Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых новичками — попытаться завести двигатель, едва успев сесть на сиденье. Во время движения вы внезапно почувствуете усталость, ломоту в спине, а также обнаружите, что зеркала совершенно неотрегулированы и в них ничего не видно (следствие того, что вы не заняли удобную позу и не подготовили водительское место «под себя»). Если перед запуском двигателя вы не удостоверились в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение — сразу после включения стартера машина может резко дернуться вперед, наскочив на какое-нибудь препятствие (другой автомобиль, столб, стена гаража, бордюр, а в худшем случае — человек). Автомобиль обычно дергается, если он стоит «на передаче», причем стояночный тормоз отключен (то есть «ручник» опущен вниз). Если машина стоит на задней передаче, то после включения стартера в подобной ситуации она дернется назад.

Поэтому сев на водительское место, отрегулируйте его «под себя» и займите удобную позу. Не забудьте проверить состояние зеркал заднего вида: они должны обеспечивать максимально возможный обзор.

Видеоролик "Регулировка салонного зеркала заднего вида"

Затем проверьте состояние стояночного тормоза. Если «ручник» опущен, следует его поднять — это позволит автомобилю оставаться неподвижным, когда вы не будете его контролировать (ошибочное включение стартера при включенной передаче, самопроизвольное начало движения на неровной или наклонной дороге и т. п.).

В вашем браузере отключен JavaScript

Видеоролик "Использование ручного тормоза"

Обязательно проверьте положение рычага переключения передач: он должен находиться только в нейтральном положении, и никаком другом. Необходимо поставить на стояночный тормоз автомобиль еще и потому, что при снятии его с передачи перед запуском двигателя (если, разумеется, он стоял на этой передаче) машина может самопроизвольно покатиться.



"Ручник" поднят, машина стоит на стояночном тормозе




"Ручник" опущен - колеса не заблокированы

После этого можно включить зажигание и, удостоверившись, что все приборы работают нормально, включить стартер и запустить тем самым двигатель.




Запуск мотора осуществляется поворотом ключа в замке зажигания




При включенном зажигании должны загореться соответствующие индикаторы...




... но как только мотор заработает, они должны погаснуть




И при включенном зажигании, и при заведенном двигателе должны работать датчики

На исправном автомобиле мотор заработает примерно в течение одной секунды после включения стартера. Как только двигатель начал работать — сразу же выключайте стартер (для этого достаточно отпустить ключ зажигания, и замок зажигания автоматически вернется в рабочее положение).

В вашем браузере отключен JavaScript

Видеоролик "Запуск автомобиля"

Если вы заводите автомобиль в зимнее время, при сильном морозе — рекомендуется перед запуском двигателя нажать педаль сцепления до упора (независимо от того, в каком положении находится рычаг переключения передач). Этот несложный прием облегчает пуск мотора. Многие водители в любом случае перед включением стартера выжимают сцепление — таким образом они страхуются от дергания автомобиля в том случае, если вдруг забыли выключить передачу. После того как мотор начал работать, еще раз удостоверьтесь в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и после этого плавно отпустите педаль сцепления.

Если на вашем автомобиле установлена автоматическая коробка переключения передач, то перед запуском двигателя включите стояночный тормоз и поставьте рычаг коробки переключения передач в положение «Р» (паркинг) или «N» (нейтральное). На большинстве современных автомобилей двигатель просто не заведется, если рычаг установлен в какое-то иное положение. После этого включайте зажигание, а затем стартер: мотор начнет работать.

После запуска двигателя ваш автомобиль полностью готов к тому, чтобы трогаться с места и начинать движение. Однако он должен предварительно прогреться в течение нескольких минут, если до этого более двух часов он не работал. Рабочая температура охлаждающей жидкости в работающем моторе составляет около 90°, но начинать движение можно уже после того, как мотор прогреется примерно до 50-60°. Особенно это касается карбюраторных автомобилей (хотя их время уже прошло): на непрогретой машине мотор работает нестабильно, автомобиль «дергается», не развивает своей мощности и т. п.

Перед тем как начать движение, обязательно внимательно посмотрите вперед, по бокам и назад, причем не только через зеркала заднего вида, но и через стекла, это необходимо для того, чтобы удостовериться в отсутствии помех для движения (автомобилей, пешеходов, животных и др.).

В вашем браузере отключен JavaScript

Видеоролик "Трогание с места"

Затем включите указатель левого поворота — тем самым вы дадите знать другим участникам дорожного движения о своем намерении начать движение.

После этого полностью (до упора) выжмите педаль сцепления и переместите рычаг переключения передач в положение, соответствующее первой передаче (именно с этой передачи следует трогаться с места). Не отпуская педаль сцепления, снимите автомобиль со стояночного тормоза (опустите «ручник») и правую руку положите на рулевое колесо.

Затем еще раз удостоверьтесь в отсутствии помех для начала движения. Помните, что водитель транспортного средства перед началом движения должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся в попутном направлении. Если все в порядке — постепенно и плавно начинайте отпускать педаль сцепления, прислушиваясь к тому, как работает двигатель. Как только вы почувствовали, что частота вращения коленчатого вала начинает снижаться — значит, сцепление постепенно «схватывает». В этот момент нужно ненадолго задержать педаль сцепления в этом положении, одновременно увеличивая подачу топлива (нажимая педаль «газа»). В результате автомобиль тронется и начнет движение, а вы должны плавно отпустить сцепление, продолжая увеличивать подачу топлива.

Рассмотрим несколько характерных ошибок, допускаемых начинающими водителями при трогании автомобиля с места.

  1. Многие новички не полностью выжимают педаль сцепления, в результате чего испытывают затруднения при включении первой передачи. Иногда данный процесс сопровождается характерным скрежетом, доносящимся из коробки переключения передач, которая в результате данной ошибки может выйти из строя.
  2. Еще одна ошибка — слишком раннее или слишком позднее увеличение подачи топлива (сильное нажатие педали «газа»). В первом случае это приводит к тому, что двигатель «ревет» без толку — машина не едет, поскольку сцепление еще не отпущено настолько, чтобы «схватывать». Во втором случае автомобиль просто глохнет, иногда совершив при этом характерный «рывок» вперед (данная ошибка может стать причиной поломки сцепления). Помните: очень важно уметь определить момент увеличения подачи топлива — он наступает, когда после плавного и мягкого отпускания педали сцепления двигатель начинает терять обороты, что свидетельствует о «схватывании» сцепления.

Следующая ошибка — резкое бросание педали сцепления после увеличения подачи топлива. Водитель, в общем-то, правильно определяет момент, когда нужно увеличить подачу топлива, но вместо того чтобы продолжать плавно отпускать педаль сцепления, бросает ее резко, в результате чего машина дергается и глохнет (это тоже приводит к преждевременному выходу сцепления из строя).

  1. Еще одной известной ошибкой является то, что водитель слишком резко увеличивает подачу топлива, в результате чего автомобиль не начинает движение плавно, а резко срывается с места, иногда даже с визгом шин. Это очень опасно, поскольку для начинающего автомобилиста такое поведение машины является полной неожиданностью, и он не способен быстро и адекватно на него отреагировать.
  2. Распространенная ошибка новичков заключается в том, что, трогаясь с места, водитель смотрит не на дорогу, а на органы управления автомобилем (руль, педали, панель приборов и др.) или на капот. Отметим, что эта ошибка проявляется не только при трогании, но и в процессе движения.

На первый взгляд может показаться, что процесс начала движения прост, однако в реальности он вызывает затруднение у всех без исключения новичков. Трудно найти водителя, у которого бы в процессе обучения не глох или не дергался автомобиль. Правда, это относится только к тем, кто учится ездить на автомобиле с механической коробкой переключения передач. Что касается «автоматов», то у них данный процесс предельно упрощен: для этого достаточно перевести рычаг коробки передач в любое положение, которое означает «движение» (как правило, это положение «D») и плавно увеличивать подачу топлива.

После того как вы тронулись с места и проехали какое-то расстояние, следует остановиться: задача урока — научиться начинать движение. Для этого включите указатель правого поворота, затем отпустите педаль «газа» и с помощью педали тормоза уменьшите скорость движения автомобиля, но не останавливайте его полностью. Затем левой ногой нажмите до упора педаль сцепления и выключите передачу, поставив рычаг переключения передач в нейтральное положение. Отпустите педаль сцепления и продолжайте нажимать на педаль тормоза (при необходимости усиливая давление) до полной остановки автомобиля. После этого поднимите «ручник», выключите указатель правого поворота и заглушите мотор, выключив зажигание.

Для полной остановки автомобиля с автоматической коробкой переключения передач плавно отпустите педаль «газа», затем так же плавно этой же ногой нажимайте на педаль тормоза до полной остановки автомобиля. После этого установите рычаг коробки переключения передач в положение «P» или «N» и заглушите мотор, не забыв затем поставить автомобиль на стояночный тормоз.

Перед каждой остановкой автомобиля обязательно нужно смотреть в зеркала заднего вида, особенно в то из них, которое расположено справа, а также не поленитесь оглянуться по сторонам. Такая несложная мера предосторожности предотвратит возможное попутное столкновение при наличии сзади и по бокам транспортных средств, движущихся в попутном направлении в непосредственной близости от вас.

В самом начале обучения вождению кандидат в водители обычно знакомится с автомобилем автошколы, условно говоря, готовым к эксплуатации. Будущему водителю не обязательно следить за техническим состоянием автомобиля - за него это сделают штатные механики и инструктор. Совсем иначе приходится действовать при покупке и начале эксплуатации автомобиля собственного. Поневоле приходится осваивать: регулярно проверять уровни масла и охлаждающей жидкости, следить за давлением воздуха в шинах, зарядкой аккумуляторной батареи и др. Нередко начинающий водитель, особенно владелец подержанного автомобиля, вынужден с первых шагов за рулем постигать тайны ремонта, премудрости пуска и вождения автомобиля, не совсем, скажем так, исправного.

Казалось бы, неплохо посвятить начинающего хотя бы в азы устройства автомобиля - но слишком уж много придется рассказывать, ведь мир автомобилей, пусть не в такой степени, как мир людей, но все же весьма разнообразен. Не говоря уже о том, что чуть ли не каждый автомобиль имеет свой, особенный, а порой и настоящий. По-хорошему, такого быть не должно, но, видимо, так устроен мир.

Поэтому поговорим сразу о том, что объединяет автомобили и их водителей. Приемы вождения, в частности процесс троганья с места, одинаковы для водителей практически независимо от того, за рулем какого автомобиля они находятся: дорогого или дешевого, большого или маленького, нового или подержанного. Для тех, кто может заподозрить нас в конструкций автомобилей, имеющих, к примеру, разные типы привода, оговоримся, что их различия становятся заметны только в экстремальных ситуациях, о которых мы ниже поговорим отдельно. В нормальных условиях повседневного движения все автомобили равны в правах. В противном случае владельцы передне-, задне- и полноприводных автомобилей вынуждены были бы учиться в разных автошколах.

Итак, займем место за рулем некоего усредненного и полностью исправного автомобиля с механической коробкой передач. Подготовимся к поездке.

Последовательность действий водителя перед «стартом»

  • Сев за руль, сразу же займите удобное и правильное положение. Проверьте регулировку сиденья, рулевого колеса, зеркал заднего вида;
  • проверьте, включен ли стояночный тормоз. Если нет, включите его;
  • проверьте, находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении. Если нет, переведите его в нейтральное положение;
  • включите зажигание и практически сразу - стартер. Двигатель должен пуститься;
  • при низких температурах зимой для облегчения пуска рекомендуется нажать до упора педаль сцепления независимо от положения рычага переключения передач. Это облегчит пуск двигателя. Можно сделать это и в любую другую погоду, чтобы «подстраховать» себя от случайного рывка автомобиля при пуске двигателя, который произойдет, если вы забыли выключить передачу;
  • после того как двигатель заработал, еще раз проверьте положение рычага переключения передач (оно должно быть нейтральным) и плавно отпустите педаль сцепления.
На автомобиле с автоматической коробкой передач:
  • включите (если выключен) стояночный тормоз;
  • переведите селектор АКП в положение Р (паркинг, стоянка) или N (нейтральное). Впрочем, в большинстве случаев при ином положении селектора двигатель не пустится;
  • включите зажигание и стартер - двигатель должен пуститься.

Наш автомобиль готов начать движение. Но следует помнить, что двигатель должен прогреться, особенно если он был пущен после остановки более чем на 2–3 часа.

Рабочая температура охлаждающей жидкости двигателя составляет 90 градусов, поэтому даже в летнюю жару остановленный на несколько часов двигатель полностью остывает. Начинать движение рекомендуется только после того, как охлаждающая жидкость прогреется хотя бы до 40–50 градусов (стрелка на указателе ее температуры достигнет первого деления шкалы). В противном случае, особенно на автомобилях, оснащенных системой питания с карбюратором, двигатель будет дергаться, внезапно останавливаться, не развивать полной мощности, и езда будет некомфортной.

При необходимости остановки двигателя, особенно после поездки, дайте ему немного (1–2 мин) поработать на холостом ходу.

Мы привели самые общие рекомендации по пуску автомобильного двигателя. Однако руководство по эксплуатации вашего автомобиля может содержать дополнительные, иногда важные сведения на этот счет, поэтому рекомендуем вам обязательно прочесть его.

Последовательность действий водителя при троганьи с места

  • Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении;
  • пустите и прогрейте двигатель;
  • убедитесь в отсутствии помех для движения, посмотрев вперед и через зеркала заднего вида - вправо, влево и назад;
  • включите указатель левого поворота;
  • нажмите до упора педаль сцепления (выключите сцепление) и включите первую передачу. Если у вас возникли затруднения при включении передачи, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления и нажмите ее еще раз, после чего снова попытайтесь включить первую передачу;

ВНИМАНИЕ! Педаль сцепления при переключении передач всегда следует нажимать до упора.

  • выключите стояночный тормоз и перенесите правую руку на рулевое колесо;
  • еще раз убедитесь в отсутствии помех для движения и начинайте постепенно отпускать педаль сцепления, выбирая ее свободный ход. Помните, что ваш взгляд должен быть направлен на дорогу, а не на органы управления автомобилем, которые вы должны научиться чувствовать с помощью только мышечных ощущений. Плавно отпуская педаль сцепления, прислушивайтесь к тому, как работает двигатель. Если частота вращения коленчатого вала двигателя начинает падать, значит, вы достигли момента «схватывания» сцепления. Постарайтесь как можно точнее запомнить положение педали сцепления в момент «схватывания». В этот момент надо слегка задержать ногу на педали сцепления и увеличить подачу топлива, плавно нажимая педаль «газа». Автомобиль тронется с места. Продолжая увеличивать подачу топлива (нажимать педаль «газа»), плавно отпускайте педаль сцепления.

ВНИМАНИЕ! Увеличивать подачу топлива необходимо в момент «схватывания» сцепления.

Процесс троганья с места не столь прост, как кажется на первый взгляд. Напротив, это одна из наиболее трудных задач для новичка. Если вы справились с ней, считайте, что вы уже «поехали»: остальное будет даваться много проще. Но так бывает крайне редко. Представьте, что неподготовленному человеку приходится на несколько секунд скоординировать действия обеих рук и ног, причем каждая из конечностей должна выполнить операцию, отличную от тех, что выполняют три других! Итак, левая нога движется «на себя», постепенно отпуская педаль сцепления. Правая движется ей «навстречу», нажимая педаль «газа». Правая рука, проконтролировав включение первой передачи, движется к рулевому колесу, в то время как левая рука это самое колесо удерживает, одновременно «следя» за подрулевым переключателем указателя поворота, который необходимо не только вовремя включить, но и не забыть выключить. По сути, несколько мгновений водитель работает как человек-оркестр!

Интересно, что во всем этом многообразии движений практически не принимает участия… голова. Да-да, не улыбайтесь! Если бы водитель обдумывал каждое из своих действий, движение на дорогах вскоре было бы просто парализовано. В том-то и дело, что многие приемы управления автомобилем довольно быстро переходят в разряд автоматических. Через какое-то время, проведенное за рулем, вы заметите, что вам уже не нужно для включения необходимой передачи искать глазами рычаг коробки передач - рука справится с этим сама. Аналогично и левая нога приучится успевать нажать педаль сцепления до упора, прежде чем правая рука коснется рычага. А левая рука будет щелкать указателем поворота, едва у вас в мозгу сформируется мысль о необходимости выполнить поворот или перестроение. И вслед за каждым таким «щелчком» вы автоматически будете переводить взгляд на зеркало заднего вида или оборачиваться, если обзор вам покажется недостаточным. Но пока вы только учитесь трогаться с места, вам поневоле придется обдумывать каждое из своих действий, более того - каждый нюанс любого необходимого действия.

Итак, основные ошибки новичка при троганьи с места таковы. Автомобиль дергается и останавливается, упорно не желая двинуться вперед? Значит, вы недостаточно сильно нажимаете педаль «газа» или слишком рано отпускаете педаль сцепления. Автомобиль срывается с места, как ошпаренный? Вы слишком сильно нажимаете педаль газа. При слишком позднем отпускании педали сцепления автомобиль трогается с места, но разгоняется медленно, неохотно, а через несколько минут езды в таком режиме в салоне появляется неприятный запах, означающий, что накладки ведомого диска сцепления приказали долго жить. Но эта ошибка все же наименьшая: старт с места с пробуксовкой сцепления получается наиболее плавным и наиболее часто удается новичку. Главное - приучиться отпускать педаль сцепления, когда автомобиль тронулся с места.

Методика работы над ошибками проста и бесхитростна: более тщательная координация взаимодействия рук и ног и практика, практика и еще раз практика. Постепенно научитесь, ведь как-то справляются же с этим миллионы водителей. Если бы это было невозможно, мы бы до сих пор ездили в телегах и верхом.

На автомобилях с автоматической коробкой передач троганье с места проще: водителю достаточно лишь перевести селектор в положение D или любое другое, означающее «движение», и начать плавно нажимать педаль «газа». Не забудьте при этом выключить стояночный тормоз и включить указатель поворота, который предупредит других водителей о том, что вы начинаете (или намерены начать) движение.

После того как вы все же тронулись с места и совершили первую, пусть короткую, поездку, автомобиль необходимо остановить. Для этого:

  • включите указатель правого поворота;
  • отпустите педаль «газа» и перенесите правую ногу на педаль тормоза. Плавно нажимая педаль тормоза, снизьте скорость движения автомобиля, но не останавливайте его;
  • левой ногой нажмите до упора педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • продолжайте плавно нажимать педаль тормоза, пока автомобиль не остановится;
  • отпустите педаль сцепления и включите стояночный тормоз;
  • выключите указатель поворота;
  • выключите двигатель.

На автомобиле с автоматической коробкой передач достаточно плавно отпустить педаль «газа», перенести правую ногу на педаль тормоза и, плавно нажимая ее, остановить автомобиль, а затем перевести селектор в положение N или Р и выключить двигатель. Включение стояночного тормоза также никто не отменял.

Приучите себя перед остановкой автомобиля непременно смотреть в зеркала заднего вида. Это поможет вам избежать попутного столкновения. Ведь пока вы только учитесь, вы думаете, прежде всего, о себе, своих действиях за рулем и своем автомобиле. А на дороге нельзя не думать о других участниках движения. Для них ваши действия могут оказаться непредвиденными, тем более что поначалу они неуклюжи и противоречивы.

Новички нередко забывают вовремя включать указатели поворота, резко тормозят и останавливаются, перед маневрами надолго задумываются или, наоборот, перестраиваются и поворачивают внезапно и «грубо», причем лишь потому, что начинающий водитель попросту забыл посмотреть в зеркало. Все это может привести к неприятным последствиям, в том числе к дорожно-транспортному происшествию. При этом никто и не подумает списать случившееся на неопытность новичка: выехав на дорогу, он становится таким же полноправным участником движения, как любой другой водитель. Соответственно, и спрос с него такой же.

Последовательность действий водителя при переключении передач

  • Тронувшись с места, увеличьте подачу топлива и наберите скорость приблизительно 20 км/ч. Нажимайте педаль «газа» плавно. Резкое нажатие приводит к пробуксовке (проскальзыванию) колес даже на сухой дороге и повышенному износу шин. Держите правую ногу на педали «газа» так, чтобы нога упиралась в пол каблуком, а ее мысок был слегка сдвинут вправо;

ВНИМАНИЕ! Когда вы нажимаете педаль сцепления, педаль «газа» должна быть отпущена.

  • снимите правую ногу с педали «газа» и одновременно быстро нажмите до упора педаль сцепления;
  • переведите рычаг переключения передач из положения первой передачи в положение второй, задержав рычаг примерно на 1 с в нейтральном положении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выравнивание частоты вращения шестерен в коробке передач;
  • плавно, но быстро отпустите педаль сцепления и одновременно увеличьте подачу топлива, нажимая педаль «газа». Автомобиль продолжит движение на второй передаче, и у вас появится возможность набрать более высокую скорость;
  • переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. При этом, чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления.

Еще лучше, если в комбинации приборов автомобиля присутствует тахометр. Оптимальный диапазон частот вращения коленчатого вала двигателя при смене передач - 2 500–3 500 мин –1 . Для более интенсивного разгона можно «раскручивать» двигатель и дальше - до 4 000–5 000 мин –1 , однако «укладывать» стрелку прибора в красную зону шкалы не рекомендуется. Троганье с места, напротив, происходит при низких частотах вращения коленчатого вала: 1 500–1 700 мин –1 . Минимальная же частота, на которой двигатель еще «работоспособен», составляет около 750–800 мин –1 . В таком режиме двигатель может работать только на холостом ходу.

Автоматическая коробка «освобождает» водителя от необходимости выбора передач: она выбирает их самостоятельно, при этом переключение на более высокие передачи происходит по мере нажатия водителем педали «газа» и достижения двигателем некоей определенной частоты вращения коленчатого вала, зависящей от настроек «автомата». С одной стороны, это упрощает процесс управления автомобилем, с другой - лишает водителя права самостоятельно «распоряжаться» передачами в зависимости от условий движения. Впрочем, современные «автоматы» позволяют водителю в случае необходимости перейти на «спортивный» (для интенсивного разгона) или «зимний» (для езды в трудных условиях) режим, а также «разрешить» коробке переключение только до 3-й, 2-й или 1-й передачи. Наиболее совершенные автоматические коробки имеют режим ручного переключения передач.

При движении на подъем или в других ситуациях, когда на автомобиль действуют дополнительные силы сопротивления, для переключения передач надо выбирать верхний предел указанного диапазона скоростей. На спусках, наоборот, выбирайте нижний предел.

Переключать передачи надо уверенным движением, но без усилий, нажимая педаль сцепления до упора. Помните, что при движении не рекомендуется держать ногу на педали сцепления, а также продолжительное время держать сцепление выключенным, т. е. нажимать педаль сцепления (например, при ожидании возможности выехать на перекресток). Это приводит к повышенному износу деталей механизма сцепления.

Последовательность действий водителя при нисходящем переключении передач

  • Отпустите педаль «газа». При необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче;
  • нажмите педаль сцепления до упора;
  • быстро переведите рычаг переключения передач в положение, соответствующее включаемой передаче, без задержки в нейтральном положении. Плавно отпускайте педаль сцепления и увеличивайте подачу топлива нажатием педали «газа».

При понижении передач не обязательно строго «перебирать» их одну за другой. Можно после движения на четвертой или пятой передаче, достаточно снизив скорость, перейти на вторую или третью передачу. В этих случаях рекомендуется использовать перегазовку.

Выполняется она так:

  • отпустите педаль «газа»;
  • нажмите до упора педаль сцепления;
  • переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение,
  • отпустите педаль сцепления;
  • кратковременно нажмите педаль «газа» и быстро отпустите ее. Чем больше перепад скоростей, тем сильнее должно быть нажатие педали «газа»;
  • быстро нажмите педаль сцепления и включите нужную передачу;
  • отпустите педаль сцепления. Автомобиль продолжит движение на выбранной вами передаче, а перегазовка позволит включить ее легче.

ВНИМАНИЕ! Чем ниже включаемая передача, тем плавнее надо отпускать педаль сцепления. Резкое включение сцепления может вызвать занос автомобиля при движении на скользком покрытии.

Снизить скорость движения автомобиля можно следующими способами

  • Торможение двигателем. Для этого надо просто убрать ногу с педали газа. Чем более низкая передача включена, тем интенсивнее будет торможение автомобиля двигателем. Если вы хотите получить более существенное снижение скорости при торможении двигателем, переключайте передачи в нисходящем порядке. Такой способ снижения скорости применяется при движении по скользкой дороге;
  • торможение с помощью педали тормоза;
  • торможение двигателем и педалью тормоза.

При торможении двигателем вероятность заноса автомобиля значительно меньше, чем при торможении педалью тормоза, однако и скорость замедления автомобиля значительно меньше.

Оптимальным вариантом является сочетание торможения двигателем и педалью тормоза, т. е. комбинированный способ.

При любом способе торможение должно быть по возможности плавным, при чем, чем хуже сцепление колес с дорогой, тем более плавным должно быть торможение.

Резкое торможение, вызванное нажатием педали тормоза или резким отпусканием педали сцепления при переходе на пониженную передачу, может вызвать блокировку, т. е. полное затормаживание колес, которые в этом случае начинают скользить по дороге (происходит так называемое торможение на юз). В этом случае путь, который проходит автомобиль до полной остановки, сильно увеличивается.

Поэтому правильное торможение - это торможение без блокировки колес, при котором воздействовать на педаль тормоза надо плавными короткими нажатиями: нажал плавно - отпустил быстро.

На крутых спусках или при движении по очень скользкой дороге можно применить торможение двигателем с последовательным переключением передач в нисходящем порядке. Техника его выполнения та же, что и при переходе с высшей передачи на низшую с перегазовкой. При этом после включения очередной низшей передачи педаль сцепления отпускают очень плавно, а педаль «газа» не нажимают.

При экстренном торможении, когда надо очень быстро остановить автомобиль, следует упереться левой ногой в пол автомобиля, а правой резко нажать педаль тормоза до полной блокировки колес. Если есть возможность, лучше выключить передачу, если нет - не тратить на это времени. Как только колеса заблокируются, надо отпустить педаль тормоза, а затем опять нажать и так до полной остановки автомобиля.

При комбинированном способе торможения надо перенести правую ногу с педали на педаль тормоза и плавно нажимать ее, не переводя при этом рычаг переключения передач в нейтральное положение. Работая педалью тормоза, вы снижаете скорость до нужной величины. Если надо затормозить до полной остановки, то при снижении скорости автомобиля до 20-25 км/ч нажмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, после чего отпустите педаль сцепления и тормозите педалью тормоза до полной остановки автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Резкое торможение всегда опасно, поэтому старайтесь заранее обнаружить опасность.

Если вы, поздно заметив яму на дороге, не можете объехать ее, то перед съездом в яму надо отпустить педаль тормоза, чтобы уберечь от резкого удара переднюю подвеску.

На занятия по вождению нужно приходить в одежде и обуви, не стесняющих движение. Наиболее предпочтительна одежда и обувь спортивного стиля.

ОБУЧАЕМЫЙ ОБЯЗАН ЗНАТЬ:
— правила дорожного движения и умело применять их требования на практических занятиях по вождению автомобиля;

— меры по технике безопасности на практических занятиях по вождению и техническому обслуживанию автомобиля и выполнять их;












1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:
— внимательно слушайте и точно выполняйте указания инструктора, не спорьте и не пререкайтесь с ним во время занятий!
— запуск двигателя производите только с разрешения инструктора по вождению;
— перед запуском двигателя убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении, автомобиль зафиксирован на месте ручным тормозом, около автомобиля никого поблизости нет;
— внимательно следите за показаниями контрольно-измерительных приборов;
— пользуйтесь органами управления плавно, без особых усилий и рывков, не ослабляя наблюдение за дорогой;
— в движении соблюдайте дистанцию не менее 25-30 метров, на остановках и стоянках - 5 метров, максимальная скорость движения 40-50 км/ч;
— обгон или объезд стоящего ТС производите только с разрешения мастера ПОВ;
— контролируйте обстановку вокруг автомобиля, используя зеркала заднего вида;
— при встречном разъезде и при проезде пешеходных переходов проявляйте особую осторожность и внимательность;
— не допускайте резких торможений, ускорений, поворотов;
— на скользкой дороге торможение производите путем снижения оборотов двигателя и, при необходимости, многократным нажатием на педаль тормоза (ступенчатое или прерывистое торможение) без выключения сцепления, исключая блокировку колес;
— в случае заноса автомобиля рулевое колесо поворачивайте в сторону заноса;
— остановку автомобиля производите плавно, в заранее намеченном месте.

2. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПРИ КОНТРОЛЬНОМ ОСМОТРЕ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ:
Проверьте и устраните обнаруженные неисправности:
— чистоту автомобиля, стекол, зеркал и номерных знаков;
— уровень охлаждающей жидкости, моторного масла, тормозной жидкости, горючего. Нет ли потеков;
— отрегулируйте положение водительского сиденья, наклон спинки сиденья;
— отрегулируйте зеркала заднего вида;
— пристегните ремень безопасности;

3. ПОРЯДОК ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ:
— убедитесь, что стояночный тормоз включен;
— установите рычаг КПП в нейтральное положение;
— нажмите педаль сцепления до упора и удерживайте ее (выключение сцепления), включите зажигание, повернув ключ в замке зажигания по часовой стрелке на 45 градусов;
— включите стартер, повернув ключ еще на 45 градусов, удерживая его в этом положении 1-2 секунды до тех пор, пока не заработает двигатель (будет слышен звук работающего двигателя), после чего отпустите ключ (выключите стартер);
— еще раз убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении и плавно отпустите педаль сцепления;
— глушение двигателя производится путем поворота ключа на 45 градусов против часовой стрелки (выключение зажигания).

4. ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ:
— в зимнее время, при низких температурах, перед запуском двигателя необходимо включить на несколько секунд (около 5) дальний свет фар для прогрева аккумулятора;
— включите зажигание и только на пол секунды включите стартер. В принципе достаточно только «цокнуть» стартером. Далее надо выждать секунды три - четыре. Запуская двигатель в два (или в три) приема, вы облегчите пуск холодного двигателя и сбережете аккумулятор;
— в холодное время года нежелательно ставить автомобиль на длительное хранение на стояночный (ручной) тормоз, во избежание примерзания тормозных накладок к тормозному барабану;
— при низких температурах в бачок омывателя заливается специальная жидкость, согласно температурному режиму окружающей среды.

5. АЛГОРИТМ ТРОГАНИЯ С МЕСТА:
— осмотритесь по сторонам, в том числе и в зеркала заднего вида;
— полностью выжмите педаль сцепления (выключение сцепления) плавно и быстро и сделайте паузу в 2-3 секунды;
— включите первую передачу;
— включите сигнал поворота;
— установите обороты двигателя на уровне 1 500 — 2 000 для обеспечения плавности трогания с места, нажав на педаль газа;
— отпустите рычаг стояночного тормоза;
— посмотрите в зеркала заднего вида;
— плавно отпускайте педаль сцепления (педаль газа при этом удерживается в одном положении), в момент начала движения автомобиля задержите ногу на педали сцепления (1-2 секунды), затем продолжайте плавно отпускать педаль сцепления, одновременно плавно нажимая на педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ УЧЕНИКАМИ ОШИБКИ:
— не просматривают дорожную обстановку;
— забывают включить или выключить указатель поворота;
— забывают снять автомобиль с ручного тормоза;
— резко отпускают и не фиксируют педаль сцепления (бросают сцепление), что приводит к резкому рывку при трогании автомобиля;
— смотрят на педали и рычаги, забывая о дороге;
— слишком сильно или слабо нажимают на педаль газа, не удерживают ее в момент трогания;

6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ РЫЧАГОМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ:
Переключение передач производить только при полностью нажатой педали сцепления (выключенном сцеплении).
Когда рычаг КПП находится в нейтральном положении (N), то для того, чтобы включить:
— 1 передачу,необходимо перевести рычаг влево, до первого упора, затем вперед;
— 2 передачу - влево, до первого упора, затем назад;
— 3 передачу - вперед;
— 4 передачу - назад;
— 5 передачу - вправо до вторго упора, затем вперед;
— задний ход - влево до второго упора, затем вперед.
Данная схема справедлива для автомобилей ВАЗ-2108 - 2115.На других автомобилях она может несколько отличаться.
При неподвижном состоянии автомобиля педаль сцепления отпускается только когда проверите и убедитесь, что рычаг КПП находится в нейтральном положении.
Схема переключения передач:

Замечание. И6огда первая или задняя передачи сразу могут не включиться, но не надо применять излишнее усилие для их включения. Переведите рычаг КПП в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления, снова выжмите педаль сцепления до конца и повторите включение передачи. При этом шестерни коробки передач повернулись и передача должна включиться легко.

7. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В ВОСХОДЯЩЕМ РЕЖИМЕ:
Переключение передач в восходящем режиме (с низшей на высшую) производится с применением разгона.
— после достижения максимальной скорости для данной передачи (до 20 км/ч для первой передачи; 20-40 км/ч - для второй; 40-60 км/ч - для третьей; 60 км/ч и более - для четвертой) быстро нажмите на педаль сцепления левой ногой до упора (выключите сцепление);
— одновременно сбрасывайте обороты двигателя (нужно снять правую ногу с педали газа);
— переводите рычаг КПП в нейтральное положение, затем быстро включите высшую передачу;
— плавно отпустите педаль сцепления (включите сцепление);
— плавно нажимите на педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ УЧЕНИКАМИ ОШИБКИ:
— ручаг переключения передач переводят с применением больших усилий;
— производят недостаточный или затяжной разгон;
— несвоевременно отпускают и нажимают педаль газа;
— включают другую передачу, вместо намеченной;
— при переключении передач смотрят на педали и рычаг КПП.

8. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ В НИСХОДЯЩЕМ ПОРЯДКЕ:
— предварительно уменьшите скорость движения автомобиля путем уменьшения оборотов двигателя (отпустите педаль газа) или притормаживая;
— после достижения минимально допустимой скорости для данной передачи (с четвертой на третью - 50 км/ч; с третьей на вторую - 30 км/ч; со второй на первую - 10 и менее км/ч;
— нажмите на педаль сцепления до упора (выключите сцепление), отпустите педаль газа, включите низшую передачу, соответствующую скорости движения;
— быстро и плавно отпустите педаль сцепления, одновременно нажимая педаль газа.

ДОПУСКАЕМЫЕ ОШИБКИ:
— переключение передач производят на большой скорости движения, не соответствующей данной передаче, что приводит к скрежету в коробке передач и повышенным нагрузкам на детали трансмисси. Возникает опасность блокировки ведущих колес на скользком покрытии.
— не полностью выжимают педаль сцепления;
— несвоевременно отпускают и нажимают педаль газа.

9. ТРОГАНИЕ НА ПОДЪЕМЕ:
— необходимо, удерживая автомобиль на подъеме ручным тормозом, выжать педаль сцепления и включить первую передачу;
— плавно отпуская педаль сцепления, одновременно увеличивайте обороты двигателя, нажимая на педаль газа (1800 - 2000 оборотов);
— при начале движения отпустите ручной тормоз. Делать это следует так, чтобы тормоз перестал удерживать автомобиль в тот момент, когда двигатель соединится с трансмиссией и воспримет нагрузку.

10. ТОРМОЖЕНИЕ:
Каждый водитель должен стремиться к плавному движению автомобиля и избегать частых резких торможений, что сохраняет более длительную работоспособность автомобиля и водителя.
Торможение производить без нажатия на педаль сцепления и выключения передачи плавным нажатием на педаль тормоза. Резкое торможение может привести к блокировке колес, потере управления, заносу и опрокидыванию.
Для торможения на скользкой дороге применяют прерывистое или ступенчатое торможение, производя торможение в несколько приемов (нажимая - отпуская педаль тормоза) для избежания блокировки колес.

11. ОСТАНОВКА:
— выберите удобное место для остановки автомобиля;
— снижайте скорость движения автомобиля до 10 км/ч;
— выжмите на педаль сцепления;
— нажмите на педаль тормоза и остановите автомобиль в намеченном месте;
— выключите передачу и отпустите педаль сцепления;
— зафиксируйте автомобиль ручным тормозом, отпустите педаль тормоза.

12. ДВИЖЕНИЕ ЗАДНИМ ХОДОМ:
Движение задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц (п. 8.12 ПДД).



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png