Немало автолюбителей могут дать ценные советы на тему того, как произвести диагностику автомобиля, не прибегая к услугам специалистов. Сделать диагностику автомобиля можно специальными приборами, это значительно сократит риски того, что при покупке машины вас обманут. А еще диагностика автомобиля самим водителем позволит вам значительно сэкономить на сервисных интервалах, динамических ошибках и многом другом.

Компьютерная диагностика автомобиля

Диагностика автомобиля компьютерным способом предполагает чтение ряда ошибок , чтобы оценить общее состояние машины при помощи опроса электрических систем.

Необходимость проведения такой диагностики обусловлена такими факторами:

  • чтобы оценить состояние автомобиля при покупке;
  • выявить причины ошибки «чек инжин»;
  • чтобы оценить масштабы проведения сервисных работ.

Чтобы провести диагностику автомобиля компьютерным способом, вам потребуются на выбор:

  • нетбук;
  • ноутбук;
  • планшет;
  • смартфон;
  • портативный сканер.

Чтобы сделать такую диагностику самостоятельно, нужно знать следующее:

  • где расположен диагностический разъем в машине;
  • навыки обращения с прибором, который оснащен программным обеспечением;
  • как работать с информационными базами в интернете;
  • уметь расшифровывать коды ошибок и сокращения.

Диагностика автомобиля посредством сканера

Почти все СТО и мастерские располагают такими диагностическими приборами, как сканеры или тестеры . Чаще всего диагностику автомобилей проводят посредством:

  • сканеров кодов;
  • мотор-тестеров.

Сканер кодов диагностики представляет собой прибор на основе микропроцессора, который считает информационные коды из памяти электронного блока управления. Его для этого подключают прямо к диагностическому разъему. Сканер позволяет выполнять следующие действия:

  • расшифровать коды;
  • считывать из памяти коды ошибок;
  • классифицировать коды на текущие и установленные;
  • интерпретировать электронный блок текущих значений от датчиков;
  • активизировать некоторые элементы автомобильной системы;
  • перезаписывать в блок коэффициенты.

А вот мотор-тестер – это универсальный диагностический сканер, которым можно измерять параметры работы ДВС. Информация измеряется посредством датчиков и пробников, которые могут идти в комплекте со сканером.

Мотор-сканером можно измерять такие параметры:

Тестеры оснащены цифровыми осциллографами , поэтому они являются высокоточными измерителями данных.

Можно ли провести диагностику автомобиля при помощи смартфона?

Нередко автолюбителя проводят проверку технического состояния автомобиля посредством планшета либо мобильного телефона, в котором присутствует специальная программа. Можете отыскать видео в Интернете, где планшет или телефон применяется как бортовой компьютер и показывает точные показатели оборотов двигателя, температуру топлива и его расход и многое другое. Эти гаджеты могут быть применены не только как датчики, но и как сканеры для полноценной диагностики автомобиля, если их подключить к специальному беспроводному устройству.

Подобный прибор нужно подключить к штатному диагностическому разъему на машине, который чаще всего расположен с левой стороны от рулевой колонки, потом посредством Bluetooth он начинает передать в ЭБУ двигателя коды ошибок и прочие данные. Помимо определения кодов ошибок, с помощью телефона можно получить полное их описание и расшифровку. А еще такой способ диагностики можно применять и на ходу автомобиля, устройство без труда будет считывать информацию с блока управления.

Итак, как же правильно провести диагностику самостоятельно при помощи того же смартфона или планшета ? Все очень просто:

  • подключите к автомобильному разъему адаптер;
  • соедините его с планшетом или телефоном через «Блютуз»;
  • активируйте соответствующее ПО.

Такой способ диагностики подходит для владельцев практически всех автомобилей младше 20 лет. Что же касается марок, то так можно проводить диагностику машин «Тойота», «Киа», «Хюндай» и т.д. А вот некоторые автомобили марки ВАЗ (например, 2109) не оснащены специальным портом, тогда можно вместо адаптера использовать ДАТА-кабель. Приобрести его не составит труда, поскольку ассортимент подобных кабелей огромен. Очень важно подобрать его в зависимости от марки автомобиля. Кроме того, нюансы диагностики зависят от используемой программы.

Программы для диагностики автомобилей

Некоторые автолюбители на профильных форумах рекомендуют для диагностики применять программу Torque Pro . Ее возможности таковы:

  • с ее помощью можно мониторить все параметры автомобиля в режиме онлайн;
  • возможность проведения полной диагностики вместе с GPS-трекером, или без;
  • программа работает на платформе ОС «Андроид».

Некоторые программы имеют возможность автоматически отправлять СМС с кодами ошибок, которые вы можете предоставить на СТО для ремонта автомобиля.

Если у вас старый телефон, работающий на ОС Windows Mobile, и поддерживает Java, то рекомендуем установить программу Check-Engine . Она может выполнять такие функции:

  • в режиме онлайн выводить параметры работы ДВС;
  • проводить расшифровку и удалять ошибки из памяти блока;
  • отправлять СМС-ки с кодами ошибок и неисправностей автомобиля.

Итак, как видите, при наличии всего трех составляющих (телефона или планшета, установленной специальной программы и адаптера) мы можем провести полноценную диагностику своего автомобиля.

Самостоятельно провести компьютерную диагностику машины – это не только легко, но еще и очень интересно. Вы можете только с помощью телефона выявить погрешности автомобиля при покупке и попросить сделать скидку, ссылаясь на их наличие. Кроме того, вы защитите себя от обмана при совершении сделки с подержанным авто.

Механическая диагностика автомобилей

Сделать автомобильную диагностику своими руками можно и без применения телефона и других чудес современной техники. Например, вы можете проверить автомобиль по акустическому шуму, благодаря чему вы сможете проанализировать состояние сопряжений при запущенном двигателе. При этом стоит учитывать разницу в скоростях вращения обоих валов движка. И помните, что частота вращения распредвала вдвое ниже аналогичного показателя коленвала. Неисправности могут быть двух видов:

  • неисправности в ГРМ;
  • в цилиндропоршневой группе.

Подготовка и проведение диагностики

Для начала нужно провести подготовительные мероприятия:

  • регулируется сам двигатель и его системы;
  • проверяются все навесные агрегаты;
  • проверяют крепления. Источником шума могут быть они.

Чтобы облегчить работу, разделите шумы на зоны, чтобы проще выявить источник проблемы. Подвеску автомобиля можно диагностировать с помощью стетоскопа, оснащенного механическим датчиком.

Чтобы лучше прислушаться к нужной зоне, возьмите трубку для прижатия из дерева. Послушайте сначала навеску, чтобы получить более достоверные сведения по шумам. Отключите насос ГУР, генератор или помпу, снимите ремни для крепежей. Навеску нужно внимательно прослушать в узлах трения и сравнить эти звуки с теми, которые вы слышите в новых узлах.

Автомобильный движок нужно слушать при целиком холодном или целиком прогретом состоянии и на различных оборотах. Чтобы правильно проанализировать шумы изменяйте обороты с разной динамикой. Для того чтобы определить увеличение теплового зазора в клапане, помните, что на холостых присутствует характерное таканье. Если тепловой зазор отрегулирован верным образом, то тогда источником неисправности будет неравномерный износ поверхностей, которые касаются друг друга.

Иногда при холодном запуске двигателя может появиться стрекотание , которое прекращается при прогреве мотора. В основном это нормально, но если характерный звук не умолкает, это говорит о наличии неисправностей в плунжерной паре толкателя. Он сигнализирует об износе направляющих втулок клапанов, что подтверждается подношенными сальниками. Если звук достаточно резкий, значит, зазор между гнездом в блочной головке и толкателем крана достаточно велик. При прогревании двигателя звук медленно пропадает.

При этом этот звук не сильно опасен, а вот глухой звук, частота которого двое меньше частоты движения коленвала, говорит о том, что нужно заменить подшипники распредвала . Его хорошо слышно при прогревании мотора на холостых оборотах. Бояться не нужно, но проверьте ГРМ как можно скорее.

Если вы слышите слабый звонкий звук, то это может быть свидетельством большого зазора между поршневой юбкой и стенкой цилиндра. Это не слишком страшно, то не откладывайте ремонт надолго.

Какие звуки считаются опасными?

Особое внимание нужно обратить на звонкий стук из ЦПГ. Это может сигнализировать о поломках в сопряжении шатуна и шатунной шейки. При увеличении оборотов стук усиливается, а проходит при отключении цилиндра от системы зажигания. Если у вас дизельный мотор, то можете несколько расслабить гайку форсунки, чтобы перекрыть подачу топлива . Такая неполадка чаще всего является следствием неправильной эксплуатации автомобиля.

Если вы слышите глухой стук, значит, имеется большой зазор в коренных подшипниках на коленчатом валу. Если он усиливается при быстром понижении мотора, значит, что давление масла находится ниже нормы, и могут быть серьезные проблемы.

Хлопки сигнализируют об ослаблении цепей или проблемах с цепным механизмом. Их слышно сильнее на холостых или же при резком сокращении оборотов.

Как видите, некоторые неполадки автомобиля можно выявить посредством прослушивания тех или иных зон, причем делать это не так сложно.

Однако, конечно же, компьютерная диагностика будет более полной и достоверной. Стоит добавить, что в СТО проведение компьютерной диагностики стоит небольших, но денег. А зачем их тратить, если все можно сделать самому, имея на руках лишь телефон и специальных адаптер. А сэкономленные деньги лучше потратить на себя или на автомобильные аксессуары.

Все большее количество водителей приходят к выводу, что нужно уметь выполнять диагностику самостоятельно. Это дает возможность не пропускать сервисное обслуживание, держать автомобиль в исправном состоянии и сэкономить на посещении автосервиса. В статье рассказывается, как самому сделать диагностику автомобиля, зачем и каким способом ее нужно проводить, прилагаются фото и видео с демонстрацией процедуры.

[ Скрыть ]

Для чего нужна автодиагностика?

Если автомобиль начинает работать с перебоями, падает мощность, увеличивается расход горюче-смазочных материалов и т.д., необходимо найти причину неисправности и устранить ее. Современный автомобиль состоит из большого количества узлов и систем, поэтому без специальных знаний найти, в чем причина неисправности почти нереально. Приходит на помощь компьютерная диагностика, которая доступна любому автолюбителю при наличии необходимого оборудования.

Способы проведения самостоятельной проверки

Существует несколько способов, как провести тестирование автомобиля самому. В целом их можно разделить на компьютерную и механическую диагностику.

Так как машины напичканы всякой электроникой, поэтому время от времени необходима диагностика автоэлектрики автомобиля. Исходя из потребности тестирования, современные модели машин оснащены . Обычно его располагают около рулевой колонки. На сегодняшний день приборов для проведения тестирования большое количество. Выбор конкретного устройства зависит от модели автомобиля и возможностей покупателя.

Компьютерная диагностика:

  • считывает коды ошибок из памяти БУ;
  • расшифровывает коды;
  • квалифицирует коды на текущие и установленные;
  • позволяет получать параметры проверки двигателя;
  • осуществляет оперативный контроль систем;
  • обнуляет ошибки, стирая их из памяти;
  • позволяет делать перепрошивку (перепрограммирование) устройств.

Самый простой способ продиагнострировать транспортное средство — посредством специального сканера, который нужно подбирать согласно модели авто. Правда, есть универсальные устройства, при помощи которых можно осуществить автодиагностику своими руками. Данные приборы позволяет напрямую подключаться к блоку управления и считывать необходимую информацию.

С помощью сканера можно получить показания счетчиков, датчиков, проанализировать работу автомобильных систем и узлов. Чтобы эффективно использовать для диагностики автосканер, нужна схема электрооборудования, которую можно найти в руководстве по эксплуатации конкретной машины (автор видео — Андрей Тоскин).

Дополнительная диагностика необходима, так как блок управления не может нарисовать полную картину состояния автомобиля.

Что нужно, если отсутствует сканер?

Необходимо иметь:

  1. Устройство для отображения и обработки полученных данных: ноутбук, нетбук, планшет, компьютер. Использовать домашний ПК для диагностики сложнее, ввиду недостаточной мобильности. Вместо компьютера можно воспользоваться телефоном.
  2. Для подключения к диагностическому разъему нужен адаптер для диагностики авто. Можно приобрести адаптер , который предназначен для использования на конкретном авто, или воспользоваться универсальным устройством. Примером такого устройства является адаптер компании K-Line, который подходит для многих автомобилей как импортного, так и отечественного производства. Адаптер может подключаться к компьютеру (телефону) по Bluetooth или посредством Wi-Fi. Для подключения может еще использоваться специальный кабель для автодиагностики своими руками.
  3. Специальное программное обеспечение. Существуют программы для диагностики как определенных марок транспортных средств, так и универсальные. Желательно использовать программу для определенной марки автомобиля, так как она изначально настроена для работы с конкретным бортовым компьютером.

Для диагностики машины через телефон на него нужно установить специальное приложение. На смартфоны популярным приложением является программа Torque Pro, работающая на платформе Андроид. С ее помощью можно получать информацию о работе авто в режиме онлайн, провести его полную диагностику.

Для устаревших моделей, работающих на операционной системе Windows Mobile с поддержкой Java, рекомендуется установка программы Check-Engine. Данная программа выдает в онлайн-режиме параметры работы мотора, считывает, расшифровывает и удаляет коды ошибок из блока управления, формирует СМС сообщения с кодами ошибок (автор видео — Сделано в Гараже).

Современные устройства позволяют делать самостоятельно диагностику автомобилей через адаптер, но не стоит забывать о том, как делают механическую проверку, которая применялась на автомобилях с карбюраторным двигателем.

Она состояла из следующих операций:

  • визуального осмотра двигателя и рабочих систем;
  • проверки фильтров;
  • осмотра состояния приводных ремней;
  • измерения компрессии, давления масла, топлива, уровня рабочих жидкостей;
  • проверке .

Для проверки необходимо приготовить свечной ключ, компрессометр. При первичном осмотре нужно внимательно осмотреть двигатель и все магистрали, обеспечивающие его работу. О качестве работы топливной системы можно судить по выхлопным газам. Выполняя проверку работы мотора, необходимо прислушаться к звукам при его работе. Если двигатель исправен, не должно быть слышно посторонних шумов или стуков.

По акустическому шуму можно оценить состояние сопряжений при работающем моторе. При этом нужно учитывать, что валы силового агрегата вращаются с разными скоростями. Распредвал вращается в два раза медленнее коленвала.

Диагностика по акустическому шуму может выявить два вида неисправностей:

  • в цилиндро-поршневой группе;
  • в газораспределительном механизме.

Сначала выполняется общая проверка состояния двигателя, навесного оборудования, креплений и др. Чтобы качественно прослушать все шумы, автомобиль нужно разделить на зоны. Для прослушивания можно использовать автомобильный стетоскоп или деревянную трубку.

В первую очередь следует прослушать навеску. Для этого отключается насос , генератор или помпа, снимаются все ремни. Особое внимание при прослушивании следует уделить местам трения.

Прослушивать двигатель следует в полностью охлажденном состоянии или прогретом до рабочей температуры, на различных оборотах, чтобы дать ему поработать в разных режимах. Анализируя характер и место звуков, делают выводы о наличии неисправностей. Таким образом, путем прослушивания можно выявить некоторые неисправности.

Как происходит проверка?

Порядок проведения самостоятельной диагностики двигателя автомобиля с помощью компьютера и смартфона одинаков. Отличие только в сопряжении используемых устройств.

Подключение ноутбука выполняется в диагностический разъем OBD-II, который находится рядом с рулевой колонкой или в зоне доступной для водителя. На старых моделях он может быть расположен под капотом. Причем может отличаться от OBD-II, поэтому, возможно, придется покупать специальный переходник.

Подключение к разъему диагностического оборудования выполняется через специальный адаптер и провод для диагностики автомобиля. Можно купить готовый сканер для конкретного автомобиля либо универсальный. Возможен вариант изготовления самодельного адаптера, пользуясь схемами, размещенными на разных ресурсах. При выборе автосканера нужно обращать внимание на порт подключения. Порт USB универсален, так как к нему можно подключить любой девайс.

После подключения к ноутбуку либо другому устройству, нужно запустить программу для диагностики. За исключением ELM327, у каждого диагностического устройства есть программное обеспечение, но принцип работы у них похож. Разобраться с интерфейсом просто. Запускается сканирование ошибок и выполняется их анализ. Расшифровка кодов обычно высвечивается вместе со списком ошибок.

Диагностика при помощи телефона или смартфона отличается способом подключения. Для связи используется Bluetooth или Wi-Fi. Чтобы подключиться к устройству тестирования, нужно на телефоне активировать канал связи.

После расшифровки ошибок их следует устранить. Пока не будут ликвидированы все неполадки, не стоит стирать коды ошибок из памяти блока управления. Неисправленные ошибки появятся при следующей диагностике.

Заключение

Зная, как произвести диагностику автомобиля самостоятельно, можно следить за техническим состоянием транспортного средства. Заранее определив, какие проблемы появились в работе узлов, можно вовремя делать ремонт механизмов, что продлит срок эксплуатации всего автомобиля. Современные приборы для диагностики автомобилей своими силами позволяют проверить электрооборудование, системы и узлы, что важно, так как неисправности в электронике сказываются на эффективности эксплуатации транспортного средства.

Имея все необходимое для диагностики электрооборудования автомобилей, можно при покупке новой машины, провести диагностику с помощью телефона. Это дает возможность защитить себя от обмана.

Фотогалерея

1. Диагностика через компьютер 2. Приложение для телефона Torque

Проводится для автомобилей, обладающих электронной системой управления двигателем. Чтобы не опираться на разрозненные симптомы и не искать поломку путем разбора мотора на составляющие, можно обратиться к информации, накопленной в бортовом компьютере и понять, в чём проблема.

Цели и задачи компьютерной диагностики

Вот, что обычно показывает компьютерная диагностика автомобиля:

  • его текущее техническое состояние;
  • точные причины неисправности, локализацию и количество повреждений;
  • меры профилактики и устранения неполадок;
  • правильность настроек бортового компьютера.

В каждой есть специальный разъём для подключения к ПК (непосредственно или через переходник). На компьютер устанавливаются специальные программы, считывающие закодированную информацию и показывающие ее в удобном, понятном виде. После чего владельцу остается только принять решение о дальнейших действиях.

Иногда покупатель получает машину из салона с настройками, которые не отвечают условиям предстоящих поездок, из-за чего авто проявляет себя не с лучшей стороны: выдает малую мощность, низкую выносливость, поглощает много топлива и т. п. Об этом тоже можно узнать в процессе диагностики.

Такой подход не только облегчает выявление поломки, но и часто экономит деньги, так как точечно указывает, что именно неисправно. Автовладелец избежит лишних покупок и ошибочной замены исправных деталей.

Этапы проведения диагностики

Для автодиагностики приглашается специалист с оборудованием (или машина отправляется в салон, где оказывают подобную услугу). Он подключает сканер, выводящий информацию на монитор.

Далее владелец машины рассказывает о том, что, по его мнению, нужно проверить и какие признаки неисправности наблюдаются у авто. Тестирование включает проверку состояния подвески, двигателя, трансмиссии, системы электроснабжения.

Подвеску тестируют в следующих случаях:

  • когда шины изнашиваются неодинаково: какое-то из колес приходится «переобувать» чаще;
  • когда при поворотных маневрах слышен стук;
  • когда на плохой трассе слышен гул;
  • когда автомобиль ощутимо заносит в сторону при повороте;
  • когда ощущается тряска при движении;
  • когда автоблокировочная система срабатывает раньше, чем нужно;
  • когда возникает зазор между элементами механической системы.

Мотор проверяют, если:

  • он долго разогревается или шумит;
  • поглощается много горючего;
  • плохо срабатывает зажигание;
  • цвет выхлопного газа приобрел белый либо, наоборот, чёрный оттенок;
  • мощность стала заметно ниже;
  • повысились или понизились холостые обороты.

Автоматическую коробку передач тоже подвергают исследованиям в некоторых случаях:

  • если какая-то передача не включается;
  • вместо плавной смены скорости машина резко дергается;
  • переключение подтормаживает, авто буксует;
  • появились посторонние звуки;
  • протекает масло;
  • , чем раньше.

Вот, что входит в диагностику автомобиля. После неё специалист анализирует результаты и рассказывает о них владельцу машины, а также советует, что можно сделать для улучшения ситуации.

Плюсы электронной диагностики

В электронной диагностике есть ряд неоспоримых преимуществ:

  • она выполняется оперативно и точно;
  • можно не проводить полную проверку, а выяснить состояние конкретного элемента (и, конечно, заплатить за услугу меньше);
  • можно осуществить профилактику вероятных сбоев;
  • в процессе возможен пересмотр настроек, перепрошивка ПО.

Тестирование займёт всего несколько минут, и вы сразу узнаете результат и сами увидите его обоснование, что делает услугу более прозрачной и позволяет избежать лишних трат. Такая процедура совершенно необходима при , чтобы бывший хозяин или посредник не смогли скрыть от вас никаких существенных дефектов и слишком завысить цену.

Если вы догадываетесь, какой именно элемент поврежден, можно осуществить подбор электронного тестирования: задать проверку для определенного участка – это сэкономит ваши деньги.

Когда необходимо электронное тестирование

Компьютерную диагностику стоит проводить в следующих случаях:

  1. Машина имеет один или несколько признаков неисправности: на дисплее появляется уведомление о сбое какого-либо элемента, авто издаёт странные звуки, плохо заводится, тратит много топлива, чего раньше не наблюдалось, стало менее мощным и т. д.
  2. Предполагается длительное путешествие, в котором вам просто необходим надежный автомобиль, способный без поломок преодолеть заданное расстояние. Особенно это касается поездок в безлюдные или незнакомые места.
  3. Вы собираетесь покупать или продавать : в первом случае вы узнаете всё о проблемах и состоянии автомобиля, чтобы не купить безнадёжно изношенный транспорт, а во втором – оцените шансы на продажу и сможете выставить адекватную цену.
  4. Как профилактическая мера, чтобы следить за состоянием машины и вовремя устранять все неполадки, а также просчитать возможные проблемы на годы вперед.

Проводить диагностику лучше в заслуживающих доверия мастерских и салонах или приглашать проверенного специалиста с оборудованием. К сожалению, многие дилетанты в этом деле считают, что кроме наличия ПО и сканера им ничего не нужно, и смело предлагают свои услуги практически по той же цене, что и профессионалы.


Здравствуйте уважаемые автовладельцы, и все кого интересует автомобильная тематика. В этой статье я хочу рассказать, что такое , для чего она необходима и об основных областях её применения.

Главная цель компьютерной диагностики заключается в том, чтобы выявить причину неполадки или поломки, установить степень износа того или иного узла или агрегата и устранить сбои возникшие в системе электроники автомобиля. Основная и наиболее часто применяемая, это компьютерная диагностика двигателя и ходовой части. Связано это в первую очередь с тем, что ходовая часть и двигатель в большей степени подвержены нагрузкам, чем другие агрегаты и их износ происходит быстрее, что требует к себе особого внимания. Помимо этого она применяется для проверки работы систем зажигания, электронных систем и параметров датчиков, работы инжектора, антиблокировочной системы ABS, автоматических коробок передач, кондиционера, кузова и прочих систем, и агрегатов установленных на автомобиле.

Многие, покупая или продавая подержанный автомобиль, наверняка сталкивались с таким видом диагностики. Ведь по-другому заглянуть в двигатель или обнаружить другие скрытые дефекты не произведя разборки невозможно. Поэтому, чтобы быть уверенным что вы не покупаете кота в мешке, перед покупкой автомобиля лучше не пожалеть немного времени и денег, заехать в и произвести диагностику, а в случае обнаружения мелких неполадок у вас появится дополнительная возможность поторговаться с продавцом в свою пользу.

Обратите особое внимание на диагностику состояния кузова автомобиля, она покажет все повреждённые участки вследствие ДТП, если таковые имеются, ведь при хорошем ремонте даже высококлассному специалисту не всегда удаётся реально оценить степень повреждения. Ещё одним плюсом является тот факт, что компьютерная диагностика ходовой части, двигателя, или любого другого узла автомобиля помогает точно установить причину поломки, что в отличие от обычной, проведённой визуально или на слух, экономит не только время, но и деньги, которые могут быть потрачены на ненужные запчасти и дополнительно проведённые работы из-за неправильного или не точного диагноза.

Проходить эту процедуру рекомендуется два раза в год. Делается это для того чтобы заранее выявить возможные причины поломок, а заодно произвести сброс ошибок которые со временем накапливаются на электронном блоке управления автомобиля или другими словами на бортовом компьютере. Элементарная замена лампочки, плавкого предохранителя, тормозных колодок или снятие аккумуляторной батареи и прочих казалось-бы незначительных действий регистрируется в памяти блока управления в виде ошибок, что впоследствии может вызвать сбои в работе тех или иных узлов и автомобиля в целом.

Для тех, кто никогда не сталкивался с этой процедурой, хочу в двух словах рассказать, как проходит компьютерная диагностика автомобиля на примере одного из автосервисов, который в основном занимается ремонтом автомобилей марки BMW.

Первое на что хочу обратить внимание, так это оборудование, на котором производится компьютерная диагностика BMW . Ведь от качества оборудования зависит уровень точности диагностирования. Оно предоставлено дилерами компании, и программы в большей степени рассчитаны именно для обслуживания автомобилей этой марки. Все датчики, установленные на тех или иных узлах и агрегатах, имеют связь с блоком управления автомобиля. Для проведения диагностики, к бортовому компьютеру подсоединяют диагностический сканер. Делается это через специальный интерфейс (соединительный кабель). Сканер считывает коды неисправностей и ошибок, после чего проводит их обработку. Обработанная информация сопоставляется с базой данных возможных неисправностей. В результате на сканере появляется информация обо всех обнаруженных дефектах и наиболее эффективных способах их устранения. Сам процесс сканирования занимает несколько секунд и практически безошибочно определяет неисправность.

Исходя из вышеперечисленного прекрасно видно, что если вы дорожите своим временем и финансами то не только поможет в этом, но в свою очередь является необходимостью. А врачебная мудрость о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить в этом случае подходит как нельзя кстати.

Далеко не всем водителям старшего поколения известно, что в себе заключает это понятие. Так издавна повелось, что новые технические приспособления всегда вызывали недоверие, и только потому, что для человека это не казалось знакомым, привычным, в результате чего складывалось (и продолжает складываться) неполное и, следовательно, неверное мнение. Однако все же для того, чтобы качественно произвести любой вид ремонта, нужно в первую очередь грамотно сделать диагностику автомобиля. И это логично: невозможно отладить ту систему, если до конца не понятно, какая из ее частей неисправно работает.

Способы диагностики поломки автомобиля

Мастеру необходимо точно знать, какой механизм нужно разбирать, демонтаж какой части автомобиля сделать. Это имеет отношение как в случае с двигателем, так и в случае с подвеской. На данный момент диагностировать поломку можно тремя способами:

  • Задействовать органы чувств - зрение, слух и обоняние;
  • Провести осмотр и измерения различных показателей;
  • И, наконец, применить электронную или компьютерную диагностику - последнее достижение в данной области.

Все эти способы применяются на практике, отличаясь друг от друга степенью точности и продолжительностью процедуры. Первый способ считается самым поверхностным и в большинстве случаев неточным. Второй - точным, но не быстрым. Третий же позволяет просканировать всю систему, контроль за которой осуществляется микропроцессором.

В отдельности стоит рассмотреть то, как выявляется истинная причина неисправности двигателя. Его диагностика проводится при помощи специального оборудования, это может быть как мотор-тестер, так и сканер. Первый прибор - мотор-тестер - предназначен для измерения разных параметров и особенностей функционирования двигателя - словом, проводится второй тип диагностики.

Помимо только что изложенного способа, имеется и другой - электронная диагностика, или, проще говоря, сканирование. Данный процесс осуществляется посредством сканера - внешнего компьютера, подключаемого к специальному диагностическому разъему, таким образом считывая коды возникших ошибок. Также прибор помогает в управлении над исполнительными механизмами, а в режиме Datastream помогает расшифровывать сигналы датчиков с микропроцессора.

Производители предлагают на рынке два типа диагностического оборудования - стационарное и переносное . Каждая отдельная фабрика выпускает свою модификацию прибора с определенным набором функций, поэтому на всех СТО (станциях технического обслуживания) невозможно встретить образец одной конструкции. Но по тому, как внешне выглядит тот или иной прибор, нельзя создать себе правильное представление об оснащенности СТО. Часто выходит так, что переносные модели обладают большим функционалом, чем стационарные, которые уже не в силах угнаться за техническим прогрессом. Вот что можно вкратце сказать о самом понятии. Наступает черед рассказа непосредственно о самой процедуре диагностики.

Сколько времени занимает диагностика автомобиля?

Первое, что нужно полностью осознать, когда заходит речь о диагностировании автомобиля, - данный процесс требует определенного количества времени. Не бывает такого, чтобы за несколько минут была выявлена проблема. Даже если в конечном итоге выяснится, что исправность была незначительная, на ее диагностирование уйдет никак не меньше получаса. И необходимо сразу запомнить, что настоящий профессионал не будет ограничиваться только лишь чтением ошибки и рекомендациями по замене таких-то механизмов, он также проведет целый комплекс действий по проверке правильности расшифровки показаний ЭБУ (электронного блока управлений). Иногда причиной неисправности, о которой сигнализирует приборная доска, бывает присущая некоторым автослесарям забывчивость, в результате чего некоторые необходимые датчики просто не возвращаются на свое место в блоке.

Можно ли стирать ошибки (CHECK) в ЭБУ?

Среди автолюбителей ходит одно очень распространенное заблуждение, чему также поспособствовали так называемые мастера на станциях: чтобы устранить дефект, выявленный системой, нужно банально стереть высвеченные ошибки. Но в действительности это не решает проблемы. Цель ЭБУ не в том, чтобы добавить водителям еще ненужных проблем, а в том, чтобы следить за исправностью работы всех составных частей системы. И ошибки системы - это не простое информирование владельца автомобиля, это точное отражение ситуации. Ошибки бывают статическими, которые произошли в данный момент, и случайными, накопленными за определенный период. При каждом включении зажигания и при дальнейшей работе двигателя ЭБУ делает анализ показания датчиков и устройств. Выявляя дефект, блок учитывает его и предъявляет код ошибки. То есть такие ошибки не могут быть спонтанными, возникшими из ниоткуда. Все они остаются в памяти ОЗУ (оперативного запоминающего устройства), и если неисправность устранить, то при запуске мотора статическая ошибка получает статус случайной и стирается через несколько поездок.

Конечно же, если постоянно стирать ошибки, а обнаруженную проблему не решать, то двигатель от такого обращения не будет продолжать работать так, как было до этого. На современных автомобилях - в основном на американских и европейских, на японских пока не встречается - используется адаптивное управление системой, при котором оптимизируются результаты управления, а показания датчиков, сделанные в разное время, сохраняются в отдельной области ОЗУ. И вот здесь память достаточно легко очистить от ошибок путем отключения питания, то есть сняв клеммы с АКБ (аккумуляторной батареи).

Данным способом пользуются все, кто не хочет привезти свой автомобиль на диагностику. Но он приводит только к сбросу ошибок и всей накопленной ранее информации и дает временный эффект. Порой такое забивание на проблему, вперемешку с надеждой на качество и гарантию иностранного производителя, приводит к неприятным последствиям, из-за чего езда на таком автомобиле вызывает головную боль.

Американские специалисты раньше давали такие рекомендации для своих автомобилей: чтобы восстановить потерянные в момент отключения АКБ данные, нужно было проехаться в разных статических режимах. Сегодня же OBD II (On-BoartDiagnostics II) - новый стандарт диагностики - предъявляет особое требование: коды ошибок должны сохраняться в памяти ЭБУ даже в том случае, если питание всей системы отключено. Это подтолкнуло пока небольшую часть автопроизводителей устанавливать в блоке память, которая работает от независимых источников энергии. Разумеется, что на таких автомобилях нет теперь возможности сбросить и сами ошибки, и адаптацию, это могут сделать только сотрудники автомастерских, где имеется сканер. Им проводится полная диагностика всех иномарок, которые были выпущены после 1997-го года.

Определение поломки двигателя

Но для определения поломки двигателя на современных автомобилях одного сканера будет мало. Несомненно, потребуется еще и мотор-тестер . Так же как и сканер, он бывает стационарным и переносным. В действительности, этот прибор представляет собой многоканальный цифровой осциллограф, с комплексом специальных функций. Такой способ также является одним из видов компьютерной диагностики: вся полученная информация проходит обработку посредством одного или нескольких процессоров, что делает технологию диагностики всесторонней.

Данный прибор незаменим для правильной и точной диагностики, особенно старых систем со слабой возможностью самодиагностики. К ним относятся KE-Jetronic, L/LE-Jetronic и DIGIFANT. Само собой разумеется, что для работы с мотор-тестером у мастера должны быть специальные знания и выработанные навыки, а также достаточный запас времени, 2-3 часа, для поиска и обнаружения неисправности. Однако и здесь не все гладко: на станциях, где недобросовестными бывают как начальство, так и работники, часто вводят клиента в заблуждение. Стационарное диагностическое оборудование имеет экран, на который внутренний процессор выводит данные в виде диаграмм. Пользуясь тем, что большинство автолюбителей ничего в этом не смыслят, нечестный работник может сделать вывод, противоречащий первоначальным показаниям прибора. Для аргументации могут распечатать эти показания на бумаге и складно все объяснить. Но в такие моменты проверить правдивость слов невозможно.

Все же мир не без настойчивых людей. Они, измученные и потерявшие при этом много времени, настойчиво требуют, чтобы им продемонстрировали работу исправленного - со слов автослесаря - двигателя. С боем этого удается добиться, но не всегда. Попадаются и такие трудные водители, которые очень доверились процедуре компьютерного диагностирования и иногда не понимают, почему выявление неисправности занимает приличное время, ведь современные компьютеры такие быстрые. Как известно, раз на раз не приходится - каждый случай индивидуален, все зависит от многих факторов, в том числе и от возраста автомобиля. Конечно же, самоучек и друзей тех, кто немного разбирается в машинах, тоже много находится. Эти клиенты порой просят сделать то, что в данной ситуации не нужно совершать, или починить там, где факт поломки еще не установлен.

Определение поломки на слух? Можно ли прослушать двигатель?

На этом владельцы железных коней не останавливаются: они могут попросить послушать работу двигателя и тут же, получив от механика неутешительный ответ, хотят узнать, от чего это происходит. В самом начале уже говорилось, что диагностика неисправности двигателя на слух - это все равно что гадание на кофейной гуще, где найдется много объяснений, а определить, какое из них правильное, не в силах человека. Здесь проявляется либо слишком предвзятое отношение к автомеханикам, либо нежелание отдавать деньги за то, что, по мнению водителей, скоро снова полетит. Если в мастерской не могут быстро определить и назвать причину неисправности, то это еще не значит, что тамошние работяги ничего не умеют делать. Бывает и так, что диагностика автомобилей одной модели может занимать разные временные промежутки - от нескольких часов до нескольких дней.

То обстоятельство, что они будут обходиться без машины такое продолжительное время, заставляет некоторую часть водителей отказываться от услуг диагностики, иной раз вымещая свое недовольство на некомпетентности сотрудника СТО. Повторимся в очередной раз, незнание - особенность, присущая не всем слесарям. Техническая «начинка» автомобилей постоянно меняется, поэтому сегодняшний бензиновый двигатель - это соединение не только механики, но и сложной электроники.

При диагностике двигателя нужно принимать во внимание то, что на ситуацию влияют различные факторы, а их важность в момент определения неисправности обуславливается также и строением «сердца» машины, о котором мастер может и не знать. Анализ ситуации отнимает время и требует совершение разного рода действий. Иногда может получиться и так, что разные дефекты могут внешне одинаково проявляться. В таких ситуациях возникает масса версий, что, в свою очередь, вынуждает к проведению тестовых операций. Даже богатый профессиональный опыт не всегда может уберечь от совершения ошибки. Если пропустить мимо взгляда одну деталь, которая кажется незначительной в данный момент, то потом может оказаться, что зря ей сразу не было уделено должное внимание.

А если плавают «обороты»?

Например, клиент обратился на станцию, жалуясь на «гуляющие» обороты ХХ (холостого хода). При первичной диагностике слышно, как работает экономайзер принудительного ХХ. Дальнейший осмотр показывает, что неисправен регулятор ХХ. Его промывка не исправляет положение, остается слесарю только заменить деталь. Через день то же самое повторяется с новым регулятором. Повторная диагностика выявляет дефект в воздушном фильтре - разрыв в стенке, через который уличная пыль с песком попадала в него и потом уже засоряла регулятор ХХ.

Таким образом, невозможно предвидеть все трудности, с которыми можно столкнуться, даже в таком деле, как ремонт выпускных коллекторов в Москве . Поэтому не всегда уместно осуждение того автослесаря, который в процессе ремонта допустил ошибку. Недовольный клиент не может дать объективную оценку действиям ремонтника, потому что сам не разбирается и никакого опыта в этом деле не имеет. Однако в некоторых случаях гнев бывает оправданным: профессиональная подготовка современных мастеров оставляет желать лучшего.

Нередко судьба может столкнуть с такими умельцами, которые своими золотыми руками, но очень дурной головой могут только на время замаскировать обнаруженный дефект, вместо того чтобы его просто устранить традиционными методами. Неопытный глаз такие удивительные манипуляции с автомобилем вообще может не заметить, все выяснится уже позже, когда пройдет достаточное количество времени и повторное обращение с претензией будет бессмысленным.

Под конец стоит сказать, что современный процесс диагностики отличается от того, что было 10-20 лет назад, и вопрос ее точности - это вопрос добросовестности и опытности работников СТО. Пока между двумя сторонами не будут установлены цивилизованные отношения, проблема некачественного ремонта не решится.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png