Статья опубликована 16.08.2014 17:01 Последняя правка произведена 16.08.2014 17:52

В 1932 году на шасси Форд-АА в НАТИ был разработан собственный оригинальный трёхосный вариант полуторки с червячными главными передачами мостов и демультипликатором. В дальнейшем конструкция доводилась в КБ спецмашин ГАЗа под руководством Виталия Андреевича Грачёва. Серийный выпуск ГАЗ-ААА был освоен в 1934 году и продолжался до июля 1943 года, когда был свёрнут вследствие больших разрушений ГАЗа бомбардировочной авиацией люфтваффе. Было выпущено 37373 грузовика ГАЗ-ААА, в том числе 3331 бронеавтомобиль серии БА-6/БА-10 и 194 автобуса ГАЗ-05-193. Один сохранившийся ГАЗ-ААА находится в Музее истории ОАО ГАЗ в городе Нижний Новгород, второй находится в автомобильном музее во Владивостоке.

Трехосный грузовой автомобиль был хорошо приспособлен к сложным армейским условиям эксплуатации и широко применялся в Красной Армии в довоенный период. Его использовали также в качестве базы для средних трехосных бронеавтомобилей БА-6, БА-9, БА-10, ПБ-7, БА-22 и подвижной ремонтной мастерской типа А. От базовой модели (ГАЗ-АА) он отличался большей грузоподъемностью (до 2 т), колесной формулой (6х4), более мощным двигателем 36,8 кВт (50 л.с.), конструкцией элементов трансмиссии, ходовой части и подвески.

Автомобиль обладал неплохими для его типа параметрами проходимости. Он мог совершать подъем на твердом грунте до 27 градусов, двигаться по косогору с углом крена до 18 градусов, преодолевать канаву (ров) шириной 0,4 м и брод с твердым дном глубиной до 0,6 м. Среднее удельное давление заднего моста на грунт было 0,22 Мпа (2,2 кгс/см*2) при массе машины в снаряженном состоянии 2475 кг.

Конструкция ГАЗ-ААА:

На автомобиле устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с рабочим объемом 3,28 л. В его системе питания применялся низкооктановый бензин. На машинах первых выпусков топливо поступало в карбюратор самотеком из бака, расположенного над двигателем, а в дальнейшем подавалось диафрагменным насосом. Запас хода по топливу составлял 200 км.

Электрооборудование машины было однопроводным, напряжением 6В с положительным выводом аккумуляторной батареи на корпус.

Трансмиссия автомобиля включала однодисковое сцепление сухого трения, механическую четырехступенчатую коробку передач (демультипликатор), карданную и главные передачи промежуточного и заднего мостов. Главные передачи были выполнены и в виде червячных редукторов с верхним расположением червячного вала. Крутящий момент на задний мост передавался от промежуточного с помощью карданного вала.

Рабочая тормозная система имела колодочные тормозные механизмы, вмонтированные в каждое колесо, и механический привод. Стояночный тормозной механизм такого же типа действовал на трансмиссию.

Передняя, зависимая подвеска автомобиля состояла из поперечно расположенной полуэллиптической рессоры с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму. Балансирная подвеска задней тележки включала продольно расположенные полуэллиптические рессоры и реактивные штанги. В целом конструкция подвески позволяла развивать машине хорошую по тому времени среднюю скорость движения по грунтовым дорогам (до 25 км/ч) и по шоссе (до 65 км/ч).

Однако надо отметить, что сравнительно большая масса автомобиля и отсутствие привода на передние колеса снижали его проходимость.

Полковник запаса А.Протасов, кандидат технических наук

Фотографии:

Технические характеристики ГАЗ-ААА:

Производитель: ГАЗ (СССР)
Годы пр-ва: 1936-1943
Колёсная формула: 6*4
Двигатель: карбюраторный,4-цилиндровый, рядный, рабочий объём 3285 см3, до 1937 года степень сжатия 4,25, мощность 40 л. с. (ГАЗ-АА), с 1937 года - степень сжатия 4.6, мощность 50 л.с. при 2800 об./мин (ГАЗ-ММ).
Трансмиссия 10 передач (8 вперёд и 2 заднего хода)
Длина: 5335 мм
Ширина: 2040 мм
Высота: 1970 мм
Клиренс: 230 мм
Колёсная база: 3200 мм
Масса: 2475 кг
Макс. скорость: 65 км/ч
Предшественник ГАЗ-АА


Основные модификации 3-осного грузовика ГАЗ-ААА:
ГАЗ-05-193 - штабной автобус (1936-45 гг.). Произведено 237 шт.
ГАЗ-60 - полугусеничный ГАЗ-ААА (1938-42 гг.)
ПАРМ-А - ремонтно-восстановительная машина.
БА-6 - бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1935-38 гг). Выпущёно 386 шт.
БА-10, БА-10М - бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-ААА (1938-41 гг). Выпущено 3311 шт.
СУ-12 - самоходная установка с 76,2-мм пушкой (1933-35 гг.). Выпущен 51 экземпляр.
ЗСУ 61-К

Кроме того на базе ГАЗ-ААА выпускался ряд специализированных автомашин - пожарные, седельные тягачи, радиофургоны, прожекторные зенитные установки ПО-15-8, РЛС обнаружения РУС-2 "Редут" и РУС-2с "Пегматит", автомобильные зенитные установки (счетверённые пулемёты "Максим" в кузове) и т.д.

Тактико-технические характеристики
грузовика ГАЗ-ААА
Год выпуска 1934
Мест в кабине 2
Масса, кг 2475
Масса груза, кг 2000
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м

5,335
2,04
1,97
Клиренс, м 0,23
Двигатель карбюраторный
"ГАЗ-М1", 50 л.с.
Коробка передач 4 вперёд, 1 назад
2-скоростная раздаточная
коробка
Расход топлива, л/100 км 25
Запас хода, км 100
Макс. скорость, км/ч 65
Выпущено, шт 37373

3-осный грузовик ГАЗ-ААА (6x4) был разработан в 1934 г. при участии известного конструктора В. А. Грачева. С точки зрения конструкции ГАЗ-ААА представляет собой трехосную модификацию грузовика ГАЗ-АА. Сначала на нем использовали обычный 40-сильный мотор, но с 1936 г. стал применяться его вариант в 50 л.с., который в США устанавливали на модели Форд-ВВ. При проектировании нового грузовика были внесены ряд мелких изменений, например немного была изменена форма крыла. Главными же особенностями ГАЗ-ААА стали подвеска двух задних мостов на четырех продольных полуэллиптических рессорах (вместо двух балансирных) и червячная главная передача для ведущих мостов, разработанные на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ). Связанное с этим увеличение числа колес позволило не только уменьшить удельное давление на грунт, но и оптимизировать передачу крутящего усилия от двигателя на грунт. В свою очередь, это значительно повысило проходимость автомобиля по проселочным и лесным дорогам. Проходимость его по снегу и мягким грунтам могла быть повышена с помощью установки на задние колеса гусеничных цепей "Оверолл".

Автомобиль мог перевозить по шоссе 2 т груза и развивал скорость 65 км/ч, а при подъеме с полной нагрузкой можно было преодолевать подъем в 27 градусов.

Существенным недостатком ГАЗ-ААА был относительно слабый двигатель, не позволявший использовать его в качестве тягача дивизионной артиллерии. По этой причине автомобиль использовался в основном для перевозки войск и грузов.

Кроме этого, шасси автомобиля ГАЗ-ААА использовалось для производства средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10, штабных автобусов ГАЗ-05-193, топливозаправщиков, походных мастерских, радиолокационных станций. Шасси "трехоски" использовалось для установки на нем счетверенных пулеметов "максим" или крупнокалиберного ДШК, на базе этой машины выпускалась артустановка СУ-12 и бронеавтомобиль БА-10, а также одна из первых советских радиолокационных станций РУС-2 "Редут".

По объему производства ГАЗ-ААА стал самой массовой машиной повышенной проходимости. За период с 1934 по 1943 годы было изготовлено 37373 грузовика, большинство из которых использовалось в частях Красной Армии.

Фотографии грузовика ГАЗ-ААА


ГАЗ-ААА - автомобиль, ставший самой массовой трехосной довоенной моделью грузовика не только в СССР, но и во всем мире. О нем мы и расскажем далее в статье.

Как это ни прискорбно признавать, но прототипом советских грузовиков, поставленных на три оси, является американский автомобиль Ford-Timken. Стоит отметить, что в США машины такого класса, отличающиеся повышенной проходимостью, не являлись популярными, а вот в СССР, где проблемы бездорожья никогда не теряли своей актуальности, подобные грузовые автомобили были весьма кстати. Поэтому с 1931 года завод «Гудок Октября», располагавшийся в Нижнем Новгороде (позднее переименованном в город Горький), начинает изготавливать из комплектующих, поставляемых из Америки, отечественные копии «Тимкенов».

Понятно, что долго так продолжаться не могло - Стране советов нужна была полностью своя машина.

«Трехосник» от горьковчан

В 1932 году московский НАТИ спроектировал «трехоску», взяв за базу опять же американский Ford AA, который до этого послужил уже прототипом ГАЗ-АА («полуторка»). После чего результаты работ по машине были переданы на ГАЗ для полной доводки, перед выпуском в серию.

Закончить ГАЗ-ААА было поручено В. Грачеву, талантливейшему конструктору Горьковского автозавода, однако даже у него поставить новый грузовик на конвейер (в 1934 г.) получилось только с третьего раза. Каждый раз проектирование ходовой части новой машины начиналось с нуля. Третья ось, которую попросту попытались приладить к уже существующей полуторке, категорически отказывалась там приживаться.

Тем не менее нужно отметить тот факт, что два образца ГАЗ-ААА, предшествующих серийной модели, в 1933 году приняли участие в Каракумском пробеге.

В итоге конструкторы все же добились нужного результата, и машина пошла в массовое производство. И несмотря на то что внешне ГАЗ-ААА от «полуторки» отличался лишь третьей осью, это была уже другая машина.

Отличие новой «трехоски» от старой «полуторки»

Прежде всего нужно отметить, что новый грузовик получил другую раму. Так как двигатель теперь подвергался более высоким нагрузкам, появилась необходимость в улучшении системы охлаждения, поэтому четырехрядный радиатор от ГАЗ-АА был заменен на шестирядный и плюс к тому установлен четырехлопастной вентилятор. Таким образом, сердечник радиатора увеличился по толщине на 37 мм.

Если на «полуторке» запаска была подвешена в задней части, под рамой, то у ГАЗ-ААА, во-первых, запасных колес стало два, а во-вторых, их перенесли непосредственно под кузов, где и закрепили на откидывающихся кронштейнах. Там же конструкторы установили и ящик для инструментов. Причиной такого изменения стал картер тележки заднего моста, который не позволял закрепить «запаску» («запаски») на традиционное место. Сам же кузов, чтобы исключить касаний колес задней тележки его корпуса во время движения по бездорожью, был приподнят на десять сантиметров, а его опорные поперечные брусья для увеличения прочности в связи с повышением грузоподъемности машины были увеличены в диаметре.

Кроме того, в 1937 году трехосный советский грузовой автомобиль ГАЗ стал комплектоваться более мощным двигателем (50 л. с.) вместо старого сорокасильного. Вторичный вал демультипликатора оборудовали дисковым тормозом, а также машина получила дополнительный бак для горючего емкостью 60 литров. Кузов расширили на 10 см и усилили металлическим каркасом.

Технические характеристики ГАЗ-ААА выглядели так:

  • габариты машины (м) - 5,335 х 2,04 х 1,97 (длина, ширина, высота);
  • снаряженная масса (т) - 2,475;
  • вместимость кабины - 2 чел.;
  • грузоподъемность (т) - 2;
  • колесная формула - 6 на 2;
  • база машины (м) - 3,2;
  • колесная колея (м) - 1,405;
  • мощность силового агрегата (л. с.) - 504;
  • расход бензина - 27 л на 100 км;
  • предельная скорость движения - 65 км/час.

Практическое применение «трехоски»

ГАЗ-ААА - модель, которая прежде всего предназначалась для армии. Там эти автомобили использовались в основном для транспортировки личного состава и грузов. В качестве тягача для арт. вооружения «трехоска» не годилась, так как для этого не хватало мощности. Однако эти грузовые автомобили прекрасно подходили для монтажа счетверенных пулеметных установок или же зенитных пушек калибра 37 мм.

Кроме того, на основе ГАЗ-ААА была создана самоходка СУ-1-12 с 76-миллиметровой пушкой, бронеавтомобили среднего класса БА-6 и БА-10, ремонтные машины ПАРМ и ПМ «тип А», радиостанция РСБФ, а также разнообразные фургоны, цистерны, кинопередвижные установки, агитавтобусы и пожарные машины.

Конец конвейерной жизни

В 1943 году Горьковский автозавод попал под бомбардировку немецкой авиации и фактически был уничтожен. Впервые за всю войну ГАЗ вынужденно прекратил свою работу.

Несмотря на проблемы, связанные с военным временем, предприятие было довольно быстро восстановлено и продолжило выпуск столь необходимых для воюющей страны автомобилей. Однако после реконструкции производство ГАЗ-ААА было прекращено. А роль двухтонного грузовика с повышенной проходимостью после окончания войны стал играть двухосный, оборудованный полным приводом, ГАЗ-63.

Всего начиная с 1934 года горьковчанами было выпущено 37 373 машины. Из них до наших дней дожили только три экземпляра.

В середине 20-х годов прошлого столетия на заводе АМО (Москва) начался выпуск грузовых автомобилей АМО Ф15. Но завод был не в состоянии удовлетворить растущую потребность СССР в грузовых автомобилях. Поэтому в Нижнем Новгороде началось строительство нового крупного автозавода. Партнером в строительстве стала американская компания «Форд». Уже в начале 1932 года завод выпустил первые грузовики ГАЗ АА, созданные на основе "Форд АА".

Импортные трехосные

В 20-30-е годы в ряде стран стали популярны грузовые автомобили с тремя осями. Такие грузовики часто использовались в качестве армейских машин. СССР импортировал из Франции и Великобритании трехосные машины для эксплуатации в Средней Азии.

Базовый автомобиль "Форд АА" имел модификацию с двумя задними мостами, выпускавшуюся компанией "Тимкен", которая являлась поставщиком элементов шасси для заводов "Форд". Благодаря третьему мосту грузоподъемность машины была повышена до 2-2,5 тонны.

Уже в 1930 году Советский Союз приобрел комплекты деталей для сборки одной тысячи грузовиков "Форд-Тимкен". В СССР на базе этих шасси были разработаны и серийно производились бронеавтомобили БАИ и БА-3.

Создание отечественного варианта

Вскоре в институте НАТИ, опираясь на конструктивные решения "Форда-Тимкен", создали отечественный вариант трехосного грузовика, получивший название ГАЗ-ААА. По сравнению с американским аналогом, несколько расширилась колея задних колес и сократилась база задней тележки. Изменилась конструкция подвески тележки.

Серийное производство началось в самом конце 1934-го и продолжалось до лета 1943 года. Однако единичные машины собирали до самого начала 1944 года из имевшегося задела деталей. Всего было выпущено почти 37,4 тысячи бортовых машин и некоторое число шасси для бронеавтомобилей и автобусов. Фото ГАЗ-ААА из ранних серий представлено ниже.

Шасси грузовика использовалось в конструкции автобуса ГАЗ 05-193 и средних бронеавтомобилей БА-6 и БА-10.

Особенности конструкции

Основным отличием шасси ГАЗ-ААА стала задняя балансирная тележка. В конструкцию тележки входили два моста с проходным червячным редуктором и четыре рессоры в форме половины эллипса. Трансмиссия состояла из четырехскоростной коробки передач и дополнительного двухскоростного редуктора. Редуктор имел прямую и понижающую передачи.

Благодаря трансмиссии удалось расширить тяговый диапазон и улучшить внедорожные характеристики ГАЗ-ААА. Положительное влияние на проходимость оказали и колеса дополнительной оси.

Рама трехосного автомобиля имела свои лонжероны. Для охлаждения более теплонагруженного двигателя применяли радиатор с увеличенной площадью теплообменника. Увеличение площади было достигнуто за счет дополнительных рядов трубок. Изменили и вентилятор двигателя - вместо простейшего двухлопастного варианта применялся более производительный, с четырьмя лопастями.

Запасные колеса размещались под деревянной платформой кузова. Для обеспечения большего хода колес задней тележки платформа имела увеличенные на 100 мм поперечные подпорные брусья. Поскольку грузоподъёмность машины составляла 2 тонны, то эти брусья были изготовлены из более толстых досок. В расширенном промежутке под задней частью платформы разместился большой инструментальный ящик, который проходил насквозь через всю ширину автомобиля.

Модернизация машины

Машины первых лет выпуска оснащались 40-сильным карбюраторным двигателем. Для повышения технических характеристик ГАЗ-ААА с 1937 года стали оснащать модернизированным 50-сильным мотором с карбюратором от легкового автомобиля М1. Произошла унификация рулевого редуктора для всех автомобилей ГАЗ.

Машину оснастили стояночным тормозом дискового типа, размещенным на выходном валу раздаточной коробки.

В качестве эксперимента под платформой модернизированных машин ГАЗ-ААА пытались установить дополнительный 60-литровый бак для топлива. Топливо из него перекачивалось насосом в основной бак. Существовали опытные образцы расширенной платформы с усиленным каркасом. Машины с таким комплексом доработок имели полуофициальное обозначение ГАЗ 30. Дальнейшего развития эксперименты не получили.

Серийные изменения 1938-41 годов

В предвоенные годы в конструкцию ГАЗ-ААА постоянно вносились изменения и доработки. Так, с 1940 года машины получили унифицированный буксирный прибор на задней поперечине рамы.

Примерно в это же время запасные колеса перенесли из мест под платформой в карманы на передних крыльях. К этому времени относится и введение передних буксировочных крюков, установленных на лонжеронах рамы.

Упрощенная модель

После начала Великой Отечественной войны стала резко ухудшаться ситуация с поставками качественного стального листа, необходимого для штамповки крыльев и ряда других деталей. Поэтому конструкторы завода разработали упрощенный вариант кабины грузовика. Для изготовления кабин использовалось обычное кровельное железо. Все изменения военного времени вводились постепенно, по мере расходования запаса деталей.

Без изменений остались передняя стенка кабины, приборная панель и капот двигателя. Задняя стенка кабины была немного выше спинки сидения водителя и имела трубчатый усилитель по внешней кромке. Остальная часть задней стенки выполнялась из брезента и крепилась к усилителю и к деревянному каркасу крыши. Крыша была также изготовлена из брезента. Козырек над лобовым стеклом не ставился.

Вместо дверей имелись треугольные вставки из фанеры по бокам сидения. Остальной проем можно было закрыть двумя брезентовыми полотнищами, соединявшимися кожаными ремешками. Штампованные подножки заменили деревянными из 2-3 досок. Подножки служили опорой крыльям и имели дополнительный кронштейн крепления. Общий вид салона ГАЗ-ААА - на фото ниже.

Крылья получили прямоугольную форму и имели в углах несколько точек сварки. Автомобили оснащались одной фарой со стороны водителя. Лобовое стекло кабины состояло из двух частей и могло легко заменяться. Для замены могло использоваться обычное оконное стекло.

Ближе к концу 1942 года машины стали оснащать деревянными дверями со сдвижным остеклением. В 1943 году стали применять две фары от внедорожного ГАЗ-67. Брезентовый зад кабины использовался на полуторатонных грузовиках ГАЗ АА и после войны, вплоть до окончания производства в 1949 году.

Эксплуатация

Многие построенные машины ГАЗ-ААА поставлялись в Красную армию. На них часто вместо бортовой платформы устанавливались различные ремонтные мастерские. Шасси использовалось для установки маслозаправочных (модель М3-38) и бензозаправочных (Б3-38) цистерн.

Еще одной сферой применения машины было создание мобильных радиостанций, систем дальнего обнаружения целей РУС-2. В середине 30-х годов на базе грузовика создали самоходную установку Су-12, которая активно применялась в боях на озере Хасан, реке Халхин-Гол и во время войны с Финляндией. Уже во время войны на шасси ГАЗ-ААА устанавливали систему залпового огня БМ-13 «Катюша».

Автобус ГАЗ 05-193 выпускался с 1939 года для нужд армии. Его использовали как штабной и санитарный транспорт, как шасси для изготовления подвижных лабораторий (гигиенических, бактериологических и т. д.).

Часть автомобилей ГАЗ-ААА попала и на гражданскую службу, но с началом войны была мобилизована в армию. Уцелевшие машины достаточно долго эксплуатировались в народном хозяйстве в различном качестве. Для вывоза бревен использовались автомобили-лесовозы ГАЗ-ААА, работавшие с роспуском.

На сегодняшний день уцелело всего три трехосных автомобиля, которые находятся в различных музеях России.



Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png