Автомобили, выпускаемые под маркой УАЗ, известны не только в России, но и в других странах. Внедорожники и фургоны из Ульяновска заслуженно считаются надежными и неприхотливыми машинами. Но далеко не все автолюбители знают, что кроме «козликов» и «буханок», на УАЗе создали еще много интересных опытных моделей.

1. УльЗИС-253


Ульяновский автомобильный завод был образован в 1941 году за счет оборудования и специалистов, эвакуированных с московского ЗИСа. Поначалу предприятие специализировалось на выпуске грузовых машин ЗИС-5 и ГАЗ-АА.

А уже в 1944 году конструкторы спроектировали оригинальный автомобиль. Первые опытные экземпляры УльЗИС-253 получили обновленный внешний вид, а также, самое главное, дизельный двигатель. В серию 4-тонная машина так и не пошла, поскольку оказалась недостаточно проходимой в суровых условиях Сибири, а также из-за отсутствия надежного дизеля в СССР.


2. УАЗ-300/302


В 1949 году ульяновские конструкторы спроектировали очередную инновационную машину. Несколько опытных экземпляров моделей 300 и 302 демонстрировали концепцию современного небольшого грузовика. Автомобиль получил проверенный 50-сильный двигатель от ГАЗ-М20 и 4-ступенчатую коробку передач, но в серию так и не попал.


3. УАЗ-470/471


В 1954 году на Ульяновском автозаводе началась сборка внедорожника ГАЗ-69, который водители называли «козликом» или «газиком». А уже через несколько лет на его базе конструкторы завода разработали опытные экземпляры – улучшенные модели 470 и 471. В отличие от тяжелых рамных машин, это были автомобили с несущим кузовом и независимой подвеской. Эти машины в серию не пошли, но повлияли на внешний вид легендарного УАЗ-469.


4. УАЗ-456


«Наших» автолюбителей сложно чем-то удивить, но фотографии некоторых моделей из Ульяновска вызывают неподдельный интерес. В 1959 году увидел свет седельный тягач УАЗ-456, созданный на базе ГАЗ-69. Несмотря на отличную маневренность, опытный двухосный автопоезд грузоподъемностью 2 тонны так и не пошел в серию.

5. УАЗ-452П


Также на УАЗе разработали седельный тягач на базе фургона. Машину УАЗ-452П испытывали несколько лет, но в серийное производство она не пошла.

6. УАЗ-451С и НАМИ-С-4


Полугусеничный УАЗ-451С проектировался как снегоход и испытывался в 1960-х годах. Автомобиль оснащен съемными лыжами на передней подвеске и гусеницами на задней оси.


7. УАЗ-452К


Ульяновские фургоны оказались очень удобной платформой для различных опытных машин. Так, в 1973 году инженеры УАЗа разработали модель 452К, представляющую собой 6-колесный автобус, рассчитанный на 15 пассажиров.

8. У-131/УАЗ-451МИ


В 1974-1975 гг. ульяновские инженеры сконструировали несколько вариантов электромобилей. Опытные экземпляры на базе серийного фургона эксплуатировались в «Мосторгтрансе», где и выявился ряд особенностей. Аккумуляторные батареи заряжались за 1 час и давали запас хода 50-70 километров, но при этом грузоподъемность машины снизилась до 500 килограмм.

9. УАЗ-3170/3171/3172


Внедорожники УАЗ, выпускавшиеся во времена СССР, мало подходили для использования большей частью населения. Еще в конце 1970-х годов в Ульяновске начались работы по созданию более «гражданской» машины. Но многочисленные опытные модели УАЗ-3170, УАЗ-3171 и УАЗ-3172 так и остались в единичных экземплярах. По-настоящему массовый УАЗ «на каждый день» стал доступен россиянам только в 1997 году.


Любителям автомобилей УАЗ также будут интересны

О книге : Журнал. Издание 2013 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 16
Язык : Русский
Размер : 15.5 мб.
Скачивание : бесплатно, без ограничений и паролей

Внедорожник Уаз-451М. Машина для завхоза. Утилитарный экстерьер и конструкторские хитрости.

Новая платформа была рассчитана на производство не только бортового грузовичка, но и «вагонных» модификаций - фургона УАЗ-451, санитарного автомобиля УАЗ-451А и микроавтобуса УАЗ-451В (микроавтобус и санитарная машина в конечном счете в серию не пошли).

Поэтому следовало позаботиться о возможности оснащения транспортного отсека боковой дверью. Для этого пришлось полностью перекроить раму - сделать ее ровной {без изгибов) в вертикальной плоскости. С «прошлым» в лице рвали достаточно решительно. А заглядывая в будущее, выбрали для автомобилей нового семейства двигатели не от «Победы», а от - более мощные и легкие (почти на 40 кг легче).

Напрашивалась и четырехступенчатая КПП. Рычаг переключения КПП перенесли с верхней части капота на рулевую колонку. Модернизации подверглось и слишком сложное рулевое управление автомобилей предыдущего поколения.

При внешней схожести моделей «450» и «451» между ними были принципиальные различия - как в компоновке, так и в агрегатной базе. Получалось, что семейство заднеприводных малотоннажников, предназначенных для работы на мелких народнохозяйственных перевозках в городе и на селе, уступает старшим «армейским» собратьям лишь в проходимости, да и то при определенных условиях, а по остальным параметрам превосходит их и довольно существенно.

В первой половине 60-х годов заднеприводные ульяновские бескапотники заполонили «города и веси». Более неприхотливые и экономичные, чем полноприводные аналоги, грузовички и фургоны обслуживали детские сады, школы, отделения связи, столовые, пионерские лагеря и дома отдыха. Народное хозяйство демонстрировало по-настоящему «выстраданную» потребность в автомобилях такого класса.

В том же 1965 году семейство «четыреста пятьдесят первых» получило усиленные рессоры и сцепление. Грузоподъемность выросла с 800 кг. до одной тонны. Рычаг переключения передач переехал с рулевой колонки на тоннель между коленями водителя и пассажира. После внесения этих изменений к обозначениям обеих версий заднеприводных бескапотников прибавилась дополнительная литера «М»: фургон «451М», грузовик «451ДМ».

Ниже говорил, что нужно больше моделей, а не околомодельных постов. Что ж, исполняю угрозу. Вашему вниманию предлагается продтоварный фургон УАЗ-451Д, сделанный студией МАЛ - кировским мастером Андраником Манукяном

Пару слов о истории появления прототипа: платформа 450-го семейства имела множество врожденных недостатков, обусловленных необходимостью строить бескапотники на шасси ГАЗ-69. Захват кабиной надкапотного пространства привел к тому, что передний мост оказался катастрофически перегружен, а водителю и пассажиру было тесно. Кроме того, затейливый профиль рамы ГАЗ-69 не позволял в транспортном отсеке фургона и санитарной машины сделать боковую дверь.
Конструкторы прекрасно понимали, что рано или поздно главные заказчики семейства, военные, потребуют поработать над ошибками, вызванными требованиями унификации.

Главным недостатком, который предстояло побороть в ходе проектирования новой платформы, являлась перегруженность переднего моста. Если в полноприводной версии недогруженным оказывался один из двух ведущих мостов, что было не столь критично, то в заднеприводной конфигурации трансмиссии зависал единственный. Это было подтверждено на практике – в 1958 году в СКБ Ульяновского автозавода изготовили два экспериментальных образца на базе УАЗ-450 – переднеприводный и заднеприводный автомобили. Оба варианта пришлось забраковать именно из-за проблем с развесовкой.

В конечном счете, после проведения многочисленных испытаний, в ходе которых опытные "451-е" с различной развесовкой состязались в проходимости с… грузовиком ГАЗ-51А, остановились на второй схеме. Базу оставили прежней, а двигатель, принеся в жертву унификацию капота и моторного отсека, сдвинули назад и немного (на 73 мм) вниз. В конце концов, это не только способствовало лучшей развесовке, но и увеличивало пространство в кабине, позволяя водителю и пассажиру расположиться с большим комфортом. Кроме того, впоследствии, при создании полноприводного шасси с использованием раздаточной коробки "469-го", такая компоновка дала возможность оптимизировать углы в шарнирах карданных валов

Новая платформа была рассчитана на производство не только бортового грузовичка, но и «вагонных» модификаций – фургона УАЗ-451, санитарного автомобиля УАЗ-451А и микроавтобуса УАЗ-451В (микроавтобус и санитарная машина, в конечном счёте, в серию не пошли). Поэтому следовало позаботиться о возможности оснащения транспортного отсека боковой дверью. Для этого пришлось полностью перекраивать раму – сделать ее ровной (без гибов) в вертикальной плоскости. С "прошлым" в лице ГАЗ-69 «рвали» достаточно решительно. Заглядывая в будущее, сразу же решили, что на автомобили нового семейства следует устанавливать не "победовские", а "волговские" двигатели – более мощные, но почти на 40 кг легче. Как следствие "напрашивалась" четырехступенчатая КПП. Ее разработкой занялся конструктор А.Я. Мелкадзе. Рычаг переключения КПП перенесли с верхней части капота на рулевую колонку. Основательной модернизации подверглось переусложненное рулевое управление автомобилей предыдущего поколения

В общей сложности отличий от "450-х" было не так уж много, но все их можно считать принципиальными. По всему выходило, что семейство заднеприводных малотоннажников, предназначенных для работы на поприще мелких народнохозяйственных перевозок в городе и на селе, уступает старшим «армейским» собратьям лишь в проходимости, и то – при определенных условиях, а по остальным статьям – существенно превосходит. И не случайно еще на стадии разработки компоновочных чертежей Варченко начал по своей инициативе «примеривать» к новому шасси раздаточную коробку и передний ведущий мост, закладывая основу для нового поколения бескапотных полноприводников. Семейство заднеприводных УАЗ-451 принято считать упрощенной версией своих полноприводных собратьев, "452-х". В действительности заднеприводная платформа во многом самобытна и знаменательна. Именно ее архитектура позволила впоследствии создать второе поколение ульяновских бескапотных вездеходов. Кроме того, УАЗ-451 стал первой моделью, разработанной ульяновскими конструкторами не по заказу военных

Теперь перейду к модели. Как я уже писал в заголовке поста, сработана она по принципу "бедненько, но чистенько". Это интересная модель малотоннажного развозного фургончика, к которым я питаю непреодолимую слабость. Однако, как и всякая кустарная модель, этот "Уазик" имеет ряд косяков, объяснить некоторые из которых я не в силах. К примеру, тонущую в облое, заусенцах и толкателях пластиковую базу (саратовскую вроде) - неужто мастеру было так сложно привести её в товарный вид? Покрашенная одним цветом задняя оптика тоже не способствует идеальному восприятию. Имеются и огрехи в окраске:

Фары тоже криповенькие:

Но всё-таки неплохо бы поставить этот фургон в одну компанию с одноклассниками. Из таковых у меня только автолегендарные "буханки". И в их ряду МАЛовский фургон неплохо выглядит:



Появляется также прекрасная возможность сравнить донышки из Саратова и из Китая:

Собственно, как-то так. Не скажу, что УАЗ-451Д в исполнении студии МАЛ идеален. Однако дикого отторжения и несварения он тоже не вызывает. Скорее, это просто ещё одна кустарная модель среднего качества. Этот фургон достался мне за 2500 рублей - учитывая конские ценники к другим изделиям Андраника Манукяна, то взял я его почти даром. Однако приобретать в коллекцию что-то ещё от студии МАЛ пока желанием не горю

Общие данные автомобилей УАЗ-451М, УАЗ-452 и их модификаций


Выпускаемые с 1965 года Ульяновским автомобильным заводом автомобили УАЗ -452 (типа 4X4) являются дальнейшим развитием и усовершенствованием конструкций ранее выпускавшихся автомобилей УАЗ -450.

На автомобиле УАЗ -452 установлен более мощный карбюраторный верхнеклапанный двигатель (72 л. с), четырехступенчатая коробка передач и усиленное сцепление. Это позволило улучшить экономические и тягово-динамические показатели автомобилей.

Раздаточная коробка, крепящаяся непосредственно к коробке передач, дала возможность исключить промежуточный карданный вал, имеющийся на автомобилях УАЗ -450.

В дифференциалах ведущих мостов установлены четыре сателлита, что позволило значительно снизить удельное давление на оси сателлитов.

Передний ведущий мост снабжен механизмом отключения привода передних колес.

Рулевой механизм сделан более простой (без конической передачи) и более надежной конструкции.

Повышена эффективность тормозов благодаря установке на передние тормоза отдельного привода на каждую колодку.

Кабина и кузов сделаны более прочными и просторными, с улучшенной системой отопления и вентиляции (установлены опускающиеся стекла в передних дверях), а также введен ряд других изменений.

Автомобили УАЗ -451М (типа 4X2) завод выпускает также с 1965 г. Они имеют ряд унифицированных с автомобилями УАЗ -452 агрегатов, узлов и деталей.

Автомобили семейства УАЗ -451М с задней ведущей осью (тип 4X2) предназначены для эксплуатации по всем дорогам, а УАЗ -452 с двумя ведущими осями (тип 4X4), кроме того, и по бездорожью.

Автомобили УАЗ -451М (рис. 1) грузоподъемностью 1000 кг и УАЗ -452 (рис. 2) грузоподъемностью 800 кг с цельнометаллическими закрытыми кузовами-фургонами вагонного типа предназначены для перевозки промышленных и продовольственных товаров.

Рис. 1. Автомобиль УАЗ -451М

Рис. 2. Автомобиль УАЗ 452

Рис. 3. Автомобиль УАЗ -451 ДМ

Рис. 4. Автомобиль УАЗ -452А

Рис. 5. Автобус УАЗ -452В

Рис. 6. Автомобиль УАЗ -452Д

На базе автомобиля УАЗ -451М завод выпускает грузовые автомобили УАЗ -451ДМ (рис. 3), оборудованные цельнометаллическими кабинами и деревянными платформами с тремя откидными бортами, предназначенные для перевозки различных мелкопартионных грузов.

К семейству автомобилей УАЗ -452 относятся: санитарный автомобиль УАЗ -452А (рис. 4), предназначенный для перевозки больных и обслуживания пунктов скорой медицинской помощи в городах и сельской местности;
автобус УАЗ -452В (рис. 5), рассчитанный для перевозки 10 пассажиров;
грузовой автомобиль УАЗ -452Д (рис. 6) для перевозки мелкопартионных грузов, имеющий такую же кабину и платформу, что и автомобиль УАЗ -451ДМ.

Начал выпуск заднеприводных автомобилей с цельнометаллическим кузовом вагонного типа УАЗ-451 .

На протяжении всего срока выпуска автомобиль неоднократно подвергался модернизации, так например в 1965 году автомобиль получил новый более мощный верхнеклапанный двигатель и 4-ступенчатую коробку передач.

Автомобили УАЗ 451-го семейства выпускали в различных модификациях: фургон, микроавтобус, санитарный, грузовик, седельный тягач и даже электромобиль вплоть до 1982 года, после чего данный автомобиль был снят с производства

Дизайн и конструкция

По сравнению со своим полноприводным предшественником грузоподъемность УАЗ-451 увеличилась до 1 тонны. Двери открывались по ходу движения, а не против него. Появилась дополнительная задняя боковая дверь, после модернизации в 1965 году получил новый двигатель и коробку передач и стал именоваться как УАЗ-451М (грузовая модель УАЗ-451ДМ).

Во второй половине 70-х годов автомобиль получил зеркала большего размера, которые теперь размещали на дверях, а не на передних панелях кузова. К концу того же года под новую светотехнику пришлось изменить штампы задних кузовных панелей у фургонов и микроавтобусов (задние фонари вместо круглых - ФП-100, стали прямоугольными - ФП-132). За передними дверями появились боковые повторители поворотов. Так же заменили решетку радиатора.

В начале 80-х годов рычажные амортизаторы были заменены на телескопические, установлен двигатель модели УЗМ-414 мощностью 90 лошадиных сил. Система охлаждения стала закрытого типа с расширительным бачком.

Модификации

УАЗ-451А

Санитарный автомобиль, серийно не выпускался.

УАЗ-451В

Опытный микроавтобус, с цельнометаллическим несущим кузовом рассчитанный на 9 человек. Был построен в единственном экземпляре, который участвовал в большом испытательном пробеге.

УАЗ-451Д

Серийный грузовой автомобиль с двухместной кабиной и деревянным кузовом, который выпускали с 1961 по 1966 год.

УАЗ-451М; УАЗ-451ДМ

Такое обозначение получили фургоны УАЗ-451М и грузовые автомобили УАЗ-451ДМ после модернизации в 1965 году.

УАЗ-451П

Серийный седельный тягач, который выпускали с 1962 по 1970 год.

УАЗ-451С

Опытный образец снегохода, построенный на базе УАЗ-451. Имел съемные лыжи вместо передних колес и резинометаллические ведущие гусеницы.

УАЗ-451МИ

Электромобиль на базе 451-го УАЗа. Аккумуляторы располагались под рамой автомобиля в специальном ящике. Электрооборудование на переменном токе, а зарядное устройство было смонтировано на самом электромобиле, это позволяло заряжать аккумуляторы в любом месте прямо от городской электросети. Заряжался автомобиль достаточно быстро, за час батареи заряжались примерно на 70 процентов. Грузоподъемность автомобиля составляла 500 кг. Отличить электромобиль от серийного УАЗ-451 можно было по надписи «Электро» нанесенной по всему борту автомобиля.

В салоне электромобиля вместо стандартных приборов были размещены квадратные вольтметры и амперметры, вместо рычага КПП располагался рычаг выключения «массы». Педалей было всего две - газ и тормоз.

ЛуМЗ-946

Авто холодильник на базе фургона УАЗ-451 выпускаемый Луцким машиностроительным заводом с 1965 года. Автомобиль предназначался для перевозки скоропортящихся продуктов и полуфабрикатов в черте города. Цельнометаллический кузов автомобиля имеет двухстворчатую заднюю дверь, а внутри обшит листовым алюминием. В качестве теплоизоляции был применен пенопласт.

В кабине вместо пассажирского сиденья располагались два холодильных агрегата ФГК-07, а в кузове два аккумулятора холода. Диапазон регулирования температур был от -2 до +4 градусов. Грузоподъемность составляла 375 килограмм.

УАЗ-3801

Еще один электромобиль, построенный на базе фургона УАЗ-451 работающий на переменном токе. Аккумуляторные батареи располагались в специальном отсеке на полу кузова фургона, а электродвигатель под полом не в передней части, а посередине базы. Для доступа к аккумуляторному отсеку были сделаны специальные лючки с каждого борта.

Заряда батарей хватало на 48-50 километров пути, а заряжать электромобиль можно было от городской сети, за час батареи заряжались примерно на 70%. УАЗ-3801 мог перевозить грузы весом до 650 килограмм. В период с 1980 по 1985 год было выпущено 65 автомобилей УАЗ-3801.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png