Своевременная замена изношенных деталей автомобиля – залог его продолжительной работы. Нередко случается, что приезжая на СТО водитель слышит, что можно было обойтись без дорогостоящего ремонта, если бы машину пригнали чуть раньше. Во многом работа всего автомобиля зависит от правильно подобранных смазочных средств, поэтому так важна смазка для ступичных подшипников. В этом узле стоят шариковые или конические роликовые подшипники, для каждого из них нужна своя смазка.

Подшипники заключены в закрытую обойму, в ней всегда должна быть смазка, чтобы детали не истирались. При выборе такого смазочного материала требуется обращать внимание на следующие критерии:

  1. Термоустойчивость . Этой смазке приходится работать в тяжёлых условиях, поэтому она должна демонстрировать стабильность к физико-химическими и механическим воздействиям даже при высоких температурах. Также важно, чтобы в зимние морозы смазка не загустела, а в жару не стала очень жидкой.
  2. Вязкость и прочность состава . Эти параметры показывают способность смазочного материала удерживаться на деталях, а также характеризуют его текучесть. Чем больше показатель вязкости, тем лучше, тогда все поверхности подшипников будут хорошо работать без заеданий.
  3. Смазочная способность . Этот показатель определяет, насколько будет снижаться сила трения деталей, заключенных в колёсной ступице. Он самый важный для этого автомобильного узла, так как от нормальной работы колёс зависит ход и движение всего авто. В случае, если у выбранного масла будет низкая смазочная способность, то машина будет работать с рывками.
  4. Стойкость к коррозии . Ржавчина – основной враг металлических деталей авто, смазка для подшипников сможет уберечь их от её влияния, для этого она должна обладать всеми нужными качествами.
  5. Противоизносная способность . Желательно, чтобы масло в период своей эксплуатации помогло противостоять ступичным деталям износу и появлению на них задиров. При использовании качественного смазочного средства проводить замену деталей нужно будет проводить гораздо реже. Это приведет не только к экономии на закупке деталей ступицы, но и комплектующих к ним.

Разновидности используемых смазок

Некоторые ошибочно выбирают смазку для подшипников ступицы по её цвету, а не по свойствам, и делают серьезную ошибку, так как неподходящая смазка может нанести урон подшипнику. Задумываясь перед выбором, какая лучше смазка для ступичных подшипников следует знать, что она должна быть обязательно трёхкомпонентной, состоящей из смазывающего вещества, модификатора и загустителя. Эти составляющие масла для ступицы определяют его главные свойства. Перед покупкой смазки нужно обязательно проверить её состав и характеристики, заявленные производителем.

В зависимости от воздействия смазки на детали авто их подразделяют на несколько видов.

  1. Высокотемпературная. Этот тип демонстрирует стойкость к высоким температурам, она сохраняет свои основные свойства даже при температуре свыше 100 °С. В составе такого смазочного средства присутствует медь или никель.
  2. Электропроводящая. Идеально подходит для бортовой электросети, так как предохраняет её соединительные провода, аккумуляторные клеммы и реле от коррозии.
  3. Консервирующая. Простой тип смазки, который бережёт металлические детали от влияния коррозии, но они могут смываться с поверхностей деталей обычной водой. Чаще всего их применяют для консервации деталей.
  4. Молибденовая. Именно её применяют для подвижных элементов авто, она образует на их поверхности защитную плёнку, исключает перегревание деталей и образование на них задиров.
  5. Литиевая. К этому типу относятся литолы и им подобные соединения, они предназначены для защиты подшипников и взаимодействующих агрегатов.

Все описанные смазки предназначены для определённых целей и узлов, поэтому следует серьёзно подходить к их выбору, чтобы не навредить автомобилю.

Какую смазку выбирать и когда?

Менять смазку для подшипников ступицы желательно после каждых 35 - 45 тыс. пробега, допустимый километраж зависит от условий интенсивности использования машины. Факторы, на которые нужно обратить внимание при ее покупке:

  • величина нагрузки, передаваемая на ступицу;
  • интенсивность езды на машине, насколько часто она используется и на какие расстояния перевозит своего владельца;
  • марка стали подшипника;
  • тип применяемых деталей в ступице;
  • защищенность узла от попадания влаги и грязи;
  • частота и скорость вращения ступичных элементов.

В большинстве своем опытные автолюбители приобретают высокотемпературные мазки литиевого типа.

Если материал будет реагировать на повышенные температуры, то он может просто вытечь из ступичного узла, и детали в нём будут работать «на сухую». Если вдруг смазка определённого вида закончилась, и нет её в запасе, то доливать другой тип нельзя, так как они работают в разных условиях.

Перед смазкой подшипника ступицы необходимо его подготовить: вычистить и обмыть бензином. Масло наливается строго в определённой дозировке, иначе при его недостатке подшипниковый узел может заклинить, а при переизбытке излишки будут самовольно переливаться. Чтобы определить оптимальное количество смазочного средства нужно изучить техпаспорт автомобиля.

Если говорить конкретно об определенных типах смазок, которые могут использоваться для подшипников ступицы, то можно выделить три из них.

Молибденосодержащие смазки

Они достаточно эффективно защищают ступичный узел, в основном изготавливаются из дисульфида молибдена, который способен продлить срок эксплуатации подшипника и защитить его от износа. В пользу выбора именно этой смазки выступает её способность противостоять развитию коррозионных процессов. Главный компонент этого масла оставляет на поверхности деталей плёнку, за счет которой металл становится устойчивым к окислительному воздействию внешней среды. Срок ресурса такой смазки составляет 100 тыс. км, примерно столько же может эксплуатироваться и подшипник ступицы, получается, что одного внесения смазки будет достаточно до замены старого подшипника новым.

Но у такой смазки имеются и недостатки, среди которых выделяют:

  • взаимодействие с водой;
  • если произойдет разгерметизация ступицы, физико-химические свойства смазки могут пострадать. В этом случае необходимо заменить всю смазку, а заодно проверить, не отразилось ли это на состоянии трущихся деталей;
  • смазки этого типа быстро загрязняются, а попадающие в них включения понижают свойства смазки противостоять трению;
  • воздействие высоких температур на содержащие молибден смазки начинает проявляться при высоких скоростях. Такой сбой можно вычислить, если открыть колпак и проверить цвет жидкости под ними, при наличии такой проблемы её цвет будет синим.

На рынке представлены молибденосодержащие смазки отечественных марок: «ШРУС-4» и «Фиол», а иностранные производители предлагают: «Mobil», «Texaco», «ESSO» и «Castrol» (BP).

Литийсодержащие смазки

Они идут на основе лития, растворённого в органических кислотах. Такое масло относится к универсальному типу, по внешнему виду его можно узнать по характерному светло-жёлтому оттенку. Хорошая вязкость материала обеспечивает оптимальное смазывание всех движущихся деталей, за счёт чего снижается трение между ними.

Литиевые смазки могут выдерживать, не теряя свои эксплуатационные свойства, до 110 тыс. пробега. Они могут возвращаться к своим эксплуатационным свойствам даже после сильного перегрева узла.

К недостаткам этого материала относят:

  • среднюю степень устойчивости к коррозии;
  • некоторым полимерным материалам такая смазка не подходит.

Купить литиевое масло отечественного производителя можно под маркой «Литол 24», а среди иностранных брендов особой популярностью пользуются: «Very Lube», «British Petroleum» и «Renolit».

Высокотемпературные смазки

Они имеют в своем составе медные и никелевые порошки, которые наделяют их высокой окислительной стабильностью и устойчивостью к высоким температурам. Даже в экстремальных условиях работы подшипники с такой смазкой работают безотказно, их рабочая температура может лежать в пределах от - 40 до + 180 °С. Их стоило бы взять на вооружение начинающим автолюбителям, у которых на дорогах часто случаются экстренные торможения. Качественные присадки, входящие в состав этих смазок, наделяют масло стойкостью к вымыванию, окислению и термокоррозии. Отличным представителем этого типа смазок является «BLUE» (МС 1510).

Зная, для чего нужна смазка в подшипниках ступицы, станет проще выбирать её, основываясь на приведённые критерии и факторы, влияющие на требуемые характеристики масла. Чтобы не сомневаться в своем выборе следует прочитать прилагаемое к авто руководство по эксплуатации, а также ознакомиться с рекомендациями его производителя. Не стоит выбирать дорогое масло, но и экономить на нем нельзя, желательно найти оптимальное сочетание его качества и приемлимой цены.

Срочно искать по каталогам и Интернету, чем смазать ступичный подшипник, народ начинает в основном в тот момент, когда в колесах начинает слышать подозрительные нездоровые звуки. Укорять за это водителей вряд ли разумно: современная жизнь отличается просто невообразимым ритмом. Выражение Льюиса Кэрролла «изо всех сил бежать, чтобы остаться на месте» стало понятным большинству людей только в 21 веке.

К тому же, автомобиль – механизм сложный и многосоставной, и каждый его узел требует внимания. Рядовой водитель, больше озабоченный зарабатыванием денег на благо семьи, вряд ли в состоянии запомнить, что и когда надо проверять, смазывать, менять и контролировать.

Везет тем, кто в состоянии оплатить регулярное техобслуживание: мастера не упустят ни одной мелочи и проверят все, что подлежит ревизии. Но таких счастливчиков немного, большинство автовладельцев вспоминают о чем-то несделанном только тогда, когда оно напомнит о себе: звуками, нестандартным поведением машины или странным выхлопом.

Чем смазать ступичный подшипник, во многом зависит от модели автомобиля, условий его эксплуатации, в том числе климата, водительского стиля и т.п. Но хотя бы базовые знания о смазках должны иметь все водители.

Виды смазок для ступичных подшипников

Первейшее и главнейшее замечание: для их обработки применяются только консистентные, то есть пластичные смазки. Однако внутри группы есть разновидности, обусловленные различным составом.

  • Солидольные . Они хорошо известны автолюбителям. В его достоинствах числится весьма высокая водостойкость. Но он плохо сопротивляется температурам. Если же в основе заменить кальциевое «мыло» на натриевое, получим новую модификацию – консталин. Он прекрасно противостоит градусам, зато с легкостью вымывается водой. В основном консталиновые смазки используются для консервации автомобилей;
  • Литолы лишены обоих недостатков. Именно поэтому давно лидируют, оставив позади солидолы и консталины. Им свойственны износо-, влаго- и термоустойчивость с повышенными показателями, они обладают высокими антикоррозийными качествами – и вполне демократическую стоимость;
  • Высокотемпературные смазки являются частным случаем литиевых. Чтобы повысить термо сопротивляемость, в них вводятся никелевые либо медные порошки.
И главное – смазку следует возобновлять каждые 20-40 тыс. км (точнее скажет производитель конкретного автомобиля в прилагаемом руководстве). Ну, или хотя бы когда подшипник ступицы только начинает реагировать, а не воет непрерывно.

Что выбрать?

Нормальных смазок довольно много. Однако для начала можно взять что-нибудь из проверенных брендов.

  • Немецкий «Mobil » наиболее известен и используем. Даже те, кто не знает названия, помнит смазку под именем «синяя такая». Считается универсальной, хорошо адаптирована под российские условия;
  • Молибденовая «Castrol Moly Grease » особенно рекомендована для экстремальных нагрузок, можно даже сказать – перегрузок, поскольку образует дополнительный слой так называемой сухой смазки из дисульфида молибдена. Хорошо проявляет себя в тех случаях, когда вероятно образование задиров;
  • Пластичные смазки «Divinol » обладают огромной гаммой особенностей и подогнаны под любые условия эксплуатации машины. К примеру, «Divinol Fett L 2» имеет повышенные водоотталкивающие свойства, а «Divinol Kupferpaste» устойчив к крайне высоким температурам;
  • Компания «Molykote » тоже озаботилась разнообразием продукции: «Molykote G - 4700» температуроустойчивая. И при этом нейтральна к очень разным материалам; «Molykote BR 2 Plus» предотвращает заедания и отодвигает износ с истиранием, а «Molykote Multilub» сохраняет свои свойства, чуть ли не под водой.

Основополагающие правила смазки

Даже если вы отчаянный экспериментатор, не стоит шутить с настолько важным узлом вашего автомобиля. Варьируйте, разнообразьте – но с соблюдением определенных требований.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не смешивайте смазки разных производителей. Даже если основной состав у них совпадает, модификаторы и загустители могут кардинально различаться и противоборствовать друг с другом.

Замена смазки должна сопровождаться гигиеническими процедурами. Подшипник весьма тщательно промывается бензином – и это жизненно важное условие! Кстати, если вы решили по своим причинам сменить смазку, проделайте манипуляцию дважды.

Дозировка смазки должна быть четкой. Перелив ее влечет за собой потери в энергетическом плане, а лишнее выдавится наружу. Недолив же закончится преждевременным истиранием и ступицы, и подшипника. Нормальная же доза смазки обеспечит ее ротацию – смену выработанной новой порцией. И тогда вам еще нескоро придется вновь задумываться, чем смазать ступичный подшипник.

Автомобилисты могут вздохнуть с облегчением, поскольку времена, когда единственной смазкой на все случаи жизни был литол, давно прошли. Но теперь появилась другая проблема. Она заключается в огромном ассортименте, из-за чего проблематично разобраться в том, какую смазку лучше использовать для подшипников.

Богатый выбор нельзя назвать недостатком, поскольку это позволяет применять различные составы в зависимости от конкретной ситуации и задач, стоящих перед подшипником.

Не всем хочется детально разбираться в эксплуатационных характеристиках и физико-химических свойствах разных продуктов. Это за них сделали профильные специалисты и другие автомобилисты. Опираясь на их опыт и мнение, формируются всевозможные списки и рейтинги лучших смазок для подшипников. Они упрощают задачи по выбору, а также позволяют приобрести проверенный, действительно качественный и хорошо себя зарекомендовавший продукт.

Категории рейтинга

Чтобы сделать выбор ещё проще, рейтинг был разделён на несколько подкатегорий. В каждой из них сформировалась своя группа лидеров, которым отдают предпочтение автолюбители и специалисты в области обслуживания узлов, где одним из ключевых компонентов выступает подшипник.

  • смазки для узлов с высокой нагрузкой;
  • смазочные средства общего назначения;
  • пластичные смазки;
  • масла и специальные покрытия.

Теперь остаётся лишь взглянуть на фаворитов и лидеров каждой из категорий.

Смазки для узлов с высокими нагрузками

Зачастую в таких смазках предусмотрена несколько меньшая кинематическая вязкость в сравнении со смазками общего назначения. Снижение вязкости позволяет обеспечить лучшее проникновение в пары трения. Ещё в смазках для высоконагруженных систем используется большее количество присадок с антифрикционным эффектом.

Признанными лидерами в этом сегменте являются такие составы:

  • Motul Tech Grease 300. Это многофункциональный , который имеет неплохой диапазон рабочих температур. Минусом можно назвать высокую стоимость. Но тут используется не минеральная основа, а полусинтетическая, чем можно оправдать немного завышенный ценник. Антифрикционные задачи выполняются за счёт литиевого комплекса. Обладает одними из лучших антифрикционных свойств и великолепной устойчивостью к влаге и воде. Отлично подходит для работы подшипников в тяжёлых условиях. Хотя по противозадирным свойствам конкурентам в рейтинге немного уступает.

  • SKF LGWA 2. Это смазка, которую разрабатывает и производит один из лидеров рынка по изготовлению самих подшипников. То есть компания прекрасно знает, что она делает и какой продукт нужен для работы подобных механизмов. Основан состав на минеральном масле, который загустили с помощью литиевых присадок. Но не путайте с обычным литолом. Представленная смазка обладает образцовой температурной устойчивостью, выдерживая пиковую нагрузку до 220 градусов Цельсия. Ещё состав хорошо справляется с влагой, не вымывается и не вступает в реакцию с водой. При тяжелых условиях работы подшипников это один из лучших вариантов. Есть только одна существенная проблема. Найти на российском рынке эту смазку от SKF довольно трудно, плюс цена не самая низкая. Но вы точно не пожалеете, если обработаете подшипники таким составом.

  • Mobilgrease Special. Продукт от американского производителя. Во многом один из лучших вариантов того, какой смазкой будет лучше смазывать различные подшипники, которые работают в условиях постоянных вибраций. Разработчики специально адаптировали состав под высокие вибрационные нагрузки. Потому смазку активно используют в подшипниках экскаваторов, кранов, строительной техники и обычных автомобилей. В состав включён дисульфид молибдена, что сводит к минимуму износ компонентов узла. Особый состав лития предотвращает утечку смазки. Консистенция предельно густая, что позволяет эффективно цепляться за внутренности подшипника. С адгезией проблем никаких нет. Но температурная устойчивость не образцовая. Растекание состава возможно при нагреве металла выше отметки 130 градусов Цельсия. А температура затвердевания около -20.

  • Renolil Duraplex 2 от Fuchs. Состоит из высококачественных масел и загустителей на основе лития. С помощью пакета присадок была увеличена стабильность состава и устойчивость к экстремальным нагрузкам. Превосходный по эффективности продукт для обработки подшипников, работающих в условиях постоянного вращения и высоких температур. Ещё смесь отличается достойной антикоррозийной устойчивостью и не взаимодействует с влагой. Смазка не вымывается даже при подаче прямого напора воды на подшипник. Рабочий диапазон температур составляет от -30 до +160 градусов Цельсия. Кратковременно выдерживает температурную нагрузку до 200 градусов Цельсия.

  • Valvoline Moly Fortified MP Grease. Если вас интересует лучшая смазка, предназначенная для подшипников качения и скольжения, работающих в условиях повышенной влажности, то вам стоит обратить внимание на продукт компании из Нидерландов. В основе составе лежит дисульфид молибдена. Главное преимущество заключается в образцовой влагостойкости. Смазки не окисляется даже при подаче прямого напора воды, не выбивается, не провоцирует образование коррозии, надёжно консервирует металлические компоненты подшипников. Ещё вещество прекрасно показывает себя в условиях ударных регулярных нагрузок. Рекомендуется к применению на подшипниках промышленного оборудования, автомобилей, станков, сельскохозяйственной техники, которые эксплуатируются при высоком уровне влажности. Из-за слабой устойчивости к загрязнениям в конструкции подшипника рекомендуется наличие защитного пыльники.

  • Luqui Moly LM50. По мнению многих специалистов и автомобилистов, это лидер рынка смазочных материалов. Если вас интересует, какая смазка будет лучше проявлять себя в условиях закрытых подшипников, то ответом станет разработка от Liqui Moly. Это высокотемпературный смазочный продукт с отменными противозадирными характеристиками. Стабильно удерживается в паре трения, абсолютно устойчива к вымыванию, не боится воды, защищает от коррозии. Хотя температурный диапазон от -30 до +160 градусов Цельсия нельзя назвать рекордным, всё равно этого достаточно для работы большинства подшипников. При всех своих очевидных преимуществах, даже цена не оказалась слабым местом этой смазки.

Смазки общего назначения

  • Castrol LMX Li Komplexfett. Состав отличается пластичной гелевой структурой, за счёт которой он с лёгкостью проникает в подшипники. В качестве загустителя использовали литиевый комплекс, а основа состоит из минерального масла. Дополнительно применяются присадки. Фактически это отличная смазка, ориентированная на использование в подшипниках электроинструментов. Но это не мешает добавлять такой состав в автомобильные подшипники. Средство отличается высокой механической стабильностью и длительным сохранением своих начальных физико-химических свойств. При нагреве металла состав не вытекает. Смазка адаптирована к работе на высокой скорости. Выбить или вымыть средство практически невозможно, что говорит о высоком уровне адгезии.

  • BP Energrease LSEP2. Разработка британских специалистов. Они позиционируют эту смазку как средство обработки подшипников на станках, хотя также активно применяют его в автомобильных подшипниках. Создавался смазочный материал на маслах высокой степени очистки с добавлением ингибиторов и антифрикционных присадок. Хорошо прокачивается, имеет высокую устойчивость на сдвиг, легко переносит вибрационные нагрузки. Температурный предел средний, и составляет до +140 градусов Цельсия.

  • Газпромнефть ЕР2. Довольно неожиданно для многих в топ среди лучших смазок для подшипников попал продукт отечественного производства. Средство получилось дешёвым, но достаточно эффективным. Фактически это популярный Литол 24, но разбавленный специальным пакетом присадок для увеличения стабильности и улучшения физико-химических характеристик. За счёт усовершенствования состава температурный диапазон повысился до 130 градусов Цельсия. Антифрикционные свойства не на высшем уровне, но для ряда подшипников качения и скольжения смазка российского производства подойдёт прекрасно.

  • MucOff Bio Grease. Изготовители смазочных материалов также думают об экологии. Этот продукт создан на основе биоразлагаемых компонентов. Стоит сразу акцентировать внимание на то, что смазка такого типа предназначена для малонагруженных узлов. Производитель и вовсе позиционирует состав как средств обработки и обслуживания велосипедов. Смазка имеет умеренно густой состав, хорошо проникает в пары трения, не боится воды. В качестве основного компонента применяется дисульфид молибдена. Ценник далеко не маленький, но если вам требуется смазать малонагруженный подшипник, а также получить высокоэффективную смазку для бытовых задач, это будет достойный выбор.

Потребитель сам должен решить, какая смазка будет лучше конкретно для его автомобиля и используемых подшипников. Для этого необходимо знать тип подшипника, условия его эксплуатации, нагрузки и прочие факторы.

Лучшие пластичные смазки

Далее переходим к отдельной подкатегории, где собраны высококачественные и эффективные смазочные материалы пластичного типа. Они как нельзя лучше подходят для того, чтобы обработать закрытый подшипник, в основе которого лежит качение или скольжение.

Вам стоит обязательно взглянуть на то, какой состав самый работоспособный, и обеспечит ваш автомобиль надёжной и устойчивой работой всех подшипников.

  • Efele MG 211. Высокоэффективная противозадирная смазка на литиевой основе. Идеальный вариант для подшипниковых узлов, работающих в условиях повышенных нагрузок. Температурный рабочий диапазон составляет от -30 до +120 градусов Цельсия. Смазка получила широкое применение в компонентах ходовой части транспортных средств, станках, промышленном оборудовании, электродвигателях и пр. Характеризуется отличными , противозадирными возможностями, не боится воды, состав устойчив к смыванию, может похвастаться образцовым сроком службы.

  • Molykote Multilub. Литиевая пластичная смазка широкого спектра применения, обеспечивающая продолжительные смазывающие характеристики обрабатываемых деталей. Температурный диапазон не образцовый, но пределы от -25 до +120 градусов Цельсия для множества ситуаций вполне приемлемые. Используется в узлах трения ходовой части машин, в подшипниках автомобилей, вентиляторов, электромоторов, шариково-винтовых передачах, станках для металлообработки и пр. Хорошо проявляет себя во влажной среди, не вымывается водой, обладает богатым набором антикоррозийных и противоизносных присадок.

  • Mobilux EP2. Ещё один пример качественной и эффективной пластичной литиевой смазки, адаптированной к эксплуатации в тяжёлых условиях. Температурный рабочий диапазон от -20 до 130 градусов Цельсия. Подходит для использования в автомобилях, промышленном оборудовании, втулках. Состав отлично себя проявляет в условиях повышенных нагрузок, высоких скоростей и ударных нагрузок. Средство содержит качественные противоизносные и антикоррозийные свойства, не вымывается водой даже в условиях длительного постоянного воздействия.

  • Renolit EP2. Многофункциональная литиевая смазка, включающая в свой состав противозадирные и . Актуальный диапазон рабочих температур составляет от -25 до 130 градусов Цельсия. Во многом напоминает предыдущую смазку, обладает теми же свойствами и возможностями.

  • Shell Gadus S2 V100 2. Многоцелевая смазка на основе лития. Интересно то, что производитель указывает лишь верхний температурный предел, составляющий 130 градусов Цельсия. Смазка получила широкое распространение в подшипниках электродвигателей, водяных насосов. Рекомендуется к применению в закрытых подшипниках, которые смазываются лишь один раз за весь период эксплуатации. К сильным сторонам можно отнести высокую антикоррозийную, окислительную и механическую стабильность.

    Главная сложность заключается в том, чтобы подобрать смазочный материал в соответствии с особенностями самого подшипника, узла, в котором он находится и функционирует, принять во внимание условия эксплуатации и предполагаемые нагрузки. Не забывайте, что помимо основных нагрузок, актуальных при стабильной работе, бывают ещё и пиковые нагрузки. Справится ли с ними смазка — тоже большой вопрос, на который следует получить ответ заранее.

Подшипники обеспечивают движение в механизмах. С их помощью происходит скольжение элементов системы. Для долгого и качественного функционирования деталей следует обеспечить за ними соответствующий уход. Смазка для подшипников является одним из главных элементов, обеспечивающих их движение. Как правильно выбрать скользящую субстанцию, следует изучить перед началом обслуживания элементов механизма.

Функции смазки подшипников

Смазку применяют с определенной целью. Основными функциями субстанции можно назвать следующее:

  • уменьшение трения между составляющими частями детали;
  • увеличение скольжения поверхностей в результате их деформаций при возникновении нагрузки;
  • образуя прослойку, смазка для подшипников уменьшает удары частей детали при работе, продлевая их долговечность;
  • позволяет равномерно распределить тепло, вырабатываемое при трении составных элементов друг о друга;
  • выполняет функцию охлаждающего вещества при повышенных температурах работы;
  • защита от воздействия коррозии;
  • препятствует попаданию внутрь детали пыли, загрязнений извне.

Чтобы мазь для велосипедных, автомобильных подшипников, а также в электродвигателях и прочих системах выполняла все перечисленные функции, необходимо учитывать условия использования детали.

Температурный режим

При низких температурах высокотемпературная смазка для подшипников кристаллизируется, густеет. Не рассчитанная для эксплуатации при большом нагреве субстанция будет коксоваться, высыхать.

Поэтому, используя средство для двигателя, например, электродвигателя, необходимо применять пастообразные средства. Они обеспечат нормальную работу системы при температуре от +200 до +1000 градусов. До поднятия этого показателя до черты в +280 градусов высокотемпературные смазывающие вещества по типу пасты выполняют роль противозадирного покрытия. Это защищает деталь от заклинивания.

Для работы детали в диапазоне от -30 до +120 градусов лучшая смазка для подшипников будет иметь минеральную основу.

При температурах от -40 до -70 градусов следует использовать силиконовые средства для скольжения элементов деталей. В быту их используют реже, чем два предыдущих варианта.

Температура - далеко не единственный фактор, который учитывается при выборе скользящего средства. Какую из них лучше выбрать, подскажет частота вращения детали, тип среды и нагрузки, действующие на систему.

Вращение, нагрузки и среда работы подшипника

При достижении предела оборотов, на которые рассчитана смазка, она будет растекаться к краям. Внутри деталь начинает пересыхать.

Предельная скорость задана индивидуально для такого средства, как смазка для подшипников. Какая лучше, следует определить, опираясь на этот показатель. Для высокоскоростных механизмов применяют синтетические средства.

Негативные факторы, влияющие на субстанцию скольжения, следует учитывать при выборе лучшей смазки для подшипников. Вода, пыль, кислота или пар влияют на нее.

Для обслуживания оборудования, применяемого в условиях влияния кислот, растворителей, следует отдать предпочтение средствам, устойчивым к таким влияниям.

Например, смазка для подшипников велосипеда должна быть устойчивой к большому количеству влаги и пыли.

Нагрузка также учитывается при выборе средства по уходу за деталями. Чем она выше, тем сильнее выдавливается субстанция из контактного места. Имея в составе твердые вещества (графит, молибден), смазка обеспечит надежную работу системы. Существуют даже абсолютно сухие средства скольжения.

Смазка подшипников ступицы

Подшипник ступицы представляет собой одну из неотъемлемых частей ходовой автомобиля. При ее поломке возникает стук в процессе управления машиной.

Функции, возложенные на средство скольжения представленной детали, следующие:

  • уменьшение трения составляющих деталей ступицы;
  • защита от коррозий, загрязнений;
  • создать устойчивость к повышению температур;
  • иметь свойства уплотнения.

Неправильный выбор и эксплуатация смазки ступичных подшипников станет причиной поломки техники.

Смазка подшипников качения

Представленный тип средств для эксплуатации подшипников применяют для разнообразных видов техники. В зависимости от типа механизмов используют жидкие масла, пластичные и твердые вещества.

Смазка, применяемая для данного вида элементов, помимо главных факторов может учитывать условия работы агрегата в условиях повышенных требований к его чистоте, возможности использования механизма на пищеблоке. Она может обеспечить низкий уровень шума и экологическую чистоту.

Чтобы решить, какую смазку следует использовать для подшипников, следует учесть, что наиболее предпочтительным материалом для этих целей является жидкое масло. Это вещество обладает лучшими показателями отвода тепла, изношенных частиц корпуса детали, вырабатываемых при трении. Масло обладает хорошей проникающей способностью.

Однако, в силу увеличения конструкционных расходов и возможности утечки вещества, чаще применяются пластические средства. Они долговечнее жидких разновидностей смазки. Это позволяет уменьшить конструкционные расходы.

Подшипники электродвигателя

Смазка для подшипников электродвигателей обеспечивает их чистоту и предотвращает появление пыли, песка или грязи внутри детали.

Для каждого типа двигателя применяют соответствующее масло. Менять его следует периодически.

В тихоходных электродвигателях используется смазка марки 30 (Л). Для быстроходных разновидностей подходит вещество с маркировкой 20 (#3). Для среднеходных электродвигателей подойдут оба типа представленных средств.

Любая система нуждается в периодической доливке масла. Это следует делать раз в 10 дней. Также высокотемпературная смазка для подшипников нуждается в полной замене через каждые 3 недели при постоянном использовании оборудования.

Подшипники велосипеда

На продуктах для систем не следует экономить. Качество этого материала напрямую влияет на работу техники.

Периодичность обслуживания подшипников велосипеда зависит от типа конструкции узлов. Втулки на закрытых картриджах обслуживаются гораздо реже, чем на открытых.

Смазка для подшипников велосипеда насыпного типа конструкции подлежит замене не реже одного раза в сезон или два раза в год.

Лучше всего для этого подойдет гигроскопичная разновидность средства с большим диапазоном колебания температур и хорошей адгезией, прозрачного типа.

Комплексные кальциевые, натриевые смазки

Из термостойких средств комплексные кальциевые смазки выступают наиболее распространенными разновидностями, так как они обладают относительно невысокой стоимостью.

Их существует два вида. Первый тип - униол, получаемый путем загущения масел нефти кСа-мылом синтетических жирных кислот. Второй - ЦИАТИМ-221. Его получают при загущении кСа-мылом полисиликсановых жидкостей.

К первой группе относятся такие вещества, как "Униол-ЗМ", "Униол-1", "Униол-2".

Ко второй разновидности комплексных кальциевых смазок принадлежат ВНИИНП-207, 214, 219, 220. Они содержат до 3 % дисульфида молибдена.

Из натриевых термостатических смазок сохранилось производство только НК-50. Ее создали еще до Второй мировой войны.

Пигментные смазки

Одними из первых стали применять в работе оборудования при достижении высоких температурах пигментные вещества.

Одной из самых известных является синяя смазка для подшипников ВНИИНП-246 (ГОСТ 18852-73). Она выглядит как довольно мягкая мазь. Ее особенностью является большой предел рабочих температур: от -80 до +200 градусов.

Синюю смазку для подшипников используют для малонагруженных скоростных деталей качения, в электродвигателях, механизмах зубчатых передач, работающих в условиях широкого температурного разбега или вакууме.

Однако это дорогостоящий продукт. Существуют другие, более дешевые варианты подобных веществ. В таком же диапазоне температур применяют темно-фиолетовую мазь ВНИИНП-235. Но для полного вакуума она не подходит. Применяется этот продукт в малоскоростных подшипниках качения, системах управления самолетами.

Литиевые смазки

Специальными смазками для подшипников являются литиевые их разновидности. Они обладают высокими водоотталкивающими свойствами.

Литиевая смазка для подшипников имеет один из самых широких диапазонов рабочих температур. Поэтому она известна как наиболее универсальное средство для скольжения.

Продукт готовится на синтетических материалах или их смеси с минеральными маслами. В качестве загустителя используются разные органические и неорганические вещества.

При увеличении скорости вращения деталей снижается вязкость вещества.

К самым известным смазкам представленного типа относятся ЦИАТИМ-201, 202, ОКБ 122-7. Для подшипников закрытого вида применяют ЦИАТИМ-203, ВНИИНП-242.

Твердые смазки

При определенных условиях, например, полном вакууме, холоде, высоком нагреве, когда недопустимо даже незначительное загрязнение составных частей подшипника маслом, применяют твердые разновидности скользящего средства.

Самыми известными представителями выступают графит и дисульфид молибдена.

Чтобы определить, какую смазку использовать для подшипников, нужно ознакомиться со свойствами этих веществ.

Твердые субстанции обладают высокими антифрикционными качествами, которые основаны на их пластинчатой структуре. Сдвиг фракции не требует больших усилий, что обеспечивает низкий показатель трения поверхностей.

Для этих целей используют также дисульфид вольфрама, окислы, нитрид бора или фтористые соединения.

Подобные вещества устойчивы к истиранию. Однако для обеспечения продолжительной работы пленки твердых разновидностей применяют связующие с хорошей адгезией. Оптимальная толщина подобной пленки должна составлять 5-25 мк.

Из самосмазывающихся твердых средств применяются металлокерамические композиции с дисульфатом молибдена. Также подобные смеси выполняются на основе полимеров. Самыми пригодными для этих целей считаются фторопласты.

Выводы

Рассмотрев существующие виды скользящей основы, следует сделать вывод, что для каждого типа оборудования применяется особый вид вещества. Обслуживание детали достаточно несложно провести в домашних условиях, вооружившись всеми необходимыми знаниями о данном процессе.

Смазка для подшипников учитывает все условия и требования к работе оборудования. Правильно подобранное и грамотно эксплуатируемое средство обеспечит длительный срок функционирования механизма независимо от того, к какой системе он относится.

Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок. Проблема в том, что в продаже встречается очень много разных продуктов для реализации этой задачи, поэтому необходимо понять, какой из них лучше выбрать и как правильно смазывать подшипник ступицы.

Сегодняшняя статья поможет вам узнать следующую информацию:

  • какие бывают автомобильные смазки;
  • что нельзя использовать для ступичных подшипников;
  • как правильно использовать смазывающее вещество и др.

Какой продукт нам подходит

Какой должна быть смазка:

  1. Она не должна менять свою консистенцию при повышении температуры. Подшипники ступицы испытывают серьезную нагрузку, они работают при высоких температурах, этот узел может нагреваться до 100-200 градусов. Поэтому смазочный материал должен сохранять свои характеристики в столь непростых условиях эксплуатации.
  2. Материал должен хорошо работать при минусовых температурах. Если смазка будет очень густой в морозную погоду, это будет создавать препятствие свободному вращению роликов либо шариков подшипника, что несомненно приведет к формированию задиров. В итоге срок службы ступичного подшипника не продлится, а наоборот сократится. Смазывающее средство должно выполнять свои задачи даже при температуре 35-40 градусов ниже нуля.
  3. В идеале подобрать продукт, консистенция которого меняется, но делает это правильно. Когда температура узла существенно повышается смазка должна быть более жидкой, но не растекаться. Это будет гарантировать достаточное смазывание элементов. При снижении нагрузки смазывающее вещество должно становиться более густым.
  4. Смазка для применения в ступице не должна бояться контакта с водой. Колеса автомобиля нередко работают во влажных условиях, поэтому выбранное вами средство должно обеспечивать высокий уровень защиты деталей от влияния коррозии.
  5. В составе продукта не должно быть компонентов, которые могут повредить детали из полимеров и резиновые изделия. Иначе вы продлите срок службы подшипника, но в то же время потратите средства на преждевременную замену сальников и пыльников.

Консистентные смазки, которые используются в автомобилях

Производители предлагают огромное количество смазок, которые подходят для продления эксплуатационного срока подшипников качения. Цветовая палитра очень широкая, но этот показатель в нашем случае абсолютно не важен. Необходимо уделить внимание характеристикам и наименованию вещества.

Электропроводящие смазки

В большинстве случаев такие вещества применяют для работы с электрическими компонентами автомобилей. Например, они позволяют смазывать различные соединения и клеммы. Особенность таких продуктов – высокий уровень защиты деталей из металла от негативного влияния коррозионных процессов. В связи с этим их также иногда применяют для смазки подшипников ступицы.

Консервирующие смазки

Это один из простейших продуктов, обеспечивающий неплохую защиту. Такой тип смазок хоть и рекомендуют для использования с подшипниками, он отличается непродолжительным сроком использования. При контакте с водой эти смазывающие вещества легко смываются. Уже из названия понятно, что они гораздо лучше справляются с обычной консервацией элементов.

Литолы (литиевые смазки)

Основной компонент всех продуктов этой группы – литий, к которому добавляют органические кислоты. Также используется загуститель, способствующий удобному нанесению смазки.

Преимущества литолов для ступичных подшипников:

  • Большой срок эксплуатации. Отзывы свидетельствуют о том, что смазка хорошо справляется со своими задачами даже после внушительных пробегов (свыше 80-100 тыс. км). Но мы советуем не экономить и менять её чаще.
  • Снижение нагрузок на узел. Смазывающие вещества этого типа заметно уменьшают нагрузки на детали, что продлевает срок их эксплуатации до максимального показателя.

Недостатки литолов:

  • Органические кислоты. Наличие этих компонентов может привести к преждевременному износу полимерных деталей.
  • Средний уровень защиты от коррозии. По сравнению с иными группами смазывающих продуктов литиевые смазки не гарантируют надёжную защиту в этом плане. В случае разгерметизации корпуса желательно как можно быстрее заменить литол.

В любом случае перед покупкой внимательно прочитайте советы и предостережения производителя товара. Нередко в инструкции сообщается о том, какие элементы автомобиля не рекомендуется обрабатывать выбранным продуктом.

Производителей литиевых смазок существует немало. Один из самых популярных вариантов – Литол-24, он есть во всех автомобильных магазинах. Конечно, можно приобрести и аналоги иностранных производителей, но такая покупка не всегда оправдывает себя. Литол-24 способен существенно продлить эксплуатационный срок узлов.

Молибденовые смазки

В основе таких веществ лежит дисульфид молибдена, именно их рекомендуют применять специалисты.

Преимущества молибденовых средств:

  • Отлично справляются с силами трения, продлевая срок службы подшипниковых механизмов.
  • Срок службы продукта – около 100 000 км, а это примерно столько же, как и у подшипников. Одноразовая обработка поможет надолго забыть о проблеме.
  • Качественная защита от коррозии. Применение смазки формирует на поверхности детали пленку, в результате чего сводится к минимуму риск контакта механизма или узла с окислителями.

Недостатки смазок на основе дисульфида молибдена:

  • Серьезный минус – низкая устойчивость к воздействию влаги. Корпус ступичного подшипника должен сохранять герметичность, в противном случае смазку придётся заменить.
  • Быстрое загрязнение смазывающего вещества.
  • В составе смазки присутствуют абразивные вещества, которые негативно влияют на её качество. В итоге через некоторое время продукт уже не может преодолевать трение.

Отзывы показывают, что средства на основе молибдена не способны демонстрировать хорошие показатели при эксплуатации в условиях высоких температур. При агрессивной манере вождения необходимо выполнять регулярную проверку подшипников.

Из российских вариантов стоит упомянуть Фиол и ШРУС-4, они отличаются низкой ценой и неплохими характеристиками. Среди иностранных производителей хочется выделить разработки компаний Mobil, Texaco, Esso и Liqui Moly.

Высокотемпературные смазки

Особенность этих продуктов в том, что они изначально разработаны для использования при высоких температурах и серьезных нагрузках. В основе смазывающих веществ этого сегмента лежат никелевые и медные порошкообразные соединения.

Плюсы:

  • Обработка подшипников такой смазкой позволяет использовать их в экстремальных температурных режимах.
  • Средство отлично справляется в случаях экстренного торможения.
  • Обладает устойчивостью к воздействию воды.
  • Защищает механизмы от окисления и формирования коррозии (этому способствуют специальные присадки в составе смазки).

Специалисты и реальные пользователи отмечают, что высокотемпературные смазки не имеют явных недостатков. Один из самых интересных продуктов на рынке – МС BLUE 1510. Мы решили даже сделать небольшой обзор этой замечательной отечественной разработки.

Обзор смазки МС BLUE 1510

Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами. Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.

Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве. Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.

Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.

Чем нежелательно смазывать ступичные подшипники?

Не стоит думать, что выполнять обработку подшипников можно любыми смазками. Например, знакомый с детства солидол вообще не подходит для нашей задачи. Он не может защитить металлические трущиеся детали при резком росте или снижении температуры.

Специалисты не советуют применять такие варианты смазывающих веществ:

  • Графитные смазки. Их опасность заключается в наличии абразивных компонентов, которые негативно влияют на состояние металлических деталей подшипников.
  • Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они действительно компенсируют трение деталей, но при этом не способны защитить от появления ржавчины.
  • Силиконовые или вазелиновые вещества. Уже при достижении температуры механизмы до 50-60 градусов такие продукты теряют свои свойства, а подшипники ступицы работают в гораздо более экстремальных режимах.
  • Шрус-4. Хотя применять эту смазку можно, многие эксперты все же советуют отказаться от этой идеи. Реальные отзывы свидетельствуют о том, что она больше подходит для более грубых механизмов.
  • Смазывающие вещества с железом и цинком также не стоит применять. Они созданы для подшипников качения, но не для ступицы автомобиля. Их лучше использовать в промышленном оборудовании.
  • Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Это сегмент продуктов, которые подходят для консервации, а не активного использования узлов и механизмов. Спрогнозировать их работу при высоких нагрузках достаточно сложно.

Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.

Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:

  • Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
  • Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
  • Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
  • Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
  • Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.

Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо. Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества. Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.

Как смазать ступичный подшипник

Хочется очень коротко рассказать о правильной обработке механизма.

Для этого нам понадобится следующее:

  • смазка;
  • сальники;
  • гаечные ключи;
  • гайки ступицы;
  • молоток;
  • плоская отвертка или съемник;
  • жидкость для промывки (подойдёт бензин);
  • WD-40;
  • ветошь.

Выполнение работ по смазке подшипников:

  1. Установить автомобиль на ровную поверхность и затянуть ручник.
  2. Поддомкратить передок либо заднюю часть кузова, в зависимости от того, где расположен нуждающийся в смазке подшипник. Откручиваем колесо и снимаем его.
  3. С помощью подходящего инструмента ослабить ступичную гайку.
  4. Снять тормозной диск и отсоединить ступицу от поворотного кулака, выкрутить до конца ступичную гайку.
  5. Выбить ступицу из полуоси с помощью молотка.
  6. Снять обойму с подшипником. Не помешает жидкость WD-40, так как часто детали в этом месте закисают.
  7. Удалить старую смазку с подшипника с помощью жидкости для промывки. Промыть подшипник и его посадочное место. Вытереть остатки жидкости насухо, воспользовавшись тряпкой.
  8. Нанести смазку на сепаратор подшипника.
  9. Установить подшипник на место и отцентрировать его обоймой. Выполнить сборку в обратной последовательности. Если на автомобиле установлены барабанные тормоза, снимать ступицу необязательно.

У некоторых автомобилистов возникают трудности со смазкой подшипников в неразборных ступицах. В них подшипник и фланец соединены в общем корпусе. В таких ситуациях вещество наносится с помощью шприца. Для этого надо сделать несколько отверстий с помощью дрели. После выполнения процедуры необходимо закрыть отверстия с помощью герметика либо холодной сварки.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png