Как восстановить аккумулятор автомобиля? Такой вопрос возникает не только у новичков, но и у опытных водителей. Ведь от того, насколько хорошо он функционирует, зависит работоспособность автотранспорта, скорость запуска.

Перед тем как провести восстановление автомобильного аккумулятора своими руками, изучаются причины поломки.

Емкость теряется по нескольким причинам:

  • Образование сульфата свинца. Такая неисправность возникает постоянно. Определить порчу аккумуляторов можно по потере заряда.
  • Выход из строя банки, которая входит в состав источника питания. Возникает из-за короткого замыкания, которое возникает между свинцовыми пластинами. При последующем использовании электролитический состав начинает кипеть, емкость падает.
  • Разрушение свинцовых пластин. Остатки попадают в электролитический состав, меняют его свойства. В этих случаях аккумуляторная батарея не восстанавливается.
  • Замерзание электролитического состава. Некоторые аккумуляторы заполняют веществом, которое отличается повышенной плотностью. При отрицательной температуре состав замерзает, корпус разрушается. Реанимировать аккумулятор своими руками невозможно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нарушение работоспособности аккумуляторной батареи происходит из-за неправильной эксплуатации источника питания.

Эффективные способы восстановления автомобильной аккумуляторной батареи

Зная, как восстановить автомобильный аккумулятор собственными силами, можно избавиться от множества проблем.

Десульфатация свинцовых пластин

В свинцово-кислотных источниках питания при поглощении энергии образовываются кристаллы, которые включают сульфат свинца. При постоянном использовании сульфатация практически не влияет на работоспособность батареи. Прослеживается и другая зависимость:

  • Небольшой разряд приводит к появлению маленьких кристаллов. Они достаточно быстро растворяются в электролитическом составе.
  • После глубокого разряда образуются сульфаты больших размеров. Они не разрушаются.

Очистка свинцовых пластин выполняется:

1. Физическим способом

Автоаккумулятор в домашних условиях демонтируется. После этого изымаются пластины, очищаются. Для упрощения процесса изъятия в крышке формируются отверстия. Для этих целей используют паяльник, при помощи которого проще провести работу.

Очищенные вручную пластины промывают. Для этого используют дистиллированную воду. Она необходима и для промывки внутренней части банки. Ведь промывка аккумулятора способствует восстановлению работоспособности.

После этого пластинки помещают обратно, заливаются электролитическим составом. Аккумуляторную батарею заряжают.

Реализовать такой способ сложно, так как целостность пластин легко нарушить.

2. Химическим способом

Для чистки применяют раствор, в состав которого введены активные вещества. Восстановление акб химическим способом требует 1–3 часа. Но перед реализацией требуется подготовка вещества.

Восстанавливаются источники питания поэтапно:

  • Полная зарядка батареи.
  • Слив электролитического состава.
  • Чистка, промывка аккумулятора автомобиля. Для этих целей используют дистиллированную воду.
  • Раствор заливают на 1–2 часа. Этого времени достаточно, дабы сульфаты растворились. В процессе выделяются газы.
  • Повторно помыть аккумулятор важно. Ведь из внутренней части корпуса необходимо изъять остатки сульфата.
  • Заливка электролитического состава с требуемыми показателями.
  • Повторная зарядка источника питания.

При химической очистке есть вероятность попадания свинца в банки, между пластинами. Это нередко провоцирует КЗ.

Реанимация с помощью зарядного устройства

Как восстанавливать старый аккумулятор самостоятельно? Можно использовать зарядные устройства. Но данный способ занимает немало времени, сил. Ведь требуется чередование разряда-заряда аккумуляторной батареи. Это приводит к постепенному растворению сульфатов свинца.

Перед реализацией проверяют уровень электролитического состава. Перед зарядкой проводят заливку электролита или дистиллированной воды, если это необходимо.

Восстановление выполняют обычным или импульсным зарядом. Выбирая вариант, необходимо учитывать состояние аккумуляторного агрегата, продолжительность его эксплуатации.

Импульсная зарядка

Для реанимации аккумуляторного источника применяют ЗУ, которое укомплектовано такими функциями:

  • Десульфатация.
  • Импульсный заряд.

Такой агрегат подводят к автомобильному аккумулятору, который вы пытаетесь оживить. Провода сначала подключаются к источнику. После этого подводят ЗУ в сеть.

Заряд подается в течение 9–10 минут на малом токе. После этого подается соответствующая нагрузка. Этого достаточно, дабы источник питания полностью разрядился.

Допускается установка и других временных интервалов.

Импульсный заряд применяют при условии, что состояние батареи нормальное. Ведь стоимость подобного устройства достаточно высока.

Применение стандартного ЗУ

Реанимация аккумулятора возможна и с помощью стандартного ЗУ. Перед тем как приступить к восстановлению, нужно почистить агрегат, удалить остатки окисла, подтеки электролитического состава.

  1. Зарядка источника питания на малых токах на протяжении 9–10 часов. Уровень тока снижается, если агрегат чрезмерно нагревается, электролитический состав закипает. Если все выполнено правильно, напряжение немного увеличивается.
  2. Аккумуляторный источник питания отключается от зарядки. В состоянии покоя оставляется на 12–24 часа.
  3. Повторное подключение к ЗУ. Ток поднимается до 2,5А на 6–8 часов. Это способствует повышению уровня плотности электролитического состава, увеличению напряжения.
  4. Разрядка источника питания до 8–9 В. Для этого к устройству подводят лампу.

Мероприятия повторяют до тех пор, пока не установится оптимальная плотность, напряжение в 12–12,5 В.

Восстановление аккумулятора обычным зарядом занимает больше времени. Но с его помощью реанимируют даже старые источники питания.

КЗ «банки» аккумуляторной батареи

Такая поломка приводит к необратимым последствиям, если не принять своевременно меры. Ведь постепенно ухудшается работоспособность неповрежденных «банок», так как на них поступает огромный ток.

Для восстановления автоаккумулятора выполняют последующие мероприятия:

  • Определение банки, которая вышла из строя. В процессе зарядки нерабочий элемент кипит или вообще не функционирует.
  • Из поврежденной банки сливается электролитический состав. Такие действия выполняют в резиновых перчатках. Ведь при попадании на кожу электролита формируется ожог.
  • Подготавливается отверстия, через которое изымаются пластины из свинца. Их промывают, применяя дистиллированную воду.
  • Определение причины КЗ. В старых аккумуляторах причина – осадок, который сосредотачивается на дне банки. Поэтому нужно знать, как промыть банку.
  • В очищенную банку помещают пластины свинцовые, заливается электролит.
  • Сформированное отверстие аккуратно запаивается.

При аккуратном выполнении всех процессов источник питания восстанавливают.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

Могут восстанавливаться и необслуживаемые источники питания. Ведь создавать отверстие в крышке запрещено, так как это негативно сказывается на системе газоотвода.

Процесс реанимации необслуживаемых автоаккумуляторов включает:

  • Определение уровня электролитического состава. Для этого корпус просвечивается осветительным прибором.
  • При недостатке в корпусе подготавливается отверстие. Оно должно быть немного выше, чем уровень электролитического состава. Величина отверстия – 2–4 мм.
  • Заливка дистиллированной воды. Осуществляется при помощи шприца.
  • Закрывать отверстие можно при помощи пайки.

Емкость устройства восстанавливается за счет разрядки и зарядки. Эти процессы выполняются циклично.

Восстановление гелиевого источника питания

Реанимация источников питания гелиевого типа более простая. Ведь нет необходимости в подготовке отверстий. Восстановление включает такие действия:

  • Демонтаж верхней крышки.
  • Аккуратное изъятие колпачков из резины, которые располагаются под крышкой.
  • Просвечивание банок, которые включены в состав. Банки считаются работоспособными, если сохранены внутренности. При обнаружении трухи или других загрязнений реанимацию источников питания не проводят.
  • В каждую доливают дистиллированную воду (1–2 кубика). После этого источник запечатывается. Эта процедура выполняется аккуратно, дабы обеспечить герметичность.

Восстановление гелиевого АКБ не проводят в таких случаях:

  • Полное разрушение свинцовых пластин. Это может быть результатом продолжительной эксплуатации источников питания при повышенной температуре.
  • Вздутие источника питания.

Реанимация и дистиллированная вода

Оживить автомобильный аккумулятор можно и при помощи дистиллированной воды. На реализацию этого способа требуется 45–60 минут.

Если аккумуляторная батарея села полностью, то перед реанимацией ее заряжают. После этого электролитический состав сливается. Для этого свинчивают пробки, которые сосредоточены на крышке.

Корпус и элементы промывают дистиллированной водой. После этого заливают специальный раствор, с помощью которого выполняется десульфатация.

Процесс десульфатации сопровождается выделением газа. Поэтому помещать источник восстановления лучше в помещении, в котором работает вентиляционная система.

Для очистки используют дистиллированную воду. Процедура промывки выполняется 2–3 раза. Только после этого внутрь заливается электролитический состав, который имеет требуемую плотность.

Реанимированный источник питания подключают к зарядному устройству и сети.

Такой способ восстановления прост в реализации. Поэтому им могут пользоваться новички, опытные автомобилисты. Но продолжительность эксплуатации восстановленного источника питания сложно установить. Все зависит от:

  • Своевременности технического обслуживания.
  • Соблюдения условий использования.
  • Периодичности применения автотранспорта.

К примеру, частая эксплуатация автоаккумулятора в разряженном виде приводит к тому, что восстановить его невозможно.

Процесс восстановления автомобильного источника питания включает множество аспектов, правил. И от того, насколько точно они будут реализованы, зависит, сможете ли вы оживить агрегат. Поэтому все этапы необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями специалистов.

Видео про восстановление аккумуляторов разными методами


Ремонт автомобильных аккумуляторов можно выполнить и самостоятельно, если разобраться в процессе и учесть состав и особенности АКБ.

Когда может потребоваться ремонт автомобильных аккумуляторов?

Мы перечислим основные виды неисправностей, при которых выполняется реанимация аккумулятора автомобиля:

  • разрыв (внутренний) сети в батарее - происходит когда механическое воздействие нарушает целостность выводящих клемм и пластин;
  • деформация в результате разбухания блоков пластин;
  • замыкание пластин, приводящее с течением времени к осыпанию в АКБ активных элементов;
  • сульфатация пластин, которая обычно обусловлена чрезмерным разрядом ;
  • повреждение корпуса или банок (а иногда и обоих из указанных элементов) АКБ.

Если речь идет о деформации блоков, ремонт автомобильного аккумулятора выполнять нет смысла.

Намного дешевле и проще будет приобрести новую батарею (в подобном случае не выполняется ни реанимация аккумулятора ноутбука, ни восстановление батареи мобильного телефона, ни какого-либо иного устройства).

Аналогичная ситуация наблюдается и при повреждении банок либо корпуса. Теоретически ремонт выполнить можно, но его стоимость будет примерно идентична цене новой батареи.

При замыкании пластин ремонтные работы потребуют меньших финансовых затрат. Но здесь стоит заметить, что восстановление емкости автомобильного аккумулятора при замыкании можно доверять только профи, которые работают в условиях хорошо оснащенных автосервисов. Специалистам желательно поручать и восстановление .

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками

Самостоятельно любой автомобилист способен выполнить операцию десульфатации пластин АКБ. Необходимость в ней возникает тогда, когда батарее требуется вернуть ее былую работоспособность, нарушенную в результате отложения на пластинах аккумулятора соли.

Процедура выполняется следующим образом:

  • В электролите растворяют присадку с десульфатирующими возможностями (найти указанную присадку в автомагазинах несложно). Плотность электролита должна быть 1,28 г/см3.
  • Заливают полученную смесь в АКБ.
  • Подключают зарядку и на небольшой величине тока заряжают батарею. После того, как на клеммах напряжение станет 13,8–14,4 В, необходимо еще больше снизить ток, произвести замер плотности смеси. Через 120 минут снова определяют плотность электролита. Если результаты обоих замеров идентичны, ваша батарея получила нужный ей заряд.

После всех этих операций следует осуществить разрядку аккумулятора, что обеспечит «реанимацию» емкости АКБ. Делается это так:

  • ограничивается подача тока;
  • подключается лампочка к батарее;
  • ждут, пока на клеммах не снизится напряжение (до 10,2 В);
  • перемножают показатели тока и времени разряда, определяя тем самым реальную емкость батареи.

Если при расчетах емкость АКБ «не дотягивает» до номинальной, повторяют цикл «зарядки-разрядки».

Быстрый метод восстановления аккумулятора транспортного средства

Если автомобильный аккумулятор не держит заряд из-за солевых отложений на его пластинах, можно использовать еще один способ реанимации АКБ. Схема его выполнения следующая.

Содержание

За время использования мобильного аппарата батарея обязательно будет расходовать свой ресурс и «стареть». Проявляется это в быстром снижении заряда и медленной зарядке. Иногда аппарат после выключения просто не включается и не реагирует на нажатие кнопок. Это характерное и привычное явление для литиевых аккумуляторов, которые используются на данный момент во всех смартфонах. Можно приобрести новый источник заряда, но при желании сэкономить есть варианты самостоятельного реанимирования батареи.

Принцип работы телефонного аккумулятора

Большая часть гаджетов имеет функцию работы от батареи. Существует несколько видов аккумуляторов для телефонов:

  • Ni-Cd – никель-кадмиевые;
  • Ni-Mh – никель-металлгидридные;
  • Li-Ion – литий-ионные.

Самый большой объем заряда имеют NiCd-аккумуляторы, они легко изготавливаются, хранятся и эксплуатируются. Часто используются для питания медицинского оборудования, радиостанций, мощных инструментов и профессиональных видеокамер. NiMh-батареи выделяют больше тепла во время заряда, требует использование сложного алгоритма для определения полного заряда. По этой причине большинство таких батарей имеют внутренний температурный датчик. Заряжается NiMh долго (превышает в 2 раза длительность восполнении заряда NiCd) но и емкость их намного больше.

Аккумуляторы типа Li-Ion при пересчете показателей на один килограмм веса в 2 раза превышают величину NiCd. По этой причине литий-ионные батареи сейчас используются во всех телефонах, ноутбуках, где важно кроме время автономной работы еще и вес изделия. Сама конструкция батарейки очень проста: два графитовых листка из оксида лития и кобальта, которые смазаны электролитом и свернуты в рулон.

Почему разряжается батарея

Владельцы смартфонов через год или полтора начинают отмечать снижение работоспособности аппарата, заряд быстро уходит. Это может происходит по нескольким причинам, некоторые из них можно решить программным путем (отключение ненужных функций, wi-fi, чистка от вирусов), другие же можно только технически исправить, восстановив емкость аккумулятора. Популярным причинами, почему разряжается батарея выступают следующие факторы.

Подавляющее большинство смартфоном работают на операционной системе Android, которая из-за сложности и открытого кода подвержена сбоям, оптимизация работы ОС находится на низком уровне. Автоматически в фоновом режиме работают несколько десятком программ, даже в режиме ожидания (с выключенным экраном) они продолжают «сжирать» заряд и приводят к быстрому снижению емкости батареи. Многие из этих фоновых программ не нужны рядовому пользователю и их следует отключить.

  • Вирусы

Система Андроид является бесплатной, поэтом приобрела такую популярности, хакеры не могли обойти это стороной и начали создавать под нее вредоносные программы. Деятельность таких вирусов приводит к быстрому снижения заряда аккумулятора телефона. Кроме этого падает производительность смартфонов даже с сильными процессорами. Определить наличие «вредителей» помогут следующие признаки (кроме антивирусов): появление рекламных объявлений в неположенных местах, рост температуры корпуса гаджета, притормаживание системы.

  • Неисправный аккумулятор

Поломка батареи привозит к быстрой потери энергии. Чаще это происходит при длительном использовании, как правило, после двухгодичного срока. Это неизбежный процесс расхода ресурса оборудования. Иногда снижение номинальной емкости аккумулятора происходит из-за загрязнения анода и катода. Это приводит к замедлению физико-химических процессов, влияющие на способность батареи высвобождать накопленный заряд. Используя некоторые методы, можно добиться первоначального значения батарейки.

Емкость аккумулятора и срок годности

Восстановительные процессы при постоянном использовании устройства не смогут возвращать стопроцентно в то ж количество напряжения. Со временем мощность АКБ снижается, он изнашивается и становится непригодным к использованию. Li-Ion батареи имеют срок годности 2 года с момента изготовления. За этот промежуток времени теряется от 20% до 35% их мощности. Восстановление старого АКБ – непростая задача, поэтому обращайте внимание на дату изготовления телефона.

Как проверить аккумулятор телефона

Для теста вам необходим прибор под название вольтметр, который помогает замерять напряжение оборудования. Рекомендуется сначала провести визуальный осмотр аккумулятора. Если АКБ был длительное время в эксплуатации, то его структура могла подвергнуться деформированию, к примеру, вздуться. Если на контакты попала жидкость, то окислиться. Эти факторы влияют на емкость аккумулятора и снижению удельного значения. Чтобы проверить батарею нужно:

  • извлечь аккумулятор из устройства;
  • к положительному полюсу приложить положительный контакт вольтметра;
  • то же сделать с отрицательным;
  • в настройках установиться номинальное значения замеряемого напряжения.

Напряжение, которое вы получили при замере и будет отображать степень заряда батареи. Для оценки показателя можно воспользоваться следующими значениями:

  • меньше 1 В – нужно зарядить аккумулятор;
  • около 2 В – АКБ заряжен, емкость средняя;
  • 3,6-3,7 В – полностью заряженная батарея с высокой емкостью.

Восстановление батареи телефона

При желании можно попробовать восстановить «жизнь» батарейке при помощи некоторых методов. Восстановление аккумулятора смартфона – временная мера, ресурс устройства не бесконечный, поэтому в какой-то момент АКБ все равно придется заменить. Внизу описаны методы увеличения емкости батареи, которые можно выполнить самостоятельно дома. Для некоторых понадобятся дополнительные инструменты, умение работать руками. Если вы новичок в этой сфере, то лучше не восстановить, а купить новый АКБ.

С помощью специального зарядного устройства

Восстановить Li-Ion аккумулятор можно при помощи мультиметра и «Аймакс В6». Последний прибор легко купить, он хорошо походит при необходимости реанимации АКБ в домашних условиях. Сначала проверяем саму батарею при помощи мультиметра. Подключите его, выставив на режим замера напряжения. При наличии глубокого разряда мультиметр покажет это в минимальном значении U в милливольтах.

Иногда измерять настоящее количества напряжения не дает контроллер. Имеется два вывода – плюс и минус, которые непосредственно идут с аккумулятора на котроллер. Напряжение на выводах, как правило, 2, 6 В, но для литиевых батареек это мало, чтобы получить реальное напряжение нужно зарядить аккумулятор до 3, 2 В. Тогда мультиметр начнет отражать настоящее напряжение. Необходимо заземлить минусовой провод, а красный подключить к питанию, выставлять большой ток нет необходимости.

Аймакс удобен тем, что он поддерживает несколько режимов, которые отличаются для разного типа АКБ телефона. Активируйте соответствующий режим (литий-полимерный или литий-ионный), выставите напряжение 3,7 В, а заряда – 1 А. Начнет подниматься напряжение, что указывает на успешное восстановление емкости. Показатель должен достигнуть 3, 2 Вольта и батарея «раскачается». Потом ее можно вставить обратно в планшет, телефон или полностью дозарядить при помощи родного прибора.


Восстановление емкости аккумулятора телефона от другой батареи

Вам понадобится любой другой АКБ на 9 Вольт, изолента, тонкий простой провод. Это восстановление аккумулятора телефона своими руками будет интересно всем любителям электроники. Восстановить емкость можно по следующему алгоритму:

  1. Подведите проводки к контактам аккумулятора, который необходимо восстановить. Для каждого полюса нужен свой.
  2. Нельзя замыкать плюс и минус одним и тем же проводом, это приведет к короткому замыканию и восстановить АКБ вы уже не сможете.
  3. Закрепите контакты изолентой, сделав пометку маркером + и -.
  4. Подсоедините плюсовой контакт с «+» на 9-волтовой батарейке, точно так же и минусовой.
  5. С этой стороны тоже закрепите контакты изолентой.
  6. Через какое-то время аккумулятор должен начать нагреваться.
  7. Когда батарея станет заметно теплой, нужно отсоединить ее от «донора» и поставить в телефон, чтобы проверить ее работу.
  8. После включение сразу проверьте уровень заряда, поставьте заряжаться мобильный в стандартном режиме.

С помощью резистора и "родного" зарядного устройства

Этот способ простой, не понадобится специальных приборов или аппаратов, вам нужно будет только ваше родное зарядное устройство. Ремонт аккумулятора телефона потребует следующего:

  • резисторное устройство с номиналом минимум 330 Ом, максимум – 1 кОм;
  • источник питания 5-12 В (подходит зарядное от телефона).

Чтобы восстановить батарейку вам нужно выполнить следующую простую схему подключения: минус от адаптера к минусу АКБ, плюс выводится через резистор к плюсу. Затем нужно подать питание и начнется рост напряжения на аккумуляторе. Вам следует довести его до показателя в 3 В, на этой уйдет от 10 до 15 минут. Затем можно использовать аккумулятор в привычном режиме.

Восстановление аккумулятора телефона с помощью вентилятора

Вам обязательно понадобится блок питания с выходным напряжением не менее 12 В. К минусовому разъему вентилятора подключите соответствующий с устройства, так же соедините и минусовой и зафиксируйте вручную на батарейке провода. БП подключите к розетке, вентилятор должен начать крутится, что говорит о подаче тока. Долго держать зарядку не следует, до необходимого показателя U хватает 30 секунд. Это поможет «оживить» АКБ и заряжать его без проблем от обычной розетки.

Реанимация батареи холодом

Этот вариант, как восстановить аккумулятор телефона срабатывает редко, но попробовать можно, потому что нет риска его испортить. Необходимо положить батарею в полиэтиленовый пакет (фольга или бумага не подходят), чтобы не попала в телефон вода. Чтобы реанимировать аккумулятор телефона, нужно положить его в холодильник (морозилку) на 12 часов. После охлаждения дайте ему в комнате нагреться, не забудет насухо протереть. При помощи замораживания удается восстановить немного емкости, чтобы можно было зарядить через обычную розетку.


Как восстановить литиевый аккумулятор после глубокого разряда

Если долго не использовать устройство, может произойти глубокий разряд. Опускается напряжение до недопустимых показателей, устройство наглухо отключается контроллером и зарядить его не получается от розетки. Восстановить АКБ в этом случае можно только, отпаяв систему защиты. Затем проводится запитка при помощи специального прибора, к примеру, Turnigy Accucell 6. Устройство само будет отслеживать процессы восстановления батареи.

При помощи кнопки «Type» можно выбрать программу заряд. Нажмите на кнопку «Старт, затем для Li-ion – 3,5 V, для Li-pol – 3,7 V. Ток должен быть установления на 10% от номинальной емкости АКБ. Для этого нужно нажимать на кнопки «+» и «-». Когда значение достигнет 4.2V начнется смена режима на «стабилизация напряжения». Устройство выдаст аудиосигнал после окончания зарядки, а на экране появится сообщение «Full»

При вздутии батареи

При деградации АКБ может начаться физическое деформирование. Вздутие делает устройство непригодным для использования, но можно попробовать восстановить его. Вам нужно найти на батарейке своеобразный колпачок, который находится под платой датчика. Далее вам понадобится иголка или гвоздь. Проколите этот колпачок, выполнять это нужно аккуратно, отделив от корпуса АКБ верхнюю часть с платой датчик с контактами. Дождитесь, чтобы из корпуса вышел весь скопившийся газ, поставьте на место металлическую пластинку. Для этого нужно:

  • положит АКБ на ровную поверхность;
  • положите сверху пластинку;
  • легко сдавить ее корпус;
  • когда он выровняется, припаяйте плату датчик обратно;
  • место прокола закройте водостойким клеем.

Полная зарядка и разрядка аккумуляторной батареи телефона

Это самый простой, но малоэффективный способ восстановить емкость АКБ. Вам нужно «погонять» батарейку несколько раз до полного разряда, а затем полностью восстановить его. Для этого:

  • скачайте ресурсоемкую утилиту (AnTuTu) или игру и полностью посадите телефон (до выключения);
  • подключите питание и дождитесь 100% зарядки;
  • повторите предыдущие пункты 3-4 раза.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Как восстановить работоспособность автомобильного аккумулятора

Восстановление ёмкости аккумуляторов

Самый простой и распространенный способ - многократной зарядки малым током с перерывами между зарядками. К концу первого и последующих зарядов напряжение на аккумуляторе повышается, и он перестаёт воспринимать заряд. За время перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине активной массы пластин выравниваются, при этом более плотный электролит из пор пластин диффундирует в межэлектродное пространство и снижает напряжение на аккумуляторе во время перерывов. В процессе циклического заряда, по мере набора аккумулятором ёмкости, плотность электролита повышается.
Когда плотность станет нормальной для данного типа аккумулятора, а напряжение на одной секции достигнет 2,5-2,7 В, заряд прекращают.

Режимы многократной зарядки:
Зарядный ток 0,04-0,06 номинальной ёмкости. Время первого и последующих зарядов - 6-8 часов. Время перерыва между зарядами - 8-16 часов. Количество циклов (заряд- перерыв) - 4-6 часов.
J зар. = 0,04+0,06*Cн.

Восстановление свинцового аккумулятора, с не полной потерей ёмкости.

Чтобы восстановить аккумулятор, который потерял ёмкость - растворить сульфаты (дисульфатировать), нужно просто подать, на него, высокое напряжение, и долго, его так держать. Однако, с повышением напряжения, также и увеличивается интенсивность газовыделения. Поэтому, нам нужно делать паузы, для успокоения аккумулятора.

Берём аккумулятор, потерявший ёмкость из-за сульфатации. Наливаем в него воды, если он выкипел, но не много, примерно столько кубических сантиметров, сколько по паспорту ампер-часов. А то может и меньше. Подключаем его, через реле, времени к источнику тока, которое на 13 минут подключает аккумулятор к источнику и отключает на 13 минут. Сначала подаём 14,3-14,4 вольта, делаем полных 2 цикла. Держим под напряжением, после того, как оно достигнет настроенной величины, на аккумуляторе, в данном случае 14,3-14,4 вольта, сутки. После, чего повышаем напряжение до 14,5-14,6 в, также делаем два цикла. После чего повышаем напряжение до 14,8 В, и делаем столько циклов, пока при контрольном разряде, не обнаружите резкое сокращение прибавки ёмкости. Циклы нужны, не только для слежения, на сколько ёмкость добавляется, но и для того, чтобы электролит перемешивался, с вновь возникшей кислоте, из сульфата свинца. После того, как восстановили аккумулятор, доливаем воды, до тех пор, пока не увидите, что вода перестала впитываться, внимательно следите, чтобы не перелить. После чего, пару циклов для перемешки электролита нужно сделать, но заряжать большим напряжением не нужно.

Экспериментальные данные

Для экспериментов с процессом дисульфатации, было сделано реле времени, которое, включало подачу тока, на 13 минут и отключало на 13 минут. Условия, и время действия напряжения, примерно одинаковы. Время действия, примерно сутки.

Если подавать, на сульфатированный аккумулятор 10 ач напряжение 14,3 вольта, сутки, 13 минут, через 13 минут. После чего проводим контрольный разряд на лампочку 2 ампера, то наблюдается увеличение времени свечения этой лампочки на 6-7 минут, если при исправном аккумуляторе, такой ёмкости, она светит 5 часов. При подаче 14,5 вольта, за такой-же сеанс, добавляется 10-13 минут свечения. При подаче 14,8 вольта, добавляется 24-29 минут ёмкости. Во всех случаях, наблюдается сильное газовыделение, чем больше напряжение, тем и газовыделение больше.

Из этих данных следует, что выгоднее для дисульфатации подавать 14,8 вольт.

Добавление ёмкости происходит в момент подачи напряжения, и зависит от времени действия его.

Оптимальным временем, считаю 1 сутки время действия напряжения 14,8 вольта. То есть, после того, как достигло напряжение 14,8 вольта, нужно продержать аккумулятор сутки, через реле времени, 13 мин через 13 мин.

В связи с тем, что при дисульфатации происходит сильное газовыделение, рекомендую воды много не наливать, налить столько кубических сантиметров, сколько ампер-часов имеет аккумулятор по паспорту. Чтобы оставались поры, для выхода газа, иначе механическим газовым воздействием, может осыпать намазку.

Восстановление ёмкости аккумуляторов быстро, но не очень просто

Cпособ отличается высокой эффективностью и оперативностью (аккумулятор восстанавливается менее чем за час).
Разряженный аккумулятор предварительно заряжают. Из заряженного аккумулятора сливают электролит и промывают 2-3 раза водой. В промытый аккумулятор заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Время десульфатации раствором - 40-60 мин.
Процесс десульфатации сопровождается выделение газа и возникновением на поверхности раствора мелких брызг. Прекращение газовыделения свидетельствует о завершении процесса. При сильной сульфатации обработку раствором следует повторить.
После обработки аккумулятор промывают не менее 2-3 раз дистиллированной водой, затем заполняют электролитом нормальной плотности.
Залитый аккумулятор заряжают зарядным током до номинальной ёмкости согласно рекомендациям в паспорте.
По вопросу приготовления раствора желательно обратиться на предприятия, имеющие химические лаборатории. Раствор хранить в затемнённом месте в сосуде с герметической крышкой во избежание испарения аммиака.

Восстановление ёмкости методом дисульфатации постоянным, стабилизированным напряжением.

Этот способ восстановления имеет 100 процентную эффективность , другими словами, если не удастся этим способом восстановить аккумулятор, то не удастся его восстановить ни каким другим способом. Я восстанавливал таким способом всякие аккумуляторы и с полной потерей ёмкости, напряжение на которых было около нуля вольт (0,5в), и не полной потерей когда напряжение менее 13,0в.

Сам способ очень простой.

Подаём 14,7 - 15 Вольт (ограничиваем ток до 1,5 ампера, если аккумулятор 10-15 ач) на потерявший ёмкость аккумулятор, и так оставляем на 12-15 часов. Батарея будет кипеть, но не пугаться, так и должно быть.
После этого, немного разряжаем, например, подключаем лампочку, чтобы электролит перемешался.

Дальше ставим на зарядку также как и первый раз: подаём 14,7-15 Вольт (напряжение просядет, но оно не должно превышать 14,7-15 Вольт, когда аккумулятор зарядится, то есть ограничить 14,7-15 В), и так оставляем еще на 12-15 часов.

После этого, отключаем стабилизатор напряжения, и даём отстояться аккумулятору где-то сутки, после чего делаем замер напряжения, который должен быть в районе 13,0-13,2 вольт при +20 градусах.
Если напряжение менее этой величины, повторяем циклы восстановления до тех пор, пока напряжение не поднимется, до указанных цифр.

Если напряжение на аккумуляторе не достигает 13,0 В, а где-то в районе 12,7 В, это тоже может быть не плохо, для слабой плотности электролита это нормальное напряжение. Если же напряжение не достигло и 10 вольт, этот аккумулятор сломан механически: замкнули пластины, обсыпались пластины и т.д. Такому аккумулятору дорога только на металлолом.

Лучше, конечно, делать контрольный разряд после каждого цикла восстановления, чтобы нам иметь представление о добавлении или не добавлении ёмкости. Для этого находим лампочку с такой нагрузкой, чтобы аккумулятор разрядился за 4-5 часов, чтоб нам много не ждать и замеряем время разряда, но учтите, напряжение батареи нельзя допустить ниже 10,5 В при разряде.

Ещё очень важное замечание. Если аккумулятор герметизированный AGM или гелевый, то не оставляйте клапаны открытыми, воздух не должен поступать в пластины, иначе ёмкость потеряется. Перед восстановлением таких аккумуляторов желательно добавить воды. Для этого отрываем верхнюю пластмассовую крышку, чтобы добраться до резиновых клапанов, поднимаем клапаны и со шприца доливаем дистиллированную воду, но не много, чтобы вода чуть чуть покрыла пластины(не наливать больше!). Чтобы увидеть воду нужно чем-то посветить, например зажигалкой-фонариком. Закрываем клапаны, сверху крышкой придавливаем и заматываем скотчем.

Если аккумулятор потерял всю ёмкость, это когда напряжение менее 10 В.

Подключаем восстанавливаемый аккумулятор к стабилизированному источнику напряжения на котором должно быть настроено 15 в (ток ограничен до 1/10 от ёмкости аккумулятора). И ждать часов 15. В это время посматривать время от времени, в какое-то время аккумулятор начнёт медленный приём тока, а напряжение будет падать в этот момент, потом ток увеличится до максимального а напряжение упадёт до низшей точки (обычно это около 12,4 в), после этого момента ждём 15 часов, чтобы аккумулятор зарядился. Потом восстанавливаем аккумулятор как частично потерявший ёмкость (см. выше).

Бывают такие случаи, когда аккумулятор не начинает принимать ток и после 15 часов. Тогда следует увеличить напряжения до 20 вольт, я добавлял и больше, немного посидеть несколько минут и посмотреть по току, может пойти сразу.

Если ток сразу не пошёл, тогда нужно почаще посматривать, главное не пропустить тот момент, когда аккумулятор зарядится, чтобы напряжение на нём не превысило 15 В, то-есть нам нужно ограничить напряжение как можно быстрее до зарядки.

Да, ещё очень важное замечание, не останавливайте процесс восстановления на пол пути, обязательно закончите цикл.

Восстановление аккумулятора кратковременным импульсом тока большой величины.

Иногда случается так, что вследствие каких-либо причин, пластины одной из банок аккумулятора каким-либо образом замкнулись и их заряд становится невозможным.
Логично предположить, что причину замыкания можно устранить путём выжигания проблемного участка. Для этого аккумулятор подключают к источнику очень сильного тока, не менее 100 ампер, например, сварочный аппарат, с выпрямительным диодом на выходе. Цепь замыкается на 1-2 секунды, за это время причина замыкания должна испариться из-за сильного перегрева.

Несколько применений и эффективность данного способа на практике.
Лично мне попадался один 7 а.ч. свинцовый аккумулятор CSB с замкнутой банкой. Аккумулятор пролежал несколько лет без зарядки. Причина замыкания, скорее всего, была в том, что пластины аккумулятора из-за обильно отложившегося сульфата, были покороблены, и проткнулся сепаратор.
Подключив к сварочному аппарату на 2-3 секунды, замыкание удалось устранить, но последующие меры восстановления были безуспешными, что и неудивительно, ведь полностью потерявшие ёмкость свинцовые необслуживаемые аккумуляторы, не восстанавливаются. Но применение данного метода к другим типам аккумуляторов может быть вполне обоснованным.

Пример 2.
О своём опыте применения данного метода к никель-кадмиевому (NiCd) аккумулятору, мне поведал один знакомый, ему таким способом удалось реанимировать и ввести в эксплуатацию шахтный никель-кадмиевый аккумулятор, «KCSL 12», для коногонок.

Пример3.
Другой знакомый откачал литий-ионнный (Li-ion) аккумулятор от DVD переносного проигрывателя. В литий-ионных аккумуляторах при глубоком разряде иногда образуется медный, замыкающий шунт между пластинами. Результатом восстановления, был таков, что ёмкость аккумулятора стала выше, чем она была в тот момент, когда он был новым.

Восстановление обслуживаемых аккумуляторов в частности автомобильных.

Есть один способ способный восстановить ваш аккумулятор.
Суть способа.
Выливаем весь электролит. Заливаем в аккумулятор дистиллированную воду до уровня покрытия пластин. Подключаем к аккумулятору постоянное напряжение около 14 вольт и оставляем на 1-2 часа. После чего прислушиваемся к аккумулятору, если слышим, что он бурлит, немного снижаем напряжение. Оставляем на полчаса и прислушиваемся снова: наша задача держать такое напряжение на аккумуляторе, чтобы газовыделение было минимальным, но чтобы оно было.
Держим, под таким напряжением, аккумулятор неделю, а лучше две. После этого дистиллированная вода в аккумуляторе превратится в электролит слабой плотности, за счёт растворения сульфата свинца и его превращения в молекулы серной килоты, в результате химической реакции. Сливаем весь электролит, и заливаем снова дистиллированную воду. Также, подключаем напряжение, следим, чтобы аккумулятор немного, иногда пускал пузырьки, и держим 1-2 недели.
Если электролит больше не меняет плотность, то можно прекращать дисульфатацию.
После этого сливаем образовавшийся слабый электролит и вливаем электролит нормальной плотности. Подключаем ваше зарядное устройство и заряжаем аккумулятор как обычно, до состояния полной заряженности.
После этого нужно померить плотность электролита и выровнять до нормальной плотности во всех банках.
Всё ваш аккумулятор восстановлен.
Если вам нечем померить уровень электролита низкой плотности, то, на всякий случай, можете выполнить ещё один, третий, такой цикл.

Указанные процедуры применять имеет смысл, если пластины аккумулятора ещё целые, если в вашем аккумуляторе явно просматривается осадок особенно с кусками пластин свинца, то оно того явно не стоит.

В общем, ситуаций может быть только две:

  1. Аккумулятор вроде бы работает, но очень быстро разряжается.
  2. Аккумулятор сел в ноль и вообще не хочет заряжаться.

Первая ситуация: потеря емкости

В первом случае у аккумулятора упала емкость и с этим придется смириться. Полное восстановление аккумуляторов после глубокого разряда невозможно (это касается всех Li-ion аккумуляторов: 18650, 14500, 10440, аккумуляторов от мобильников и т.д.). Даже теоретически нельзя вернуть емкость литиевого аккумулятора.

Снижение емкости - абсолютно нормальный процесс. Это происходит во время каждого цикла заряда/разряда, независимо от того, насколько правильно эксплуатируется аккумулятор. Однако, если в процессе эксплуатации часто допускаются глубокие разряды или, наоборот, длительные перезаряды (более 500%), то скорость потери емкости может существенно возрасти.

Последние исследования показали, что литиевые аккумуляторы теряют свою емкость даже если вообще не эксплуатируются. Например, во время обычного хранения на складах. По данным исследований, аккумулятор теряет примерно 4-5% емкости в год.

Вторая ситуация: не хочет заряжаться

Теперь рассмотрим второй случай - аккумулятор не заряжается.

Обычно эта ситуация возникает, когда какое-либо устройство (телефон, планшет, мп3-плейер) долго лежали без дела с разряженным аккумулятором. Или если литиевые аккумулятор подвергся глубокому охлаждению.

В принципе проблем с зарядкой таких аккумуляторов быть не должно. Внутри каждого аккумулятора - между самой банкой аккумулятора и теми клеммами, которые мы видим - находится модуль защиты, который отключает банку от клемм при снижении напряжения ниже определенного порога. Внешне это проявляется как полное отсутствие напряжение на выходе аккумулятора (ноль вольт).

На самом деле, как правило, на самой банке в этот момент напряжение составляет около 2.4-2.8 Вольта.

В случае блокировки аккумулятора по перегрузке (КЗ в нагрузке), модуль защиты также запирает транзистор FET1. Нет никакой разницы от чего сработала защита - от переразряда или от короткого замыкания. Результат один - открытый транзистор FET2 и закрытый полевик FET1.

Таким образом, при глубоком разряде плата защиты литий-ионного аккумулятора ни в коей мере не препятствует заряду аккумулятора.

Проблема лишь в том, что некоторые зарядные устройства считают себя слишком умными и когда видят, что на аккумуляторе слишком низкое напряжение (а в нашем случае оно вообще будет равно нулю), они считают, что произошла какая-то недопустимая ситуация и напрочь отказываются выдавать зарядный ток.

Это сделано исключительно в целях безопасности. Дело в том, что при внутреннем коротком замыкании аккумулятора, заряжать его становится опасно - он может сильно перегреться и вспучиться (со всякими спецэффектами вроде вытекания электролита, выдавливания крышки планшета и т.п.). В случае же обрыва внутри аккумулятора, заряжать его становится совершенно бессмысленно. Так что логика работы таких умных зарядников вполне понятна и оправдана.

О том, как обхитрить зарядку и восстановить работоспособность литиевого аккумулятора после глубокого разряда читайте далее.

Как заставить заряжаться?

По сути, восстановление литий ионных аккумуляторов после глубокого разряда сводится к тому, чтобы вернуть его в штатный режим работы. Надо понимать, что потерю емкости это никоим образом не компенсирует (это невозможно в принципе).

Чтобы все-таки заставить слишком хитрое зарядное устройство заряжать наш сильно севший аккумулятор, необходимо сделать так, чтобы напряжение на нем превысило некий порог. Как правило, достаточно 3.1-3.2 Вольта, чтобы ЗУ посчитало ситуацию штатной и разрешило зарядку.

Поднять напряжение на аккумуляторе можно только с помощью сторонней (более глупой) зарядки. В народе это называется "толкнуть" аккумулятор. Для этого достаточно просто подключить к клеммам аккумулятора внешний блок питания, ограничив при этом максимальный ток.

Для наших целей подойдет любое зарядное устройство для сотового телефона. Чаще всего современные зарядники имеют выход в виде USB-гнезда и, соответственно, выдают 5В. Нам осталось только лишь подобрать резистор, ограничивающий ток заряда.

Сопротивление резистора рассчитывается по закону Ома. Возьмем худший сценарий - на внутренней банке литий-ионного аккумулятора напряжение составляет 2.0 Вольта (померить его, не разбирая аккумулятор, мы не сможем, поэтому просто предположим, что это так).

Тогда разница между напряжением источника питания и напряжением на аккумуляторе будет составлять:

Рассчитаем сопротивление токоограничивающего резистора, чтобы ток заряда не превышал 50 мА (этого вполне достаточно для первоначального заряда и в то же время вполне безопасно):

R = 3В / 0.050А = 60 Ом

Теперь узнаем, какова мощность будет рассеиваться на этом резисторе, в случае внутреннего короткого замыкания аккумулятора (тогда на резисторе будет падать все напряжение блока питания):

P = (5В) 2 / 60 Ом = 0.42 Вт

Таким образом, чтобы восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда, берем любой блок питания на 5В, ближайший подходящий резистор - 62 Ом (0.5Вт) и подключаем все это к аккумулятору следующим образом:

Подойдет источник питания и на другое напряжение, достаточно будет пересчитать сопротивление и мощность ограничительного резистора. И нужно помнить, что в схемах защиты li-ion, как правило, используются полевые транзисторы с небольшим напряжением сток-исток, поэтому брать блок питания с большим выходным напряжением нежелательно.

Надежный контакт при подключении проводов к клеммам аккумулятора 18650 помогут обеспечить небольшие неодимовые магнитики.

Если заряд не идет (резистор не греется, а на аккумуляторе полное напряжение блока питания), то либо схема защиты ушла в совсем глубокую защиту, либо она просто вышла из строя, либо имеет место внутренний обрыв.

Тогда можно попробовать снять наружную полимерную оболочку аккумулятора и подключить нашу импровизированную зарядку напрямую к банке. Плюс к плюсу, минус к минусу. Если и в этом случае заряд не пошел, то аккумулятору кранты. Зато если пошел, то нужно дождаться пока напряжение поднимется до 3+ Вольт и дальше можно заряжать уже как обычно (штатной зарядкой).

Конечно, с помощью данной приспособы можно зарядить аккумулятор полностью, но тогда ждать придется очень долго (все-таки ток заряда очень маленький). К тому же в этом случае придется очень плотно контролировать напряжение на банке, чтобы не прозевать момент когда там станет 4.2V. А, если кто не знает, напряжение ближе к концу заряда начнет подниматься очень быстро!

Теперь другая ситуация - резистор, наоборот, ощутимо нагревается, но на аккумуляторе нулевое напряжение, значит где-то внутри имеется короткое замыкание. Потрошим аккумулятор, отпаиваем модуль защиты и пытаемся зарядить саму банку. Если дело пошло, значит плата защиты неисправна и подлежит замене. Впрочем, можно использовать аккумулятор из без нее.




Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png