Что такое шарнир равных угловых скоростей (ШРУС)? С механической точки зрения, это подшипник качения с небольшим количеством шариков. Как правило, их три в небольших автомобилях, и шесть в более крупных трансмиссиях.

Принципиальное отличие от обычного шарикоподшипника – условия работы. Открытый корпус, свобода перемещения обойм относительно друг друга, иное отношение диаметров шариков и обойм.

Соответственно, обслуживание этих узлов отличается от классических подшипников. Традиционно применяется смазка ШРУС 4, или подобные составы.

Этот расходник разработан специально для автомобильной промышленности, артикул соответствует ТУ 38 201312-81. Консистентная смазка такого типа закладывается в полуоси на конвейере, и предлагается в свободной продаже для регламентных работ.

Характеристика и применение смазки ШРУС на примере разных механизмов

Почему для шарниров равных угловых скоростей не подходит обычное жидкое масло, как в редукторах или раздатке? Конструкция шарнира не позволяет заполнить этот узел смазкой даже до середины.

Картер отсутствует, внешний корпус представляет собой резиновый или композитный пыльник. Герметичность обеспечивается хомутами, и масло просто вытечет под воздействием центробежной силы.


Несмотря на то, что в коробке передач (или в редукторе заднего моста) находится жидкое масло, ее картер и полость ШРУСа не сообщаются между собой. Поэтому смешивание смазок исключено.

Виды шарниров:

  • шариковые – наиболее распространенная и универсальная конструкция;
  • ШРУС трипоидный применяется в отечественных (и некоторых зарубежных) автомобилях с внутренней стороны, где излом шарнира минимальный;
  • сухариковые применяются на грузовиках: характеризуются высоким крутящим моментом и низкой угловой скоростью вращения;
  • кулачково-дисковые шарниры «переваривают» чудовищный крутящий момент, и работают на малых скоростях;
  • замена ШРУСа – спаренный карданный вал (смазка есть только внутри крестовин).

При работе углы скрещивания валов могут достигать 70°. Технические характеристики пластичной смазки должны обеспечивать нормальные рабочие характеристики шарнира.

  • снижение коэффициента трения на соприкасаемых поверхностях;
  • повышение износоустойчивости шарнира;
  • за счет антифрикционных присадок минимизируются механические потери внутри узла;
  • противозадирные свойства (пожалуй, самая важная характеристика): индекс задира не менее 550 Н;
  • защита стальных деталей ШРУСа от внутренней коррозии;
  • нулевая гигроскопичность: при перепаде температур может образовываться конденсат, который не растворяется в смазке;
  • водоотталкивающие свойства (от проникновения влаги через поврежденные пыльники);
  • химическая нейтральность по отношению к резиновым и пластиковым деталям;
  • долговечность использования (замена смазки связана с большим объемом работ);
  • нейтрализация абразивных свойств пыли и песка, попадающего внутрь шарнира (по понятным причинам, масляный фильтр использовать невозможно);
  • широкий температурный диапазон: от -40°C (температура окружающего воздуха) до + 150°C (нормальная температура нагрева ШРУС);
  • высокая температура каплепадения;
  • сильная адгезия для удержания смазки на поверхности при центробежной силе разбрызгивания;
  • сохранение заложенных характеристик при кратковременном перегреве, и возврат показателей вязкости после охлаждения до рабочей температуры (нагрузка сваривания как минимум 4900Н, а критическая нагрузка не менее 1090Н);

Для внутреннего ШРУСа технические характеристики могут быть менее требовательными, но обычно в обе «гранаты» закладывается один и тот же состав. Просто для наружного ШРУСа требуется более частое обновление масла.

Разновидности пластичных смазок для шарниров

Смазка ШРУС 4 давно стала нарицательным именем, хотя состав у разных производителей отличается.

ШРУС 4М

Наиболее популярной является смазка ШРУС с дисульфидом молибдена (собственно ГОСТ или ТУ ШРУС 4М). Эта присадка обеспечивает отличные антикоррозийные свойства, благодаря наличию солей металл, которые нейтрализуют кислоту.

Это свойство особенно полезно в случае потери герметичности пыльника. Явный разрыв заметить легко, а вот ослабление хомута практически не диагностируется. Однако сама смазка при попадании влаги начинает терять свойства.

Дисульфид молибдена не воздействует на резину или пластик, не вступает в реакцию с цветными металлами.

Пресловутая смазка «Супротек» для ШРУСов просто восстанавливает гладкую поверхность, новый металл не нарастает. Смазка с молибденовыми присадками хорошо переносит низкие температуры. Даже при -50°C шарнир уверенно поворачивается и не подклинивает из-за загустевшего масла.

Бариевые присадки

Cамые долговечные и технологичные. Импортных (дорогих) вариантов достаточно много, а для экономных водителей есть отечественный вариант: смазка ШРУС для трипода ШРБ-4

Этот передовой состав в принципе не боится влаги. Даже если жидкость попадет через поврежденный пыльник, свойства смазки не ухудшатся, а металл шарнира не будет коррозировать. Химическая нейтральность также на высоком уровне: пыльники не дубеют и не раздуваются.

Единственная проблема бариевых присадок – снижение качества при низких температурах. Поэтому в условиях крайнего Севера использование ограничено. Для средней полосы, при кратковременных морозах, рекомендуется прогреть шарнир на невысоких скоростях. Например, маневрируя на территории парковки.

Литиевые смазки

Самый старый вариант, возникший вместе со ШРУСом. Для загущения базового масла применяется литиевое мыло. Хорошо работают при средних и высоких температурах, обладают сильной адгезией.

Быстро возвращают характеристики после кратковременного перегрева. Однако при минусовых температурах вязкость резко повышается, до состояния парафина. Соответственно, разрывается рабочий слой, и шарнир начинает изнашиваться.

Можно ли смазать ШРУС литолом?

Пытаясь понять, какая смазка лучше для ШРУСов в средней полосе, водители присматриваются к «Литол-24». Несмотря на литиевые присадки, этот состав для шарниров равных угловых скоростей не подходит.

Единственный способ применения (учитывая ценовую доступность), «набить» узел после замены порванного пыльника, и следовать к месту ремонта. Затем промыть шарнир, и заполнить его правильной смазкой.

Чтобы определить, какую смазку лучше использовать для ШРУСов, рекомендую посмотреть это видео

Принцип «кашу маслом не испортишь», в данном случае не работает. Информации о том, сколько надо смазки в ШРУС, в технической документации к автомобилю нет . Принцип следующий:

  • полость шарнира заполняется пластичной смазкой полностью, без образования воздушных пузырей;
  • затем производится обмазывание той части узла, которая закрывается пыльником;
  • надевается пыльник, и слегка обжимается руками: лишняя смазка выдавливается вдоль полуоси;
  • после ее удаления, можно обжимать хомуты.


«Лишняя» смазка при нагреве шарнира может порвать пыльник.

Как промыть шрус от старой смазки – видео

  • легкость и простота в производстве;
  • ШРУСы обеспечивают равномерное движение;
  • отличная проходимость на скользкой поверхности.

Но вместе с этим у переднеприводных машин есть значительный недостаток - механизм трансмиссии быстро изнашивается. Чтобы продлить срок эксплуатации следует пользоваться специальным смазочным материалом для узлов. Современные производители предлагают множество материалов для смазки. Чтобы не растеряться и не запутаться в предложенном ассортименте, нужно знать, какая смазка для ШРУСа лучше.

Внимание! Помимо этого, для качественной замены смазочного материала необходимо знать, сколько смазки нужно для ШРУСа.

Требования к смазочным материалам для ШРУСов

Смазка, которая используется в автомобильных механизмах, уменьшает трение деталей, соответственно это приводит к предотвращению их износа. Смазка уменьшает нагрузку на механизмы, делает их вращение более свободным, а это позволяет автомобилю беспрепятственно ехать. Еще один положительный момент смазки - уменьшение расхода горючего и потерь в трансмиссии транспортного средства.

Современные смазочные материалы являются отличной профилактикой ржавчины. При появлении ржавчины в ШРУСах возникают пустые полости, из-за которых снижается эффективность передачи, а на поворотах отчетливо слышен стук. Благодаря смазке коррозия не возникает, ШРУСы служат долго, а автомобилист не тратит деньги на покупку новых деталей.

Важным свойством используемой смазки является щадящее влияние на органические и синтетические полимеры. Так как ШРУСы защищены от загрязнений и пыли пыльниками из резины или пластика, то смазочный состав не должен влиять на них.

Разнообразие смазочных составов

Изготовители постоянно работают над усовершенствованием смазки для ШРУСов. За длительный период с момента появления машин переднего и заднего привода было разработано множество различных составов. Каждый из них отлично справлялся с основной функцией - уменьшение нагрузок и силы трения в деталях трансмиссии. Но часть из них негативно влияет на полимерные соединения и не оказывает антикоррозийное действие. Какую смазку использовать для ШРУСа?

Внимание! Чтобы подобрать оптимальный смазочный материал, необходимо знать какие его виды бывают и особенности каждого из них.

Современные производители делают следующие виды смазок для наружного и внутреннего ШРУСа:

  • литиевые;
  • на основе дисульфида молибдена;
  • бариевые;
  • минеральные.

Литиевые составы

Самыми распространенными и востребованными составами являются литиевые. Они используются для автомобильных механизмов, которые подвержены повышенным нагрузкам, например, для ходового управления. Этот материал имеет желтоватый цвет и вязкую консистенцию, изготовленный из раствора лития, который предварительно вспенивается в кислоте органического характера. Чем ниже температура, тем гуще становится состав и его тяжелее намазывать на детали. Материал такого типа отлично предотвращает износ деталей, так как многократно снижает нагрузку на привод. Помимо этого, они оказывают влагозащитное действие на детали, устраняют попавшую внутрь пыль и грязь.

Несмотря на все плюсы литиевых составов, далеко не все из них могут бороться против питтинга ШРУСов. Автомеханики рекомендуют систематически проверять приводную систему через каждые 50 тыс. км пробега. Исключением является продукт на основе лития Литол-24. Специалисты рекомендуют ее менять после 100 тыс. км пробега.

Составы, которые производятся на основе лития, не влияют на большинство полимеров, используемых для изготовления ШРУСов. Но некоторые автомобильные производители изготавливают пыльники из высокопрочного пластика органического характера. Литол и его аналоги растворяют органические материалы. При использовании таких изделий следует внимательно читать инструкцию к ним, там будет указано какие средства применять для их защиты.

На сегодняшний день мировыми лидерами по производству литиевых составов являются российские производители. За рубежом предпочтение отдается более современным технологиям. Тем не менее до сих пор в продаже имеются зарубежные смазки для ШРУСов «ХАДО», RENOLIT и другие известные бренды.

Составы на основе дисульфида молибдена

Смазочным материалом нового поколения являются составы, изготовленные на основе дисульфида молибдена. В отличие от других видов эти составы обеспечивают надежную защиту механизмов автомобиля от коррозии. Испытания показывают, что через 100 тыс. км пробега ШРУСы не имеют серьезных повреждений. Но все же специалисты рекомендуют производить замену смазки через сто тысяч километров пробега или через каждые пять лет.

Составы на основе дисульфида молибдена обеспечивают надежную защиту механизмов от трения, а низкое содержание кислот органического характера не проявляет агрессивности к поверхности полимеров. Несмотря на все плюсы составы этого вида имеют один существенный минус - она теряет свои свойства при попадании влаги в ШРУС, а последствием этого является разрушение механизма.

Поэтому при использовании продуктов на основе дисульфида молибдена необходимо делать ежемесячный профилактический осмотр пыльников. Помимо этого, должны быть внеочередные осмотры после езды по плохих дорогах или после ударов по днищу автомобиля.

Производители таких составов рекомендуют использовать их в любых автомобилях. При выборе смазки на основе дисульфида молибдена не стоит руководствоваться ценой. Зачастую товары с низкой ценой лучше, чем материалы с высокой стоимостью. Прекрасным вариантом является отечественная смазка ШРУС-4, а из зарубежных аналогов специалисты рекомендуют использовать Liqui Moly, ESSO, BP.

Смазочные материалы на основе бария

Бариевые составы для ШРУСов стали альтернативой литиевым и смазочным материалам на основе дисульфида молибдена. Главный плюс бариевой продукции - высокая влагоустойчивость. Также можно отметить такие плюсы смазочного материала на основе бария, как антикоррозийные свойства и нейтральный химический состав, который не агрессивен по отношению к пыльникам. Минусом бариевых смазок является низкая устойчивость к морозным температурам.

Внимание! Составы, содержащие барий еще не стали широко распространёнными, так как имеют достаточно высокую стоимость. Из отечественных продуктов можно отметить ШРБ-4, ее зарубежные аналоги стоят значительно дороже.

Минеральные составы

Минеральные составы для ШРУСов оказывают надежную защиту от коррозии и влаги. Они показывают превосходные показатели независимо от температуры. Смазка изготавливается на основе синтетических веществ, литиевого загустителя, липких агентов и ингибиторов ржавчины. Лидером среди минеральных составов является смазка для ШРУСов Шеврон.

Как заменить смазку

Для замены смазки в ШРУСах необходимо демонтировать ходовую часть машины. Для этого нужно снять опоры и стяжки, затем отвести в стороны амортизаторные стойки и снять деталь.

Для запрессовки смазки в ШРУС необходимо разделить их на две части - внутреннюю и внешнюю. Сразу смазывают внутреннюю часть, для этого ее отделяют от приводного механизма. Чтобы предотвратить повреждения детали нужно нанести на корпус и опору неглубокие насечки, которые затем необходимо поставить в соответствие.

Затем нужно плотной тряпкой или бумажными салфетками для обтирания автомобиля убрать старую смазку и нанести новый смазочный материал. После этого можно переходить к смазке внешнего ШРУСа. Его также нужно очистить от загрязнений.

У многих автомобилистов возникает вопрос, чем промыть ШРУС от старой смазки? Специалисты рекомендуют пользоваться специальными средствами, и не применять для этого мыло или автошампунь. Вымытые детали нужно протереть салфеткой и наполнить их смазочным материалом. После этого наружный пыльник ШРУСа со смазкой устанавливается обратно на автомобиль.

Еще один логичный вопрос - сколько смазки закладывать в ШРУС? Вес смазки для игольчатых подшипников ШРУСа примерно равен 115 г, а для внешнего узла - 135 г. Визуально это определить можно так - на наружной части детали смазка должна слегка выходить за ее пределы, а во внутренней - не доходить до края примерно на 0,5 см.

Как набить смазку в ШРУС можно посмотреть на видео:

– неотъемлемый элемент подвески любой переднеприводной машины.

Он – гарант равномерного прямолинейного движения, ресурс службы которого сопоставим с ресурсом службы самого автомобиля, правда, лишь в случае, когда за ним осуществляется постоянный грамотный уход – проводится диагностика, своевременная замена хомутов крепления, резинового чехла и, конечно, смазка. Диагностика узла и замена составных его элементов – процедуры простые, с ними справится даже новичок, а вот вопрос, какая смазка лучше для ШРУСа, способен поставить в тупик даже опытных автомобилистов, ведь смазки равно, как и шарниры, бывают разные. Как не запутаться во всем этом многообразии и сделать правильный выбор, расскажет наша статья.

Зачем ШРУСу смазка?

Не секрет, что производители не просто так решили смазывать некоторые детали авто специальными техническими жидкостями. На то были свои основания – задачи/проблемы, которые эта жидкость могла минимизировать или решить. В шарнире равных угловых скоростей такими основаниями являются:

  • недопущение появления и предотвращение распространения коррозии – в металлических элементах она приводит к появлению полостей, называемых в ШРУСах раковинами, которые существенно снижают эффективность работы трансмиссии и создают при повороте руля хорошо слышный стук;
  • снижение коэффициента трения, обеспечение свободного вращения элементов и, как следствие, минимизация нагрузки на трансмиссию передней оси;
  • уменьшение потерь энергии при передаче усилия (меньше потерь энергии – меньше затрат на топливо);
  • безопасность в отношении синтетических и органических полимеров, ведь для защиты шарнирного соединения от пыли и грязи всегда используются пластиковые или резиновые пыльники, поэтому применяемая в этом соединении смазка не должна их разъедать.

Одновременно решать все эти задачи способна не каждая смазка, поэтому сразу исключим все лишнее и оставим только те варианты, которые данному требованию соответствуют.

Разновидности смазок для ШРУСа.

1. Литиевые (Renolit, Хадо, Литол-24, Very Lube).

Самая популярная среди автовладельцев смазка. Выглядит она как вязкая густая желтая консистенция, сильно загустевающая при отрицательных температурах (смазка становится настолько плотной, что практически не поддается намазыванию).

Достоинства:

  • совместима практически с любыми видами полимеров, используемых для защиты шарниров равных угловых скоростей;

Недостатки:

  • слабая устойчивость коррозии, поэтому узлы, обработанные литиевыми смазками, следует проверять не реже каждых 50-60 тыс. км пробега (исключение Литол-24, его производители гарантируют 100 тыс. км бесперебойной работы);
  • несовместимость с современными высокопрочными пластиками, в особенности Литола-24, поэтому если в вашем автомобиле ШРУС защищают именно они, прежде, чем использовать ту или иную смазку, обязательно прочтите инструкцию по эксплуатации, в ней вы найдете рекомендации, какая лучше смазка для ШРУСа в вашем конкретном случае.

2. Смазочные вещества на основе дисульфид молибдена (Mobil, Liqui Moly, BP, ШРУС-4, ESSO, Texaco).

Современный аналог литиевым составам. Выглядит как густая мазь коричневого, серого или черного цвета.

  • состав очень боится влаги и при встрече с ней теряет все свои полезные свойства, следовательно, эффективность работы смазок на основе дисульфид молибдена гарантирована только в случаях целого пыльника, поэтому при их использовании герметичность резиновой/пластиковой защиты следует проверять не реже 1 раза в месяц, а также после каждой езды по бездорожью и сильных ударов передней части днища автомобиля.

3. Бариевые смазки.

Были специально разработаны для применения в шарнирах равной угловой скорости автомобиля.

Внешне представляют собой длинноволокнистую коричневую или желтую мазь, наделенную одновременно достоинствами смазок на основе дисульфид молибдена и литиевого мыла:

  • хорошо справляется с трением, сокращает нагрузку на компоненты приводного механизма в несколько десятков раз;
  • совместима с любыми полимерами и пластиками;
  • нейтрализует случайно попавшие внутрь пыльника пыль и грязь;
  • практически не пропускают влагу.

Недостатков всего два:

  • высокая стоимость;
  • боязнь отрицательных температур, из-за которой производитель рекомендует заменять состав на шарнире после каждой зимы.

Какую смазку выбрать?

Каждый из представленных только что видов смазки для ШРУСа имеет равные шансы для того, чтобы называться лучшим, все зависит лишь от того, согласно какому критерию это звание присуждать, поэтому окончательный выбор делать, как всегда, только вам: хотите максимально сэкономить, выбирайте литиевые составы, только прежде внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации вашего транспортного средства на предмет возможности их применения; хотите, как говорится, намазать и забыть, тогда ваш выбор должен пасть на бариевые составы; во всех остальных случаях применяйте смазку на основе дисульфид молибдена, только не забудьте при этом контролировать состояние пыльника.

Какие смазки применять нельзя?

Чтобы не рассказывали вам убедительные продавцы специализированных магазинов, никогда не используйте для ШРУСов:

  • консистентные составы на основе кальция/натрия – они не походят для смазки высоконагруженных узлов, отступление от данной рекомендации чревато ускоренным распространением коррозии и сокращением срока службы шарнира до 15-30 тыс. км;
  • графитовую смазку – она не термостабильна, поэтому при применении в ШРУСах сокращает их срок службы до 20-25 тыс. км;
  • углеводородные составы (в т. ч. технический вазелин) – опять же из-за неустойчивости к высоким температурам полностью вымываются с узла уже через несколько км пути, а значит – ШРУС будет работать на сухую, и чем это дольше будет происходить, тем быстрее деталь будет нуждаться в замене;
  • минеральные смазки на основе железа/цинка – не выдерживают повышенных нагрузок и, как и предыдущие составы из данного списка, способствуют к ускоренному износу шарнира равных угловых скоростей.

Видео.

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) - важный механизм в автомобиле, отвечающий за передачу вращательного движения от одной оси к другой. Вообще, этот автомобильный узел считается крайне надежным, но, как и любой другой циклически нагруженный вращающийся элемент, он нуждается в своевременной смазке.

Конструкция шарнира напоминает конструкцию подшипника: внешнее кольцо, шарики, внутреннее кольцо. Принципиальное отличие состоит в том, что ШРУС - закрытый шарнир . Но ШРУС — это не просто подшипник. Он испытывает огромные нагрузки и при этом является одним из ключевых элементов автомобиля.Естественно, что для этого узла была разработана особая смазка. Она называется «ШРУС-4» и учитывает все особенности режима работы шарнира. Существуют различные производители, но все они должны указывать в названии «ШРУС-4», иначе ее нельзя применять в вашем авто.

Важно! Ни в коем случае не смазывайте ШРУС никакой другой смазкой, кроме ШРУС-4. Это может привести к выходу шарнира из строя.

ШРУС-4 изготавливается по ТУ 38 УССР 201312-81. Выпускается в виде масла на нефтяной основе с использованием литиевого загустителя. В состав входят антикоррозионная и антифрикционная присадки. Также есть разновидности с добавлением дисульфида молибдена, который придает отличные противозадирные свойства.

Основные механические и физические характеристики

  • водостойкость за счет высокой адгезии (межмолекулярное взаимодействие смазки и металла);
  • антиокислительные свойства;
  • хорошая вязкость обеспечивает стабильно состояние при высоких температурах;
  • противоизносная способность;
  • малая испаряемость;
  • противозадирность;
  • широкий диапазон рабочих температур: от -40 до +120 °C ;
  • стабильность при различных внешних условиях.

Области применения

ШРУС-4 применяется для смазки шарниров равных угловых скоростей. Также её можно использовать для других трущихся узлов автомобиля.

Характеристики смазки

Для составов на основе дисульфата молибдена.

Внешний вид

Однородная, темного цвета

Коррозионная стойкость

Ст. 45 выдержала

Вязкость

Не менее 1800 Па (при -30 °C )

Испаряемость

4,5(при 120°C )

Механические примеси

Виды нагрузок

Индекс задира

Основные функции

Хорошая смазка ШРУС-4 должна обеспечить, по крайней мере, две вещи:

  1. Не просто уменьшить трение в узлах, но и уменьшить нагрузку в этих узлах. Это продлит срок службы вашего автомобиля, а также уменьшит расход топлива.
  2. Защитить металлические части от коррозии. Устранение риска разрушения детали под действием коррозии значительно повысит шансы долгой и бесперебойной работы узла.

Виды

Литиевые:

Такого вида смазки очень распространены в нашей стране. Литиевые составы имеют отличные антифрикционные свойства, а также значительно уменьшают нагрузки на узлы шарнира. Литиевые смазки обладают высокой водостойкостью и защитой от пыли. Необходимость замены зависит от ее качества, в среднем рекомендуют делать это каждые 50-60 000 км.

Литол ШРУС-4 от «Газпром нефть», судя по отзывам, является одним из лидеров сегмента. Ее замену осуществляют примерно каждые 100000 км.

Молибденовая:

За границей большинство производителей перешло на дисульфид молибдена как основу для смазки ШРУС-4. Данный вид обладает лучшими антикоррозионными свойствами, а также более высокими противозадирными свойствами. Его единственным недостатком является гидрофобия. При попадании влаги в смазку она мгновенно теряет свою эффективность. Замена такой смазки требуется в среднем каждые 100000 км.

Наиболее популярными среди автомехаников является ШРУС-4 от Liqui Moly.

Смазка для внутренних ШРУСов

Предыдущие виды смазки были актуальны для наружных шарниров и внутренних шарниров с шарикоподшипниками, но не подойдут для внутренних из-за их большей температуры (160). В большинстве внутренних шарниров используются игольчатые подшипники. Их смазка должна осуществляться составом на основе полимочевины, в котором отсутствуют малейшие твердые частицы. Автовладельцы очень хвалят ШРУС Castrol LMX, которая разработана специально для игольчатых подшипников.

Среди отечественных аналогов можно выделить ШРУС супер-4мл.

  • Отдавайте предпочтения смазке ШРУС-4 на основе дисульфида молибдена;
  • Не экономьте и покупайте ту продукцию, которую рекомендует производитель автомобиля;
  • Ни в коем случае не используйте графитовые и углеводородные смазки;
  • При самостоятельной замене заполните внешний ШРУС до тех пор, пока состав не выйдет за границы детали, во внутренний принято немного недоливать.

Одним из ключевых механизмов автомобиля является шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Данная деталь является достаточно надежной, однако из-за циклической вращающей нагрузки требует своевременного обслуживания.

Большое количество вариантов смазки ШРУСа позволяют выбрать нужную именно для вашего авто. Фото: ostagram.ru

Применение смазки решает ряд жизненно важных для автомобиля задач:

  • Уменьшение трения;
  • Предотвращает преждевременный износ деталей;
  • Снижение нагрузки в целом на деталь;
  • Уменьшение затраты топлива на трансмиссионную потерю;
  • Предотвращение коррозии;

При несвоевременном обслуживании передача крутящего момента снижается, появляется неприятный стук при поворотах руля.

Виды смазочных материалов

В течение времени на рынке появляется все больше и больше различных смазочных материалов. Они отличаются своим составом и свойствами. По составу смазки делятся на две основные категории:

  1. Литиевые;
  2. На основе дисульфида молибдена.

Литиевые смазки

Литиевые смазки для ШРУСа — самый распространенный и доступный вариант. Фото: a.d-cd.net

Самый распространенный вид смазочных материалов для обслуживания трансмиссии. Вещества имеют желтоватую субстанцию с отличной вязкостью, которая загустевает при низких температурах.

Литиевые составы характеризуются высокими консервационными свойствами, которые носят ярко выраженный антикоррозийный эффект. Неплохо справляется данная смазка и с пылью и грязью попадающей в механизм, но не решают эту проблему в целом. Следует каждые 40-50 тысяч пробега обслуживать приводную систему.

Большинство литиевых смазок нейтральны к полимерным материалам, из которых изготавливают современные пыльники для ШРУС.

Важно: высокопрочный пластик на органической основе может растворяться литиевыми составами.

В таких случаях следует заглянуть в инструкцию по эксплуатации, в которой должны быть рекомендации по обслуживанию ШРУС и применяемым для смазывания составам.

  • Широкое распространение, ввиду низкой стоимости и достаточно высокой эффективности;
  • Вступают в реакцию с полимерными материалами;

На рынке широко распространены следующие продукты:

  • RENOLIT;
  • ХАДО;
  • Very Lube;
  • Литол-24.

Составы на основе дисульфида молибдена

Перед специалистами встали задачи продления антикоррозионной защиты деталей и снижение вероятности вступления в реакцию с полимерными материалами пыльников. Решить задачу частично удалось при помощи применения сульфида молибдена.

Применение составов на основе дисульфида молибдена стало новым шагом в автомобильной индустрии. Фото: Forum.rcdesign.ru

  • Повышение устойчивости деталей к коррозии является основной особенностью составов на основе сульфида молибдена. Специалисты, которые проводили комплексные испытания, в отчетах указали, что после пробега в 100 тысяч не проявляются признаки износа механизмов.
  • Частичное замещение солью металла органических кислот позволило снизить вступление в реакцию с полимерами. Как итог производители рекомендуют применение данного смазочного состава практически во всех современных автомобилях.
  • При попадании влаги внутрь ШРУС может полностью потерять свои свойства, что в свою очередь ведет к выводу из строя всего узла.

ВАЖНО: следует внимательно следить за герметичностью пыльника, чтобы смазка не имела контакта с водой.

При всех достоинствах состава данной группы замена все же необходима замена каждые 95-100 тысяч пробега.

Рынок предлагает широкий выбор продуктов, которые отличаются как по качеству, так и по цене. Чаще всего применяют следующие составы:

  • Liqui Moly;
  • Texaco;
  • Mobi;
  • ESSO;
  • ШРУС-4.

Бариевые смазки

Производители ни на секунду не останавливаются в поиске более эффективных и альтернативных смазывающих веществ. Фото: avtorin.ru

Большинство новых средств либо слабо эффективны, либо слишком дороги в производстве.

Примером альтернативного смазочного вещества может служить барий, точнее составы на его основе.

  • Нейтральность в реакции с влагой. При повреждении герметичности пыльника нет необходимости в замене смазки. Эксплуатация может продолжаться до попадания грязи и пыли в ШРУС.
  • Нейтральность в реакции с полимерами. Может применяться с пыльниками, изготовленными из любого полимерного материала.
  • Надежная защита от коррозии в экстремальных условиях эксплуатации (бездорожье, пески и др.).
  • Высокая цена. Особенно касается известных зарубежных производителей.
  • Низкая морозостойкость. При эксплуатации в холодном климате требует частой периодической замены.

Замена смазки в ШРУС

В процессе замены можно выделить несколько этапов:

  1. Разборка ходовой части автомобиля.

Снимаем все элементы, удерживающие ШРУС (шаровые тяги, опоры). Механизм извлекаем аккуратно, чтобы исключить возможность повреждения.

На корпусе ШРУС и опоре нанесите насечки, которые послужат ориентирами для точной сборки (останется просто их совместить).

  1. Разборка непосредственно ШРУС и удаление старого состава. Отделить внешнюю и внутреннюю часть. Очистить детали от старой смазки и грязи. Достаточно протереть плотной тряпкой или бумагой.

ВАЖНО : не применять автошампунь или мыло, остатки которых могут ухудшить качество смазывающего вещества. Существуют специальные средства очистки.

  1. Заполнение ШРУС новой смазкой. Внешняя часть заполняется до предела, лучше, если смазка будет выступать. Внутреннюю часть стоить заполнить на три четверти.
  2. Сборка ШРУС.
  3. Установка на штатное место, монтаж пыльников. Следует заложить небольшое количество смазочного вещества внутрь пыльника и распределить ее по внутренней поверхности равномерно.
  4. Сборка ходовой части автомобиля.

Следует заметить, что автопроизводители и специалисты рекомендуют проводить работы по обслуживанию ШРУС не реже пробега в 60 тысяч километров. Производители смазывающих составов убеждают покупателя в качестве своего продукта и рекомендуют замену каждые 80-90 тысяч километров. При активной эксплуатации в сложных условиях следует проверять ходовую каждые 40 тысяч пробега. И наоборот если автомобиль выезжает из гаража редко, то замена может производится с периодичностью 4-5 лет.

Видео-инструкцию по замене смазки ШРУСа вы найдете здесь:

Важные особенности и итог

При решении столь важной задачи стоит выполнить несколько последовательных действий:

  • Изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля. В этой полезной книге можно найти все рекомендации специалистов по обслуживанию всех узлов и агрегатов.
  • Определить свойства материалов, из которых изготовлен ШРУС.
  • Определить периодичность замены смазочных материалов в зависимости от эксплуатационных нагрузок автомобиля.
  • Стоит подсчитать средства, которые будут затрачены на покупку смазки.

При покупке смазки стоит обратить внимание на содержащиеся в ней компоненты. Помимо вышеперечисленных существуют так же субстанции на основе графита, минеральных веществ, цинка, железа и др. Данные продукты служат в основном для смазывания различного рода подшипников в других узлах и агрегатах.

Подводя итог можно отметить, что наиболее оптимальными по соотношению цена-качество являются смазочные вещества на основе сульфида молибдена. Они обладают рядом преимуществ перед остальными конкурентами и при соблюдении герметичности пыльника обеспечивают надежную защиту ШРУС.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png