С появлением современных автоматических трансмиссий остро встал вопрос о защите механизмов и узлов агрегатов. Масла для механических коробок , были непригодны, поскольку их характеристики не соответствовали необходимым требованиям. Автоматическая коробка, как и механика, переключает передачи, но автомат действует самостоятельно, и это сильно усложняет его конструкцию. Кроме того, условия работы механизмов и узлов автомата не соответствуют условиям эксплуатации механики, поэтому для него разработали новый ATF тип смазок.

Смазка ATF

Жидкости ATF, это специальные масла, применяемые для работы в АКПП с гидравлическим трансформатором, а так же в некоторых моделях вариаторов . Аббревиатура смазок расшифровывается следующим образом: ATF (Automatic Transmission Fluid, жидкость для автоматических трансмиссий). Назначение смазки, это защита внутренних деталей коробки от коррозии, перегрева и износа, кроме того, с помощью жидкости передаётся импульс от силовой установки трансмиссии. Смазки жидкие, с повышенной текучестью, минеральной, либо синтетической основой.

Трансмиссионная жидкость выполняют следующие функции:

  1. Контроль и управление автоматической коробкой;
  2. Охлаждение деталей и механизмов;
  3. Образование защитной пленки на поверхности деталей;
  4. Защита от коррозии;
  5. Предотвращение раннего износа механизмов от сил трения;
  6. Передача импульса от силовой установки к трансмиссии;
  7. Помогают работать фрикционным дискам .

Рабочая жидкость в механических коробках и ATF масло для АКПП, смазки, не похожие друг на друга. Показатели жидкости ATF отличаются от обычного масла по многим характеристикам. Для создания нужной консистенции применяют минеральные масла, добавляя в них специальные присадки. Каждой автоматической коробке подходит определенный вид масла, с присущим ему набором характеристик. Использование не соответствующей жидкости неминуемо ведёт к поломке механизма, поэтому так сложно подобрать продукт, аналогичный оригиналу.

Впервые, спецификация трансмиссионных смазок введена в обиход в 1949 году. Концерн, предложивший сделать это, General Motors, конкурентов и аналогов в то время не было, а жидкость АТФ специально разрабатывалась под АКПП, сконструированную компанией. В данное время, разработкой и стандартизацией трансмиссионных жидкостей занимаются: Hyundai, Toyota, Ford, Mitsubishi, GM.

Типы ATF жидкостей

Первый тип ATF в АКПП произведен компанией GM, он назывался ATF–А. В 1957 году произведена модернизация и появилась новая жидкость под названием Type А Suffix А.

Типы ATF жидкостей, представленных на современном рынке:

  • Тип Mercon, разработка 1980г, велась авто производителем Ford. Совместим с другими типами смазок, поскольку их характеристики идентичны. Отличие от конкурентов, это расчет на применение жидкостей в механизмах, где необходима скорость при переключении передач.
  • Начиная с 1968 года, компанией GM начала выпускаться смазка под названием Dexron. Жидкость не переносила высокие температуры, кроме того, в её основу входил жир китов, поэтому вскоре производство прекратили. С 1972г тип заменен на новую жидкость, под названием Dexron IIC, однако продукт был склонен к созданию коррозии в некоторых узлах коробок, поэтому его так же заменили на Dexron IID, в котором использовали антикоррозионные присадки. До 1993 года GM выпускала масло с приставкой IIE, которое славилось способностью минимизировать количество влаги в коробке. Славу GM завоевала с выходом жидкости Dexron III, в 1993 году. Продукт имел повышенную текучесть и работоспособность при отрицательных температурах, а так же улучшенные свойства по отношению к трущимся поверхностям. Применяется для гидроусилителей и гидравлических систем. В 2005 году вышла новая жидкость с индексом IV. Продукт разрабатывался для шести ступенчатой коробки , имеет улучшенные характеристики, увеличенный срок службы, повышенную топливную экономичность.
  • Смазка Alison C-4, применяется на грузовиках и строительных машинах.

Специально для автоматических коробок автомобилей Toyota и Lexus компанией Toyotaразработана жидкость ATF WS. Успешно применяется в автоматических трансмиссиях и автоматах с возможностью ручного переключения. Смазка ATF WS Toyota приоритетная, когда речь идет о её использовании на автомобилях, выпущенных фирмой.

Замена ATF жидкости

Трансмиссионная жидкость относится к расходным материалам, которые периодически меняются. Своевременная замена АТФ в АКПП увеличивает срок службы деталей и механизмов трансмиссии, ведь в процессе работы они подвергаются повышенному износу, продукты которого оседают в масле.

Условия, влияющие на срок замены масла:

  • Промежуточный пробег автомобиля между заменой жидкости;
  • Среда и условия, в которых эксплуатировался автомобиль;
  • Характер эксплуатации и стиль вождения транспортного средства.

Конструкция автоматических коробок требует обязательного снятия поддона и очистки магнитов от металлической стружки и скопившегося мусора. Меняя масло, в обязательном порядке меняется и фильтрующий элемент, для удаления примесей и обеспечения очистки жидкости в дальнейшем.

Процедуру желательно проводить на фирменных станциях обслуживания, оборудованных специальными приспособлениями для откачки остатков жидкости из системы. Самостоятельное проведение операции позволит совершить только частичную замену жидкости, что может пагубно сказаться на эксплуатации агрегата в дальнейшем.

Проверка уровня ATF в коробке

Качество выполнения функций и продолжительность срока службы коробки напрямую зависят от уровня смазывающей жидкости в изделии. Процедуру проверки уровня масла проводят регулярно, поскольку отклонение установленных норм влечёт за собой неприятные последствия:

  • Недостаток масла приводит к попаданию в пузырьков воздуха, подхватываемых насосом, и быстрому износу фрикционов в дальнейшем. Происходит их и подгорание, что выводит из строя систему.
  • Переизбыток смазки приводит к её утечке через клапан вентиляции, что чревато потерей значительного количества жидкости и так же выходом из строя фрикционов.

Контроль уровня жидкости на каждой модели коробки проводится в соответствии с требованиями. Перед выполнением работ необходимо ознакомиться с документацией к изделию и выполнять процедуру чётко следуя установленному регламенту.

Выбор жидкости по ATF спецификации

  • Dexron B: первая спецификация ATF жидкостей, разработана в 1967 г;
  • Dexron II: начало разработки 1973г, стандарт получил всемирное признание;
  • Dexron IID: начало внедрения 1981г, предназначен для АКПП, эксплуатирующихся при температуре не ниже -15°С;
  • Dexron IIE: начало внедрения 1991г, предназначен для АКПП, эксплуатирующихся при температуре до -30°С. Синтетическая основа, улучшенные характеристики вязкости;
  • Dexron III: внедрён в 1993г, предназначен для применения в современных коробках, повышенные требования к вязкости и трению;
  • Dexron IV: Синтетический продукт, заливается в современные коробки.

Компания Ford так же имеет спецификацию, её название «Mercon», однако широкого применения маркировка не получила, она унифицирована со спецификацией GM. Например: DesxronIII / MerconV.

Компания Crysler так же специфицирует свою продукцию, спецификация носит название «Mopar». В нашем регионе она не распространена, а если и встречается, то так же унифицирована с Dexron.

Классификация Mitsubishi (MMC)-Hyundai:

  • Type T (TT): применяется в коробках с полным приводом А241Н и А540Н, выпущенных в 80-х годах;
  • Type T-II: разработана для автоматических коробок с электронным управлением, выпускаемых в начале 1990 годов;
  • Type TT-II: автоматические коробки с электронным управлением 95-98 годов выпуска;
  • Type TT-III: автоматические коробки с электронным управлением 98-2000 годов выпуска;
  • Type TT-VI: автоматические коробки с электронным управлением после 2000 года выпуска;
  • ATF WS: поколение синтетических смазок, используемое в современных коробках передач, выпускаемых компанией Toyota.

Неправильный подбор смеси влечёт за собой большое количество поломок, поэтому необходимо обращаться к документации на изделие и следовать тем рекомендациям, которые там прописаны.

Взаимозаменяемость ATF жидкостей

Важно! Трансмиссионная жидкость Toyota ATF WS не взаимозаменяема с жидкостями производства Toyota и Dexron. Смазка WS имеет особенность впитывать влагу, поэтому ёмкость для хранения открывается один раз.

В случае необходимости трансмиссионная смазка ATF WS заменяется аналогичными по характеристикам маслами сторонних производителей: Idemitsu, Aisin , Zic.

Меняя смазку в АКПП необходимо помнить, что современные трансмиссионные жидкости, это смесь компонентов в определённой пропорции, каждый из которых в отдельности представляет собой конечный продукт. Настройки современных автоматических коробок после 2003 года выпуска чувствительны к смене составляющих и учитывают их специфику в процессе работы. Таким образом, если есть сомнение в типе старого масла, надо делать его полную замену.

Для работы АКПП необходимо специальное трансмиссионное масло – ATF. В его состав входит синтетическая база совместно с минеральной. В результате АТФ обеспечивает в АКПП нормальную работу системы, осуществляющей контроль над переключением передач. Кроме того, с его помощью происходит передача крутящего момента от мотора к коробке передач. ATF также охлаждает детали, и уменьшает силу трения.

Свойства масла ATF, преимущества

ATF сильно отличается от аналогичных продуктов. Его окраска имеет ярко выраженный красный цвет. Для изготовления использованы только проверенные высококлассные компоненты. Производство осуществляется в Америке.

Высокое качество трансмиссионного масла подтверждается международными стандартами. Оно относится к группе всесезонных и может использоваться круглогодично.

  • Начинает замерзать, когда температура опускается до -40.
  • Обладает высокой текучестью.
  • Предупреждает появление коррозии.
  • Характеризуется отличными антиокислительными свойствами.
  • Не образует пены.

АКПП на таком ТМ работает практически бесшумно, обеспечивая плавный ход автомобиля. Производители рекомендуют заливать АТФ также и в механические КП.

Совместимость Automatic Transmission Fluid

В принципе, теоретически любое масло можно смешивать. Причем, поскольку современные составы отличаются улучшенными характеристиками, то при смешивании с «обычным», произойдет улучшение его первоначальных свойств.

Профессионалы рекомендуют проводить полную замену масла после 70 000 пробега. Надо сказать, что большинство современных производителей не определяют конкретный срок замены. Автомасло заливают на весь период работы автомобиля.

Однако если транспортное средство будет работать на одной и той же смазке более 200 000 километров, это может привести к негативным последствиям.

Причина проста. Жидкость, залитая в АКПП, выполняет важную функцию. Она передает колесам крутящий момент двигателя. Иначе говоря, масло все время находится в работе, даже если машина не движется. Проходит время, в него попадает металлическая стружка. Она начинает забивать фильтр, мешает полноценной работе датчиков, а все это в целом приводит к поломке коробки.

Если говорить о совместимости масла, необходимо всегда помнить, что ведущие производители трансмиссионных жидкостей никогда не раскрывают полностью их состав.

Посвященный лучшим трансмиссионным маслам, по-английски – transmission fluids (трансмиссионные жидкости). В этом обзоре рассмотрены только масла для автоматических коробок передач – ATF (Automatic Transmission Fluid ).

При составлении этого топ-10 учитывалось много параметров, в частности, коэффициенты трения, производительность, вязкость, надежность, цена и отзывы покупателей.

Для того чтобы ориентироваться среди множества масел для автоматических коробок передач, будет полезным ознакомиться с наиболее популярными образцами. Это актуально и в случае, когда машина находится на гарантии, и когда у транспортного средства уже большой пробег. Интересно, что в 2013 году в подобном рейтинге участвовали совсем другие масла. Посмотреть лидеров 2013 года можно .

1 место. . Владельцам «Хонд» лучше всего заливать одноименное трансмиссионное масло. Безусловное преимущество оригинальных ATF-жидкостей Honda в том, что хозяину любой «Хонды» гарантирована оптимальная совместимость с его автомобилем. Масло обладает минимальным показателем окисления, позволяя существенно увеличить интервалы между заменами. Содержащиеся в нем компоненты вдобавок защищают уплотнительные кольца и сальники.

2 место. считается одним из лучших синтетических масел для АКП, обеспечивая отличную термическую стабильность. ATF-масло Red Line 30504 D4 имеет низкий уровень вязкости, что благоприятно сказывается на производительности механизма коробки в момент переключения передач.

3 место. Высокопроизводительное трансмиссионное масло . Оно образует высокопрочную пленку на внутренних деталях коробки, что обеспечивает снижение теплопотерь и уменьшает интенсивность износа. Royal Purple полностью совместимо с большинством других масел для АКП.

4 место. характеризуется совместимостью с другими Dexron – жидкостями, применяемыми в автоматических коробках передач. Специалисты рекомендуют использовать ACDelco 10-9030 для машин с большими пробегами. Данное масло обеспечивает стабильную вязкость и не подвержено пенообразованию.

5 место. – масло, помогающая повысить эффективность работы трансмиссии и (по заверению производителя) способствующая экономии топлива. Используя Synthetic ATF от Mobil, можно быть уверенным в долговечности работы АКП, в том числе и в условиях очень низких температур.

6 место. Среди лидеров ATF–масел, выпускаемых под брендом известных автопроизводителей, находится и . Это масло на синтетической основе с добавлением специальных присадок повышает эффективность переключения передач, вне зависимости от температуры воздуха окружающей среды. Жидкость обеспечивает оптимальную смазку, продлевая срок службы подшипников и синхронизаторов.

7 место. является отличным выбором для владельцев машин, в коробки которых заливаются как Dexron 2 и Dexron 3, и также удовлетворяет требованиям MERCON. Масло от Castrol хорошо снижает трение между гладкими поверхностями.

8 место. рассчитано в первую очередь на использование в моторах моделей концерна GM. Масло устойчиво к процессам окисления и разрушения при высоких рабочих температурах, гарантируя стабильность свойств в экстремальных условиях эксплуатации автомобиля.


Кликабельно

Начинаем наш обзор тем, которые интересуют читателей этого блога и они заказывают их в . Сегодня у нас тема от blogcariba которая навряд ли будет интересна многим, но возможно наше обсуждение в этом посте поможет ему. А вот что его беспокоит "меня щас интересует такой вопрос: влияние универсального масла ATF на работу гидротрансформатора коробки или почему она пинается?)))))) "

Для начала немного истории...

Первая спецификация на ATF (Automatic Transmission Fluid - жидкость для автоматических коробок передач) типа "Dexron" была выпущена корпорацией GM еще на заре времен, в 1967 году (Dexron B). Далее спецификации регулярно обновлялись:
1973 - Dexron II (DIIC), который де-факто стал всемирным стандартом ATF.
1981 - Dexron IID - тот, который мы сейчас и понимаем под маркой "дексрон-2".
1991 - Dexron IIE - усовершенствованная спецификация, ATF на синтетической основе (в отличие от минеральныого DIID), обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами.
1993 - Dexron III (DIIIF) с новыми требованиями к фрикционным и вязкостным свойствам, остается стандартом до настоящего времени.
1999 - Dexron IV (на синтетической основе)

От GM старался не отставать и Ford со своей спецификацией "Mercon", но, несмотря на более частое обновление (а может из-за этого) такого распространения не получил и ATF Mercon (по крайней мере, до последнего времени) официально полностью унифицируется с Dexron"ом (например - DIII/MerconV).

Оставшийся член "большой тройки", Chrysler, пошел своим путем с ATF Mopar (до середины 90-ых - 7176 или ATF+, в последнее время - 9ххх). Именно с него можно отсчитывать начало борьбы специальных ATF за существование. Хотя иногда Chrysler упрощает жизнь пользователей нехитрой рекомендацией: "Dexron II или Mopar 7176" (это к слову о взаимозаменяемости).

Тем же путем пошел и конгломерат Mitsubishi (ММС) - Hyundai - Proton, ассоциированный ныне с Chrysler. На азиатском рынке они используют спецификацию ММС ATF SP (от Diamond), a Hyundai - и свою фирменную (genuine) ATF, суть тот же SP. На моделях для американского рынка SP заменяется Mopar 7176. Если говорить по сортам - то ATF Diamond SP - минералка, SPII - полусинтетика, SPIII - судя по всему, синтетика. Евроаналоги особенно успешно выпускает BP (Autran SP), так что подробнее можно посмотреть в их фирменных каталогах. Кстати, неоднократно категорично писалось, что "в автоматы ММС можно заливать только специальную ATF SP". Это не совсем так. Во многие старые ММС-шные автоматические коробки предписывается заливка Dexron"a. Приблизительно это можно определить так: АКПП всех (или почти всех) семейств, выпускавшиеся примерно до периода 1992-1995 м.г. заправлялись DII, АКПП выпуска с 1992-1995 - уже ATF SP, далее с 1995-1997 - SP II, нынешние АКПП - SPIII. Так что тип заливаемой жидкости всегда следует уточнять по инструкции. А в остальном по отношению к ATF SP действуют те же принципы, что и нижеизложенные для ATF Type Т (Toyota).

Ну и, наконец, собственно Toyota. Ее жидкость - Type Т (ТТ) берет начало в 80-х годах и используется в полноприводных коробках A241H и A540H. Второй тип спецжидкости, Type T-II, предназначенный для коробок с электронным управлением и FLU, появился в начале 90-х. В 95-98-м гг. он заменялся TT-III, а затем - TT-IV.
Не следует путать "просто Type T" (08886-00405) с TT-II..IV - говоря языком любителей оригинальных жидкостей, "это ATF, имеющие различные свойства".
Евроаналогом первого Тype Т официально признавался синтетический Castrol Transmax Z (который, кстати, чрезвычайно близок к DIII), в качестве аналога Type T-IV сейчас рассматривается Mobil ATF 3309. В целом, ввиду периодических изменений рекомендаций (даже для одного и того же поколения модели) номинальный тип ATF следует уточнять в родных руководствах по эксплуатации - он зависит не только от типа коробки, но и от года выпуска конкретного автомобиля.

Зачем это надо производителю?

С одной стороны - насколько проще было бы упомянутым автогигантам не заниматься изобретением велосипеда, а использовать самую массовую ATF (кстати, европейцы по этому пути в основном и идут), но с другой - почему бы не подкормить аффилированных производителей масел? Раз Dexron сейчас могут выпускать все, кому ни лень, а "откат" за сертификацию должен получать GM, то и японцы, умеющие считать не хуже остальных, захотели свою долю прибыли. Благо вводить новые спецификации им никто не мешает, а платить за это все равно придется владельцам. Да и грамотное позиционирование позволяет убеждать людей, что ТТ и прочие специальные ATF значительно лучше Dexron"ов. И обратите внимание - на Dexron"e часто пишется - "не использовать вместо Mopar, SP и т.д.", а на многих специальных ATF - нечто вроде "допустимо использовать в АКПП, для которых рекомендован Dexron". Вот так, спец-масленщиков при этом никакие механические проблемы с "обычными" автоматами не пугают - главное продажи увеличить. А можно ли наоборот?

Зачем это нужно коробке?

И в самом деле, для чего затевалась вся эта морока? Ведь по вязкостно-температурным свойствам для любой из специальных ATF легко подбирается аналог из Dexron"ов. Так вот и получается, что единственное отличие специальных ATF - наличие неких "повышенных фрикционных свойств" (т.е. они увеличивают трение).
Зачем? Так как в указанных автоматических коробках предусмотрен режим работы гидротрансформатора "с частичной блокировкой" (FLU - Flex Lock Up). Если упрощенно, то реализуется это следующим образом. Обычной автомат работает в двух режимах - или как гидротрансформатор (ГДТ), передавая момент через жидкость, или в режиме жесткой блокировки, когда коленвал двигателя, корпус ГДТ и входной вал коробки жестко соединены фрикционной муфтой и момент передается в автомат чисто механически, без потерь (как в традиционном сцеплении). В коробке с частичной блокировкой есть и промежуточный режим, когда с высокой частотой срабатывает клапан блокировки трансформатора, кратковременно подводя и отводя муфту к корпусу ГДТ, чтобы в момент касания передать усилие через нее. Вот практически и все. Если при этом, по какой либо причине не хватит силы трения для передачи момента через муфту, то коробка все равно будет работать - в режиме нормальной гидропередачи. Из самых неприятных последствий, которые можно ожидать - немного повышенный расход топлива и немного меньшая эффективность торможения двигателем (да и то, не обязательно). Могут ли быть повреждения механизмов? С чего бы - коробка так или иначе будет отрабатывать данный режим, вне зависимости от эффективности передачи вращения, а во-вторых, имеется и обратная связь (датчик частоты вращения входного вала КПП), которая позволит скорректировать сигнал управления FLU. Да и реализуется частичная блокировка при небольших нагрузках на двигатель (например, на принудительном холостом ходу) и в довольно узком скоростном диапазоне.

Особо отметим "полноприводные автоматы", в том числе далеко не новые - зачем им TT? Просто на них используется гидромеханическая муфта автоматической блокировки межосевого дифференциала, по принципу действия близкая к FLU (только многодисковая).

Если для новой коробки в идеальных японских условиях характеристики ATF и будут иметь какое-то влияние на работу, то в тех машинах, что работают у нас, определяющими будут совсем другие факторы. Подумайте сами, что окажется сильнее - несколько модифицированный состав жидкости (не столько модифицированный, сколько "обладающий фиксированными свойствами", и то лишь по словам производителя. насколько, кстати, может быть больше этот самый коэффициент трения? ведь не стоит забывать, что в той самой ATF купается не только муфта блокировки, но и остальные фрикционы коробки, и планетарные ряды, пришедшие с базовых вариантов тех же семейств автоматов без FLU) или же реальные:
- износ со временем муфты блокировки или изменение свойств ее фрикциона
- давление рабочей жидкости (колебания которого на 10-15% от среднего значения - норма и для новой коробки)
- регулировки двигателя
- общий износ элементов АКПП (и в гидравлической части, и в механической)
- регулировки АКПП (опять разброс номинальных значений)
- манера езды
- состояние и старение залитой ATF
- климатические условия (особенно морозы)...

И еще не будем забывать - коробки с FLU не являются исключительным ноу-хау японцев, но мало известен тот факт, что и Dexron III, и, тем более, Dexron IV разрабатывались с учетом требований к автоматам с частичной блокировкой.

Ввиду того, что гидромеханическая передача (ГМП) включает несколько раз-нохарактерных узлов (гидротрансформатор, шестеренную коробку передач, сложную систему автоматического управления), к маслу, работающему в ней, предъявляются более жесткие требования, чем к маслу для механических коро-бок передач.

Марка масла Возможные заменители Тип масла, рекомендуемая область применения
ТМ-2-18 ТМ-3-18 Прямозубые и червячные передачи; всесезонное, работоспособно до -20˚С
ТМ-3-18 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Прямозубые, спирально-конические и червячные передачи; всесезонное, работоспособно до -25˚С
ТМ-3-9 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк В агрегатах трансмиссии автомобилей при температуре воздуха до -45˚С; всесезонное для северных районов, зимний сорт для северной полосы
ТМ-5-12 - Всесезонные для холодной климатической зоны и зимнее для средней полосы. Масло универсальное. Температурный диапазон работоспособности масла от -40˚С до 140˚С
ТМ-4-18 ТМ-5-18, ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Гипоидные передачи грузовых автомобилей, всесезонное для умеренной климатической зоны, работоспособно до -30˚С
ТМ-5-18 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Агрегаты трансмиссии с гипоидными передачами, коробки передач и рулевое управление легковых автомобилей; всесезонное, работоспособно до -30˚С
ТМ-4-9 ТМ-5-12В, ТМ-5-12рк Агрегаты трансмиссии автотракторной техники, в том числе с гипоидными главными передачами при эксплуатации в холодной климатической зоне до температуры -50˚С

Таблица 2.19. Потребительские свойства присадок и добавок к трансмиссионным маслам
Наименование препарата Назначение Страна, фирма-производитель
Кондиционер для механической трансмиссии серии FenomMANUALTRANSMISSIONCONDITIONER F ENOM Улучшение эксплуатационных характеристик коробок переключения передач, раздаточных коробок и главных передач ведущих мостов, в том числе гипоидного типа Россия, LT «Лаборатория Триботехнологии»
H.P.L.S. Снижение износов и шума в механических коробках передач, раздаточных коробках и редукторах Бельгия, Wynn’s

Основными функциями масел в ГМП являются: передача мощности от дви-гателя к ходовой части автомобиля; смазка узлов и деталей коробки переключе-ния передач; циркуляция в системе управления ГМП; передача энергии для включения фрикционных муфт ГМП; охлаждение деталей узлов и механизмов агрегата.

Средняя температура масла в картере ГМП составляет 80-95 °С, а в летний период при городском цикле движения — до 150 °С. Таким образом, ГМП — са-мый теплонапряженный из всех агрегатов трансмиссии автомобиля. Такая высо-кая температура масла в ГМП в отличие от механической коробки передач соз-дается главным образом за счет внутреннего трения (скорость течения масла в гидротрансформаторе достигает 80-100 м/с). Кроме того, в случае, если с дви-гателя снимается большая мощность, чем это необходимо для преодоления до-рожного сопротивления, избыточная мощность расходуется на внутреннее тре-ние масла, что еще больше повышает его температуру. Высокие скорости движе-ния масла в гидротрансформаторе приводят к его интенсивной аэрации, усилен-ному пенообразованию, ускоряют окисление масла.

Особенности конструкции ГМП предъ-являют к маслу жесткие, порой противо-речивые требования (например, повы-шенная плотность и малая вязкость, ма-лая вязкость и высокие противоизносные свойства, высокие противоизносные свойства и достаточно высокие фрикци-онные свойства). Основные физико-хими-ческие и эксплуатационные свойства ма-сел отечественного производства для гидромеханических передач приведены в табл. 2.20.

Чтобы обеспечить работу гидро-трансформатора с наибольшим КПД и надежную работу смазываемых деталей масло должно иметь оптимальную вязкость. Повышение вязкости масла из-за понижения его температуры с 90 °С до 30 °С приводит к снижению КПД гидро-трансформатора в среднем на 5-7 %. С другой стороны, для обеспечения на-личия на поверхности трения прочной масляной пленки и снижения утечек через уплотнительные устройства масло должно быть относительно вязким. Ис-пользование в ГМП масел с вязкостью при температуре 100°С равной 1,4 мм 2 /с вместо 5,1 мм 2 /с на 6-8 % улучшает динамические характеристики автомоби-ля, а также способствует экономии топлива. Наибольший КПД гидравлических трансмиссий обеспечивается при вязкости масла не выше 4-5 мм 2 /с при тем-пературе 100 °С.
Противоизносные требования к маслу также весьма высоки. Большое разнообразие материалов пар трения (сталь — сталь, сталь — металлокера-мика и т.д.), используемых в ГМП затрудняет подбор масел и присадок к ним. Наличие одних присадок в маслах снижает износ черных металлов, но вызы-вает большой износ цветных ме-таллов, а иногда наоборот.

Кроме того, для нормальной ра-боты фрикционных дисков масло должно обеспечивать повышенный коэффициент трения: от 0,1 до 0,18. При коэффициенте трения меньше 0,1 работа дисков сцепления со-провождается пробуксовкой, а при коэффициенте трения больше 0,18 — рывками. В обоих случаях это ведет к преждевременному вы-ходу из строя фрикционных дисков. Противоокислительная стой-кость масла обеспечивает на-дежную и долговечную работу ГМП. Окисление масла, кроме его общего загрязнения и повышения содержания кислых продуктов, приводит к нарушению нормальной работы фрикционных дисков.


Таблица 2.20. Характеристики отечественных масел для гидромеханических передач
Наименование показателей Общего назначения для цилиндрических, конических, спирально-конических и червячных передач
А (для гидромеханических передач) Р (для гидрообъемных передач)
Вязкость кинематическая, мм 2 /с:
при 100˚С
при 50˚С
7,8
23-30
3,8
12-14
Температура вспышки, ˚С, не ниже 175 163
Температура застывания, ˚С, не выше -40 -45
Эксплуатация при температуре, ˚С, не ниже -30 -40
Содержание активных элементов, %:
кальций
фосфор
цинк
хлор
сера
суммарное
0,15-0,18
-
0,08-0,11
-
-
0,23-0,29
0,15-0,18
-
0,08-0,11
-
-
0,23-0,29
Класс вязкости по SAE 75W -
Класс вязкости по API GL-2 GL-2

Высокая рабочая температура масла в ГМП, непосредственный контакт с боль-шим количеством воздуха в присутствии каталитически активных цветных метал-лов вызывает быстрое его окисление в объеме, тонком слое и туманообразном со-стоянии.

Кроме того, на окисляемость масла большое влияние оказывают конструк-тивные особенности ГМП, а также условия эксплуатации автомобиля. Так, например движение автомобиля в городском режиме с частыми остановками и пониженными скоростями вызывает более быстрое окисление масла, чем езда по за-городным трассам.

Для снижения интенсивности окисления масла и уменьшения отложения ла-ка и шлама на деталях гидропередачи к маслам добавляют противоокислительные и моющие присадки. Кроме того, автоматические коробки передач иногда оснащаются системами охлаждения.
Коррозионная агрессивность масла к различным материалам должна быть минимальна, так как детали ГМП изготовлены из разнообразных металлов и их сплавов. Наиболее подвержены коррозии детали, изготовленные на основе цветных металлов.

Химический состав масла не должен оказывать вредного воздействия на ре-зиновые уплотнительные устройства, т.е. вызывать чрезмерного набухания или усадки резиновых деталей, приводящих к утечке масла. Набухание деталей из резины должно быть не более 1-6 %.
Для предотвращения коррозии деталей ГМП в масло добавляют противокоррозионные при-садки.
Плотность масла имеет большое значение для эффективной работы ГМП. Чем выше плотность, тем большую мощность может передавать гидро-передача.
Плотность масла, применяемого в ГМП, при рабочей температуре 80-95 °С колеблется в пределах (81,8-80,9) 10 -6 н/мм 3 , а при комнат-ной температуре — (86,3-86,7) 10 -6 н/мм 3 .

Охлаждающие свойства масла оцениваются по-казателями удельной теплоемкости, которые для ГМП в диапазоне рабочих температур должны быть 2,08-2,12 кДж/кг°С.

Стойкость масла к пенообразованию обеспечи-вают добавлением в него противопенных приса-док.

Качества трансмиссионных масел и увеличения срока их службы добиваются путем введения в их со-став присадок. В табл. 2.21 приведены потребитель-ские свойства некоторых присадок и добавок в трансмиссионные масла для ГМП с целью улучшения их эксплуатационных свойств.

Согласно ГОСТ 17479.2-85 трансмиссионные мас-ла в зависимости от эксплуатационных свойств делят-ся на 5 групп, определяющих области их применения (табл. 2.22) и на 4 класса по вязкости (табл. 2.23).
Маркировка трансмиссионных масел, например, ТМ-2-9, осуществляется следующим образом: ТМ — трансмиссионное масло; 2 — группа масла по экс-плуатационным свойствам; 9 — класс вязкости.
Классы вязкости трансмиссионных масел в соответствии с SAE приведены в табл. 2.24.
В соответствии с классификацией API трансмиссионные масла подразделя-ют по уровню их противоизносных и противозадирных свойств. Масла классов GL -1 применяют при невысоких давлениях и скоростях скольжения в зубчатых зацеплениях. Они не содержат присадок. Масла классов GL -2 содержат противоизносные присадки, а масла класса GL -3 — противозадирные присадки и обеспечивают работу спирально-конических передач, в том числе гипоидных.
Таблица 2.21. Потребительские свойства присадок и добавок к маслам для автоматиче-ских коробок передач

Наименование препарата Назначение Страна фирма производитель
Automatic Transmission and Power Обеспечение плавности переключения передач и устранение течи жидкости из автоматической трансмиссии Бельгия, Wynn’s
Тюнинг для АвтоКПП Trans Extend With ER Обеспечивает идеальную работу АКПП, используется через 10 тыс. км пробега автомобиля или после его стоянки в течение 3-4 месяцев США, Hi-Gear
Trans-Aid Conditioner & Sealer Устранение пробуксовывания, увеличение срока службы и остановка течи жидкости США, CD-2
Герметик и Тюнинг для АКПП Trans Plus Предохраняет передачу от перегрева при работе, устраняет течи из коробки за 15 кмпробега автомобиля, совместим со всеми типами жидкостей для АКПП США, Hi-Gear
Герметик и Тюнинг для АКПП Trans Plus With ER Предохраняет от перегрева при работе, обеспечивает идеальную работу АКПП, устраняет течи из коробки за 15 км пробега автомобиля, совместим со всеми типами жидкостей США, Hi-Gear

Масла класса GL -4 применяют для гипоидных передач среднего нагружения и трансмиссий, работающих в условиях экстремальных скоростей и удар-ных нагрузок, а также на режимах высоких скоростей вращения и малых кру-тящих моментов или низких скоростей вращения и больших крутящих момен-тов.
Масла класса GL -5 используют для высоконагруженных гипоидных передач легковых автомобилей, а также коммерческих, оснащенных трансмиссиями, работающими в режимах ударных нагрузок при высоких частотах вращения, и, кроме того, в режимах малых крутящих моментов при высоких частотах враще-ния или больших крутящих моментов при низких частотах вращения. Ориенти-ровочное соответствие трансмиссионных масел по классам вязкости и группам условий эксплуатации по ГОСТ 17479.2-85, системе SAE и системе API приведе-ны в табл. 2.25.

Ввиду специфических требований к маслам для автоматических гидравличе-ских передач эти масла иногда называют жидкостями ATF (Automatic Transmission Fluids).
Крупнейшие производители гидромеханических коробок передач разработа-ли спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей. Наиболее распространены требования General Motors и Ford .

Классификации General Motors соответствуют масла под маркой DEXRON (DEXRON II , DEXRON ME , DEXRON III).
Масла фирмы Ford обозначаются маркой MERCON (V 2 C 1380 CJ , М2С 166Н).

Таблица 2.22. Группы трансмиссионных масел по содержанию присадок, эксплуатацион-ным свойствам и области их применения

Группа масел Наличие присадок в масле Рекомендуемая область применения, контактные напряжения и температура масла в объеме
1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90˚С
2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130˚С
3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, сперально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150˚С
4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, сперально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150˚С
5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150˚С

Таблица 2.23. Классы вязкости трансмиссионных масел в соответствии с ГОСТ 17479.2-85
Класс вязкости Кинематическая вязкость, мм 2 /с, при температуре +100˚С Температура, ˚С, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па с
9 6,00-10,99 -45
12 11,00-13,99 -35
18 14,00-24,99 -18
34 25,00-41,00 -
Таблица 2.24. Классы вязкости трансмиссионных масел в соответствии с SAE
Класс вязкости Температура, ˚С, при которой вязкость не превышает 150 Па с , не выше Вязкость, мм 2 /с, при температуре 99˚С
min max
75W -40 4,2 -
80W -26 7,0 -
85W -12 11,0 -
90 - 13,5 ≤24,0
140 - 24,0 ≤41,0

Таблица 2.25. Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам по ГОСТ 17479.2-85, системам SAE и API
ГОСТ 17479.2-85 Система SAE ГОСТ 17479.2-85 Система API Область применения в соответствии с условиями эксплуатации
Класс вязкости Группа условий эксплуатации
9 75W ТМ-1 LG-1 Механизмы, в которых используются масла с депрессорными и антипенными присадками
12 80W/85W ТМ-2 LG-2 Механизмы, в которых используются масла с антифрикционными присадками
18 90 ТМ-3 LG-3 Всеведущие мосты со спирально-коническими передачами; слабые противозадирные присадки
34 140 ТМ-4 LG-4 Гипоидные передачи; противозадирные присадки средней активности
- 250 ТМ-5 LG-5 Гипоидные передачи грузовых и легковых автомобилей; активные противозадирные и противоизносные присадки
- - - LG-6 Гипоидные передачи, работающие в очень тяжелых условиях; высокоэффективные противозадирные и противоизносные присадки

Не знаю какая машина у blogcariba , но вот что пишут люди:
На сколько я понял (поизучав форумы), "пинающиеся" коробки ниссан чуть ли не норма. Мол бизнес класс, да не тот.

Некоторым удается добиться плавности переключения с помощью регулировки натяжения тормозной ленты, доступно снаружи без разбора авто. Но это скорее исключение, а мне пока рановато лезть в дебри.

Поначалу сам был удивлен (если не сказать более) данному обстоятельству. Обратил внимание, что к заменам жидкостей отношение, мягко говоря, не айс. Не редки упоминания о частичной замене ATF в АКПП через 40-80 тыс. Через три года на официальных сервисах. На полусинтетике катаются по 10-12 тыс, а потом ищут контрактные движки. Рекомендации изготовителя практически не учитываются, а они практически такие же, как для Taurus.

Одним словом, мне это дело не понравилось.

Три недели назад залил Nippon ATF Synthetic тем более, что заявлено соответствие Nissan Matic Fluid C, D, J (level). Через неделю, с помощью шприца заменил еще 4 литра. Положительные сдвиги появились сразу, а со вчерашнего дня коробка перестала пинаться. Думал случайность, утром изменил динамику езды - не пинается. Посмотрим, что будет дальше. Не скажу, что переключения полностью незаметны, но пинков нет точно. Если не знать - незаметны полностью.

"Трансмиссионное масло в автоматической коробке передач обычно заменяется через каждые 60 тыс. км." (Из "Руководства по ремонту и техническому обслуживанию").

Технари - народ серьезный, как и сама богиня Техника, которой они поклоняются. Техника не терпит неточности, или, не дай Бог, каких-нибудь шуток. Она предельно точна во всем, включая язык, то бишь терминологию. Сказано "вентиль шабрить", значит, именно "вентиль" и именно "шабрить". А ежели, напротив, написано: "развести шведик", то деваться некуда - надо разводить...

О терминологии

Разговор о ней зашел не случайно. С точки зрения терминологии, приведенная нами фраза "Руководства" немного не "дотягивает". Попахивает, извините, технической "феней".

А дело заключается в следующем. В автоматические коробки передач заливают отнюдь не масло, а специально разработанную для этих целей жидкость для автоматических трансмиссий, что подтверждается англоязычной аббревиатурой ATF (automatic transmission fluid), всегда присутствующей на упаковке данного продукта.

Казалось бы, какая разница - масло или жидкость? Ан нет. Разница есть, и существенная. Маслом в технике принято называть вещество, используемое прежде всего для смазывания трущихся поверхностей деталей и механизмов. В отличие от него, применяемая в АКПП жидкость выполняет множество иных функций, маслу вовсе несвойственных. Да и работает она в запредельных для моторных и трансмиссионных масел условиях. Вот об этом и поговорим.

Принципиальным отличием автоматических трансмиссий от механических является то, что при движении автомобиля между коленчатым валом двигателя и первичным валом АКПП нет жесткой связи. Роль всем известного сцепления здесь возложена на гидродинамический трансформатор (ГДТ). Именно он осуществляет передачу крутящего момента от двигателя к коробке. Главным действующим лицом, т.е. рабочим телом, является ATF.

Помимо этого ATF используется для передачи управляющего давления на фрикционы многодисковых сцеплений, вызывая включение той или иной передачи.

В процессе работы узлы и механизмы АКПП испытывают серьезные тепловые нагрузки. Температура на поверхности фрикционов в момент переключения передачи достигает 300-400 o С. Происходит интенсивный нагрев гидротрансформатора. При езде в режиме полной мощности его температура может достигать 150 o С.

Обеспечение теплоотвода от АКПП и сброс тепла в атмосферу происходят также при помощи трансмиссионной жидкости.

Мало того, ATF должна еще, не окисляясь при высоких температурах и не вспениваясь, обеспечивать смазку шестеренных механизмов, подшипников и прочих деталей, подверженных истиранию и образованию задиров. Для этого в жидкость добавляют целый комплекс присадок. Причем проявлять свои свойства в полной мере она должна во всем диапазоне допустимых рабочих температур: от -40 o до +150 o С.

Одна пищу готовит, одна стирает, одна детей воспитывает... Тяжело!

А вы говорите: масло...

Почему?

Химики-технологи на славу постарались, создавая "хитрую" жидкость, но все же пока не смогли обеспечить такой ресурс ее работы, чтобы при эксплуатации автомобиля можно было бы забыть о самом существовании ATF. Тому есть несколько причин.

Во-первых, даже если автоматическая трансмиссия герметична и не имеет течей, при эксплуатации количество жидкости уменьшается вследствие выноса ее паров через систему вентиляции полостей АКПП, снабженную клапаном - "сапуном". Поэтому при техническом обслуживании необходимо доливать трансмиссионную жидкость до эксплуатационного уровня

Эту процедуру выполнить несложно, если АКПП имеет трубку для контроля уровня жидкости со щупом. Многие современные коробки щупом не оборудуются. Это особенно характерно для европейских производителей, настойчиво пытающихся отстранить неумелого автовладельца (а таковых у них, видимо, большинство) от обслуживания личной техники.

Во-вторых, при длительной эксплуатации трансмиссионная жидкость рано или поздно утрачивает физико-химические свойства, столь необходимые ей для исполнения многочисленных полезных функций. Вследствие испарения легких фракций происходит увеличение ее вязкости выше допустимого уровня. Вырабатывают свой ресурс чудодейственные присадки.

Трансмиссионная жидкость в течение всего срока эксплуатации в нормально работающей коробке должна оставаться чистой. Допускается лишь небольшое изменение ее цвета - она темнеет.

Грязная черная жидкость со специфическим запахом гари - показатель того, что коробке нужна не замена жидкости, а серьезный ремонт.

Специалисты рекомендуют менять масло после пробега автомобилем 50-70 тыс. км, если автомобиль эксплуатируется в обычном режиме, и через 30-40 тыс. км - при очень интенсивной ("полицейской") езде. Еще раз обратите внимание, что показанием к замене жидкости является не ее цвет, а только величина пробега машины. Если, конечно, АКПП исправна.

Что?

Рекомендуемая марка трансмиссионной жидкости обычно указывается в "Руководстве по ремонту и техническому обслуживанию" автомобиля. Если эта информация недоступна, полезно знать следующее. Несмотря на разнообразие торговых марок, то, что вам нужно, всегда имеет на упаковке аббревиатуру "ATF". Наиболее часто встречающаяся марка ATF - Dexron (обычно с римскими цифрами I, II или III). Чем больше цифра, тем выше качество жидкости и современнее автоматическая коробка, в которой она используется. Для автомобилей марки Ford рекомендуется использовать жидкость Dexron-Мегсоп. Эти жидкости, как и подавляющее большинство имеющихся сейчас в продаже, изготавливаются на минеральной основе и имеют красный цвет. Все они, как правило, совместимы друг с другом.

Как обычно, оригинальничают французские производители, разрабатывающие для некоторых своих автомобилей ATF желтого и зеленого цветов. Смешивать их с жидкостями родного нам красного цвета настоятельно не рекомендуется, а то как бы чего не вышло...

Недавно на рынке появилась ATF на синтетической основе (Synthetic ATF). Сопроводительная техническая документация утверждает, что "синтетика" обеспечивает хорошую текучесть при температурах до -48 o С, лучшую стабильность при высоких температурах и увеличенный срок эксплуатации. При этом синтетическая трансмиссионная жидкость является полностью совместимой с минеральными ATF (опять же в отличие от синтетического моторного масла).

Стоимость одного литра "синтетики" - около 10 долларов США, в то время как литр минеральной ATF стоит 3-4 доллара.

Рекомендовать ее к применению "где попало" мы не рискнем. Это дело, как говорится, головы и кошелька. Если же использование синтетики особо оговорено "Руководством..." (например, для АКПП типа 5НРЗО, которой оснащаются некоторые марки автомобилей BMW), тут уж дело святое - придется идти на большие расходы.

Всего в АКПП различных типов может заправляться от 7 до 15 литров. трансмиссионной жидкости. Однако это вовсе не означает, что для замены вам необходимо приобрести такое безумное количество ATF. Здесь проявляется принципиальное отличие процесса замены жидкости от смены моторного масла в двигателе.

Дело в том, что при замене ATF вам удастся слить не более 50% от общего объема. Ваши ловкость и умение ни при чем - таковы конструктивные особенности АКПП. Полностью поменять трансмиссионную жидкость можно только при полной разборке коробки. Прежде, чем отправляться в магазин, внимательно изучите техническую документацию. Иногда в ней указывается полный объем ATF, иногда объем, подлежащий замене. Не забудьте также приобрести новый фильтрующий элемент.

Как?

Сливать трансмиссионную жидкость нужно из прогретой АКПП, для чего перед сливом необходимо проехать на автомобиле десяток -другой километров.

Позаботьтесь о мерах предосторожности: температура жидкости может быть очень высокой. Как правило, для слива предусматривают сливную пробку, но...сегодня, видимо, не наш день. Нам не повезло. Вернее, не повезло мастеру Михаилу Гулют-кину, деловито устроившемуся на стуле под машиной: коробка марки A4LD, которой оснащен автомобиль Ford Scorpio , сливной пробки не имеет. Неужто забыли? Было высказано резонное предположение, что это не забывчивость, а защита от дурака: хочешь слить - открути поддон. Открутишь - увидишь фильтр.

В некоторых конструкциях АКПП, например, на автомобилях Mercedes, предусмотрена возможность слива трансмиссионной жидкости не только из поддона, но и из гидротрансформатора через резьбовую заглушку.

Сняв поддон, не спешите промывать его. Сначала посмотрите, нет ли на его внутренней поверхности посторонних отложений, свидетельствующих о механическом износе деталей АКПП. Допускается лишь наличие незначительного количества металлической пыли на улавливающем магните, размещенном в углу поддона.

При обслуживании отдельных типов АКПП, вскрыв поддон, вы не обнаружите фильтрующего элемента. Не волнуйтесь - бывает и так. Например, в коробке марки AW50-40 LE, устанавливаемой на Opel Vectra , фильтр расположен так, что может быть заменен только при капитальном ремонте коробки.

Монтируя новый фильтрующий элемент, не забудьте установить все прокладки и уплотнительные кольца, входящие в комплект фильтра.

После заправки требуемого количества ATF, установите селектор режимов АКПП в требуемое для проверки уровня жидкости положение и проверьте его при работающем двигателе.

Совершив кратковременную поездку, повторите измерение и доведите уровень до нормы. Осмотрите поддон на предмет отсутствия течей.

Прочие подробности процедуры замены масла можно уточнить, изучив фотоматериалы. Всего-то делов. Как говорит один наш знакомый, "гоняйте и не грустите!"

  • Перепечатка разрешается только с разрешения автора и при условии размещения ссылки на источник


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png