные перед регулировкой.

Обратите внимание: если помимо наклона руля, автомобиль одновременно уводит в сторону, значит, сперва необходимо найти причину увода и устранить её, а уж потом выставить положение руля.

Резину не ест, машину не ведёт, но руль стал «тугим» - теперь автомобиль тяжеловат в управлении

  • При ремонте установили тугие рулевые тяги или шаровые опоры, перетянут рулевой редуктор или маятниковый рычаг. Со временем всё может наладиться само собой, исключая перетяжки - их нужно отрегулировать.
  • Неверно отрегулирован сход-развал.
  • Вылет дисков не соответствует параметру, рекомендованному заводом-изготовителем.
  • В покрышках низкое давление.

Прежде чем отдать деньги за регулировку углов, убедитесь:

  • что подвеска не требует ремонта;
  • давление в шинах в норме (в иномарках оптимальное значение указано на табличке на стойке или левой двери);
  • колёсные диски не деформированы;
  • износ протектора на правом и левом колёсах примерно одинаковый;
  • нет люфта в рулевом управлении и подшипниках.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png